Научная статья на тему 'Содержательная сущность принципа преемственности в педагогической науке на современном этапе'

Содержательная сущность принципа преемственности в педагогической науке на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИП / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ACTIVITIES / VOCATIONAL TRAINING / THE PRINCIPLE / THE EDUCATION SYSTEM / EDUCATION / PROCESS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Легенчук Д. В.

В работе описаны современные подходы к пониманию принципа преемственности в сфере многоуровнего профессионального образования. Даны оценки анализа принципа преемственности как категории современной системы образования с позиции ряда отечественных ученых и самого автора в рамках разработанной им «Концепции преемственности многоуровнего профессионального образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PITHY ESSENCE OF THE PRINCIPLE OF CONTINUITY IN PEDAGOGY TODAY

The paper describes the current approaches to understanding the principle of continuity in multi-level professional education. Estimates are given for the analysis of the principle of continuity as a category of modern education system by a number of our scientists and the author developed within them a «multi-level concept of continuity of vocational education».

Текст научной работы на тему «Содержательная сущность принципа преемственности в педагогической науке на современном этапе»

безымянный пальцы и мизинец. Это упражнение выполняется сначала одной кистью руки, затем другой.

Развитие памяти. Предлагается ученику небольшая пьеса, вполне преодолимая технически и незнакомая. Пьеса разделяется по фразам. Ученик играет по нотам первую фразу, очень внимательно прислушивается к сыгранному. После паузы учащийся пытается сыграть ту же фразу на память. Если не получилось, то вновь ученик играет фразу по нотам, стараясь запомнить те места, которые не запомнились. Упражнение используют до тех пор, пока ученик не сможет сыграть на память всю фразу. После работают над следующими фразами, пока не сыграют всю пьесу целиком [4].

Развитие координации пальцев рук позволяет серьезно усовершенствовать исполнительскую технику учащихся [3]. Наиболее простым является следующее упражнение: пальцы левой руки (второй и четвертый) синхронно поднимаются и опускаются на крышку стола, далее пальцы (первый и третий) совершают те же самые действия. Упражнение начинается в мед-

Библиографический список

ленном темпе и постепенно ускоряется. Очень большую роль в формировании правильной координации пальцев рук выполняют этюды М. Джулиани, М. Каркаси, Ф. Сора (игра гамм терциями, секстами, октавами). В работе над этюдами и гаммами совмещается два вида работы: работа координирования пальцев обеих кистей рук и подготовка к исполнению музыкальных пьес. Этюд или гамма сначала исполняются очень медленно и внимательно, наблюдая за ощущением правильных движений. Когда гамма или этюд в медленном темпе усвоены, тогда приступают к увеличению темпа. Для ускорения работы берут не весь этюд или не всю гамму сразу, а только части. Отрывок начинают играть сначала очень медленно с постепенным ускорением темпа и доводят до возможной в данный момент скорости, затем постепенно возвращаются опять к медленному темпу.

Таким образом, использование различных методов обучения музыке будут способствовать формированию навыков самостоятельной работы, стимулировать развитие личностных и музыкально-творческих новообразований у школьников.

1. Теория и методика музыкального образования детей / Л.В. Школяр, М.Г. Красильников, Е.Д. Критская [и др.]. - М.,1999.

2. Ермакова, В.Н. Организация творческой деятельности обучающихся на уроках // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки. - Воронеж, 2010. - Вып. 29.

3. Петелин, А.С. Современные педагогические технологии музыкального образования: монография / А.С. Петелин, Е.А. Петелина. -Воронеж, 2011.

4. Левченко, Б.П. Педагогические условия развития творческого потенциала музыкально-одаренной личности подростка: дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2006.

Bibliography

1. Teoriya i metodika muzihkaljnogo obrazovaniya deteyj / L.V. Shkolyar, M.G. Krasiljnikov, E.D. Kritskaya [i dr.]. - M.,1999.

2. Ermakova, V.N. Organizaciya tvorcheskoyj deyateljnosti obuchayuthikhsya na urokakh // Teoriya i praktika professionaljnoyj podgotovki uchitelya muzihki. - Voronezh, 2010. - Vihp. 29.

3. Petelin, A.S. Sovremennihe pedagogicheskie tekhnologii muzihkaljnogo obrazovaniya: monografiya / A.S. Petelin, E.A. Petelina. - Voronezh, 2011.

4. Levchenko, B.P. Pedagogicheskie usloviya razvitiya tvorcheskogo potenciala muzihkaljno-odarennoyj lichnosti podrostka: dis. ... kand. ped. nauk. - Voronezh, 2006.

Статья поступила в редакцию 26.02.13

УДК 371 «73»

Legenchuk D.V PITHY ESSENCE OF THE PRINCIPLE OF CONTINUITY IN PEDAGOGY TODAY. The paper describes the current approaches to understanding the principle of continuity in multi-level professional education. Estimates are given for the analysis of the principle of continuity as a category of modern education system by a number of our scientists and the author developed within them a «multi-level concept of continuity of vocational education».

Key words: educational activities, vocational training, the principle, the education system, education, process, educational environment.

Д.В. Легенчук, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики Курганского гос. университета, г. Курган,

E-mail: doc600@rambler

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В работе описаны современные подходы к пониманию принципа преемственности в сфере многоуровнего профессионального образования. Даны оценки анализа принципа преемственности как категории современной системы образования с позиции ряда отечественных ученых и самого автора в рамках разработанной им «Концепции преемственности многоуровнего профессионального образования».

Ключевые слова: образовательная деятельность, профессиональное образование, принцип, система образования, образование, процесс, образовательная среда.

Сегодня особую значимость приобретают ресурсные характеристики существующей системы образования для организации ее реформирования на основе совершенствования и дополнения традиционных принципов и методов образования. Не остается в стороне и система профессионального образования, методологические ресурсы которой способны быть основой качественного перехода на новые формы многоуровнего образования. Особенно актуальным, на наш взгляд, становится изучение с этой точки зрения всех аспектов преемственности, во всех ее проявлениях и свойствах.

Преемственность в теории обучения и воспитания трактуется по-разному. В педагогических исследованиях обнаруживаются

разные подходы к определению этого понятия. Однако до сих пор определение преемственности нельзя считать окончательно сформулированным. Наиболее типичной является следующая дефиниция: «Преемственность в обучении - последовательность и систематичность в расположении учебного материала, связь и согласование ступеней и этапов учебно-воспитательной работы» [1, с. 774], которой мы придерживаемся в рамках разработанной «Концепции преемственности многоуровнего профессионального образования». Отсюда важным является характеристика преемственности с принципиальной и категориальной стороны, также с объективной и субъективной позиции исследователей образования в целом и преемственности в частности.

Преемственность характеризуется осмыслением пройденного на новом, более высоком уровне, подкреплением имеющихся знаний новыми, раскрытием иных связей, благодаря которым качество знаний, умений и навыков повышается. Действительно, не может быть одностороннего подхода к понятию преемственности в обучении, ибо она не исчерпывается лишь взаимосвязью, данных в учебниках, и системой работы педагога. Преемственность предполагает также деятельность обучающего, то есть процессы преподавания в единстве. Рассматривая осуществление преемственности как многообразный, многоаспектный процесс, можно говорить о преемственности в процессе обучения, то есть в деятельности педагогов, а также о преемственности в процессе учения, то есть в деятельности обучающего [2].

В качестве методологического основания для выявления специфики преемственности в образовании выступает соотношение между философскими категориями «единичное», «особенное» и «всеобщее». Это соотношение имеет место при установлении особенностей образования и системы, в которой оно происходит. В качестве всеобщего выступают постулаты, характеризующие преемственность в целом. Единичные проявления принципа наблюдаются в разработках моделей образовательной системы. Анализ родовых признаков в общем и извлечение существенных и общих признаков в единичном позволяет определиться с особенным в преемственности образования. Этому же способствует изучение уже достигнутого в науке уровня представления о принципе преемственности в образовании. Наш опыт выявления особенного принципа преемственности в образовании не является первым. В настоящее время этот принцип начинает свою жизнь в образовании, и в педагогической литературе появились его научные описания. Если ранее в работах педагогов мы наблюдали лишь отдельные элементы отражения этого принципа, то в настоящее время он описывается как методологическое основание, в частности, и в теории управлении образованием [3, с. 211].

Принцип преемственности реализуется нами в рамках системного подхода и обеспечивает системность самого управления системой образования. При этом возникает необходимость дать его содержательные характеристики.

Образование - особая сфера, которой присущи свои особенности, отмеченные многими отечественными исследователями, к ним мы относим:

1. Специфическая цель - освоение обучающимися человеческого опыта и самореализация внутреннего потенциала каждого обучающегося.

2. Антропоцентрический характер - образование направлено на человека, при его отсутствии, не реализуется.

3. Взамодействие, сотрудничество, без которых невозможно обучение.

4. Отличие от других видов социальной деятельности.

5. Стадийность развития - диалектическая взаимосвязь между режимами функционирования и развития.

Рассмотрим более подробно каждую особенность.

Понятие цели обычно связывают с признаком «ожидаемый результат». Но, как справедливо отмечено М.М. Поташником, «цель не просто образ желаемого результата, а образ результата, во-первых, с фиксированным временем его получения, во-вторых, соотнесенного с возможностями его получения к требуемому сроку (реалистичного), в-третьих, мотивирующего субъект действовать в направлении его достижения, в-четвертых, -операционально определенного, т.е. заданного так, что всегда можно сравнить фактически полученный результат с ожидаемым» [4, с. 164].

Системе образования присуща специфическая цель - освоение обучающимися человеческого опыта и самореализация их внутреннего потенциала.

Эти цели разворачиваются, образуя «дерево целей» для каждой образовательной системы. К тому же образовательные системы имеют и внутренние цели. Например, цели развития тесно связаны с социально значимыми и непосредственно касающимися субъектов образования целями. Этот перечень целей может быть дополнен: рост квалификации педагогов, помощь в самореализации их сущностных свойств, развитие педагогической науки, совершенствование практики образования [5].

Основное назначение образования в передаче социального опыта следующему поколению, что и определяет базовые цели и задачи при реализации принципа преемственности. Процесс формирования цели неоднозначен и сложен. Общество влияет на образование посредством социального заказа, формулируемого в слишком обобщенной форме. Для постановки целей учитываются также и многочисленные особенности управляемой

образовательной системы. Среди таких особенностей: специфика региона, ориентация, тенденции развития, материальная база, кадровый потенциал и проч. Общество использует образование для роста своего культурного потенциала. Другими словами, оно влияет на целеполагание в сфере образования с тем, чтобы получить социально значимые результаты. Образовательная функция является главной, определяющей все остальные в образовательных системах. Поскольку в образовании цели обычно выступают в качестве системообразующего признака, то их специфика определяет и все другие аспекты, в том числе, и функционирование системы. Так и в системе образования определяющим, системообразующим признаком выступает цель. По цели формируется система образования и создаются условия для их реализации. Цель образовательной системы и цель управления образовательной системой находятся в определенном соответствии между собой, но они не тождественны друг другу [6]. Между ними имеется отношение взаимного обусловливания. Так, одной из целей управления является ориентация образовательной системы на социально значимые цели и задачи. Однако же такое целеполагание осуществляется не строго административно. Оно опирается и на основание, которое обычно характеризуют как «состояние образовательной системы». Поэтому целеполагание в управлении принимает характер цикла: общая ориентация на социально значимые цели - обратная связь, сведения о состоянии образовательной системы (по результатам диагностирования) - тенденции и цели развития образовательной системы - приведение целей образовательной системы в соответствие с социально значимыми целями, координация, взаимосогласование целей субъектов групп, коллективов -целеполагание - постановка целей развития и функционирования образовательной системы.

Второй особенностью образования является его антропоцентрический характер. Образование и невозможно без деятельности людей, и в целом направленно на человека. В частности, и цели образования напрямую связаны с человеком: приращение образованности, квалификации, самореализация сущностных свойств и др. От людей - участников образования во многом зависят его результаты. В образовательной системе чрезвычайно сильно влияние субъективного фактора. Эффективность и результативность функционирования всей системы зависит от способностей субъектов, от их готовности к выполнению прогнозируемых функций. Для обучающегося это выражается в исходном состоянии образованности. Для обучающего готовность к функционированию - характеристика его профессионально-педагогической квалификации [4, с. 117] .

У участников образования разные цели, которые в разной степени осознаются участниками образования. Создание программ развития является прерогативой педагогов, работников органов управления образованием. Следовательно, ведущими субъектами сознательной реализации принципа преемственности в образовании являются педагоги образовательных учреждений и работники органов управления образованием.

Третья специфическая особенность образования - взаимодействие его участников. Помимо исходных состояний играет роль и готовность к взаимодействию, где важна психологическая совместимость. Поэтому при реализации принципа преемственности необходим учет психологических теорий общения, психологической совместимости, преемственности этапов развития людей, их целей, содержания, форм и методов образования, типологии личности и т.п.

Человек в центре образования придает образовательной системе еще один признак - чрезвычайную сложность. Образовательные системы являются сверхсложными системами. Следовательно, при реализации принципа преемственности мы учитываем, что речь идет об управлении сверхсложной образовательной системой. Сложность определяется значительным числом элементов образовательных систем, многообразием форм связи между ними, функционированием каждой из них и их совокупностей, мало предсказуемым характером видоизменений в элементах, механизмами развития образовательных систем как целостностей.

Все люди, так или иначе, в своей жизни взаимодействуют с образовательными системами. Особенность образования состоит как раз в том, что оно включает воздействия практически на всех людей в обществе. Заданный в системе образования импульс имеет достаточно весомые отсроченные последствия для всей социальной сферы, для жизнедеятельности общества в целом.

В частности, такая сложная и опосредованная связь образования с социумом затрудняет оценку эффективности воздействий. На практике она осуществляется по явно проявляющим-

ся критериям, заметным в обозримом будущем. Отсроченные результаты с учетом хаотичного многообразия всяческих воздействий на людей в течение их жизнедеятельности проследить вряд ли возможно.

Культурная среда образовательного пространства оказывает непосредственное влияние на образование. Тем не менее, равноправную роль играет и самоуправление человека, и внутренне управление в образовательных коллективах. Так, в частности, Г.Н. Сериков называет три присущие образованию структурные схемы управления и, соответственно, три компонента управленческих взаимоотношений: распорядительно-организу-ющий компонент, взаимно согласовывающий компонент и исполнительно регулирующий компонент [4].

Следующая особенность образования - стадийность. Всякая система имеет развивающийся характер. Системе образования присуща стадийность развития, которая проявляется в диалектической взаимосвязи между режимами функционирования и развития и несколько отличается от непрерывного развития других социальных систем, когда официально приняты перерывы в функционировании систем образования - каникулы (в реальности, происходит переключение на функционирование других систем) [7].

Особенности современной образовательной сферы охарактеризованы нами относительно предмета - принципа преемственности. В плане его реализации целесообразно говорить о перспективах и тенденциях развития образования.

Библиографический список

1. Педагогический словарь: в 2 т. / гл. ред. И.А. Каиров, Н.К. Гончаров, Н.Д. Кузьмин [и др.]. - М., 1960. - Т. 1.

2. Педагогика: учеб. пособие для вузов / ред. П.И. Пидкасистый. - М., 2007.

3. Ломизов, А.Ф. Психологические толкования принципа преемственности // 21 Герценовские чтения (философские науки). - Л., 1993.

4. Легенчук, Д.В. Преемственность в системе многоуровневого профессионального образования: монография. - Курган, 2011.

5. Легенчук, Д.В. Методологические основы преемственности среднего и высшего профессионального образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 8.

6. Огородников, Н.И. Педагогика. - М., 1985.

7. Репин, С.А. Программно-целевой принцип в теории и практике управления областной образовательной системой: дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 1999.

Bibliography

1. Pedagogicheskiyj slovarj: v 2 t. / gl. red. I.A. Kairov, N.K. Goncharov, N.D. Kuzjmin [i dr.]. - M., 1960. - T. 1.

2. Pedagogika: ucheb. posobie dlya vuzov / red. P.I. Pidkasistihyj. - M., 2007.

3. Lomizov, A.F. Psikhologicheskie tolkovaniya principa preemstvennosti // 21 Gercenovskie chteniya (filosofskie nauki). - L., 1993.

4. Legenchuk, D.V. Preemstvennostj v sisteme mnogourovnevogo professionaljnogo obrazovaniya: monografiya. - Kurgan, 2011.

5. Legenchuk, D.V. Metodologicheskie osnovih preemstvennosti srednego i vihsshego professionaljnogo obrazovaniya // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2010. - № 8.

6. Ogorodnikov, N.I. Pedagogika. - M., 1985.

7. Repin, S.A. Programmno-celevoyj princip v teorii i praktike upravleniya oblastnoyj obrazovateljnoyj sistemoyj: dis. ... d-ra ped. nauk. - Chelyabinsk, 1999.

Статья поступила в редакцию 05.01.13

УДК 37.018.46

Sergeeva G.P POLY-FUNCTIONALITY OF THE SYSTEM OF POSTGRADUATE EDUCATION FOR TEACHERS-MUSICIANS. The article substantiates the necessity of development and approbation of such a significant properties of artistic and educational system of postgraduate education for teachers-musicians as its numerous functions, the author described the main functions of this system in their interrelation and interaction, the issues of designing the content of the programs of additional professional education, the ways of their implementation.

Key words: post-graduate education of teachers-musicians, art-pedagogical system, numerous functions of the system, the functions of the system is flexible, adaptive, developing, leading, innovative, socially-communicative, process, function of inclusion in the unified information space, the function of the decomposition of the system.

Г.П. Сергеева, канд. пед. наук, проф., зав. каф. методики преподавания дисциплин художественноэстетического цикла ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления», г. Москва,

E-mail: [email protected]

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ

В статье обосновывается необходимость разработки и апробации такого значимого свойства художественно-педагогической системы последипломного образования педагогов-музыкантов как ее полифункциональность, раскрываются основные функции данной системы в их взаимосвязи и взаимодействии, рассматриваются вопросы проектирования содержания программ дополнительного профессионального образования, пути их реализации.

Ключевые слова: последипломное образование педагогов-музыкантов, художественно-педагогическая система, полифункциональность системы, функции системы - компенсирующая, адаптационная, развивающая, опережающая, инновационная, социально-коммуникативная, технологическая, функция включенности в единое информационное пространство, функция декомпозиции системы.

Подготовку педагогов-музыкантов в процессе последипломного образования мы рассматриваем как целостную художественно-педагогическую систему. Система (от греч. - целое, составленное из частей, соединение) - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Предложенная

в конце 40-х гг. XX в. австрийским биологом-теоретиком, натурфилософом К.Л. фон Берталанфи (1901-1972) программа построения «общей теории систем», явилась одной из попыток обобщённого анализа системной проблематики.

Педагогическая система рассматривается в дидактике как единство системы целей образования и всех факторов педаго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.