УДК 378 А.Н. Магомедова
Aida Magomedova
Обоснование необходимости исследования проблемы биоэтического воспитания личности в системе образования потребовало выявления предпосылок (предпосылка - 1) исходный пункт какого-нибудь рассуждения; 2) предварительное условие чего-нибудь; глагол предпослать означает написать, сказать в качестве введения к чему-нибудь [10, с. 570-571]), сложившихся в философской, социологической, педагогической и психологической науках, в нормативной базе образования, в системах общего и педагогического образования страны, позволяющих решать данную проблему. Прежде всего как предпосылку мы рассматриваем появление возможности и необходимости использования в педагогических системах различного уровня биоэтических подходов к нравственному становлению молодежи, что связано с тем, что на смену знаниевоориентированного образования приходит новая функция образования - становление человека как субъекта преобразования социума, порождения новых форм общественной жизни на основе ценностей саморазвития (самообразования, самовоспитания, самоуправления) и взаимоблагоприятной коэволюции человека с живой природой [3; 11; 16]. В системе российского образования в настоящее время начала формироваться новая культура воспитания, характеризующаяся такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практик, увеличение степеней свободы всех субъектов учебно-воспитательного процесса.
Происходящие процессы проявили противоречия, которые мы также рассматриваем как предпосылки исследования проблемы биоэтического воспитания личности. В современном образовании сложились противоречия между потребностью общества в формировании личностей, способных и готовых к активной деятельности, но корректно строящих пространство своей жизнедеятельности на нормах этики и биоэтической морали, с одной стороны, и жесткими условиями современной политической и социально-экономической системы, требующими от личности способности к выживанию, с другой стороны, а также между потребностью профессиональной педагогической школы в реализа-ции практики подготовки учителей к биоэтическому воспитанию обучающихся, с одной стороны, и недостаточным вниманием к разработке психолого-педагогических основ организации такой подготовки в педагогических вузах, с другой стороны [2, с. 163]. Кроме того, существует противоречие между потребностью личности самого учащегося школы или студента вуза в самореализации в биоэтической образовательной и просветительской деятельности, с одной стороны, и недостаточным
© Магомедова А.Н., 2015
вниманием администраций школ и вузов к организации такой работы со школьниками и студентами на основе обеспечения самоорганизации и самоуправления, с другой стороны.
Перечисленные выше противоречия свидетельствуют о том, что создание условий для поддержки биоэтической деятельности молодежи и подготовки их к данной деятельности, является актуальной психолого-педагогической проблемой, игнорирование которой может привести к деградаци-онным процессам в природе и обществе, серьезным угрозам экологическому, экономическому, социальному и культурному становлению государства. Видимо, именно поэтому в педагогических и психологических исследованиях возникло как реакция на идеи мирового экологического движения такое направление образовательно-просветительской деятельности ученых, педагогов, общественности, как экопедагогика [15; 16; 18; 20], которая представляет собой предпосылочное знание для утверждения биоэтических идей в воспитании. Представители этого альтернативного направления [1; 16; 18] подвергают концепции официального направления педагогики воспитания жесткой критике. Основными ее моментами является то, что сторонники официальной педагогики, как и все государственное (формальное, или формализованное) образование, находятся на службе технико-экономической системы индустриальной культуры (переход к постиндустриальному, информационному обществу принципиально пока ничего не меняет в отношениях цивилизации и природы) и поэтому способствуют порочному технологическому отношению к природе, что привело к отчуждению человека от самого себя и от природы.
Нам близка позиция Г. Мертенса [19, с. 233], по мнению которого, комплексная педагогическая цель воспитания экологической ответственности включает несколько моментов, главные из них - «экологическая ориентация», «экологическая деловая компетенция», «благоговение» и «опека», или «забота». Экологической педагогике не нужно возвращаться при этом, хотя и в привлекательный, но очень далекий от нас мир анимистической или тотемистической природы, наоборот, целесообразно по аналогии с природными религиями идти от европейской культурной традиции к воспитанию благоговения, произведенного от знания [19, с. 252]. Данные понятия, применяемые ученым, очень близки (или даже совпадают) с понятиями биоэтики, но сам автор почему-то не использует биоэтику как научно-педагогическую платформу концепции воспитания. К тому же, с нашей точки зрения, использование применительно к какому-либо виду деятельности прилагательного «экологический», несколько размывает существо самой деятельности, придает ей обобщенный, не четкий, и не вполне понятный характер. Поэтому одной из предпосылок исследования проблемы биоэтического воспитания является попытка уйти от использования в образовательной практике очень широких понятий «экологическое образование», «экологическое воспитание» к более конкретному «биоэтическое воспитание». Наша нравственно-педагогическая позиция заключается в том, что, оставаясь в рамках индустриальных форм жизни, человек должен стремиться к наиболее полному насыщению своих связей с природой при условии признания ее самобытия, самоценности и чувственного превосходства. Поэтому мы считаем, что этика благоговения, для которой жизнь священна во всех ее оттенках вплоть до самых простых проявлений, требует действия и проявляется в духовном отношении ко всякой жизни, в солидарности и самоотверженности по отношению к любому живому существу.
В качестве предпосылки подготовки будущих учителей к биоэтическому воспитанию школь -ников можно рассматривать и то, что современная школьная система образования России отличается излишней интеллектуализацией, склонностью к аналитико-эмпирической рациональности, переоценкой математического и технико-экономического мышления [7; 16; 17; 19] обучающимися природы и жизни во всех ее проявлениях. Необходимо обратить внимание на то, что специфическое (экологическое, биоэтическое) образование, нацеленное на переживание прекрасного в природе, до сих пор учеными и педагогами нередко связывается с романтизмом, мечтательностью, консерватизмом, псевдонародностью, стремлением к тривиальному. Оно используется также в идеологии с
националистической окраской или сдвигается до отрешенности от общественной реальности. В таких педагогических системах сама природа превращается в идеологически независимую инстанцию, в убежище для компенсации общего неблагополучия в сфере культуры. Педагогика биоэтического воспитания усматривает в подобных тенденциях невежество, равнодушие, отдаленность по отношению к природе с симптомами отчуждения [3; 4; 13].
В качестве предпосылки проводимого исследования рассмотрим существующие взгляды на культуру будущего. Так, по мнению Е.У. Вайцзакера, культура грядущего должна в корне отличаться от сегодняшней и она должна содержать биоэтическое начало. В представлениях ученого, природа, животные и растения, как во многих религиях, должны представлять ценность сами по себе. Они должны быть отделены от сегодняшней роли простых предметов потребления. Ученый уповает на то, что должны измениться также ценностные представления, и многие вещи, товары и виды деятельности должны выйти полностью из сферы монетарной оценки. Такую культуру должны отличать «эстетика многообразия, экологической долговечности, долгосрочности, неторопливости, терпимости к ошибкам, сознательного ограничения (и все-таки мировой сопричастности), непродажности, индивидуального труда». При этом созидательный пафос, благосостояние человека, высокие технологии, всемирный и космический горизонт ни в коем случае на должны упускаться из виду. «Земля заслуживает того, чтобы мы смотрели на нее как на свою Родину. Родину же - это знают все культуры - не разрушают» [20, с. 9].
Все вышеизложенное наталкивает на мысль о том, что экологическое образование (и его ценностно-смысловое ядро - биоэтическое воспитание) признается в настоящее время в качестве одного из действенных средств решения современных проблем человека и окружающей среды, общества и природы, экоэкономики, отношения к детству и сиротству, здорового образа жизни самого человека и др. Однако функционирующие системы такого воспитания вызывают нарекания у специалистов и общественности из-за невысокой их эффективности. Необходимо также отметить, что психолого-педагогической наукой [9; 14; 16] в основном сформирована теоретико-методологическая база для осуществления экологического образования, модернизации педагогического образования и подготов -ки учителей к данному виду деятельности, но многие вопросы, связанные с теоретическими и прикладными аспектами биоэтичекого воспитания и подготовки к такому виду воспитания учителей, остаются нерешенными. Сформированность теоретико-методологической базы экологического образования, с одной стороны, и существование целого ряда проблем в данной образовательной деятельности, с другой, также создают предпосылочную основу нашему исследованию. В частности, осуществленный нами анализ литературы [6; 7; 8; 14; 17], посвященной вопросам биоэтического и экологического характера, позволил выделить несколько ключевых проблем. Прежде всего, это то, что:
- категориальный аппарат биоэтики требует развития и большей смысловой определенности;
- биоэтические проблемы реально существуют, как и существует необходимость их решения;
- назрела необходимость биоэтического воспитания детей, подростков, населения всей планеты, и биоэтическое воспитание должно основываться на идеалах «этики благоговения перед жизнью» [8];
- в практике функционирования педагогических систем (вуз, колледж, школа, детский сад) различного уровня - от федерального до регионального и отдельного учреждения или педагога - отсутствует целенаправленная, системно представленная работа по биоэтическому воспитанию обучающихся. В лучшем случае в отдельных вузах в рамках курсов специализации изучается курс «Основы биоэтики», который в зависимости от получаемой студентами специальности носит социальную, медицинскую или правовую окраску [6, с. 402-411];
- подавляющее большинство школьных (и вузовских) педагогов не готовы (не подготовлены) к осуществлению биоэтической образовательной деятельности как в формальном, так и неформальном компонентах образовательных программ.
Таким образом, важнейшей предпосылкой исследования проблемы биоэтического воспитания личности, с одной стороны, являлся теоретический и практический опыт, накопленный психологической и педагогической науками по экологическому, природоохранному образованию, а, с другой стороны, крайне недостаточный опыт по изучению феномена биоэтического воспитания и условий его осуществления в системе образования.
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать несколько выводов:
- биоэтика может рассматриваться как нравственный регулятив по отношению ко всем проявлениям жизни. Отсюда, биоэтическое воспитание - это цель, процесс и результат становления личности, обладающей (и владеющей) названным регулятивом [5];
- биоэтическое воспитание - это не только (не столько) процесс формирования гармонически развитой и профессионально компетентной в сфере биоэтики личности, а становление личности, руководствующейся в своих действиях биоэтической (биоцентрической) моралью, оценивающей потребности каждого живого существа по справедливости и учитывающей их в своей деятельности;
- вычленение биоэтического воспитания в качестве нравственного приоритета педагогики происходит под влиянием развивающихся социально-педагогических процессов-предпосылок. В современной российской школе необходимы не только процессы демократизации, обновления учебного процесса, но и возникает необходимость актуализации общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства, т.е. всего того, что составляет гуманитарный базис образования, который совпадает во многих аспектах с базисом биоэтического воспитания;
- трудность в становлении биоэтического воспитания связана не только с противоречивым дискуссионным характером и статусом биоэтики, но и с тем, что в условиях утилитарно-технократического подхода к образованию не обеспечивается развитие свободного мышления как учащегося, так и учителя, их способности к самостоятельному ответственному выбору и ориентации в различных жизненных ситуациях, в том числе и в сфере социальной и профессиональной деятельности;
- комплексный характер экологических (биоэтических) и связанных с ними психолого-педагогических проблем заставляет отечественных педагогов и психологов искать в настоящее время оптимальные пути и средства реализации не только понятий о глобальных проблемах, проблемах биосферы, мирового сообщества людей в содержании экологического образования и воспитания подрастающего поколения, но и в формировании особого биоэтического отношения к жизни, как в узком, так и в самом широком его понимании;
- выбор стратегии и путей развития современного образования и ключевых аспектов подготовки современного учителя предполагают осмысление и решение актуальных проблем, характерных для современного этапа развития цивилизации - проблем, которые в целом называются «биоэтическими». Они возникают из факта вмешательства современной науки в глубинные биологические, психологические и социальные процессы. Наука посягнула, по сути дела, на святая святых - природу человека, она пытается радикально перекроить наш организм, вторгаясь, таким образом, не только в тело, но ив душу [6, с. 402-411].
Библиографический список 1. Андреев В.И. Система образования в ФРГ / В.И. Андреев. - Минск, 1993. - С. 14.
2. Апресян Р.Г., Шамов И.А. Совещание ЮНЕСКО по проблемам преподавания этики и биоэтики // Вопросы философии. - 2005. - № 7. - С. 163.
3. Введение в биоэтику. - М.: Прогресс-Традиция, 1998. - 384 с.
4. Гиляров А. Человек и животные: этика отношений // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Трибуна - 6». - Киев, 1997. - С. 129-137.
5. Гуляницкая Л. Возрастные особенности содержания понятия «природы» у школьников / Л. Гуляницкая. -Даугавпилс, 1994. - С. 32-34.
6. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: учебное пособие для студентов вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - С. 402-411.
7. Лихачев Д.С. Экология - проблема нравственная // Наше наследие. - 1991. - № 1. - С. 3-7.
8. Мир на пороге XXI столетия. - Чебоксары: Клио, 1993. - 280 с.
9. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2000. - С. 71-78.
10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1994. - С. 570-571.
11. Потгер В.Р. Биоэтика: мост в будущее / В.Р. Потгер. - Киев: Изд. Вадим Карпенко, 2002. - 216 с.
12. Соколов В.Е. Фундаментальные биологические и экологические исследования. Вестник РАН, 1994. -Т. 64. - № 9. - С. 797-809.
13. Толстова О.И. Из опыта биоэтического воспитания студентов в харьковской государственной зооветери-нарной академии // Биоэтика - путь к мировым стандартам: тезисы докл. II Международного симпозиума. - Харьков, 2005. - С. 188-189.
14. Харченко Л.Н. Современное биологическое образование. Теоретический и технологический аспекты / Л.Н. Харченко, В.И. Горовая, Н.Н.Сотникова. - М.: Илекса-Ставрополь: Сервисшкола, 2005. - 320 с.
15. Швейцер А. Культура и этика / А. Швейцер; пер. с нем. - М.: Прогресс, 1973. - 344 с.
16. Экологическое образование: опыт России и Германии. - М.: Горизонт, 1997. - 512 с.
17. Ясвин В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2000. - С. 219-223.
18. Haan G. de Okologie-Handbuch Sekundarstufe l: sieben Umweltthemen in nichtmathematisch-naturwissenschaftlichen Fachern / G. de Haan. - Weinheim; Basel: Beltz, 1994. - 242 s.
19. Mertens G. Umwelterziehung: eine Grundlegung ihrer Ziele / G. Mertens. - 3. Aufl. Paderborn. - Munchen; Wien; Zurich: Schoningh, 1995. - S. 233.
20. Weizsacker E.U. von Erdpolitik Ökologische Realpoitik an der Schwelle zum Jahrhundert der Umwelt / E.U. WEizsacker. - Darmstadt: Wiss. Buchges. - 1990. - S. 9.