УДК 371(7)
doi: 1018101/1994-0866-2106-4-90-94
ФОРМАЛЬНАЯ И СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИИ
© Легенчук Дмитрий Владимирович
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Курганский
государственный университет
Россия, г. Курган, 640669, ул. Гоголя, 25
E-mail: [email protected]
© Савиных Владимир Леонидович
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Курганский
государственный университет
Россия, г. Курган, 640669, ул. Гоголя, 25
E-mail: [email protected]
Статья раскрывает содержание различных подходов к содержанию принципа преемственности в современной педагогике. В существующей системе образования нормативное обеспечение является основой, определяющей не только его содержание и формы реализации, но и перспективные направления развития. Авторами выявлена связь между сущностными компонентами процесса образования, которые и определяют место преемственности в профессиональном образовании. Показана в сравнении специфика понимания преемственности разных уровней образования. Сравнение помогает авторам дать цельную картину понимания преемственности в педагогике и провести аналогию к реформированию современной системы образования. Кроме того, в статье дан краткий анализ авторской позиции по использованию преемственности при построении концепции преемственности среднего и высшего профессионального образования на основе вуза и колледжа. По мнению авторов, именно преемственность является основой построения многоуровневых образовательных комплексов и принципиальной основой формирования перспективных траекторий развития образовательных учреждений.
Ключевые слова: индивид, концепция, личность, многоуровневость, образование, обучение, преемственность, профессиональное образование, стандарт, студент.
В последнее время проблема преемственности в обучении студентов рассматривается в контексте непрерывного образования [1]. В связи с возросшими требованиями к профессиональной подготовке (профессиональная мобильность, конкурентоспособность, умение быстро реагировать в профессиональной подготовке молодежи на запросы практики и удовлетворять собственные образовательные интересы) возникает идея преемственного обучения студентов в системе среднего профессионального и высшего образования.
Основываясь на потребностях регионального рынка труда, в Курганской области с начала 1999 года стартовала деятельность по созданию регионального многоуровнего образовательного комплекса на основе Курганского технологического колледжа и Курганского госуниверситета. Специально для этого комплекса нам предстояло разработать и реализовать концепцию преемственности среднего профессионального и высшего образования.
Именно по этой причине мы активно занялись изучением содержательной сущности процесса преемственности в непрерывном профессиональном образовании.
Основой реализации преемственности разных уровней и ступеней непрерывного образования является фундаментальное содержание, закладываемое в базовых звеньях, начиная со способов общения, умения читать, писать и считать и кончая основами соответствующих отраслей знаний и сфер деятельности. Владея «ядром» знаний, умениями учиться, человек сам может выбирать виды, темпы и сроки обучения, индивидуализировать процесс образования, такой способ его получения как нигде лучше реализуется как раз в рамках многоуровневого образовательного комплекса.
Логика анализа требует в нашем исследовании более детально раскрыть роль и место преемственности второго уровня в процессе непрерывного образования: учреждениях среднего профессионального и высшего образования. Обучение в общеобразовательной школе является базой для любого вида профессиональной деятельности, а также необходимой основой для организации индивидуальной жизнедеятельности в целом. Перенос знаний, формирование на их основе новых специальных знаний, связанных с профессиональной деятельностью, и есть содержательная сущность преемственности.
Особенность преемственности — перенос не только теоретических, но и общетрудовых умений и навыков, когда передается, «снимается» способ оптимальной трудовой деятельности. При этом, по мнению А. В. Батышева, в формировании новых знаний участвует 85% общетрудовых умений и навыков [1]. Это крайне важно для учреждений СПО, где базовым как раз является получение рабочей профессии и лишь потом возможность повышения своего профессионального уровня в процессе продолжения образования.
Формальной сущностью преемственности обучения в системе непрерывного образования является целенаправленная деятельность по интеграции различных форм его организации и осуществления [3, с. 60]. Чтобы сформировать качество непрерывности, необходимо, на наш взгляд, обеспечить преемственность интегративных процессов по следующим направлениям:
1. Целевая и содержательная направленность обучения (реализуются, прежде всего, в документах, отражающих формирование целевой профессиональной подготовки и ее содержания (преемственность концепций среднего профессионального и высшего образования, государственных стандартов).
2. Нормативное обеспечение обучения обеспечивается Конституцией Российской Федерации, законом «Об образовании в РФ», нормативными документами, положениями об образовательных учреждениях, договорами между образовательными учреждениями, введением «сквозной» преемственной программы и т. д.
3. Научное содержание, методическая база двух уровней обучения реализуются в процессе выявления общих основ, закономерностей обучения, содержания и взаимосвязи его различных аспектов (физиологического, психофизиологического, психологического, педагогического, экономического, социального). Кроме того, на реализацию положения оказывают влияние
общие основы и содержание основных дидактических систем, технологий, приемов, средств обучения, в частности, формирование единого терминологического словаря основных понятий. Тезаурус в данном случае будет являться формой преемственности, частью ее формальной сути.
4. Подготовка кадров, осуществляющих обучение (может быть реализовано в процессе совместной переподготовки преподавателей учреждений среднего профессионального и высшего образования в системе дополнительного образования). Важным условием повышения эффективности такой формы подготовки является специально разработанная образовательная программа. Проблема унификации содержания подготовки и профессиональной деятельности обучающих, обеспечивающих процесс, должна, по нашему мнению, решаться и в системе профессиональной подготовки, и в их практической деятельности [2, с. 60].
5. Оснащение процесса обучения в учреждениях среднего профессионального и высшего образования определяет качество базовых знаний. Ручные инструменты, станки, оборудование, наглядные пособия, объекты трудовой деятельности, учебные и производственные мастерские учреждений среднего профессионального и высшего образования должны соответствовать в известных пределах друг другу. Это позволит обеспечить эффективный перенос трудовых умений и навыков на процесс формирования новых специальных умений и навыков.
Реализация идеи непрерывного образования предусматривает разработку общей стратегической линии дальнейшего развития образования как единой системы преемственно связанных действий, объединенных общей целью [4, с. 60].
Важнейшим условием решения этой проблемы является достижение преемственности главных компонентов учебно-воспитательной системы. На наш взгляд, до настоящего момента до конца не раскрыт образовательный потенциал социализации учащихся в процессе непрерывного образования. Не лишним будет напомнить, что процесс формирования профессионала в этом случае занимает 7 лет.
Если исходить из понятия учебно-воспитательной системы, то под преемственностью учебно-воспитательной деятельности нужно понимать условие, обеспечивающее установление таких соотношений между целями, содержанием, методами, средствами и организационными формами этой деятельности на развитие таких качеств личности, как предприимчивость, самостоятельность, деловитость, ответственность, инициативность, стремление к разумному риску, честность и порядочность [5] .
В ФГОС профессионального образовании цели обучения получили дальнейшее развитие:
- повышение качества профессиональной подготовки за счет регламентации требований к качеству образовательных услуг;
- обеспечение конвертируемости профессионального образования внутри страны и за ее пределами для беспрепятственного участия Российской Федерации в международном рынке труда [6].
Сравнительный анализ содержания государственных стандартов среднего профессионального и высшего образования показывает, что оба документа ставят своей задачей подготовить молодого человека — выпускника учреждения среднего профессионального и высшего образования — к реалиям современной производственной деятельности в условиях российской и международной конкуренции. Однако преемственность в этих документах прослеживается недостаточно.
Определяя место и роль преемственности как объективно существующего элемента любого образовательного процесса, участвующего в формировании качества непрерывности, мы приходим к пониманию ее формальной и содержательной сущности. Сущность преемственности проявляется как интеграция (внешняя форма) и как базовое фундаментальное знание (внутреннее содержание).
Таким образом, исследование процесса преемственности находится в русле ведущих общеметодологических теорий. В связи с этим в широком философском плане методологической основой настоящего исследования являются:
- диалектическое положение о всеобщей связи явлений и понятий, которое находит свое отражение в философских и психолого-педагогических концепциях деятельностного подхода к управлению и формированию личности;
- философское учение о социальной природе психической деятельности человека, активной и ведущей роли личности в процессе ее развития и формирования.
Мы проанализировали педагогическую проблему через преломление философских положений к общенаучным психолого-педагогическим теориям.
В качестве заключения хотелось бы уточнить, что именно качественное осуществление процесса преемственности в многоуровневом образовании является, на наш взгляд, компетентным способом его реформирования.
Литература
1. Батышев А. В. Преемственность в дидактических приемах обучения // Советская педагогика. — 1987. — № 4. — С. 71-74.
2. Легенчук Д. В. Теория и практика развития системы профессионального образования на основе преемственности: монография. — Курган, 2008. — С. 20-110.
3. Легенчук Д. В. Преемственность в системе многоуровневого профессионального образования: монография. — Курган, 2011. — 238 с.
4. Легенчук Д. В. Преемственность образования как фактор подготовки специалистов в современных условиях // Альманах современной науки и образования. — 2009. — № 4-2.
5. Легенчук Д. В. Педагогические технологии в контексте преемственности многоуровневого непрерывного образовании // Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал. — 2012. — № 3 (34). — С. 102-104.
6. Солдатова Г. Т. Дидактическое обеспечение преемственности математической подготовки студентов в системе «колледж-вуз»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — Екатеринбург, 2003. — 216 с.
FORMAL AND SUBSTANTIVE NATURE OF CONTINUITY IN VOCATIONAL EDUCATION
Dmitrii V. Legenchuk PhD, A/Professor
Department of Pedagogy, Kurgan State University 25, Gogolya St., 640669 Kurgan, Russia E-mail: [email protected]
Vladimir L. Savinykh EdD, Professor
Department of Pedagogy, Kurgan State University 25, Gogolya St., 640669 Kurgan, Russia E-mail: [email protected]
The article reveals different approaches to the principle of continuity in modern pedagogy. In the existing education system normatives determine not only its content and implementation forms, but also prospects for development. We have found an association between the essential components of educational process, which determine the place of continuity in vocational education. The specificity of continuity understanding at different levels of education is compared. Comparison helps us to give a complete picture of continuity understanding in pedagogy and to draw an analogy with modern educational reforms. In our opinion continuity of secondary and higher vocational education is the basis for formation of multi-level educational complexes and promising trajectories for educational institutions development.
Keywords: individual, concept, personality, multilevelness, education, teaching, continuity, vocational education, standard, student.
References
1. Batyshev A. V. Preemstvennost' v didakticheskikh priemakh obucheniya [Continuity in Didactic Methods of Teaching]. Sovetskaya pedagogika — Soviet Pedagogy. 1987. No 4. Pp. 71-74.
2. Legenchuk D. V. Teoriya i praktika razvitiya sistemy professional'nogo obrazovaniya na osnove preemstvennosti [Theory and Practice of Development Continuity-Based Vocational Education System]. Kurgan, 2008. Pp. 20-110.
3. Legenchuk D. V. Preemstvennost' v sisteme mnogourovnevogo professional'nogo obrazovaniya [Continuity in the System of Multilevel Vocational Training]. Kurgan, 2011. 238 p.
4. Legenchuk D. V. Preemstvennost' obrazovaniya kak faktor podgotovki spetsialistov v sovremennykh usloviyakh [Continuity of Education as a Factor of Training Specialists in Modern Conditions]. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya — Almanac of Modern Science and Education. 2009. No. 4-2.
5. Legenchuk D. V. Pedagogicheskie tekhnologii v kontekste preemstvennosti mnogourovnevogo nepreryvnogo obrazovaniya [Teaching Technologies in the Context of Multilevel Continuous Education]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya — World of Science, Culture, Education. 2012. No. 3 (34). Pp.102-104.
6. Soldatova G. T. Didakticheskoe obespechenie preemstvennosti matematicheskoi podgotovki studentov v sisteme "kolledzh-vuz". Dis. kand. ped. nauk [Didactic Support for Continuity of Students' Mathematical Preparation in the System "College-High School". Cand. pedagogical sci. diss.]. Ekaterinburg, 2003. 216 p.