Научная статья на тему 'Философские основания развития системы образования в контексте преемственности'

Философские основания развития системы образования в контексте преемственности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
124
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАЛЕКТИКА / КОНЦЕПЦИЯ / ОСНОВА РАЗВИТИЕ / СИСТЕМА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ACTIVITY / DIALECTICS / THE CONCEPT / A BASIS DEVELOPMENT / SYSTEM / AN EDUCATION SYSTEM / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Легенчук Д. В.

В статье рассматриваются философские категории и основания деятельности в системе многоуровнего профессионального образования в условиях модернизации российского образования. Автор делает попытку философского обоснования роли развития при создании концепции преемственности многоуровнего профессионального образования. Несомненной новизной статьи является использование автором феномена развития в образовании именно с точки зрения разработанной им концепции преемственности многоуровнего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical foundations of the education development in the context of succession

The article deals with the philosophical categories and base of activities in the system of multilevel vocational education in the Russian education modernization. The author makes an attempt to study the role of philosophy in establishing the continuity of multi-level vocational education concept. Undoubted novelty of this paper is the using of the phenomenon in education from the author’s point of view; he developed the concept of continuity of multi-level vocational education.

Текст научной работы на тему «Философские основания развития системы образования в контексте преемственности»

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Д. В. Легенчук, канд. пед. наук, доцент, кафедра педагогики,

Курганский государственный университет,

г. Курган, Россия,

doc600@rambler.ru

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

Философский аспект проблемы развития системы образования содержит определение понятия преемственности, непосредственно связанное с понятием «развитие» которое рассматривается через сопоставление с понятием движения. Всякое развитие является движением, но не всякое движение является развитием, которое в сравнении с движением обладает рядом уникальных качеств, например, необратимостью и наличием качественных изменений. Уместно рассматривать развитие как необратимое движение, несущее в себе качественные отношения.

С точки зрения исследования указанной проблемы актуальна позиция Э. А. Бал-лера, который, выделяя поступательную и инволюционную (связанную с обратным развитием) преемственность в соотношении с прогрессивными и регрессивными изменениями, считал, что сущность поступательной преемственности состоит в сохранении и развитии на качественно новых уровнях положительных результатов, которые достигнуты в предыдущих этапах, определяя преемственность в виде связи различных этапов и ступеней развития, бытия и познания. Сущность этой связи состоит в сохранении элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, т. е. при переходе его из одного состояния в другое. Связывая настоящее с прошлым и будущим, преемственность этой связью обуславливает устойчивость целого1.

Однако автору необходимо учитывать мнение и других исследователей, т. к. Бал-лер более плотно изучал культурологическую составляющую преемственности как философской категории, которая является лишь частью образования.

Особенность инволюционной преемственности состоит в том, что определенные качества изменяющегося объекта сохраняются, вместе с исчезновением, утратой тех или иных признаков, некоторых результатов, достигнутых ранее в процессе поступательного развития2.

В философской литературе выделяют несколько типов развития:

а) прогрессивное;

б) регрессивное;

в) развитие в одной плоскости.

Прогрессивное развитие характеризуется выходом развивающейся программы на более высокий уровень. Высшее по сравнению с низшим — это более сложное, совершенное, богатое содержанием, одним из наиболее явных критериев которого является то, что низшее содержится в высшем в виде целого3.

Развитие, применительно к линии эволюции материи, — процесс бесконечного движения материи от низшего к высшему, от простого к сложному. Как известно, поступательное движение материи от низшего к высшему связано с наличием преемственности в развитии, поэтому преемственность должна быть одной из исходных категорий для описания процесса развития. Однако

№ 3 (21) МАРТ 2012

дискуссия |

журнал научных публикаций %

эта категория (в отличие от понятия отрицания) исследована крайне слабо и, вероятно, в связи с этим преемственность в литературе трактуется весьма широко: от сохранения «тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик»4 до перехода всего содержания одного явления в другое.

Развитие осуществляется посредством диалектического отрицания как единства отбрасывания, уничтожения старого и преемственности. Абсолютизация значения преемственности, постепенности, непрерывности и игнорирование роли отрицания, качественных скачков в развитии является исходной теоретической ошибкой различных метафизических концепций развития (преформизм, эволюционизм, позитивистская теория кумулятивного развития науки и т. д.). В то же время, абсолютизация отрицания, скачков, прерывности и игнорирование преемственности, непрерывности в развитии ведет к упрощенному одностороннему пониманию этого процесса, получившему свое выражение в таких антинаучных концепциях развития, как «теория катастроф» Ш. Кювье, «негативная диалектика» Т. Адорно и Г. Маркузе, анти-кумулятивистская концепция науки Т. Куна и др. Научная трактовка развития основана на понимании этого процесса как диалектического единства уничтожения старого и преемственности5, обусловленного тем, что преемственность и отрицание как диалектические противоположности взаимополагают, взаимопроникают и взаимоотрицают друг друга. Результат взаимодействия этих противоположностей отражается в понятии «снятие», означающем в марксистской философии преодоление предыдущей ступени развития и одновременно сохранение ее основного содержания, возведение этого содержания на качественно новый уровень. Так, согласно Ф. Энгельсу, возникновение современного материализма не означало простое отрицание идеализма и восстановление старого материализма, «ибо к непреходящим основам последнего он присо единяет еще все идей ное содержание двух тысячелетнего развития

Всякое развитие является движением, но не всякое движение является развитием,

временно преодолена и сохранена , преодолена по форме, сохранена по своему действительному содержанию»6. Из такого понимания развития следует, что неотъемлемым моментом поступательного движения материи и познания является сохранение основного содержания предшествующих ступеней в последующих. Высшие ступени включают в себя не частные признаки, не отдельные элементы и стороны низших ступеней, а их основное содержание.

Сохранение основных результатов предшествующего движения в последующем и накопление новых изменений приводит к росту богатства содержания развивающейся системы и в конечном итоге к переходу материи на качественно новый, более высокий и сложный уровень развития. Это значит, что переход от одной ступени развития к другой, названный Гегелем переходом «в свое другое», происходит в результате накопления содержания развивающейся материи. Каждая вышестоящая ступень развития, являясь закономерным результатом предшествующего движения, накапливает в себе основное содержание низших ступеней и оказывается богаче их по своему содержанию. Значит, накопление и обогащение содержания систем обусловливает переход их от низшего к высшему, а рост многообразия содержания является результатом этого перехода, результирующей тенденцией развития материи. Накопление содержания выступает как общая закономерность развития материи, заключающаяся в аккумуляции и обогащении содержания систем при их переходе от низшего к высшему7.

Развитие — сложный и противоречивый процесс, где тенденции связаны между собой диалектически. Преемственность в развитии означает наличие в ней своей противоположности — отрицания, интеграция — дифференциацию, материальное обобщение и универсализация — сохранение частных признаков и специализацию. Это наглядно проявляется в эволюции живой природы. Наукой доказано, что в развитии материи кроме накопления содержания происходят и противоположные про-

философии и естествознания... Философия, таким образом, здесь "снята", т. е. "одно-

цессы, которые представляют собой распад, утерю содержания, упрощение, обеднение

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

систем, выражают регрессивные тенденции в изменении материи. Однако регресс так же, как и одноплоскостные изменения является лишь моментом общего поступательного движения материи по магистральной линии развития. Поэтому аккумуляция содержания выступает определяющим условием на этой линии развития материи.

Рост богатства содержания материи является наиболее важным признаком указанной закономерности. В развитии материи тенденция роста многообразия содержания проявляется в трех аспектах:

1) в возрастании многообразия форм материи (по мере развития материи возникают новые ее формы);

2) в плане особенного, указанная тенденция проявляется в возрастании внутреннего многообразия содержания каждой возникающей вышестоящей формы материи по сравнению с нижестоящей;

3) в плане единичном, когда тенденции роста богатства содержания материи проявляются в большем многообразии содержания отдельных объектов, представляющих вышестоящие ступени развития материи, по сравнению с объектами из низших ступеней развития.

Важным с позиции самого процесса развития является рассмотрение преемственности как качественных изменений и процесса перехода от одного к другому.

Преемственность отражает общие и существенные связи, характерные для всех развивающихся явлений и процессов, означая связь между явлениями в процессе развития, когда новое, преобразуя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Преемственность есть проявление законов диалектики, особый механизм «памяти общества», именно поэтому ее взаимосвязь с философией является актуальной и востребованной современными учеными8.

Рассматривая специфику указанной проблемы, нельзя не рассмотреть преемственность с точки зрения методологии. Преемственность как методологический принцип выделяется непосредственно из законов и закономерностей материалистической диалектики. Важнейшими из этих категорий являются закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качествен-

ные, закон отрицания отрицания. Эти законы определяют философский уровень иерархии в развитии понятия преемственности. Преемственность характеризуется различными дискретными состояниями материи и степенью ее дифференциации в виде качественно отличающихся друг от друга структур, непрерывность в процессе развития была бы невозможна без определенной системности этих структур, без определенной целостности систем, состоящих из отдельных дискретных объектов. Эта связь прерывного и непрерывного и, собственно, эволюционных и скачкообразных форм в процессе развития как раз и обнаруживается в форме преемственности, являющейся основой всякого развития в природе, обществе и мышлении9.

Преемственность предполагает, главным образом, дальнейшее развитие прогрессивного, рационального, достигнутого на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед, а, значит, и развитие. Таким образом, философские основания преемственности среднего и высшего профессионального образования характеризуются именно через категорию развития самой системы образования, которая является системообразующим фактором преемственности, его методологическим и научным основанием. ;>)

1. Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. С. 7.

2. Легенчук Д. В. Методологические основы преемственности среднего и высшего профессионального образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 8. С. 119.

3. Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. С. 7.

4. Антонов А. Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке. М.: Изд-во МГУ, 1985. С. 17.

5. Аверьянов А. Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. С. 16.

6. Там же. С. 142.

7. Легенчук Д. В. Преемственность в системе многоуровневого профессионального образования: Монография. Курган, 2011. С. 117.

8. Там же. С. 118.

9. Там же. С. 119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.