Научная статья на тему 'Теоретический анализ понятия «Конкурентоспособная личность» в психолого-педагогических исследованиях'

Теоретический анализ понятия «Конкурентоспособная личность» в психолого-педагогических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГИБКОСТЬ / ОБЩЕСТВО / РАЗВИТИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ПОВЕДЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ / РАЗРЕШЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СИСТЕМА / PERSONALITY / COMPETITION / COMPETITIVE SPECIALIST / COMPETITIVE PERSONALITY / COMPONENTS / ORIENTATION / COMPETENCE / FLEXIBILITY / SOCIETY / DEVELOPMENT / SELF-DEVELOPMENT / MANAGEMENT / BEHAVIOR / EMOTIONALITY / PROBLEMS / SOLUTION / PROFESSIONALISM / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова Альбина Талгатовна

Статья посвящена психолого-педагогическому осмыслению понятия «конкурентоспособная личность», которое включает следующие компоненты: направленность, гибкость и компетентность. Особое внимание уделяется анализу терминов «личность», «конкурентоспособность», «конкурентоспособный специалист», раскрыты подходы зарубежных, советских и российских исследователей в данной области. Проблема пока недостаточно изучена в психологической и педагогической науке. На основе имеющихся толкований автор рассматривает конкурентоспособность как совокупность личностных и профессиональных качеств человека, которые выражаются в активности, самостоятельности, способности к непрерывному самосовершенствованию, самообразованию и самоорганизации, сформированных умениях отстаивать свои права и быть готовым к диалогу с другими людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEORETICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT «COMPETITIVE PERSONALITY» IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH WORKS

The article is devoted to the psychological and pedagogical understanding of the concept «competitive personality» which consists of such components as the orientation, flexibility and competence of the personality; pays special attention to the analysis of the following concepts: «personality», «competitiveness», «competitive specialist»; reveals the approaches of foreign and domestic researchers in this field. The problem in question is not sufficiently studied in pedagogical science, and therefore requires more careful research. On the basis of the available interpretations, the authors consider the competitiveness as a set of personal and professional qualities of a person, which are expressed in activity, independence, ability to continuous self-improvement, self-education and self-organization, formed skills to defend their rights and to be ready for a dialogue with other people.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ понятия «Конкурентоспособная личность» в психолого-педагогических исследованиях»

УДК 159.923 DOI 10.26293/chgpu.2019.102.2.008

А. Т. Ахметоеа

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ЛИЧНОСТЬ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,

г. Стерлитамак, Россия

Аннотация. Статья посвящена психо лого-педагогическому осмыслению понятия «конкурентоспособная личность», которое включает следующие компоненты: направленность, гибкость и компетентность. Особое внимание уделяется анализу терминов «личность», «конкурентоспособность», «конкурентоспособный специалист», раскрыты подходы зарубежных, советских и российских исследователей в данной области. Проблема пока недостаточно изучена в психологической и педагогической науке. На основе имеющихся толкований автор рассматривает конкурентоспособность как совокупность личностных и профессиональных качеств человека, которые выражаются в активности, самостоятельности, способности к непрерывному самосовершенствованию, самообразованию и самоорганизации, сформированных умениях отстаивать свои права и быть готовым к диалогу с другими людьми.

Ключевые слова: личность, конкуренция, конкурентоспособный специалист, конкурентоспособная личность, компоненты, направленность, компетентность, гибкость, общество, развитие, саморазвитие, управление, поведение, эмоциональность, проблемы, разрешение, профессионализм, система.

А. Т. Akhmetova

TEORETICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT «COMPETITIVE PERSONALITY» IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH WORKS

Sterlitamak Branch of the Bashkir State University, Sterlitamak, Russia

Abstract. The article is devoted to the psychological and pedagogical understanding of the concept «competitive personality» which consists of such components as the orientation, flexibility and competence of the personality; pays special attention to the analysis of the following concepts: «personality», «competitiveness», «competitive specialist»; reveals the approaches of foreign and domestic researchers in this field. The problem in question is not sufficiently studied in pedagogical science, and therefore requires more careful research. On the basis of the available interpretations, the authors consider the competitiveness as a set of personal and professional qualities of a person, which are expressed in activity, independence, ability to continuous self-improvement, self-education and self-organization, formed skills to defend their rights and to be ready for a dialogue with other people.

Keywords: personality, competition, competitive specialist, competitive personality, components, orientation, competence, flexibility, society, development, self-development, management, behavior, emotionality, problems, solution, professionalism, system.

Актуальность исследуемой проблемы. Необходимость формирования все более конкурентоспособной личности в настоящее время диктуется требованиями быстро развивающегося рынка труда. Современному человеку во всех сферах жизнедеятельности необходимы, наряду с профессиональными, личностные, социально значимые качества. В пост-

индустриальном обществе востребован специалист, грамотно решающий проблемы рыночных отношений. Образование в существующих условиях должно сформировать конкурентоспособную личность с высоким уровнем профессионально-личностных качеств.

Целью исследования является теоретический анализ понятия «конкурентоспособная личность» в психолого-педагогических исследованиях.

Материал и методика исследований. В ходе изучения проблемы проведен теоретический анализ педагогической и психологической литературы.

Результаты исследований и их обсуждение. В рыночной экономике России проблема конкурентоспособной личности и конкуренции в целом актуализировалась. На первое место сегодня выходит реальная конкуренция на трудовом рынке. Мастер своего дела оценивается по полученному им образованию, а его субъективные качества, гражданская адаптация позволяют ему занять позицию и подняться по социальному лифту, удовлетворяя свои потребности в самореализации. Об этом в своей работе высказывалась О. А. Абдуллина [1, с. 73].

Изучение проблемы формирования конкурентоспособной личности можно найти в научно-исследовательских трудах в различных областях науки. Сегодня самым изученным и разработанным можно считать вопрос конкурентоспособности кадров и персонала (в зарубежной теории менеджемента Н. I. Ansoff, А. Weissmann, М. Woodcock, Т. Santalainen [9, с. 2]).

Ряд иностранных ученых (М. Meskon, М. Albert, F. Hedouri) компетентность личности считают целостным понятием и, в отличие от названных выше исследователей, различают ее уровни [13].

В российской науке проблеме компетентности личности уделяли внимание С. А. Дятлов [5], Е. Б. Попова [19], В. В. Травин [25], Р. А. Фатхутдинов [27], В. И. Шаповалов [28] и многие другие. Актуальные вопросы конкурентоспособности системы высшего профессионального образования представлены в работах В. И. Загвязинского, А. П. Ку-зовлева, Н. В. Кузьмина, Н. Д. Никандрова, В. М. Монахова, П. Е. Решетникова, В. А. Сла-стенина. Профессиональное развитие и саморазвитие будущего учителя отражено в научных исследованиях В. И. Андреева [2], Л. М. Митина [14], Ф. Р. Туктарова [26].

Толкование термина «конкурентоспособность» как способности предвидеть, обновлять и использовать все возможности развития, иначе говоря, анализировать изменения внешних условий, развивать профессиональную стратегию, анализировать свои действия и поведение в социуме, проявлять стрессоустойчивость для дальнейшего развития, например, для преодоления собственных границ, считается в психологии общепринятым [14].

И. Д. Ладанов, В. А. Пронников, А. Н. Барсукова в своих трудах уделяли внимание исследованию понятия «конкурентоспособность». Они рассматривали ее как свойство творческой части общества, способной продуцировать и развивать инновационные идеи, теории и технологии, способствующие успешному развитию общества [3].

Е. В. Паршикова считает, что конкурентоспособность также можно определить как способность развиваться, решать проблемы с помощью оптимального пути достижения взаимодействия и взаимопонимания между партнерами: «конкурентоспособность - это способность решать задачи путем координации, сравнения, столкновения, постоянного обогащения предметных локаций в интерактивных позициях» [17, с. 1].

Р. А. Фатхутдинов сделал вывод о том, что конкурентоспособность определяет показатель удовлетворения конкретных нужд в отличие от аналогичных объектов, представленных на этом рынке, а также метод обеспечения конкуренции по сравнению со схожим объектом от других производителей. Таким образом, по его мнению, конкурентоспособность является одним из свойств объекта [27, с. 22].

Как видно, в упомянутых подходах «конкурентоспособность» представляется либо как свойство для саморазвития личности, либо как ее способность к творчеству. Интерес-

ным является подход к пониманию конкурентоспособности, свойственной не только личности человека, но и целому обществу, тем самым расширяющий границы содержания данного понятия. В конкурентоспособности некоторые видят только результат. Таким образом, мы приходим к пониманию, что в психологии к настоящему времени отсутствует единый подход к определению данного термина, что затрудняет выбор методологии и инструментария исследования.

В учебно-воспитательной доктрине проблема формирования конкурентоспособной личности не в полной мере выработана как самостоятельное направление. Вместе с тем мы находим разные точки зрения на нее в работах B.C. Безрукова [4], И. Ф. Исаева [7], В. Г. Пузикова [20], В. А. Сластенина [23].

В своей диссертации Ф. Р. Туктаров рассматривает конкурентоспособность личности как целостное, многостороннее социопсихологическое и социокультурное явление. Она развивается в социуме, подчиняется обществу, его законам и иерархии потребностей личности, формируется в определенных социокультурных условиях, основанных на социальных и культурных традициях, менталитете и ментальности народа. Ее выраженные проявления зависят от типа общества, стереотипов поведения и социальных установок. Исследователь вводит в научный педагогический оборот термин «конкурентоспособная личность» [26].

В. И. Андреев говорит о конкурентоспособной личности, которая имеет склонность к результативности и повышению качества выполнения работы, стремление к соперничеству в условиях соревновательности и постоянной борьбы за лидерство [2, с. 26].

Итак, нами выявлено, что в педагогических исследованиях недостаточно представлена теория конкурентоспособности и обладающей ею личности. Определения, данные конкурентоспособности, характеризуют не саму сущность термина, а скорее ее признаки, условия формирования и проявления в различных сферах.

Понятие «конкурентоспособный специалист» - одного порядка с исследуемым выше. Научные изыскания В. Г. Пузикова в этой области являются для нас значимыми. В своих трудах он выделяет следующие атрибуты конкурентоспособного мастера своего дела: «гибкость и профессиональную мобильность, ... возможность „преподнести себя", владение способами разрешения обширного круга предложенных компетентных задач, ... ответственность, ориентацию на успех, готовность пополнять свой опыт» [20, с. 13].

В трудах О. А. Мельничук и А. Н. Яковлевой описываются характеристики конкурентоспособного специалиста. Они особо выделяют интеллектуальную компетентность, под которой понимают специфический вид выработанных знаний; категоричность и общность, организованность, приспособляемость и стремительную реакцию при анализе ситуации, делающую его способным принимать действенные решения в сфере деятельности; самоактуализацию, включающую ... прогнозирование возможных результатов и последствий собственных действий, оценивание ситуации, формулировку задач, самоконтроль и оценку эффективности своих решений; саморегуляцию, то есть возможность без затруднений справляться со своей высокоинтеллектуальной деятельностью, способность оценить изменения субъективно, понимание использования культурных механизмов самокоррекции [12, с. 25].

Обобщив труды целого ряда авторов, мы выделяем три компонента конкурентоспособной личности: направленность, гибкость и компетентность.

1. Направленность субъекта проявляется в его собственной деятельности, это импульс, который характеризует мотивы человека (чего хочет он сам и другой человек, что хочет понять в собственном окружении, какого социума сторонится и с чем имеет возможность бороться). В то же время он находится в динамике, то есть мотивы не бывают постоянными: они соотносятся между собой, влияют друг на друга, постоянно мимикрируют и развиваются [30].

Различают общую и профессиональную направленность. В целом она общественно значима, указывает на уровень, круг интересов, широту устремления, насыщенность, длительность и сохранность побуждений в течение жизни, устойчивость, инициативность реализации целей направленности в деятельности (убеждения и мировоззрения).

Итак, сформированность конкурентоспособности личности напрямую зависит от направленности индивида, которая будет выражать настойчивость, целеустремленность (волевые характеристики).

Л. М. Митина разделяет направленность личности:

а) на других субъектов (связана с интересом, стремлением к совместной деятельности, доверием, уважением к ним);

б) на себя (потребность в самосовершенствовании и самореализации в профессиональной деятельности);

в) на предметную сторону профессии (содержание деятельности) [14].

2. Гибкость является «ингредиентом» конкурентоспособной личности. Во многих работах психологов и педагогов выделяется интеллектуальная, поведенческая и эмоциональная гибкость.

Поведенческая гибкость - это способность человека не демонстрировать в конкретной ситуации определенное поведение, дающая возможность либо определить собственные, либо выбрать новые оригинальные методы решения с соблюдением основных начал и моральных основ собственной жизнедеятельности [14, с. 127].

Эмоциональная гибкость - эксплицитная эмоциональная устойчивость человека, ведущего успешно определенную деятельность в непростых условиях, вызывающих переживания, негативные эмоции [14, с. 117]. Конкурентоспособная личность может создать позитивное эмоциональное состояние. И. С. Кон [8], А. В. Мудрик [15], А. В. Петровский [18, с. 57],

A. А. Реан и др. [21] считают, что положительные эмоции выполняют значительную роль в социальной адаптации конкурентоспособной личности. В. И. Новикова утверждает, что конкурентоспособная личность должна обладать эластичностью в поведении, выборе основных методов и приемов саморегуляции, способствующей сохранению и развитию собственного психического и физического здоровья [16].

Вместе с тем мы понимаем, что перечисленные выше качества недостаточны для конкуренции на рынке труда. Поэтому важными, на наш взгляд, являются умения адаптироваться (к людям, условиям трудовой деятельности), предлагать себя, просить достойную оплату своего труда.

Интеллектуальная гибкость. Исследователи данной проблемы отмечают, что поведение человека должно быть одновременно и устойчивым, и динамичным. Очень важным качеством выступает интеллектуальная гибкость. В трудах зарубежных (Ж. Пиаже и др.) и российских (Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, В. А. Крутицкий,

B. Н. Пушкин) ученых мы находим объяснение термина «интеллект», однако «интеллектуальная гибкость» как понятие пока недостаточно изучена. Больше освещена проблема гибкости мышления.

Н. С. Ефимова в своих работах различает «гибкость мышления» и «интеллектуальную гибкость» [6]. Согласно ее точке зрения, уровень действий человека определяется гибкостью мышления, наличием у него определенных знаний о различных способах познания, имеющихся возможностях создания системы умственных операций. У этого автора есть мнение об интеллектуальной гибкости как об инвариантной характеристике личности, самом верном сочетании интеллектуального выбора и стабильности, понятие интеллектуальной гибкости представлено в широком значении, сюда входит и гибкость мышления. Н. С. Ефимова утверждает, что интеллектуальная гибкость может совмещать две группы психологических характеристик: интеллектуальные изменчивости и мыслительные операции.

3. Компетентность составляет еще один компонент конкурентоспособной личности. Анализ показывает, что в психолого-педагогической литературе нет единой точки зрения по данному вопросу.

Компетентность понимается М. Месконом, М. Альбертом, Ф. Хедоури [31] как способность интегрировать навыки и знания, использовать их в условиях развивающейся внешней среды. Ими выделены концептуальная компетентность, сфера эмоциональной компетентности и компетентность в области восприятий [13].

Для дальнейшего изучения данной проблемы мы обратились к исследованиям советских ученых Н. Ф. Талызиной, Р. К. Шакурова, Р. К. Щербакова, которые оперируют такими понятиями, как «знания и навыки, умения и способы ведения деятельности» [цит. по 22], [29], которые могут обозначаться современными терминами «конкурентоспособность», «компетентность», взаимообусловленными в установлении содержания конкурентоспособного индивида - личности.

В данном вопросе наша точка зрения совпадает с мнением А. К. Макаровой, выделяющей компетентность:

- специальную (обладание профессиональной деятельностью);

- социальную (владение групповой деятельностью);

- личностную (владение методами личностного самовыражения и развития);

- индивидуальную (готовность к профессиональному росту) [10, с. 34].

На значимость данного момента исследуемой проблематики обратили внимание и разработчики государственного документа «Стратегия модернизации содержания общего образования». Они предложили разветвление навыков по следующим направлениям:

- компетентность при освоении индивидуального метода получения знаний из всевозможных источников, то есть владение индивидуальной познавательной деятельностью, в том числе и внеурочной;

- роль потребителя, избирателя и гражданина как общественная и гражданская компетентность;

- умение правильно применять свои знания при анализе рынка труда, определять свою ценность, социальную и трудовую компетентность, верно ориентироваться в различных социальных нормах, иметь основные навыки организации собственной деятельности;

- компетентность в личных делах (контроль здоровья близких и своего, ведение семейной жизни и др.);

- организация собственного досуга как культурная компетенция, использование возможностей духовного сектора, обогащающего человека [24].

Как подтверждают выдержки из указанного документа, конкурентоспособная личность должна иметь следующие компетенции: когнитивную, операционально-техническую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Конкурентоспособность следует рассматривать как совокупность личностных и профессиональных свойств человека, выражающихся в активности, самостоятельности, способности к непрерывному самосовершенствованию, самообразованию и самоорганизации.

Вступление России в Болонскую систему повлекло за собой модернизацию образования в стране и более активное развитие сферы педагогического образования, которая нацелена на гибкое и эффективное реагирование на потребности рынка труда [23] и на формирование конкурентоспособного учителя [11].

Резюме. В результате проведенного нами теоретического анализа проблемы формирования конкурентоспособной личности мы пришли к выводу, что она является одной из актуальнейших в области гуманитарных наук в целом и в психологии и педагогике в частности. Ей посвящено значительное количество зарубежных и российских исследований. Особенность изучения этого вопроса в представленной статье состоит в выявлении подхода для дальнейшей разработки проблематики формирования конкурентоспособной личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллина О. А. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высшее образование в России. - 1996. - № 1. - С. 73-78.

2. Андреев В. И. Конкурентология : учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. - Казань : Центр инновационных технологий, 2013. - 468 с.

3. Барсукова А. Н. Развитие конкурентоспособности специалистов городского хозяйства [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://studopedia.ru/17_126560_temavospitaniya.html/.

4. Безруков В. С. Словарь нового педагогического мышления. - Екатеринбург : Си-Пи, 1992. - 93 с.

5. Дятлов С. А. Основы теории человеческого капитала. - СПб. : СПбУЭФ, 1994. - 160 с.

6. Ефимова Н. С. Психологические особенности интеллектуальной гибкости учителя : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. -М.,2001. - 145 с.

7. Исаев И. Ф. Школа как педагогическая система: основы управления : учебное пособие. - Белгород : Изд-во БГУ, 1997.- 145 с.

8. КонИ. С. Многоликое одиночество. Популярная психология : хрестоматия. -М. : Педагогика, 1990.-496 с.

9. Котикова Д. С. Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательном процессе вуза : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. - Н. Новгород, 2010. - 245 с.

10. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М. : Знание, 1996. - 308 с.

11. Мезинов В. Н. Формирование конкурентоспособности будущего учителя в образовательном процессе университета : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - Елец, 2009. - 320 с.

12. Мельничук О. А., Яковлева А. Н. Модель специалиста (к вопросу о гуманизации образования) // Высшее образование в России. - 2000. - № 5. - С. 19-25.

13. МесконМ., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М. : Дело, 1992. - 704 с.

14. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М. ; Воронеж : МПСИ ; МОДЭК, 2002.-400 с.

15. МудрикА. В. Социальная педагогика : учебник для студентов учреждений высш. проф. образования. - 8-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2013. - 240 с.

16. Новикова В. И. Формирование конкурентоспособной личности старшеклассника в поликультурной среде лицея: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Ставрополь, 2005.-219 с.

17. Паршикова Е. В. Система достижения успеха как проблема основных компонентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Parshikova.pdf.

18. Петровский А. В. Еще раз об устройстве личности, независимости и конформности // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 52-57.

19. Попова Е. Б. Конкуренция. Психология победы в бизнесе и жизни. - СПб. : Питер, 2002. - 251 с.

20. Пузиков В. Г. Инвестиционный потенциал образования //Высшее образование в России. - 2001. -№2.-С. 10-17.

21. РеанА. А., КудашевА. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.

22. Ситников С. А. Формирование ключевых компетенций будущих юристов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Киров, 2010. - 167 с.

23. Сластенин В. А. Основные тенденции модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. - 2004. - № 1. - С. 43^19.

24. Стратегия модернизации содержания общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://studfiles.net/preview/6021522/.

25. Травин В. В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия. - М. : Дело, 2003. - 272 с.

26. Туктаров Ф. Р. Конкурентоспособность личности в современном трансформирующемся обществе: социально-философский анализ : дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11.-Ростов н/Д., 2007.-264 с.

27. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема // Высшее образование в России. - 1999. - № 2. - С. 18-22.

28. Шаповалов В. И. Конкурентоспособность специалиста // Высшее образование в России. - 2005. -№10.-С. 96-101.

29. Щербаков А. И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук (по психологии) : 19.00.07. - JI., 1968. - 35 с.

30. https: //ru.wikipedia.org/wiki/.

31. Meskon M., Albert M., Hedouri F. Basis of management. - M. : Williams, 2007. - 672 p.

Статья поступила в редакцию 21.01.2019

REFERENCES

1. Abdullina O. A. Demokratizaciya obrazovaniya i podgotovka specialistov: problemy i poiski // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 1996. - № 1. - S. 73-78.

2. Andreev V. I. Konkurentologiya : uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya konkurentospo-sobnosti. - Kazan' : Centr innovacionnyh tekhnologij, 2013. - 468 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Barsukova А. N. Razvitie konkurentosposobnosti specialistov gorodskogo hozyajstva [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://studopedia.ru/17_126560_tema vospitaniya.html/.

4. Bezrukov V. S. Slovar' novogo pedagogicheskogo myshleniya. - Ekaterinburg : Si-Pi, 1992. - 93 s.

5. Dyatlov S. A. Osnovy teorii chelovecheskogo kapitala. - SPb. : SPbUEF, 1994. - 160 s.

6. Efimova N. S. Psihologicheskie osobennosti intellektual'noj gibkosti uchitelya : dis. ... kand. psihol. nauk : 19.00.07.-M.,2001.- 145 s.

7. Isaev I. F. Shkola как pedagogicheskaya sistema: osnovy upravleniya : uchebnoe posobie. - Belgorod : Izd-vo BGU, 1997. - 145 s.

8. Коп I. S. Mnogolikoe odinochestvo. Populyarnaya psihologiya : hrestomatiya. - M. : Pedagogika, 1990. - 496 s.

9. Kotikova D. S. Formirovanie konkurentosposobnosti lichnosti studenta v obrazovatel'nom processe vuza : dis. ... kand. psihol. nauk : 19.00.07. -N. Novgorod,2010. -245 s.

10. MarkovaA. K. Psihologiya professionalizma. - M. : Znanie, 1996. - 308 s.

11. Mezinov V N. Formirovanie konkurentosposobnosti budushchego uchitelya v obrazovatel'nom processe universiteta : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.08. - Elec, 2009. - 320 s.

12. Mel'nichuk O. A., Yakovleva A. N. Model' specialista (k voprosu о gumanizacii obrazovaniya) // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2000. - № 5. - S. 19-25.

13. Meskon M., Al'bertM., HedouriF. Osnovy menedzhmenta. -M. : Delo, 1992. -704 s.

14. Mitina L. M. Psihologiya razvitiya konkurentosposobnoj lichnosti. - M. ; Voronezh : MPSI ; MODEK, 2002.-400 s.

15. Mudrik A. V. Social'naya pedagogika : uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vyssh. prof, obrazovaniya. - 8-e izd., ispr. i dop. - M. : Akademiya, 2013. - 240 s.

16. Novikova V. I. Formirovanie konkurentosposobnoj lichnosti starsheklassnika v polikul'turnoj srede liceya : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Stavropol', 2005. - 219 s.

17. Parshikova E. V. Sistema dostizheniya uspekha как problema osnovnyh komponentov [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Parshikova.pdf.

18. Petrovskij A. V. Eshche raz ob ustrojstve lichnosti, nezavisimosti i konformnosti // Voprosy psihologii. -1975.-№ 2.-S. 52-57.

19. Popova E. B. Konkurenciya. Psihologiya pobedy v biznese i zhizni. - SPb. : Piter, 2002. - 251 s.

20. Puzikov V G. Investicionnyj potential obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2001. - № 2. - S. 10-17.

21. Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov A. A. Psihologiya adaptacii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika. -SPb. : Prajm-EVROZNAK, 2006.-479 s.

22. Sitnikov S. A. Formirovanie klyuchevyh kompetencij budushchih yuristov : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Kirov, 2010. - 167 s.

23. Slastenin V A. Osnovnye tendencii modernizacii vysshego obrazovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2004. - № 1. - S. 43^19.

24. Strategiya modernizacii soderzhaniya obshchego obrazovaniya [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : https://studfiles.net/preview/6021522/.

25. Travin V. V., Dyatlov V A. Menedzhment personala predpriyatiya. -M. : Delo, 2003. -272 s.

26. Tuktarov F. R. Konkurentosposobnost' lichnosti v sovremennom transformiruyushchemsya obshchestve: social'no-filosofskij analiz : dis. ... d-ra filos. nauk : 09.00.11. - Rostov n/D., 2007. - 264 s.

27. Fathutdinov R. A. Konkurentosposobnost' как nacional'naya kadrovaya problema // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 1999. - № 2. - S. 18-22.

28. Shapovalov V I. Konkurentosposobnost' specialista//Vysshee obrazovanie v Rossii. -2005. -№ 10. -S. 96-101.

29. Shcherbakov A. I. Formirovanie lichnosti uchitelya sovetskoj shkoly v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk (po psihologii) : 19.00.07. - L., 1968. - 35 s.

30. https: //ru.wikipedia.org/wiki/.

31. MeskonM., Albert M, HedouriF. Basis of management. - M. : Williams, 2007. - 672 p.

The article was contributed on Yanuar 21, 2019 Сведения об авторе

Ахметоеа Альбина Талгатоена - аспирант кафедры психо лого-педагогического образования Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, Россия; e-mail: [email protected]

Author information

Akhmetova, Albina Talgatovna - Post-graduate Student, Department of Psychological and Pedagogical Education, Sterlitamak Branch of the Bashkir State University, Sterlitamak, Russia; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.