Научная статья на тему 'Методологические основы преемственности среднего и высшего профессионального образования'

Методологические основы преемственности среднего и высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ / ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД / КОНЦЕПЦИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SUCCESSION / METHODOLOGY / DIALECTICAL METHOD / CONCEPT / EDUCATIONAL SYSTEM / EDUCATIONAL ACTIVITIES / CONTINUING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Легенчук Дмитрий Владимирович

В статье рассматривается методологическое основание исследования преемственности среднего и высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Bases of Succession of High and Higher Professional Education

The article discusses the methodological basis of succession of high and higher professional education research

Текст научной работы на тему «Методологические основы преемственности среднего и высшего профессионального образования»

УДК 371 «73»

ББК Ч 448.4

Легенчук Дмитрий Владимирович

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра социологии и социальной работы Курганский государственный университет г. Курган Legenchuk Dmitry Vladimirovich Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Sociology and Social Work Kurgan State University Kurgan

Методологические основы преемственности среднего и высшего профессионального образования

Methodological Bases of Succession of High and Higher Professional

Education

В статье рассматривается методологическое основание исследования преемственности среднего и высшего профессионального образования.

The article discusses the methodological basis of succession of high and higher professional education research.

Ключевые слова: преемственность, методология, диалектический метод, концепция, система образования, образовательная деятельность, непрерывное образование.

Key words: succession, methodology, dialectical method, concept,

educational system, educational activities, continuing education.

Концепция модернизации российского образования определила, что основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированных и конкурентноспособных работников, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. На реализацию этой цели должна быть направлена деятельность учреждений профессионального образования.

Теоретико-методологическое обоснование обеспечения преемственности в профессиональном образовании в новых социально-экономических условиях связано с именами М. А. Вайсбурда, Н. И. Гореликовой, О. И. Зайцевой, Т. В. Кудрявцева, В. Ю. Микрюкова, С. А. Свириденко, Т. Л. Тарасовой, Л. О. Филатовой, Л. Я. Ясюковой и др.

Одной из ведущих тенденций развития современного образования становится превращение его в непрерывный процесс продвижения человека к вершинам личностного и профессионального совершенства. Соответственно, теоретические изыскания и практические поиски в педагогике направлены на создание целостной системы непрерывного образования, способной охватить указанный процесс. Успех в этом деле может быть достигнут лишь при наличии адекватных теоретико-методологических основ, отражающих объективный процесс, и дидактических средств его обеспечения. К числу таковых мы относим преемственность, понимаемую как установление необходимой связи и оптимального соотношения между компонентами системы образования на разных ступенях обучения в учебных заведениях системы непрерывного профессионального образования.

Наличие корреляционных связей проблемы преемственности с решением проблем непрерывного образования осознается образовательнопедагогическим сообществом на всех его уровнях. Так, в Концепции модернизации российского образования одними из важнейших инструментов повышения качества профессионального образования называются создание условий для непрерывного профессионального роста кадров и обеспечение преемственности различных уровней профессионального образования.

При разработке методологических основ преемственности среднего и высшего профессионального образования мы учитывали следующее.

Во-первых, проблема преемственности среднего и высшего профессионального образования многоаспектна, потому что система образования, ее деятельность являются объектами исследования широкого круга научных дисциплин, каждая из которых рассматривает свой аспект

проблемы - философский, социальный, психологический, физиологический, дидактический и другие. При определении содержания исследования в каждом из аспектов необходима своя система исходных принципов, методов, теоретических знаний, на базе которых данное исследование осуществляется. Это важно в любой науке, в том числе и педагогической.

Во-вторых, приступая к анализу проблемы, мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью выделения руководящих идей, принципов, методов ее изучения и решения в педагогическом аспекте, учитывая и используя результаты и достижения исследования в других аспектах, другими науками.

В-третьих, принимая формулировку глобальной цели образования -включение человека в активную социальную деятельность - необходимо учитывать, что ее достижение возможно только при реализации преемственности среднего и высшего профессионального образования, обеспечивающей фундаментальную подготовку каждого молодого человека.

В-четвертых, методологическое обоснование, как следует из сформулированных выше положений проблемы, позволяет перейти на теоретический и научно-методический уровень обоснования: ее постановка и решение необходимы для постановки и решения частных проблем дидактики и теории воспитания (цели, закономерности, методы, формы обучения и воспитания и т.д.).

Таким образом, исходным действием нашего исследования является определение его методологической базы, на этой основе - методологический анализ проблемы и разработка теоретических положений концепции и научнометодического ее решения.

Несмотря на то, что проблема преемственности в обучении не нова, в педагогической науке исследуется не одно десятилетие, само понятие преемственности трактуется неоднозначно. Преемственность как методологический принцип выделяется непосредственно из законов и закономерностей материалистической диалектики.

Важнейшими из этих категорий являются закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. В совокупности эти законы выступают в качестве философского уровня иерархии в развитии понятия преемственности. Э.А. Баллер дает следующее определение; "Преемственность - это связь между различными этапами и ступенями развития, как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, т.е. при переходе его из одного состояния в другое. Связывая настоящее с прошлым и будущим, преемственность, тем самым, обуславливает устойчивость целого" (1, с.7). Поскольку преемственность характеризуется различными дискретными состояниями материи и степенью ее дифференциации в виде качественно отличающихся друг от друга структур, непрерывность в процессе развития была бы невозможна без определенной связи этих структур друг с другом, без определенной целостности систем, состоящих из отдельных дискретных объектов. Эта связь прерывного и непрерывного и, собственно, эволюционных и скачкообразных форм в процессе развития как раз и обнаруживается в форме преемственности, являющейся основой всякого развития в природе, обществе и мышлении.

Мы согласны с мнением Э.А. Баллера, В.А. Гладкова, Г.Н. Исаенко, Р. Ильясова, Б.М. Кедрова, В.М. Лихача и других, рассматривающих преемственность как философскую категорию. Философский аспект проблемы содержит определение понятия преемственности, непосредственно связанное с понятием «развитие», которое рассматривается через сопоставление с понятием “движение”. Всякое развитие является движением, но не всякое движение является развитием. Развитие в сопоставлении с движением обладает рядом специфических характеристик, прежде всего, необратимостью и наличием качественных изменений. Следовательно, развитие - это необратимое движение, в котором имеют место качественные отношения. В философской литературе выделяют несколько типов развития. Первый - это прогрессивное,

второй - регрессивное и третий - развитие в одной плоскости. Прогрессивное развитие характеризуется выходом развивающейся программы на более высокий уровень. Высшее по сравнению с низшим - это более сложное, совершенное, богатое содержанием. Одним из наиболее явных критериев высшего является то, что низшее содержится в высшем виде.

Развитие, применительно к линии эволюции материи, - процесс бесконечного движения материи от низшего к высшему, от простого к сложному. Как известно, поступательное движение материи от низшего к высшему связано с наличием преемственности в развитии, поэтому преемственность должна быть одной из исходных категорий для описания процесса развития. Однако эта категория (в отличие от понятия отрицания) исследована крайне слабо и, вероятно, в связи с этим преемственность в литературе трактуется весьма широко: от сохранения «тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик» (1, с.17) до перехода всего содержания одного явления в другое (1, с.20).

Развитие осуществляется посредством диалектического отрицания как единства отбрасывания, уничтожения старого и преемственности. Абсолютизация значения преемственности, постепенности, непрерывности и игнорирование роли отрицания, качественных скачков в развитии являются исходной теоретической ошибкой различных метафизических концепций развития (преформизм, эволюционизм, позитивистская теория кумулятивного развития науки и т.д.). С другой стороны, абсолютизация отрицания, скачков, прерывности и игнорирование преемственности, непрерывности в развитии ведет к упрощенному одностороннему пониманию этого процесса. Научная трактовка развития основана на понимании этого процесса как диалектического единства уничтожения старого и преемственности (3, с.16). Это единство обусловлено тем, что преемственность и отрицание как диалектические противоположности взаимополагают, взаимопроникают и взаимоотрицают друг друга. Результат взаимодействия этих противоположностей отражается в понятии «снятие», означающее в философии преодоление предыдущей

ступени развития и одновременно сохранение ее основного содержания, возведение этого содержания на качественно новый уровень. Из такого понимания развития следует, что неотъемлемым моментом поступательного движения материи и познания является сохранение основного содержания предшествующих ступеней в последующих. Высшие ступени включают в себя не частные признаки, не отдельные элементы и стороны низших ступеней, а их основное содержание.

Преемственность в развитии предполагает наличие в ней своей противоположности - отрицания, интеграция — дифференциацию, материальное обобщение и универсализация — сохранение частных признаков и специализацию, что наглядно проявляется в эволюции живой природы и т. д. Рост богатства содержания материи является наиболее важным признаком указанной закономерности. В развитии материи тенденция роста многообразия содержания проявляется в трех аспектах. В самом общем (всеобщем) плане она проявляется в возрастании многообразия форм материи (по мере развития материи возникают новые ее формы). В плане особенного указанная тенденция проявляется в возрастании внутреннего многообразия содержания каждой возникающей (вышестоящей) формы материи по сравнению с нижестоящей. В единичном плане тенденции роста богатства содержания материи проявляются в большем многообразии содержания отдельных объектов, представляющих вышестоящие ступени развития материи, по сравнению с объектами из низших ступеней развития.

Преемственность отражает общие и существенные связи, присущие всем развивающимся явлениям, процессам; она означает связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы, это проявление законов диалектики, особый механизм «памяти общества».

Категория снятия и механизм прогрессивного развития разработаны Гегелем. В его философской системе прогрессивное развитие описывается через отрицание отрицания. Именно в этом контексте Гегель описывает

категорию снятия, в которой момент преемственности играет значительную роль: «... другое есть по существу не пустое отрицательное, не нечто, другое первого, отрицательное непосредственного; оно, следовательно, определено как опосредованное, - содержит в себе вообще определение первого. Первое, стало быть, по существу также сбережено и сохранено в другом, положительное в его отрицательном, содержание предпосылки - в результате, это - самое важное в результате познания» (3, с.307-308). Сама сущность отрицания заключается в том, что предшествующее развивающейся системы существовать, возникает новое. Это и означает, что имеет место отрицательно старого. Но новое не абсолютно отлично от предшествующего, что имело место в предшествующем, в новом исчезает, отбрасывается, Это исчезновение - один из важных моментов развития. Отрицаются прежде всего те компоненты, которые мешают дальнейшему развитию. Другим важным моментом развития является возникновение нового. Но качество при прогрессивном развитии отличается не только тем, что черты старого, но и тем, что оно приобретает новые черты, характеристики и т.д. Новое возникает из старого, и на его основе происходит ликвидация тех черт, которые в старом препятствовали развитию, позволяющему вернуться в полной мере к новым чертам, новым характеристикам, которые в прежнем состоянии только намечались, существовали в неразвернутом виде. Таким образом, новое не есть абсолютно новое. Оно вырастает из старого. При этом сам характер возникновений таков, что старое в новом сохраняется. Сохранение, заимствование, удержание старого - это и есть момент преемственного в развитии.

Важным с точки зрения самого процесса развития является рассмотрение преемственности как качественных изменений, как переход от одного к другому. Преемственность предполагает, главным образом, дальнейшее развитие прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед.

Элементом методологической основы нашего исследования являются законы диалектики как всеобщие законы развития, движения, присущие

природе, обществу, человеческому мышлению, - перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей.

Выбранная нами проблема исследования, являясь частью объективной реальности, подчиняется этим законам. Для нас важны в методологическом плане следующие положения теории познания:

1) сущность противоречий раскрывается через борьбу противоположностей;

2) взаимодействие, конфликт, борьба противоположностей не статичны, а динамичны, развивающиеся;

3) борьба противоположностей выступает источником всякого развития;

4) разрешение одних противоречий, осуществляемое в борьбе противоположностей, порождает новое объективное противоречие. Противоречие становится движущей силой только тогда, когда есть

целенаправленная деятельность по его решению. В процессе разрешения каждого противоречия в деятельности происходят определенные изменения, обеспечивающие подъем деятельности на новый, более высокий уровень. В связи с этим необходимо нахождение базы образования и источника развития, обеспечения преемственности в организации деятельности обучающихся в разных условиях, в различных учреждениях профессионального образования.

В исследовании нашей проблемы фактом проявления этого закона, его последствий являются дифференциация и интеграция образования, преемственность и непрерывность образования личности, ее развитие.

Таким образом, в дополнение к уже сделанным выводам можно заключить, что с философских позиций:

• процесс образования посредством деятельности носит циклический характер; в каждом цикле при переходе от одного цикла к другому действует закон отрицания отрицания;

• развитие системы образования, организация ее деятельности носят закономерный характер;

• движущей силой развития этих процессов являются противоречия; анализ, оценка существующих систем законов и противоречий образования, выделение новых - методологическое требование к нашему исследованию;

• необходимо учитывать и раскрывать суть и других диалектических закономерностей (связей и отношений).

Преемственность является обязательной чертой законов отрицания и перехода количественных изменений в качественные, и признаки, основные для любой философской категории: объективность, всеобщность и сущность, так как диалектические законы носят объективный и всеобщий характер и отражают существенные стороны развития. Это методологический уровень преемственности. Таким образом, можно рассматривать преемственность как принцип исследования взаимодействия образовательных систем.

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что преемственность - это важнейший методологический принцип организации образовательного процесса, который обусловливает ориентацию каждой предыдущей ступени образования, на основное содержание и технологии обучения, характерные для последующей ступени, помимо самоценности и логической завершенности подготовки специалистов соответствующего образовательного уровня. Это и обеспечивает опережающий характер профессионального образования и подготовку к освоению нового знания, переход на более высокую ступень в развитии всех профессионально значимых личностных качеств.

Библиографический список

1. Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1969. - 294 с.

2. Беликов, В.А..Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности: Методическое пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений /Беликов, В.А., Кривощапова,,Н.Г,. Савинков, Л.А.- М.: Владос, 2006. - 394 с.

3. Гегель, Г. Субъективная логика или учение о понятиях.- Полн. собр. соч. - Т.8. - М.: Знание, 1989. - С. 307-308.

4. Гладков, В.А. Закон отрицание отрицания и его методологические функции. - М.: Наука, 1982. - С. 47.

5. Громыко, Ю. Концепция прогноза развития образования до 2015 года / Громыко, Ю., Давыдов, В. //Народное образование. - 1993. - № 2. - С. 3-7.

6. 3еленков, А.И. Философско-методологический анализ проблемы преемственности в научном познании: автореф. дис.... д-ра филос. наук. - Минск, 1986. - С. 114-129.

7. Исаенко, Г.Н. Роль исторической преемственности в развитии науки. - М.: Знание, 1969. -С. 8-24.

8. Любутин, К. Н. Диалектика субъекта и объекта /Любутин, К.Н., Пивоваров, Д.В., -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. - С. 416.

9. Новиков, A.M. Интеграция базового профессионального образования //Педагогика. -1996. - № 3. - С. 5.

10. Перспективы развития системы непрерывного образования / под ред. Б.С. Гершунского. -М.: Педагогика, 1990. - С. 224.

Bibliography

1. Baller, E.A. Succession in the Culture Development. - M.: Nauka, 1969. - 294 p.

2. Belikov, V.A., Krivoshchapova, N.G., Savinkov, L.A. Students’ Education on the Basis of Educational-and-Cognitive Activity: Manual for Teachers and Heads of the Educational Institutions. - M.: Vlados, 2006. - 394 p.

3. Gladkov, V.A. Law of Denial of Negation and Its Metodological Functions. - M.: Nauka, 1982. -P. 47.

4. Gromyko, Yu., Davydov, V.A., et. al. The Concept of Education Development Predicting until 2015 // Education. - 1993. - № 2. - P. 3-7.

5. Hegel, G. The Subjective Logic, Or the Doctrine of the Concepts. - Complete Works. - V.8. - M.: Nauka, 1989. - P. 307-308.

6. Isayenko, G.N. The Role of Historical Succession in Science Development. - M.: Knowledge, 1969. - P. 8-24.

7. Lyubutin, K.N., Pivovarov, D.V. Subject and Object Dialectics. - Yekaterinburg: Publishing House of Ural University, 1993. - P. 416.

8. Novikov, A.M. Integration of Basic Professional Education // Pedagogy. - 1996. - № 3. - P. 5.

9. Prospects for the Continuous Education Development / Under the Edit. of B.S. Gershunsky. -Moscow: Pedagogy, 1990. - P. 224.

10. Zelenkov, A.I. Philosophical and Methodological Analysis of the Continuity Problem in Scientific Cognition: Dis. ... Dr. of Philos. - Minsk, 1986. - P. 114-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.