Научная статья на тему 'Особенности физической подготовки студентов первого курса непрофильного вуза'

Особенности физической подготовки студентов первого курса непрофильного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
183
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / первокурсник / физическая подготовка / физическая подготовленность / уровень развития. / student / freshman / physical fitness / physical fitness / level of development.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Миленина Марина Анатольевна, Баркова Ольга Евгеньевна, Ковалева Оксана Сергеевна, Климович Лариса Васильевна

Выявлено, что около 80 % студентов, поступивших на первый курс обучения, имеют низкий уровень развития физических качеств и не могут адаптироваться к традиционной физической нагрузке, предусмотренной учебной программой. Определено эффективное планирование занятий и предложены приоритетные направления физической подготовки занимающихся на первом курсе первой половины учебного года, с учетом особенностей их физического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Миленина Марина Анатольевна, Баркова Ольга Евгеньевна, Ковалева Оксана Сергеевна, Климович Лариса Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PHYSICAL TRAINING OF FIRST-YEAR STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY

It was revealed that about 80 % of students who entered the first year of study have a low level of development of physical qualities and cannot adapt to the traditional physical activity provided by the curriculum. The effective planning of classes was determined and the priority directions of physical training of those who were engaged in the first year of the first half of the school year were proposed, taking into account the peculiarities of their physical development.

Текст научной работы на тему «Особенности физической подготовки студентов первого курса непрофильного вуза»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10904

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА НЕПРОФИЛЬНОГО ВУЗА

М.А. Миленина, О.Е. Баркова, О.С. Ковалева, Л.В. Климович

Выявлено, что около 80 % студентов, поступивших на первый курс обучения, имеют низкий уровень развития физических качеств и не могут адаптироваться к традиционной физической нагрузке, предусмотренной учебной программой. Определено эффективное планирование занятий и предложены приоритетные направления физической подготовки занимающихся на первом курсе первой половины учебного года, с учетом особенностей их физического развития.

Ключевые слова: студент, первокурсник, физическая подготовка, физическая подготовленность, уровень развития.

FEATURES OF PHYSICAL TRAINING OF FIRST-YEAR STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY

M.A. Milenina, senior lecturer, milenina

1963@mail.ru. Russia, Omsk, Omsk State Technical University,

O.E. Barkova, senior lecturer, fizomgtu@ mail.ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical University,

O.S. Kovaleva, senior lecturer, kana-sor@ mail.ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical University,

L.V. Klimovich, senior lecturer, klimovitch 73@mail.ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical University

It was revealed that about 80 % of students who entered the first year of study have a low level of development of physical qualities and cannot adapt to the traditional physical activity provided by the curriculum. The effective planning of classes was determined and the priority directions of physical training of those who were engaged in the first year of the first half of the school year were proposed, taking into account the peculiarities of their physical development.

Key words: student, freshman, physical fitness, physical fitness, level of development.

Миленина Марина Анатольевна, старший преподаватель, тЛешпа 1963@ mail.ru, Россия, Омск, Омский государственный технический университет,

Баркова Ольга Евгеньевна, старший преподаватель, fizomgtu@mail.ru, Россия, Омск, Омский государственный технический университет,

Ковалева Оксана Сергеевна, старший преподаватель, kana-sor@mail.ru, Россия, Омск, Омский государственный технический университет,

Климович Лариса Васильевна, старший преподаватель, klimovitch73@mail.ru, Россия, Омск, Омский государственный технический университет

За последнее время показатели состояния здоровья и физической подготовленности студентов, поступивших на обучение в вуз, снизились. Об этом свидетельствуют исследования авторов, которые показали, что причина данного явления преимущественно заключается в гиподинамии вследствие бурного развития компьютерных систем, коммуникаций, повышенной нагрузки на умственную деятельность [1, 2, 4].

На сегодняшний день учебный

материал физической культуры непрофильных вузов преимущественно предусматривает задачи дальнейшего совершенствования физической подготовленности студентов, начиная с первого курса. Таким образом, традиционная программа не учитывает современные тенденции к низкому уровню развития двигательных навыков, физических качеств и кондиций поступающих в вузы. Ослабленные

студенты не адаптированы к выполнению упражнений силовой, скоростной направленности и длительных кардионагрузок, особенно в начале учебного года. Чрезмерное напряжение неподготовленного мышечного аппарата и функциональных систем снижают у студентов мотивацию к дальнейшим занятиям, нередко вызывают травмы и не обеспечивают оздоровление организма и формирование у него стойких адаптационных реакций к физической нагрузке. В результате выявлено противоречие между образовательными задачами по физической культуре вуза и невозможностью их реализации по причине низкого уровня физической подготовленности поступающих в вузы.

Проведенный анализ научно-методической литературы позволяет утверждать, что сведений о планировании учебного процесса первокурсников вуза с учетом современных тенденций их физической подготовленности и уровня здоровья недостаточно [1-6]. Поэтому необходимо корректирование учебной программы для первого курса, особенно в начале учебного года.

Цель исследования - определить эффективное планирование физической нагрузки в первой половине учебного года студентов первого курса, занимающихся в группах общей физической подготовки.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математической статистики.

Организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты первого курса технического вуза, занимающиеся в группах общей физической подготовки. Сформированы контрольная (далее КГ) и экспериментальная (далее ЭГ) группы по 20 чел. в каждой.

Результаты и их обсуждение. Проведенные нами педагогические наблюдения за реакцией организма студентов первого курса на физическую нагрузку традиционной учебной программы на первых занятиях физической культуры позволили установить, что уже в первой половине занятия при разминочном беге среднее значение показателя частоты сердечных сокращений (ЧСС) составляло 173 уд/мин (длительностью около 12-15 мин). Затем в ходе выполнения упражнений на гибкость ЧСС снижалась, но в момент прыжковых и специально-беговых упражнений средние показатели ЧСС вновь поднимались до 170 уд/мин. В беговых упражнениях мышцы выполняют многократные взрывные сокращения или скоростную интенсивную работу, которая не соответствует ослабленному состоянию опорно-двигательного аппарата занимающихся. В основной части занятия студенты осваивают бег на короткие дистанции с использованием повторного и интервального методов, а также разнообразные скоростно-силовые упражнения. По окончании выполнения каждого подобного упражнения ЧСС занимающихся возрастает до 180-185 уд/мин

и в период отдыха снижается до 110-120 уд/мин. Высокие пульсовые значения вызывают перенапряжение дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Наблюдаются высокая частота дыхания, покраснение или бледность лица, повышенная потливость. Анализ субъективной оценки самочувствия студента на занятии и после его завершения выявили ощущение сильной усталости, нежелание посещать занятия физической культурой.

В этой связи мы посчитали целесообразным разработать планирование и направленность физической нагрузки для студентов первого курса. Основная идея заключается в чередовании нагрузок аэробной нагрузки с силовыми упражнениями, а именно: в рамках одного занятия студент после выполнения аэробной циклической работы в умеренной интенсивности переходит на облегченные силовые упражнениями без отягощений с собственной массой тела. В виде циклической работы мы рекомендуем использовать общедоступный бег трусцой или скандинав -скую ходьбу. В комплекс силовых упражнений были включены средства из фитнеса и традиционные общие развивающие и общие физические упражнения. Начало занятия сопровождалось бегом трусцой с ЧСС до 140 уд/мин в течение 15 мин, затем выполнялись упражнения гимнастика. В основной части (в сентябре, октябре) поочередно чередовались между собой комплекс силовых упражнений (организованный круговым методом тренировки) и бег трусцой - один километр с контролем ЧСС до 140 уд/мин. Особенностью силовых упражнений являлось отсутствие взрывных (однократных и многократно повторяющихся), скоростных и скоростно-силовых движений. Мышцы выполняли сокращения в динамическом режиме в среднем темпе, ЧСС к концу упражнений достигала 150-160 уд/мин и соответствовала большой зоне интенсивности. В ноябре и декабре интенсивность занятия немного возросла за счет добавления в основную часть занятия комплекса специально-беговых упражнений.

Основные принципы планирования:

- избегать высокоинтенсивных анаэробных скоростных и скоро-стно-силовых нагрузок;

- в первом семестре преимущественно выполнять упражнения в умеренной зоне мощности и постепенно по мере повышения адаптационных реакций к физической нагрузке во втором семестре выполнять нагрузку преимущественно в большой зоне мощности;

- ограничить поднимание тяжестей не более 30-40 % от массы тела занимающегося.

Такого рода аэробная нагрузка функциональной и силовой направленности способствует оздоровлению организма, повышению работоспособности его функций и систем, укреплению двигательного аппарата [7, 8].

Для определения эффективности разработанного нами планирования физической нагрузки был организован педагогический эксперимент, охватывающий полный учебный год. Однако для определения динамики показателей физической подготовленности, имеющих значение в исследовании студентов, были проведены первый срез тестирования в начале учебного года и текущий контроль физической подготовленности в конце первого семестра (таблица). На начало учебного года уровень физической подготовленности юношей ЭГ и КГ был примерно одинаков, при сравнении полученных показателей достоверной значимости не выявлено.

Динамика показателей физической подготовленности студентов первого курса экспериментальной и контрольной

групп в первом семестре

№ п/п Тесты В начале В конце

КГ (n=20) ЭГ (n=20) КГ (n=20) ЭГ (n=20)

1 12-минутный тест Купера, м 2050±160 2120±150 2120±190 2320±130*

2 Подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз 4±2,7 5±3,0 5±2,8 7±2,5

3 Прыжок в длину с места, см 219±10 225±13 221±12 230±11

Примечание: * - достоверно значимые изменения при Р<0,05 между показателями

в начале учебного года и в конце первого семестра.

Из таблицы видно, что в результате занятий по физической культуре достигнута положительная динамика уровня физической подготовленности у студентов в КГ и ЭГ. Однако прирост показателей с достоверной значимостью выявлен лишь у представителей ЭГ в тесте, характеризующим общую выносливость и кардиореспираторную производительность. После сдачи 12-минутного теста Купера дополнительно мы оценивали процессы срочного восстановления по показателям ЧСС. В результате установлено, что юноши ЭГ восстанавливаются быстрее (на пятой минуте восстановления - ЧСС 90 уд/мин), юноши КГ - медленнее (ЧСС 120 уд/мин). Полученные результаты текущего контроля свидетельствуют о том, что занимающиеся по экспериментальной методике отличаются более высоким уровнем функциональной подготовленности, у таких студентов выше аэробные возможности организма, а благоприятная восстановительная реакция говорит об адаптации организма к аэробной нагрузке.

Оценивая силовые и скоростно-силовые проявления мышечной системы, выявляем, что прирост показателей, оценивающих силу мышц рук (подтягивание в висе на перекладине), у студентов ЭГ превышает при-

рост показателей студентов КГ почти в 2 раза (40 и 25 % соответственно). Оценивая взрывную силу мышц ног (прыжок в длину с места), обнаруживаем, что прирост показателей ЭГ превышает прирост КГ в абсолютных значениях (9 и 6 см соответственно).

По результатам текущего педагогического контроля можно заключить: бег трусцой в сочетании с силовыми упражнениями на все группы мышц способствуют развитию общей выносливости (как показатель состояния здоровья), гармоничному укреплению мышечной системы -повышению силы, силовой выносливости.

Первая половина реализации экспериментальной методики физической подготовки студентов показала свою эффективность относительно традиционной. Отличительной особенностью планирования во второй половине учебного года является планомерное повышение интенсивности физической нагрузки за счет добавления скоростных и скоростно-силовых упражнений. Окончательные выводы об эффективности разработанной методики физической подготовки студентов возможны после ее апробирования и итогового тестового контроля (третий срез тестирований в конце учебного года).

Список литературы

1. Ярошевич И.Н. Комплексный анализ состояния здоровья студентов 1-го курса технического вуза // Вестник Ангарского государственного технического университета. 2015. № 9. С. 242-244.

2. Кривицкий В.В. Типологическая изменчивость показателей физического развития у первокурсников минских вузов // Весщ БДПУ. Се-рыя 3. Фiзiка. Матэматыка. 1нфарматыка. Бiялогiя. Геаграфiя. 2009. № 3 (61). С. 47-54.

3. Старкова Е.В. Оценка подготовленности студентов к выполнению нормативов ВФСК «ГТО» // Интегративные процессы и межпредметные связи в системе образования физической культуры и спорта: материалы Междунар. науч.-практ. конф. М.: РГУФКСМТ, 2016. С. 252-256.

4. Первушина А.К., Аницоева Л.К. Физическая активность студентов как фактор адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Молодежь - науке - IX: развитие сферы туризма, гостеприимства и спорта в контексте повышения уровня и качества жизни населения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. студ., аспир. и молод. ученых / отв. ред. С.В. Гриненко. Сочи: Изд-во СГУ, 2018. С. 123-126.

5. Чернышева Е.Н., Стрелецкая Ю.В., Калинина Т.В. Педагогический инструментарий распределения оптимального двигательного режима и контроля показателей физического состояния студенческой молодежи ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА // Известия Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 1. С. 61-71.

6. Осыченко М.В., Иванова С.В. Проблемы обеспечения здоровья студентов в образовательном пространстве вуза // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2018. С. 173-176.

7. Сагиев Т.А. Методические аспекты подготовки спортивного резерва в биатлоне // Современная система спортивной подготовки в биатлоне: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Н.С. Загурского. Омск: СибГУФК, 2018. С. 155-158.

8. Сагиев Т.А. Физическое саморазвитие студентов непрофильного вуза как необходимость современной молодежи // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. Вып. 3. С. 72-76.

References

1. Yaroshevich I.N. Kompleksnyj analiz sostoyaniya zdorov'ya studentov 1 -go kursa tekhnicheskogo vuza [Comprehensive analysis of the health status of 1st year students of a technical university] // Vestnik Angarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Angarsk State Technical University]. 2015. No. 9. P. 242-244.

2. Krivickij V.V. Tipologicheskaya izmenchivost' pokazatelej fizicheskogo razvitiya u pervokursnikov minskih vuzov [Typological variability of indicators of physical development among freshmen of Minsk universities] // Vesci BDPU. Seryya 3. Fizika. Matematyka. Infarmatyka. Biyalogiya. Geagrafiya [Vesci BDPU. Gray 3. Fizika. Matemataka. Inpharmacy. Bialogiya. Geography]. 2009. No. 3 (61). P. 47-54.

3. Starkova E.V. Ocenka podgotovlennosti studentov k vypolneniyu normativov VFSK «GTO» [Assessment of students' readiness to fulfill the standards of VFSK "RLD"] // Integrative processes and interdisciplinary connections in the education system of physical culture and sports: materials of the International conference. scientific-practical conf. M.: RGUFKSMT, 2016. P. 252-256.

4. Pervushina A.K., Anicoeva L.K. Fizicheskaya aktivnost' studentov kak faktor adaptacii studentov pervogo kursa k obucheniyu v vuze [Physical activity of students as a factor of adaptation of first-year students to study at a university] // Youth - Science - IX: development of tourism, hospitality and sports in the context of increasing the level and quality of life of the population: materials of All-Russia. scientific-practical conf. stud., aspir. and young. scientists / otv. ed. S.V. Grinenko. Sochi: SSU Publishing House, 2018. P. 123-126.

5. Chernysheva E.N., Streleckaya Yu.V., Kalinina T.V. Pedagogicheskij instrumen-tarij raspredeleniya optimal'nogo dvigatel'nogo rezhima i kontrolya pokazatelej fizicheskogo sostoyaniya studencheskoj molodezhi FGBOU VO Velikolukskaya GSHA [Pedagogical tools for the distribution of the optimal motor regime and control of indicators of the physical condition of student youth at the Velikie Luki State Agricultural Academy] // Izvestiya Veliko-lukskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akademii [News of the Velikie Luki State Agricultural Academy]. 2018. No. 1. P. 61-71.

6. Osychenko M.V., Ivanova S.V. Problemy obespecheniya zdorov'ya studentov v obrazovatel'nom prostranstve vuza [Problems of ensuring the health of students in the educational space of the university] // Physical culture and sport: integration of science and practice: materials of the XV Intern. scientific-practical conf. Stavropol: NCFU Publishing House, 2018. P. 173-176.

7. Sagiev T.A. Metodicheskie aspekty podgotovki sportivnogo rezerva v biatlone [Methodological aspects of training a sports reserve in biathlon] // Modern system of sports training in biathlon: materials of the VI All-Russian. scientific-practical conf. / under total. ed. N.S. Zagursky. Omsk: SibGUFK, 2018. P. 155-158.

8. Sagiev T.A. Fizicheskoe samorazvitie studentov neprofil'nogo vuza kak neobho-dimost' sovremennoj molodezhi [Physical self-development of students of a non-core university as a necessity for modern youth] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical education. Sport]. 2018. Issue 3. P. 72-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.