Научная статья на тему 'Конкурентноспособность будущего специалиста как социально-педагогическая категория'

Конкурентноспособность будущего специалиста как социально-педагогическая категория Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / THE SUBJECTS OF VOCATIONAL EDUCATION / COMPETITIVE SPECIALISTS / STUDENT-CENTERED APPROACH / INDIVIDUAL PERSONAL COMPONENT / PROFESSIONAL COMPONENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СУБЪЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левицкая Ирина Александровна

В современном мире возрастает ценность и значимость таких показателей конкурентоспособной подготовки современного специалиста, как высокий профессионализм, нравственная и социальная зрелость, мобильность, готовность к инновационной деятельности. Реализация данного подхода в практике высшего профессионального образования требует междисциплинарного интегративного подхода. Это обеспечит целостность общепрофессиональной подготовки современных специалистов. После окончания вуза дипломированный специалист сталкивается с проблемой жесткой рыночной конкуренции. Будучи зависимым от изменений на рынке труда, специалист должен суметь реализовать свои потенциальные способности к труду, то есть, оказаться конкурентоспособным на рынке труда. Наибольшую важность имеет интегративная характеристика личности, обеспечивающая более высокий профессиональный статус, устойчиво высокий спрос на профессиональные услуги, более высокую рейтинговую позицию на рынке труда, т.е. конкурентноспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE PROFESSIONAL EMPLOYEE`S COMPETITIVENESS A SOCIAL & EDUCATIONAL CONCEPT

In today’s world of growing value and importance of such indicators of competitive modern specialist training as professionalism, moral and social maturity, mobility, readiness for innovation. The implementation of this approach in the practice of higher education requires a multidisciplinary integrative approach. This ensures the integrity of the general professio-nal training of modern specialists. After graduating high school graduate is faced with the problem of the fierce market competition. Being dependent on changes in the job market, the specialist should be able to realize their potential ability to work, i.e. to be competitive in the labor market. The greatest importance is the integrative characteristics of the individual, providing a higher professional status, consistently high demand for professional services, higher ranking position in the job market, i.e. competitiveness.

Текст научной работы на тему «Конкурентноспособность будущего специалиста как социально-педагогическая категория»

социология

(SOCIOLOGY)

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-1-11 УДК 316.614/ 316.334:37

конкурентноспособность будущего специалиста как социально-педагогическая категория

Левицкая И.А.

В современном мире возрастает ценность и значимость таких показателей конкурентоспособной подготовки современного специалиста, как высокий профессионализм, нравственная и социальная зрелость, мобильность, готовность к инновационной деятельности. Реализация данного подхода в практике высшего профессионального образования требует междисциплинарного интегративного подхода. Это обеспечит целостность общепрофессиональной подготовки современных специалистов. После окончания вуза дипломированный специалист сталкивается с проблемой жесткой рыночной конкуренции. Будучи зависимым от изменений на рынке труда, специалист должен суметь реализовать свои потенциальные способности к труду, то есть, оказаться конкурентоспособным на рынке труда. Наибольшую важность имеет интегра-тивная характеристика личности, обеспечивающая более высокий профессиональный статус, устойчиво высокий спрос на профессиональные услуги, более высокую рейтинговую позицию на рынке труда, т.е. конкурентноспособность.

ключевые слова: Профессиональное самоопределение; субъекты профессионального образования; конкурентоспособность специалиста; личностно-ориентированный подход; индивидуально-личностный компонент; профессиональный компонент.

FUTURE PROFESSIONAL EMPLOYEE'S COMPETITIVENESS A SOCIAL

& EDUCATIONAL CONCEPT

Levitskaya I.A.

In today s world of growing value and importance of such indicators of competitive modern specialist training as professionalism, moral and social maturity, mobility, readiness for innovation. The implementation of this approach in the practice of higher education requires a multidisciplinary integrative approach. This ensures the integrity of the general professional training of modern specialists. After graduating high school graduate is faced with the problem of the fierce market competition. Being dependent on changes in the job market, the specialist should be able to realize their potential ability to work, i.e. to be competitive in the labor market. The greatest importance is the integrative characteristics of the individual, providing a higher professional status, consistently high demand for professional services, higher ranking position in the job market, i.e. competitiveness.

Keywords: professional self-determination; the subjects of vocational education; competitive specialists; student-centered approach; individual personal component; professional component.

Происходящие в российском сообществе общественные и экономические преобразования, присоединение к Болонскому процессу оказывают немаловажное воздействие на образовательную сферу. Это имеет место быть, прежде всего, в новых установках целеполагания, существенном обновлении содержания и направленности образования, новейших формах взаимодействия образовательной системы с социокультурной сферой (например, сетевое или социальное партнерство), в модернизации критериев качества образования.

Образование рассматривается обществом как гарантия того, что человек может справиться с имеющимися проблемами и противоречиями, обеспечить свое выживание и устойчивое общественное развитие. Модернизация образования опирается на его содержательное и структурное обновление. Анализ современных тенденций в области образования, показал, что в главном они сводятся к следующему: компетентностный подход, гуманистическая направленность, гуманитаризация образования, вариативность образовательного процесса, перенос акцента с усвоения знаний на их самостоятельное получение, перераспределение теоретического и практического, гуманитарного и естественнонаучного знания, использование новых информационных и телекоммуникационных технологий [3, 10, 13, 15, 23].

Согласно современным взглядам, содержание образования не должно сводиться ни к основам наук, ни к системе знаний, умений и навыков. Оно должно реализовываться в процессе личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, направленного на профессиональное и личностное развитие всех участников образовательного процесса, на воспроизведение в искусственных и естественных образовательных ситуациях культуры, социального опыта, формирование и развитие познавательных интереса и деятельности, опыта осуществления способов деятельности, творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений.

В современном мире возрастает ценность и значимость высшего образования, актуальна конкурентоспособность личности как в профессиональной, так и в других сферах человеческой деятельности. В этой связи на первый план выходят такие показатели конкурентоспособной подготовки современного специалиста, как высокий профессионализм, нравственная и социальная зрелость, готовность к творческой деятельности. Растет понимание того, что высшее образование должно иметь в значительной степени гуманистический характер. Реализация данного понимания в практике образования требует интеграции знаний, которая обеспечит целостность общепрофессиональной подготовки современных специалистов [6, 7].

Учитывая традиции отечественного образования и тенденции развития образования за рубежом, в качестве основы интеграции знаний выдвигаются психолого-педагогические знания, раскрывающие закономерности развития и реализации личности в современном мире, в профессиональной деятельности. Соответственно возрастает значимость обоснования и реализация педагогической составляющей как основополагающей в обучении, воспитании, личностном развитии и профессиональной деятельности современных специалистов, призванной обеспечить их мобильность, компетентное вхождение в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии.

Анализ рынка труда и факторов, оказывающих влияние на формирование конкурентоспособности, показывает, что конкурентоспособность будущего специалиста определяется совокупностью факторов, характеризующих внутренний (внутрифирменный) и внешний (профессиональный) рынки труда [18, 19, 20]. Внутренний рынок характеризуется через систему общественно-трудовых отношений в рамках одного предприятия (фирмы, учреждения, организации) и регламентируется административными правилами и процедурами, внутренними нормативными документами. Поскольку данный рынок труда обусловлен внутрифирменными особенностями, причинами и характеристиками, к факторам, влияющим на конкурентоспособность на данном уровне, относят следующие:

■ наличие деловых и личностных качеств (исполнительность, инициативность, пунктуальность, целеустремленность, энергичность, коммуникабельность, работоспособность, ответственность и др.);

■ профессиональная мобильность, уровень качественного развития сотрудников, готовность выполнять новые производственные функции, менять профессию или специальность в рамках предприятия;

■ способность воспринимать инновации, готовность персонала к разработке и внедрению инновационных технологий (идей, услуг, товаров); уровень научного творчества в профессиональной деятельности, достижение определенных значимых результатов;

■ готовность к непрерывному самообразованию и повышению квалификации, повышение уровня профессиональной компетентности;

■ адаптированность к постоянно меняющимся условиям производства, способность приспосабливаться к содержанию и характеристикам профессиональной деятельности на конкретном предприятии;

■ стрессоустойчивость, рефлексия специфики профессиональной деятельности, умение преодолевать трудности, сохранять выдержку и профессиональный такт, контролировать эмоциональный фон, проявлять эмпатию, готовность переносить значительные интеллектуальные и психологические нагрузки [16].

Система общественно-трудовых отношений между субъектами (работодателями и исполнителями) в масштабе страны, региона, отрасли есть характеристика внешнего рынка труда. Данный уровень характеризуется открытостью, доступностью, конкурентностью. Внешний рынок труда обеспечивает движение работников по предприятиям по отраслевому или регионально-географическому принципу. Поскольку подбор персонала, его профессиональная подготовка происходит вне пределов организации, внешний рынок характеризуется высокой активностью субъектов рынка труда, поощрением конкуренции, ориентацией на индивидуальный успех.

Как профессиональный, внешний рынка труда определяет следующие факторы конкурент-носпообности:

■ социальная компетентность и нормативно-правовая грамотность в вопросах трудоустройства, социальной защиты, знание трудовых прав;

■ отраслевая мобильность, потенциальная готовность к переходу из одной сферы общественного производства или отрасли в другую;

■ территориальная мобильность, потенциальная готовность к трудовой миграции вследствие сдвигов в размещении производства и рабочих мест по регионам страны;

■ знание законов рыночной экономики, конъюнктуры рынка труда, мониторинг рынка труда, способность найти свою «нишу» на рынке труда, быстро реагировать на изменение ситуации на рынке труда;

■ самостоятельность в принятии решений в соответствии с требованиями рынка труда, умение освободиться от жестких групповых стандартов и переход к менее регламентированной трудовой жизни и свободному формированию индивидуального жизненного цикла, принятие мышления фрилансера [16].

Исходя из этого, современной системе высшего профессионального образования необходимо иметь способность, во-первых, оперативно удовлетворять часто меняющиеся запросы экономики в специалистах нужного профиля, а во-вторых, предоставить студентам возможность получения качественного образования и возможность расширения своих профессиональных знаний. Это подводит к необходимости «формировать конкурентоспособную личность, подготовленную к самовыживанию, к конкурентной борьбе в различных жизненных ситуациях» [1]. При этом нужно отметить, что для выживания в конкурентной борьбе будущий специалист должен обладать некими личностными и профессиональными качествами.

Подготовка современного специалиста к условиям инновации и интеллектуализации трудовой деятельности должна позволять ему иметь дело с новой и разнородной информацией [24]; решать задачи как стереотипного, так и диагностического, эвристического характера [21]; формировать новый уровень функциональной грамотности, определяющей компетентность и профессионализм [14]; способствовать наиболее полному раскрытию личностных качеств [12]. Проведенный анализ выявил примерный перечень личностных качеств, отмеченных работодателями и рекрутинговыми службами как наиболее предпочтимые:

■ адаптивность, стрессоустойчивость, самообразование, коммуникативность;

■ умение работать в команде, осуществлять корпоративную поддержку, нацеленность на результат и на успешную карьеру;

■ высокий уровень культуры профессионального общения; позитивно воздействовать на людей, воспитывая личным примером; уметь гармонизировать межличностные отношения, конфликтоустойчивость;

■ целеустремлённость, мотивация к действию, критически оценивать свои достижения; проявлять предприимчивость в расширении сферы деятельности.

В целом актуальность исследования проблемы конкурентоспособности будущего специалиста как детерминанты высшего образования обусловлена:

■ необходимостью решения проблем наращивания экономического и социокультурного потенциала российского сообщества [4];

■ возрастающими требованиями к уровню общекультурной и психолого-педагогической подготовки современного специалиста, обеспечивающих ему мобильность, конкурентноспособность, профессионально-компетентное вхождение в рынок труда со сформированными потребностями в самообразовании и саморазвитии [9];

■ потребностями качественного совершенствования технологий, форм и методов образовательной деятельности, становления профессионального Я-образа и субъектно-лич-ностной позиции студентов [17];

■ особым значением субъектной активности личности, мотивации будущих специалистов как одного из факторов личностного и профессионального становления субъектов образовательного процесса [11].

Термин конкуренция был заимствован социологией образования из экономической науки. Накоплено большое разнообразие трактовок конкуренции (Г.Л. Азоев, Р. Гильфердинг, К. Каутский, К. Маркс, Ф. Найт, М. Портер, Дж. Робинсон, Р.А. Фатхутдинов Ф. Хайек, П. Хайне, Э. Чемберлин, Й. Шумпетер и др.), характеризующей процесс взаимодействия, взаимосвязи и соперничества субъектов деятельности в целях обеспечения лучших возможностей и удовлетворения разнообразных потребностей [2, 22, 25, 29, 31].

Понятие «конкурентоспособность» получило обновленное содержание, дополненное спецификой гуманитарных исследований, и прочно закрепилось в тезаурус психологии, педагогики, социологии в связи с исследованиями зарубежных ученых (А. Маслоу, Т. Веблен, Э. Гид-денс, Дж. Грейсон, Р. Дарендорф, О'Делл, Д. Дьюи, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, К. Роджерс, Р. Мартенс, А. Нейлл, Г. Олпорт, Э. Фромм, Э. Шостром, П. Штомпка, Э. Эриксон и др) [2, 27, 30, 31,32]. В трудах российских ученых (В.И. Андреев, С.Л. Братченко, И.М. Ильинский, Н.В. Матяш, Л.Д. Столяренко, О.Н. Филатов, В.Н. Харькин, Д.В. Чернилевский и др.) данное понятие стало изучаться в связи с профессиональной деятельностью личности [5, 11, 17].

Конкурентоспособность есть социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успешности в учебной, профессиональной и социальной деятельности, определяющая адекватное субъективное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.

Экстраполированный из экономики, данный термин прочно вошел в научный оборот связи с профессионализацией личности. Решением проблемы конкурентоспособности личности занимаются ученые в различных областях науки. Наиболее плодотворно проблема конкурентоспособности персонала (роль в управленческой деятельности, социально-психологическая структура, методические основы оценки конкурентоспособности, подходы к подготовке конкурентоспособного специалиста и др.) разрабатывалась в теории менеджмента зарубежными специалистами (Х.И. Ансофф, А. Вайсман, М. Вудкок, М. Мескон, Т. Санталайнен и др.) и отечественными (В.А. Дятлов, Е.Б. Попова, В.В. Травин, P.A. Фатхутдинов, В.И. Шаповалов и др.) учеными [21, 22, 26, 27, 29]. Так, в работах В.И. Андреева, В.И. Загвязинского, В.П. Кузов-лева, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Никандрова, В.М. Монахова, П.Е. Решетникова, A.B. Репринцева, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др. [1, 13, 15, 20] исследованы различные аспекты конкурентоспособности в высшей школе (проблемы развития личности в процессе профессиональной подготовки, особенности профессионального самоопределения и профориентационной деятельности, вопросы возрастных особенностей развития конкурентоспособности личности, формировании качеств конкурентоспособности и готовности к саморазвитию своей личностной конкурентоспособности, создание образовательными учреждениями соответствующих условий для развития личности, направленность процесса обучения и воспитания на развитие личностной конкурентоспособности будущего специалиста и т.д.).

Существенный вклад в теорию и практику формирования конкурентоспособности внесли исследования и концепции профессионального развития и саморазвития конкурентоспособности будущих специалистов (А.Б. Куликова, Л.М. Митина, Б.Д. Парыгин, В.В. Томилов, Ф.Р. Туктаров, Э.Р. Хайруллина, В.И. Шаповалов и др) [11, 18, 20, 23, 24, 25].

Несмотря на уже имеющееся в науке разностороннее исследование данной категории, современная образовательная ситуация характеризуется недостаточной разработанностью в научной литературе проблемы формирования конкурентоспособного будущего специалиста. Наблюдается дефицит исследований, связанных с изучением методологических, теоретических и практических аспектов конструирования конкурентноспособной среды высшей школы, особенностей конкурентного поведения, критериев оценки и уровней развития конкурентоспособности будущего специалиста, особенностей саморазвития личностной конкурентоспособности в условиях конкурентной среды, гендерных, возрастных и индивидуально-психологических особенностей проявления конкурентоспособности,

Опираясь на проведенные исследования, конкурентоспособность рассматривается нами как системный динамичный многоаспектный процесс, основанный на личностно-ориентиро-

ванном подходе. Данный процесс включает, во-первых, прогнозирование деятельности, во-вторых, критическое осмысление собственных достижений.

Критериями развитости конкурентоспособности являются рефлексивная структура личности, устойчивость, направленность личности, реалистичность перспектив личностного и профессионального роста [16]. Поэтому конкурентоспособность есть доминанта профессиональной подготовки будущих специалистов.

Между тем конкурентоспособность следует рассматривать как совокупность внепрофесси-ональных характеристик личности (коммуникабельность, целеустремленность, работоспособность и трудолюбие, рискованность, ответственность и независимость, стрессоустойчивость, креативность, уверенность в себе и лидерские качества, рефлексивность, внимательность, способность к саморегуляции, культурно-нравственные качества, способность к саморазвитию, нацеленность на конечный результат), как важнейший фактор развития личности студентов, их поведения и деятельности [8, 9, 10, 11].

Понятие «конкурентоспособность» широко и многоаспектно, сложно по структуре и количеству составляющих. Оно присутствует в исследовании определенных сторон жизнедеятельности человека в его личностных характеристиках.

В структуре конкурентоспособности можно выделить базовые характеристики (показатели): когнитивный, эмотивный, коммуникативный, рефлексивный и деятельностный (таблица 1). Совокупная системность данных показателей определяет и активизирует внутренние механизмы, мобилизует резервы для развития конкурентоспособности [28]. Когнитивный показатель характеризует степень развития аналитических способностей, доминирующий вид познания, выявляет готовность к самообразованию, самосовершенствованию, творческой активности. Основу эмотивного показателя составляют умения и навыки владения механизмами познания других людей, иррационального видения эмоционального состояния другого человека: идентификации (уподобление себя другому по принципу дихотомии «я-ты»), симпатия (чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности к человеку), эмпатии (адекватное представление об эмоциональном состоянии другого) и др. Умения и навыки, входящие в деятельностный показатель, характеризуют потенциальную готовность конструировать позитивное взаимодействие, достигать поставленных целей, осуществлять промежуточный и итоговый контроль на различных этапах деятельности и др. Коммуникативный показатель определяет степень развитости навыков общения, интерпретации, высказывания своей точки зрения, аргументированного отстаивания своей позиции, умения приходить к компромиссному решению и т.п. Рефлексивный показатель характеризует способность мышления к крити-

ческому самоанализу поступков, мыслей, чувств. Ретроспективная критичность определяет возможность оценить результаты деятельности и выявить вероятные ошибки и их причины. С другой стороны, перспективная рефлексия способствует формированию причинно-следственных закономерностей, а также выявляет механизмы планирования и прогнозирования наиболее эффективных видов взаимодйствия.

Таблица 1

Характеристика показателей сформированности конкурентноспособности

Показатель Дескриптор Специфика

Когнитивный самообразование, самосовершенствование, познавательная активность знания, интеллектуальные умения, способности мыслительной обработки информации

Эмотивный идентификация, эмпатия, антипатия, симпатия, альтруизм способности убеждать, влиять на людей, налаживать тактически необходимые взаимоотношения

Деятельностный позитивное взаимодействие, достижение поставленных целей, выбор оптимальных средств, контроль результата качественное выполнение определенной деятельности на основе имеющихся знаний либо использование знаний в изменившихся условиях

Коммуникативный общение, тезис, аргумент, обратная связь, компромиссное решение, обобщение степень развитости навыков общения, слушания, высказывания своей точки зрения, аргументированного отстаивания своей позиции

Рефлексивный самоанализ, самооценка, рефлексия, планирование, прогнозирование механизм осмысления человеком мотивов, способов, средств совершаемых действий, полученных результатов

Резюмируя, отметим, что конкурентоспособность будущего специалиста определяется не только профессиональным, но и в значительной мере индивидуально-личностным компонентом, в том числе совокупностью индивидуальных устойчивых свойств, состоящих из способностей; черт характера, потребностей, состояний, позволяющих личности конструктивно осуществлять процесс самоопределения.

Современные реалии таковы, что социально-экономические преобразования оказывают существенное влияние на систему профессионального образования. Образование нельзя рассматривать только как процесс трансляции знаний, умений, навыков и формирования личностных качеств субъектов образовательного процесса. Основная задача профессионального образования сегодня направлена на формирование и развитие интеллектуальной творческой личности,

способной адекватно оценивать динамические изменения содержания профессионального труда и адаптироваться к социально-экономическим условиям. Будущий специалист должен обладать не только определенными профессиональными и личностными качествами. Очень важна потенциальная готовность решать профессиональные задачи в нестандартных ситуациях, принимать и наиболее эффективным образом реализовывать управленческие и технологические решения, способность специалиста обладать критическим мышлением, применять наиболее оптимальные в конкретных условиях методы.

Таким образом, конкурентоспособность - это интегральное качество личности, представляющее собой совокупность ключевых компетенций, ценностных ориентации, позволяющих данной личности успешно функционировать в социуме. Самоопределение является ядром развития конкурентоспособности, отражает отношение личности к внешнему миру, себе и будущей профессиональной деятельности. В процессе самоопределения формируется развитая система ценностных ориентации, которая является основой развития и функционирования конкурентоспособной личности студента.

Список литературы

1. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого развития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. 468 с.

2. Американская социологическая мысль: Тексты / Под. ред. В.И. Добренькова. М.: Изд. Международного ун-та Бизнеса и Управления, 1996. 560 с.

3. Бисерова Г.К. Теоретические подходы к формированию профессиональных и личностных качеств будущего специалиста // Концепт: Самоопределение учащейся молодежи: проблемы и перспективы. 2015 ART 95307. URL: http://e-koncept.ru/teleconf/95307.html

4. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: дисс. ... доктора психол. наук. Москва, 1995. 411 с.

5. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: СПбУЭФ, 1994. 160 с.

6. Евплова Е.В. Этапы формирования конкурентоспособности будущего специалиста // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 156-158.

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.

8. Корнейченко Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества его подготовки // Вестник АГТУ. 2007. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/

konkurentosposobnost-buduschego-spetsialista-kak-pokazatel-kachestva-ego-podgotovki (дата обращения: 13.11.2015).

9. Котикова Д.С. Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательном процессе вуза: дисс... канд. псих. наук. Нижний Новгород. 2010. 245 с.

10. Колобкова Н.Н. Формирование конкурентоспособности студентов экономического профиля: дис... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. Воронеж, 2004. 182 с.

11. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. 400 с.

12. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие для студентов учебных заведений. М.: Академия, 2004. 304 с.

13. Монахов В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика. 1997. № 6. С. 26-31.

14. Кураков А. Конкурентоспособность как необходимое условие развития личности // Развитие личности. 2004. №2. С. 195-207.

15. Никандров Н.Д. Формирование личности молодого человека в школе и вузе: ценностный подход // Формирование личности молодого человека в школе и вузе. Владивосток, 2000. С. 6-19.

16. Пронюшкина Т.Г. Конкурентноспособность как детерминанта профессионального образования инженеров: автореф... дисс. докт. пед. наук. Москва. 2008. 46 с.

17. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 246 с.

18. Томилов В.В., Семеркова Л.Н. Маркетинг рабочей силы: учеб. пособие. СПб.: СПбГУЭФ. 1997. 184 с.

19. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. М.: Дело, 2003. 272 с.

20. Туктаров Ф.Р. Конкурентоспособность личности в современном трансформирующемся обществе. Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. 192 с.

21. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема // Высшее образование в России. 1999. №2. С. 18-22.

22. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992-2015. М.: Экономика, 2005. 606 с.

23. Хайруллина Э.Р. Развитие ключевых компетенций студентов в проектно-творческой деятельности // Педагогика. 2007. № 9 . С. 72-75.

24. Хайруллина, Э.Р. Принципы педагогической концепции проектно-творческой деятельно-

сти студентов: задача развитие конкурентоспособности будущих технологов // Высшее образование сегодня. 2007. № 9. С. 66-68.

25. Шаповалов В.И. Конкурентоспособность специалиста // Высшее образование в России. 2005. № 10. С. 96-101.

26. Ansoff I.H. Strategic management/L Ansoff -London: McMillan, 1979.

27. Kotier, P. Marketing Managment. Analyss, Planning and Control / P. Kotler. Englewood Cliffs: Prentice-Hall,. 1988. 776 p.

28. Levitskaya I.A. Future expert's competitiveness as a determinant factor of higher vocational education // European Journal of Contemporary Education. 2012. Т. 2. № 2. С. 144-148.

29. Meskon, M. Basis of management / M. Meskon, M. Albert, F. Hedouri. M.: Williams, 2007. 672 p.

30. Pfeffer, J. Producing sustainable competitive advantage through the effective management of people / J. Pfeffer, T. Hatano, T. Santalainen // Academy of Management Executive. 1995. Vol. 9, № 1. P. 55-72.

31. Porter, M. E. Competitive advantage / M. E. Porter. M. : Alpina Business of Books, 2005. 715 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Weissmann, Arnold. Die großen Strategien für den Mittelstand. Die erfolgreichen Unternehmer verraten ihre Rezepte / Arnold Weissmann. — Frankfurt ; New York, 2006.

33. Woodcock, M. The Unblocked Manager. A Practical Guide to Self-Development / M. Woodcock, D. Francis. Gower Publishing House, 1982. 320 p.

References

1. Andreev V.I. Konkurentologija: uchebnyj kurs dlja tvorcheskogo razvitija konkurentosposobnosti [Competition: a training course for the creative development of competitiveness]. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2004. 468 p.

2. Amerikanskaja sociologicheskaja mysl': Teksty [American Sociological Thought: Texts] / V.I. Dobren'kov (ed.). M.: Izd. Mezhdunarodnogo un-ta Biznesa i Upravle-nija, 1996. 560 p.

3. Biserova G.K. Teoreticheskie podhody k formirovaniju professio-nal'nyh i lichnostnyh kachestv budushhego specialist [Theoretical approaches to the formation of professional and personal qualities the future specialist]. Koncept: Samoopredelenie uchashhejsja molodezhi: problemy i perspektivy. 2015. ART 95307. URL: http://e-koncept.ru/teleconf/95307.html

4. Borisova E.M. Professional'noe samoopredelenie: lichnostnyj aspect [Professional self-determination: the personal aspect:]. Moscow, 1995. 411 p.

5. Djatlov S.A. Osnovy teorii chelovecheskogo kapitala [Fundamentals of the theory of human capital]. SPb.: SPbUJeF, 1994. 160 p.

6. Evplova E.V. Jetapy formirovanija konkurentosposobnosti budushhego specialista [Stages of formation of the competitiveness of the future specialist]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011. № 4. pp. 156-158.

7. Klimov E.A. Psihologijaprofessional'nogo samoopredelenija [Psychology of professional self-determination]. Rostov-na-Donu: Feniks, 1996. 512 p.

8. Kornejchenko N.V. Konkurentosposobnost' budushhego specialista kak pokazatel' kachestva ego podgotovki [The competitiveness of the future specialist as an indicator of the quality of education]. Vestnik AGTU. 2007. №6. http://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-budus-chego-spetsialista-kak-pokazatel-kachestva-ego-podgotovki

9. Kotikova D.S. Formirovanie konkurentosposobnosti lichnosti studenta v obrazovatel'nom processe vuza [Formation of the competitive person of the student in the educational process of high school]. Nizhnij Novgorod. 2010. 245 p.

10. Kolobkova N.N. Formirovanie konkurentosposobnosti studentovjekonomicheskogoprofilja [Formation of competitiveness of students of an economic profile]. Voronezh, 2004. 182 p.

11. Mitina L. M. Psihologija razvitija konkurentosposobnoj lichnosti [Psychology of competitive personality]. M.: MPSI; Voronezh: MODJeK, 2002. 400 p.

12. Mudrik A.V. Socializacija cheloveka: uchebnoe posobie dlja studentov uchebnyh zavedenij [Socialization of the person: a textbook for students of educational institutions]. M.: Akademija, 2004. 304 p.

13. Monahov V.M. Aksiomaticheskij podhod k proektirovaniju pedagogicheskoj tehnologii [The axiomatic approach to the design of educational technology]. Pedagogika. 1997. № 6, pp. 26-31.

14. Kurakov A. Konkurentosposobnost' kak neobhodimoe uslovie razvitija lichnosti [Competitiveness as a prerequisite for the development of personality]. Razvitie lichnosti. 2004. №2, pp. 195207.

15. Nikandrov N.D. Formirovanie lichnosti molodogo cheloveka v shkole i vuze: cennostnyj podhod [Formation of the person of a young man in high school and high school: the value approach]. Formirovanie lichnosti molodogo cheloveka v shkole i vuze. Vladivostok, 2000, pp. 6-19.

16. Pronjushkina T.G. Konkurentnosposobnost' kak determinanta professional'nogo obrazovanija inzhenerov [Competitiveness as a determinant of vocational training of engineers]. Moscow. 2008. 46 p.

17. Prjazhnikov N.S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie [Professional and personal self-determination]. M.: Izd-vo: Institut prakticheskoj psihologii, Voronezh: NPO «MODJeK», 1996. 246 p.

18. Tomilov V.V., Semerkova JI.N. Marketing rabochej sily [Marketing workforce]. SPb.: SPbGU-JeF. 1997. 184 р.

19. Travin V.V., Djatlov V.A. Menedzhmentpersonalapredprijatija [Management of the personnel of the enterprise 16]. M.: Delo, 2003. 272 p.

20. Tuktarov F.R. Konkurentosposobnost' lichnosti v sovremennom transformirujushhemsja obsh-hestve [The competitiveness of of the individual in modern transformed society]. Rostov n/D: Nauka-Press, 2006. 192 p.

21. Fathutdinov R.A. Konkurentosposobnost' kak nacional'naja kadrovaja problema [Competitiveness as a national problem of personnel]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 1999. №2, pp. 18-22.

22. Fathutdinov R.A. Konkurentosposobnost': Rossija i mir. 1992-2015 [Competitiveness: Russia and the world. 1992-2015]. M.: Jekonomika, 2005. 606 p.

23. Hajrullina Je.R. Razvitie kljuchevyh kompetencij studentov v proekt-no-tvorcheskoj dejatel'nosti [The development of basic competences of students in the engineering and creative activities]. Pedagogika. 2007. № 9, pp. 72-75.

24. Hajrullina, Je.R. Principy pedagogicheskoj koncepcii proektno-tvorcheskoj dejatel'nosti studentov: zadacha razvitie konkurentospo-sobnosti budushhih tehnologov [The principles of the pedagogical concept engineering and creative activity of students: the task of developing the competitiveness of future technologists]. Vysshee obrazovanie segodnja. 2007. № 9, pp. 66-68.

25. Shapovalov V.I. Konkurentosposobnost' specialista [Competitive professionals]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005. № 10, pp. 96-101.

26. Ansoff I.H. Strategic management /L Ansoff -London: McMillan, 1979.

27. Kotier, P. Marketing Managment. Analyss, Planning and Control / P. Kotler. Englewood Cliffs: Prentice-Hall,. 1988. 776 p.

28. Levitskaya I.A. Future expert's competitiveness as a determinant factor of higher vocational education. European Journal of Contemporary Education. 2012. Vol. 2. № 2, pp. 144-148.

29. Meskon, M. Basis of management / M. Meskon, M. Albert, F. Hedouri. M.: Williams, 2007. 672 p.

30. J. Pfeffer, T. Hatano, T. Santalainen. Producing sustainable competitive advantage through the effective management of people. Academy of Management Executive. 1995. Vol. 9, № 1. P. 55-72.

31. Porter, M. E. Competitive advantage / M.E. Porter. M.: Alpina Business of Books, 2005. 715 p.

32. Weissmann, Arnold. Die großen Strategien für den Mittelstand. Die erfolgreichen Unternehmer verraten ihre Rezepte / Arnold Weissmann. Frankfurt; New York, 2006.

33. Woodcock, M. The Unblocked Manager. A Practical Guide to Self-Development / M. Woodcock, D. Francis. Gower Publishing House, 1982. 320 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Левицкая Ирина Александровна, заведующая кафедрой экономики и управления, кандидат педагогических наук

Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева (филиал в г. Междуреченске)

пр. Строителей, 36, г. Междуреченск, Кемеровская область, 652870, Российская Федера-

[email protected]

DATA ABOUT THE AUTHORS

Levitskaya Irina Aleksandrov^, Head of the Department of Economics and Management Kuzbass state technical university of T.F. Gorbachev (Mezhdurechensk branch) 36, Stroiteley Pr., Mezhdurechensk, Kemerovo region, 652870, Russian Federation [email protected] SPIN-code: 6322-8440

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.