Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ К ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ'

ПРЕДПОСЫЛКИ К ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / юридический профиль / интеграция / общая физиче-ская и профессиональная подготовка / работоспособность / мотивация / students / legal profile / integration / general physical and vocational training / effi-ciency / motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патаркацишвили Николай Юрьевич, Завьялов Дмитрий Александрович, Исаев Роман Самирович

Выявлено отношение студентов юридического профиля к спорту и учебным занятиям по прикладной физической культуре. Проведен опрос студентов с целью определения и выявления значимости общих физических упражнений в учебной и про-фессиональной деятельности выпускников. Выявлены основные причины спортивного интереса к занятиям в группе общей физической подготовки и факторы, сдерживаю-щие выполнение нормативных физических показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Патаркацишвили Николай Юрьевич, Завьялов Дмитрий Александрович, Исаев Роман Самирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACKGROUND TO INTEGRATION OF PHYSICAL AND PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF LEGAL PROFILE

Revealed the attitude of students of the legal profile to sports and training in applied physi-cal culture. A survey of students was carried out in order to determine and identify the im-portance of general physical exercises in the educational and professional activities of gra-duates. The main reasons for the sports inter-est in exercising in the group of general physi-cal fitness and the factors constraining the ful-fillment of normative physical indicators were revealed.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ К ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»

УДК 796.011.1:378.172 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11107

ПРЕДПОСЫЛКИ К ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Н.Ю. Патаркацишвили, Д.А. Завьялов, Р.С. Исаев

Выявлено отношение студентов юридического профиля к спорту и учебным занятиям по прикладной физической культуре. Проведен опрос студентов с целью определения и выявления значимости общих физических упражнений в учебной и профессиональной деятельности выпускников. Выявлены основные причины спортивного интереса к занятиям в группе общей физической подготовки и факторы, сдерживающие выполнение нормативных физических показателей.

Ключевые слова: студенты, юридический профиль, интеграция, общая физическая и профессиональная подготовка, работоспособность, мотивация.

BACKGROUND TO INTEGRATION OF PHYSICAL AND PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF LEGAL PROFILE

Patarkatsishvili N.Yu., senior lecturer, npu-tincev@mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian Federal University, Zavyalov D.A., doctor of pedagogical sciences, professor, biopedagog@yandex.ru, Russia, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Asta-fieva,

Isaev R.S., teacher, romanisaev1993@ma-il.ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian Federal University

Revealed the attitude of students of the legal profile to sports and training in applied physical culture. A survey of students was carried out in order to determine and identify the importance of general physical exercises in the educational and professional activities of graduates. The main reasons for the sports interest in exercising in the group of general physical fitness and the factors constraining the fulfillment of normative physical indicators were revealed.

Key words: students, legal profile, integration, general physical and vocational training, efficiency, motivation.

Патаркацишвили Николай Юрьевич, старший преподаватель, nputincev@mail.ru, Россия, Красноярск, Сибирский федеральный университет,

Завьялов Дмитрий Александрович, д-р пед. наук, проф., biopedagog@yandex.ru, Россия, Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева,

Исаев Роман Самирович, преподаватель, го-manisaev1993@mail.ru, Россия, Красноярск, Сибирский федеральный университет

Физические упражнения и спорт -важные части жизни общества и отдельно взятой личности. Данные части не менее значимы и в жизнедеятельности будущего юриста как в силовой профессиональной деятельности, так и в гражданско-правовой. В зависимости от направленности спорт оказывает положительное воздействие на различные органы и системы человека, способствующие его дальнейшей продуктивной профессиональной работе. Так, например, у специалистов по уголовному праву посредством физической культуры необходимо развивать функции зрительного

анализатора (остроту зрения, глазомер, зрительно-моторные реакции), а у выпускников гражданского права -владение в совершенстве свойствами памяти (зрительная, слуховая, двигательная) и внимания (концентрация, переключение, объем). Для специалистов в области государственного права характерно развитие

познавательных функций мозга, устойчивость сердечно-сосудистой и нервной систем, благодаря этому значительно повышается эффективность интеллектуального труда [1-3, 5-8].

Кроме того, стоит отметить, что физическая подготовка студента как будущего специалиста в области юриспруденции важна на этапе непосредственного начала обучения в юридических вузах. Общеизвестно, что прививать любовь к спорту нужно с раннего возраста путем личного примера, затем в школе на уроках физической культуры, рассказывая, чем важен и полезен спорт для здоровья человека, а уже в профилирующих вузах предлагать студентам заниматься различными видами спорта, кото -рые будут развивать те или иные функции организма. К сожалению, в современных юридических институтах такая тенденция не наблюдается. Основной упор обучения студентов делается именно на работу с интеллектуальной, социально-психологической, сенсорной долей труда, то есть большую часть времени студенты проводят либо за компьютером, либо на лекциях. Соответственно, учебные часы, связанные с физическими нагрузками, значительно сократились. С одной стороны, обучающиеся в вузах получают огромное количество необходимой для будущей профес -сии информации, а с другой стороны, из-за снижения уровня занятий спортом недостаточно уделяют внимание функциональному состоянию организма, что, как следствие, приводит к ухудшению эффективности обучения в целом [1-8].

Так, например, вынужденная ежедневная и однообразная рабочая поза студентов способствует развитию сутулости, искривлению позвоночника и нарушению его подвижности. Ограниченная амплитуда рабочих движений приводит к ухудшению подвижности в наиболее крупных суста -вах (плечевом, локтевом, тазобедренном, коленном, голеностопном). Ограничение подвижности грудной клетки уменьшает глубину дыхания, в результате чего снижается поступление кислорода к работающим органам, в первую очередь к головному мозгу. Малоподвижная рабочая поза ухуд -шает нормальный поток крови в организме, способствует возникновению застойных явлений в брюшной полости и нижних конечностях, варикозного расширения вен, которое влечет за собой дополнительные осложнения в организме. Постоянная нагрузка зрительного анализатора, особенно при условии недостаточной тренированности мышц, регулирующих аккомодацию глаза, способствует нарушению функции зрения [2, 5, 8].

В рамках проблемы нашего исследования был проведен опрос среди студентов Сибирского федерального университета юридического института с целью выявить отношение студентов к спорту и дать лично -стную оценку занятиям в вузе, в частности проводимым на занятиях общей группы здоровья по прикладной физической культуре в юридическом институте.

В опросе приняли участие 160 студентов разных курсов юридиче -ского института Сибирского федерального университета г. Красноярска (рис. 1). Динамика их отношения к физической культуре и спорту в процессе обучения в вузе представлена в таблице.

Рис. 1. Количество студентов, принявших участие в опросе

Отношение студентов юридического института Сибирского федерального университета к физической культуре и спорту в процессе

обучения, %

Ответы

Курс Юноши Девушки

Да, ФКиС нужны, Нет, ФКиС не Да, ФКиС нужны, Нет, ФКиС не

интересно нужны, не интересно интересно нужны, не интересно

1-й 99 1 79 21

2-й 78 22 87 13

3-й 63 37 92 8

4-й 45 55 96 4

Из таблицы видим, что абсолютное большинство респондентов считает физическую культуру неотъемлемым и важным компонентом как для студента, так и для будущего профессионального работника. В меньшей степени наблюдается отрицательное отношение студентов к физической культуре и спорту. Как правило, они не имеют свободного времени и не проявляют интереса к занятиям физическими упражнениями ни в учебное, ни во внеучебное время.

Также выяснили, кто из студентов дополнительно уделяет время занятиям спортом, различными физическими упражнениями, самостоятельным занятиям физической культурой или утренней гимнастике (рис. 2).

Юноши - 54 чел. 27 27

Девушки - 106 чел. 41 65

0 20 40 60 80 100 120

■ нет, не занимаются ■ да, занимаются

Рис. 2. Количество студентов, уделяющих дополнительное время занятиям физической культурой и спортом

Затем были проведены устный опрос и беседа со студентами, чтобы узнать их мнение о том, нужно ли в их учебную деятельность добавить больше спортивных дней, разнообразить занятие физическими упражне -ниями или нет, как они лично относятся к спортивным занятиям в вузе, в частности проводимых в общей группе здоровья по прикладной физической культуре.

Все ответы фиксировались в электронной группе опроса, в которой студенты могли поддержать ранее высказанное мнение или добавить свое. После обработки ответов выделили самые популярные из них. Одни студенты желали добавить больше занятий по физической культуре и спорту для подготовки и формированию профессионально-силовых важных качеств к будущей профессиональной деятельности, а также для получения умственной и эмоциональной разрядки. Другая часть студентов отнеслась скептически к занятиям по физической культуре, они хотели бы совсем избавиться от нее, так как мало были ознакомлены с целью проведения занятий общей физической культурой в вузе, не видели в них ничего полезного и необходимого для себя, а просто хотели уделять больше времени изучению и осваиванию учебного материала без дополнительных физических усилий.

Целью физкультурного образования, прививаемого студентам юридических специальностей, должно быть формирование физической культуры личности будущего квалифицированного специалиста. Формой практического совершенствования являются академические учебные занятия, которые проводятся с использованием упражнений, способствующих развитию качеств личности, необходимых студентам юридических специ -

альностей для их будущей профессиональной деятельности. Так какими же качествами должен обладать будущий юрист или выпускник с юридиче -ским образованием и как начать развивать их в себе? Ответ: добросовестность, дисциплинированность, высокий уровень правосознания, концентрацию внимания и ловкость, а также выносливость без снижения работоспособности - все это совмещает в себе успешный специалист. Для развития таких профессиональных качеств необходимы занятия различными видами коллективных спортивных игр для улучшения коммуникативных качеств и эмоциональной устойчивости (волейболом, баскетболом, футболом), разнообразными играми для концентрации внимания и ловкости, для развития мелкой моторики (настольным теннисом), для выносливости без снижения работоспособности (силовым тренингом) [2, 8].

Таким образом, физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью в жизни профессионального юриста, пронизывают все стороны его деятельности и непосредственно влияют на умственную и физическую работоспособность. В большинстве случаев формирование необходимых качеств будущих специалистов осуществляется в процессе обучения в вузе, создается основа для их дальнейшего саморазвития и совершенствования.

Список литературы

1. Блохин В.Н. Проблемы популяризации спорта в молодежной среде // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тыся -челетии: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2017. С. 16-18.

2. Воронин С.М. Интегративный подход к физической подготовке студентов юридических специальностей // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 1 (41). С. 117-121.

3. Голомозина Е.С., Сыренова Д.С., Шурхавецкая Л.П. Психоэмоциональное состояние студентов института юстиции в период учебной деятельности // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2017. С. 48-51.

4. Изучение мотивации студентов вузов к выполнению нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО / Е.А. Николаев [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 1. С. 25-32.

5. К проблеме снижения мотивации профессионального образования у современных студентов / Е.Н. Нархова [и др.] // Здоровье и образование в XXI веке. 2018. Т. 20. № 10. С. 43-47.

6. Патаркацишвили Н.Ю., Савчук А.Н., Кудрявцев М.Д. Роль физ-культурно-спортивной деятельности в развитии личностных качеств // Об-

разование и социализация личности в современном обществе: материалы XI Междунар. науч. конф. Красноярск: Изд-во КГПУ им. В.П. Астафьева, 2018. С. 261-263.

7. Современные методики кардио-силового тренинга в физическом воспитании студенческой молодежи / А.Ю. Осипов [и др.] // Физическое воспитание студентов. 2016. № 6. С. 34-39.

8. Чергинец В.П. Роль физических упражнений в совершенствовании личностных качеств, обеспечивающих эффективность профессиональ -ной коммуникабельности юристов // Сибирский юридический вестник. 2004. № 1. С. 1.

References

1. Blohin V.N. Problemy populyarizacii sporta v molodezhnoj srede [Problems of popularizing sports among youth] // Problems of the development of physical culture and sports in the new millennium: materials of the VI Intern. scientific-practical conf. Ekaterinburg: RGPPU Publishing House, 2017. P. 16-18.

2. Voronin S.M. Integrativnyj podhod k fizicheskoj podgotovke studentov yuridi-cheskih special'nostej [An integrative approach to physical training of students of legal specialties] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russi]. 2009. No. 1 (41). P. 117-121.

3. Golomozina E.S., Syrenova D.S., Shurhaveckaya L.P. Psihoemocional'noe sos-toyanie studentov instituta yusticii v period uchebnoj deyatel'nosti [Psychoemotional state of students of the Institute of Justice during the period of educational activity] // Problems of the development of physical culture and sports in the new millennium: materials of the VI Intern. scientific-practical conf. Ekaterinburg: RGPPU Publishing House, 2017. P. 48-51.

4. Izuchenie motivacii studentov vuzov k vypolneniyu normativov ispytanij (testov) VFSK GTO [Studying the motivation of university students to fulfill the standards of tests (tests) of the VFSK TRP] // E.A. Nikolaev [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2020. Issue 1. P. 25-32.

5. K probleme snizheniya motivacii professional'nogo obrazovaniya u sovremennyh studentov [On the problem of reducing the motivation of professional education among modern students] / E.N. Narhova [et al.] // Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke [Health and education in the XXI century]. 2018. Vol. 20. No. 10. P. 43-47.

6. Patarkacishvili N.Yu., Savchuk A.N., Kudryavcev M.D. Rol' fizkul'turno-sportiv-noj deyatel'nosti v razvitii lichnostnyh kachestv [The role of physical culture and sports activity in the development of personal qualities] // Education and socialization of the individual in modern society: materials of the XI Intern. scientific. conf. Krasnoyarsk: Publishing house of the KSPU im. V P. Astafieva, 2018. P. 261-263.

7. Sovremennye metodiki kardio-silovogo treninga v fizicheskom vospitanii studen-cheskoj molodezhi [Modern methods of cardio-strength training in physical education of student youth] / A.Yu. Osipov [et al.] // Fizicheskoe vospitanie studentov [Physical education of students]. 2016. No. 6. P. 34-39.

8. Cherginec V.P. Rol' fizicheskih uprazhnenij v sovershenstvovanii lichnostnyh kachestv, obespechivayushchih effektivnost' professional'noj kommunikabel'nosti yuristov [The role of physical exercises in improving personal qualities that ensure the effectiveness of professional communication skills of lawyers] // Sibirskij yuridicheskij vestnik [Siberian legal bulletin]. 2004. No. 1. P. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.