Научная статья на тему 'Методология проектиролвания иновационного пространства педагогического образования в федеральном университете'

Методология проектиролвания иновационного пространства педагогического образования в федеральном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТИПА / SOCIAL DEMANDS TO PEDAGOGIC EDUCATION / INNOVATIONAL WORK / MODERNIZATION / PEDAGOGIC EDUCATION OF THE UNIVERSITY TYPE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаревская Евгения Васильевна

Доказывается, что педагогическое образование обладает неиспользованными резервами модернизации, которые состоят в возможности усиления его безусловного влияния на прогресс всех сфер жизнедеятельности общества, региона, страны через педагогов, способных работать с процессами развития личности и социума и выращивать поколение инноваторов. В контексте этой идеи раскрыты цели, миссия, принципы и стратегические направления развития и модернизации Академии педагогического образования как инновационной подструктуры Южного федерального университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is proved that pedagogic education possesses unused reserves of modernization that consist in the possibility of strengthening of its absolute influence on the progress of all the life spheres of society, region, country through teachers able to work with the development processes and bring up the generation of innovators. In the context of this idea there are revealed the aims, mission, principles and strategic directions of development and modernization of the Academy of Pedagogic Education as the innovative substructure of the Southern Federal University.

Текст научной работы на тему «Методология проектиролвания иновационного пространства педагогического образования в федеральном университете»

философия и методология образования

Е.В. БОНДАРЕВСКАЯ (Ростов-на-Дону)

методология проектирования инновационного пространства педагогического образования в федеральном университете*

Доказывается, что педагогическое образование обладает неиспользованными резервами модернизации, которые состоят в возможности усиления его безусловного влияния на прогресс всех сфер жизнедеятельности общества, региона, страны через педагогов, способных работать с процессами развития личности и социума и выращивать поколение инноваторов. В контексте этой идеи раскрыты цели, миссия, принципы и стратегические направления развития и модернизации Академии педагогического образования как инновационной подструктуры Южного федерального университета.

Ключевые слова: социальный заказ педагогическому образованию, инновационная деятельность, модернизация, педагогическое образование университетского типа.

Исходным основанием проектирования инновационного пространства педагогического образования стал социальный заказ педагогическому образованиюXXIв., который ориентирует педагогическое сообщество на выполнение следующих задач:

• подготовить поколение учителей новой формации, умеющих работать с процессами развития личности и социума, владеющих высоким уровнем духовно-нравственной и педагогической культуры, профессиональной компетентности, инновационными способностями и готовностью в относительно короткие сроки обеспечить качественно новый уровень знаний, воспитанности, профессиональной подготовленности выпускников школ и вузов, необходимый для прогресса нашей страны в экономике, культуре, науке, производстве, коэволюции человека и биосферы, решения глобальных проблем человечества;

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 12-06-00834.

• приблизить отечественное педагогическое образование к мировым университетским образовательным стандартам, сделать его конкурентоспособной образовательной отраслью;

• обеспечить такой уровень научных и технологических разработок в сфере педагогического образования, который необходим для устойчивого развития общего и профессионального образования и его прогрессообразующего влияния на развитие федерального университета, региона, страны.

Необходимость реализации такого социального заказа требует коренного изменения действующего педагогического образования, которое в том виде, в котором оно существует сегодня, не способно с ним справиться, т.к. находится в кризисе. Кризисное состояние педагогического образования проявляется в продолжающемся снижении его качества, обусловленном традиционным - лекционно-семинарским способом обучения, низким уровнем самостоятельной работы студентов, недостаточностью практикоориентированного компонента образовательных программ, неразработанностью современного инструментария и средств организации учебной деятельности студентов, несоответствии образовательного процесса Болонским соглашениям, снижении уровня и масштаба инновационной деятельности, пренебрежении нравственной, воспитательной и здоровьесберегающей функциями образования и др. Преодоление несоответствия педагогического образования требованиям жизни является необходимым условием выполнения социального заказа и главной задачей его модернизации.

Другое обстоятельство, которое мы учитывали при проектировании образовательной стратегии модернизации, состояло в изменении статуса педагогического образования в связи с его интеграцией в образовательное пространство Южного федерального университета (ЮФУ). Мы полагали, что федеральный университет, ориентированный на опыт университетов мирового уровня, должен заботиться о сохранении педагогического образования и стать гарантом его инновационного развития и качества образовательной деятельности в направлении приближения к ми-

© Бондаревская Е.В., 2013

ровым университетским стандартам. Чтобы интегрировать педагогическое образование в образовательное пространство университета, необходимо было осмыслить сущность понятия «педагогическое образование университетского типа», уяснить его качественное отличие от традиционных представлений о педагогическом образовании как подготовке узконаправленных специалистов по обучению детей какому-либо предмету.

В связи с этим была сформулирована главная проблема настоящего проекта, суть которой состоит в следующем: какой тип педагогического образования необходимо выращивать в современном университете, чтобы реализовать общественную потребность в педагоге новой формации, идентифицирующем себя как человека культуры и компетентного профессионала, способного к модернизацион-ным преобразованиям и инновационной деятельности?

Таким образом, наш замысел состоял в том, чтобы создать инновационную образовательную структуру, в которой будет осуществляться педагогическое образование университетского типа, т.е. такое образование, которое:

- соответствует миссии, ценностям и культурным смыслам университетского образования;

- обеспечивает подготовку новой генерации педагогов, обладающих высокой образованностью, духовно-нравственной культурой, активной гражданской позицией, способных понимать и принимать вызовы времени и адекватно отвечать на них своей инновационной профессиональной деятельностью;

- сочетает в себе фундаментальность и практическую педагогическую направленность, универсальность и уникальность, стандартизацию и индивидуализацию, европейскую интеграцию и национальное своеобразие.

Необходимость создания единого пространства педагогического образования в структуре ЮФУ было инициировано и ситуацией, возникшей в связи с его реструктуризацией, в ходе которой были упразднены входящие в него институты, в том числе и педагогический, и все факультеты подчинены непосредственно ректорату. Единое образовательное пространство педагогического образования распалось, хрупкие связи между факультетами были нарушены и перестали скреплять их организационно, и каждый факультет стал решать проблемы своего развития в меру сил и возможностей своих руководителей.

Отсутствие единого образовательного пространства ведет к тому, что частные цели отдельных факультетов, предметоцентрическая, знаниевая направленность в подготовке учителя по предмету начинают доминировать над общей целью подготовки педагога, способного работать с ценностями, смыслами, процессами развития и воспитания своих учащихся, их становлением как граждан, людей культуры и нравственности. Нецелостное, разобщенное, распределенное по отдельным факультетам педагогическое образование становится закрытым процессом.

Чтобы не допустить этого, необходимо было найти новую форму организации и укрепления единого пространства педагогического образования в ЮФУ, которая по своим целям и функциям существенно отличалась бы от бывшего педагогического института и создавала бы условия для укрепления и развития традиции университетского педагогического образования, обеспечивающего воспитание и профессиональную подготовку педагогов новой формации. Новой организационной формой профессионально-педагогического образования стала Академия педагогического образования ЮФУ, образовательное пространство которой проектировалось нами как поле инновационной и модернизационной деятельности, направленной на решение общих для всех педагогических факультетов задач, вытекающих из требований социального заказа, государственных образовательных стандартов, глобальных тенденций развития мирового образования, потребностей современных студентов, запросов региона и возможностей ЮФУ как центра инновационного развития науки, культуры, образования и технологий в регионе.

Важное обстоятельство, определяющее содержание нашего инновационного поиска, мы связываем с необходимостью усиления системообразующей роли и методологических функций педагогического образования в общей работе всех подразделений ЮФУ по модернизации высшего профессионального образования.

Мы рассматриваем педагогическое образование как такую подструктуру университета, которая выполняет прогрессообразующую функцию в университетском образовательном пространстве. Это обусловлено тем, что в педагогическом образовании, ориентированном на инновации, получают научно-методическое обоснование новые типы и модели образования, современные принципы и формы органи-

зации обучения, новые образовательные технологии, методические средства и приемы, в наибольшей степени отвечающие образовательной ситуации и ориентирующие высшее образование на будущее. Высшее педагогическое образование является непосредственным предметом изучения, исследования и мо-дернизационной деятельности его субъектов, они специально подготовлены к этому, поэтому в подсистеме педагогического образования раньше, чем в других университетских подсистемах, происходит осознание и рефлексия социального заказа, миссии, тенденций развития высшего образования, определение его целей, ценностей и смыслов. Все, что протекает в методологической и образовательной сферах педагогического образования, влияет на деятельность всех университетских образовательных подструктур.

Особая методологическая роль педагогического образования в научно-образовательном пространстве университета состоит в том, что оно развивается на основе междисциплинарного подхода, который реализуется в содержании психолого-педагогической, научнометодической, предметной, технологической, воспитательной и других сторон профессиональной подготовки педагогов к осуществлению образовательно-воспитательной работы с детьми, учащимися и студентами.

Междисциплинарность, главным назначением которой является обеспечение взаимодействия наук и учебных модулей в формировании целостной научно-образовательной среды, необходимой для становления целостной личности педагога, укрепления целостности его сознания, мировоззрения, формирования целостной картины мира, является реальным выражением системообразующей роли педагогического образования в профессиональной подготовке студентов всех специальностей. В связи с этим очевидно, что реализации междисциплинарного подхода будет способствовать, с одной стороны, внедрение педагогического компонента в содержание всех направлений образования, осуществляемых в университете (инженерно-технологического, естественнонаучного, гуманитарно-общественного, архитектуры и искусства), а с другой - обогащение содержания самого педагогического образования необходимыми педагогам компонентами каждого из других направлений университетского образования.

Выделим и такую методологическую функцию педагогического образования, как гуманизация образовательного процесса, суть

которой состоит в ориентации всех его составляющих на интересы, потребности, поддержку субъектности, творческого потенциала, человеческих качеств студентов и создание в вузе гуманизированной среды общения и педагогического взаимодействия. Реализация этой функции способствует созданию особой гуманитарно-педагогической культуры университета, инициируемой педагогическим образованием.

Педагогическому образованию присуща и прогностическая функция, которая состоит в ориентировании университетского образования на будущее путем изучения мировых тенденций развития образовательных систем и их экстраполяции в педагогическое образование и другие направления образования в университете, освоения модели образования опережающего типа, разработки и реализации в бакалавриате и магистратуре образовательных программ, обеспечивающих подготовку педагогов - профессионалов для будущего (например, педагога-тьютора, педагога-психотерапевта, педагога для системы инклюзивного образования и др.); проведения исследований, направленных на изучение сущности и условий развития инновационных способностей у студентов и школьников; моделирования культуросообразного пространства педагогического образования, обеспечивающего возможность творческой самореализации, индивидуальных образовательных маршрутов, вариативного образования, опережающего личностно-профессионального развития студентов.

Наконец, подчеркнем практическую функцию педагогического образования в методологическом обеспечении качества университетского образования, которая состоит в развитии и укреплении связей университета со школой и другими организациями общего образования.

Таким образом, педагогическому образованию как важной подсистеме университетского образовательного пространства присущи следующие методологические функции:

- прогрессообразующая (метафункция): влияние на все сферы жизнедеятельности и развития общества, государства, культуры, университетского образования и др., которое происходит через человека - образованного, воспитанного, профессиональнокомпетентного, способного к преобразовательной деятельности;

- ценностно-ориентационная: создание ценностной системы университета, ядро ко-

торой составляют ценности человека, науки, культуры, ответственности, свободы и творчества;

- интеграционная: обоснование нового типа университетского образования как общего поля модернизационной деятельности всех факультетов в сфере образования;

- междисциплинарная: обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения наук, образовательных модулей, компетенций и практик в содержании всех направлений университетского образования, создание целостной научно-образовательной среды;

- культурно-гуманизирующая: ориентация на гуманистическую педагогическую культуру, поддержку субъектности студента, развитие его творческого потенциала;

- прогностическая: создание и апробация новых способов получения знаний и форм организации образования, ориентированного на будущее;

- практическая: укрепление связей университета со школой.

Методологические функции, о которых идет речь, присущи университетскому педагогическому образованию не изначально. Они появляются постепенно, по мере того, как оно преобразуется в образование методологического типа, т.е. образование, способное к определению своей миссии в современном мире, осознанному выбору приоритетов развития и концептуализации своей образовательной деятельности. В образовании методологического типа субъекты образовательной деятельности способны осознавать собственные проблемы и самостоятельно, собственными силами вести поиск путей и надежных средств их решения.

Проектируемая инновационная модель Академии педагогического образования (АПО) включает три модуля: методологический, инновационно-преобразовательный, управленческий.

В методологическом модуле раскрываются основная идея, миссия, цели, задачи, принципы образовательной деятельности и развития АПО как инновационной образовательной структуры.

Основная идея АПО состоит в создании целостного, саморазвивающегося пространства педагогического образования ЮФУ на основе объединения всех его субъектов в современную образовательную организацию, деятельность которой будет отличаться инновационностью, ориентацией на мировые тенденции развития образования с одновременным со-

хранением культурных традиций отечественного образования. Сочетание инновационности с культурной традицией является методологическим основанием для достижения главной цели педагогического образования - воспитания педагога-гражданина, патриота, человека культуры и нравственности, компетентного профессионала, способного к опережающему развитию образования и воспитанию поколения инноваторов, которое обеспечит лидерство России в мировом цивилизационном процессе.

Миссия АПО определена следующим образом - сохранение и воспроизводство интеллектуального, духовно-нравственного и профессионально творческого потенциала педагогических кадров, имеющих ценностносмысловые установки на инновационную деятельность, осуществление качественного образования мирового уровня и воспитание граждан России, укорененных в регион и способных решать проблемы его целостности, развития, сохранения мира, культуры, природы, счастливой жизни людей.

Целями АПО определены:

- модернизация, повышение качества и статуса педагогического образования в отечественном и мировом образовательном пространстве, продвижение имиджа ЮФУ как регионального центра развития педагогического образования, обеспечивающего подготовку новой генерации педагогических кадров для всех ступеней системы непрерывного образования;

- превращение педагогического образования в систему строительства будущего на основе реализации нового типа образования -опережающего педагогического образования университетского типа, ориентированного на сочетание академической фундаментальности с актуальной практической направленностью и подготовкой студентов к «работе с будущим», процессами развития человека, образования, региона, страны;

- интеграция образования и науки в едином образовательно-научно-педагогическом комплексе (ОНПк), призванном объединить усилия работников общего, среднего и высшего образования в разработке программ развития региональных, муниципальных, вузовских и школьных образовательных систем, создании инноваций, баз и стажерских площадок для непрерывной педагогической практики студентов, экспериментальных площадок для развития педагогической науки и разработки «прорывных» образовательных технологий для школы и университета.

Задачи инновационной деятельности АПО включают:

- теоретическое обоснование и реализацию современного педагогического образования университетского типа;

- разработку и практическую проверку университетского стандарта педагогической деятельности, ориентирующего на опережающее развитие образования и создание инновационных образовательных продуктов;

- развитие инновационной среды педагогического образования, для которой характерны общие ценности, открытость, инклю-зивность, культура ответственности, работа в командах, сотрудничество, диалог и дискус-сионность, разнообразие взглядов и мнений, применение научных достижений для улучшения практики, постоянное внимание к каждому студенту;

- создание ОНПК как инновационной научно-образовательной подструктуры, объединяющей деятельность АПО (базовая организация) и сотрудничающих с ней организаций дошкольного, общего, среднего профессионального и дополнительного образования, общественных организаций, учреждений культуры, церкви, бизнес-структур и др. в общем деле воспитания и подготовки профессионально-педагогических кадров на основе вовлечения студентов в непрерывную педагогическую практику, волонтерскую работу, разработку и реализацию социальных программ и гуманитарных проектов и других направлений и форм гуманитарной и педагогической деятельности, усиливающих мотивацию к овладению избранной профессией и саморазвитию необходимых для этого компетенций;

- модернизацию содержания и технологий педагогического образования на основе реализации студентоцентрированной парадигмы образования (личностный подход), диверсификации образовательной деятельности, многообразия форм профессиональной подготовки, преодоления узкой предметной специализации, индивидуализации образования, кооперации с зарубежными университетами, разработки международных образовательных программ, поддержки мобильности студентов, введения института тьюторов, кооперации факультетов и бизнес-структур и др. нововведений;

- развитие новых способов получения студентами знания и самореализации в профессии (самообучение, работа в небольших группах, совместное проектирование, обуче-

ние через получение нового жизненного и педагогического опыта, командное обучение, обучение в процессе дебатов, дискуссий, разрешения проблем, социально-гуманитарных практик и др.);

- развитие инфраструктуры педагогического образования на основе принципов вариативности и дополнительности (разработка и реализация образовательных программ «Прикладной бакалавриат», «Бакалавриат с двумя профилями», «Международная магистратура», «Научно-исследовательская магистратура» и др.);

- создание общественно-административной системы управления АПО, базирующейся на корпоративной идентичности, предпринимательском и партнерском типах внешних отношений, предполагающей в качестве своих основных системных качеств открытость и многоступенчатость (уровневый характер) организационной структуры, децентрализацию с делегированием ряда полномочий структурным подразделениям и значительное расширение участия коллектива в управлении, переход от управления людьми к управлению образовательными программами и процессами.

Организация инновационной деятельности коллективных субъектов образовательного пространства АПО будет осуществляться на основе принципов, которые являются и регуляторами, и скрепами, и надежной основой ее развития. В их составе:

- целостность - наличие единого образовательного пространства педагогического образования, скрепляемого общей для всех субъектов образования системой ценностей и целей, типом образования, внутренними и внешними межфакультетскими и межкафе-дральными связями, общей ответственностью за качество образования, педагогической культурой и этикой;

- опережающий характер образования -его ориентация на опережающее развитие личности, общества, региона и государства, на подготовку педагогов, умеющих работать с процессами развития, формировать у своих учащихся навыки «работы с будущим», развивать их творческие инновационные способности;

- культуросообразность - отношение к студенту как субъекту культуры, а к преподавателю - как посреднику между студентом и культурой, способному ввести его в мир культуры и раскрыть культурные смыслы педагогической профессии, наполнить ее культурным содержанием, осуществлять профессио-

нальную подготовку студентов как культурный процесс;

- личностный (студентоцентрирован-ный) подход - ориентация образовательного процесса на личность студента, его особенности, интересы и потребности, ценностносмысловое и личностно-профессиональное развитие, поддержка его субъектности и индивидуальности, карьерных устремлений, жизненных планов и программ профессиональнопедагогического самоопределения и саморазвития;

- вариативность и индивидуализация -ориентация педагогического образования не на массового, «конвейерного» учителя, а на педагога, обладающего творческой индивидуальностью, имеющего свой личностный стиль (образ жизни и профессиональной деятельности), с развитой способностью избирательного отношения к источникам знаний, способам получения образования и профессионального саморазвития, подготовленного в контексте определенной педагогической теории (например, развивающего обучения или личностно ориентированного образования) и выбранного им самим набора образовательных модулей из вариативных образовательных программ;

- открытость и сотрудничество - педагогическое образование не дает готовые рецепты знаний и образцов поведения учителя, оно открыто для постоянного обновления новым содержанием и личностными смыслами знаний, отношений, опыта, поведения; учитель и ученик, педагог и студент открыты друг другу, миру, природе, культуре, они открыты для обмена знаниями и смыслами в сотрудничестве, путем диалога, дискуссий, научного дискурса; мир «открывается» перед студентом благодаря работе его сознания, преподаватель не «преподносит» знание в готовом для понимания виде, а работает с мирами сознания студентов; благодаря открытости возникает возможность сотрудничества индивидуальных и коллективных субъектов педагогического образования с другими организациями и лицами, заинтересованными в его модернизации и развитии: работодателями, родителями, образовательными организациями, учреждениями культуры, религиозными конфессиями, бизнес-структурами и др.;

- интеграция образования и науки - педагогическое образование, педагогическая наука и школа объединены в единый самораз-вивающийся организм - ОНПк, где на основе использования достижений психологопедагогических наук и инновационных прак-

тик обучения и воспитания осуществляется подготовка высокопрофессиональных педагогических кадров, разрабатываются инновационные образовательные проекты и «профильные» для школы и вуза технологии образования; работают творческие лаборатории, в их деятельность вовлекаются студенты, образование и профессиональная подготовка которых осуществляются в контексте непрерывной педагогической практики; происходят повышение квалификации и переподготовка учителей и преподавателей университета, в которой традиционное вузовское обучение в форме передачи информации, осуществляемое лекционно-семинарским методом, заменяется включением слушателей в реальные научно-педагогические исследования, разработку образовательных проектов, ориентированных на использование результатов педагогических наук и создание инновационных образовательных продуктов;

- создание инновационного микроклимата, творческой среды жизнедеятельности АПО и ее подразделений - стимулирование инновационной деятельности, поддержка творческих объединений, организация дискуссий, презентаций инновационных образовательных продуктов, широкое обсуждение новых идей, создание команд для их разработки и реализации и др.

Инновационно-преобразовательный модуль модели АПО включает стратегические направления инновационной деятельности, содержание инновационных преобразований в подструктурах АПО (введение новшеств, запуск механизмов инновационного развития) и проектируемые результаты инновационных преобразований.

В качестве долгосрочных стратегических направлений модернизации педагогического образования в АПО ЮФУ нами определены:

- переход к новому типу образования -опережающему педагогическому образованию университетского типа;

- разработка и освоение университетского стандарта педагогического образования;

- выполнение общей для ЮФУ и региона исследовательской программы «Учитель»;

- переход от традиционного воспитания, содержание которого составляют мероприятия, к смысложизненному, жизнетворческому воспитанию, содержанием которого станут жизненные проблемы студентов, планы, программы личностно-профессионального саморазвития, индивидуальные маршруты профессионального самоопределения, онтологии жизни;

- введение в образовательную программу бакалавриата непрерывной педагогической практики студентов 1-4-х курсов;

- создание единого научно-образовательного пространства «Университет - школа», укрепление связей АПО с образовательными организациями, совместная работа по созданию инновационных образовательных продуктов;

- развитие демократических, общественных форм управления в системе педагогического образования.

Структурными единицами модернизаци-онных преобразований выступают целостные подсистемы педагогического образования: образовательно-профессиональная,

социально-воспитательная, научно-исследовательская, дополнительного образования и повышения квалификации педагогических кадров, управленческая. В каждой подструктуре выделены основные новшества (нововведения), способствующие ее модернизации и приведению в соответствие с потребностями развития педагогического образования, целями и задачами АПО, и определены механизмы инновационного развития, запуск которых (приведение их в деятельное состояние) будет содействовать достижению нового качественного уровня каждой подструктуры и АПО в целом.

Так, основными нововведениями в образовательно-профессиональной подструктуре стали создание университетского стандарта педагогического образования, переход к опережающему педагогическому образованию университетского типа и осуществление профессиональной подготовки на основе включения студентов в непрерывную педагогическую практику.

Модернизация социально-воспитательной подструктуры проектируется на основе создания жизнетворческого пространства воспитания студентов, выявления их личностных, жизненных и профессиональных проблем, развития сети клубов, мастерских, творческих объединений, социальных проектов; проектировался переход к новой организации воспитания, основанного на смысложизненном подходе и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, формирование жизненных и профессиональных планов студентов и программ их личностного роста.

Научно-исследовательская подструктура АПО будет развиваться путем широкого вовлечения студентов, магистрантов, аспирантов в исследовательскую работу научных школ и кафедр, выполнения заказов органов

образования на актуальные исследования и разработки, реализации долгосрочной исследовательской программы «Учитель».

В подструктуре дополнительного образования и повышения квалификации особое внимание будет уделено развитию дистанционного образования, внедрению новых форм профессионального обучения: мастерских, студий, мастер-классов, проектного и исследовательского методов обучения и др.

Подструктура управления образованием будет обогащена деятельностью различного рода общественных советов (совет по связям с работодателями, экспертный совет по инновациям и др.), центров (Центр диагностики и мониторинга, центр инновационных образовательных программ и технологий и др.) и других общественных объединений, что создает предпосылки для перехода к общественноадминистративному типу образования.

Управленческий модуль модели АПО посвящен проектированию общественноадминистративной системы управления АПО. В нем представлены принципы управления, реализация которых обеспечивает инновационное развитие АПО, основные субъекты управления и содержание их деятельности. Стратегия управления деятельностью Академии педагогического образования ЮФУ основывается на ряде принципов.

Единство образовательного пространства АПО. Важнейшими принципами управления и организации образовательной деятельности в АПО ЮФУ являются вариативность и индивидуализация образовательных траекторий, обеспечиваемые общедоступностью информации обо всех образовательных программах, курсах, дисциплинах, деятельности ресурсных центров, экспериментальных площадок и проблемных лабораторий (мастерских). В этой связи каждый студент может «набирать» кредиты, соответствующие требуемой компетенции, посредством изучения вариативных курсов и модулей.

Общественно-государственный характер управления. Система управления АПО ЮФУ предполагает сочетание принципов коллегиальности, общественного управления и самоуправления с принципами подчинения и распорядительства.

Проблемно-ориентированный характер управления. Система управления инновационной образовательной подсистемой АПО ЮФУ ориентирована в большей степени на решение актуальных проблем модернизации педагогического образования.

Функциональность органов управления. Эффективное управление развивается на основе определения функций и установления взаимодействий его общественных и административных субъектов как средство оптимального решения задач и исполнения функций.

Матричный характер управления. Управление инновационной образовательной системой предполагает решение множества разноуровневых и разноаспектных проблем, в связи с чем эффективное управление предполагает формирование субъектов управленческой деятельности различного уровня и способов их взаимодействия (горизонтальная координация и вертикальное подчинение).

Системный менеджмент качества. Функционирование и развитие АПО ЮФУ реализуется на современных принципах менеджмента качества в учреждениях и организациях (TQM, Европейская модель качества и др.).

Открытость системы управления. Система управления АПО ЮФУ включает органы и подразделения не только самой АПО, но и образовательных организаций, находящихся в партнерских отношениях с ней.

Саморазвитие системы управления. Трансформация управленческих структур происходит в процессе разрешения возникающих внутренних проблем и внешних противоречий, что и определяет органичность и эффективность происходящих изменений.

Для оценки результативности качества и деятельности в образовательной и управленческой системе АПО ЮФУ предлагаются четыре группы показателей:

- успешности и конкурентоспособности педагогического образования в АПО ЮФУ;

- результативности научно-исследовательских и инновационных образовательных практик;

- развития кадрового потенциала;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- международного и национального признания.

Мы полагаем, что по мере инновационного развития АПО ЮФУ изменится представление о качественном управлении. Качественным станет такое управление деятельностью АПО и образовательных организаций, входящих в ОНПК, предметом которого является не управление людьми (нередко превращающееся в манипулирование), а управление образовательными программами, процессами, образовательной средой, деятельностью общественных советов и центров. Управление будет осуществляться средства-

ми социокультурного проектирования, путем разработки образовательных проектов и социально-педагогических программ, реализуемых в совместной деятельности АПО и ее социальных партнеров в едином культурнообразовательном пространстве.

Проектируя инновационную модель АПО ЮФУ, мы полагаем, что она должна быть институционально отлична от педагогических университетов и классических университетов и иметь свою особую миссию - стать научно-профессионально-образовательным, культурно-воспитательным и инновационным педагогическим центром региона, выполняющим академическую, научно-исследовательскую, профессиональную, культурно-воспитательную и регионообразующую функции, которые в совокупности будут способствовать созданию единого ценностно-ориентированного образовательного пространства общего, профессионального и дополнительного образования и обеспечению социальной сплоченности и интеллектуального развития населения региона.

Необходимым условием и исходным моментом реализации этого замысла является создание регионального образовательно-научно-педагогического комплекса, т.е. такой опытно-экспериментальной площадки, на которой совместными усилиями учителей, преподавателей вуза и студентов моделируются и реализуются педагогические ценности, формируются новое педагогическое мышление и современная педагогическая культура, разрабатываются современные средства и технологии обучения, создаются инновационные образовательные продукты.

Конкретным примером деятельности ОНПк является опыт многолетнего научнопедагогического сотрудничества кафедры педагогики ЮФУ и образовательных организаций Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону. Существенное отличие инновационного опыта образовательных организаций данного района состоит в том, что с самого начала своего возникновения этот опыт развивался на научной основе при участии преподавателей кафедр и студентов ЮФУ. Специально для научно-методического сопровождения деятельности образовательных учреждений по освоению нового типа образования был создан временный научно-исследовательский коллектив «Личностно ориентированный образовательный процесс», в состав которого вошли ведущие ученые-педагоги, известные своими

разработками в области личностно ориентированного образования. Научное сопровождение инновационного развития образовательных организаций стало основанием для превращения их в экспериментальные и стажировочные площадки ОНПк.

другой особенностью этого опыта является то, что в работе по освоению личност-но ориентированного типа образования участвуют все образовательные учреждения, что создает необходимую организационнопедагогическую основу единого личност-но ориентированного образовательного пространства района, где каждый учащийся, в каком бы образовательном учреждении он ни обучался, получает равные возможности получения полноценного образования, а студент -возможность участия в инновационной деятельности.

к отличительным особенностям опыта относится и его целостный характер. Здесь осваиваются не отдельные элементы, направления, аспекты, а целостная технология личност-но ориентированного образования, включающая работу с целями и ценностями, личностными смыслами и позициями участников образования, образовательной средой, содержанием, образовательными процессами и средствами обучения и воспитания, критериями оценки качества образования на основе лич-ностно ориентированного подхода. Это позволяет осуществлять и профессиональнопедагогическую подготовку студентов, и инновационную деятельность педагогов в контексте теории и практики личностно ориентированного образования.

Основы общей технологии личностно ориентированного образования вырабатываются в коллективно-распределительной научнопрактической деятельности, которую осуществляют действующие на базе образовательных учреждений творческие лаборатории, включающие научных и практических работников. Каждая лаборатория ежегодно определяет программу своей деятельности и проектирует ее результаты; теоретическая и опытноэкспериментальная работа подкрепляется деятельностью мастер-классов, руководителями которых являются педагоги, известные своими достижениями в обучении и воспитании детей на основе личностно ориентированного подхода. В этой работе участвуют студенты магистратуры.

При участии студентов и преподавателей ЮФУ в районе создано уникальное простран-

ство дошкольного детства, системообразующим началом которого стала идея нравственного воспитания и личностного развития детей средствами художественно-эстетической деятельности на основе их вовлечения в мир русской народной культуры, освоения различных видов народного искусства. В результате все содержание дошкольного образования предстает как единое поле художественноэстетической деятельности детей, педагогов и студентов.

Образовательное пространство общеобразовательной школы также имеет культурологические основания. В процессе инновационной деятельности педагогических коллективов определилась инвариантная модель культурологической личностно ориентированной школы, миссия которой - быть школой гуманистической, способствующей вхождению ребенка в национальную и общечеловеческую культуру, придающей образованию личностные смыслы (ценность и практическая значимость для человека), создающей условия для личностного развития детей и помогающей в решении их жизненных проблем.

Эта модель имеет множество вариантов развития. В опыте школ района это проявляется в стремлении педагогических коллективов к концептуализации жизнедеятельности школы. Каждая школа имеет свой образовательный проект, в названии которого просматривается определенный педагогический замысел: «Русский проект» реализуется в СШ № 100, проект саморазвития детской индивидуальности «Путь к себе» - в СШ № 76, проект «Школа безопасности» - в СШ № 101, «Школа природосообразности» - в СШ № 6, «Школа мудрости» - в СШ № 118, «Школа развития личности» - «Эврика» и т.д.

В образовательных учреждениях осуществляется личностно ориентированное образование культурологического типа, теоретические основы которого разработаны в научной школе академика РАО, профессора ЮФУ Е.В. Бондаревской. Общими исходными основаниями стратегии образования выступают:

- принципы природосообразности, куль-туросообразности и личностного подхода в их взаимодействии;

- смыслы человеческого бытия, а не просто знания как основа содержания образовательного процесса;

- предпочтение таких образовательных технологий, которые обеспечивают ребенку «пространство свободы», «свободу выбора»;

- сдвиг во взаимоотношениях учителя и ученика в сторону диалога с учеником, поддержка его индивидуальности, создание условий для творческой самореализации, психологическое и диагностическое сопровождение образовательного процесса и др.

В образовательных организациях ОНПК студенты попадают в инновационную среду и начинают мыслить по-новому. В их сознании актуализируются процессы личностной и профессиональной идентификации, они начинают понимать смыслы педагогической профессии, намечают планы будущей педагогической деятельности.

Для университета важно то, что ОНПК позволяет осуществлять многовариантную подготовку учителей. Такая возможность возникает в связи с разнообразием видов практической педагогической работы и различными способами ее сочетания с теоретической подготовкой и индивидуальным подходом к студентам. Предстоит еще исследовать сравнительную эффективность различных вариантов профессионально-педагогической подготовки, выявить условия ее организации и факторы, под воздействием которых происходят наиболее интенсивное формирование и взаимопроникновение теоретических знаний и практического опыта работы студентов в школе, но уже сегодня ясно, что создание ОНПК эффективно влияет не только на формирование профессиональной направленности и педагогических умений студентов, но и на становление личности в целом, жизненную и педагогическую позицию, познавательную и социальную активность, педагогическую культуру. В связи с этим работа над созданием условий, необходимых для дальнейшего развития образовательно-научно-педагогического комплекса и превращения его в региональный центр инновационного педагогического образования, будет продолжена.

литература

1. Бондаревская Е.В. Высшая школа педагогического образования - инновационная подструктура Южного федерального университета. Концепция и стратегия развития. Ростов н/Д. : Изд-во «Булат», 2013.

2. Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета : моногр. / Юж. фед. ун-т. Ростов н/Д. : Изд-во Юж. фед. ун-та, 2012.

Methodology of projecting of innovational space of pedagogical education in the federal university

There is proved that pedagogic education possesses unused reserves of modernization that consist in the possibility of strengthening of its absolute influence on the progress of all the life spheres of society, region, country through teachers able to work with the development processes and bring up the generation of innovators. In the context of this idea there are revealed the aims, mission, principles and strategic directions of development and modernization of the Academy of Pedagogic Education as the innovative substructure of the Southern Federal University.

Key words: social demands to pedagogic education, innovational work, modernization, pedagogic education of the university type.

Ю.А. ЧЕРНИКОВА, М.В. ГАЛЕНКО (Волгоград)

феномен понимания и его роль

в образовательном процессе

Анализируется процесс получения образовательного знания, которое является альтернативой традиционному образованию. Доказывается, что повышение эффективности образовательного процесса требует совмещения объективного дескриптивного знания и знания оценочного.

Ключевые слова: непрерывное образование, традиционное образование, образовательное знание, понимание, объяснение.

В настоящее время основная идея образовательной политики во всем мире состоит в определении личностной установки на непрерывное образование в течение жизни. Развернувшаяся в обществе острая дискуссия о принципах и возможных направлениях модернизации образования в России указывает на то, что к настоящему времени российская общественность осознала необходимость и актуальность комплексной реформы всей системы образования, которая должна соответствовать новым экономическим, организационным и социокультурным условиям.

© Черникова Ю.А., Галенко М.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.