Научная статья на тему 'Предпосылки педагогического мастерства и творчества'

Предпосылки педагогического мастерства и творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
PROFESSIONAL CREATIVE WORK / INCLINATION TO CREATIVITY / SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова В.Н.

This article deals with the prerequisites of professional creative work and education specialists' skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PREREQUISITES OF PEDAGOGICAL SKILLS AND CREATIVE WORK

This article deals with the prerequisites of professional creative work and education specialists' skills.

Текст научной работы на тему «Предпосылки педагогического мастерства и творчества»

УДК 37.01 ББК 74.1

ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ТВОРЧЕСТВА

В.Н. Тарасова, кандидат педагогических наук, докторант Шуйского государственного педагогического университета (49351) 3-11-22

Статья посвящена предпосылкам профессионального творчества и мастерства у специалистов образования. Ключевые слова: профессиональное творчество, склонность к творчеству, мастерство.

THE PREREQUISITES OF PEDAGOGICAL SKILLS AND CREATIVE WORK

Tarasova V.N.

This article deals with the prerequisites ofprofessional creative work and education specialists' skills. Keywords: professional creative work, inclination to creativity, skills.

Профессиональное творчество в образовании - важнейший фактор достижения вершин мастерства педагогическими работниками. В творческом поиске рационализации педагогического процесса рождаются инновационные идеи и направления педагогической деятельности, продуктивные образовательные системы и технологии повышения качества образования. Результат профессионального творчества и мастерства специалиста образования - в создании духовного продукта, то есть личности созидателя, способной активно функционировать в обществе, взаимодействуя и сотрудничая с другими людьми во благо отечества.

Проблемы педагогического мастерства и творчества исследовали многие учёные: Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластёнин, В.И. Загвязинский, М.В. Кларин, Н.В. Вишнякова, Н.В. Кухарев и др. Их исследования позволяют сегодня по-новому взглянуть на суть педагогического мастерства в изменившихся условиях с учётом тенденций развития современного профессионально-педагогического образования.

Готовность к профессиональному творчеству и мастерству предполагает высокий уровень мотивации к педагогической профессии и профессиональной деятельности: увлечённость работы с детьми, желание выявлять и решать их проблемы, способность оставлять след в их судьбе.

Так как мастерство рождается в творческом поиске улучшенного варианта педагогического процесса, то важной предпосылкой мастерства у специалиста является склонность к профессиональному творчеству.

Понятие «склонность» в психологию впервые ввёл В. Штерн, трактуя его как направленные стремление к какой-либо деятельности [7]. Р. Кэттелл, исследователь природы индивидуальности и развития психики человека, рассматривал склонность индивидуума как интегрированное образование, представляющее собой психологический механизм распределения и направления нервно-психической энергии человека. Дифференцируя склонности на общие и уникальные, Р. Кэттелл тем самым показал их связь с мотивацией, способностями, другими психическими свойствами и процессами в человеке [7]. П. Гилфорд считал склонности «подстрекателями» к деятельности, также указывая на их связь с мотивацией [7].

В отечественной психологии А.Ф. Лазурский впервые связал склонность к деятельности с категорией «отношение» и понимал её как закономерный результат социализации личности [1].

Развитая В. Н. Мясищевым концепция А. Ф. Лазурского позволила выделить существенные признаки склонности к деятельности: отношение, взятое в предметно-процессуальном плане; наличие умеренной трудности в деятельности для развития склонности; повышенная насыщенность интеллектуальной деятельности и пониженная утомляемость субъекта. Поэтому склонность - своеобразный пусковой механизм скрытых, дремлющих возможностей человека и высший вид потребности к творчеству [2].

К. К. Платонов и Г. Г. Голубев пришли к пониманию склонности как компонента направленности личности и пока-

зали отличие интереса от склонности - как «разницу между наблюдателем и участником деятельности» [4].

Б. М. Теплов и С. Л. Рубинштейн отмечали тесную взаимосвязь склонностей со способностями: они нередко совпадают и развиваются параллельно [5; 6].

Из современных исследователей нам близка позиция И.А. Невского. Он определяет склонность как качество личности, сочетающее в себе устойчивый интерес к определённой области знаний, устойчивое эмоционально окрашенное стремление к деятельности, связанное с интересом, при наличии способностей, умений и навыков, обеспечивающих творческое выполнение избранной деятельности [3].

Если склонность развивается преимущественно при творческом типе её закрепления, то она вызывает у субъекта деятельности увлечённость своей работой, радость и удовлетворение от своего труда, желание длительно выполнять его на высоком качественном уровне, а если что-то не получилось -обращаться к саморефлексии хода и результатов своей работы, поиску причин неудач и осмыслению путей их преодоления.

Несомненно, здесь важны: способность к догадке, к прогнозу, к выделению идей и стратегий, к моделированию и проектированию, рефлексивные способности. Они актуализируют потенциальные возможности будущего или действующего специалиста, позволяют определять противоречия, просчитывать факторы позитивного и негативного влияния, принимать рациональные решения.

Чтобы способности и склонность к профессиональному творчеству успешно развивались, необходим развитый интеллект в целом и, прежде всего, качества профессионального мышления: быстрота ориентировки, системность, гибкость, оригинальность, аналитичность и критичность. В рамках Госстандарта освоения специальности важна также профессиональная компетентность, профессиональные умения и опыт решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях.

Склонность к профессиональному творчеству и предпосылки мастерства развиваются в сотрудничестве преподавателя со студентами или действующего педагога со своими коллегами в учреждениях образования. Проявляются же эти предпосылки у студентов на педпрактике, а у педагогов - в их работе с детьми, подростками и старшеклассниками. Для этого важно обращение педагогического коллектива к проблемам общей и профессиональной культуры, которая предполагает: 1) умение профессионально (бесконфликтно) общаться с детьми, их родителями и коллегами; 2) построение учебно-воспитательного процесса не на чутье, а в сочетании с серьезным изучением детей и использованием полученных данных для оказания помощи в преодолении их проблем; 3) широкий предметный и культурный кругозор учителя, позволяющий ему быть интересной личностью для ребят, который приобретается самообразованием и самовоспитанием; 4) знание новых подходов и новых типов обучения, технологии, передовой опыт, чтобы решать сложные профессиональные

задачи с необычными категориями школьников (проблемными, одаренными, сиротами и др.); 5) развитие учителем склонности к профессиональному творчеству для успешной созидательной деятельности с разными категориями учащихся, что будет способствовать получению удовлетворения от своей гуманистической миссии в профессии и обществе.

Уровень профессионализма и мастерства учителя оценивается не по количеству затраченных им усилий, а по продуктивности (эффективности) результата, которого учитель сумел достичь в формировании готовности своих воспитанников к профессиональному и жизненному самоопределению, по проявлению воспитанниками уникальности, самобытности при самореализации в деятельности, по их активной гражданской позиции, по нравственной культуре, по гуманистическим ценностям, с позиций которых наши выпускники принимают жизненно важные решения, определяя смысл своего существования и созидания.

УДК 37.02 ББК 7400

Литература

1. Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. - М.: Наука, 1997.

2. Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей. -М., 1962.

3. Невский И.А. Склонности, их изучение и развитие в процессе обучения в школе. - Вопросы психологии, 1964. -№ 2.

4. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. Учеб. Для индустриально-пед. техникумов. - М., Высшая школа, 1973.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. -М.: Педагогика, 1989. - Т. 1.

6. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий // Избранные труды. В 2 томах. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1985.

7. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер Теории личности. Пер. с англ. - М.: Эксмо-Пресс, 1999.

СИСТЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Н.Е. Кузнецова, доктор педагогических наук, профессор факультета химии, почетный профессор РГПУ им. А.И. Герцена (921) 324 02 20

В статье рассматривается и анализируется проектно-сценарный подход в исследованиях экологических, социально-политических и других областей природы и социума, приводится теоретическое и методологическое обоснование про-ектно-сценарной технологии.

Ключевые слова: проектная технология, проектно-сценарная технология, системный подход, оформление проекта, моделирование.

SYSTEM MODELING AND THE SCENARIO APPROACH AS THE METHODOLOGY OF DESIGN ACTIVITY OF THE TEACHER AND THE STUDENT OF TEACHER TRAINING UNIVERSITY

Kuznetsova N.E.

The project-scenario approach in researches of ecological, social-political and other branches of the nature and society is considered and analyzed in article, the theoretical and methodological substantiation of project-scenario technology is resulted. Keywords: project technology, project-scenario technology, system approach, project registration, modeling.

Современное образование направлено на интенсивное развитие интеллектуальных способностей, общей и информационной культуры, увеличение самостоятельной работы обучаемых, включение их в решение различных проблем. Оно ориентировано на социализацию, повышение компетентности и готовности выпускников школы и вуза продуктивно трудиться и жить в быстро меняющихся условиях.

В последние годы в связи с переходом на гуманистическую парадигму развивающего обучения, высшая школа стала активно использовать в подготовке специалистов образования гуманитарные технологии, ориентированные на самостоятельное приобретение новых знаний, способов действий, развитие личности и профессиональной компетентности. Ведущая роль в обучении отводится технологиям развивающего обучения, среди которых широкое применение получили проектные технологии.

Проектную технологию ввели в образовательный процесс психологи-педагоги Дж. Дьюи, В.Х. Кильпатрик, большой вклад в ее развитие внесли отечественные психологи и педагоги (Е.С. Заир-Бек, О.Г. Прикот, Е.С. Полат, А.И. Савенков, А.В. Хуторской, С.Т. Шацкий и др.), методисты (С.В. Алексеев, О.С. Аранская, В.Н. Давыдов, Г.Ю. Ксензова и др.).

Проектировочный компонент в 70-е годы XX в. был включен в структуру деятельности педагога (Н. В. Кузьмина). В настоящее время исследованы проблемы педагогического проектирования, проектной деятельности, требования к ним (В.Н. Давыдов, Е.И. Заир-Бек, Г.Л. Ильин, М.С. Каган, И.А. Колесникова, В.Е. Родионов и др.). Проектные технологии широко используется в практике образования. Они широко

внедряются в педагогическое образование, так как в них используются нетрадиционные средства, методы, формы организации, активная учебная и научно-исследовательская деятельность студентов.

Одним из новых для образования видов проектной технологии становится проектно-сценарная технология. Она применяется в современной науке для исследования экологических, социально-политических и других областей природы и социума. Построение сценариев глобального развития разных сфер жизни стало сейчас особенно актуальным в связи с участившимися катастрофами и катаклизмами в природе, мировым финансово-экономическим кризисом. Составление сценариев развития и решения глобальных проблем социума и окружающей среды основано на долгосрочном прогнозировании, системном моделировании и сценарном подходе, чему надо обучать школьников, студентов, живущих в быстро изменяющемся мире. Показ проблем глобализации окружающего мира и методология их решения актуальны для образования (И. Ю. Алексашина и др.).

В данной статье мы остановимся на теоретическом и методологическом обосновании нового для обучения - про-ектно-сценарного подхода и соответствующей ему технологии.

К раскрытию разных глобальных процессов в контексте изучаемых дисциплин активно обращаются преподаватели школ и вузов при подготовке к проведению организационно-деловых и ролевых игр, конференций, проектно-исследовательской деятельности обучаемых и других форм инновационного обучения. В науке при решении социально-экономических, экологических и других глобальных проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.