Научная статья на тему 'Детство как объект биоэтики'

Детство как объект биоэтики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
164
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / ОБЪЕКТ / БИОЭТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Магомедова Аида Насрутдиновна, Харченко Леонид Николаевич

В статье на основе анализа данных о положении детей в государстве и выявленных противоречий в государственной политике по отношению к детству, обосновывается авторская позиция рассматривать детство как объект биоэтики.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article on the basis of data on the situation of children in the state and identified contradictions in government policy in relation to childhood, the author position is to consider the child as an object of bioethics.

Текст научной работы на тему «Детство как объект биоэтики»

Вестник Университетам» 4, 2015

УДК 371 А.Н. Магомедова Л.Н. Харченко

Аннотация. В статье на основе анализа данных о положении детей в государстве и выявленных противоречий в государственной политике по отношению к детству, обосновывается авторская позиция - рассматривать детство как объект биоэтики. Ключевые слова: детство, объект, биоэтика.

ДЕТСТВО КАК ОБЪЕКТ БИОЭТИКИ

Aida Magomedova Leonid Kharchenko

Актуальность данной публикации и проводимых в данном направлении исследований состоит в том, что, несмотря на предпринимаемые усилия, положение детей является одной из важнейших проблем современности в нашей стране. В частности, происходит падение уровня жизни и благосостояния большинства детей, углубляются стратификационные процессы, ухудшаются показатели физического здоровья и возможности для развития детей, затруднено их активное участие в жизни общества. Особые сложности с соблюдением прав ребенка в Российской Федерации наблюдаются на микроуровне - прежде всего в семье и школе. Детство как определенный и, по нашему мнению, самый важный период жизни человека нуждается в уважении, внимании и благоговении.

В действительности, налицо явное противоречие. С одной стороны, в российском обществе постепенно растет понимание необходимости признания ребенка полноправным субъектом социума, а не только объектом воспитательного воздействия, с другой стороны, данные исследований [9] и наши наблюдения свидетельствуют, что многие учителя в российской школе продолжают воспроизводить установки авторитарной педагогики, показывают себя неподготовленными к новым реалиям трансформации детства, взаимодействия с детьми. В целом школа, учительство входят в факторы тревожности детей подросткового возраста. 21,0 % ребят особенно беспокоят их взаимоотношения с учителями. В трудную минуту на поддержку учителя рассчитывают лишь 6,4 % подростков. Большинство детей сталкиваются в школе со случаями, когда учителя называют их обидными, грубыми словами. Более трети опрошенных детей сообщили, что их права в школе не соблюдаются почти никогда или крайне редко. В качестве нарушений прав указывались: унижения и оскорбления учителей, ограничение свободы слова, ограничения в одежде, а также причинение обид со стороны старшеклассников.

По данным педагога-исследователя З.К. Шнекендорфа [8], из 100 конфликтов между учителями и учениками в школе (в которые, так или иначе, втянут директор) 69 возникают по вине учителей. 23 % учащихся 6-11-х классов считают, что в школе нарушаются их права. 15 % указали на постоянное грубое, унижающее их обращение со стороны учителей и адмистраторов. Заболевания, вызываемые действиями учителей, составляют 35 % всех детских неврозов.

Такие школьные ситуации являются недопустимыми, поскольку сильное ограничение свободы и вторжение в личную жизнь вызывает у ребенка чувство неудовлетворенности и неуверенности в себе. Не случайно ежегодно растет число подростков, покидающих школу из-за конфликтов с учителями [9]. Очевидно, что невозможно взращивать самосознание детей, на практике не прививая им навыков демократической культуры, не предоставляя им свободы выбора. Другими словами, нельзя обучать правам человека, не соблюдая эти права.

© Магомедова А.Н., Харченко Л.Н., 2015

В числе наиболее остро стоящих проблем - нарушение государством обязательств по отношению к детям, которые живут в неблагоприятных условиях, не защищены от сексуальной и иных видов эксплуатации, от наркомании, от детской преступности, от нарушений в практике усыновления, от участия в вооруженных конфликтах, от некачественного образования, от массы нерешаемых проблем детей-инвалидов и пр. Возможно, именно поэтому, проблема детства исследуется различными науками, имеющими антропологическую и гуманитарную направленность: психологией, педагогикой, психиатрией и психоанализом, лингвистикой, художественным творчеством и искусствознанием, исторической наукой, правом, философией, философской антропологией, социологией. Понимание детства как особой психосоциокультурной категории, не вмещающейся в узкие рамки лабораторной экспериментатики, приводит к увеличению потока исследований: по экологической психологии развития ребенка, по этнографии детства, по социологии детства, экологии детства и, даже, - виртуальной психологии детства [1].

Обращает на себя внимание тот факт, что в литературе термин «детство» используется широко многопланово и многозначно. Детство в индивидуальном варианте - это, как правило, устойчивая последовательность актов взросления растущего человека, его состояние «до взрослости». В обобщенном варианте - это совокупность детей разных возрастов, составляющих «до взрослый» контингент общества. В орфографическом словаре «детство - ранний, до отрочества возраст, период жизни в таком возрасте» [3, с. 159]. В психологическом словаре «детство - это 1) начальные периоды онтогенеза (от рождения до подрастающего возраста); 2) социокультурный феномен, имеющий свою историю развития, конкретно-исторический характер [5].

В специальной литературе [1; 6] обобщенное наименование - детство - чаще всего употребляется в социально-практическом, социально-организационном плане. При этом подчеркивается, что в настоящее время отсутствует «научное определение детства (и функциональное, и содержательное) как особого состояния, выступающего составной частью общей системы общества, не раскрыта субстанциальная сущность Детства. И, далее, являясь сложным, самостоятельным организмом, детство представляет неотъемлемую часть общества, выступая как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных «отношений, в которых оно объективно ставит задачи и цели взаимодействия с взрослыми, определяя направления их деятельности с ним, развивает свой общественно значимый мир» [6, с. 8].

Анализ научной литературы показал, что детство всегда было предметом исследований и размышлений мыслителей и ученых. Так, детство представлено в античных текстах (Анаксимандр, Аристотель, Гераклит, Платон, Плутарх, Сенека, Фалес, Эпикур), в текстах средних веков и эпохи Возрождения (Н. Кузанский, М. Монтень, Э. Роттердамский), в западной философии Нового времени (Ж. Батай, Д. Беркли, Ф. Бэкон, Г. Гегель, Р. Декарт, И. Кант, Д. Локк, К. Лоренц, Ф. Ницше, Ж.-Ж. Руссо, Э. Тоффлер, И. Фихте, Э. Фромм, Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр), в русской философии (H.A. Бердяев, С.И. Гессен, Ф.М. Достоевский, В.В. Зеньковский, В.В. Розанов, Л.Н. Толстой, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, С.Л. Франк). Анализ феноменов детства в различных культурах предпринимали Р. Бенедикт, У. Бронфенбреннер, М. Мид, И.С. Кон и др. Проблемы исторических трансформаций детства представлены в работах Ф. Ариеса, B.B. Давыдова, Н. Постмана, A.B. Толстых, Б.Д. Эльконина, Н. Элиаса, Э. Эриксона и др. В России исследование детства напрямую связано с развитием педологии, в рамках которой становление ребенка изучали П.П. Блонский, Л.С. Выготский, H.H. Иорданский, А.П. Пинкевич и др.

Однако целостного осмысления феномена детства с биоэтических позиций до настоящего времени не было, хотя само понятие «детство» широко используется в биоэтике. В нашей авторской интерпретации, биоэтика - это интегральная наука, учебный предмет, мировоззрение, новый вид человеческой мудрости, основанный на использовании научного знания для обеспечения социальных

Вестник Университета№ 4, 2015

благ. Объект биоэтики - жизнь как особый феномен, а ее предмет - изучение системы условий, при которых возможно сохранение и развитие всех форм жизни на Земле (включая человека). Ее философская (этическая) основа - благоговение перед жизнью, взятая в самом широком контексте.

Дело в том, что биоэтические проблемы реально существуют, как существует необходимость их решения, поэтому назрела необходимость охраны и сохранения детства и, в тоже время, биоэтического воспитания детей, подростков, населения всей планеты и это воспитание должно основываться на идеалах «этики благоговения перед жизнью». Проблема исследования феномена детства с позиций биоэтических подходов актуальна, прежде всего, в свете кризисных явлений в процессах социально-экономического и политического реформирования России и их неоднозначного влияния на духовно-нравственное воспитание молодого поколения.

Осуществленный анализ материалов, представленных в научной литературе по биоэтическим проблемам [4; 7], позволил выделить группы проблем, составляющих основное содержание биоэтики. Кстати, все они могут использоваться в процессе осмысления феномена детства, а также в нравственном и правовом воспитании развивающейся личности. К первой группе мы отнесли основные понятия, которыми оперирует биоэтика. Это необходимая теоретическая база, категориальный аппарат биоэтики. Сюда входят дефицит здоровья и болезни, детства и старости, сиротства и инвалидности, жизни и смерти, понятие человека, личности, эвтаназии и т.д. Вторая группа проблем биоэтики связана с экстремальными или неординарными ситуациями существования человека, с фактами рождения и смерти, болезни и трансплантации органов и др. Третья группа связана с вмешательством в биологическую природу человека. Например, искусственное изменение генома человека и его интеллекта. Такое вмешательство нередко продиктовано заботой о его здоровье, но, вместе с тем, может использоваться и в антигуманных целях, для манипуляции сознанием и поведением человека. В четвертую группу можно выделить экологические проблемы: охраны окружающей среды, защиты растений и животных и т.д. К пятой группе относятся социальные вопросы, получившие новое звучание в связи с развитием биоэтики. Это вопросы социального неповиновения и патернализма, справедливости, свободы и морального долга перед будущими поколениями.

Перечисление этических проблем показывает, что биоэтике есть, что осмыслить и предложить системе образования. Человечество далеко от совершенства, и оно нуждается в постоянном напряженном этическом размышлении, в нравственной рефлексии, в биоэтическом воспитании. Сами по себе наука и техника не гарантируют счастливого будущего, они только создают его возможности, однако главное остается за человеком [2, с. 411], добавим - за его образованием, воспитанием, самовоспитанием.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы: сфера предпринимаемых государством целенаправленных действий в отношении детства существенно расширилась. При этом наблюдается известный разрыв между признанием ценности детства для индивидуальной жизни человека, для общества в целом и фактическим статусом детства, проявляющемся в большой степени через положение детей. Такое возможно вследствие того, что реальная жизнь детей как социальной группы и реальная жизнь различных детских сообществ в современной России подвергаются влияниям происходящих социально-культурных изменений.

Сегодня происходит переоценка значения, природы, места детства в социуме. Меняется общественное и научное отношение к детству. Акцент на долженствовании взрослых по отношению к ребенку и ребенка по отношению к взрослым сменяется, с одной стороны, правовой, а, с другой стороны, биоэтической доминантой. Возросший интерес гуманитарного знания к теме детства (и детской субкультуры) придал ей статус междисциплинарной проблемы, однако признание этого характера проблем еще не привело к осознанию наличия дискурсивного единства детства и, тем более, к обозначению внешних и внутренних границ этого единства. Как не парадоксально, не попадали в центр внимания науки и корреляты педагогического и биоэтического осмысления детства.

Библиографический список

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре /

B.В. Абраменкова. - М., 2000.

2. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика / Е.В. Золотухина-Аболина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: МарТ, 2005. - С. 402-411.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994. - С. 159.

4. Потгер В.Р. Биоэтика: мост в будущее / В.Р. Потгер. - Киев: Изд. Вадим Карпенко, 2002. - 216 с.

5. Психологический словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского. - М., 1990.

6. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства / Д.И. Фельдштейн. - М., 1997. -

C. 8.

7. Харченко Л.Н. Естествознание. 10-11 кл.: учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений / Л.Н. Харченко. - М.: Дрофа, 2006. - 240 с.

8. Шнекендорф З.К Конвенция о правах ребенка и проблема взаимоотношений «учитель-ученик» // Воспитание свободной, независимой и ответственной личности: Сб. мат-лов 7 Международной конференции по педагогике ненасилия. Ч. 1. - СПб., 1994. - С. 13-14.

9. Щеглова С.Н. Детство как социальный феномен :Концепция социального конструирования детства: дис. ... д-расоциол. наук. - М., 1999. - 326 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.