Bibliography
1. Veyjte, R. Novihe cennosti obrazovaniya / O.S. Gazman, R.M. Veyjte, N.B. Krihlova. - M., 1995.
2. Polyakova, N.A. Nauchno-pedagogicheskie aspektih problemih pedagogicheskoyj podderzhki obuchayuthikhsya / N.A. Polyakova, T.R. Tikhonova, L.F. Ryabchenko [Eh/r]. - R/d: http://www.socobraz.ru/index.php/
3. Chakryan, T.K. Pedagogicheskaya podderzhka v obrazovateljnoyj praktike // Materialih XII nauchno-tekhnicheskoyj konf. «Vuzovskaya nauka - Severo-Kavkazskomu regionu». - Stavropolj, 2008. - 2 t. Obthestvennihe nauki.
4. Gazman, O.S. Pedagogika svobodih: putj v gumanisticheskuyu civilizaciyu XXI veka // Klassnihyj rukovoditelj. - 2000. - № 3.
Статья поступила в редакцию 19.07.12
УДК 371 «73»
Legenchuk D.V. THE CONTENT OF THE EXPERIMENTAL SIMULATION OF THE SYSTEM CONTINUITY OF THE SECONDARY AND HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM. The article considers the content of the modeling experimental work in the study of hereditary multilevel professional education in modern conditions. The author describes the substantial entity of its own pedagogical research simulation in the framework of the concept of continuity of a multi-level professional education.
Key words: activity, concept, method, a model of education, training, research and experimental work, the continuity of the education system.
Д.В. Легенчук, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики Курганского гос. университета, г. Курган, E-mail:
СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В статье рассматривается содержание моделирования системы преемственного многоуровнего профессионального образования в современных условиях. Автор излагает содержательную сущность собственного исследования педагогического моделирования в рамках концепции преемственности многоуровнего профессионального образования.
Ключевые слова: деятельность, концепция, метод, модель образование, обучение, опытно - экспериментальная работа, преемственность, система образования.
Разработанная нами теоретическая модель преемственности среднего и высшего профессионального образования имеет структурную организацию, задается содержанием структурно-функционального инварианта педагогической системы, морфологически представлена в четырех подструктурах и представляет собой своеобразную программу, пользуясь которой можно определить конкретные задачи, пути и средства преемственности среднего и высшего профессионального образования на его различных этапах.
Нами установлено, что для обеспечения качественной подготовки специалистов необходимо включение в модель подготовки следующих взаимосвязанных и обусловливающих друг друга компонентов:
1) экспертная оценка образовательного и личностного потенциала студентов-первокурсников учреждения высшего профессионального образования;
2) реализация образовательного процесса с привлечением специалистов-практиков и широким использованием активных методов обучения;
3) реализация профессионально направленной внеаудиторной деятельности и учебно-исследовательской работы студентов;
4) реализация программ учебных и производственных практик в условиях учебно-профессиональной деятельности, по возможности максимально приближенных к условиям деятельности на предприятии;
5) реализация образовательного процесса как открытой системы с обеспечением интеграции в образовательное пространство учреждений СПО и ВПО и поликультурное пространство региона.
При разработке модели подготовки специалистов по социальной работе, ориентированной на региональную специфику, мы исходили из аналитического сопоставления требований к подготовке выпускников на уровнях СПО и ВПО. Необходимо углубление связей сотрудничества кафедр учреждения высшего профессионального образования с предметно-цикловыми комиссиями учреждений среднего профессионального образования, определения единых принципов и подходов в разработке учебно-программного, методического сопровождения профессиональной подготовки по «смежным» специальностям и принципов его реализации в учебном процессе, приведения структуры учреждения среднего профессионального образования в соответствие со структурой учебных подразделений ВПО, повыше-
ния теоретического, научно-методологического и методического уровня, профессиональной компетентности всех субъектов педагогической деятельности. Для специалистов двух ступеней профессионального образования в ГОС определены в целом одни и те же виды профессиональной деятельности, их разграничение условно, а преемственность подготовки специалистов предусмотрена самой профессиональной деятельностью.
Опираясь на методологические положения и критерии, которым должна удовлетворять модель педагогической системы, мы пришли к выводу, что для проектирования и логики проблем образования эффективнее всего применять методы системного анализа. При этом профессиональное образование рассматривается как сложное специально организованная система передачи и приема опыта поколений, предназначенное для воспитания и развития человека [1].
Построение любой модели в педагогике предполагает выбор ценностных основании, ведущих концепции, на которые опирается исследователь. В нашем случае вектор решения поставленной задачи задает модель гуманизации профессионального образования, представленная в работах ряда ученых, которые рассматривают гуманизацию образования как воспитание на основе уважения личности, признание приоритета добра, формирование таких общечеловеческих ценностей, как милосердие, уважение, трудолюбие. Разработка модели преемственности среднего и высшего профессионального образования осуществлялось в следующей форме: 1) теоретическое, прогностическое моделирование как способ решения исследовательской проблемы на гипотетическом уровне (высший уровень); 2) методическое моделирование подсистем процесса развития преемственности среднего и высшего профессионального образования как прием модуляции (средний уровень); 3) праксиологическое моделирование комплексов низших подсистем (элементарный уровень).
Структурные компоненты предлагаемой модели раскрывают внутреннюю организацию процесса реализации преемственности среднего и высшего профессионального образования -цель, задачи, содержание основных идей, организационных форм, методов и средств — и отвечают за постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса. Функциональные компоненты представляют собой устойчивые базовые связи структурных компонентов, т.е. способ организации работы, функции модели, обусловливая тем самым движение, развитие и совершенствование педагогической сис-
темы. Сконструированная модель преемственности среднего и высшего профессионального образования рассматривается как целостное образование, включающее в себя взаимосвязанные блоки: целеполагания, содержательный, организационный и функциональный блоки, что дает возможность более четко представить целенаправленный процесс реализации принципа преемственности среднего и высшего профессионального образования, определить соответствие поставленной цели конечному результату.
Взаимосвязь выделенных нами блоков модели осуществления преемственности среднего и высшего профессионального образования просматривается на функциональном уровне, что подтверждает проведенное теоретико-экспериментальное исследование: эвристическая функция позволяет включить обучающихся в различные виды деятельности; прогностическая -раскрыть тенденции развития явлений, способствует прогнозированию; ориентационная - осмыслить явления, собственное поведение в сложных ситуациях; интеграционная - устанавливать внутри- и межпредметные связи.
Разработанная теоретическая модель процесса преемственности среднего и высшего профессионального образования имеет структурную организацию, задается содержанием структурно-функционального инварианта педагогической системы и морфологически представлена в четырех подструктурах: 1) концептуальная: закономерности, принципы; 2) нормативная: цели, программы, критерии; 3) технологическая: средства, формы, условия, способы управления; 4) эмпирическая: задачи, процессы, оценки, результаты и представляет собой своеобразную программу, пользуясь которой можно определить конкретные задачи, пути и средства преемственности среднего и высшего профессионального образования на различных этапах подготовки специалиста. Ее особенностями являются: 1) наличие инвариантной (ведущая цель — главная полезная функция системы; педагогические принципы) и вариативной частей (стратегия и средства достижения подцелей); 2) осуществление процесса в рамках функционирования и развития (выделенные принципы обеспечивают устойчивость взаимосвязей всех компонентов при изменяющихся внешних условиях и изменение их функций при совершенствовании системы); 3) наличие инвариантного ядра, диалектически связанного с концептуально-значимыми компонентами преемственности среднего и высшего профессиональ-
ного образования как социального и личностного явления;
4) уровневость; 5) прогностичность.
В нашем исследовании моделирование в значительной степени имеет проектировочный характер, поскольку, несмотря на то, что система профессионального образования формируется, но этот процесс достаточно длительный, еще далек от завершения и необходимо принимать некоторую его условность и ограниченность.
Опираясь на разработанную концепцию, мы рассматриваем исследуемую нами систему как ограниченное множество, определяя ее состав и структуру, организацию частей, анализируем условия и механизм функционирования, определяем место среди других образовательных систем.
Моделирование проводилось нами в несколько этапов:
• актуализация накопленных знаний об объекте исследования;
• выбор из существующих моделей той, которая в наибольшей степени отражает сущность исследуемого объема;
• непосредственное исследование модели, которое завершается получением новых знаний об объекте.
Построение модели системы преемственности среднего и высшего профессионального образования предполагает выделение внешних и внутренних факторов функционирования системы, ее элементов, с учетом их полноты и достаточности, установление связей между элементами системы и взаимодействия с системами более высокого уровня, выявление ее многоуровневой структуры, определение функций элементов и самой системы.
При разработке модели за основу была взята модель системы профессионального образования, разработанная в НИИ профессионального образования [1-3]. Нами определено специфическое содержание основных элементов модели, составляющих вертикальную структуру системы: внешних факторов, целей, концептуальных основ, функций, уровней профессионального образования, условия, результат и включены дополнительные компоненты и составляющие, характерные для исследуемой системы.
При моделировании системы важно учитывать внешние факторы, влияющие на ее функционирование - состояние экономики и производства, рынка труда, социальные, информационные институты, институты культуры, это общее образовательное пространство, семья.
Библиогафический список
1. Легенчук, Д.В. Некоторые особенности субъекта учебно-познавательной деятельности в системе преемственного многоуровнего профессионального образования // Вопросы современной науки и практики. - 2011. - № 2(33).
2. Легенчук, Д.В. Теория и практика развития системы профессионального образования на основе преемственности: монография. -Курган, 2008.
3. Легенчук, Д.В. Преемственность в системе многоуровневого профессионального образования: монография. - Курган, 2011.
4. Саламатов, А.А. Реализация принципа преемственности как фактор повышения качества экологического образования учащихся общеобразовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2003.
Bibliography
1. Legenchuk, D.V. Nekotorihe osobennosti subjhekta uchebno-poznavateljnoyj deyateljnosti v sisteme preemstvennogo mnogourovnego professionaljnogo obrazovaniya // Voprosih sovremennoyj nauki i praktiki. - 2011. - № 2(33).
2. Legenchuk, D.V. Teoriya i praktika razvitiya sistemih professionaljnogo obrazovaniya na osnove preemstvennosti: monografiya. - Kurgan, 2008.
3. Legenchuk, D.V. Preemstvennostj v sisteme mnogourovnevogo professionaljnogo obrazovaniya: monografiya. - Kurgan, 2011.
4. Salamatov, A.A. Realizaciya principa preemstvennosti kak faktor povihsheniya kachestva ehkologicheskogo obrazovaniya uchathikhsya obtheobrazovateljnogo uchrezhdeniya: dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2003.
Статья поступила в редакцию 02.08.12
УДК 371 «73»
Legenchuk D.V., Legenchuk Е.А. GOAL-SETTING ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF THE SUCCESSION OF MULTI-LEVEL VOCATIONAL DUCATION. The article examines the role and place of purposeful learning activities and learning in modern education, and their value in line with the concept of successive secondary and higher vocational education in the modern Russian education reform.
Key words: concept, education, training, continuity, pedagogical goals, process, system, education system, the funds target.
Д.В. Легенчук, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики Курганского гос. университета, г. Курган, E-mail: [email protected]; Е.А. Легенчук, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики Курганского гос. университета, г. Курган, E-mail: ве[email protected]