Научная статья на тему 'Подготовка конкурентоспособного специалиста в современной высшей школе'

Подготовка конкурентоспособного специалиста в современной высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА / COMPETITIVE SPECIALIST / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / INNOVATIVE HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анфимова Людмила Алексеевна

Рассмотрено понятие конкурентоспособности применительно к подготовке будущих специалистов в инновационной высшей школе, способной предоставлять широкий спектр качественных образовательных услуг. Представлены методы и технологии, направленные на повышение конкурентоспособности вуза и будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the notion of competitiveness in respect to training specialists at an innovative higher school that is able to give a wide range of education service. There are described methods and technologies for raising the university and future specialists' competitiveness.

Текст научной работы на тему «Подготовка конкурентоспособного специалиста в современной высшей школе»

известия вгпу

Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Формирование научно-исследовательской и продуктивной преподавательской деятельности аспирантов правомерно рассматривать как решение на этапе научного образования задач базовых отраслей научного и профессионального образования соответственно.

2. Взаимосвязь научно-исследовательской и продуктивной преподавательской деятельности аспирантов проявляется в их общих характеристиках, изоморфности форм, средств, методов и процессов их осуществления по значительному числу этапов.

3. Взаимосвязь названных видов деятельности аспирантов реализуется путем выделения функционально полного набора их инвариантных проявлений, который может быть определен на основе методологии проектирования и основан на триединстве его фаз (проектирования, технологической и рефлексивной).

4. Теоретически взаимосвязь данных видов деятельности аспирантов охарактеризована концептуальной моделью такой взаимосвязи, включающей структурное (поэлементное) представление научноисследовательской и продуктивной преподавательской деятельности с конкретизацией их инвариантных и специфических структурных элементов.

5. Обеспечение взаимосвязи научно-исследовательской и продуктивной преподавательской деятельности аспирантов осуществляется поэтапно. На подготовительном этапе формируется начальный уровень, на реализационном этапе - продвинутый, на оценочно-результативном этапе - высший.

6. Использование модели взаимосвязи видов деятельности аспирантов в образовательном процессе аспирантуры путем реализации метода кейсов позволяет интенсифицировать формирование этих видов деятельности, о чем свидетельствуют экспертные оценки, подтверждаемые статистическими расчетами.

литература

1. Аспирантура: проблемы развития : сб. науч. тр. / ред. кол. : В.В. Лаптев (председатель),

В.И. Богословский, Т.С. Бендюкова. СПб. : ООО «Книжный дом», 2004.

2. Леднев B.C. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. 2-е изд., испр. М. : МГАУ, 2002.

3. Новиков А.М. Методология образования. 2-е изд. М. : Эгвес, 2006.

4. Подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура в современном университете : кол. монография / под общ. ред. B.B. Лаптева. СПб. : ООО «Книжный дом», 2005.

Correlation of research and teaching activity of a post-graduate student

There is explained the possibility of coordination of research and teaching activity of post-graduates.

It takes into account the most important issues of education and is based on the author’s concept model. Also there are described the results of pedagogical experiment thus the given model is approved.

Key words: scientific education, post-graduate studies, scientific research activity, productive teaching activity, technology «case method education».

л.А. АНфиМовА (ростов-на-Дону)

подготовка

конкурентоспособного специалиста в современной высшей школе

Рассмотрено понятие конкурентоспособности применительно к подготовке будущих специалистов в инновационной высшей школе, способной предоставлять широкий спектр качественных образовательных услуг. Представлены методы и технологии, направленные на повышение конкурентоспособности вуза и будущих специалистов.

Ключевые слова: конкурентоспособные специалисты, мультимедийные технологии, инновационная высшая школа.

В последние годы система образования в России ориентируется на американское и европейское «измерения». Очень важно при «переносе» реалий из этих

© Анфимова Л.А., 2010

двух систем не утратить собственную самобытность и гуманистические образовательные традиции, основанные на опыте профессионально-личностного становления нескольких поколений. Тем не менее социально-экономические преобразования в стране требуют становления новой системы образования, способной отвечать мировым стандартам.

Ключевая идея современной реформы образования в России - идея развития, в которой заключается триада конечных целей реформы: создание необходимых условий для развития личности; запуск механизмов развития и саморазвития самой системы образования; превращение образования в действенный фактор развития общества [5, с. SS].

B рамках реформ, проводимых в ЮФУ, остро стоит вопрос о формировании конкурентоспособного высшего учебного заведения инновационного типа, способного предоставлять широкий спектр качественных образовательных услуг. Это предполагает не только повышение технической и информационной оснащенности вуза, но и пересмотр системы подготовки будущих специалистов. Статус университета федерального значения обязывает вуз пересмотреть политику и стратегию в области подготовки специалистов.

Учет исходных оснований позволяет сконструировать систему диагностических методик и спроектировать технологию оценки качества профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста. Одной из таких методик является «Паспорт профессиональной карьеры». На переводческом отделении ПИ ЮФУ успешно внедряется такой Паспорт, созданный с учетом основных положений «Европейского языкового портфеля» (The European Language Portfolio и «Паспорта профессиональной карьеры» (Portfolio/ Career Passport) системы высшего профессионального образования США.

B традиционном понимании портфолио - это подборка репрезентативных свидетельств (документов) о чьих-либо профессиональных (деловых) квалификациях и достижениях. Области привычного и широкого употребления портфолио - бизнес, творческие профессии. B него, как правило, включают исследования и проекты, модели, образовательные сертификаты, награды, рецензии, отзывы, резюме [4, с. 33].

Паспорт профессиональной карьеры имеет, бесспорно, большое значение для всех участников процесса подготовки и использования рабочей силы на современном рынке труда. Для работодателей паспорт профессиональной карьеры ценен тем, что показывает качество подготовки специалиста, уровень его знаний.

на основе определений понятий «оценка качества подготовки специалиста», «профессиональная компетентность» и «конкурентоспособность», принятых экономической наукой, можно дать определение конкурентоспособности специалиста как социально-педагогической категории. Конкурентоспособный специалист -это специалист, способный достигать поставленные цели в разных быстро изменяющихся образовательных ситуациях за счет владения практическим мышлением, навыками самообразования, рефлексии личностно-профессионального роста.

В настоящее время возрастает внимание исследователей к системным, целостным особенностям личности. Культурологическая подготовка сегодня понимается как ведущая характеристика профессионально-личностного развития современного специалиста. Итак, становление конкурентоспособного специалиста обусловлено уровнем развития его общей культуры.

долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры. Образование может спасти культуру, если возьмет на себя миссию воспитания человека культуры. Образование должно наполниться культурными смыслами. Культурные смыслы образования - это и есть его человеческие смыслы [1, с. 58].

Современной системе образования в вузе нужен педагог с высоким уровнем общей и профессионально-педагогической культуры. Именно такой преподаватель способен осуществлять культурологическую подготовку студентов. Одним из основных компонентов культурологической подготовки преподавателей вуза мы считаем формирование информационной культуры.

Информационная культура личности -сложное системное качество, представляющее собой совокупность гуманистических идей, ценностно-смысловых ориентаций, собственных позиций и свойств личности, проявляющееся в реализации универсальных способов познания, взаимодействиях,

взаимоотношениях, деятельности в информационной среде и определяющее целостную готовность человека к освоению нового образа жизни. Информационная культура включает в себя умение личности ориентироваться во все возрастающем потоке информации.

Глобальная информатизация общества, мультимедийные технологии приобретают важнейшее значение в становлении сознания молодежи, с одной стороны, с другой стороны, в этих условиях возникает риск выхолащивания из сознания молодого поколения абсолютных ценностей [3, с. 1]. Если сам преподаватель вуза не обладает высокой информационной культурой, то ему будет сложно моделировать информационную культуру студентов. Информационная культура преподавателя вуза предполагает владение современными информационными технологиями, умение создавать сайты, поддерживающие преподаваемые дисциплины.

Так, с целью информационной поддержки курса «История и культура Великобритании и США» на переводческом отделении ПИ ЮФУ были созданы сайты, содержащие информацию, необходимую для успешного формирования компетенций по данной дисциплине (http://stranoved-gb-usa.narod.ru, http://stranoved-gb-usa.mrod. ru/Anfimova L.html). Также студенты имеют возможность пройти тестирование и ознакомиться с глоссарием по дисциплине «История и культура Великобритании и США» на сайте www.e-learning.rspu.edu.ru.

По мнению К. Донди, руководителя Европейского фонда гарантии качества e-Learmng (EFQUEL), данная технология призвана обеспечить необходимое связующее звено между двумя уровнями, на развитие которых направлена система реформ в Евросоюзе согласно Лиссабонской декларации: уровнем развития обучения в течение всей жизни и уровнем технологий. К. Донди подчеркивает, что уникальный потенциал e-Learmng можно использовать везде, где вырабатываются новые знания и решаются инновационные задачи [2, с. 32]. Таким образом, технология e-Learmng призвана не только развивать инновационнотехнологическую составляющую процесса обучения, но и обеспечивать повышение конкурентоспособности национальной системы образования, что, в свою очередь, должно привести к росту конкурентных

преимуществ вузов и становлению конкурентоспособных специалистов.

Только на факультете лингвистики и словесности Педагогического института ЮФУ в 2007 г. было создано 33 учебных курса в системе е-Leaming. Эти и многие другие курсы представлены на официальном сайте электронного обучения в ПИ ЮФУ. Активно внедряя технологию e-Learning в процесс обучения, преподаватели ПИ ЮФУ повышали квалификацию по программе «Создание электронного курса учебного назначения». Сайт http://e-learning.rspu.edu.ru является средством дистанционной поддержки учебного процесса и предоставляет замечательные возможности для комбинированного обучения (blended education), т.е. открывает любому зарегистрированному пользователю доступ к регулярно обновляемым материалам дисциплины, к общению с преподавателем и другими слушателями курса, позволяет выполнять домашние задания и отправлять их преподавателю и т.д.

Отвлечение молодежи от бесполезного времяпровождения на многочисленных интернет-форумах и использование интернет-технологий в образовательных целях - одна из основных задач мультимедийного образования. Педагог высшей школы, обладающий высоким уровнем информационной культуры, способен создать эффективную медиавоспитательную среду для студентов.

B результате сотрудничества с ASPECT COLLEGE LONDON (Великобритания) на переводческом отделении ПИ ЮФУ внедряются интернет-ресурсы для преподавания иностранного языка. Профессионально-личностное становление будущих переводчиков осуществляется с помощью современных мультимедийных технологий. Многие преподаватели высшей школы отмечают недостаточность использования мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам. Требуется повсеместное усовершенствование лингафонных кабинетов. Так, в 2009 г. на Международном конгрессе “Global Education” («Образование без границ») ЮФУ был награжден дипломом лауреата за проект «Мультимедийные технологии в обучении иностранным языкам (на базе лингафонных кабинетов нового типа)».

Информационные технологии являются основой для создания единого образовательного пространства, что приобретает

особую актуальность в свете ориентации европейского образования на становление билингвальной личности. Использование мультимедийных и интернет-технологий в обучении иностранным языкам и культурам помогают студентам «влиться» в мировое образовательное пространство.

Технологии также вносят бесценный вклад в развитие актуальной образовательной идеи обучения в течение всей жизни (longlife education). Они позволяют обеспечить коммуникацию между разнообразными участниками образовательного процесса: школой и университетом, студентами и преподавателями высшей школы, российской высшей школой и зарубежными высшими учебными заведениями и профессиональными сообществами.

Информационно-технологическая компетентность не только относится к разряду ключевых компетенций, но и считается ведущей при изучении отдельных дисциплин. Преподаватель иностранного языка, который пользуется современными мультимедийными технологиями, способен мотивировать студентов на достижение успеха, опираясь на их потребностно-мотивационную сферу. B рамках реализации национального проекта «Образование» у ПИ ЮФУ появились новые технические возможности, обеспечивающие повышение качества высшего образования и успешное внедрение сетевых технологий. Созданы информационно-образовательный портал университета, электронные ресурсы для обучения студентов разнообразным дисциплинам. B решении вопросов совершенствования информационно-методического обеспечения учебного процесса большая роль отводится изучению, обобщению и распространению опыта информационнометодического обеспечения в ведущих вузах страны.

Изучается и обобщается опыт других вузов, ведущих целенаправленную работу по созданию и внедрению систем менеджмента качества образования. B ходе повышения квалификации в Исследовательском центре ПКПС Московского государственного института стали и сплавов по программе «Компетентностный подход и современные образовательные технологии» преподаватели ПИ ЮФУ успешно выполнили итоговые работы, посвященные анализу опыта обеспечения качества подготовки специалиста по преподаваемым дисциплинам.

Одним из стратегических направлений работы ПИ ЮФУ является обеспечение образовательного процесса компетентным персоналом, осуществляющим свою деятельность на основе соответствующего образования, профессиональной подготовки, мастерства и опыта. Инициатива и участие преподавателей ПИ ЮФУ в решении вопросов, связанных с повышением качества подготовки конкурентоспособных специалистов, играют важную роль в вузе и используются при работе творческих коллективов, деятельность которых материально стимулируется из средств программы развития ПИ ЮФУ.

Так, в 2008 г. на кафедре лингвистики ПИ ЮФУ успешно реализовывались проекты «Компетентностный подход при моделировании содержания теоретических дисциплин как условие повышения качества современного лингвистического образования и эффективной подготовки лингвиста-переводчика» и «Разработка комплексной интегративной модели языковой и межкультурной подготовки лингвистов-переводчиков на основе компетентностно-го подхода и общеевропейских стандартов высшего лингвистического образования». B ходе реализации данных проектов решались следующие задачи:

разработка основных направлений оценки качества подготовки лингвиста-переводчика с учетом мирового образовательного опыта;

- внедрение компетентностного подхода в изучение теоретических дисциплин как способа повышения качества подготовки лингвиста-переводчика;

- внедрение «Паспорта профессиональной карьеры» в процесс подготовки лингвистов-переводчиков (Portfolio/Career Passport) в соответствии с международными требованиями;

разработка системы критериев -показателей профессионально-личностного развития будущих лингвистов-переводчи-ков, указывающих на их готовность к успешной деятельности на рынке труда;

- внедрение новой образовательной технологии e-Learning, создание электронных учебных курсов, инновационная направленность контента образовательных программ.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации поставлена задача повышения качества образования. Таким образом, государственная по-

литика направлена на создание необходимых условий для полноценного качественного образования, при этом должны учитываться интересы и способности личности, что позволит достичь конкурентоспособного уровня не только высшей школе, но и всем ступеням образования.

Таким образом, чтобы успешно конкурировать на рынке образовательных, научных и информационных услуг, высшая профессиональная школа нуждается в фундаментальном обновлении технологий обучения, изменении организационных и экономических условий деятельности, повышении уровня информационнотехнологического обеспечения.

литература

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. СПб. - М. - Ростов н/Д. : ТЦ «Учитель», 1999.

2. Донди К. Какая система E-Learning нам нужна? // Высшее образование в России : науч.-пед. журн. М-ва образования РФ. 2007. № 11. С. 28 - 33.

3. Максимова Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Ростов н/Д., 2007.

4. Новикова Т., Пинская М., Прутченков А. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания // Директор шк. 2008. №5.

С. 32 - 35.

5. Хоронько Л.Я. Принцип регионализации в системе образования современной России // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности - основа социальной технологии развития современной России : материалы Междунар. пед. форума. Ростов н/Д. : ИПО ПИ ЮФУ, 2008. 4.1. С. 82 - 95.

Training a competitive specialist at contemporary higher school

There is considered the notion of competitiveness in respect to training specialists at an innovative higher school that is able to give a wide range of education service. There are described methods and technologies for raising the university and future specialists’ competitiveness.

Key words: competitive specialist, multimedia technologies, innovative higher school.

е.н. глубокова

(санкт-петербург)

изменения в образовательном процессе современного вуза в условиях управления знаниями

В связи с переходом к информационному обществу, основанному на знаниях, происходят системные изменения в высшем профессиональном образовании: подход к управлению вузом - от управления структурными подразделениями к управлению образовательной программой; образовательные программы - их цели, содержание профессионального образования, подходы к его отбору и предъявлению студентам. Таким образом, изменяется весь учебно-методический комплекс образовательной программы, что влечет изменения и в форматах организации образовательного процесса.

Ключевые слова: образовательная программа, содержание профессионального образования, учебно-методический комплекс, современный университет.

В связи с переходом человечества к информационному обществу, основанному на знаниях, происходят системные изменения в высшем профессиональном образовании. Знания становятся ключевым конкурентным преимуществом личности, организации, общества, а способность управлять этим ценным капиталом - важнейшим условием конкурентоспособности организации. В теории постиндустриального общества предложена концепция знания как «осевого принципа» нового типа общества, которая, в свою очередь, неотделима от концепции знания как ресурса власти (Дж. Бэлл, М. Полани, Э. Тоф-фер, Ю. Хабермас и др.). Выражением этих концепций стала теория управления знаниями - новая, но быстро развивающаяся междисциплинарная область научной и практической деятельности, целью которой является систематизация работы с интеллектуальными ресурсами (активами) и накопленным опытом. И хотя мы не можем управлять знаниями в традиционном смысле термина «управление», но возможно создать такие условия, когда нужные

© Глубокова Е.Н., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.