Научная статья на тему 'Готовность к профессиональной мобильности как основа профессионального образования в вузе на современном этапе'

Готовность к профессиональной мобильности как основа профессионального образования в вузе на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / PROFESSIONAL MOBILITY / TRAINING OF SPECIALISTS / STANDARD OF EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION IN HIGHER SCHOOL / PROFESSIONAL GROWTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кердяшева Оксана Вячеславовна

Как основная цель профессионального образования показана подготовка квалифицированного специалиста, компетентного, ответственного, конкурентоспособного, свободно владеющего знаниями в своей профессиональной области, ориентирующегося в смежных сферах деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кердяшева Оксана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готовность к профессиональной мобильности как основа профессионального образования в вузе на современном этапе»

Изучение предпосылок становления конкурентоспособного специалиста предполагает создание его обобщенной модели независимо от специальности. Само понятие «конкурентоспособность» может составлять ядро основных принципов проектирования не только высшего профессионального образования, но и системы образования в целом. В настоящий момент в России созданы самые благоприятные предпосылки для подготовки конкурентоспособных специалистов в высших учебных заведениях. Итак, к обобщенным предпосылкам становления конкурентоспособных специалистов в современном высшем профессиональном образовании мы относим следующие предпосылки:

социально-культурные (культура профессиональной деятельности, потребность в высоком уровне общей культуры, культуры общения и мышления);

- экономические (новая экономическая модель России, направленность на реализацию отраслевого заказа, вхождение России в единое экономическое пространство);

- информационно-технологические (информатизация образования с помощью коммуникационных и информационных технологий, высокий уровень технологий в передовых отраслях, рассмотрение информатизации в качестве приоритетного направления развития, развитие дистанционных технологий обучения в виртуальном образовательном пространстве);

- интегральные (направленность на создание единого образовательного пространства, высокий уровень глобализации образования, подписание Россией Болонской декларации).

литература

1. Буров В.Г., Иванцивская Н.Г. Модель управления инновационным процессом кафедр [Электронный ресурс]. URL : http://www.umj. ru/index.php/pub/inside/409.

2. Молоткова Н.В. Методология проектирования системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2003.

3. Соложнин А. Об идеях и инновациях в образовании // Нар. образование. 2009. №1. С. 134 - 135.

4. ЮФУ. From Wikipedia, the free encyclopedia [Электронный ресурс]. URL : http:// ru.wikipedia.org/wiki.

5. Denham, J. US and UK competitiveness and the role of Universities [Электронный ресурс]. URL : http://www.cihe-uk.com/docs/0811 UK-US CompetitivenessDenham.pdf.

6. US Council on Competitiveness [Электронный ресурс]. URL : http://www.compete.org.

Preconditions of establishment of a competitive specialist in modern higher professional education

There are regarded preconditions of establishment of competitive specialists in modern higher professional education. To meet the international standards in this sphere and be competitive, higher school should introduce innovation educational techniques.

Key words: competitiveness, quality of higher education, innovations.

О.В. КЕРДЯШЕВА (Астрахань)

готовность к профессиональной мобильности как основа профессионального образования в вузе на современном этапе

Как основная цель профессионального образования показана подготовка квалифицированного специалиста, компетентного, ответственного, конкурентоспособного, свободно владеющего знаниями в своей профессиональной области, ориентирующегося в смежных сферах деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, подготовка специалистов, уровень образования, профессиональное образование в вузе, профессиональный рост.

Современное мировое сообщество исходит из того, что общество и экономика, основанные на знаниях, стратегия обучения в течение всей жизни позволяют успешно решать проблемы конкурентоспособности и использования новых техно-

© Кердяшева О.В., 2010

логий, улучшения социального единства, равных возможностей и качества жизни. При этом подчеркивается значение высшей школы, и акцентируется внимание на принятии мер, необходимых для обеспечения правовой поддержки этой идеи на национальном уровне.

В период становления рыночных отношений, вхождения экономики России в мировой рынок, проведения реформ общество выдвигает новые требования к человеку, становящемуся основным ресурсом экономики. Ставится задача подготовки кадров высокой квалификации, конкурентоспособных, но, что еще более важно, способных и готовых быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям труда, выстраивать линию своего профессионального развития.

Общественное сознание, воспитанное на постулатах социалистической экономики, социальные ожидания (всю жизнь человек работает на одном месте) в настоящее время препятствуют возможности людей улучшать свою жизнь, менять место и/или вид профессиональной деятельности. Тем не менее мобильные специалисты, готовые к вертикальным и горизонтальным социальным перемещениям, сегодня как никогда востребованы в России и во всем мире. Государство заинтересовано в трудовой самореализации граждан и должно стимулировать их активную экономическую жизнедеятельность. Именно мобильность трудовых ресурсов способна помочь увеличить конкурентоспособность экономики и сгладить социальные различия между регионами по мере встраивания России в глобальную экономику. Кроме того, мобильность населения необходима и для предоставления адекватных стимулов региональным и местным властям, т.к. обеспечивает наличие конкуренции между регионами и муниципалитетами. Только конкуренция ведет к предоставлению общественных благ, наиболее соответствующих потребностям жителей данной территории.

Однако необходимо еще создать условия для ее обеспечения в соответствии с изменяющимися потребностями рынка и развития регионов. Увеличение разрыва в экономическом развитии и уровне жизни между различными регионами является одним из факторов внутрироссийской мобильности рабочей силы. Поэтому территориальная мобильность специалистов часто превращается в стремление не только

повысить свою квалификацию в пределах ранее полученной, но и приобрести новую. К сожалению, при сложившейся ситуации в РФ сложно перемещаться из одного региона в другой. Создание реальных условий для повышения мобильности российских граждан в целях эффективного перераспределения трудовых ресурсов представляет собой актуальную задачу для правительства Российской Федерации по стабилизации ситуации на рынке труда.

Также необходимо отметить, что власть предпринимает существенные шаги по вхождению в единое европейское пространство, в частности, присоединение к Болонскому процессу. Подписание Болонской декларации создало новые инструменты и инициативы, содействующие реализации целей формирования общего европейского пространства высшего образования для повышения мобильности работоспособного населения. Цель всех реформ - повышение мобильности населения стран Европы для перехода от интеграции государств к реальной интеграции самих граждан стран Европейского союза. Потребность установления более тесных связей во всей развивающейся Европе, формирования и укрепления ее интеллектуального, культурного, социального и научнотехнологического потенциала осознается большей частью современного мира. Расширение открытой зоны европейского образовательного пространства предусматривает рамки преподавания и обучения, расширяющие мобильность, в том числе профессионального, и делающие сотрудничество более близким, чем когда-либо ранее. Зона европейского высшего образования рассматривается как ключевой путь развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства для общего развития континента. Развиваются процессы академической мобильности: студенты и преподаватели из России едут в Европу учиться и работать. Достижение возможности трудоустройства с учетом перспективы обучения в течение всей жизни представляется более эффективным через качественное образование, разнообразие подходов и профилей дисциплин, гибкость образовательных программ, развитие межспециали-зационных умений и навыков, таких, как способности к коммуникации и языкам, мобилизации знания, решению проблемы, работе в команде и социальному развитию. В этих целях разрабатываются учеб-

ные планы, программы межинституцио-нального сотрудничества, схемы мобильности, совместные программы обучения, практической подготовки и проведения научных исследований. При этом возрастает потребность в образовательных программах, включающих возможность междисциплинарных занятий, развития знания иностранных языков и использования новых информационных технологий. Экономика, развитие науки и следующие за ней технологии, состояние общества определяют условия, в которых сегодня происходит профессиональное становление будущих специалистов.

Из вышеизложенного следует вывод: подготовка квалифицированного специалиста, компетентного, ответственного, конкурентоспособного, применяющего знания в своей профессиональной области, ориентирующегося в смежных сферах деятельности, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, является основной целью профессионального образования. Быстрое совершенствование производственной и непроизводственной сфер на основе новейших информационных технологий создает потребность в молодых специалистах, способных нестандартно, по-новому, творчески мыслить. Внутривузовские ориентиры подготовки специалистов должны соотноситься с требованиями работодателей и рынка труда в целом. В соответствии с новой философией образования, специалиста готовят к отраслевому рынку в постоянно усложняющемся постиндустриальном обществе. Полученный определенный объем теоретических знаний и практических навыков позволит выпускнику сразу включиться в работу на конкретном предприятии или в организации. Кроме того, необходимо уметь работать на персональном компьютере на трех уровнях (редакторские, сетевые и профессиональные программы), знать один-два иностранных языка, основы маркетинга, психологические и конфликтологические методики, иметь менеджерские навыки, профессиональные знания и умения. К числу актуальных компетенций относят навыки управления информацией (умение извлекать и анализировать информацию из различных источников); способности решать проблемы, принимать решения, быть толерантным к критике, воспринимать разнообразие и межкультурные различия, рабо-

тать в международном контексте, применять знания на практике, а также способности к обучению, адаптации к новым ситуациям, к генерации новых идей (творчеству) и пониманию культур и обычаев других стран, наличие воли к успеху [1].

Фундаментальность подготовки специалистов с применением их знаний в гражданских отраслях экономики, особенно в сфере высоких информационных технологий, сопряженных с современной инфраструктурой, культурной и технической базой, должна сочетаться с постоянным обновлением их знаний и компетенций. для повышения профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов значимо желание и стремление людей к этому. Например, на Западе человек занимается непрерывным профессиональным образованием на протяжении всей жизни. это позволяет ему быть уверенным в собственных силах, находить и принимать оптимальные решения в меняющихся жизненных обстоятельствах, быть востребованным в условиях высокой безработицы.

Таким образом, важной составляющей профессиональной мобильности является готовность специалиста к переменам. Перебирая свой багаж знаний, человек принимает решение о его изменении или отказе от какой-то его части. Желание измениться означает, что человек готов внести существенные изменения в свою жизнь и деятельность. С одной стороны, профессиональная мобильность специалиста выступает как результат полученного образования, а с другой - как фактор, определяющий это образование. Формирование активного типа личности есть одно из условий проявления мобильности молодого специалиста и его дальнейшего включения в профессиональную деятельность [2].

На наш взгляд, представляется необходимым и возможным формировать готовность к профессиональной мобильности будущего специалиста еще на этапе профессионального обучения в вузе.

Литература

1. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста в контексте компетент-ностного подхода // Гуманитарные и социальноэкономические науки. Спецвып. «Педагогика». 2006. №3.

2. Дворецкая Ю.Ю. Личностные особенности специалистов с разным уровнем профессиональной мобильности // Человек. Сообще-

ство. Управление: взгляд молодого исследователя. Краснодар, 2007.

Readiness for professional mobility as a basis of professional education in higher institutions in the modern period

As a basic goal of professional education there is shown the training of a specialist who is skilled, competent, responsible, competitive, having a good command of knowledge in his professional area, knowing related fields, ready for permanent professional growth, social and professional mobility.

Key words: professional mobility, training of specialists, standard of education, professional education in higher school, professional growth.

С.В. КРУГЛИКОВА (Волгоград)

проектирование в системе подготовки социальных педагогов

Социально-проектная деятельность активно используется в целостном учебновоспитательном процессе педвуза. Проектный метод обучения актуализирует знания смежных дисциплин, носит практико-ориентированную направленность, создает условия для апробации знаний на практике, стимулирует поиск недостающей социальной информации.

Он ориентирован на технологическую подготовку студента, приобретающего опыт решения конкретной социально-педагогической проблемы, который может рассматриваться как типовой пример, модель, что позволяет осуществлять весь цикл социально-педагогической деятельности на практике (диагностика, целеполагание, отбор и реализация системы средств, анализ результатов специалистами, другими студентами, преподавателями).

Ключевые слова: социальный педагог, профессиональная деятельность, проектирование, компетентность, субъект, проектная деятельность, компетентностный опыт.

По данным МВД РФ за 2008 г., сегодня в России насчитывается 4 млн беспризорных, 6 тыс. подростков, совершивших пре-

ступления, 2 тыс. детей-самоубийц, 573 тыс. детей-сирот, 84 тыс. детей, воспитывающихся в детских домах, 71 тыс. детей, воспитывающихся в школах-интернатах. Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние пять лет число детей-сирот увеличилось на 70%. Дети-сироты являются в основном социальными, т.е. сиротами при живых родителях. К этой категории относятся дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из семей алкоголиков, осужденных, беженцев, эмигрантов и безработных, а также пострадавшие в вооруженных конфликтах, межнациональных войнах и экологических катастрофах. Сложившаяся ситуация требует усиления внимания к профилактике сиротства, безнадзорности со стороны социально-образовательных учреждений, активизации потенциала семьи и социума.

Социальному педагогу приходится решать воспитательные задачи не в организованном пространстве образовательного учреждения, а в открытой социальной среде, где воспитанники зачастую предоставлены самим себе, ослаблен контроль за ними, нет устойчивых гомогенных в возрастном и культурном отношении групп, где в роли лидеров зачастую оказываются подростки и взрослые с сомнительными нравственными качествами. В профессиональной деятельности социальный педагог реализует свои педагогические программы не в учрежденческой среде, а в условиях открытого воспитательного контакта. Обучение и воспитание регулируются образовательным стандартом (программы, планы, внешний контроль, управление, организованные мероприятия и т.п.). Практический опыт указывает на то, что социальный педагог каждый раз сам и заново создает воспитательную и образовательную ситуацию. Ему требуется более высокий уровень компетентности, чем «учрежденческому» педагогу, поскольку все атрибуты педагогической деятельности - цели, программы, технологии - создаются им самостоятельно. Следовательно, ценным для науки и практики в нашем исследовании является подготовка социальных педагогов посредством проектирования,

© Кругликова С.В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.