Научная статья на тему 'Выявление у обучающихся общеобразовательных школ Красноярска мотивов занятий ушу'

Выявление у обучающихся общеобразовательных школ Красноярска мотивов занятий ушу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ушу / школьники / занятия / мотивация / wushu / schoolchildren / classes / motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завьялов Д. А., Ван Г.

В статье представлен анализ мотивов занятиями ушу школьниками шести школ г. Красноярска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завьялов Д. А., Ван Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification of motives of wushu lessons from students of secondary schools of Krasnoyarsk

The article presents an analysis of the motives for wushu lessons by schoolchildren from six schools in Krasnoyarsk

Текст научной работы на тему «Выявление у обучающихся общеобразовательных школ Красноярска мотивов занятий ушу»

Список литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1139 «О порядке присвоения ученых званий».

3. Постановление Правительства РФ от 26 марта 2016 г. № 237 «Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации».

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 октября 2017 г. № 1027 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» (С изменениями внесенными приказом Минобрнауки России от 23 марта 2018 г. № 209).

5. Желтяков А.Д., Завьялова О.Б. Адаптация профессиональных спортсменов за рубежом/ Сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции «Наука и практика в условиях санкционного миропорядка», Санкт-Петербург, 30-31 мая 2018 г. Изд-во ООО «Редакционно-издательский центр «КУЛЬТ-ИНФОРМ-ПРЕСС», 2018. С. 48-49.

6. Князева А.Г. Проблемы адаптации китайских студентов к информационному пространству российского вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2012. № 2 (9). С. 148-150.

7. Машкина О. А. Китайские студенты и магистранты в вузах РФ: проблемы социальной, культурной и языковой адаптации // Цивилизация знаний: проблемы модернизации России: Труды Одиннадцатой Международной научной конференции. -Изд-во РОСНОУ Москва, 2010. С. 208-215.

8. Шевцова Н.И. и Павлова И.С. Беседы о спорте на китайском языке. Пособие-справочник. Владивосток: Издательство Дальневосточного государственного университета, 2008. 256 с.

9. Щербаков А. А., Унда С. И. Особенности межкультурной коммуникации в современном мире // Молодой ученый. 2016. №7.5. С. 95-96. URL https://moluch.ru/archive/111/27923/ (дата обращения: 30.04.2019).

УДК 796.855

DOI: 10.24411/9999-030A-2019-10009

Завьялов Д.А., профессор КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск, Россия (biopedagog@yandex. ru), Ван Г., аспирант КГПУ им. В.П. Астафьева, КНР (www.552382383.com@qq.com) Zavyalov DA, a professor of the KSPU V.P. Astafieva, Krasnoyarsk, Russia (biopedagog@yandex.ru), Van G., graduate student of KSPU. V.P. Astafieva, PRC (www.552382383.com@qq.com)

Выявление у обучающихся общеобразовательных школ Красноярска мотивов занятий ушу Identification of motives of wushu lessons from students of secondary schools of Krasnoyarsk

Аннотация. В статье представлен анализ мотивов занятиями ушу школьниками шести школ г. Красноярска. Abstract. The article presents an analysis of the motives for wushu lessons by schoolchildren from six schools in Krasnoyarsk Ключевые слова: ушу, школьники, занятия, мотивация Keywords: wushu, schoolchildren, classes, motivation

Актуальность. В последние годы наблюдается увеличение количества детей, занимающихся спортом. Это может быть связано с общественно-экономической, политической и социальной ситуацией в нашем обществе. Растёт количество различных спортивных секций, клубов, в основном, частных. Рынок спортивных услуг предлагает большой ассортимент видов спорта, которыми могут заниматься дети. Родители, обеспокоенные снижением двигательной активности своих детей в связи с глобальной информатизацией общества, ищут возможности «пристроить» своего ребёнка, по сути, в любую спортивную секцию, тем более, если она находится недалеко от места жительства.

Одним из видов спорта, который достаточно быстро приобретает популярность в России, является ушу. Это вид китайской оздоровительной гимнастики, имеющий большое количество стилей и направлений. Он позиционируется не только как вид спорта, но и как компонент гармоничного развития занимающегося. В настоящее время занятия ушу ведут тренеры, которые раньше занимались ушу и прошедшие обучение этому виду спорта на различных курсах. И, при нехватке специальной литературы и специальных знаний существует опасность того, что содержание занятий по ушу может сильно отличаться от тех базовых идей, техник, которые были разработаны в Китае, тем самым дискредитируя этот вид спорта и снижая эффективность занятий.

Цели и задачи. С целью выявления мотивов занятий ушу нами было проведено исследование. В настоящее время спектр вопросников и шкал, используемых в психологических тестах при изучении спортивной мотивации, достаточно широк. В рамках данного исследования не ставится цель дать им анализ или выявить наиболее эффективные из них. Представляет интерес структура первоначальной спортивной мотивации, представленная Хэ Чженьцюанем (Стимулирование мотивации студентов к занятиям физической культурой в высшем образовании // Журнал Уханьского института физического воспитания, 1997 №4, С62-64). Автор предлагает использовать три направления: внутренняя мотива-

ция, внешняя мотивация и отсутствие мотивации. В свою очередь, внешняя делится на три части: внешние причины (например, материальное стимулирование), проецирование (участие в мероприятиях для повышения двигательной активности) и признание окружающими. Внутренняя также делится на три части: стремление к знанию (приобретение нового опыта, новых впечатлений), стремление к достижению (интересен процесс выполнения движений) и стимулирование (чувство счастья, переживание от процесса). Отсутствие мотивации характеризуется чувством, когда у занимающихся «ничего не получается». Таким образом, в шкале мотивации имеются семь её составляющих (рис. 1).

Рис. 1. Структура спортивной мотивации

Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 126 обучающихся 6 общеобразовательных школ г. Красноярска 8-14 лет, среди которых примерно равное соотношение мальчиков и девочек.

Для проведения исследования был использован опросник [1]. В опроснике было 45 вопросов, в каждом из которых респондент выбирал один вариант ответа из предложенных вариантов - «полностью согласен», «частично согласен», «затрудняюсь ответить», «частично не согласен», «совершенно не согласен». Коэффициент альфа Кронбаха составил 0,81. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты спортивной мотивации

Показатель Значение (Хср ± о)

Внешние причины 3,06 ± 0,70

Проецирование 2,20 ± 0,69

Признание 2,51 ± 0,56

Стремление к знаниям 2,31 ± 0,41

Стремление к достижению 1,87 ± 0,73

Стимулирование 1,83 ± 0,72

Отсутствие мотивации 3,72 ± 1,02

Результаты исследований. Для интерпретации полученных результатов необходимо учитывать, что высокими показателями являются те, которые приближаются к значению «3», полученному при обработке данных. Результаты, приведенные в таблице, показывают, что уровень внутренней мотивации школьников Красноярска относительно низок, а средние значения показателей имеют сильные колебания. В то же время уровень внешней мотивации достаточно высок, в частности, показатель «внешние причины». Очевидно, что преобладание у респондентов внешней мотивации над внутренней говорит о том, что занятия ушу ещё не до конца являются внутренней установкой респондентов, и для них доминирующими пока являются какие-то внешние факторы.

Настораживает высокий показатель отсутствия мотивации - 3,72. Он показывает, что часть ре-

спондентов занимается ушу с явным отсутствием интереса. Возможно, респонденты пока ещё не прониклись философией ушу или имеют место какие-то другие причины.

Выводы. Беседы с большим количеством респондентов после выявления данных, представленных в таблице, показали, что выявленный уровень мотивации вызван следующими причинами:

1. Обстоятельства, которые не зависят от респондентов, возможно, возникают стремительно или стихийно.

2. Методическая литература по ушу в основном представлена на китайском или английском языке, острая нехватка на местном книжном рынке специальной и популярной литературы по ушу не способствует росту популярности этого вида спорта.

3. Указанная выше причина ограничивает возможности и профессиональный уровень тренеров по ушу в регионе тем, что в своей практике они используют ограниченный перечень средств и методик обучения ушу. Это приводит к монотонности занятий и снижению интереса у занимающихся ушу.

Таким образом, видится необходимость в повышении образовательного уровня тренеров по ушу, подготовке соответствующих методических материалов и документов.

УДК 796.06

DOI: 10.24411/9999-030A-2019-10010

Павлов А.Н. - преподаватель; Бальжинимаев Э.Б. - ассистент, Колесникова А.Ю. - старший преподаватель, ИГУ, г. Иркутск (anpavlov.work@gmail.com)

Pavlov A.N. - lecturer; Balzhinimaev E.E. - assistant, Kolesnikova A.Y. - senior lecturer, ИГУ, г. Иркутск fanpavlov.work@gmail.com)

Внедрение ВФСК «ГТО» в реализацию дисциплин по физической культуре и спорту в образовательных организациях высшего образования на примере Иркутского государственного университета

The inclusion of VFSK «GTO» in the discipline «Physical culture and sport» in higher education on

the example of Irkutsk State University

Аннотация. В данной статье проанализировано текущее состояние внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в Иркутской области и Иркутском государственном университете. Представлены предложения по внедрению нормативов комплекса в реализацию дисциплин по физической культуре и спорту в образовательных организациях высшего образования.

Abstract. This article analyzes the status of the implementation of the VFSK «GTO» in the Irkutsk Region and Irkutsk State University. Presented proposals for the inclusion of VFSK «GTO» in the discipline «Physical culture and sport» in higher education on the example of Irkutsk State University.

Ключевые слова: ГТО, физическая культура и спорт, образовательные организации высшего образования. Keywords: VFSK «GTO», physical culture and sport, higher education.

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (комплекс ГТО) был введен 1 сентября 2014 года Указом президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» [1].

Современный комплекс ГТО является адаптированной версией программы физкультурной подготовки с одноименным названием, существовавшей в СССР с 1931 по 1991 год. В советские годы комплекс ГТО играл значительную роль, был направлен на формирование морального и духовного облика советских людей, гармоничное и всестороннее развитие их физических и нравственных качеств, укрепление здоровья и повышения творческой и трудовой активности. Современный комплекс ГТО ставит перед собой аналогичные цели и задачи.

На современном этапе развития комплекса ГТО особенно актуально его применение в реализации дисциплин по физической культуре и спорту в образовательных организациях высшего образования (ООВО). Основной образовательной задачей физической культуры в ООВО является формирование универсальной (общекультурной) компетенции, позволяющей выпускнику, освоившему программу высшего образования самостоятельно использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. [4].

Цель исследования: разработка научно-обоснованных предложений по внедрению комплекса ГТО в реализацию дисциплин по физической культуре и спорту в образовательных организациях высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.