Научная статья на тему 'Методы опытно-экспериментальной работы в изучении преемственности профессионального образования'

Методы опытно-экспериментальной работы в изучении преемственности профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
825
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ / МЕТОД / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАЗВИТИЕ / ПРОЦЕСС / СИСТЕМА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СРЕДСТВА / ТЕХНОЛОГИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / CONCEPT / METHOD / EDUCATION / TRAINING / RESEARCH EXPERIMENTAL WORK CONTINUITY / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / DEVELOPMENT / PROCESS / SYSTEM / SYSTEM OF EDUCATION / EQUIPMENT / TECHNOLOGY / TRAINING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Легенчук Д. В.

В статье рассматривается содержание методов опытно-экспериментальной работы в изучении преемственного многоуровнего профессионального образования в условиях современного российского образования. Автор анализирует содержательную роль и сущность конкретных методов изучения научной действительности в разработанной им концепции преемственности многоуровнего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF EXPERIMENTAL WORK IN THE STUDY OF THE CONTINUITY OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article considers the content of the methods of experimental work in the study of hereditary multilevel professional education in conditions of the modern Russian education. The author makes analyzes meaningful role and essence of the concrete methods of studying the scientific reality as they developed the concept of continuity of multi-level professional education.

Текст научной работы на тему «Методы опытно-экспериментальной работы в изучении преемственности профессионального образования»

православной церкви. Можно с уверенностью предположить, что не только их количество, но и оказываемое на общество влияние будет расти [4].

За русским человеком - великие умы, ратные подвиги предков, могучая и великая культура, и, конечно же, чувство ответ-

Библиографический список

ственности перед Родиной. Без подъема гражданского самосознания, патриотического потенциала населения и российской государственности не приходится рассчитывать на успех в Возрождении Отечества. Только с восстановлением патриотического самосознания сможет возродиться Россия.

1. Акутина, С.П. Патриотическое воспитание студенческой молодежи как социальная проблема современного общества/ Педагогика и психология развития современного детства: материалы Международной научно-практич. конф.: в 2 ч. - Арзамас, 2011. - Ч. 1.

2. Баранов, А.В. Особенности системы клубного военно-патриотического воспитания молодёжи // Среднее профессиональное образование.- 2011. - № 1.

3. Баранов, А.В. Роль военно-патриотических клубов в духовно-нравственном воспитании молодежи // Среднее профессиональное образование - 2011. - № 2.

4. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2000.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М., 2009.

6. Лазарев, А.А. Воспитание гражданского самосознания современной молодёжи через деятельность военно-патриотических клубов // Педагогика и психология развития современного детства: материалы Международной научно-практич. конф. / под общ. ред. Т.Т. Щелиной: в 2 ч. - Арзамас, 2011. - Ч. 1.

Bibliography

1. Akutina, S.P. Patrioticheskoe vospitanie studencheskoyj molodezhi kak socialjnaya problema sovremennogo obthestva/ Pedagogika i psikhologiya razvitiya sovremennogo detstva: materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf.: v 2 ch. - Arzamas, 2011. - Ch. 1.

2. Baranov, A.V. Osobennosti sistemih klubnogo voenno-patrioticheskogo vospitaniya molodyozhi // Srednee professionaljnoe obrazovanie.-2011. - № 1.

3. Baranov, A.V. Rolj voenno-patrioticheskikh klubov v dukhovno-nravstvennom vospitanii molodezhi // Srednee professionaljnoe obrazovanie -2011. - № 2.

4. Ippolitova, N.V. Teoriya i praktika podgotovki buduthikh uchiteleyj k patrioticheskomu vospitaniyu uchathikhsya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Chelyabinsk, 2000.

5. Koncepciya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obthego obrazovaniya: proekt / A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. - M., 2009.

6. Lazarev, A.A. Vospitanie grazhdanskogo samosoznaniya sovremennoyj molodyozhi cherez deyateljnostj voenno-patrioticheskikh klubov // Pedagogika i psikhologiya razvitiya sovremennogo detstva: materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. / pod obth. red. T.T. Thelinoyj: v 2 ch. - Arzamas, 2011. - Ch. 1.

Статья поступила в редакцию 03.07.12

УДК 371 «73»

Legenchuk D.V. METHODS OF EXPERIMENTAL WORK IN THE STUDY OF THE CONTINUITY OF PROFESSIONAL EDUCATION. The article considers the content of the methods of experimental work in the study of hereditary multilevel professional education in conditions of the modern Russian education. The author makes analyzes meaningful role and essence of the concrete methods of studying the scientific reality as they developed the concept of continuity of multi-level professional education.

Key words: activity, concept, method, education, training, research experimental work continuity, pedagogical technology, development, process, system, system of education, equipment, technology, training activities.

Д.В. Легенчук, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики Курганского гос. университета, г. Курган, E-mail: [email protected]

МЕТОДЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИЗУЧЕНИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается содержание методов опытно-экспериментальной работы в изучении преемственного многоуровнего профессионального образования в условиях современного российского образования. Автор анализирует содержательную роль и сущность конкретных методов изучения научной действительности в разработанной им концепции преемственности многоуровнего профессионального образования.

Ключевые слова: деятельность, концепция, метод, образование, обучение, опытно экспериментальная работа преемственность, педагогические технологии, развитие, процесс, система, система образования, средства, технология, учебная деятельность.

Организация и проведение опытно-экспериментальной работы требуют основания оптимальной продолжительности эксперимента. С этой целью мы проанализировали ряд научных работ и предшествующий опыт проведения аналогичных экспериментов, в которых, как показала последующая практика, сделаны корректные научно-практические выводы. Также мы соотносили цели и задачи нашего исследования с необходимой деятельностью по их реализации.

Проблема выявления эффективности экспериментальной работы связана с проблемой критериев и уровней. В теории и практике педагогического образования существуют общие требования к выделению и обоснованию критериев, когда они должны отражать основные закономерности формирования личности; с их помощью должны устанавливаться связи между всеми

компонентами исследуемой системы, качественные показатели должны выступать в единстве с количественными [1, с. 24].

В процессе опытно-экспериментальной работы нами использовались различные методы научно-педагогического исследования. Их применение было направлено на получение выводов методологического, теоретического и дидактического характера.

Для определения независимых и зависимых переменных в ходе эксперимента использовались следующие методы:

• теоретические (историко-логический; индукция и дедукция);

• теоретический - анализ и синтез; обобщение и сравнение;

• опросно-диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, оценивание-рейтинг, обобщение независимых характеристик);

• обсервационные (прямое и косвенное, включенное наблюдение; прото-колирование лекций и занятий);

• праксиометрические (анализ учебных планов, программ изучаемых дисциплин; анализ продуктов деятельности преподавателей и обучающихся);

• экспериментальные (констатирующий, формирующий и диагностический -педагогический эксперимент);

• методы математической статистики.

Остановимся более подробно на анализе конкретных методов, использованных в нашем исследовании.

Историко-логический метод использовался нами для обобщенного анализа истории исследуемой проблемы. Суть метода заключается в ретроспективном сравнении отдельных характеристик учебно-программной документации, использованной для подготовки будущих социальных педагогов и специалистов по социальной работе в нашей стране за определенный период времени, что дало возможность установить определенную динамику в измене-нии параметров профессиональной подготовки. Осуществление историко-логического анализа было связано с соблюдением ряда правил и требований, к которым относятся:

• соотнесение целей анализа с гипотезой и задачами исследования;

• отбор анализируемых показателей в соответствии с конкретными задачами исследования;

• достаточно полный объем анализируемых источников, наличие достоверных исходных данных.

Для раскрытия связей и закономерностей между содержанием профессиональной подготовки и его результатами, а также для выявления существа объективных явлений в процессе преподавания и учения, необходимо было провести теоретический анализ фактов, полученных в результате предварительного исследования.

Ведущая роль теоретического анализа состоит в том, что он предшествует, сопутствует и завершает любое научно-педагогическое исследование.

Теоретическая подготовка обучающихся представляет собой процесс изучения общегуманитарных, естественнонаучных, математических, общепрофессиональных, психолого-педагоги-ческих дисциплин. Знания, умения и навыки по этим предметам включают следующие элементы:

1. Общенаучные представления и понятия (естественнонаучные, математические, гуманитарные, социально-экономические и др.).

2. Общепрофессиональные понятия.

3. Социально-педагогические представления и понятия.

4. Организационно-педагогические представления и понятия.

5. Психолого-педагогические представления и понятия.

6. Понятия социологии и социальной работы.

7. Практические знания.

8. Разнообразные умения и навыки.

В процессе анализа учебных планов и программ необходимо установить:

• ■ преемственность содержания учебного материала по изучаемым дисциплинам и по те-мам, систематичность и последовательность расположения материала путем установления внутрипредметных связей;

• преемственность структуры учебных планов по годам обучения, основы ее построения, выделение главных и соподчиненных элементов в структуре, их взаимосвязь;

• роль каждой учебной дисциплины в общетеоретической, общепрофессиональной и специальной подготовке;

• специфические отличия содержания учебного материала отдельных дисциплин, их значение для формирования профессиональной направленности обучающихся.

Указанный анализ учебных планов и программ необходим для правильно-го понимания и построения преемственности многоуровневой профессиональной подготовки будущего специалиста, содержания программного материала, обеспечения связей между теоретическими и практическими компонентами такой подготовки.

Данные анализа сопоставлялись с ходом образовательного процесса, и на основе этого нами вносились определенные коррективы в содержание учебных дисциплин - их соответствия требованиям к современному социальному педагогу и социальному работнику. Исследуя какой-либо педагогический объект, недостаточно лишь разложить его на элементы. Совокупность знаний об элементах целого еще не составляет полного знания о самом целом. Поэтому вслед за анализом в нашем исследовании мы проводили синтез элементов, который представляет

собой не просто суммирование частей, а их взаимодействие и организацию в соответствии с существующими между ними отношениями, в результате чего возникало новое видение изучаемого объекта.

Наряду с теоретическими методами, мы применяли и эмпирические методы.

На начальном этапе нами использовался метод наблюдения, как один из универсальных инструментов исследователя. Оно состоит в непосредственном восприятии поведения субъекта исследования в разнообразных ситуациях. В процессе опытно-экспериментальной работы наблюдение использовалось как самостоятельный метод решения исследовательской задачи, и как составная часть других методов. В качестве основного выступал такой тип наблюдения, как непосредственное наблюдение, когда между исследуемым объектом и экспериментатором имеются прямые отношения, а связи установлены без промежуточных показателей. В позиции наблюдателя выступает руководитель опытно-экспериментальной работы.

В целях эффективной реализации поставленных исследовательских задач нами разработана предварительная программа наблюдения, предусматривающая: цель наблюдения; вопросы для преподавателя, осуществляющего наблюдение на занятиях и вне их; влияние последовательно усложняющихся видов дифференцированных заданий; динамику развития основных качеств и характеристик профессиональной направленности будущего специалиста; влияние системы воздействия на развитие преемственных профессиональных умений и навыков.

Мы использовали две позиции исследовательского наблюдения. В первом случае исследователь располагался в процессе занятий так, чтобы в поле его зрения находились все студенты, но сам бы он, по возможности, не обнаруживал своего присутствия. Наблюдение со второй позиции предполагает проведение занятия самим исследователем. Материалы наблюдения фиксировались нами с помощью протокольных и дневниковых записей. Наблюдение не является универсальным методом исследования и его возможности ограничены. Данный метод позволяет обнаруживать лишь внешние проявления педагогических явлений. Внутренние же процессы остаются для наблюдателя недоступными.

Активное применение в процессе опытно-экспериментальной работы нашел метод письменного и устного опроса в виде беседы и анкетирования. Основным отличием собеседования от других методов сбора первичной информации, является факт, что взаимодействие исследователя и опрашиваемого сказывается на результатах исследования, и, более того, исследователь активно влияет на процесс протекания собеседования, направляя его в нужное русло. Поэтому при использовании рассматриваемого метода особое значение приобретает организация взаимодействия обеих сторон и личностные характеристики исследователя. Особое внимание мы уделяли правильной организации, тщательной подготовке беседы, от этого зависит качество информации, полученной в результате собеседования. Критериями качества информации выступает ее надежность и достоверность. Качество первичной информации зависит от продуманности плана беседы, корректности, обоснованности поставленных вопросов, которые должны быть объективны и доступны для восприятия. Нашими респондентами выступали преподаватели и студенты, что давало возможность объективно анализировать различные стороны проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов, так как в результате сопоставления ответов мы делали соответствующие выводы.

В процессе планирования и проведения беседы со студентами мы учитывали, что в целях ее оптимизации должны выделяться три основные фазы: адаптация, реализация поставленной цели, снятие напряжения у собеседника. Адаптация служит для расположения к себе респондента, снятия с него скованность, недоверия, обоснования и оглашения мотивов проведения исследования, их соответствие интересам испытуемого, и на этой основе получения от него искренних ответов. Завершается беседа выражением искренней признательности собеседнику.

Нами применялся письменный (анкетный) опрос. Его основное преимущество перед устным опросом - экономия времени. Анкета - важное средство сбора научной фактологии, это письменный опрос респондентов по заранее разработанной программе. С помощью анкет выявляются сильные и слабые стороны в решении типичных педагогических задач.

Таким образом, используя вышеописанные методы в комплексе и единстве, мы сумели получить объективные результаты при осуществлении опытно-экспериментальной работы в изучении процесса преемственности многоуровнего профессионального образования.

Библиографический список

1. Анохин, П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса // Бюл. экспер. биол. и мед. - 1948. - Т. 26.

2. Антонов, А.Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке. - М., 1985. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. - М., 2010.

3. Легенчук, Д.В. Некоторые особенности субъекта учебно-познавательной деятельности в системе преемственного многоуровнего профессионального образования // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2011. - № 2(33).

4. Легенчук, Д.В. Теория и практика развития системы профессионального образования на основе преемственности: монография. -Курган, 2008.

5. Легенчук, Д.В. Преемственность в системе многоуровневого профессионального образования: монография. - Курган, 2011. Bibliography

1. Anokhin, P.K. Sistemogenez kak obthaya zakonomernostj ehvolyucionnogo processa // Byul. ehksper. biol. i med. - 1948. - T. 26.

2. Antonov, A.N. Preemstvennostj i vozniknovenie novogo znaniya v nauke. - M., 1985. Belikov, V.A. Obrazovanie. Deyateljnostj. Lichnostj: monografiya. - M., 2010.

3. Legenchuk, D.V. Nekotorihe osobennosti subjhekta uchebno-poznavateljnoyj deyateljnosti v sisteme preemst-vennogo mnogourovnego professionaljnogo obrazovaniya // Voprosih sovremennoyj nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. - 2011. - № 2(33).

4. Legenchuk, D.V. Teoriya i praktika razvitiya sistemih professionaljnogo obrazovaniya na osnove preemst-vennosti: monografiya. - Kurgan, 2008.

5. Legenchuk, D.V. Preemstvennostj v sisteme mnogourovnevogo professionaljnogo obrazovaniya: monografiya. - Kurgan, 2011.

Статья поступила в редакцию 03.07.12

УДК 378

Lipustina O.M. THE ROLE OF NORMS-STANDARDS IN THE PROFESSIONAL EDUCATION OF THE FOREIGN LANGUAGE TEACHER. The article discloses a necessity to solve the problem of effective foreign language teacher education, explains the importance of using new technologies for solving the task of successful school-leaver's entry into the high school system, gives the norms-standards of basic types of speech activity: listening, talking, reading, writing.

Key words: norm-standard, professional education, foreign language,listening, talking, reading, writing.

О.М. Липустина, доц. каф. английского языка ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail:[email protected]

РОЛЬ НОРМ-ОБРАЗЦОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

В статье указывается необходимость решения проблемы эффективности подготовки учителя иностранных языков, объясняется важность использования новых технологий для решения задачи успешного вхождения выпускников школ в систему вузов, приводятся разработанные нормы-образцы обученности основным видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению, письму

Ключевые слова: норма-образец, профессиональное становление, иностранный язык, аудирование, говорение, чтение, письмо.

Теоретический анализ состояния проблемы эффективности подготовки специалиста иностранных языков свидетельствует о том, что многие учащиеся школ после поступления на факультет иностранных языков не готовы к продолжению обучения. Сложившееся положение дел требует педагогического решения данной проблемы.

Переход образовательных учреждений России на федеральные государственные стандарты [1] требует новых технологий для решения проблемы успешного вхождения выпускников школ в систему вузов, а разработка норм-образцов профессиональной деятельности специалиста иностранных языков поможет повышению эффективности преподавания иностранных языков.

Разрабатывая нормы-образцы профессиональной деятельности специалиста иностранных языков, мы учитывали результаты опросов студентов и преподавателей. В частности, большой интерес представили выявленные нами недостатки подготовки студентов-первокурсников.

Среди них отмечаются:

- низкий уровень умений говорить, слушать, читать и писать на иностранном языке;

- недостаточно высокий уровень активности на занятиях;

- неумение самостоятельно работать;

- слабый уровень владения элементарным грамматическим материалом;

- недостаточно развитый уровень теоретического мышления.

Разработанные нормы-образцы по обучению всем видам речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения, письма) помогают решению вышеперечисленной проблемы.

Обучение аудированию. Обученность аудированию на оптимальном уровне предполагает сформированность навыков аудирования, т.е. студентспособен воспринимать речь в разном темпе и в разном интонационном оформлении на слух. Студент

воспринимает аудиотексты, отражающие различные функциональные стили и сферы общения. У него сформированы основополагающие для данного вида речевой деятельности операции, о которых говорит И.А. Зимняя:

1) опознание звукового текста;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) восприятие значения аудируемых единиц;

3) выявление значимой информации в аудируемом тексте [2, с. 104].

Студент мотивирован к слушанию, у него развиты речевой слух, внимание, память, внутренняя речь и речевая догадка. Важны умения внимательно и сосредоточенно слушать, членить тексты на смысловые отрезки, выделять основную мысль, запоминать воспринимаемый на слух текст. Оптимальный уровень обученности аудированию как виду речевой деятельности оценивается 9-10 баллами.

Обученность аудированию на допустимом уровне предполагает, что студент хорошо воспринимает речь на слух, но испытывает некоторые затруднения при восприятии текстов, предъявляемых в быстром темпе. Основополагающие операции (опознание звукового потока, восприятие значения аудируемых единиц, выявление значимой информации в аудируемом тексте) в основном сформированы. Испытывается потребность в слушании, развит речевой слух. На достаточном уровне находится внутренняя речь. Но при слушании трудных текстов, содержащих специфическую лексику и предъявляемых в быстром темпе, имеются некоторые затруднения при делении текста на смысловые отрезки и в выделении основной мысли. Требуется помощь преподавателя, использующего подготовительные и речевые упражнения при обучении данному виду речевой деятельности. Допустимый уровень обученности аудированию оценивается 6-8 баллами.

Критический уровень обученности аудированию предполагает, что студент удовлетворительно воспринимает несложные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.