Научная статья на тему 'Роль норм-образцов в профессиональном становлении учителя иностранных языков'

Роль норм-образцов в профессиональном становлении учителя иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМА-ОБРАЗЕЦ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / АУДИРОВАНИЕ / ГОВОРЕНИЕ / ЧТЕНИЕ / ПИСЬМО / NORM-STANDARD / PROFESSIONAL EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE / LISTENING / TALKING / READING / WRITING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липустина О. М.

В статье указывается необходимость решения проблемы эффективности подготовки учителя иностранных языков, объясняется важность использования новых технологий для решения задачи успешного вхождения выпускников школ в систему вузов, приводятся разработанные нормы-образцы обученности основным видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению, письму

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF NORMS-STANDARDS IN THE PROFESSIONAL EDUCATION OF THE FOREIGN LANGUAGE TEACHER

The article discloses a necessity to solve the problem of effective foreign language teacher education, explains the importance of using new technologies for solving the task of successful school-leaver's entry into the high school system, gives the norms-standards of basic types of speech activity: listening, talking, reading, writing.

Текст научной работы на тему «Роль норм-образцов в профессиональном становлении учителя иностранных языков»

Библиографический список

1. Анохин, П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса // Бюл. экспер. биол. и мед. - 1948. - Т. 26.

2. Антонов, А.Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке. - М., 1985. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. - М., 2010.

3. Легенчук, Д.В. Некоторые особенности субъекта учебно-познавательной деятельности в системе преемственного многоуровнего профессионального образования // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2011. - № 2(33).

4. Легенчук, Д.В. Теория и практика развития системы профессионального образования на основе преемственности: монография. -Курган, 2008.

5. Легенчук, Д.В. Преемственность в системе многоуровневого профессионального образования: монография. - Курган, 2011. Bibliography

1. Anokhin, P.K. Sistemogenez kak obthaya zakonomernostj ehvolyucionnogo processa // Byul. ehksper. biol. i med. - 1948. - T. 26.

2. Antonov, A.N. Preemstvennostj i vozniknovenie novogo znaniya v nauke. - M., 1985. Belikov, V.A. Obrazovanie. Deyateljnostj. Lichnostj: monografiya. - M., 2010.

3. Legenchuk, D.V. Nekotorihe osobennosti subjhekta uchebno-poznavateljnoyj deyateljnosti v sisteme preemst-vennogo mnogourovnego professionaljnogo obrazovaniya // Voprosih sovremennoyj nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. - 2011. - № 2(33).

4. Legenchuk, D.V. Teoriya i praktika razvitiya sistemih professionaljnogo obrazovaniya na osnove preemst-vennosti: monografiya. - Kurgan, 2008.

5. Legenchuk, D.V. Preemstvennostj v sisteme mnogourovnevogo professionaljnogo obrazovaniya: monografiya. - Kurgan, 2011.

Статья поступила в редакцию 03.07.12

УДК 378

Lipustina O.M. THE ROLE OF NORMS-STANDARDS IN THE PROFESSIONAL EDUCATION OF THE FOREIGN LANGUAGE TEACHER. The article discloses a necessity to solve the problem of effective foreign language teacher education, explains the importance of using new technologies for solving the task of successful school-leaver's entry into the high school system, gives the norms-standards of basic types of speech activity: listening, talking, reading, writing.

Key words: norm-standard, professional education, foreign language,listening, talking, reading, writing.

О.М. Липустина, доц. каф. английского языка ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail:lipustina_o@mail.ru

РОЛЬ НОРМ-ОБРАЗЦОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

В статье указывается необходимость решения проблемы эффективности подготовки учителя иностранных языков, объясняется важность использования новых технологий для решения задачи успешного вхождения выпускников школ в систему вузов, приводятся разработанные нормы-образцы обученности основным видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению, письму

Ключевые слова: норма-образец, профессиональное становление, иностранный язык, аудирование, говорение, чтение, письмо.

Теоретический анализ состояния проблемы эффективности подготовки специалиста иностранных языков свидетельствует о том, что многие учащиеся школ после поступления на факультет иностранных языков не готовы к продолжению обучения. Сложившееся положение дел требует педагогического решения данной проблемы.

Переход образовательных учреждений России на федеральные государственные стандарты [1] требует новых технологий для решения проблемы успешного вхождения выпускников школ в систему вузов, а разработка норм-образцов профессиональной деятельности специалиста иностранных языков поможет повышению эффективности преподавания иностранных языков.

Разрабатывая нормы-образцы профессиональной деятельности специалиста иностранных языков, мы учитывали результаты опросов студентов и преподавателей. В частности, большой интерес представили выявленные нами недостатки подготовки студентов-первокурсников.

Среди них отмечаются:

- низкий уровень умений говорить, слушать, читать и писать на иностранном языке;

- недостаточно высокий уровень активности на занятиях;

- неумение самостоятельно работать;

- слабый уровень владения элементарным грамматическим материалом;

- недостаточно развитый уровень теоретического мышления.

Разработанные нормы-образцы по обучению всем видам речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения, письма) помогают решению вышеперечисленной проблемы.

Обучение аудированию. Обученность аудированию на оптимальном уровне предполагает сформированность навыков аудирования, т.е. студентспособен воспринимать речь в разном темпе и в разном интонационном оформлении на слух. Студент

воспринимает аудиотексты, отражающие различные функциональные стили и сферы общения. У него сформированы основополагающие для данного вида речевой деятельности операции, о которых говорит И.А. Зимняя:

1) опознание звукового текста;

2) восприятие значения аудируемых единиц;

3) выявление значимой информации в аудируемом тексте [2, с. 104].

Студент мотивирован к слушанию, у него развиты речевой слух, внимание, память, внутренняя речь и речевая догадка. Важны умения внимательно и сосредоточенно слушать, членить тексты на смысловые отрезки, выделять основную мысль, запоминать воспринимаемый на слух текст. Оптимальный уровень обученности аудированию как виду речевой деятельности оценивается 9-10 баллами.

Обученность аудированию на допустимом уровне предполагает, что студент хорошо воспринимает речь на слух, но испытывает некоторые затруднения при восприятии текстов, предъявляемых в быстром темпе. Основополагающие операции (опознание звукового потока, восприятие значения аудируемых единиц, выявление значимой информации в аудируемом тексте) в основном сформированы. Испытывается потребность в слушании, развит речевой слух. На достаточном уровне находится внутренняя речь. Но при слушании трудных текстов, содержащих специфическую лексику и предъявляемых в быстром темпе, имеются некоторые затруднения при делении текста на смысловые отрезки и в выделении основной мысли. Требуется помощь преподавателя, использующего подготовительные и речевые упражнения при обучении данному виду речевой деятельности. Допустимый уровень обученности аудированию оценивается 6-8 баллами.

Критический уровень обученности аудированию предполагает, что студент удовлетворительно воспринимает несложные

тексты, но испытывает затруднения при восприятии более сложных текстов, которые приходится предъявлять несколько раз, предварительно проделав подготовительные и речевые упражнения. Имеются трудности лексического, грамматического, фонетического характера, которые снимаются с помощью упражнений. Внутренняя речь развита недостаточно хорошо, отсюда и трудности в восприятии сложных текстов. Студент осознает, что для успешного аудирования необходимы внимание и сосредоточенность, но зачастую внимание у него рассеянно и не всегда он бывает сосредоточенным. Критический уровень обученности аудированию оценивается 4-5 баллами.

Недопустимый уровень обученности аудированию свидетельствует о том, что студент внешне согласен с тем, что для успешного овладения данным видом речевой деятельности необходима мотивированность, но говорить о реальном желании обучаемого слушать иноязычные тексты не приходится. Слишком трудные тексты вызывают у него разочарование и раздражение. У студента низка способность к речевой догадке, уровень внутренней речи находится на недопустимо низком уровне, имеются большие трудности лексического, грамматического и фонетического характера. Внимание рассеянно, студент не умеет сосредоточенно слушать, часто отвлекается. Преподавателю необходимо прибегать к контролю («охарактеризуйте, объясните, зачем и почему...»). Недопустимый уровень обучения аудированию оценивается 0-3 баллами.

Обучение говорению. Оптимальный уровень обученности говорению, как речевому умению, можно охарактеризовать следующим образом: студент испытывает потребность и внутреннее желание высказаться, у него сформированы мотивация общения на иностранном языке (в форме монолога, диалога, полилога), речевые и речемыслительные действия. Студент способен осмысливать свои учебные действия. У него сформирован механизм осознанного выбора языковых средств, он самостоятелен при решении познавательно-коммуникативных задач, ему хорошо знакомы особенности диалогической (произносительные, структурные, композиционные) и монологической (содержательные, композиционные, языковые) речи. Студент логически, связно, последовательно и полно выражает свои мысли, не допуская грамматических ошибок, умеет принимать участие в беседах проблемного характера и дискуссиях, а также руководить ими. Речь насыщена сложной лексикой, естественна и вариативна. Студент свободно пользуется различными функциональными разновидностями диалогов, составленных на основе различных коммуникативных сфер и ситуаций общения (диалогическая речь), умеет делать доклады и высказываться по различным темам, осуществляет углубленное комментирование прочитанных и прослушанных текстов, просмотренных фильмов, реферирует на иностранном языке различные материалы, в особенности, прочитанные на родном языке, с учетом коммуникативной сферы и ситуации общения (монологическая речь). Оптимальный уровень обученности говорению оценивается 9-10 баллами.

Допустимый уровень обученности говорению характеризуется сформированностью мотивации общения на иностранном языке, но не всегда проявляется способность осмысливать учебные действия. Здесь необходима помощь преподавателя. На достаточном уровне сформированы речевые и речемыслительные действия, но механизм осознанного выбора языковых средств сформирован недостаточно. Студент не совсем самостоятелен при решении познавательно-коммуникативных задач. Он знаком с особенностями диалогической и монологической речи, довольно активно участвует в беседах проблемного характера и дискуссиях, умеет делать доклады и сообщения на различные темы, может осуществить комментирование прочитанных текстов, увиденных фильмов, реферирует на иностранном языке материалы, прочитанные на родном языке, но испытывает некоторые трудности грамматического характера, используемая лексика не всегда сложна. Допустимый уровень обученности говорению оценивается 6-8 баллами.

Критический уровень обученности говорению характеризуется осознанием важности мотивации общения на иностранном языке, но учебные действия студентом осмысливаются не всегда. Речевые и речемыслительные действия сформированы на недостаточном уровне, не проявляется самостоятельности при решении познавательно-коммуникативных задач. С особенностями монологической и диалогической речи студент знаком, не всегда активно участвует в беседах и дискуссиях, может комментировать тексты, фильмы, статьи, но речь не отличается особой грамотностью и сложностью. Критический уровень обученности говорению оценивается 4-5 баллами.

Недопустимый уровеньобученности говорению характеризуется так: студент не мотивирован к говорению, главная причина кроется в том, что уровень знания грамматики находится на весьма невысоком уровне, лексика бедна, отсюда пассивность в учебной деятельности. Неохотно включается в беседы, дискуссии. При составлении докладов, высказываясь на различные темы, не может логически, связно и полно выражать свои мысли. Речь не отличается естественностью и вариативностью, часто допускаются паузы, подыскиваются нужные слова. О функциональных разновидностях диалогов, углубленном комментировании прочитанного и просмотренного речи не идет. Механизм осознанного выбора языковых средств не сформирован. Студент не самостоятелен при решении познавательно-коммуникативных задач. Недопустимый уровень обученности говорению оценивается 0-3 баллами.

Обучение чтению. Обученность чтению на оптимальном уровне предполагает, что студент владеет всеми видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым, поисковым) и формами чтения (про себя и вслух). При интерпретации художественного текста проявляется умение раскрыть его идейное содержание и художественный замысел автора, исходя из анализа всей совокупности объектов интерпретации. Понимание читаемого является непосредственным. Чтение сформировано как речевое умение. При чтении текста любой сложности восприятие и понимание читаемого осуществляются синхронно. Чтение незнакомых текстов осуществляется в нормальном, естественном темпе, т.е. оно обеспечено предыдущей интенсивной подготовкой (чтение вслух на основе эталона, чтение вслух без эталона, но с подготовкой во времени, чтение без эталона и предварительной подготовки). Студент много и охотно читает. Технические навыки чтения автоматизированы, поэтому все внимание сосредоточено на смысловой переработке читаемого. Студент устанавливает факты, изложенные в тексте, выделяет среди них более существенные, обобщает их, оценивает, приходит к выводам. Оптимальный уровень обученности чтению оценивается 9-10 баллами.

Обученность чтению на допустимом уровне предполагает, что студент в основном владеет всеми видами и формами чтения. Интерпретируя текст, студент по образу может раскрыть идейное содержание и художественный замысел автора. Вся совокупность объектов интерпретации ему неизвестна. Понимание читаемого является непосредственным, только если читаемые тексты не являются текстами повышенной трудности. При чтении сложных текстов восприятие и понимание читаемого не осуществляются синхронно. Появляется потребность прибегать к помощи словаря. Осознается необходимость обильного чтения. Технические навыки чтения не являются совсем автоматизированными, поэтому внимание при чтении не может быть полностью сосредоточено на смысловой переработке читаемого. Студент может в основном устанавливать факты, изложенные в читаемом тексте, но не всегда может выделить среди них наиболее существенные. Требуется помощь преподавателя для обобщения фактов и изложения выводов. Допустимый уровень обученности чтению оценивается 6-8 баллами.

Обученность чтению на критическом уровне свидетельствует о том, что студент испытывает затруднение при чтении сложных текстов, особенно если это чтение без предварительной подготовки. Нет синхронного восприятия и понимания при чтении не только сложных текстов, но и текстов средней сложности. Испытываются затруднения при интерпретации текстов. Внешне студент осознает, что обильное чтение необходимо, но читает мало. Технические навыки чтения не автоматизированы, поэтому внимание при чтении рассеянно. С трудом устанавливаются факты в читаемых текстах, поэтому нет способности выделить среди них наиболее существенные. Без помощи преподавателя студент не может обобщать факты и излагать выводы. Критический уровеньобученности чтению оценивается 4-5 баллами.

Студент, находящийся на недопустимом уровне обученности чтению, испытывает затруднения при чтении сложных текстов и текстов средней сложности. Справляется с простыми текстами. Внешне соблюдает необходимость обильного чтения, но читает очень мало, почти под принуждением. Техническими навыками чтения не владеет. При чтении внимание рассеянно. При чтении сложных текстов и текстов средней сложности не может устанавливать факты, выделять из них существенные, не может делать выводы. Понимание читаемых текстов не является непосредственным. Восприятие и понимание текста не осуществляются синхронно. При чтении студентпостоянно обращается к помощи словаря, так как понимание читаемого затруднено. Интерпретировать сложные тексты не умеет, простые тексты

и тексты средней сложности интерпретирует с трудом, прибегая в основном к шаблонным фразам. Недопустимый уровень обученности чтению оценивается 0-3 баллами.

Обучение письму. Оптимальный уровень обученности письму оценивается следующим образом: студент умеет орфографически и пунктуационно грамотно выражать свои мысли при написании эссе, докладов, рецензий, тезисов к статьям и докладам. Письменная речь студента соответствует теме, коммуникативной сфере и коммуникативному намерению. Эссе, доклады, рецензии и другие формы письменной речи отличаются четкостью и логичностью изложения. Для письменных работ характерны связность изложения, выражающаяся в правильном членении текста на абзацы, их соединение и правильное построение предложений. Языковые средства выбираются адекватно. Все письменные работы полны, конкретны, логичны и завершены. У студента высока мотивированность вступить в письменное общение, сообщить какую-либо информацию. Все виды письменных работ выполняются в срок. В письменных работах используются сложные грамматические конструкции и богатая лексика. Все виды письменных работ выполняются самостоятельно.

Оптимальный уровень обученности письму оценивается 9-10 баллами.

Студент, находящийся на допустимом уровне обученности письму, знаком с правилами орфографии и пунктуации, но иногда допускает ошибки орфографического и пунктуационного характера. Знает все виды письменных работ, стремится их выполнять, но не всегда эти письменные работы отличают четкость и логичность изложения. Кроме того, не всегда изложенное бывает связным, бывают сложности с правильным построением предложений. Иногда требуется помощь преподавателя, чтобы письменные работы соответствовали теме, коммуникативной сфере и коммуникативному намерению. Языковые средства выбираются не всегда адекватно. Студент в основном мотивирован на то, чтобы вступать в письменное общение. Он готов сообщить требуемую информацию. Особо сложные виды письменных работ выполняются под руководством преподавателя.

Библиографический список

Допустимый уровень обученности письму оценивается 6-8 баллами.

Критический уровень обученности письму свидетельствует о том, что студент не знаком со всеми правилами орфографии и пунктуации, поэтому ошибки как орфографического, так и пунктуационного плана весьма часто встречаются в его письменных работах. Студент внешне осознает необходимость письменных работ, но не всегда вовремя и качественно их выполняет, испытывает трудности с правильным построением предложений; при написании многих видов работ ему необходима помощь преподавателя. Не всегда адекватновыбираются языковые средства. Ряд письменных работ не соответствует коммуникативной сфере и коммуникативному намерению. В ряде случаев испытываются затруднения в правильном членении текста на абзацы. Почти все письменные работы отличает простота грамматических конструкций. Критический уровень обученности письму оценивается 4-5 баллами.

Недопустимый уровень обученности письму, как речевому умению, свидетельствует о том, что студент не умеет орфографически и пунктуационно грамотно выражать свои мысли при написании эссе, аннотаций, рецензий и пр. Письменная речь не соответствует заданной теме, коммуникативной сфере и коммуникативному намерению. Письменные работы не отличают четкость, логичность, связность изложения. Студент с трудом членит текст на абзацы, во многих случаях делая это неправильно. Выбираемые языковые средства не адекватны. Мотивированность к этому речевому умению либо очень низка, либо совсем отсутствует. Письменная речь характеризуется бедностью лексики и грамматических конструкций. Они слишком просты и элементарны для письменной речи. Недопустимый уровень обученности письму оценивается 0-3 баллами.

Знание норм-образцов основных видов речевой деятельности мотивируют и ориентируют преподавателя и студента к достижению оптимального уровня норм-образцов видов речевой деятельности и задают алгоритм достижения установленных целей эффективной подготовки учителя иностранных языков.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование I Министерство образования и науки Российской Федерации. - 17.01.2011. - № 46.

2. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М., 1991.

Bibliography

1. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie I Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyjskoyj Fede-racii. - 17.01.2011. - № 46.

2. Zimnyaya, I.A. Psikhologiya obucheniya inostrannihm yazihkam v shkole. - M., 1991.

Статья поступила в редакцию 04.06.12

УДК 159.9:ЗЗ1.101.З

Lisovskaya N.B., Smolina T.L., Troshinina E.A. TECHNOLOGIES OF FORMATION OF CAREER READINESS IN TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS (FOREIGN EXPERIENCE). In article technologies of forming of career readiness in training in higher educational institutions abroad are analyzed, traditional means and training methods in foreign system of the higher education are described, and also interactive technologies are considered. Authors give examples of interactive technologies of forming of career readiness in training in higher educational institutions such as: group discussions, creative works, the role plays intensifying exercises.

Key words: career, a career readiness, career management, technology of formation of a career readiness, career planning.

Н.Б. Лисовская, канд. психол. наук, доц. РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: lisovskaja@mail.ru; Т.Л. Смолина, канд. психол. наук, доц. РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: talesm@mail.ru; Е.А. Трощинина, ассистент РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: katerina-herzen@mail.ru

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНОЙ ГОТОВНОСТИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)

B статье анализируются технологии формирования карьерной готовности в период обучения в высших учебных заведениях за рубежом, описываются традиционные средства и методы обучения в зарубежной системе высшего образования, а также рассматриваются интерактивные технологии. Авторами приводятся примеры интерактивных технологий формирования карьерной готовности в период обучения в высших учебных заведениях такие как: групповые дискуссии, творческие работы, ролевые игры, активизирующие упражнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.