Научная статья на тему 'Методологический аспект концепции преемственности среднего профессионального и высшего образования'

Методологический аспект концепции преемственности среднего профессионального и высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / МЕТОД / МЕТОДОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / CONCEPT / METHOD / METHODOLOGY / EDUCATION / TRAINING / SUCCESSION / SYSTEM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Легенчук Д. В.

В статье рассматривается содержание методологического основания преемственности в современном образовании, и ее значение в рамках концепции преемственного среднего профессионального и высшего образования, разработанной автором. Затрагивается проблема обоснования преемственности с точки зрения методологии педагогической науки, тема актуализации исследования преемственности в образовании. Предлагается сравнение основных исследований по проблеме. Целью статьи является анализ изучения известных учений по методологии исследований общественных процессов, к каким относится и образование. Автор приходит к выводу, что исследование процесса преемственности является необходимым условием реформирования отечественного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECT OF THE CONCEPT OF CONTINUITY OF VOCATIONAL AND HIGHER EDUCATION

The article deals with the contents of the methodological basis of continuity in modern education and its importance in the concept of successive secondary vocational and higher education, developed by the author. The work discusses the problem of justifying the continuity in terms of the methodology of teaching knowledge. The article touches upon the process of updating the study of continuity in education, a comparison of basic research on the issue. The purpose of this paper is the analysis of the study of famous scientists in research methodology of social processes, to what separate categories they refer and how they form. The author concludes that the study of the process of succession is a prerequisite for reforming the national vocational education. The successiveness as a methodological principle is distinguished from the laws and rules of material dialectics. The most important of these rules are a principle of the unity and struggle of contrarieties, the law of transition of quantity into quality and the principle of negation.

Текст научной работы на тему «Методологический аспект концепции преемственности среднего профессионального и высшего образования»

цель рациональной расстановки кадров (цель работы с кадровым резервом)?; в чем заключаются цели аттестации персонала?; назовите цели трудовой адаптации; назовите цели и задачи системы управления профориентацией и адаптацией; назовите важнейшие цели и мотивы менеджера на различных этапах карьеры; какова цель стратегического управления персоналом?; какова цель планирования (потребности в персонале, использования персонала, развития персонала, высвобождения персонала, затрат на персонал, производительности труда)?; каковы цели маркетинга персонала?; каковы цели системы стимулирования труда персонала?

Примерные вопросы для оценки уровня сформированности личностного компонента профессиональной компетенции целе-полагания: необходимо ли менеджеру по управлению персоналом владеть профессиональной компетенцией целеполагания (почему)?; несет ли ответственность менеджер за определение целей?; кто несет ответственность за последствия достижения поставленных целей в управлении персоналом?

Примерные задания для оценки уровня сформированности деятельностного компонента профессиональной компетенции целеполагания: аргументируйте цель разработки философии управления персоналом в организации; сформулируйте глобальную цель управления персоналом и цели отделов службы управления персоналом; постройте дерево целей управления персоналом; выберите и сформулируйте цели, стоящие перед вашим подразделением; проанализируйте эти цели и укажите пути, по вашему мнению, наиболее правильные и экономичные для их достижения.

Деловая игра «Формирование целей и функций системы управления персоналом организации». На основании миссии (цели) с учетом характеристик организации студентами формируются цели по управлению персоналом путем построения дерева целей по понятийному (аспектному) или факторному признаку декомпозиции. В случае необходимости, члены экспертной группы консультируют участников игры по правилам построения дерева целей. Результатом игры должна стать миссия (основная

Библиографический список

цель); схема дерева целей по управлению персоналом и т.д. [2, с. 58-60].

Задача «Формулирование целей и принципов политики в области стимулирования труда персонала». Цели системы стимулирования: привлечение персонала в организацию; сохранение сотрудников в организации; стимулирование производительного поведения; контроль за издержками на рабочую силу; административная эффективность и простота; соответствие требованиям законодательства [2, с. 256-258].

Упражнение «Установление взаимосвязи». Разногласия главным образом возникают из-за конфликтов целей, приоритетов, ценностей и / или потребностей. Вы не можете критиковать цели, приоритеты, ценности или потребности других людей. Но вы должны попытаться согласовать ваши потребности и потребности других людей с помощью навыка преодоления разногласий. Опишите разногласия из вашего личного опыта (встречавшиеся ранее, либо предстоящие), которые явились результатом конфликта целей, приоритетов, ценностей и / или личных потребностей. [...]. Конфликты и разногласия неизбежны, а порой - даже важны. Основываясь на вашем опыте, напишите, что отличает полезные, продуктивные конфликты / разногласия от деструктивных конфликтов / разногласий [...] [5, с. 274-275].

В заключение статьи уточним необходимые условия эффективности формирования у студентов профессиональной компетенции целеполагания в области управления персоналом. К внешним условиям относится владение преподавателем указанной компетенцией, информационное и учебно-методическое обеспечение. К внутренним условиям - интерес и мотивация студентов к овладению компетенцией целеполагания.

В рамках учебного курса формирование профессиональной компетенции целеполагания у студентов может быть как рассредоточенным (отдельные компоненты компетенции отрабатываются на материале разных тем), так и концентрированным (в рамках отдельной темы: лекции, семинара). Помимо учебного курса, формирование компетенции целеполагания можно осуществлять в рамках спецкурса, спецсеминара, тренинга.

1. Mаслова, ВЖ Управление персоналом: учебник. - M., 2011.

2. Управление персоналом организации. Практикум: учеб. пособ. I под ред. А.Я. Кибанова. - M., 2010.

3. Тимошенко, О.Ю. Реализация концепции управления по целям в системе управления персоналом: дис. ... канд. эконом. наук. -Омск, 2007.

4. Управление персоналом: учебник I под общ. ред. И.Б. Дураковой. - M., 2009.

5. Управление персоналом: учеб. пособие I под ред. Г.И. Mихайлиной. - M., 2008.

6. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учебник I А.Я. Кибанов. - M., 2006.

Bibliography

1. Maslova, V.M. Upravlenie personalom: uchebnik. - M., 2011.

2. Upravlenie personalom organizacii. Praktikum: ucheb. posob. I pod red. A.Ya. Kibanova. - M., 2010.

3. Timoshenko, O.Yu. Realizaciya koncepcii upravleniya po celyam v sisteme upravleniya personalom: dis. ... kand. ehkonom. nauk. - Omsk, 2007.

4. Upravlenie personalom: uchebnik I pod obth. red. I.B. Durakovoyj. - M., 2009.

5. Upravlenie personalom: ucheb. posobie I pod red. G.I. Mikhayjlinoyj. - M., 2008.

6. Kibanov, A.Ya. Osnovih upravleniya personalom: uchebnik I A.Ya. Kibanov. - M., 2006.

Статья поступила в редакцию 25.11.14

УДК 371 «73»

Legenchuk D. METHODOLOGICAL ASPECT OF THE CONCEPT OF CONTINUITY OF VOCATIONAL AND HIGHER EDUCATION. The article deals with the contents of the methodological basis of continuity in modern education and its importance in the concept of successive secondary vocational and higher education, developed by the author. The work discusses the problem of justifying the continuity in terms of the methodology of teaching knowledge. The article touches upon the process of updating the study of continuity in education, a comparison of basic research on the issue. The purpose of this paper is the analysis of the study of famous scientists in research methodology of social processes, to what separate categories they refer and how they form. The author concludes that the study of the process of succession is a prerequisite for reforming the national vocational education. The successiveness as a methodological principle is distinguished from the laws and rules of material dialectics. The most important of these rules are a principle of the unity and struggle of contrarieties, the law of transition of quantity into quality and the principle of negation.

Key words: concept, method, methodology, education, training, succession, system of education.

Д.В. Легенчук, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики Курганского гос. университета, г. Курган, E-mail: doc600@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНЦЕПЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается содержание методологического основания преемственности в современном образовании, и ее значение в рамках концепции преемственного среднего профессионального и высшего образования, разработанной автором. Затрагивается проблема обоснования преемственности с точки зрения методологии педагогической науки, тема актуализации исследования преемственности в образовании. Предлагается сравнение основных исследований по проблеме. Целью статьи является анализ изучения известных учений по методологии исследований общественных процессов, к каким относится и образование. Автор приходит к выводу, что исследование процесса преемственности является необходимым условием реформирования отечественного профессионального образования.

Ключевые слова: концепция, метод, методология, образование, обучение, преемственность, система образования.

Изменение формата образования в современной России определяет для системы профессионального образования новые цели, достижение которых возможно только в формате системных преобразований, которые реализуются в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений, в соответствии с развитием экономики и социальной политики государства.

Сегодня преодолено единообразие типов профессиональных учреждений и содержания профессионального образования, когда конкурентами традиционным техникумам, институтам и университетам становятся высшие профучилища, технические лицеи, колледжи, региональные учебные центры, профильные университеты (технические, педагогические и т.д.), академии и т.п. Развивается многоуровневость профессионального образования - и среднего, и высшего. Учебные заведения самостоятельно формируют нормативно-правовую и методическую базы.

Одной из ведущих тенденций развития современного образования становится его преобразование в непрерывный процесс продвижения индивида к вершинам личностного и профессионального идеала. Исходя из этой задачи, теоретические исследования и практические поиски в педагогике направлены на создание целостной системы непрерывного образования, стремящейся к решению этой задачи, которая может быть решена лишь при наличии адекватных теоретико-методологических основ, отражающих объективный процесс, и дидактических средств его обеспечения, к которым мы относим преемственность, понимаемую нами как установление необходимой связи и оптимального соотношения между компонентами системы образования на разных ступенях обучения в учебных заведениях системы непрерывного профессионального образования, когда каждая предыдущая ступень образования, помимо самоценности и логической завершенности подготовки специалистов соответствующего образовательного уровня, ориентируется на основное содержание и технологии обучения, характерные для последующей ступени.

Фиксируется также и дифференциация образования по уровням, специальностям и специализациям, по выбираемым студентами курсам и предметам, которая начинает проявляться и в специфике будущей профессиональной деятельности.

Исследуя различные аспекты преемственности в системе непрерывного образования, нами отмечено, что проблема преемственности в обучении на стыке смежных звеньев профессионального образования проработана недостаточно. Например, отметим недостаточную разработку средств дидактического обеспечения преемственности среднего и высшего профессионального образования. В исследованных работах по вопросам преемственности, как нам кажется, не находят достаточного и необходимого отражения большое научное наследие отечественной дидактики.

Развитие рыночной экономики, изменение гражданского самосознания формируют условия перехода от подготовки специалистов массовых специальностей к индивидуальному профессиональному образованию молодежи, в процессе получения которого обучаемый проектирует свой образовательный вектор, имея возможность выбора необходимых в его понимании образовательных программ и учебных предметов, как фактора индивидуализации образования.

Вопросы формирования единого содержательного пространства, обеспечивающего непрерывность среднего и высшего профессионального образования, преемственность и многоуровневость реализуемых образовательных программ актуальны на современном этапе реформирования системы образования.

Нами выявлено повсеместное отсутствие преемственности стандартов среднего и высшего профессионального образования, приводящее к ситуации вынужденного перехода выпускника учреждения среднего профессионального образования на сокращенную, разработанную вузом программу обучения по индивидуальной форме путем перезачета уже изученных студентом дисциплин или их разделов.

Одним из аспектов непрерывного образования является преемственность подготовки обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. В соответствии с этим мы ставим задачу рассмотреть роль и место преемственности в системе непрерывного образования на двух уровнях: первый - как основополагающий компонент непрерывности процесса образования; второй - в процессе обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

При разработке методологических основ исследуемой проблемы мы учитывали:

- во-первых, проблема преемственности профессионального образования многоаспектна, что определяет систему образования, ее деятельность объектами исследования множества наук, каждая из которых рассматривает свой аспект проблемы -философский, социальный, психологический, физиологический, дидактический и другие. Определяя содержание исследования в каждом из аспектов, неизбежно ориентирование на специфическую систему исходных принципов, методов, теоретических знаний, являющихся базой исследования, что принципиально в любой науке;

- во-вторых, анализируя проблему, необходимо конкретизировать руководящие идеи, принципы, методы ее изучения и решения именно в педагогическом аспекте, с поправкой на результаты и достижения исследования другими науками;

- в-третьих, определяя глобальную цель образования как включение человека в активную социальную деятельность, надо понимать, что ее достижение возможно при реализации преемственности среднего и высшего профессионального образования, гарантирующих качественную подготовку обучающегося;

- в-четвертых, мы понимаем, методологическую суть проблемы - ее постановка и решение необходимы для обоснованной постановки и решения частных проблем дидактики и теории воспитания (цели, закономерности, методы, формы обучения и воспитания и т.д.), что и определяет ее актуальность.

Мы начинаем исследование преемственности с определение его методологической базы, комплексно анализируя проблему и разрабатывая теоретических и практических положений концепции ее решения.

Выделяют несколько уровней методологических знаний. Согласно общему философскому подходу существуют следующие уровни методологических знаний:

• первый (высший) уровень - философский;

• второй уровень - общенаучный;

• третий уровень - конкретно-научный [1, с. 136].

Определяя методологические требования к исследованию

проблемы, кратко проанализируем методологические знания на каждом из перечисленных уровней, учитывая, что методологиче-

ские знания каждого уровня являются таковыми лишь по отношению к знаниям более низкого порядка; включают в себя теоретические положения (понятия, идеи, принципы, законы, теории) и знания о методах (способах) деятельности [2].

На первом уровне в качестве методологических выступают знания о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, знание основных ведущих категорий философии, теории познания. Философские знания становятся методологией, то есть руководящими положениями в реальной исследовательской деятельности. «Философия как методология, представляя собой систему наиболее общих понятий, законов, принципов движения материи, направляет деятельность человека в определенное русло» [3, с. 13]. Определяя вторую составляющую этого уровня методологии, мы опираемся на знания о методах, которые позволяют познать объект в его объективном и закономерном развитии.

На втором уровне находятся методологические знания, относящиеся ко всем наукам или к широкому классу наук - закономерностях, принципах функционирования и развития объектов, общенаучных методах эмпирического (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) и теоретического (абстрагирование, идеализирование, формализация и т.д.) исследования, а также о методах анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.

К третьему уровню методологии относят совокупность методов, принципов, знаний, положений определенной науки. Этот же уровень методологии включает знания о подходах в конкретных научных исследованиях - системном, деятельност-ном, алгоритмическом, системно-оптимизационном и других [4, с. 59] .

Исходя из краткого описания сути каждого уровня, мы определили понятие «методология педагогического исследования» -это теория более высокого порядка по отношению к выбранной

Библиографический список

проблеме, определяющая характер, логическую организацию, методы и средства исследования проблемы, принципы, формы и способы построения педагогической концепции ее решения.

Несмотря на то, что проблема преемственности в обучении не нова в педагогической науке и исследуется достаточно давно, нет единства подходов в трактовании самого понятия преем-ственност [5].

Преемственность как методологический принцип выделяется непосредственно из законов и закономерностей материалистической диалектики. Важнейшими из этих категорий являются закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. В совокупности эти законы выступают в качестве философского уровня иерархии в развитии понятия преемственности. Э.А. Баллер дает следующее определение: «Преемственность -это связь между различными этапами и ступенями развития, как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, т.е. при переходе его из одного состояния в другое. Связывая настоящее с прошлым и будущим, преемственность тем самым обуславливает устойчивость целого» [4, с. 7]. Поскольку преемственность характеризуется различными дискретными состояниями материи и степенью ее дифференциации в виде качественно отличающихся друг от друга структур, непрерывность в процессе развития была бы невозможна без определенной связи этих структур друг с другом, без определенной целостности систем, состоящих из отдельных дискретных объектов. Эта связь прерывного и непрерывного и, собственно, эволюционных и скачкообразных форм в процессе развития как раз и обнаруживается в форме преемственности, являющейся основой всякого развития в природе, обществе и мышлении.

1. Легенчук, Д.В. Преемственность в системе многоуровневого профессионального образования: монография. - Курган, 2011.

2. Легенчук, Д.В. Педагогические технологии в контексте преемственности многоуровневого непрерывного образовании // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 3(34).

3. Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М., 1969.

4. Габдуллин, Г.Г. Перестройка школы: проблемы. - Казань, 1990.

5. Легенчук, Д.В. Педагогические технологии в контексте преемственности многоуровневого непрерывного образовании // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 3(34).

Bibliography

1. Legenchuk, D.V. Preemstvennostj v sisteme mnogourovnevogo professionaljnogo obrazovaniya: monografiya. - Kurgan, 2011.

2. Legenchuk, D.V. Pedagogicheskie tekhnologii v kontekste preemstvennosti mnogourovnevogo neprerihvnogo obrazovanii // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 3(34).

3. Baller, Eh.A. Preemstvennostj v razvitii kuljturih. - M., 1969.

4. Gabdullin, G.G. Perestroyjka shkolih: problemih. - Kazanj, 1990.

5. Legenchuk, D.V. Pedagogicheskie tekhnologii v kontekste preemstvennosti mnogourovnevogo neprerihvnogo obrazovanii // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 3(34).

Статья поступила в редакцию 24.11.14

УДК 378

Nabatova S.A FEATURES OF GENDER COMPETENCE IN FUTURE TEACHERS. The article reveals the specifics of gender expertise, identifies the major components that define its structure as professional and personal qualities of future teachers, formed in the course of professional training in a university. In the course of the experiment on the formation of gender competence for students of different specialties the author composed and taught courses on "Gender studies and feminology" and "Culture of relations: gender approach". The results of the experiment confirmed the importance of targeted gender competence formation of future teachers in training at the university. Thus, students had developed the ability to be tolerant, flexible and variable. On the level of maturity of the reflexive component the students learned the modern technologies of gender teaching, the methods of psychological and pedagogic diagnostics in the study of special features of gender, the ways of meeting difficulties and forming of gender identity.

Key words: gender competence, future educator, components, training in higher education school.

С.А. Набатова, аспирантка каф. педагогики Волгоградского гос. социально-педагогического университета, г. Волгоград, E-mail: nabatova.swetlana@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

В статье раскрываются особенности гендерной компетентности, выделяются основные компоненты, определяющие ее структуру как профессионально-личностного качества будущего педагога, формируемого в ходе профессиональной подготовки в вузе. В процессе эксперимента по формированию гендерной компетентности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.