Научная статья на тему 'Предпосылки формирования состояния готовности организаторов здравоохранения к профессиональной деятельности'

Предпосылки формирования состояния готовности организаторов здравоохранения к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сучков А. В.

В статье рассматриваются способности к профессиональной деятельности как основа психологической готовности, раскрывается понятие умелости, определяются уровни умелости, дается их описание. Приводятся результаты эмпирического исследования, оценка управленческих способностей организаторов здравоохранения, в том числе интеллектуальных способностей, связь интеллектуальных способностей с состоянием готовности к профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACKGROUND OF FORMATION STATE OF READINESS ORGANIZERS HEALTH PROFESSIONAL TO ACTIVITIES

In article abilities to activity are described, the concept of skill reveals, skill levels are defined, their description is given. Results of empirical research, an estimation of administrative abilities of organizers of public health services, including mental abilities are resulted. Communication of mental abilities with a ready state to professional work.

Текст научной работы на тему «Предпосылки формирования состояния готовности организаторов здравоохранения к профессиональной деятельности»

4. Пухкалова М.О. Анализ проекта ФЗ «О государственной молодёжной политике в РФ» / М.О. Пухкалова // Представительная власть - XXI век. 2008. № 8. С. 35-39

5. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. М., 2002. С. 16

6. Ракитянский Н.М. Портретология власти. Теория и методология психологического портретирования личности политика. - М: Наука, 2004.

7. Фонд «Общественного мнения» http://www.fom.ru.

А.В. Сучков

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ГОТОВНОСТИ ОРГАНИЗАТОРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предпосылкой формирования состояния готовности к профессиональной деятельности являются общие и специальные способности В литературе даются различные определения способностей, но все они сходятся на том, что способности - это индивидуальные психические свойства, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности определенных видов деятельности. Мы присоединяемся к мнению Н.В.Кузьминой, которая пишет: "Под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий легкое овладение этой деятельностью и достижение в ней высоких показателей" (цит. по 4). С.Л.Рубинштейн указывает, что способности являются предпосылкой овладения знаниями, умениями, навыками, а формирование способностей происходит в процессе этого овладения.

Существуют общие (прежде всего интеллектуальные) способности: хорошая память, сообразительность и др., а также специальные способности, которые необходимы для успешного выполнения определенных видов деятельности: музыкальные, математические, артистические, педагогические, управленческие и др.

Профессиональные способности организаторов здравоохранения мы рассматриваем как актуальные специальные способности. В структуре специальных способностей выделяются два комплекса структурных компонентов: проективный и рефлексивный. Проективные способности отражают структуру профессиональной деятельности. Рефлексивные являются условием создания нормальных взаимоотношений в процессе осуществления этой деятельности.

К структурным компонентам способностей к профессиональной деятельности организаторов здравоохранения могут быть отнесены: быстрый перебор возможных вариантов стратегии и тактики решения профессиональных задач; аналитические способности; способности к прогнозированию; антиципация; способность к обобщению, выявлению закономерностей в процессе решения задачи, творческий и разнообразный характер решения, оперативность; способности к быстрому переключению на разного рода задачи; кратковременная память; широта и гибкость конструктивных решений; использование разно образных методических приемов и способов решения профессиональных задач.

К компонентам общих способностей относятся: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный компоненты, осознание отношения к себе. К специальным способностям, которые являются предпосылкой достижения готовности к деятельности, относятся все компоненты рефлексивных способностей.

Уровень развития профессиональных способностей тесно взаимосвязан с уровнем умелости. Умелость, как отмечает А.А. Деркач, - один из самых важных компонентов мастерства. Н.В.Кузьмина рассматривает умелость как характеристику профессионального мастерства, обеспечивающую выбор таких профессиональных действий, которые дают наибольший эффект. Нами была составлена характеристика профессиональной деятельности организаторов муниципального здравоохранения на примере главных районных специалистов по критериям: стремятся, знают, умеют, затрудняются, не умеют. 112 управленцев по умелости в работе получили высокую (67 чел.), среднюю (34 чел.) и низкую (11 чел.) оценку, в которой учитывались данные компетентных судей и самооценки управленцев. Характеристика уровней умелости респондентов приведена ниже.

Высокий уровень умелости (I группа). Для этой группы характерно устойчивое положительное отношение к профессии организатора здравоохранения.

Ясно понимают задачу и умеют наметить пути ее практического решения, умеют видеть конечные результаты работы, т.е. соотносят стратегические задачи с тактическими.

Обдумывают свои действия, создают примерную схему решения задачи, действуют четко и уверенно. Умеют проявлять инициативу, вносить необходимые коррективы по ходу решения задачи.

Обладают навыками активного слушания. Способны отдавать ясные, эффективные указания.

Рационально используют время, отведенное на решение задачи, действуют четко и уверенно. Умеют в любой обстановке находить свое место, определять свои задачи

Быстро и правильно оценивают ситуацию, умеют установить контакт с коллегами, создают непринужденную обстановку, способствуют развитию инициативы в коллективе. Умеют принять свою долю ответственности за решение задачи Умеют четко распределить время, приоритеты.

Умеют осуществлять контроль, своевременно поправлять и поощрять молодых сотрудников, объективно оценивать их деятельность, хвалить подчиненных за превосходное исполнение. Проявляют высокую самостоятельность и оправданную инициативу. Умеют объективно подводить итоги работы и оперативно определять и раскрывать новые перспективы деятельности. Умеют в каждый конкретный момент применить наиболее эффективные действия. Легко используют разнообразные специфические формы и методы деятельности

Легко переходят от одного приема к другому, не допускают видимых сомнений в правильности своих действий. Умеют во всем быть примером для других, оказывают помощь. Грамотно и своевременно применяют на практике методы саморегуляции и психологической разгрузки при осуществлении профессиональной деятельности.

Средний уровень умелости (II группа). В этой группе неодинаково относятся к профессии организатора здравоохранения. 21 человек имеет устойчивое положительное отношение, а у остальных 13 - отношение меняется от неопределенного к положительному и наоборот. В отличие от I группы, эти респонденты указывают не только на положительные, но и на отрицательные стороны своей профессиональной деятельности.

Понимают задачу, но иногда испытывают трудности в практическом ее решении. Разбираются в специфике работы

Не всегда осознают последовательность своих действий, не могут объяснить их целесообразность, используют случайные приемы и способы действий. Иногда решают задачу неуверенно. Проявляют творчество в повседневной деятельности. Не всегда соотносят практический опыт с имеющимися теоретическими знаниями.

Рационально распределяют время, отведенное на выполнение задачи, но действуют чаще всего неуверенно, затрудняются находить новые подходы к решению профессиональной задачи. Правильно оценивают ситуацию.

Не умеют регулярно контролировать свою деятельность.

В основном проявляют самостоятельность при решении профессиональных задач.

Иногда испытывают трудности в выборе оптимального способа решения профессиональной задачи,

имеющей высокую степень значимости (важности).

Стараются повышать свой уровень профессионального мастерства.

Проявляют интерес ко всему новому в области своей профессии

Умеют беречь имущество и оборудование.

Низкий уровень умелости (III группа). Руководители этой группы имеют небольшой опыт профессиональной деятельности и низкий уровень развития профессиональных умений. Их отношение к профессии неустойчиво, часто неопределенно.

Понимают задачу, но в основе их деятельности главными становятся лишь тактические задачи. В своей работе чаще всего используют готовую схему решения конкретной профессиональной задачи, не внося своих корректив.

Затрачивают много сил и времени на выполнение задачи, действуют неуверенно.

Испытывают трудности в правильной оценке условий деятельности, не всегда умеют установить

контакт с коллегами и создать обстановку непринужденности, доверительности.

Слабо владеют методами саморегуляции и психологической разгрузки.

Почти не проявляют элементов самостоятельности. Действия их скованы и неуверенны.

Слабо осознают значимость решаемых задач, медленно реагируют на изменения обстановки, применяют однообразные приемы.

С трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.

Заметны паузы на обдумывание своих действий, особенно на то, как перейти от одного приема к другому.

У руководителей этой группы плохая организация деятельности коллектива. Сами управленцы малоактивны в процессе профессиональной деятельности.

Управленческие способности организаторов здравоохранения изучались нами методами наблюдения и оценивания (рейтинг). Компетентным судьям (главным специалистам департамента здравоохранения) предлагалось оценить управленческие способности испытуемых и успешность их профессиональной деятельности Средние оценки этих признаков по уровням умелости приведены в табл. 1. Таблица 1

Распределение управленцев разного уровня умелости по проявлению профессиональных способностей (в % от числа выборки)

Профессиональные способности Баллы Готовность к профессиональной деятельности

I II III

Исключительные 5 27 3 -

Большие 4,5-5 51 3,9 -

Средние 3,5-4 22 61,32 58,4

Малые 2,5-3 - 28,44 38,7

Отсутствуют 1.5-2 - 3,34 2,9

Так, большая часть управленцев I группы имеет высокие профессиональные способности. Во II группе основная масса проявляет средние профессиональные способности. Сравнительно большое число респондентов III группы оценено как имеющие относительно низкие профессиональные способности.

Уровень умелости связан и с общими способностями. Совокупность общих способностей называют общей одаренностью и нередко связывают с понятием общего интеллекта. Д.Векслер определяет интеллект как общую и глобальную способность индивида рационально и эффективно иметь дело с окружением.

По показателю общего интеллекта руководителей высокого уровня умелости (I группа) можно характеризовать как людей с высоким интеллектом (по нормам Д.Векслера у них ^общ. = 119,4), а руководителей II и III групп - как людей со средним интеллектом (^общ^ 107,1). В связи с тем, что расхождения в статистических показателях психограммы интеллекта во II и III группе незначительны, мы объединили их в одну группу - средние.

На основе ведущих показателей знаний, умений по каждому из субтестов выявлена взаимоподчиненность гностических и проектировочных умений, показывающая высокий или низкий уровень их сформированности, а также умелость управленца в выработке стратегии и тактики решения эвристических задач (табл. 2).

Таблица2

Умелость в выработке стратегии и тактики решения эвристических задач

№ п/п Субтесты I II III

1 Общая осведомленность 18,2 14,1 14,1

2 Общая понятливость 15,3 12,6 11,5

3 Арифметический тест 14,2 14,5 11,8

4 Сходство 16,2 16,4 11,9

5 Счет 11,1 11,5 7,9

6 Словарный тест 15,7 13,6 12,1

7 Символы 8,6 9,2 7,8

8 Картинки с недостающими элементами 17,1 18,1 12,3

9 Кубики Коса 13,5 11,0 12,3

10 Сюжетные картинки 18,4 16,9 7,8

11 Сложные фигуры 19,5 18,1 6,9

Показатели вербального и невербального интеллекта как подструктур общего интеллекта у I группы выше, чем у II группы. Внутри обеих групп вербальный интеллект оказался выше, чем невербальный, т.е. но нашим результатам всех руководителей можно отнести к вербальному типу интеллекта. Как указывают Н.В.Кузьмина, В.А.Якунин, Л.Г.Ахтариева, это вполне закономерно, так как вербальный интеллект как подструктура общего функционирует в вербально-логической форме с преимущественной опорой на знания, полученные в процессе образования. Профиль интеллектуальных свойств почти одинаков у руководителей I и II групп. Они справляются с решением профессиональных задач, и даже достигают высокого уровня умелости. Это возможно благодаря определенным компенсаторным механизмам, лежащим в основе индивидуального стиля деятельности. Поэтому о степени сформированности общих способностей, о потенциальных возможностях управленцев следует судить не только по уровню развития отдельных компонентов интеллекта и их показателей, но и по характеру взаимосвязи их структурных особенностей.

Различия в структуре общего, вербального и невербального интеллекта в группах руководителей разного уровня умелости выявляются также и при изучении взаимосвязей между показателями субтестов общего, вербального и невербального интеллекта.

Рассмотрение корреляционных плеяд, отражающих структуру общего, вербального и невербального интеллекта респондентов разного уровня умелости, показало более высокую взаимосвязанность интеллектуальных свойств в структуре интеллекта I группы. Итак, интеллект является важным компонентом личности организатора здравоохранения, от которого зависит степень сформированности конкретных конструктивных, проектировочных и гностических профессиональных умений.

Исследование показывает, что без общих интеллектуальных способностей и свойств невозможно эффективно решать профессиональные задачи. Высокий уровень интеллектуальных способностей и свойств обеспечивает целенаправленность профессиональной деятельности, позволяет диагностировать и регулировать психические состояния управленцев.

При этом для руководителей высокого уровня умелости характерна сформированность таких интеллектуальных свойств, как умение строить умозаключения, самостоятельность и зрелость суждений, живость ума, быстрота мышления, хорошая память, активность и конце нтрированность внимания, сосредоточенность, умение легко и свободно оперировать словами, способности к абстрагированию и логическим обобщениям, аналитик о-синтетические и перцептивные способности. Все эти интеллектуальные свойства тесно взаимосвязаны и образуют целостную структуру, отличающуюся своеобразным единством элементов.

Сформированность взаимосвязанных интеллектуальных свойств, характерных для руководителей высокого уровня умелости, - это одна из психологических предпосылок успешного овладения профессией организатора здравоохранения и один из критериев готовности к ней.

Литература

1. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М., 1998

2. Деркач В.И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. Монография. М., 1997

3. Ливенцева О.В. Формирование психологической готовности к деятельности управленческих работников в процессе обучения // Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе. Ч. 2. С. 27 - 30

4. Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой и др. М., 1994

5. Сластенин В.А. Профессиональная готовность к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Межвуз. сб. научн. тр. / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1982

6. Толстов С.Н. Общие основы акмеологии управления организатора здравоохранения. Метод. рек. Иваново, 2000.

А.И. Фокин

ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМА ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКЕ, АКМЕОЛОГИИ

Актуальность исследования проблемы экологоориентированного мировоззрения личности [1, 2, 4] в рамках интеграции психологического, педагогического, акмеологического знания, обусловлена рядом причин не только соответствующего данным научным сферам (психологической, социальной, образовательной, культурно-исторической), но, прежде всего, причин антропоэкологических, в этом ряду системообразующих, поскольку на настоящем этапе развития общества взаимодействие человека с окружающим природным миром становится не только и не столько фактором относительно безопасной и комфортной жизнедеятельности людей, сколько движущей силой, приводящей к экологическим кризисам, сегодня - планетарного масштаба. В последние десятилетия исследователями в различных научных сферах признано, что ведущей предпосылкой планетарного экологического кризиса является осознание человеком своего превосходства над природой и противопоставление себя ей. В этой связи необходимо говорить о возможности сохранения природной среды на планете и планеты в целом как экосистемы лишь при условии изменения отношения человека как к окружающей его природе, так и к природе своей собственной, принятия человеком ответственности за развитие самого себя, планеты, природы в целом. Другими словами - человек должен стать экологоориентированным субъектом, т.е. практическо-преобразовательная деятельность его в окружающем природном мире как система взаимодействий с ним основана на понимании их единства и взаимозависимости. И в данной ситуации на первый план выходит проблема экологоориентированного мировоззрения человека [4].

Экологоориентированное мировоззрение и проблема его формирования в философско-экологических исследованиях рассматривается разноаспектно. В данном случае ключевым условием выхода из современного глубинного культурно-экологического кризиса видится переориентация («радикальное переосмысление») сложившегося (традиционного) мировоззрения на экологоориентированное, базирующегося на центральной идее - идее о синтезе природы и человека, их совместном развитии как органичного единства - устойчивом развитии. И в этом смысле устойчивое развитие природы и человека сегодня определено как обобщающая идея экологического образования, его мировоззренческая основа.

Исследования, выполненные в антропоэкологическом ключе, предполагают решение проблемы человека в природе и обществе в рамках информационного и междисциплинарного подходов с учетом всех современных знаний, в частности по социальной экологии и экологии человека, с целью выяснения возможно более реальной оценки степени опасности «человеческого измерения» надвинувшейся возможности общепланетарной катастрофы. И в этой связи как одно из научных оснований современного экологического образования рассматривается «средовой подход», который в приложении к проблеме жизнедеятельности личности в образовательной среде предполагает становление экологоориентированой личности человека в условиях окружающей среды (пространства) - природного и социокультурного.

В предлагаемой статье экологоориентированное мировоззрение личности рассматривается с психолого-педагогических позиций в двух основных направлениях: с точки зрения первого -экологоориентированное мировоззрение есть высшая форма развития экологического сознания, второго - его важнейший (мировоззренческий, этический, ценностный) компонент. Экологоориентированному мировоззрению личности соответствует экоцентрический и природоцентрический типы сознания [6]. Принципиально, что в контексте предлагаемого исследования экологическое сознание как его объект представляет собой своего рода «идеальный объект» и потому в этом виде, действительно, допустимо его отождествлять с одним из типов (антропоцентрическое, экоцентрическое, природоцентрическое). В то же время в экологическом образовании мы имеем дело с экологическим сознанием конкретной личности, которое в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.