Вестник СамГУ. 2015. № 7 (129)
191
УДК 378
Т.И. Руднева*
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ
В статье рассматривается проблема педагогического образования в условиях его реформирования, оптимизации и модернизации; в связи с новациями в системе российского образования обращается внимание на статус учителя, педагога, преподавателя, обусловленный профессиональным стандартом «Педагог».
Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагогическое образование, профессиональный стандарт, профессиональное образование, учитель, педагог, преподаватель.
В связи с интеграционными процессами, происходящими в нашей стране, содержание современного образования представляется системой ценностей культуры, необходимых для развития личности и общества. Трудности приспособления образования к изменяющимся условиям социальной среды ставят задачу «выживания» профильных вузов. Одним из средств, способных обеспечить «культурную фундаментальность» [2], является ориентация на достижение свойств образования, качественно более высокого порядка. Тенденция современного общества на замену классического образования узкоспециальным обучением несет разрушительные элементы. Особые волнения вызывает педагогическое образование, поскольку значительное число вузов (15 % педагогических вузов), готовящих школьных учителей, сменили свой статус, а количество бюджетных мест значительно сократилось. При невысоком статусе педагогической профессии количество желающих заниматься педагогической деятельностью не может полностью удовлетворить потребности школы (ежегодная потребность в педагогических кадрах составляет более 20 тысяч человек, в то же время педагоги-пенсионеры составляют 18 %). Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости идеологии, которая способна обеспечить условия для реализации обществом педагогической (образовательной, воспитательной) функции. Педагогическая наука сегодня не способна отразить быстро меняющиеся технологии цивилизации, но базовыми остаются закономерности классической педагогики, определяющей средства решения педагогических задач. Технологизация образовательного процесса вступает в противоречие с классическим образованием, нацеленным на формирование культуры и мировоззрения. Относительно учителя это — педагогическая культура, базовое ядро которой представляется универсальностью личности. Педагогическое образование сочетает несколько его направлений, обеспечивающих формирование общей, специальной, методической, методологической культуры. А для этого необходимо определиться с педагогической функцией национальной идеи. Современный учитель — это личность, способная на основе образовательных компетенций ставить цели и достигать их с помощью педагогических средств, моделировать, комбинировать, конструировать, неся ответственность за свои действия. Многофункциональность педагоги-
* © Руднева Т.И., 2015
Руднева Татьяна Иван9вна (rudneva@samsu.ru), кафедра теории и методики профессионального образования, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
ческой деятельности требует от образовательной системы обучения профессии (мастерству) и воспитания культуры уважительного отношения к личности обучаемого (субъект — субъектные отношения).
Сегодня особую остроту приобретает проблема педагогического профессионализма, имеющая как функциональную, так и личностную обусловленность в силу специфики педагогической деятельности в современных условиях ее реализации. Глобализация, подвергая конвергенции лишь некоторые способы и условия жизнедеятельности (прежде материальные и информационные), не может глубоко затронуть условия социальные, культурные, духовные. Если содержание педагогического образования задается методологией педагогической науки и видами педагогической деятельности, то спорным остается вопрос о личностных свойствах учителя.
В последние годы изданы документы, содержащие профессиональный стандарт педагогического и научно-педагогического работника. Появилось понятие «инновационный педагог», что усилило требования к учителю, который должен иметь не только высокие когнитивные, регулятивные, рефлексивные способности, но и соответствовать требованиям, которые относятся к смысложизненной, бытийно-осново-полагающей сфере, предполагая соответствующую структуру ценностно-смысловой и потребностно-мотивационной сфер личности.
Обратимся к доминантному свойству — педагогической направленности, экзистен-циональный смысл которого выражается миссией, жизненным предназначением, выполняемым через преодоление любых внешних обстоятельств. Исследования свидетельствуют о том, что у значительного числа учителей отмечается направленность не на предмет деятельности — личность, а на ее средство — учебный предмет [4]. «Инновационный педагог» многими воспринимается в «рыночном» смысле в качестве предпринимательского типа личности [1], поскольку его деятельность протекает в условиях, когда в образование пришли в 90-е годы без соответствующей педагогической подготовки по причине ликвидации производств, что может повториться и сегодня, если общество позволит снизить миссию педагогической профессии.
Вхождение в мировое образовательное пространство сопровождается переносом в российскую систему зарубежной практики. Традиционный образ учителя в российском образовании, прежде всего, представляется носителем нравственных ценностей; попытка актуализировать функцию носителя «образовательных услуг» сопровождается внедрением в сознание учителя и общественности позиции тьютора. Согласимся с исследователями (С.Л. Леньков), что профессионализм учителя должен выражаться готовностью к изменениям и одновременно верностью педагогическим традициям. Таким образом, современное педагогическое образование, сохраняя традиции фундаментальности и универсальности подготовки к педагогической деятельности, должно включать элементы инновационности (подготовка к применению различных педагогических технологий), одновременно задавая параметры развития обучаемой личности, составляющей духовно-нравственный потенциал общества. Приходим к выводам, что становление учителя нового типа — длительный процесс, а за рамками вузовского педагогического образования находится повышение квалификации учителя, обеспечивающее переосмысление своей деятельности и себя как профессионала.
Новации в системе образования обусловлены Законом «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу в 2014 году. В данном стратегическом документе обобщается множество доминирующих положений из ранее опубликованных, а также содержатся новации. Однако в целом положения Закона не сопровождаются инструментом его реализации. Значит, качество решения поставленных задач во многом будет зависеть от их сопровождения современной педагогической наукой и от инициативы практиков. В итоге предоставляется свобода действий тем, кто включается в инновационные преобразования. Это прежде всего — учитель. Педагогические коллективы самостоятельно должны разрабатывать программу формирования у обу-
чаемых универсальных учебных умений средствами интегрированного содержания образования, а это уже фундаментальные задачи, которые в корне меняют назначение учителя. Преобразуется и инструмент педагогической деятельности: разработка основной образовательной программы на основе примерных учебных программ по всем предметам требует владения технологиями их проектирования, умений отбора средств оценки результатов освоения этих программ.
С изменением социальной роли учителя приобретает иные характеристики его «портрет», что находит выражение в стандартах, определяющих требования к подготовке педагогов. Так утвержден профессиональный стандарт «Педагог», отражающий педагогическую деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего, среднего общего образования. Одновременно значительные изменения должны произойти в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Обеспокоенность вызывает тот факт, что процесс стандартизации сопровождается девальвацией духовно-нравтсвенных свойств личности учителя. В понятии «конкурентоспособный специалист» приоритет остается за технологической составляющей, нивелирующей ценностно-смысловые установки. Прогноз будущего конкурентоспособного специалиста выражается его карьерным ростом, который невозможен без духовного роста. В современных новациях допуск к педагогической работе определяется требованиями, указанными в квалификационных справочниках и профессиональном стандарте, которые, к сожалению, не отражают главного — сформированно-сти устойчивой мотивации на взаимодействие с обучаемым педагогическими средствами, отражающими основные общечеловеческие ценности.
Если должность определяется содержанием и объемом полномочий, местом в структуре организации, то роль учителя как социальной функции личности обусловлена способами поведения в межличностных отношениях, а это уже проблема нравственных качеств и нравственно-этических норм. Сегодня увеличивается число ролей учителя в связи с многообразием видов деятельности и отношений. В итоге статус учителя обусловлен такими характеристиками, как престиж и авторитет. Они являются своеобразной мерой его признания. Нормативно за учителем признается право на принятие ответственных решений, вместе с тем социальный статус не является нравственным эталоном, так как не отражает социальные ожидания заинтересованных субъектов. Исследователи отмечают существенные расхождения в статусе, который должен приобрести учитель в различных группах. Эти расхождения в статусе (глазами оценивающих личность учителя) могут быть причинами фрустрации и конфликта, что влияет на профессиональную позицию, которая выражается устойчивой системой отношений к педагогической деятельности, ее объекту и предмету. Должность учителя является единицей штатного расписания, определяющей содержание работы и место работника в соответствующей организации. В ходе выполнения должностных обязанностей учитель приобретает определенное положение в системе межличностных отношений, а также признание за счет отношения к действительности и педагогической практике.
Укажем на длительный путь, который прошла история от учителя до педагога. Учитель, как лицо, имеющее необходимое образование и соответствующую квалификацию, работает в учреждениях образования различного вида и выполняет учебную, методическую, организационную, воспитательную, научную работу. Педагог — более широкое понятие: он ведет практическую работу по воспитанию, обучению, образованию, имея специальную подготовку. От греческого "ра1ёа§0§08" — это еще и воспитатель, воздействующий на обучаемого и управляющий их отношениями. Значимо последнее, так как функция воспитания предполагает нравственную ответственность за становление другой личности. Вместе с тем в профессиональном стандарте «Педагог» данная функция занижена, а функция сопровождения личности подменяется функцией оказания услуг, которая в большей мере отражает должностное положение
лица в образовательной организации, его работника — преподавателя. Таки образом, в современном профессиональном обиходе используются несколько понятий, обозначающих главную личность в образовательном процессе: учитель, педагог, преподаватель. Конечно, каждому из этих понятий может соответствовать определенный вид образовательного учреждения, вместе с тем всех их объединяет общий источник, который позволяет приобрести готовность к выполнению педагогической деятельности. Таким источником является педагогическое образование, осуществляющее подготовку педагогических кадров. Реформы, оптимизация, модернизация — все это касается педагогического образования, ход реформирования которого сопровождается сокращением количества часов на педагогические дисциплины, занижением принципа фундаментальности из новых государственных стандартов, практикоориентиро-ванностью системы бакалавриата. Все это не готовит фундаментально и нравственно-этически к решению педагогических задач в современном образовательном учреждении. Сути педагогической подготовки в вузе противоречит укрупнение потоков студентов за счет слияния студенческих групп (хотя по-разному читается один и тот же курс студентам разной предметной подготовки), а также значительная доля дистанционного обучения, которое не может превуалировать в силу особенностей педагогической профессии. Заметим, что оптимизация педагогического образования получила в основном выражение в объединении кафедр и факультетов. И все это протекает в ситуации невысокого престижа педагогической профессии. Так, на педагогический факультет идут мечтающие об этой профессии (незначительный процент абитуриентов), интересующиеся учебным предметом, чаще гуманитарного профиля (еще небольшой процент), а дальше — случайность прихода в педагогическое образование [3]. Еще одна проблема: как следует относиться к идее, заимствованной из западных образовательных систем, идее широкой гуманитарной подготовки при условии дальнейшей специализации в области педагогики для тех, у кого появляется эта потребность. Пока в ближайшие десять лет будет происходить реформа, нехватка педагогических кадров будет ощущаться, а стандарт педагогического образования будет только намекать на пути решения проблемы, результат которой определяется направленностью, мотивацией, потребностью личности в самореализации в педагогическом пространстве.
В современных социальных экономических условиях в нашей стране сложилась противоречивая ситуация: с одной стороны, педагогическая профессия декларируется как важная и почетная, с другой — отмечается ее низкая популярность. Так, она не входит в топ-10 самых престижных и востребованных профессий. До недавнего времени система подготовки педагогических кадров складывалась в условиях регулируемого рынка, что давало возможность распределять выпускников педагогического вуза, удовлетворяя запросы школы. Бакалавриат по направлению подготовки «Педагогическое образование» обеспечивает готовность к педагогической и культурно-просветительской деятельности. В отличие от традиционного обучения студентов в педагогическом вузе с высоким уровнем теоретических знаний практико-ориентированная подготовка направляется на повышение качества педагогических кадров. Остается нерешенным вопрос педагогической квалификации преподавателя вуза. Полагаем, что следует исходить из новой структуры высшего образования, в соответствии с которой выстраивается система педагогического образования. На этапе бакалавриата решаются задачи обеспечения связи всех компонентов содержания подготовки с практическими профессиональными задачами, что требует насыщения учебных планов практиками и установления взаимодействия вузов со школами. В период обучения в магистратуре педагогическая подготовка обогащается знаниями о современных технологиях обучения. В аспирантуре научная подготовка осуществляется одновременно с педагогической, а квалификация «Преподаватель-исследователь» дает возможность реализоваться в педагогической деятельности. Для преподавателей вуза должна функционировать система повышения квалификации, где на равных основаниях ведется
специальная и психолого-педагогическая подготовка в соответствии с задачами перехода на компетентностную модель образования. В итоге ступенчатая система педагогического образования позволит овладеть профессиональными компетенциями, специальными личностными свойствами, готовностью к качественному решению профессионально-педагогических задач.
Библиографический список
1. Леньков С.Л. Профессионализм и профессиональный маргелизм педагогов инновационного образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Научно-практический журнал. 2014. № 1 (33). С. 152-175.
2. Нуруллин Р.А. Философские проблемы современного профессионального образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Научно-практический журнал. 2014. № 1 (33). С. 13-22.
3. Руднева Т.И., Астахова С.В., Лапшова Е.С. Профессиональная подготовка специалистов гуманитарного профиля: монография. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. 249 с.
4. Руднева Т.И. Формирование основ педагогического профессионализма у студентов университета: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. М., 1996. 421 с.
References
1. Len'kov S.L. Professionalism and professional margelism of teachers of innovative education. Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniiakh. Nauchno-prakticheskii zhurnal [New in psychological and pedagogical researches. Research and practice journal], 2014, no. 1(33), pp. 152-175 [in Russian].
2. Nurullin R.A. Philosophical problems of modern professional education. Novoe vpsikhologo-pedagogicheskikh issledovaniiakh. Nauchno-prakticheskii zhurnal [New in psychological and pedagogical researches. Research and practice journal], 2014, no. 1(33), pp. 13-22 [in Russian].
3. Rudneva T.I., Astakhova S.V., Lapshova E.S. Professional training of specialists of humanitarian profile: monograph. Samara, Izd-vo "Samarskii universitet", 2007, 249 p. [in Russian].
4. Rudneva T.I. Formirovanie osnov pedagogicheskogo professionalizma u studentov universiteta: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08 [Formation of bases of pedagogical professionalism at students of a university: Doctor's of Pedagogical Sciences thesis: 13.00.08]. M., 1996, 421 p. [in Russian].
T.I. Rudneva*
TEACHING ACTIVITIES IN MODERN SOCIAL CONTEXT
In the article the problem of pedagogical education in conditions of its reforming, optimization and modernization in connection with innovations in the system of Russian education is viewed; the attention is paid on the status of a teacher, pedagogue, lecturer that is conditioned by the occupational standards «Pedagogue».
Key words: teaching activities, pedagogical education, occupational standards, occupational education, teacher, pedagogue, lecturer.
Статья поступила в редакцию 04/VIII/2015. The article received 04/VIII/2015.
* Rudneva Tatyana Ivanovna (rudneva@samsu.ru), Department of Theory and Methods of Professional Education, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.