УДК 372.851
Теория и практика решения проблемы преемственности в начальной и основной школе
Мендыгалиева А.К.1
Преемственность между начальной и основной школы является одним из факторов, обеспечивающих эффективность обучения. В настоящее время проблема преемственности освещается и в проекте Закона «Об образовании 2020», и в ФГОС для начальной и старшей школы, и в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» как основная задача.
Проблему преемственности рассмотрели с разных точек зрения: философской (Э.А. Баллер, А.В. Батаршев, Г.И. Исаенко, В.К. Чалоян, А.М. Минасян и др.), психологической (В.И. Слободчиков, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев, Г.А. Цукер-ман и др.), педагогической (А.П. Сманцер, Б.Г. Ананьев, Ю.А. Кустов, Ш.И. Ганелин, В.Э. Тамарин и др.). «Однако приходится констатировать, что взаимосвязь между ступенями образования остаётся лишь декларацией и не всегда находит реальное применение» [3; 2].
В философии под преемственностью понимается включение в новое тех элементов содержания прошедшего, которые не утратили своей жизненности в новых условиях и в состоянии способствовать развитию, отдельных форм старого, которые в состоянии вобрать в себе иное содержание и обеспечить его развитие.
Преемственность - это и «связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Преемственность есть одно из проявлений диалектики отрицания отрицания закона и перехода количественных изменений в качественные. Она носит объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании» [1].
В психологической науке преемственность представлена сложным сплетением внешних, побуждающих причин, мотивов и оснований, и внутренних условий развития человека. Каждая более поздняя ступень не только включает и объединяет одни процессы, но исключает, вытесняет и замедляет другие, предыдущие процессы.
Анализ психологических концепций позволяет выявить условия, необходимые ученику в переходный период для дальнейшего его обучения в школе: необходимый уровень развития познавательных про-
1 Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Россия. 106
цессов, определяющий эффективность учебной деятельности, что проявляется в сформированности универсальных учебных действий.
Педагогическая наука на этот счет имеет свою особенную точку зрения. Так, Я. А. Коменским преемственность рассмотрена как принципы систематичности и последовательности, как постепенное развитие знаний. В трудах К.А. Гельвеция, Д. Дидро проблема преемственности рассматривается в развивающемся историческом контексте в соответствии с содержанием образования и процессом обучения. Преемственность как непрерывное и постепенное движение к познанию трактовалась И.Г. Песталоцци. В идеях А. Дистервега - это связь предыдущего учебного материала с последующим при ярко выраженной самостоятельности учащихся. Представление о преемственности у П.Ф. Каптерева сочетается и с внешней и внутренней сторонами процесса обучения, способствующего развитию личности. К.Д. Ушинский видел преемственность через антропологическое содержание процесса обучения. Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов и др. рассматривали преемственность с позиции самообразования и принципа природосообразности.
С.М. Годник раскрывал сущность преемственности с позиции характеристики ее структурных компонентов (закономерности, принципы, условия, факторы, функции, способы, средства). Преемственность в содержании, формах, методах обучения представлена в работах Я.В. Батаршева, Ю.А. Кустова и др.
Вопрос изучения проблемы преемственности сводился к выяснению и уточнению связей между отдельными ступенями системы образования, связей в формировании личности учащегося, связей между отдельными этапами обучения и внутри них, в содержании, в методах, формах и средствах обучения. В ходе своего исследования мы обратились к двум ступеням образования - начальной и основной. От учета специфики психолого-возрастных особенностей учащихся в процессе перехода детей из начальной школы в основную зависит эффективность учебной деятельности.
В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учеба. Учебная деятельность младших школьников - это не только усвоение знаний и умений, это еще и условие формирования мотиваци-онно-потребностной сферы ученика. Поступки и действия школьников побуждаются не только внешними стимулами, но и внутренними потребностями. В начальной школе мотивы оценивают не только с точки зрения своеобразия учебной деятельности этого возраста, но и в свете подготовки ученика к основной школе.
Ведущей деятельностью подросткового возраста является общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми; формирование самооценки, характера; развитие логического
мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями.
Все эти особенности подросткового возраста оказывают влияние на успешность обучения ученика. Обучение в 5 классе продолжает стимулироваться педагогами и родителями, а не «изнутри». Угасание в этот период общего положительного отношения к школе закономерно, так как оно в значительной мере уже удовлетворено.
Анализ регионального опыта также показывает, что проблема преемственности не нова, но в последние десятилетия она так и не нашла своего решения. Наблюдается отсутствие преемственных связей между ступенями обучения в некоторых случаях в содержательном, а в некоторых - в процессуальном плане.
На основе эмпирических данных нами был сделан вывод о наличии противоречий между:
- новыми педагогическими условиями, детерминирующими реализацию преемственности в рамках модернизации школьного образования, и недостаточной разработанностью научно-методических основ для её воплощения в массовой образовательной практике;
- разработанностью на педагогическом, психологическом уровне преемственности (как соотношения предыдущей и последующей стадий в процессе изменения того или иного объекта, в основе которого лежит сохранение тех или иных частей, свойств, характеристик объекта) и недостаточным исследованием данной проблемы на уровне конкретных ступеней образования;
- потребностью образовательной практики в осуществлении преемственности в обучении в основной и начальной школе и отсутствием опоры на ступени основного образования на знания, полученные школьниками на предыдущем этапе.
Считаем, что для осуществления данного процесса в рамках современной концепции образования как процесса становления личности школьника путем овладения им основами учебной деятельности необходим особый подход, в котором находят отражение: логика построения основных содержательно-процессуальных линий курса, учитывающая взаимосвязь и развитие изучаемых школьниками понятий, психологические основы формирования учебной деятельности. Все это находится в компетенции учителей обеих ступеней образования.
Современное начальное образование направлено на овладение школьниками всеми компонентами учебной деятельности, поэтому при ее формировании, по нашему мнению, должны учитываться специфика указанного процесса, последовательность этапов. Они должны проявляться в углублении, усложнении аналогичного содержания изучаемой темы.
В младшем школьном возрасте главной и ведущей среди других видов деятельности является учебная деятельность. Осуществление учебной деятельности способствует возникновению и развитию у младших школьников основных психологических новообразований.
На протяжении всей ступени учебная деятельность остаётся коллективно распределённой, у учащихся возникают устойчивые и обобщённые учебно-познавательные мотивы (основным показателем этого является ориентация не на результат решения задачи, а на общий способ его получения), что свидетельствует о формировании умения учиться.
На основной ступени образования учащиеся овладевают теоретическими понятиями, которые предлагаются с помощью моделирования (графиков, таблиц, моделей), в связи с этим происходит усложнение учебной деятельности. В основной школе учащиеся выполняют учебные задания коллективно, осваивают различные виды моделирования и учатся пользоваться ими самостоятельно.
Организация учебной деятельности в 5-6 классах должна опираться на предыдущий этап, на приобретенные в начальной школе знания. Последовательная реализация преемственности придает обучению перспективный характер, при котором отдельные темы рассматриваются не изолированно друг от друга, а в такой взаимосвязи, которая позволяет строить его с широкой ориентировкой на последующее обучение.
Таким образом, выразим некоторые авторские позиции:
- преемственность в образовании - это педагогический феномен, который раскрывает связь между ступенями образования, сохранение тех или иных элементов целого, как системы; способствует получению образовательного результата в виде интеграции личностной мотивации, качества знаний, учебных действий, обеспечивающих готовность ученика к успешному овладению содержанием образования на следующей ступени обучения;
- организации учебной деятельности учащихся начальной и основной школы должная происходить на основе системно-деятельностного подхода, с точки зрения которого в основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий; следование этой теории при формировании содержания образования предполагает учет структуры учебной деятельности, учебных действий, лежащих в основе формирования знаний, умений, навыков, составляющих инструментальную основу компетенций; предполагается организация интенсивной, постоянно усложняющейся собственной деятельности обучающихся; учителю в этом случае предоставляется инструментарий осуществления учебного процесса в соответствии с новыми целями образования и обеспечения преемственности в обучении на разных ступенях.
- в целях обеспечения преемственности должны быть согласованы все компоненты педагогической системы (цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации); курс обучения в 1-4 и 5-6 классах должен отличаться системностью учебных заданий, их соответствием концепции современного образования, ФГОС НОО и ФГОС ООО; он должен быть нацелен на осознание школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование у них предметных, метапредметных, личностных умений.
Преемственность в образовании, таким образом, является одним из важнейших условий формирования учебных действий. В ее ходе на ступени начальной школы обеспечивается овладение учащимися системой ценностных ориентаций, знаний и способов деятельности; личностная активность и умения планировать свою деятельность, позволяющие осуществлять учебную деятельность в основной школе.
Библиографический указатель:
1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978. [Электронный ресурс] Режим доступа: иКЬ: http://slovari.yandex.ru/ преемственность%20/БСЭ/Преемственность/
2. Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии, 1997. № 1. [Электронный ресурс] дата обращения 25.09.2013 г. Режим доступа: иКЬ: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1997/971/971003. Ыш
3. Карабаева С.И. Преемственность в вопросах здоровьесбереже-ния детей между дошкольным и начальным школьным образованием / С.И. Карабаева // Начальная школа: плюс-минус, 2012. № 7. С. 1-4.
4. Санина Л. Д. Личностная ориентация преемственности процесса образования учащихся начальной и средней школы / Л.Д. Санина // Начальная школа: плюс-минус, 2002. № 01. С. 24-33.
Об авторе:
Мендыгалиева Алтнай Кенесовна, доцент, кандидат педагогических наук, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Россия. E-mail: [email protected]