УДК 372.851
ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ:
НАЧАЛЬНАЯ И ОСНОВНАЯ ШКОЛА
А.К. Мендыгалиева, Г.Н. Мусс
Аннотация. В статье представлен анализ работ о сути преемственности. Он позволил выделить положения, которые легли в основу формулировки предпосылок преемственности. Выявленные предпосылки преемственности образования в начальной и основной школе являются методологическим основанием современного образования обучающихся в аспекте реализации задачи обновления содержания, методов обучения и достижения на этой основе нового качества образования в контексте сохранения его фундаментальности и одновременно соответствия современным и инновационным потребностям общества, государства и личности.
Ключевые слова: общее образование, начальная школа, основная школа, преемственность,
предпосылки.
BACKGROUND OF CONTINUITY IN EDUCATION:
ELEMENTARY AND PRIMARY SCHOOL
A. Mendygalieva, G. Muss
Abstract. The article presents the analysis of the essence of continuity. It allowed us to identify provisions that formed the basis of the wording of the prerequisites of continuity. Identified prerequisites for the continuity of education in primary and secondary school form the methodological basis of modern education of students in the aspect of realization of the task of updating the content, teaching methods and achievement on this basis of new quality of education in the context of preservation of its fundamentality and conformity at the same time modern and innovative needs of society, state and personality.
Keywords: general education, primary school, basic school, continuity, background.
В настоящее время в науке нет единой общепринятой точки зрения о сущности преемственности в образовании. В философии, психологии, социологии спецификациями преемственности называют преумножение в последующем предыдущего в
переконструированном виде; сохранение в новом этапе или звене характерных признаков предыдущего; развитие в новом целесообразного старого; повторение предыдущих состоянийна новом витке развития; закрепление и сохранение при переходе от одного этапа к другому положительных результатов предыдущего. В педагогической науке ее пытаются охарактеризовать посредством описания компонентов, факторов, на нее влияющих, показать ее многоаспектность иразносторонний характер [3]. С точки зрения этих подходов преемственность может быть представлена на различных уровнях реализации
педагогического процесса в системе общего и профессионального образования; может связывать компоненты этих педагогических систем; может быть интерпретирована через описание психолого-педагогических,
дидактических, частных методических других аспектов.
Преемственность как феномен, имеющий содержательные и процессуальные
характеристики наблюдается в двух аспекта: во-первых, при изменениях, происходящих в контексте какого-то относительно неизменного свойства, и, во-вторых, в контексте переструктурирования и реорганизации объекта. Диалектика, не отрицая
преемственности первого рода,
преемственности на одном уровне, свое главное внимание направляет на познание
преемственности второго рода, т.е. такой, которая является основой развития от одного уровня к другому. «Преемственность носит объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании. На преемственности основаны все социальные институты обучения и воспитания» [2, с. 14]. Рассмотрение диалектических противоречий, являющихся движущими силами
педагогического процесса в целом и собственно преемственности в образовании, позволяет констатировать, что преемственность в учебном процессе реализуется в ходе осуществления интегративных преемственных межпредметных связей и соподчинения учебных циклов. В воспитательном процессе происходит
поэтапная интериоризация нравственных
знаний, традиций, обычаев, норм морали и права, поэтапное приращение на этой основе социального опыта. Таким образом,
преемственность как принцип призвана
обеспечить поступательное, спиралеобразное развитие [4], в зависимости от типов которого специалисты выделяют две формы преемственности: на одном уровне (основанная на количественных изменениях) и на различных уровнях (базирующаяся на качественных изменениях) [1]. Следовательно,
преемственность развития объективной действительности определяет и
преемственность в системе образования,
обеспечивая реальную возможность перехода от низших ступеней обучения к высшим, где преемственны и взаимообусловлены
развертывание учебного материала, действия учителя, действия учащихся, стимулы - мотивы деятельности учащихся [6]. В исследовании М.Ю. Олешкова отмечается: «Процесс
обучения является эффективным только в том случае, когда между всеми этапами
соблюдается внутренняя связь, обеспечивается логическая последовательность, когда на каждом последующем этапе процесса обучения происходит закрепление, «расширенное» повторение, усложнение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание обучения на предыдущем этапе, -то есть, когда реализуется преемственность в ее основном психолого-дидактическом значении» [5, с. 12]. Основываясь на этом положении, можно утверждать, что осуществить преемственность в образовании поможет
система, основанная на цикличности повторения с расширением системы ориентиров и применении многоаспектного анализа.
Анализ работ о сути преемственности как общепедагогического принципа позволяет выделить следующие положения, которые вполне можно считать аспектами решения проблемы преемственности образования обучающихся в начальной и основной школе: четкое выделение содержания, объема, связей и отношений образования, выделение этапов учебной деятельности, призванных в комплексе обеспечить преемственность образования, разработка и использование стратегии формирования у обучающихся учебных действий.
Начало третьего тысячелетия
характеризуется внедрением в образовательную практику федеральных государственных образовательных стандартов, Концепции развития математического образования в
Российской Федерации и иных нормативных документов, описывающих и регулирующих помимо прочего и процесс современного математического образования. Перед современным российским образованием встала задача принять гуманистические ценности, сохранив при этом лучшие отечественные традиции серьезного, полноценного
образования.
Проведенный нами историко-генетический анализ развития отечественного образования позволил определить и обосновать предпосылки его преемственности.
Первую группу составили философские предпосылки: констатируется объективная
необходимость преемственности процесса развития образования на основе существующих в теории закономерностей; отсутствие таковой детерминирует отсутствие верной трактовки всей диалектики развития как интеграции старого в новое, прошлого, настоящего и будущего; диалектические законы единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания как важные составляющие методологии педагогики продуцируют такую закономерность преемственности образования, как зависимость непрерывного развития образования от степени сохранения и удержание рационального старого; именно преемственность обеспечивает стабильность системы образования, несмотря на ее изменяющиеся состояния «на стыке» различных уровней образования.
Отметим, что на современном этапе преемственность образования служит для обозначения необходимости перенесения при любом процессе развития видоизмененных в соответствии с новыми условиями отдельных черт и сторон предшествующей стадии развивающегося объекта в его новую стадию и отбрасывания его устаревших черт и сторон как не соответствующих новой обстановке. Иначе говоря, преемственность образования обеспечивает то, без чего невозможно дальнейшее развитие, а именно: включение в новое тех элементов содержания прошедшего, которые не утратили своей жизненности в новых условиях и в состоянии способствовать развитию математического образования; включение в новое тех отдельных форм старого, которые в состоянии уместить в себе иное содержание и обеспечить развитие образования.
Вторую группу составили психологические предпосылки: расширение границ учебной
деятельности как ведущей у младшего
школьника и иная ее акцентуация у детей подросткового возраста (перенос с предметной стороны деятельности на мотивационную); зависимость эффективности, продуктивности учебной деятельности от уровня развития психических процессов (познавательных -ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения; волевых - речи, воли, внимания; эмоциональных - эмоций и чувств), предопределяющих действенное проявление знаний, в том числе о способах действий, в виде умений, навыков, компетенций; зависимость устойчиво-положительного отношения к обучению от приоритета учебно-познавательных мотивов субъектов
образования; обусловленность качественно иного уровня коммуникабельности более или менее сформированным на предыдущей ступени образования умением общения со взрослыми и сверстниками.
В психологической теории преемственность в широком смысле рассматривается как опора на «развитость» психических процессов, которые определяют результативность учебной деятельности, с преобладанием учебнопознавательных мотивов, и в узком смысле как умение общаться со сверстниками и учителями на качественно ином, более «взрослом» уровне (коммуникативность). Важным для данного исследования является выделение следующих педагогических предпосылок: органичная
внутренняя связь, условие обеспечения непрерывности образования; насыщение, обогащение и особая логика развертывания содержания учебного предмета, методов его преподавания, интеграция форм обучения, способствующих поступательности и перспективности образования обучающихся, взаимосвязи основных этапов обучения.
Начальное и основное общее образование способны решить задачу обеспечения преемственности указанных уровней, если субъекты образования руководствуются следующими принципиальными положениями: гуманистичность образования
(уважениеличности каждого ребенка, исключение доминирования над его личностью); выявление потенциала и учет ценности каждого возрастного этапа с обеспечением реализации его возможностей во всех сферах жизнедеятельности; приоритет развития у младшего школьника или подростка фундаментальных способностей, обогащающих все сферы его личности (когнитивную,
эмоционально-волевую, мотивационную и пр.); опора на личностные достижения, приобретенные на предыдущем этапе развития с целью обеспечения успешного перехода младшего школьника на уровень основного общего образования; дифференциация и индивидуализация образования как основа максимально возможного поддержания самобытности и развития потенциала каждого ребенка; культуро- и этносообразность образования - уважение к нормам и традициям культур собственного и других народов, национальная, религиозная и иная толерантность образовательных инициатив всех субъектов образовательного пространства (родителей, учащихся, педагогов и др.); построение процесса образования, отвечающего требованиям возрастной адресованности, практической значимости и сообразности современному уровню развития педагогической теории и практики.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), ФГОС начального и основного общего образования обращают внимание на то, что проблема обеспечения преемственности образования, соответствующего требованиям актуального социального развития страны, - это задача первостепенной важности. Следовательно, необходима реальная преемственность отдельных уровней отечественного
образования, оптимизация условий
преемственности не только в плане предметного содержания, но и в аспекте организации учебной деятельности
школьников.
Таким образом, теоретический анализ позволил выявить философские,
психологические, педагогические предпосылки преемственности образования в начальной и основной школе, обнаруживающие
ретроспективно-педагогический характер
преемственности. Они являются
методологическим основанием современного образования обучающихся в аспекте реализации задачи обновления содержания, методов обучения и достижения на этой основе нового качества образования в контексте сохранения его фундаментальности и одновременно соответствия современным и инновационным потребностям общества, государства и личности.
Литература:
1. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры / Э.А. Баллер. - М.: Наука, 1969. - 249 с.
2. Бельчиков Ю.А. О стабилизационных процессах в русском литературном языке 90-х годов XX века / Ю.А. Бельчиков // Русская речь. -2005. - № 3. -С. 49-57.
3. Годник С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Симон Моисеевич Годник. - М., 1990. - 32 с.
4. Жуковский В.П. Преемственность учебной деятельности в системе «школа - военный вуз»:
автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / В.П. Жуковский. - Саратов. -1999. - 32 с.
5. Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации / М.Ю. Олешков // Профессиональнопедагогические технологии в теории и практике обучения: сб. науч. тр. - Екатеринбург: РГППУ, 2005. - С. 5-19.
6. Черкасов В.А. Оптимизации
педагогических приемов учебной деятельности на основе преемственности в обучении: метод.
рекомендации / В.А. Черкасов, Э.С. Черкасова. -Челябинск: Изд-во Челяб. пед. ин-т, 1979. - 68 с.
Сведения об авторах:
Мендыгалиева Алтнай Кенесовна (г. Оренбург, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», e-mail: [email protected]
Мусс Галина Николаевна (г. Оренбург, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет».
Data about the authors:
A. Mendygalieva (Orenburg, Russia), candidate of pedagogic sciences, docent, Orenburg State Pedagogical University, e-mail: [email protected]
G. Muss (Orenburg, Russia), candidate of pedagogic sciences, docent, Orenburg State Pedagogical University.