Научная статья на тему 'Акмеологические детерминанты развития конкурентоспособности студента в условиях современного рынка труда'

Акмеологические детерминанты развития конкурентоспособности студента в условиях современного рынка труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / ACMEOLOGICAL DETERMINANTS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТА / STUDENT COMPETITIVENESS / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верниенко Л. В.

В данной статье рассмотрены акмеологические аспекты повышения конкурентоспособности студента на рынке труда, подчеркнута необходимость формирования будущего специалиста как личности, как профессионала, способного к саморазвитию.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article, the acmeological aspects of increasing student competitiveness in the labor market are considered, the need for the formation of a future specialist as an individual as a professional capable of self-development is emphasized

Текст научной работы на тему «Акмеологические детерминанты развития конкурентоспособности студента в условиях современного рынка труда»

ОБРАЗОВАНИЕ Верниенко Л.В.

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА

Московский гуманитарно-экономический университет

Ключевые слова: акмеологические детерминанты, конкурентоспособность студента, рынок труда, специалист.

Аннотация: В данной статье рассмотрены акмеологические аспекты повышения конкурентоспособности студента на рынке труда, подчеркнута необходимость формирования будущего специалиста как личности, как профессионала, способного к саморазвитию.

Key words: acmeological determinants, student competitiveness, labor market, specialist.

Abstract: In this article, the acmeological aspects of increasing student competitiveness in the labor market are considered, the need for the formation of a future specialist as an individual as a professional capable of self-development is emphasized.

В условиях динамично развивающегося общества развитие конкурентоспособности личности студента становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки в высшей школе. Залогом успешности России должно стать сверхвысокое качество человеческого капитала. Кадровая политика обозначается как один из ключевых приоритетов государственного управления в Российской Федерации [4].

Современную конкуренцию сможет выиграть только тот вуз, который предложит действительно достойный продукт в виде новых курсов, лучших профессоров мирового уровня и широкие возможности для обучения, и в этом смысле новые рыночные условия для высшего образования могут оказаться весьма продуктивными [6].

Конкурентоспособность личности обеспечивает востребованность и способность занимать лидирующие позиции в любой области профессиональной деятельности. Развитие конкурентоспособности личности в системе высшего образования является условием и фактором жизненной и профессиональной успешности, залогом эффективного саморазвития [2].

Глобализация мировой экономики, создание единого мирового рынка товаров, услуг и рабочей силы, усиление конкуренции обострили вопрос о реформе высшего образования, подготовке кадров мирового уровня, призванных быть конкурентоспособными [8].

Конкурентоспособность - способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Конкурентоспособность - также определяют как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия. Конкурентоспособность специалиста имеет не только общественную, но и личную значимость, поскольку обеспечивает ему более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на рынке труда, устойчиво высокий спрос на его услуги, создает условия для полноценной профессиональной деятельности и профессионального долголетия. Процесс становления конкурентоспособной, востребованной обществом личности начинается в профессиональном учебном заведении и продолжается на протяжении всей ее жизни. Следует указать, что одной из генеральных целей модернизации российской системы образования выступает повышение ее конкурентоспособности [7].

Исходя из данных определений, мы можем сделать вывод о том, что конкурентоспособность представляет собой интегративное, системное и динамическое качество личности, в связи с этим рассмотрим проблему конкурентоспособности с позиции акмеологии.

В акмеологии конкурентоспособность специалиста исследовалась с точки зрения достижения наивысших вершин профессионализма в профессиональной деятельности и творчестве - акме (К.А. Абульханова-Славская, С.А. Анисимов, А.А. Деркач, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, Е.А. Климов), акмеологических стратегий подготовки конкурентоспособного специалиста-психолога в условиях вуза (Н.В. Кузьмина), разработана обобщенная концепция развития профессионала (А.А Деркач, О.С. Анисимов, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова, В.Н. Марков, М.Ф. Секач) и полипрофессионала (Казакова Н.Е., Верниенко Л.В., Пачина Н.Н., Посохова А.В.). В акмеологии также исследовались различные аспекты проявления конкурентоспособности специалистов в различных сферах деятельности руководителя на государственной службе (Л.Г. Лаптев), педагога (Н.В. Соловьева), преподавателя высшей школы (А.В. Гагарин).

Конкурентоспособность личности определяется как интегративное качество, включающее компетентность, конкурентоопределяющие личностные качества, акмеологическую направленность личности [3].

Развитие конкурентоспособной личности является целевым ориентиром современного образования. Являясь динамическим качеством личности, конкурентоспособность включает базовую социальную конкурентоспособность, основы которой закладываются в системе общего образования; социально-профессиональную конкурентоспособность, развитие которой осуществляется в системе высшего профессионального образования; профессионально-социальную конкурентоспособность, которая развивается в процессе самореализации личности как гражданина и специалиста.

В акмеологии дается определение конкурентоспособного специалиста как специалиста, обладающего комплексной личностной потребностью в соединении узкого профессионализма и универсализма, акмеологической потребностью в саморазвитии, интегративными акмеологическими качествами, обеспечивающими его профессиональную успешность в конкурентной среде интеллектуальная зрелость, ресурсность, эффективные межличностные коммуникации, профессионализм в сфере государственного управления. Акмеологические составляющие профессионализма являются одновременно базовыми элементами развития конкурентоспособного специалиста, то есть профессионализм -это базовый уровень конкурентоспособности специалиста, обеспечивающий необходимую совокупность характеристик, свойств и качеств личности для её дальнейшего развития, который на следующем этапе должен сопровождаться выходом на уровень овладения компетентностями. Интегративным критерием эффективности акмеологической системы развития конкурентоспособности специалиста является степень удовлетворения потребностей работодателя.

В качестве акмеологических факторов развития конкурентоспособной личности в условиях обучения в вузе выступают акмеологическая направленность, профессиональные способности, мотивация на достижение успехов, положительная ориентация па профессию, чувствительность к объекту профессионального воздействия, направленность на самосовершенствование, саморазвитие [3].

Конкурентными преимуществами специалистов являются высокая квалификация и полипрофессионализм.

Вхождение России в общеевропейское образовательное пространство, реализация Государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг. и плана мероприятий «дорожной карты» актуализировали проблему полипрофессионализма деятельности [4]. В настоящее время существует потребность в продуктивных специалистах, осуществляющих научный трансферт идей в профессиональной деятельности [1]. Обучение будущих специалистов полипрофессионализму деятельности перспективно. Получение дополнительной специальности по смежной профессии ведет к увеличению конкурентоспособности специалиста на рынке труда [4, 5].

Развитие конкурентоспособности личности в системе высшего образования должно стать составной частью повышения инновационного и личностно-профессионального развития будущего специалиста.

Список литературы

1. Верниенко Л.В. Акмеологический аспект оптимизации процесса развития полипрофессионализма будущих специалистов // Сборник научных статей Международной научно-практической конференции "Человек как предмет междисциплинарного гуманитарного познания". — СПб.: ООО "Ниц АРТ" , 2015. С. 34-42.

2. Владимирова Т.Н.Методология проектирования модели многоуровневой профессиональной подготовки журналистских кадров в условиях модернизации образования // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-4. С. 883-889.

3. Казакова Н.Е. Проблема полипрофессионализма в условиях формирования национальной системы квалификаций // В сборнике: Актуальные проблемы современного гуманитарного знания: теория, методология, практика материалы II межрегиональной научно-практической конференции. 2015. С. 100-105.

4. Туравец Н.Р., Егорова Е.Н. Педагогические условия практико-ориентированной подготовки будущих менеджеров сферы туризма к работе в поликультурной среде // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 276-280.

5. Краснощеченко И.П. Психолого-педагогическое сопровождение субъектно-профессионального становления будущих психологов на этапе адаптации к условиям обучения в вузе // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 52-64.

6. Верниенко Л.В. Конкурентоспособность вуза как фактор развития человеческих ресурсов // Сборник материалов ХХ1Х

Конгресса «Безопасность и качество в сфере ИКТ». — М.: НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" , 2016. С. 170-173.

7. Симонова О.А. Межкультурное воспитание студентов факультета лингвистики // Высшее образование сегодня. 2007. № 11. С. 81-82.

8. Удовик Е.Э. Подготовка кадров в области информатизации кооперативного образования // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2010. № 3. С. 91-94.

9. Казакова Н.Е. Системная классификация полипрофессионализма // Акмеология. 2016. № 2 (58). С.49-53.

Галибина Н.А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ

МАТЕМАТИКЕ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры

Ключевые слова: обучение математике, информационно -коммуникационные технологии, студенты строительных направлений подготовки, будущие инженеры-строители.

Аннотация: Рассмотрены вопросы, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий в обучении математике студентов строительных направлений подготовки. Описаны основные типы компьютерно-ориентированных средств, которые целесообразно применять при обучении математическим дисциплинам будущих инженеров-строителей как во время аудиторных занятий, так и при организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Представлены примеры использования информационно-коммуникационных технологий в обучении математике.

Key word: teaching mathematics, information and communication technologies, students of construction directions of training, future civil engineers.

Abstract: The questions connected with using the information and communication technologies in teaching mathematics of students of construction directions of training are considered. The main types of computer-oriented tools which are expedient for applying in training mathematical disciplines of future civil engineers both during classroom sessions and when organizing extra-independent work of students are

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.