Научная статья на тему 'Предпосылки формирования проектной культуры менеджеров спортивной индустрии в профессиональном образовании'

Предпосылки формирования проектной культуры менеджеров спортивной индустрии в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
профессиональное образование / проектная культура / метод проектов / подходы к обучению / внутренняя среда / внешняя среда. / professional education / project culture / project method / approaches to learning / internal environment / external environment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролко М. С.

Цель исследования – рассмотреть основные факторы внешней, внутренней среды и непосредственного окружения образовательного учреждения, способствующие формированию проектной культуры обучающихся бакалавров менеджеров спортивной индустрии в профессиональном образовании, на примере Российского университета спорта "ГЦОЛИФК". В статье также рассматриваются традиционные и инновационные подходы к обучению, влияющие на перспективное овладение компонентами проектной культуры (когнитивными, деятельностными, ценностно-рефлексивными, мотивационными), а метод проектов в процессе обучения представляется как эффективный способ для решения задач, поставленных перед исследователем на этапе логико-содержательного анализа. Научная новизна заключается в исследовании и разработке одного из возможных подходов развития проектной культуры обучающихся менеджеров спортивной индустрии в профессиональном образовании, который учитывает влияние обозначенных выше факторов. В результате представлены основные перспективы развития проектной культуры обучающихся, с учетом внедрения инновационного подхода к обучению (метод проектов), способствующий эффективному формированию проектной культуры менеджеров спортивной индустрии в профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролко М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prerequisites for the formation of the project culture of sports industry managers in professional education

The purpose of the study is to consider the main factors of the external, internal environment and the immediate environment of an educational institution that contribute to the formation of the project culture of bachelor students of managers of the sports industry in professional education, using the example of the Russian University Sports (SCOLIPE). The article also discusses traditional and innovative approaches to learning that affect the prospective mastery of the components of project culture (cognitive, activity, value-reflective, motivational), and the method of projects in the learning process is presented as an effective way to solve the tasks assigned to the researcher at the stage of logical and meaningful analysis. The scientific novelty lies in the research and development of one of the possible approaches for the development of the project culture of the sports industry managers in professional education, which takes into account the influence of the factors indicated above. As a result, the main prospects for the development of the project culture of students are presented, taking into account the introduction of an innovative approach to learning (project method), which contributes to the effective formation of the project culture of sports industry managers in professional education.

Текст научной работы на тему «Предпосылки формирования проектной культуры менеджеров спортивной индустрии в профессиональном образовании»

Prerequisites for the formation of the project culture of sports industry managers in professional education

Frolko Marina Sergeevna, Senior Lecturer, applicant, Russian University Sport (SCOLIPE), Moscow

The purpose of the study is to consider the main factors of the external, internal environment and the immediate environment of an educational institution that contribute to the formation of the project culture of bachelor students of managers of the sports industry in professional education, using the example of the Russian University Sports (SCOLIPE). The article also discusses traditional and innovative approaches to learning that affect the prospective mastery of the components of project culture (cognitive, activity, value-reflective, motivational), and the method of projects in the learning process is presented as an effective way to solve the tasks assigned to the researcher at the stage of logical and meaningful analysis. The scientific novelty lies in the research and development of one of the possible approaches for the development of the project culture of the sports industry managers in professional education, which takes into account the influence of the factors indicated above. As a result, the main prospects for the development of the project culture of students are presented, taking into account the introduction of an innovative approach to learning (project method), which contributes to the effective formation of the project culture of sports industry managers in professional education.

Keywords: professional education; project culture; project method; approaches to learning; internal environment; external environment.

Цитировать: Фролко М.С. Предпосылки формирования проектной культуры менеджеров спортивной индустрии в профессиональном образовании // KANT. – 2023. – №3(48). – С. 264-270. EDN: YXNHJO . DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.46

Фролко Марина Сергеевна, старший преподаватель, соискатель, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК»,Москва

Цель исследования – рассмотреть основные факторы внешней, внутренней среды и непосредственного окружения образовательного учреждения, способствующие формированию проектной культуры обучающихся бакалавров менеджеров спортивной индустрии в профессиональном образовании, на примере Российского университета спорта «ГЦОЛИФК». В статье также рассматриваются традиционные и инновационные подходы к обучению, влияющие на перспективное овладение компонентами проектной культуры (когнитивными, деятельностными, ценностно-рефлексивными, мотивационными), а метод проектов в процессе обучения представляется как эффективный способ для решения задач, поставленных перед исследователем на этапе логико-содержательного анализа. Научная новизна заключается в исследовании и разработке одного из возможных подходов развития проектной культуры обучающихся менеджеров спортивной индустрии в профессиональном образовании, который учитывает влияние обозначенных выше факторов. В результате представлены основные перспективы развития проектной культуры обучающихся, с учетом внедрения инновационного подхода к обучению (метод проектов), способствующий эффективному формированию проектной культуры менеджеров спортивной индустрии в профессиональном образовании.

Ключевые слова: профессиональное образование; проектная культура; метод проектов; подходы к обучению; внутренняя среда; внешняя среда.

УДК 378.147

5.8.7.

Фролко М.С.

Предпосылки формирования проектной культуры менеджеров спортивной индустрии в профессиональном образовании

Введение

В рамках реализации программы РФ «Стратегия-2030», особое место занимает физическая культура и спорт, где на ближайшее десятилетие определены основные вопросы направления развития спортивной индустрии. С точки зрения оценки уровня развития спортивной индустрии О.В. Матыцин ставит акцент на проблемах, которые следует решить, среди которых: «низкая кадровая обеспеченность спортивной работы на плоскостных сооружениях, недостаточное качество и ассортимент спортивного оборудования, и недостаточное финансирование программ развития массового спорта» [3]. Сложившаяся ситуация развития и решения перспективных проблем в спортивной индустрии, требует содержательный подход к изучению образовательных процессов, с позиции интеграции профессионального образования и практической деятельности. Преодолеть разрыв между содержанием образования и емкостью качественного кадрового потенциала системы образования, необходимо через поиск новых и альтернативных способов адаптации обучающихся к быстроменяющимся профессиональным условиям. Именно культура в системе образования делает обучающегося личностью, способного адаптироваться и решать профессиональные задачи на качественном новом уровне. Исходя из контекста различных видов культур, выделяем проектную культуру в профессиональном образовании как аккумулирующее и эффективное средство формирования знаний, умений и навыков обучающегося и логичной формой развития ценностной сферы будущей профессиональной деятельности.

Цель исследования структурировала следующие задачи: 1) определить общие факторы, влияющие на формирование и развитие проектной культуры менеджеров спортивной индустрии; 2) проанализировать существующие подходы к обучению менеджеров спортивной индустрии; 3) определить перспективные направления для последующих исследований с позиции формирования проектной культуры обучающихся.

Для осмысления опыта отечественных и зарубежных ученых, исследователей в области профессионального образования и проектной культуры обучающихся, в статье применяются следующие методы исследования: анализ педагогической литературы, научно-методической и специальной учебной литературы по вопросам исследования; системный подход и теоретическое обобщение полученных результатов исследования.

Теоретической базой исследования послужили публикации исследований в области проектной культуры, проектирования, метода проектов: О.И. Генисаретского, [2], Т.Л. Стениной [7], Е.А. Выходцевой, Н.Г. [1], Малышкина [1], Е.С. Полат [5]. Значительный вклад в разработку формирования основных представлений о проектировании в зарубежной педагогике внесли работы Т. Маркхэма [9], У.Х. Килпатрика и Е. Коллингса [6]. Указанные труды авторов были использованы в качестве логико-содержательного анализа для данного исследования.

Практическая значимость заключается в разработке и обосновании факторов, влияющих на перспективное формирование проектной культуры менеджеров спортивной индустрии в профессиональном образовании, а также обоснование инновационного метода проектов для создания педагогических условий формирования проектной культуры, направленных на повышение уровня проектной культуры обучающихся как важной части организации учебной и внеучебной деятельности менеджеров спортивной индустрии в профессиональном образовании.

Основная часть

Образование сегодня находится в системе постиндустриального развития (онлайн - образование, компетенции, проектная деятельность, метакомпетенции), реализуя основные цели, через создание необходимых условий обучающимся для овладения средствами самореализации, самоактуализации, самовыражения; создание условий для воспитания активных граждан, способных овладеть системой ценностей будущей профессиональной деятельности; создание условий для способности обучающихся преобразовать полученные знания в процессе обучения в решении общественных проблем в экономических, социальных, научно-технических и других сферах.

Таким образом, выстраивается четкое понимание основных требований в профессиональном образовании к обучающемуся менеджеру спортивной индустрии: способность общаться; учиться; анализировать; проектировать; выбирать; творить.

Переходя от общих вопросов к частным, обозначим, что основная задача основной образовательной программы 38.03.02 «Менеджмент» заключается в «подготовке специалиста, обладающего способностью принимать и реализовывать эффективные управленческие решения, различные виды деятельности в инвестиционной, производственной финансово-экономической деятельности предприятий и организаций различных сфер экономики. Формирование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС, позволяют выпускнику успешно работать в сфере управления и быть конкурентоспособным на рынке труда» [4]. Реализуемые компетенции в образовательной программе описывают навыки и качества, необходимые для успешного исполнения функциональных обязанностей менеджеров спортивной индустрии и составляют более 40% компетенции с проектными индикаторами от общей доли исследуемых профессиональных компетенций. Интеграция и реализация проектной деятельности обучающихся в систему подготовки менеджеров спортивной индустрии, рассматривается как необходимый образовательный подход.

В рамках проводимого исследования наш интерес представляют конкретные профессиональные компетенции дисциплин учебного плана направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Менеджмент в спортивной индустрии», содержащие проектные индикаторы:

«ПК-2 - Владением различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде;

ПК-5 - Способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели;

ПК-6 - Владением навыками использованием информации о состоянии и тенденциях развития спортивной индустрии в России и мире;

ПК-9 - Умением организовать и поддерживать связи с деловыми партнерами, используя системы сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом при реализации проектов, направленных на развитие организации;

ПК-11 - Владением навыками оценки инвестиционных проектов, финансового планирования и прогнозирования с учетом роли финансовых рынков и институтов» [4].

Методика освоения профессиональных компетенций менеджера спортивной индустрии формируется в соответствующей документации, разрабатываемой профессорско-преподавательским составом университета (рабочая программа дисциплины, фонд оценочных средств, методические рекомендации и т.д.), где описываются конкретные формы, методы, средства, технологии, применяемые в учебном процессе. Таким образом, методика реализации проектной деятельности обучающегося менеджера спортивной индустрии должна быть раскрыта в полном объеме с использованием новых (инновационных) методов обучения.

В процессе теоретико-методологического анализа были выделены подходы к обучению. Применяемые традиционные подходы в профессиональном образовании имеют классическую структуру и направлены на усвоение образовательной программы, подходы, которые, с нашей точки зрения, в полной мере изучены и научно обоснованы. А.А. Шайдулина и О.О. Мамадалиев определяют, что «инновационные подходы имеют нестандартное построение учебного процесса, где на первый план выдвигается личность обучаемого и его индивидуальные особенности, в ходе реализации которых большое внимание уделяется самообразованию и саморазвитию» [8]. Следовательно, инновационные подходы к обучению направлены на глубинный анализ усвоения знаний обучающимся качественных знаний, где в полной мере могут быть применимы знания о проектной деятельности для раскрытия проектного потенциала обучающихся. С точки зрения методологии инновационных подходов, в профессиональном образовании можно выделить: интерактивные занятия; использование технологии виртуальной реальности; проектное обучение; исследовательское обучение, основанное на проблемно-ориентированной проблеме; перекрестное обучение; виртуальный кроссовер; смешанное обучение и т.д.

Таким образом, у нас возникает особый интерес для дальнейшего исследования в контексте формирования проектной культуры менеджеров спортивной индустрии через внедрение проектного метода в учебном процессе, для освоения проектных индикаторов. Проектный метод Т. Маркхэм трактует следующим образом, это «систематический метод обучения, который вовлекает студентов в обучение знаниями и умениями через продолжительный процесс исследования, построенный вокруг сложных, настоящих вопросов и точно разработанных продуктов, и задач» [9]. Так, по мнению Е.С. Полат, метод проектов объединяет комплекс знаний и умений для различных областей, при его реализации используется множество других проблемных методик: «Мозговая атака», дискуссии, обучение в малых группах, обучение в сотрудничестве, ролевые игры, рефлексивные, научные методы. Таким образом, обучающиеся на основе полученных знаний, учатся размышлять, делать обоснованные выводы, рефлексировать, принимать аргументированные решения, применяя ролевые позиции, учится работать в команде [5].

Проектная культура является над уровенем проектного процесса, так же как инфраструктура определяет подуровень его [2], таким образом, процесс формирования проектной культуры обучающихся определяется нами как прогрессивная проектная деятельность, направленная на развитие мыслительных, интеллектуальных и рефлексивных личностных качеств менеджера спортивной индустрии, на способность формулировать, интегрировать идейные позиции с ценностной сферой спортивной индустрии, способность осмысленно реализовывать проектные направления, решать проблемы будущей профессиональной деятельности и рационально использовать имеющиеся ресурсы участников проектной деятельности.

Подходы к обучению должны быть направлены на развитие мотивации к профессиональной деятельности, раскрытие личностно-ориентированных способностей, привитие ценностей профессиональной деятельности и научно-исследовательского потенциала обучающихся, через детальное осмысление и решение проектной проблемы, итогом которой будет самостоятельно выполненный проект в спортивной индустрии, способствующий развитию проектной культуры обучающихся.

Следовательно, модифицируя педагогический процесс, который в нашем исследовании направлен в первую очередь на эффективное формирование компонентов проектной культуры (когнитивных, мотивационных, деятельностных и ценностно-рефлексивых), выпускник вуза должен быть реализован как профессионал, который будет способен адаптироваться к запросам существующего рынка спортивной индустрии.

Российский университет спорта «ГЦОЛИФК» (далее – РУС «ГЦОЛИФК») является ведущим вузом РФ по подготовке разнопрофильных профессиональных специалистов в области физической культуры и спорта. Достижение основных целей университета направлено на обучение и воспитание обучающихся, которые успешно реализуются через эффективную взаимосвязь внешней и внутренней среды университета.

Предлагаем наглядно представить взаимодополняющие основные факторы внутренней среды, непосредственного окружения и внешней среды РУС «ГЦОЛИФК», которые мы представляем как факторы, способствующие успешному формированию проектной культуры менеджеров спортивной индустрии для будущей профессиональной деятельности (рис.).

Рисунок – Факторы внутренней и внешней среды РУС «ГЦОЛИФК» влияющие на развитие проектной культуры менеджеров спортивной индустрии

Внутренние факторы университета непрерывно связаны между собой и напрямую воздействуют на становление и развитие личности обучающегося, являясь основными потенциальными источниками для реализации целей обучения и воспитательных функций. Основой успешной профессиональной деятельности обучающегося в длительной перспективе, несомненно, являются инновационные подходы в изучаемых областях и дисциплинах учебного плана, применяемые в процессе обучения, научные исследования в образовательной среде, эффективно организованная проектная внеучебная деятельность, направленная на воспитание факторов культурного, общечеловеческого ценностного, творческого и научного характера. Материально-техническое и информационно-методическое обеспечение учебного процесса немыслимо без качественно подготовленной инфраструктуры, которое в полной мере может использовать обучающийся для развития интеллектуального, творческого потенциала, формированию ценностей и культуры. Проектная культура, неразрывно связанная с организационной культурой университета, является всепронизывающей составляющей, оказывает сильное влияние на личность обучающегося, стимулирует мотивацию к различным видам деятельности, задает смысл, правила, нормы, ценности, атмосферу и т.д. образовательного учреждения. Тем самым, сильная организационная культура является мощным мотивационным ресурсом для развития различных культур, в том числе проектной.

«Проектная культура является ментальным механизмом, позволяющим ориентировать команду проекта на общие цели и результаты проекта, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать преданность и облегчать общение. В некотором роде, сильная осознаваемая культура выступает индикатором, определяющим допустимость моделей поведения, методов управления, средств и инструментов достижения целей проекта» [1].

Таким образом, для эффективного формирования проектной культуры обучающихся, необходим особый процесс реализации проектной деятельности, который должен:

1) обеспечиваться системностью всех стадий и форм процесса проектирования в процессе обучения;

2) иметь атмосферу, мотивирующую на поиск и освоение инноваций обучающимся;

3) обеспечиваться методически, с обязательным содержанием практико-ориентированных задач будущей профессиональной деятельности;

4) иметь комплекс мероприятий для реализации проектной деятельности (групповые и индивидуальные проекты разрабатываемые в учебной и внеучебной деятельности обучающимися);

5) быть оценен и проконтролирован на всех этапах процесса проектной деятельности обучающихся.

Формирование проектной культуры в структуре профессионального образования неразрывно связано с проектной деятельностью обучающихся. Являясь необходимым и перспективным научным направлением для подготовки высококвалифицированного менеджера спортивной индустрии, в процессе формирования проектной культуры обучающийся будет способен анализировать, формировать, исследовать, применять, организовывать, реализовывать, взаимодействовать, оценивать, и не только принимать активное участие в культурных и творческих проектах спортивной индустрии, но и самоопределяться в профессиональном пространстве, проектировать свои новые знания и личностные ценности во благо развития спортивной индустрии и общества в целом формируя тем самым индивидуальную проектную культуру.

Можно заключить, что образовательное пространство РУС «ГЦОЛИФК» в полно мере способствует самореализации менеджера спортивной индустрии, важным моментом определяем индивидуальную позицию обучающегося к выбору перспективных для него проектных возможностей, а также мотивационные составляющие и личный вклад в развитие перспективных направлений спортивной индустрии.

Если внутренние факторы очевидны и могут быть подвержены необходимым корректировкам, то внешние факторы и их взаимоотношения не всегда осязаемы менеджеру спортивной индустрии в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности. Современная внешняя среда, также как и внутренняя, оказывает серьезное влияние на весь образовательный процесс и на каждого обучающегося в отдельности.

Внешняя среда – это источник объективных изменений и важных воздействий научно-технического, правового, социально-культурного и нравственного порядка и т.д. на образовательный процесс. Формирующаяся проектная культура обучающихся должна учитывать многогранность и многоаспектность связей вуза с внешней средой, так как образование отображает субъективную потребность общественного развития, а эффективная профессиональная деятельность требует от каждого участника большого объема профессиональных компетенций. Развитие личностного потенциала обучающегося, прежде всего направленного на образование и воспитание, является важнейшим элементом стабильного и устойчивого развития общества в будущем.

Внешняя среда образовательного учреждения определяет необходимый набор функциональных требований для будущей профессиональной деятельности обучающегося. Менеджер спортивной индустрии, овладевший проектной культурой, будет полностью готов к интеграции с потребителями спортивных услуг, конкурировать на рынке труда, взаимодействовать с экономическими и социальными системами государства, полученные знания, умения и навыки применять для развития спортивной индустрии.

Заключение

Таким образом, в данном исследовании определены факторы, влияющие на формирование и развитие проектной культуры менеджеров спортивной индустрии, отмечаем, что РУС «ГЦОЛИФК» является перспективной площадкой для развития и формирования проектной культуры менеджеров спортивной индустрии. Внутренняя среда университета, обладает большим диапазоном образовательных и воспитательных условий для реализации новых подходов в обучении.

Из существующего множества инновационных подходов в обучении, для обучающихся менеджеров спортивной индустрии выделяем метод проектов для эффективного формирования проектной культуры в профессиональном образовании. Именно в процессе обучения разработка собственного проекта менеджерами спортивной индустрии приведет к успешному овладению проектной культурой, которая поможет изменить тип мыслительной деятельности и будет способствовать эффективному выполнению будущих проектных задач в профессиональной среде.

Определяя перспективные направления для последующих исследований, настаиваем, что при учебном и воспитательном процессе (направленные на перспективное овладение компонентами проектной культуры) необходимо учитывать требования динамично развивающейся среды и постоянно меняющихся рыночных условий. Целесообразно и перспективно методически и информационно обеспечивать образовательный процесс, включать в программы освоения дисциплин ученого плана инновационные подходы к обучению, ориентировать обучающихся на разработку собственных проектов, способных решить практико-ориентированные задачи спортивной индустрии.

Основу для решения проблемы формирования проектной культуры будущих менеджеров спортивной индустрии открывает разработка конкретных педагогических условий в РУС «ГЦОЛИФК», с обязательным процессом включения обучающихся в проектную деятельность, их оценкой и самооценкой, что является предпосылками для дальнейшего исследования.

Литература:

1. Выходцева Е.А., Малышкин Н.Г. Особенности проектной культуры в контексте жизненного цикла проекта // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2013. - №31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proektnoy-kultury-v-kontekste-zhiznennogo-tsikla-proekta (дата обращения: 10.03.2023).

2. Генисаретский, О.И. Проектная культура и концептуализм. Сборник научных трудов ВНИИТЭ - № 52, 1987. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. - 16.08.2006. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/2682 (дата обращения: 02.04.2023)

3. Официальный сайт «Агентство спортивной информации «Весь спорт». – URL: https://allsportinfo.ru/index.php?id=131940(дата обращения: 10.06.2023)

4. Официальный сайт РУС «ГЦОЛИФК». Основная образовательная программа (ОПОП) направление подготовки: 38.03.02. – Менеджмент профиль: Менеджмент в спортивной индустрии (год набора 2021г.) ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)». – URL: http://obr.sportedu.ru/ (дата обращения: 10.06.2023).

5. Полат Е.С. Метод проектов – URL: https://web.archive.org/web/20080330010914/http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm (дата обращения 10.07.2023г.

6. Помелов В.Б. Уильям Хёрд Килпатрик и его метод проектов: к 150-летию со дня рождения педагога // Вестник ВятГУ. - 2021. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uilyam-hyord-kilpatrik-i-ego-metod-proektov-k-150-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-pedagoga (дата обращения: 01.04.2023).

7. Стенина Т.Л. Становление проектной культуры студентов. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 243 с.

8. Шайдулина, А.А. О применении инновационных подходов в процессе обучения / А.А. Шайдулина, О.О. Мамадалиев //Молодой ученый. – 2016. - №6 (110). - С. 839-841. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=wanrcf (дата обращения 22.07.2023)

9. Markham T. Project Based Learning / T. Markham // Teacher Librarian. - 2011 - №39(2). - Pр. 38-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.