Научная статья на тему 'Технологии формирования карьерной готовности в период обучения в высших учебных заведениях (зарубежный опыт)'

Технологии формирования карьерной готовности в период обучения в высших учебных заведениях (зарубежный опыт) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / КАРЬЕРНАЯ ГОТОВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРОЙ / ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНОЙ ГОТОВНОСТИ / ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ / CAREER / A CAREER READINESS / CAREER MANAGEMENT / TECHNOLOGY OF FORMATION OF A CAREER READINESS / CAREER PLANNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисовская Н. Б., Смолина Т. Л., Трощинина Е. А.

В статье анализируются технологии формирования карьерной готовности в период обучения в высших учебных заведениях за рубежом, описываются традиционные средства и методы обучения в зарубежной системе высшего образования, а также рассматриваются интерактивные технологии. Авторами приводятся примеры интерактивных технологий формирования карьерной готовности в период обучения в высших учебных заведениях такие как: групповые дискуссии, творческие работы, ролевые игры, активизирующие упражнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF FORMATION OF CAREER READINESS IN TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS (FOREIGN EXPERIENCE)

In artide tedinologies of forming of career readiness in training in higher educational institutions abroad are analyzed, traditional means and training methods in foreign system of the higher education are described, and also interactive tedinologies are considered. Authors give examples of interactive tedinologies of forming of career readiness in training in higher educational institutions sudi as: group discussions, creative works, the role plays intensifying exercises.

Текст научной работы на тему «Технологии формирования карьерной готовности в период обучения в высших учебных заведениях (зарубежный опыт)»

и тексты средней сложности интерпретирует с трудом, прибегая в основном к шаблонным фразам. Недопустимый уровень обученности чтению оценивается 0-3 баллами.

Обучение письму. Оптимальный уровень обученности письму оценивается следующим образом: студент умеет орфографически и пунктуационно грамотно выражать свои мысли при написании эссе, докладов, рецензий, тезисов к статьям и докладам. Письменная речь студента соответствует теме, коммуникативной сфере и коммуникативному намерению. Эссе, доклады, рецензии и другие формы письменной речи отличаются четкостью и логичностью изложения. Для письменных работ характерны связность изложения, выражающаяся в правильном членении текста на абзацы, их соединение и правильное построение предложений. Языковые средства выбираются адекватно. Все письменные работы полны, конкретны, логичны и завершены. У студента высока мотивированность вступить в письменное общение, сообщить какую-либо информацию. Все виды письменных работ выполняются в срок. В письменных работах используются сложные грамматические конструкции и богатая лексика. Все виды письменных работ выполняются самостоятельно.

Оптимальный уровень обученности письму оценивается 9-10 баллами.

Студент, находящийся на допустимом уровне обученности письму, знаком с правилами орфографии и пунктуации, но иногда допускает ошибки орфографического и пунктуационного характера. Знает все виды письменных работ, стремится их выполнять, но не всегда эти письменные работы отличают четкость и логичность изложения. Кроме того, не всегда изложенное бывает связным, бывают сложности с правильным построением предложений. Иногда требуется помощь преподавателя, чтобы письменные работы соответствовали теме, коммуникативной сфере и коммуникативному намерению. Языковые средства выбираются не всегда адекватно. Студент в основном мотивирован на то, чтобы вступать в письменное общение. Он готов сообщить требуемую информацию. Особо сложные виды письменных работ выполняются под руководством преподавателя.

Библиографический список

Допустимый уровень обученности письму оценивается 6-8 баллами.

Критический уровень обученности письму свидетельствует о том, что студент не знаком со всеми правилами орфографии и пунктуации, поэтому ошибки как орфографического, так и пунктуационного плана весьма часто встречаются в его письменных работах. Студент внешне осознает необходимость письменных работ, но не всегда вовремя и качественно их выполняет, испытывает трудности с правильным построением предложений; при написании многих видов работ ему необходима помощь преподавателя. Не всегда адекватновыбираются языковые средства. Ряд письменных работ не соответствует коммуникативной сфере и коммуникативному намерению. В ряде случаев испытываются затруднения в правильном членении текста на абзацы. Почти все письменные работы отличает простота грамматических конструкций. Критический уровень обученности письму оценивается 4-5 баллами.

Недопустимый уровень обученности письму, как речевому умению, свидетельствует о том, что студент не умеет орфографически и пунктуационно грамотно выражать свои мысли при написании эссе, аннотаций, рецензий и пр. Письменная речь не соответствует заданной теме, коммуникативной сфере и коммуникативному намерению. Письменные работы не отличают четкость, логичность, связность изложения. Студент с трудом членит текст на абзацы, во многих случаях делая это неправильно. Выбираемые языковые средства не адекватны. Мотивированность к этому речевому умению либо очень низка, либо совсем отсутствует. Письменная речь характеризуется бедностью лексики и грамматических конструкций. Они слишком просты и элементарны для письменной речи. Недопустимый уровень обученности письму оценивается 0-3 баллами.

Знание норм-образцов основных видов речевой деятельности мотивируют и ориентируют преподавателя и студента к достижению оптимального уровня норм-образцов видов речевой деятельности и задают алгоритм достижения установленных целей эффективной подготовки учителя иностранных языков.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование / Министерство образования и науки Российской Федерации. - 17.01.2011. - № 46.

2. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М., 1991.

Bibliography

1. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyjskoyj Fede-racii. - 17.01.2011. - № 46.

2. Zimnyaya, I.A. Psikhologiya obucheniya inostrannihm yazihkam v shkole. - M., 1991.

Статья поступила в редакцию 04.06.12

УДК 159.9:331.101.3

Lisovskaya N.B., Smolina T.L., Troshinina E.A. TECHNOLOGIES OF FORMATION OF CAREER READINESS IN TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS (FOREIGN EXPERIENCE). In article technologies of forming of career readiness in training in higher educational institutions abroad are analyzed, traditional means and training methods in foreign system of the higher education are described, and also interactive technologies are considered. Authors give examples of interactive technologies of forming of career readiness in training in higher educational institutions such as: group discussions, creative works, the role plays intensifying exercises.

Key words: career, a career readiness, career management, technology of formation of a career readiness, career planning.

Н.Б. Лисовская, канд. психол. наук, доц. РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]; Т.Л. Смолина, канд. психол. наук, доц. РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]; Е.А. Трощинина, ассистент РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНОЙ ГОТОВНОСТИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)

В статье анализируются технологии формирования карьерной готовности в период обучения в высших учебных заведениях за рубежом, описываются традиционные средства и методы обучения в зарубежной системе высшего образования, а также рассматриваются интерактивные технологии. Авторами приводятся примеры интерактивных технологий формирования карьерной готовности в период обучения в высших учебных заведениях такие как: групповые дискуссии, творческие работы, ролевые игры, активизирующие упражнения.

Ключевые слова: карьера, карьерная готовность, управление карьерой, технологии формирования карьерной готовности, планирование карьеры.

Анализ зарубежных источников по вопросу формирования карьерной готовности показывает, что работа в данной области в западной системе высшего образования ведется в двух основных направлениях: в рамках изучаемых учебных дисциплин и в работе центров карьеры при университетах [1].

Формирование карьерной готовности в зарубежных университетах осуществляется при помощи ряда дисциплин, направленных на приобретение профессиональной компетентности студентов в области управления карьерой и основывается на доминирующей в настоящее время модели планирования [2]. Сущность модели планирования в формировании карьерной готовности студентов заключается в акценте на аспекте планирования, самосознания, самооценки и развития студентов [3].

Учебные дисциплины направлены на планирование, исследование и развитие карьеры, что находит свое отражение в названиях программ курсов: «Исследование карьеры» (Career exploration), «Исследование и планирование карьеры» (Career exploration and planning), «Эффективное управление карьерой» (Effective career management), «Развитие карьеры» (Career development). Кроме вышеперечисленных дисциплин, в зарубежных университетах существуют также специализированные курсы по выбору, нацеленные на освоение карьеры в той или иной профессиональной области. Например, дисциплины «Карьера в психологии» (Career in psychology), «Преподавание как карьера» (Teaching as a career). Рассмотрим некоторые аспекты программ курса.

Цели и ожидаемые результаты

Программа курса «Эффективное управление карьерой» (авторы-составители: Derek Guffin, Brian Ray), представленная в университете Флориды (США), ставит своей целью информирование в области планирования и управления карьерой студентов, находящихся на разных уровнях карьерной готовности.

Курс состоит из трех разделов:

1. Концепции карьеры (самопознание, исследование профессий и изучение процесса принятия карьерного решения).

2. Социальные условия, влияющие на развитие карьеры (социальные, экономические, демографические, организационные факторы, способствующие и препятствующие карьере).

3. Стратегический карьерный план (карьерные навыки и стратегии).

Предполагаемые результаты освоения программы курса включают в себя:

- понимание влияния личностных качеств, установок, интересов и способностей на развитие карьеры;

- знание необходимых для развития карьеры образовательных программ (тренингов, программ повышения квалификации и т.д.);

- готовность к практическому использованию теорий развития карьеры и навыков принятия карьерных решений;

- формулирование плана действий и стратегий осуществления карьерных целей;

- обладание навыками, необходимыми в поиске и нахождении работы.

Программа курса «Развитие карьеры» университета Ламара (США) направлена на освоение слушателями теорий профессионального выбора, исследования карьеры и готовности к принятию карьерного решения. Автор-составитель - профессор William R. Holmes. Ожидаемые результаты освоения программы курса:

- знание классических теорий развития карьеры;

- владение технологиями ассессмента и карьерного консультирования;

- знание информационных источников, связанных с проблематикой принятия карьерного решения.

Курс «Преподавание как карьера» в университете Пурдью (США) является одним из базовых курсов по освоению педагогических технологий, целью которого является обеспечение студентов необходимыми знаниями и навыками в принятии карьерных решений.

Курс «Карьера в психологии» университета Западной Флориды (автор-составитель - John Rahael) ставит своей целью представить обзор карьерных возможностей для выпускников-психологов, а также способствовать развитию исследовательских навыков и усвоению этических норм психолога.

Среди основных ожидаемых результатов:

- знание карьерных возможностей выпускников-психологов с разным уровнем образования (бакалавр, магистр, кандидат наук);

- знание важности исследования для психологии;

- знание информационных источников, связанных с психологической проблематикой.

Формы аттестации и средства обучения

Среди основных форм аттестации учебных дисциплин, направленных на формирование карьерной готовности можно выделить следующие: составление аннотированного библиографического указателя по темам курса, написание аннотаций, написание творческих работ (например, «Карьерная автобиография»), выполнение индивидуальных и групповых проектов, обсуждение докладов, дискуссии по прочитанному материалу, заполнение и анализ методик, направленных на выявление карьерной готовности («Опросник профессиональных предпочтений», Шкала «Моя профессиональная ситуация», Шкала зрелости профессиональных установок), интервьюирование (например, освоение технологии «Мок-интервью»), выполнение упражнений и творческих работ (например, упражнения «Мои пиковые опыты», «Десять лет спустя»).

Наряду с традиционными средствами и методами обучения в зарубежной системе высшего образования активно используются интерактивные технологии. Так, в рамках программы курса «Управление карьерой» колледжа Бостона (США), автор курса B. Harrington предлагает наряду с традиционными заданиями, выполнение письменных творческих заданий и упражнений, направленных на осознание жизненных и карьерных целей (творческая работа «Карьерная автобиография», упражнение «Пиковый опыт», упражнение «Десять лет спустя»). В рамках программы курса «Преподавание как карьера» в университете Пур-дью (США) применяется метод дискуссии на основе прочитанного материла. R. Brislin и S.S. Jane предлагают упражнение «Ресурсы, сети и обмены», которое они применяют в рамках магистерских программ по деловому администрированию (MBA).

Приведем примеры некоторых методов, используемых в рамках различных учебных курсов (дискуссия, творческая работа, упражнения).

Дискуссия

При освоении курса «Преподавание как карьера» в университете Пурдью (США) в качестве основного метода обучения используется дискуссия на основе прочитанного учебного материала (описание педагогических ситуаций) и личного педагогического опыта студентов. Педагогические ситуации, представленные в учебном пособии, основаны на реальных историях учителей и способствуют развитию критического мышления и способов поведения в схожих обстоятельствах.

Рекомендации для студентов для подготовки к обсуждению педагогических ситуации.

- Прочитайте текст полностью. Вначале обратите внимание на основную идею, главных героев, место и ситуации. Еще раз прочитайте текст.

- Определите ключевые проблемы. Попытайтесь определить как основные (явные) аспекты проблемной ситуации, так и скрытые.

- Анализируйте. Составьте список вопросов на тему того, каким образом учителю удалось справиться с ситуацией.

- Обсуждайте. Дискуссия предполагает открытость и нахождение нескольких вариантов возможных выходов из ситуации. Будьте готовы представить ваше видение данной педагогической ситуации.

Творческая работа «Карьерная автобиография»

Карьерная автобиография представляет собой письменное задание (15-20 страниц), в котором студенты отвечают на представленные вопросы. Цель данной творческой работы -осознание карьерного опыта и выявление значимых лиц, оказавших влияние на ценности, представления, жизненный и карьерный опыт.

Инструкция: Отвечайте на каждый вопрос как можно более подробно. Чем более подробным будет Ваш ответ, тем больше пользы принесет Вам выполнение данной работы. Отвечайте последовательно. Не читайте все вопросы сразу.

Список вопросов:

- Расскажите вашу историю жизни (кто Вы, откуда приехали, какой у Вас жизненный опыт и куда он Вас привел на данный момент).

- Опишите Ваши самые ранние воспоминания.

- Какой у Вас опыт работы?

- Какие основные повороты в карьере Вы испытали?

- Кто на Вас оказывал влияние в Вашей карьере (родители, учителя, ролевые модели и т.п.)? Почему они были столь влиятельны? Чем занимались Ваши родители? Как их профессиональный опыт повлиял на Ваши представления о карьере?

- Какая работа (деятельность) Вам больше всего нравилась? Почему? Выполнение какой деятельности Вам не нравилось? Какие роли Вам не нравились? Почему?

- Были ли у Вас «пиковые моменты» в жизни? Какие? Какой опыт, окружение (обстановка), группа или ситуация сделали этот опыт запоминающимся?

Упражнение «Пиковый опыт» (Peak experience)

В этом упражнении участникам предлагается вспомнить и описать «пиковые жизненные опыты» (личные и профессиональные ключевые жизненные моменты). В левой колонке таблицы необходимо дать название пикового опыта, во второй колонке - дать описание, а в правой колонке описать, почему эта ситуация воспринималась как пиковая.

Данные ситуации необязательно могут являться исключительно ситуациями значительных учебных, спортивных или карьерных успехов (например, получение награды, победа в конкурсе, отличная оценка на экзамене и т.п.). Участникам предлагается описать моменты, когда они были особенно счастливы, ощущали успех, умиротворение или свое истинное «Я». Идентификация подобных «пиковых моментов» способствует осознанию интересов, стремлений и мотивов.

Упражнение «Десять лет спустя» (Ten years out)

Данное упражнение направлено на выявление карьерных устремлений.

Инструкция. Возможно, Вы вполне довольны Вашим настоящим карьерным положением. Но в какой-то момент, может быть, Вы начнете мечтать о большем или о чем-то другом. Опишите Ваши стремления и Ваше видение будущего. Это поможет Вам осознать то, что является действительно важным для Вас, и будет способствовать активизации усилий в данном направлении. Заполните представленную таблицу, ответив на вопросы.

Упражнение «Ресурсы, сети и обмены»

Упражнение занимает 2-2,5 часа. Цель упражнения: ознакомление участников с концепцией ресурсов, их развитием и обменом, а также выполнение проектов.

Этап 1. Участники придумывают проект, который они хотели бы осуществить в ближайшем будущем. Данный проект, насколько это возможно, должен быть реальным и интересным для участника. Приблизительный бюджет предлагаемого проекта -250 тысяч долларов. Примеры проектов: создание сети продуктовых магазинов, развитие программы подготовки учителей в преподавании в городских/сельских школах, подготовка бывших спортсменов в развитии карьеры в сфере общественных связей, создание телевизионных шоу и т.п.

Этап 2. Участники составляют список собственных ресурсов, которые могут способствовать развитию своего проекта или проектов других людей. Это должны быть реальные ресурсы, которыми обладают участники. Одна из целей данного этапа состоит в том, чтобы способствовать осознанию различных способов, которые помогут им и другим людям осуществить свои проекты. Примеры ресурсов: проживание в другой стране в течение нескольких лет; опыт работы в издательстве или на телевидении; опыт публичных выступлений; знакомство с разными группами людей; популярность (например, бывший спортсмен, добившийся успеха в своей профессиональной деятельности); знание иностранных языков.

Этап 3. Участников просят представить дополнительный ресурс, которым они могли бы обладать, но которого у них на данный момент нет. Этот дополнительный ресурс у них будет при выполнении четвертого этапа упражнения. Цель данного этапа состоит в осознании участниками процесса развития ресурсов как неотъемлемой части развития карьеры, а также информирование участников о широком спектре возможных ресурсов. Участникам предлагается дополнить собственный список ресурсов одним из ресурсов из предлагаемого списка.

Библиографический список

Список ресурсов

- Вы хороший организатор сложных проектов. Вы можете видеть, каким образом части сложного проекта складываются в единое целое.

- У Вас отличные коммуникативные навыки. Вы очаровательны и тактичны. Окружающие Вас люди редко испытывают трудности при общении с Вами.

- Вы написали бестселлер на тему..........и сейчас вас

воспринимают и как публичную фигуру, и как эксперта.

- Вы можете урегулировать оппозиционные стороны, вызвав доверие у обеих сторон.

- У Вас большие связи в Вашем сообществе.

- Вы отличный оратор.

- Вы отлично умеете продавать товар. Вы можете продать объект или идею практически любому.

- У Вас есть миллион долларов для инвестиции в проект.

- У Вас есть знания и опыт в системе налогообложения.

- Вы очень хорошо пишите в разных стилях (например, убеждающем, дипломатическом, научном, популярном).

- У Вас есть очень хорошие контакты среди журналистов.

- Вы хорошо разбираетесь в политической расстановке -Вы знаете, у кого власть и кто будет расположен по отношению к тем или иным проектам, а кто будет против них.

- У Вас есть очень хороший опыт в сфере производства товаров.

Этап 4. Участники взаимодействуют друг с другом с целью развития и реализации проекта. Им дается следующая инструкция:

Вы должны взаимодействовать с другими участниками, обмениваясь ресурсами. Для выполнения данного упражнения у Вас есть:

а) 5000 долларов Ваших сбережений;

б) Ваши наличные ресурсы (список, составленный на 2 этапе);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) Ваш дополнительный ресурс, выбранный Вами (этап 3);

г) общий список ресурсов, который есть у других (этап 3), чтобы у Вас была возможность искать то, что Вам нужно для осуществления Вашего проекта;

д) табличка с Вашим именем (прикрепите ее, чтобы облегчить взаимодействие с другими).

В этой ролевой игре, представьте, что Вы находитесь на встрече с влиятельными людьми. В зависимости от места Вашего проживания и Вашего сообщества, это может быть собрание политических лидеров или прием делегации. Общаясь с людьми, расскажите им о Вашем проекте и ресурсах, если Вы думаете, что они могут быть заинтересованы в проекте. В ответ, они, возможно, расскажут Вам о своих ресурсах. Затем Вам следует объединить ресурсы для собственного проекта и проекта других участников. Помните, всегда должен быть баланс между тем, что Вы получаете и даете. Если Вы только получаете ресурсы от других, Вы создадите себе репутацию «неблагодарного получателя». Если Вы только отдаете ресурсы другим, Вы можете создать себе противоположную репутацию - человека, который чересчур много отдает и никогда не развивает свои проекты.

Затем участники проекта взаимодействуют друг с другом, обмениваясь ресурсами и развивая проекты в течение часа. Ведущий упражнения должен способствовать тому, чтобы каждый участник побеседовал со всеми остальными.

На заключительном этапе участники дают обратную связь. Они рассказывают о том, как развиваются их проекты и чему они научились в процессе развития навыков налаживания связей и обмена ресурсами.

Таким образом, в зарубежной системе высшего профессионального образования формирование карьерной готовности осуществляется в рамках таких дисциплин, как «Исследование карьеры», «Исследование и планирование карьеры», «Эффективное управление карьерой», «Развитие карьеры». В рамках данных учебных дисциплин вместе с традиционными методами обучения активно используются интерактивные технологии, например, групповые дискуссии, творческие работы, ролевые игры, активизирующие упражнения.

1. Zunker, V.G. Career counseling: Applied concepts of life planning. Boston: Brooks/Cole Publishing Company. - 1998.

2. Casella, D.A. Career networking: The newest career center paradigm // Journal of Career Planing and Employment. - 1990. - № 45 (3).

3. Herr, E.L., Rayman J. R., and Garis J. W. Handbook for the college and university career center. Westport CT: Greenwood Press. - 1993.

Bibliography

1. Zunker, V.G. Career counseling: Applied concepts of life planning. Boston: Brooks/Cole Publishing Company. - 1998.

2. Casella, D.A. Career networking: The newest career center paradigm // Journal of Career Planing and Employment. - 1990. - № 45 (3).

3. Herr, E.L., Rayman J. R., and Garis J. W. Handbook for the college and university career center. Westport CT: Greenwood Press. - 1993.

Статья поступила в редакцию 04.06.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.