Научная статья на тему 'Предпосылки исследования проблемы биоэтического воспитания личности в системе образования'

Предпосылки исследования проблемы биоэтического воспитания личности в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПОСЫЛКА / ЭКОПЕДАГОГИКА / БИОЭТИКА / БИОЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Аида Насрутдиновна

В статье на основе критического анализа противоречий и проблем, сложившихся в обществе и педагогике воспитания, актуализируются и обосновываются предпосылки исследования проблемы биоэтического воспитания личности в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREREQUISITES FOR THE STUDY OF BIOETHICAL ISSUES OF PERSONALITY DEVELOPMENT IN THE EDUCATION SYSTEM

In the article on the basis of a critical analysis of the contradictions and problems existing in society and of education, updated and substantiates the basis of the study of bioethical issues of personality development in the education system.

Текст научной работы на тему «Предпосылки исследования проблемы биоэтического воспитания личности в системе образования»

УДК 378 А.Н. Магомедова

Aida Magomedova

Обоснование необходимости исследования проблемы биоэтического воспитания личности в системе образования потребовало выявления предпосылок (предпосылка - 1) исходный пункт какого-нибудь рассуждения; 2) предварительное условие чего-нибудь; глагол предпослать означает написать, сказать в качестве введения к чему-нибудь [10, с. 570-571]), сложившихся в философской, социологической, педагогической и психологической науках, в нормативной базе образования, в системах общего и педагогического образования страны, позволяющих решать данную проблему. Прежде всего как предпосылку мы рассматриваем появление возможности и необходимости использования в педагогических системах различного уровня биоэтических подходов к нравственному становлению молодежи, что связано с тем, что на смену знаниевоориентированного образования приходит новая функция образования - становление человека как субъекта преобразования социума, порождения новых форм общественной жизни на основе ценностей саморазвития (самообразования, самовоспитания, самоуправления) и взаимоблагоприятной коэволюции человека с живой природой [3; 11; 16]. В системе российского образования в настоящее время начала формироваться новая культура воспитания, характеризующаяся такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практик, увеличение степеней свободы всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

Происходящие процессы проявили противоречия, которые мы также рассматриваем как предпосылки исследования проблемы биоэтического воспитания личности. В современном образовании сложились противоречия между потребностью общества в формировании личностей, способных и готовых к активной деятельности, но корректно строящих пространство своей жизнедеятельности на нормах этики и биоэтической морали, с одной стороны, и жесткими условиями современной политической и социально-экономической системы, требующими от личности способности к выживанию, с другой стороны, а также между потребностью профессиональной педагогической школы в реализа-ции практики подготовки учителей к биоэтическому воспитанию обучающихся, с одной стороны, и недостаточным вниманием к разработке психолого-педагогических основ организации такой подготовки в педагогических вузах, с другой стороны [2, с. 163]. Кроме того, существует противоречие между потребностью личности самого учащегося школы или студента вуза в самореализации в биоэтической образовательной и просветительской деятельности, с одной стороны, и недостаточным

© Магомедова А.Н., 2015

вниманием администраций школ и вузов к организации такой работы со школьниками и студентами на основе обеспечения самоорганизации и самоуправления, с другой стороны.

Перечисленные выше противоречия свидетельствуют о том, что создание условий для поддержки биоэтической деятельности молодежи и подготовки их к данной деятельности, является актуальной психолого-педагогической проблемой, игнорирование которой может привести к деградаци-онным процессам в природе и обществе, серьезным угрозам экологическому, экономическому, социальному и культурному становлению государства. Видимо, именно поэтому в педагогических и психологических исследованиях возникло как реакция на идеи мирового экологического движения такое направление образовательно-просветительской деятельности ученых, педагогов, общественности, как экопедагогика [15; 16; 18; 20], которая представляет собой предпосылочное знание для утверждения биоэтических идей в воспитании. Представители этого альтернативного направления [1; 16; 18] подвергают концепции официального направления педагогики воспитания жесткой критике. Основными ее моментами является то, что сторонники официальной педагогики, как и все государственное (формальное, или формализованное) образование, находятся на службе технико-экономической системы индустриальной культуры (переход к постиндустриальному, информационному обществу принципиально пока ничего не меняет в отношениях цивилизации и природы) и поэтому способствуют порочному технологическому отношению к природе, что привело к отчуждению человека от самого себя и от природы.

Нам близка позиция Г. Мертенса [19, с. 233], по мнению которого, комплексная педагогическая цель воспитания экологической ответственности включает несколько моментов, главные из них - «экологическая ориентация», «экологическая деловая компетенция», «благоговение» и «опека», или «забота». Экологической педагогике не нужно возвращаться при этом, хотя и в привлекательный, но очень далекий от нас мир анимистической или тотемистической природы, наоборот, целесообразно по аналогии с природными религиями идти от европейской культурной традиции к воспитанию благоговения, произведенного от знания [19, с. 252]. Данные понятия, применяемые ученым, очень близки (или даже совпадают) с понятиями биоэтики, но сам автор почему-то не использует биоэтику как научно-педагогическую платформу концепции воспитания. К тому же, с нашей точки зрения, использование применительно к какому-либо виду деятельности прилагательного «экологический», несколько размывает существо самой деятельности, придает ей обобщенный, не четкий, и не вполне понятный характер. Поэтому одной из предпосылок исследования проблемы биоэтического воспитания является попытка уйти от использования в образовательной практике очень широких понятий «экологическое образование», «экологическое воспитание» к более конкретному «биоэтическое воспитание». Наша нравственно-педагогическая позиция заключается в том, что, оставаясь в рамках индустриальных форм жизни, человек должен стремиться к наиболее полному насыщению своих связей с природой при условии признания ее самобытия, самоценности и чувственного превосходства. Поэтому мы считаем, что этика благоговения, для которой жизнь священна во всех ее оттенках вплоть до самых простых проявлений, требует действия и проявляется в духовном отношении ко всякой жизни, в солидарности и самоотверженности по отношению к любому живому существу.

В качестве предпосылки подготовки будущих учителей к биоэтическому воспитанию школь -ников можно рассматривать и то, что современная школьная система образования России отличается излишней интеллектуализацией, склонностью к аналитико-эмпирической рациональности, переоценкой математического и технико-экономического мышления [7; 16; 17; 19] обучающимися природы и жизни во всех ее проявлениях. Необходимо обратить внимание на то, что специфическое (экологическое, биоэтическое) образование, нацеленное на переживание прекрасного в природе, до сих пор учеными и педагогами нередко связывается с романтизмом, мечтательностью, консерватизмом, псевдонародностью, стремлением к тривиальному. Оно используется также в идеологии с

националистической окраской или сдвигается до отрешенности от общественной реальности. В таких педагогических системах сама природа превращается в идеологически независимую инстанцию, в убежище для компенсации общего неблагополучия в сфере культуры. Педагогика биоэтического воспитания усматривает в подобных тенденциях невежество, равнодушие, отдаленность по отношению к природе с симптомами отчуждения [3; 4; 13].

В качестве предпосылки проводимого исследования рассмотрим существующие взгляды на культуру будущего. Так, по мнению Е.У. Вайцзакера, культура грядущего должна в корне отличаться от сегодняшней и она должна содержать биоэтическое начало. В представлениях ученого, природа, животные и растения, как во многих религиях, должны представлять ценность сами по себе. Они должны быть отделены от сегодняшней роли простых предметов потребления. Ученый уповает на то, что должны измениться также ценностные представления, и многие вещи, товары и виды деятельности должны выйти полностью из сферы монетарной оценки. Такую культуру должны отличать «эстетика многообразия, экологической долговечности, долгосрочности, неторопливости, терпимости к ошибкам, сознательного ограничения (и все-таки мировой сопричастности), непродажности, индивидуального труда». При этом созидательный пафос, благосостояние человека, высокие технологии, всемирный и космический горизонт ни в коем случае на должны упускаться из виду. «Земля заслуживает того, чтобы мы смотрели на нее как на свою Родину. Родину же - это знают все культуры - не разрушают» [20, с. 9].

Все вышеизложенное наталкивает на мысль о том, что экологическое образование (и его ценностно-смысловое ядро - биоэтическое воспитание) признается в настоящее время в качестве одного из действенных средств решения современных проблем человека и окружающей среды, общества и природы, экоэкономики, отношения к детству и сиротству, здорового образа жизни самого человека и др. Однако функционирующие системы такого воспитания вызывают нарекания у специалистов и общественности из-за невысокой их эффективности. Необходимо также отметить, что психолого-педагогической наукой [9; 14; 16] в основном сформирована теоретико-методологическая база для осуществления экологического образования, модернизации педагогического образования и подготов -ки учителей к данному виду деятельности, но многие вопросы, связанные с теоретическими и прикладными аспектами биоэтичекого воспитания и подготовки к такому виду воспитания учителей, остаются нерешенными. Сформированность теоретико-методологической базы экологического образования, с одной стороны, и существование целого ряда проблем в данной образовательной деятельности, с другой, также создают предпосылочную основу нашему исследованию. В частности, осуществленный нами анализ литературы [6; 7; 8; 14; 17], посвященной вопросам биоэтического и экологического характера, позволил выделить несколько ключевых проблем. Прежде всего, это то, что:

- категориальный аппарат биоэтики требует развития и большей смысловой определенности;

- биоэтические проблемы реально существуют, как и существует необходимость их решения;

- назрела необходимость биоэтического воспитания детей, подростков, населения всей планеты, и биоэтическое воспитание должно основываться на идеалах «этики благоговения перед жизнью» [8];

- в практике функционирования педагогических систем (вуз, колледж, школа, детский сад) различного уровня - от федерального до регионального и отдельного учреждения или педагога - отсутствует целенаправленная, системно представленная работа по биоэтическому воспитанию обучающихся. В лучшем случае в отдельных вузах в рамках курсов специализации изучается курс «Основы биоэтики», который в зависимости от получаемой студентами специальности носит социальную, медицинскую или правовую окраску [6, с. 402-411];

- подавляющее большинство школьных (и вузовских) педагогов не готовы (не подготовлены) к осуществлению биоэтической образовательной деятельности как в формальном, так и неформальном компонентах образовательных программ.

Таким образом, важнейшей предпосылкой исследования проблемы биоэтического воспитания личности, с одной стороны, являлся теоретический и практический опыт, накопленный психологической и педагогической науками по экологическому, природоохранному образованию, а, с другой стороны, крайне недостаточный опыт по изучению феномена биоэтического воспитания и условий его осуществления в системе образования.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать несколько выводов:

- биоэтика может рассматриваться как нравственный регулятив по отношению ко всем проявлениям жизни. Отсюда, биоэтическое воспитание - это цель, процесс и результат становления личности, обладающей (и владеющей) названным регулятивом [5];

- биоэтическое воспитание - это не только (не столько) процесс формирования гармонически развитой и профессионально компетентной в сфере биоэтики личности, а становление личности, руководствующейся в своих действиях биоэтической (биоцентрической) моралью, оценивающей потребности каждого живого существа по справедливости и учитывающей их в своей деятельности;

- вычленение биоэтического воспитания в качестве нравственного приоритета педагогики происходит под влиянием развивающихся социально-педагогических процессов-предпосылок. В современной российской школе необходимы не только процессы демократизации, обновления учебного процесса, но и возникает необходимость актуализации общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства, т.е. всего того, что составляет гуманитарный базис образования, который совпадает во многих аспектах с базисом биоэтического воспитания;

- трудность в становлении биоэтического воспитания связана не только с противоречивым дискуссионным характером и статусом биоэтики, но и с тем, что в условиях утилитарно-технократического подхода к образованию не обеспечивается развитие свободного мышления как учащегося, так и учителя, их способности к самостоятельному ответственному выбору и ориентации в различных жизненных ситуациях, в том числе и в сфере социальной и профессиональной деятельности;

- комплексный характер экологических (биоэтических) и связанных с ними психолого-педагогических проблем заставляет отечественных педагогов и психологов искать в настоящее время оптимальные пути и средства реализации не только понятий о глобальных проблемах, проблемах биосферы, мирового сообщества людей в содержании экологического образования и воспитания подрастающего поколения, но и в формировании особого биоэтического отношения к жизни, как в узком, так и в самом широком его понимании;

- выбор стратегии и путей развития современного образования и ключевых аспектов подготовки современного учителя предполагают осмысление и решение актуальных проблем, характерных для современного этапа развития цивилизации - проблем, которые в целом называются «биоэтическими». Они возникают из факта вмешательства современной науки в глубинные биологические, психологические и социальные процессы. Наука посягнула, по сути дела, на святая святых - природу человека, она пытается радикально перекроить наш организм, вторгаясь, таким образом, не только в тело, но ив душу [6, с. 402-411].

Библиографический список 1. Андреев В.И. Система образования в ФРГ / В.И. Андреев. - Минск, 1993. - С. 14.

2. Апресян Р.Г., Шамов И.А. Совещание ЮНЕСКО по проблемам преподавания этики и биоэтики // Вопросы философии. - 2005. - № 7. - С. 163.

3. Введение в биоэтику. - М.: Прогресс-Традиция, 1998. - 384 с.

4. Гиляров А. Человек и животные: этика отношений // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Трибуна - 6». - Киев, 1997. - С. 129-137.

5. Гуляницкая Л. Возрастные особенности содержания понятия «природы» у школьников / Л. Гуляницкая. -Даугавпилс, 1994. - С. 32-34.

6. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: учебное пособие для студентов вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - С. 402-411.

7. Лихачев Д.С. Экология - проблема нравственная // Наше наследие. - 1991. - № 1. - С. 3-7.

8. Мир на пороге XXI столетия. - Чебоксары: Клио, 1993. - 280 с.

9. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2000. - С. 71-78.

10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1994. - С. 570-571.

11. Потгер В.Р. Биоэтика: мост в будущее / В.Р. Потгер. - Киев: Изд. Вадим Карпенко, 2002. - 216 с.

12. Соколов В.Е. Фундаментальные биологические и экологические исследования. Вестник РАН, 1994. -Т. 64. - № 9. - С. 797-809.

13. Толстова О.И. Из опыта биоэтического воспитания студентов в харьковской государственной зооветери-нарной академии // Биоэтика - путь к мировым стандартам: тезисы докл. II Международного симпозиума. - Харьков, 2005. - С. 188-189.

14. Харченко Л.Н. Современное биологическое образование. Теоретический и технологический аспекты / Л.Н. Харченко, В.И. Горовая, Н.Н.Сотникова. - М.: Илекса-Ставрополь: Сервисшкола, 2005. - 320 с.

15. Швейцер А. Культура и этика / А. Швейцер; пер. с нем. - М.: Прогресс, 1973. - 344 с.

16. Экологическое образование: опыт России и Германии. - М.: Горизонт, 1997. - 512 с.

17. Ясвин В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2000. - С. 219-223.

18. Haan G. de Okologie-Handbuch Sekundarstufe l: sieben Umweltthemen in nichtmathematisch-naturwissenschaftlichen Fachern / G. de Haan. - Weinheim; Basel: Beltz, 1994. - 242 s.

19. Mertens G. Umwelterziehung: eine Grundlegung ihrer Ziele / G. Mertens. - 3. Aufl. Paderborn. - Munchen; Wien; Zurich: Schoningh, 1995. - S. 233.

20. Weizsacker E.U. von Erdpolitik Ökologische Realpoitik an der Schwelle zum Jahrhundert der Umwelt / E.U. WEizsacker. - Darmstadt: Wiss. Buchges. - 1990. - S. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.