Научная статья на тему 'Проблемы преемственности в развитии (философский аспект)'

Проблемы преемственности в развитии (философский аспект) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3008
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ / ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КРИЗИС ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ / МОТИВАЦИОННЫЙ ВАКУУМ / SUCCESSION IN EDUCATION / ONTOGENETIC APPROACH / CRISIS OF THE AWKWARD AGE / SELF-DETERMINATION / EDUCATIONAL-COGNITIVE INDUCEMENTS / MOTIVATION VACUUM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мендыгалиева Алтнай Кенесовна

Статья посвящена проблеме преемственности в развитии. Преемственность, являясь философской категорией, в педагогике приобретает особую значимость: она обеспечивает устойчивость и стабильность всей учебно-воспитательной системы и отдельных ее звеньев, придает процессу воспитания поступательный, перспективный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Succession in Education (Philosophical Aspect)

This article is devoted to the problem of succession in education. Succession, being a philosophical category, assumes some peculiar importance in Pedagogics: it maintains stability of the whole educational system and its parts, gives progressive and prospective tone to the process of education.

Текст научной работы на тему «Проблемы преемственности в развитии (философский аспект)»

УДК 373 ББК 74.59

Мендыгалиева Алтнай Кенесовна

кандидат педагогических наук, доцент Оренбург Mendygalieva Altnay Kenesovna

Сап&ёа1е of Pedagogics,

Associate Professor Orenburg

Проблемы преемственности в развитии (философский аспект)

The Problem of Succession in Education (Philosophical Aspect)

Статья посвящена проблеме преемственности в развитии. Преемственность, являясь философской категорией, в педагогике приобретает особую значимость: она обеспечивает устойчивость и стабильность всей учебно-

воспитательной системы и отдельных ее звеньев, придает процессу воспитания поступательный, перспективный характер.

This article is devoted to the problem of succession in education. Succession, being a philosophical category, assumes some peculiar importance in Pedagogics: it maintains stability of the whole educational system and its parts, gives progressive and prospective tone to the process of education.

Ключевые слова: преемственность в обучении, онтогенетический подход, кризис переходного возраста, самоопределение, учебно-познавательные мотивы, мотивационный вакуум.

Key words: succession in education; ontogenetic approach; crisis of the awkward age; self-determination; educational-cognitive inducements; motivation vacuum.

В философии преемственность является важнейшей характеристикой развития. Развитие - философская категория, выражающая процесс движения, изменения целостных систем. К наиболее характерным чертам данного процесса относятся: возникновение качественно нового объекта или его состояния, направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени. Развитие -универсальное и фундаментальное свойство бытия, которое составляет специальный предмет исследования диалектики - учения о развитии. Поскольку основным источником развития выступают внутренние противоречия, то данный процесс, по существу, является саморазвитием.

Преемственное развитие - это диалектическое единство сохранения и отрицания, появление нового на основе старого. В раскрытии сущности преемственности как фундаментальной философской категории учеными подчеркивается, что без прошлого невозможно понять и оценить настоящее, спрогнозировать будущее, без отрицания нет развития, обновления, без сохранения нет обогащения, накопления.

В БСЭ преемственность трактуется как «связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы..., носит объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании» [6].

В «Философском словаре» данная категория также рассматривается как объективно необходимая связь между новым и старым в процессе развития [17]. Данное определение емкое и краткое, однако, отражает наиболее общие особенности преемственности.

Преемственность - это сложное и многогранное понятие. В философской литературе до сих пор нет единой трактовки термина «преемственность».

В своем определении преемственности Э.А. Баллер акцентирует внимание на отражении сути процесса становления этого «унаследованного». Он пишет, что «преемственность - это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных сторон его организации при изменении целого как системы. Он подчеркивает, что преемственность, связывая настоящее с прошлым и будущим, обуславливает устойчивость целого». [1, с.115].

Но на наш взгляд, Г.И. Исаенко дает более точное и полное описание сущности понятия преемственности. «Преемственность есть философская категория для обозначения происходящего при любом развитие процесса, состоящего в перенесении видоизмененных в соответствии с новыми условиями отдельных черт, сторон предшествующей стадии развивающегося объекта в его новую стадию и отбрасывании его устаревших черт, сторон, не соответствующих уже новой обстановке» [12, с.18].

В данном случае преемственность рассматривается как связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию.

Предметом рассмотрения Исаенко Г.И. является преемственность как необходимое, закономерное явление, свидетельствующее о поступательном характере развития.

По ее мнению, если в процессе изменения отсутствует элемент преемственности, то ни о каком развитии не может быть и речи. Новое не возникает на пустом месте, не образуется из ничего. Оно имеет глубокие корни в прошедшем этапе развития, порождается прошлым, вырастает из ушедшего, как дерево из семени, и, в свою очередь, содержит в себе зародыш будущего. [12,с.24].

В исследовании С.М. Годника [7] преемственность рассматривается как закон функционирования всех специально организуемых, управляемых процессов, ибо без преемственности невозможно поступательное прогрессивное развитие. Автор указывает на то, что преемственность предполагает совершенствование настоящего и обоснованное программирование будущего с опорой на прошлое, на дальнейшее развитие прогрессивного и конструктивного предшествующего. Будучи законом управляемого развития, преемственность необходимо присуща его динамике.

Таким образом, преемственность - это философская категория для обозначения универсальных, закономерных и относительно устойчивых связей между предшествующими и последующими состояниями, структурами, степенями са-моразвивающихся систем материальной и духовной реальности. Она служит для обозначения необходимости перенесения при любом процессе развития видоизмененных в соответствии с новыми условиями отдельных черт и сторон предшествующей стадии развивающегося объекта в его новую стадию и отбрасывания его устаревших черт и сторон, как не соответствующих новой обстановке. Иначе говоря, преемственность обеспечивает то, без чего невозможно дальнейшее развитие, а именно: включение в новое тех элементов содержания

прошедшего, которые не утратили своей жизненности в новых условиях и в состоянии способствовать развитию; включение в новое тех отдельных форм старого, которые в состоянии уместить в себе иное содержание и обеспечить его развитие.

Общим для всех определений преемственности является то, что данная категория рассматривается в контексте такого сложного феномена, как развитие, которое раскрывается через сопоставление с понятием «движение». Всякое развитие является движением, но не всякое движение является развитием. Развитие необратимо и содержит качественные изменения, что особенно ценно для нашего исследования, так как дает основание предположить, что правильно организованный образовательный процесс с позиции преемственности развивает знания, умения, способности логически мыслить и действовать.

Данные исследования, на наш взгляд, отражают сущностные признаки понятия «преемственность»: процесс развития, связь между новым и старым; наличие в новом более развитых элементов, сторон, тенденций старого; появление новых сторон, свойств, качеств развивающихся явлений; внутренняя целостность.

Выявляя преемственность как неотъемлемую характерную закономерность этого процесса, Г.А. Клековкин пишет, что в любой науке закон мыслится как внутренняя существенная связь явлений и свойств материальных объектов, которая характеризуется признаками объективности, необходимости, устойчивости и повторяемости. Законы развития, или законы диалектики, имеют всеобщий характер. Они выражают универсальные принципы всякого бытия, то есть проявляются во множестве частных и общих законов. Законы диалектики описывают источник любого развития, его механизм, а также формы и характер направленных изменений [13].

Источник самодвижения и развития объективного мира и познания раскрывает закон единства и борьбы противоположностей. В диалектике противоположностями называют элементы и связи, имеющие противоположные тенденции изменений. Диалектические противоречия есть взаимодействие проти-

воположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития.

Первый основной закон диалектики - единство и борьба противоположностей - источник и главная движущая сила развития. Сами противоположности находятся в процессе постоянного изменения, движении. Противоречия сами по себе еще не обеспечивают развития системы. Для того чтобы стать источником развития, противоречия должны разрешаться. Процесс преодоления противоречий называют скачком. Но для появления скачка противоречия должны «созреть». Среди основных форм разрешения противоречий выделяют следующие.

- переход противоположностей друг в друга;

- подавление одной из них другой;

- исчезновение (гибель) обеих противоположностей.

Второй основной закон диалектики - закон перехода количественных изменений в качественные - описывает механизм возникновения новых качеств системы и наиболее ярко проявляет свое действие при рассмотрении смежных ступеней развития, точнее при переходе с одной из ступеней на другую.

Сущность этого закона заключается в обуславливании качественных изменений системы количественными и в определяемости количества качеством. Другими словами, на определенном этапе количественные изменения переходят в качественные, а новое качество порождает новые возможности развития. Новое качество влияет на исчезновение одних и становление других количеств.

По мнению А.В. Батаршева, «специфика характера качественных изменений процесса или явления обуславливает проявление основных свойств преемственности: новое продолжает старое путем количественных изменений в качественные; . постепенность и форма перехода от старого качества к новому предполагает и быстрый количественный рост, высокие темпы, ускорение» [3, с.56].

Уничтожение старого и становление нового качества возможно только через скачки. Скачок как момент или период перехода от одного качества к другому представляет собой более или менее быстрые изменения, то есть своеобразное прерывание непрерывного развития системы. При этом качественно меняются лишь определенные свойства системы, другие же, как правило, меняются только количественно.

Закон перехода количественных изменений в качественные имеет важное методологическое значение. Он отвечает на вопрос: «как происходит развитие?», и поэтому выстраивает познавательную деятельность в последовательность: качество - количество - мера.

С точки зрения философии, понятие преемственности - одна из категорий закона отрицания, который, в свою очередь, раскрывает механизмы процесса развития. Данный закон выражает «... как бы траекторию относительно завершенного развития, то есть пройденный путь».

В.С. Батурин указывает, что «. преемственность, диалектически синтезируя в себе такие взаимоисключающие характеристики бытия, как изменчивость и устойчивость, заставляет нас акцентировать внимание на изобразительном характере развития, позволяет понять процесс определения и закрепления «генеральной линии» развития, обеспечивающей его относительную направленность» [5].

А.В. Батаршев в своей монографии «Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе», также рассматривая принцип преемственности в качестве одной из сторон закона отрицания отрицания, отмечает: «Диалектическое отрицание всегда связано с удержанием, сохранением элементов положительного, достигнутого на предыдущем этапе развития. Это -одно из важнейших требований диалектической логики, определяемое действием закона двойного отрицания. Следовательно, здесь важно уметь найти в отрицательном процессе не только подлежащее отрицанию, но и необходимое для сохранения» [4, с.42]. Однако, далее автор рассматривает преемственность как методологический принцип, отражающий не только одну из сторон закона

двойного отрицания (выявляет направленность движения и развития объекта, процесса, явления), но и как принцип, которому также присущи проявления закона перехода количественных изменений в качественные (раскрывает механизм движения и развития) и закона единства и борьбы противоположностей (указывает на источник развития и движения) [4, с.43].

В философской литературе преемственность рассматривается как момент развития (Э.А. Баллер, З.А. Мукашев), как объективная связь между старым и новым в процессе развития (А.И. Зеленков, А.О. Стерин), как необходимое условие любой формы развития (П.Н. Копнин), как функциональное соответствие, как «необходимая черта, характеризующая поступательный характер развития» [14, с.247] и др. В своих исследованиях А.И. Зеленков устанавливает, что «преемственность - это философское понятие для отражения важнейшего типа связей между качественными состояниями развивающейся реальности, сущность которой в единстве сохранения, воспроизведения и модификации предельного состояния из отрицаемой системы» [9, с.17].

Это значит, что преемственность должна рассматриваться через призму соотношения устойчивости и изменчивости, созидания и разрушения, целостности и отрицания. Такой подход дает возможность осуществить дифференцированный анализ структурно-содержательных и функциональных характеристик преемственности и механизмов ее проявления.

Философская интерпретация преемственности органически соединяет в себе установку на изменение, на нововведение с требованием сохранения всего положительного, прогрессивного из отрицаемой качественной определенности. Фиксация момента связи между старым и новым в процессе развития является необходимой и единственной адекватностью преемственности как фундаментальной закономерности динамики сложноорганизованных систем.

Преемственность выступает не как случайный процесс, а как необходимое закономерное явление, обеспечивающее поступательный характер развития, как отражение «важнейшего типа связей между различными качественными состояниями развивающейся реальности, сущность которой состоит в единстве

сохранения, воспроизведения и модификации предельного содержания из отрицаемой системы» [9]. При этом всегда нужно помнить, что «... новое не возникает на пустом месте, не образуется из ничего. Оно имеет глубокие корни в прошедшем этапе развития, порождается прошлым из ушедшего, как дерево из семян, и, в свою очередь, содержит в себе зародыш будущего. Поэтому отсутствие при изменении какого-либо предмета, вещи, явления, элемента преемственности говорит либо о пустом топтании на месте, либо о таких превращениях их, которые также не являются процессом развития. Преемственность - это необходимая черта, характеризующая характер развития».

Говоря о философском аспекте понятия «преемственность», имеет смысл еще отметить и то, что ученые выделяют ее типы. Так Э.А. Баллер, с одной стороны, различает преемственность по форме, содержанию, прерывистости и не-прерывистости, а с другой - по качественному и количественному признакам. В связи с этим он выделяет:

- преемственность на одном уровне, имеющую место в процессе количественных изменений в рамках данного, относительно устойчивого качества;

- преемственность на разных уровнях, связанную с качественными изменениями, поступательную преемственность в процессе прогрессивного изменения (преемственность, учитывающая особенности поступательного развития);

- инволюционную преемственность, которая характерна для регрессивных изменений.

В анализе отношений понятий преемственности отрицания на этапах качественного и количественного развития Г.И. Исаенко внес следующие два вида преемственности в развивающем объекте [12],:

- преемственность содержания сущности при частичном отрицании старой основы;

- преемственность лишь некоторых черт, результатов и форм отрицания и уничтожения старой основы.

Взаимосвязи и отношения философских качеств, классификация типов преемственности, рассмотренные нами, на наш взгляд, важны, так как могут

быть использованы, во-первых, для определения эталона реализации преемственности (в том числе и в обучении), во-вторых, в ходе исследования проблемы преемственности на других уровнях (психологическом, общедидактическом) и, в-третьих, для выявления особенностей реализации преемственности в познавательном процессе.

Особенности реализации преемственности в познавательном процессе весьма значимы для нашего исследования, так как в период познания переход от низшей его ступени к высшей всегда предусматривает необходимость наследования знаний. Приближение к процессу познания обусловлено действием психологического механизма усвоения знаний, основанного на реализации преемственности.

Философская трактовка преемственности является методологической основой организации системы непрерывного образования.

Педагогический процесс начальной и средней школы развивается диалектически. Для педагогической науки это означает целостность педагогической системы на уровне целей, задач, планируемых результатов, содержания и педагогических технологий. Достигнутые существенные результаты одного уровня развиваются на качественно новых уровнях, что обеспечивает непрерывность развития. При этом подчеркивается, что «развитие обеспечивается непрерывной преемственностью». Из этого следует вывод о том, что нарушение преемственности, например, в воспитании негативно отражается на процессе развития детей. Утрата учеником тех или иных качеств (знаний, умений, навыков), их слабое развитие, несформированность делают детей потенциальными неудачниками.

В аспекте нашего исследования важно, что преемственность, являясь философской категорией, в педагогике приобретает особую значимость: она обеспечивает устойчивость и стабильность всей учебно-воспитательной системы и отдельных ее звеньев, придает процессу воспитания поступательный, перспективный характер. Одновременно с моментом заимствования положительных достижений предыдущего этапа развития она позволяет вносить новые поло-

жения, которых еще не было в практике, органично включать их в сформированную систему взглядов и убеждений человека.

Для педагогического процесса характерно единство непрерывности и дискретности: с одной стороны, возрастание количественных изменений в развитии обучаемых, а с другой - качественный переход - «скачки». Все его составные компоненты взаимообусловлены и преемственно связаны.

Процесс обучения на каждой ступени имеет свои особенности и свое проявление преемственности. Если внутри каждой ступени обучения в основном проявляется преемственность на одном уровне (происходят преимущественно количественные изменения), то переход от одной ступени к последующей носит неровный, скачкообразный характер, связанный с качественными изменениями в развитии учащихся, в методах и формах обучения. Можно сказать, что процесс обучения представляет собой последовательный и непрерывный переход количественных изменений в качественные с неизбежным переосмыслением прошлого опыта, переосмыслением знаний и их развитием. Количественные изменения на каждой ступени, обеспечивающие возможность перехода на следующую ступень обучения, вызывают соответствующие качественные изменения. Отношение количества и качества в философии характеризуется мерой, выражающей диалектическое единство количественных и качественных характеристик объектов. Исходя из этого, для каждой ступени обучения можно указать соответствующую меру, которая охарактеризовала бы уровень развития, обеспечивающий возможность беспрепятственного перехода учащихся на следующую ступень обучения, к следующему новому качественному состоянию.

Значит, процесс обучения является ничем иным, как последовательным переходом количественных изменений в качественные: обновление прошлого опыта, знаний, их переосмысление и развитие во всех сферах жизни и деятельности школьников и студентов с неизбежным изменением меры каждой ступени обучения.

Библиографический список

1. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1969. - 249с.

2. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. / Э.А. Баллер - М.: Наука. 1987. - 225с.

3. Батаршев А.В. Преемственность в применении методов и дидактических приемов обучения на уроке. - Таллин: Валгус, 1989. - 96с.

4. Батаршев А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. (Теоретико-методический аспект) / Под ред. А.П. Беляевой. - С-П: Ин-т профтехобразования РАО, 1996. - 80с.

5. Батурин В.С. Проблемы преемственности в диалектико-материалистическом учении о развитии. Автореферат диссертации, канд. филос. наук. - Алма-Ата, 1981. - 19с.

6. БСЭ, т. 20. - М.: Сов. энциклопедия, 1957. - 514с.

7. Годник С.М. Теоретические основы преемственности высшей и средней школы. -Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1981. - 208с.

8. Диалектический метод: Категория сферы сущности и целостности. - Алма-Ата: Наук, 1987. - 80с.

9. Зеленков А.И. Философско-методологический анализ проблемы преемственности в научном познании: Автореферат диссертации д-ра филос. наук. - МН., 1986. - 40с.

10. Иванова Г. И. Структура психологической готовности к школе детей шестилетнего возраста: Автореф. дис...канд. пед. наук - М., 1986. - 14с.

11. Игнатьев В.А. Формирование нового знания в развитии. Дисс. докт. филос. наук.

- М., 1992. - 208с.

12. Исаенко Г.Н. Роль исторической преемственности в развитии науки. - М.: Знание, 1969. - 24с.

13. Клековкин Г. А. Преемственность и перспективность обучения геометрии (сред. шк.) Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября». - 1998. - №40.

14. Копнин П.Н. Диалектическая логика. - Киев: Изд-во КГУ, 1961. - 447с.

15. Мукашев З.А. Преемственность как момент развития. - Алма-Ата: Казахстан, 1975. - 102с.

16. Современный словарь по педагогике. /Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 929с.

17. Философский энциклопедический словарь /Редкол. 6. Авыеринцев, С.С., Араб-Оглы Э.А., Ильичев Л.Ф. и др. - М: Сов. энциклопедия, 1989. - 815с.

Bibliography

1. Baller, E.A. Continuity in a Culture Development / E.A. Baller - M.: Science, 1969. -

249 p.

2. Baller, E.A. Social Progress and Cultural Heritage. / E.A. Baller - M.: Science, 1987. -225 p.

3. Batarshev, A.V. Continuity in Usage of Teaching Methods and Didactic Modes. - Tallinn: Valgus, 1989. - 96 p.

4. Batarshev, A.V. Continuity in Secondary School Teaching and Teaching in a Vocational School: (Theoratical-Methodical Aspect) / Edited by Belyaeva A.P. - St-Pb: Vocational Technical Education Institute REA, 1996. - 80 p.

5. Baturin, V.S. Problems of Continuity in a Dialectic-Materialist Progress Doctrine: Synopsis of Thesis, Candidate of Philosophy. - Alma-Ata, 1981. - 19 p.

6. BSE, V. 20. - М.: Sov. Encyclopaedia, 1957. - 514 p.

7. Dialectical Method: Category of Essence and Integrity Spheres. Alma-Ata: Science, 1987.

- 80 p.

8. Godnik, S.M. Theoretical Origins of a Higher and Secondary School Continuity. -Voronezh: Voronezh University Publishing House, 1981. - 208 p.

9. Ignatyev, V.A. Forming of New Knowledge in Progress: Dissertation of Doctor of Philosophy. - М., 1992. - 208 p.

10. Isaenko, G.N. The Role of Historical Continuity in Science Development. - М.: Knowledge, 1969. - 24 p.

11. Ivanova, G.I. Structure of Psycological Readiness to School of the Six-Year-Old Children: Synopsis of Thesis, Candidate of Pedagogics. - М., 1986. - 14 p.

12. Klekovkin, G.A. Continuity and Prospect of Teaching Geometry (Secondary School) Mathematics: Weekly Supplement of «The first of September» Magazine. - 1998. - № 40.

13. Kopnin, P.N. Dialectical Logic. - Kiev: KSU Publishing House, 1961. - 447 p.

14. Mukashev Z.A. Continuity as an Aspect in Progress. - Alma-Ata: Kazakhstan, 1975. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

102 p.

15. Pedagogical Modern Dictionary / Rapatsevich E.S. - Мn.: «Up-to-date Word», 2001. -

929 p.

16. Philosophical Encyclopaedia / Editorial board 6. Avyerintsev S.S., Arab-Ogly E.A., Ilyichev L.F., etc. - М: Sov. Encyclopaedia, 1989. - 815 p.

17. Zelenkov, A.I. Philosophical-Methodological Analysis of a Science Knowledge Continuity Problem: Synopsis of Thesis of Doctor of Philosophy. - MN., 1986. - 40 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.