Научная статья на тему 'Биоэтическое воспитание как средство формирования экологической культуры старшеклассников'

Биоэтическое воспитание как средство формирования экологической культуры старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / БИОЭТИКА / БИОЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОДЕЛИ БИОЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Татьяна Викторовна, Харченко Леонид Николаевич

С общенаучных, культурологических позиций на основе анализа гуманитарного базиса современного образования рассматриваются и обосновываются авторские модели биоэтического воспитания старших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биоэтическое воспитание как средство формирования экологической культуры старшеклассников»

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

БИОЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Т.В. Коваль, Л.Н. Харченко

BIO-ETHIC EDUCATION AS MEANS OF DEVELOPING SENIOR PUPILS' ECOLOGICAL CULTURE

Koval T.V., Kharchenko L.N.

The author's models of senior pupils' bio-ethic education are considered and substantiated from the general-scientific, culturological viewpoints basing on the analysis of humanitarian basis of the contemporary education.

С общенаучных, культурологических позиций на основе анализа гуманитарного базиса современного образования рассматриваются и обосновываются авторские модели биоэтического воспитания старших школьников.

Ключевые слова: этика, биоэтика, биоэтическое воспитание, модели биоэтического воспитания, культура, экологическая культура.

УДК 371.2:37.033

Выбор стратегии и путей развития современного образования предполагает осмысление и решение актуальных проблем, характерных для конца XX - начала XXI века - это проблемы, которые называются «биоэтическими». Они возникают из факта вмешательства современной науки в глубинные биологические процессы. Наука посягнула по сути дела на святая святых -природу человека, она пытается радикально перекроить наш организм, вторгаясь таким образом, не только в тело, но и в душу (4, с. 408).

В философской, медицинской, социальной, психологической, педагогической литературе на протяжении ряда лет дебатируются этические вопросы, касающиеся пересадки органов, клонирования, вмешательства в генетический аппарат человека, возникновения «суррогатных матерей», искусственного оплодотворения, смены пола, проблемы смерти и умирания (эвтаназия) и др.

Даже краткий обзор проблем показывает, что этике есть что осмыслить в «современном-постсовременном» мире. Человечество далеко от совершенства, и оно нуждается в постоянном напряженном этическом размышлении, в нравственной рефлексии. Сами по себе наука и техника не гарантируют счастливого будущего, они только создают его возможности, однако главное остается за человеком (4, с. 411).

Осуществленный нами анализ литературы, посвященной вопросам биоэтического и экологического характера, позволил выде-

лить несколько ключевых моментов. Прежде всего - это то, что:

• категориальный аппарат биоэтики требует развития и большей смысловой определенности;

• биоэтические проблемы реально существуют, как существует необходимость их решения;

• назрела необходимость биоэтического воспитания детей, подростков, населения всей планеты и воспитание должно основываться на идеалах «этики благоговения перед жизнью» (10);

• в практике функционирования педагогических систем различного уровня -от федерального до регионального и отдельного учреждения или педагога - отсутствует целенаправленная, системно представленная работа по биоэтическому воспитанию обучающихся. В лучшем случае, в отдельных вузах в рамках курсов специализации изучается курс «Основы биоэтики», который в зависимости от получаемой студентами специальности носит социальную, медицинскую или правовую окраску.

На решение вышеперечисленных ключевых вопросов направлено наше исследование, и данная публикация в определенной мере - это ответ на поставленные вопросы.

Исследование показало, что первым Международным документом по биоэтике можно считать, так называемый «Нюрнбергский кодекс» (1947 г.), содержащий 10 пунктов и регламентирующий проведение научных исследований и экспериментов на людях. Принципы, изложенные в «Кодексе», являются не требованиями закона, а нормами морали, нравственности.

Основателем биоэтики по праву считается американский биолог-биохимик и ученый-гуманист В.Р. Поттер, который в 1969 г. ввел в научный обиход термин «биоэтика» и определил ее основные направления. По его мнению, применение этики не должно ограничиваться только лишь одной сферой человеческих отношений - ее следует распространить на всю биосферу как целое с целью регуляции вмешательства чело-

века в область разнообразных проявлений жизни (15).

Ссылаясь на мысль Ч. Сноу о том, что недооценка учеными социальных последствий научных открытий, с одной стороны, непонимание сути этих открытий гуманитариями, с другой - приведут к гибели человеческую цивилизацию, Поттер предлагает построить «мост к будущему», создав биоэтику, соединившую в себе достижения как гуманитарных, так и естественных наук. Биоэтика, по Поттеру, должна основываться на биологической науке и включать в себя наиболее существенные элементы социальных и гуманитарных наук, акцентируя внимание на философии. Таким образом, биоэтика - направление социально-философской и научно-педагогической мысли, ставящее своей задачей изучение нравственно-этических, социально-политических и гуманитарных аспектов биологических наук.

В настоящее время в мире существует ряд центров биологической этики, при ЮНЕСКО создан комитет по биоэтике, издается энциклопедия, но прерогатива в данном вопросе принадлежит развитым странам, таким как США, Великобритания, Франция и Германия.

В нашей стране базовые принципы реформы школы, заложенные в законодательстве об образовании, также создают основу для развития современных теоретических и практических подходов к экологическому образованию и биоэтическому воспитанию. Недаром Д.С. Лихачев назвал экологическую проблему - нравственной, этической. По его мнению, требованием времени становится не просто чувство моральной ответственности, но крайне необходима научно-прикладная разработка проблем этики в различных областях (6, с. 3-7).

Экологическое (и его ядро - биоэтическое) воспитание признается в настоящее время в качестве одного из действенных средств решения современных проблем человека и окружающей среды, общества и природы, здорового образа жизни самого человека и др. Однако функционирующие системы такого воспитания вызывают нарекания у специалистов и общественности из-

за невысокой их эффективности. Потребность скорейшего преодоления различного рода препятствий на пути к достижению целей биоэтического воспитания (организационного, научного, содержательного, дидактического характера и др.) обусловила необходимость обращения к этой проблеме с позиций общенаучного, гуманистического, культурологического подходов.

Рассуждая в контексте нашей проблемы о кризисе современной науки, мы неизбежно сталкиваемся с категорией понимания, необходимостью прояснения соотношения науки и этики.

Дистанцирование науки от этики не проходит бесследно. Однако в науке оно нередко имеет место - игнорирование этики долга, поступка, этики ответственности. Этика долга особенно широко представлена в теологическом варианте и трудах И. Канта. Недостаток кантовской этики - ориентация на идеалы естественнонаучного знания. Этика поступка и ответственности оформилась как своеобразный итог развития фило-софско-этической мысли лишь ХХ в.

Термин «ответственность» (от лат. respondere - отвечать) конституировался впервые в юриспруденции во второй половине XV столетия. Первым, кто раскрыл сущность ответственности, был Ф. Ницше. По его мнению, чтобы соединить «я хочу» и «я делаю», нужна ответственность: «Что, однако, все это предполагает? То именно, насколько должен был человек, дабы в такой мере распоряжаться будущим, научиться сперва отделять необходимое от случайного, развить казуальное мышление, видеть и предупреждать далекое как настоящее, с уверенностью устанавливать, что есть цель и что средство к ней, уметь вообще считать и подсчитывать - насколько должен был сам человек стать для этого прежде всего исчислимым, регулярным, необходимым, даже в собственном своем представлении, чтобы смочь, наконец, как это делает обещающий, ручаться за себя как за будущность!». И далее: «Гордая осведомленность об исключительной привилегии ответственности ... стала инстинктом, доминирующим инстинктом ... человек называет его своей со-

вестью.» (7). Ф. Ницше понимал, что феномен ответственности мог стать значимым лишь в научную эпоху, вместе с появлением «исчислимого» человека. Это означает, что именно этика ответственности наиболее органично коррелирует с ученостью человека.

Весьма значимым моментом в понимании ответственности следует признать вывод М. Вебера (2, с. 692-698): «Мы должны уяснить себе, что всякое этически ориентированное действование может подчиняться двум фундаментально различным, непримиримо противоположным максимам: оно может быть ориентировано либо на «этику убеждения», либо на «этику ответственности». Только во втором случае этика становится практической и «надо расплачиваться за (предвидимые) последствия своих действий».

Наконец, Г. Йонас (13) выразил то, что, казалось бы, знали и другие: принцип ответственности занимает в этике не рядовое, а ключевое, центральное место. В этой связи автор считает, что этика ответственности - это прежде всего этика для техногенной цивилизации.

По Х. Ленку (5), ответственность - это нормативный интерпретационный конструкт. Он различает, по крайней мере, четыре ее типа: 1) ответственность за действия, их последствия, результат; 2) ответственность компетентную и ролевую; 3) ответственность универсально-моральную; 4) ответственность правовую.

У Г. Йонаса этика приобретает экологический характер - она становится частью философии природы. Само существование человека, по мнению ученого, ставит его в положение заботящегося о будущем. Человек подвержен ролевой ответственности. Всякий раз, сталкиваясь с бедствиями, особенно теми, которые стали результатом его собственных действий, он должен возвращаться к бытию и выполнять по отношению к нему свою ролевую ответственность. Забвение бытия - вот главная беда человека и человечества.

Разум, дающий человеку определенный горизонт предвидения, не просто усложняет процесс самоорганизации - он соз-

дает возможности для нового антропоцентризма, целенаправленного воздействия на особенности эволюции биосферы с целью сохранить ее параметры в пределах, необходимых для дальнейшего развития вида homo sapiens. И еще одно, на наш взгляд, необходимое дополнение к уже изложенному.

В 40-е гг. ХХ в. Р. Мертон (14) разработал концепцию нормативного этоса науки, включив в нее четыре императива: универсализм, всеобщность, незаинтересованность, самокритичность. Позднее А. Коонэнд (12, С. 699-705) переформулировал нормативные основы научной работы исследователя, подчеркнув особую значимость честности, объективности, толерантности и готовности к самопожертвованию.

В нашем представлении, основанном на глубоком анализе научной литературы, биоэтика - это интегральная наука и одновременно научная мораль. Она призвана исследовать ситуации, когда оказывается затруднительным принятие этически правильных решений, рельефно выявить моральные коллизии и проблемы, которые в связи с этим возникают.

Биоэтика - не просто отрасль медицинской, социальной или юридической науки. Она выходит на общечеловеческие проблемы: отношения к детству и старости, к смерти и жизни, вообще ко всему живому и живущему. Ее философская (этическая) основа - благоговение перед жизнью, взятая в самом широком контексте, это неиссякаемый источник воспитания подрастающего поколения.

На сегодняшний день, опираясь на материал, представленный в научной литературе по биоэтическим проблемам, можно выделить пять групп проблем, составляющих основное содержание биоэтики.

К первой группе можно отнести основные понятия, которыми оперирует биоэтика. Это необходимая теоретическая база, категориальный аппарат биоэтики. Сюда входят дефицит здоровья и болезни, детства и старости, жизни и смерти, понятие человека, личности, эвтаназии и т.п.

Вторая группа проблем биоэтики связана с экстремальными или неординарными

ситуациями существования человека, с фактами рождения и смерти, болезни и трансплантации органов.

Третья группа связана с вмешательством в биологическую природу человека. Такое вмешательство нередко продиктовано заботой о его здоровье, но вместе с тем может использоваться и в антигуманных целях, для манипуляции сознанием и поведением человека.

В четвертую группу можно выделить экологические проблемы: охраны окружающей среды, защиты животных и т.д.

К пятой группе относятся социальные вопросы, получившие новое звучание в связи с развитием биоэтики. Это вопросы социального неповиновения и патернализма, справедливости, свободы и морального долга перед будущими поколениями.

Таким образом, биоэтика - это новое междисциплинарное научное направление, это результат взаимопроникновения естественных и гуманитарных наук, результат гуманизации естествознания. Добавим лишь одну мысль: по-настоящему гуманна та наука, которая беспощадно указывает нам на наши недостатки, пороки и заблуждения, помогая тем самым, их преодолению, а по-настоящему гуманен лишь тот ученый, для которого «биоэтические идеалы» и «интеллектуальная честность» превыше всего.

Обращает на себя внимание еще одна тенденция, складывающаяся в современном российском образовании - это развитие культурологических подходов к построению образовательных систем и процессов.

Современные ориентации отечественного образования на формирование «человека культуры», «человека профессиональной культуры» обусловливают необходимость принципиально иного подхода к формированию целей и содержания образования. А именно - раскрывать их не в понятиях «знание» и «умение», а в понятиях культуры: «нравственная культура», «экологическая культура», «информационная культура», «профессиональная культура», «гуманитарная культура», «интегрированная инновационная культура» и т.п. Из этого следует, что, с одной стороны, при таком подходе знания

и умения переходят из ранга стратегических понятий в ранг тактических. С другой стороны, прежнее разграничение на содержательную и процессуальную стороны образования теряет смысл: в структуру содержания попадает и учебная деятельность (и деятельность вообще), которая также становится содержательной основой образования, как то, чем должен овладеть обучающийся (9, с. 174-176).

Отсюда биоэтическое воспитание -это не только (не столько) процесс формирования гармонически развитой личности, а становление личности, руководствующейся в своих действиях экоцентрической (биоцентрической) моралью, оценивающей потребности каждого живого существа по справедливости и учитывающей их в своей деятельности.

Вычленение биоэтического воспитания в качестве нравственного приоритета педагогики происходит под влиянием происходящих социально-педагогических процессов. В современной российской школе идут не только процессы демократизации, обновления учебного процесса, но и происходит актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства, т.е. всего того, что составляет гуманитарный базис образования.

В теоретико-концептуальном плане построения гуманитарно-ориентированного, биоэтического базиса современного образования можно выделить следующие основные компоненты (1, с. 39-40):

1. Этико-гуманистический. Усиление внимания к проблемам общечеловеческого, социокультурного знания, к анализу моральной и социальной ответственности граждан России (мира) за последствия своей деятельности.

2. Историко-корреляционный. Направлен на активизацию принципа историзма в преподавании с учетом синхронно-корреляционных связей и зависимостей между развитием всех видов деятельности и познания.

3. Философско-методологический. Предусматривает выявление и всестороннее использование философского анализа содержания различных теоретических положений, способов согласования концептуальных структур с объективной реальностью.

4. Интегративно-культурный. Основан на расширении спектра практического использования междисциплинарных связей на уровнях научной и историко-культурной синхронизации и междисциплинарной коррекции.

5. Гуманитарно-гностический. Выражается в использовании, наряду с естественнонаучными, и гуманитарных методов познания и исследования в процессе обучения.

6. Социально-презентативный. Предусматривает корреляцию содержания учебных программ с современным уровнем научного знания, политическими, социальными, экономическими реалиями общества на национальном и планетарном уровнях.

7. Эколого-деятельностный. Направлен на актуализацию внимания к экологическим аспектам человеческой деятельности, а также развития цивилизации в целом.

8. Эстетико-эмоциональный. Предусматривает необходимость усиления эмоционального аспекта обучения и его эстетической направленности.

9. Креативно-развивающий. Выражается в последовательной замене информативных методов обучения концептуально-аналитическими, способствующими переводу обучающегося из объекта обучения в субъект деятельности, что создает условия для творческого самовыражения личности и обеспечивает креативный уровень образования.

Основываясь на анализе научной литературы, мы определили целевую возрастную группу учащихся для осуществления задуманного эксперимента. Такой группой стали учащиеся старших классов, поскольку в старшем школьном возрасте происходят кардинальные изменения субъективного отношения к жизни, ко всему живому, к природе (3, с. 32-34) и, прежде всего, отношение к природе приобретает прагматический ха-

рактер, резко отличающийся (биоэтически более «опасен») от прагматизма, например, дошкольника или младшего школьника. Эта тенденция подтверждается и максимальной склонностью старших школьников к выбору прагматического типа взаимодействия с природой, преобладание субъект-объектного над субъект-субъектным отношением к природе. Для большинства старшеклассников -это прежде всего источник какого-либо материального продукта. Этому возрасту характерен низкий уровень параметра осознанности отношения к природе и так называемая «экологическая криминальность», что в целом напоминает отношение к природе «нигилистов» и начинает складываться структура отношения к природе, которая свойственна взрослым (11, с. 219-223).

Основываясь на изложенных выше теоретических размышлениях и с целью решения проблем биоэтического воспитания старших школьников, нами было разработано и апробировано две модели биоэтического воспитания учащихся в рамках профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. Обе модели биоэтического воспитания школьников экспериментально внедрялись в нескольких общеобразовательных школах г. Пятигорска.

Первая модель предполагала осуществление биотического воспитание посредством внедрения в практику работы школы авторского элективного курса «Основы биоэтики» (8), который направлен на достижение двух целей: первая - через содержание курса сформировать у обучающихся представление о жизни (живом организме) как сложной, целостной, развивающейся и в тоже время хрупкой системе; и вторая - на основе субъективистско-деятельностных подходов способствовать процессам развития у обучающихся этических взглядов по отношению ко всему живому.

Программа состояла из семи взаимосвязанных тем, таких как введение в биоэтику, основные понятия и категориальный аппарат биоэтики, система потребностей человека, экстремальные или неординарные ситуации существования человека, нравственные и правовые проблемы вмешательства в

биологическую природу человека, биоэтика как идеология охраны окружающей среды, защиты живых организмов, биоэтика и социальные проблемы, последовательность изучения которых, на наш взгляд, отражала существо предмета исследования биоэтики.

Предложенная автором логика рассмотрения проблем такова, чтобы сформировать у обучающихся глубокую убежденность в том, что от его отношения ко всему живому в природе зависит и его будущее.

Ввиду того, что курс обладал потенциальными мировоззренческими возможностями, в качестве основных форм организации обучения были выбраны семинары, дискуссии, конференции, реферирование основной и дополнительной литературы, работа в малых группах, подготовка учащимися докладов и выступлений по интересующим их проблемам. Курсом предусматривались теоретические и практические занятия, самостоятельная работа.

Психолого-педагогическая рефлексия нашего опыта учебной деятельности указывает на то, что предпочтительнее проводить данный курс единым блоком, в один год или полугодие. Поскольку элективный курс имеет явное междисциплинарное философско-естественнонаучное содержание, поэтому в рамках эксперимента его проведение осуществлялось как одним, так и несколькими педагогами. И в том и в другом случае эффективность воспитательного воздействия была практически одинаковой, чуть выше средних показателей.

На втором этапе эксперимента, нами был предложен совсем иная модель биоэтического воспитания старшеклассников. Новая (вторая) модель включала 4 элективных курса «Естествознание», «Природа и цивилизация», «Основы биоэтики», «Основы экокультуры», каждый из которых ставил свои, но взаимоувязанные цели и задачи, и изучение их осуществлялось последовательно в течение 2-х лет учащимися 10-11 классов. Предложенная модель биоэтического воспитания оказалась значительно эффективней, и показатели эффективности биоэтической воспитанности учащихся экспериментальных классов по сравнению с уча-

щимися контрольных (классы, изучавшие только курс «Основы биоэтики»), оказались выше на 20-30%.

Данные, полученные в результате проведенного эксперимента, во-первых, подтвердили наше предположение о необходимости (обязательности) биоэтического воспитания старших школьников и, во-вторых, позволили пересмотреть некоторые традиционные этические принципы и императивы, касающиеся отношения ко всему живому, и сформировать новые:

1) принцип биоэтизации морали, предполагающий, что отношение людей ко всему живому должно детерминироваться не только материально-экономическими, правовыми или административными предписаниями, но и нравственными нормами, приобретать форму «биоэтического долга» и «биоэтической совести»;

2) принцип благоговения перед жизнью, выступающий сегодня только принципом биоэтики, должен выдвигаться как необходимый общеэтический принцип;

3) принцип моральной биоэтической свободы и ответственности, определяющийся степенью познания их социоприродных закономерностей и возможного овладения и «манипуляции» ими;

4) биоэтический императив - принцип, представляющий объективное требование - поведения (включая народонаселение, производство, потребление пищи) людей, ответственных за использование достижений научно-технического прогресса.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного че-ловекознания. -М.: Наука, 1977.

2. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.

3. Гуляницкая Л. Возрастные особенности содержания понятия «природы» у школьников: Выпускная квалификационная работа бакалавра педагогики. - Даугавпилс, 1994. - С. 32-34.

4. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: Учебное пособие для студентов вузов. -

3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005.

5. Ленк X Размышления о современной технике. - М.: Аспект Пресс, 1996.

6. Лихачев Д.С. Экология - проблема нравственная // Наше наследие. - М., 1991. - № 1. -С. 3-7.

7. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1990.

8. Харченко Л.Н., Тюренкова С.А., Коваль Т.В. Основы биоэтики: Программа элективного курса. - Ставрополь: Изд-во «Искра», 2006.

9. Харченко Л.Н., Горовая В.И., Сотникова Н.Н. Современное биологическое образование. Теоретический и технологический аспекты. - М. :Илекса - Ставрополь: Сервис-школа, 2005.

10. Швейцер А. Культура и этика / Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1973.

11. Ясвин В.А. Психология отношения к природе.

- М.: «Смысл», 2000.

12. Cournand A. The Code of the Scientist and its Relationschip to Ethics//Science. - 1977. - Vol. 198.

13. Jonas H. Das Prinzip Verantwortung. Versuch einer Ethik fuer die technologische Zivilisation.

- Fr. a. M, 1979.

14. Merton R.K. The Sociology of Science. -Chicago, 1973.

15. Potter V.R. Bioethics: Bridge to the future, Englewood Cliffs: New York, 1971.

Об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коваль Татьяна Викторовна, учитель географии Центра образования № 9 г. Пятигорска. Исследования выполнены в муниципальном образовательном учреждении Центре образования № 9 г. Пятигорска. Область научных интересов -биоэтика, проблемы профильного обучения. Автор 6 научных работ.

Харченко Леонид Николаевич, руководитель Центра инновационных разработок Ставропольского государственного университета, профессор кафедры зоологии, доктор педагогических, кандидат биологических наук, действительный член Международной академии наук (секция «Экология») и Международной академии наук педагогического образования. Сфера научных интересов - педагогика, экология, инноватика. Автор более чем 160 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.