3. Болтина Л.В., Российская экономика: отказ от сырьевой модели в пользу инновационной. /Журнал: Российское предпринимательство., выпуск №122/2011
УДК 339. 16
Хохлова М.М. студент 2 курса финансово - экономический факультет
Шуклина З.Н., д.э.н. научный руководитель, профессор Брянский государственный университет им акад. И.Г. Петровского
Россия, г. Брянск ПРЕДПОСЫЛКИ АКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В
РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ В статье рассмотрены предпосылки активного внедрения инноваций в розничной торговле. Инновации необходимы для технологий продаж в розничной торговле, позволяя совершенствовать сервис, снижать затраты на обслуживания и повышать эффективность коммерческого процесса.
Ключевые слова: розничная торговля, инновации в розничной торговле, инновационные технологии, технология продаж, торговые сети. UDC 339.16
Khokhlova M. M., the 2nd year student of economic faculty Bryansk state University named after Acad. I. G. Petrovsky
Russia, Bryansk
Scientific supervisor doctor of Economics, Professor shuklina Z. N. Bryansk state University named after Acad. I. G. Petrovsky
Russia, Bryansk
PREREQUISITES FOR ACTIVE IMPLEMENTATION OF INNOVATIONS IN RETAIL TRADE
The article considers the conditions for active implementation of innovations in retail trade. Innovation is necessary for technology sales in the retail trade, in order to improve service, reduce costs of maintenance and increase the efficiency of the commercial process.
Key words: retail trade, innovations in retail, innovation, technology, sales network.
Особую роль в экономике страны играет розничная торговля. Являясь источником поступления денежных средств в бюджеты различных уровней, торговля формирует основы стабильности государства и вносит значительный вклад в развитие отдельных районов страны. В России, в настоящее время, наблюдается рост розничной торговли сетевого типа. На
рынок пришли такие крупные торговые сети, как: «Ашан», «МЕТРО Кэш энд Керри», «Лента», «О'КЕЙ», «Магнит». Они активно увеличивают свое присутствие в Москве и других крупных регионах страны, что отражается в рекордных показателях темпов роста бизнеса [6].
Даже в период экономического кризиса розничная торговля демонстрировала рост валового оборота на 3-5 процентов по сравнению с предыдущим годом, который в 2014 г. составил 26118,9 млрд руб. За весь период наблюдения (2008-2014 гг.) оборот розничной торговли вырос на 217425,5 млрд. руб. или практически в 3 раза (Таблица 1).
Таблица 1- Динамика розничной торговли в России
В % к соответствующему периоду Период Оборот, млрд. руб. предыдущего года
2008 13853,2 113,0
2009 14599,2 94,9
2010 16499 106,4
2011 19082,6 107
2012 21394,5 106,3
2013 23658,9 103,9
2014 26118,9 102,5
2015 2865,0 15,3
2016 2435,9 5,1
Основной причиной столь быстрого и динамичного развития торговли является усиление глобализационных процессов и проникновение на российский рынок зарубежных торговых сетей [4].
Розничная торговля представляет собой поштучную или небольшую по объему, продажу товаров или услуг [8].Торговля обеспечивается специальными предприятиями или сетью предприятий, а также затрагивает каждого из нас каждый день, когда мы идём в магазин или покупаем билет в кино.
Одним из результатов производства нового знания являются инновации. По мнению Секерина В.Д. понятие «инновация» вошло в научную терминологию в начале 20-го века и первоначально означало проникновение некоторых элементов одной культуры в другую (обычаев, способов жизнедеятельности, в том числе производства). В настоящее время в различных дисциплинах, затрагивающих инновационные проблемы, в это понятие вкладывается различное содержание. Например, социология подчеркивает аспект духовного творчества и рассматривает инновацию в контексте научной и умственной деятельности. Это и мотивация трудовой деятельности, и способы поведения, качественно отличающиеся от имевшихся раннее. Как экономическую категорию термин «инновация» ввел в научный оборот Й. Шумпетер. В своей работе «Теория экономического развития» в 1911г. он впервые изучал вопросы «новых комбинаций», изменений производственных факторов, мотивированных
предпринимательским духом, и дал полное описание инновационного процесса. Согласно Й. Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «без развития нет прибыли, без прибыли нет развития»[5].
Теоретическое системное определение представляет инновацию как активное или пассивное изменение данной системы в отношении к внешней среде.
К настоящему времени термин «инновация» широко используется в экономической науке. Однако разные авторы предлагают различные варианты его толкования в зависимости от того, какое свойство данного явления они считают основным. Понимают ли они инновацию как процесс, или как результат деятельности, либо и то и другое [5] (Таблица 2).
Таблица 1- Варианты определения инноваций
Содержание определения Инновация- использование в той или инной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов.
Инновация - процесс, в котором изобретение или новая идея приобретает экономическое содержание
Инновация - первое практическое применение нового научно-технического (технологического), организационно-экономического, производственного или иного решения Инновация - процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект
Инновация - изменение производственных факторов, мотивированное предпринимательским духом. Цели- внедрение и использование новых видов товаров, новых способов и методов производства, новых источников сырья, освоение новых рынков ,новые формы организации производства(реорганизация с целью монополизации)
По мнению профессора Шуклиной З.Н. инновации являются эффективным средством повышения конкурентоспособности, создания новых продуктов и освоения новых рынков, ведут к притоку инвестиций и снижению издержек производства и обращения. Внедрение инновационных решений увеличивает занятость, повышает общий уровень экономического развития, способствует созданию всемирно известных торговых марок, продвижению национальных брендов на мировой рынок, удовлетворению запросов потребителей, появлению новых потребностей и спроса. В конкурентных условиях наибольшего успеха добиваются предприятия, целенаправленно и перманентно внедряющие в свою хозяйственную деятельность различные типы инноваций (не только продуктовые, но маркетинговые и управленческие) [7].
Актуальность темы обусловлена важностью проведения инноваций в розничную торговлю. Эта важность объясняется старанием конкурирующих
Автор
П.Н.Завлин А.К.Казанцев
Твисс
А.И. Аньшин А.А. Дагаев
Г.А. Смирнова Ф.Ф. Бездудный
Й.Шумпетер
розничных сетей привлечь больше клиентов, улучшить сервис или уменьшить собственные издержки [1]. В любом случае, при эффективных инновациях крупные игроки розничной сети получают значительное преимущество перед конкурентами и значительную прибыль.
Россия по Bloomberg Innovation Index на 2016 год находится на 12 месте среди стран мира [11]. Это означает следующее:
1. Данный показатель довольно высокий, но необходимо понимать за счёт чего он достигается - высокий уровень образования и развития технологий в сфере промышленного производства.
2. Образование косвенно влияет на развитие инноваций в розничной торговле, ведь благодаря образованию появляются специалисты, в том числе и в сфере торговли, способные открыть новые проекты и дать новые идеи, что будут развивать инновации в розничной торговле.
3. Технологии промышленного производства уже не так влияют на розничную торговлю, ведь под этими технологиями понимаются, прежде всего, технологии нефтедобычи.
В итоге, положение в рейтинге Блумберг на 14 месте, не сильно влияет на развитие инноваций в сфере розничной торговли, ведь большая часть ресурсов, которые идут на развития инноваций вообще, приходится на нефтяную добычу.
Как указывается на сайте, затраты на инновационные технологии крупнейших сетей розничной торговли в России представлены в таблице (Таблица 3).
Таблица 3 - Затраты на инновационные технологии крупнейших сетей розничной торговли в России за 2011-2015 год, в млн.руб__
Год 2011 2012 2013 2014 2015
Российская Федерация 7 338,9 9 045,8 11 124,2 12 118,1 12 036,1
Центральный федеральный округ 2 756,1 3 048,5 3051,1 3778,3 4114,8
Московская область 132,4 521,9 812,5 1076,6 1343,8
г. Москва 1 714,7 1 767,8 1346,1 1774,7 1903,6
До 2014 года в России наращивались затраты на внедрение инноваций
в розничную торговлю, однако, в 2015 году начался спад вложений средств в данную сферу. Это обусловлено сложной экономической ситуацией в стране, при которой розничные сети начинают сокращать свои затраты в целом, а не только в сфере инноваций. Однако, не смотря на снижение вложений в развитие инноваций в розничной торговле, в целом по России, в ЦФО (Центральный Федеральный Округ), прежде всего в Москве и в Московской области, данные вложения растут. Экономическая ситуация в Москве лучше, чем в других областях России, что позволяет и дальше развивать данное направление. Кроме того, открываются новые предприятия розничной торговли, которые призваны привлечь покупателей именно инновационными технологиями и новыми предложениями в той или иной сфере [13].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что:
1. Основной объем вложений в инновации в розничной торговли происходит в ЦФО - более трети всех средств в России приходится главным образом на Москву и Московскую область. Именно там появляются инновации в сфере розничной торговли в первую очередь;
2. Объем вложений в данную сферу падает по всей России, но растёт в Москве и области.
Изучая российских лидеров по внедрению инноваций, мы должны, прежде всего, отметить торговую сеть «Магнит». Сеть розничной торговли в 2016 году, по версии авторитетного журнала Forbes, попала в топ 100 самых инновационных компаний в мире. На данный момент «Магнит» находится на 46-ом месте. Это значительный результат, для розничной сети, которая опередили все прочие компании России. Более того, в 2015 году, «Магнит» показывал ещё лучший результат и был на 23-ем месте в списке [2].
С одной стороны, торговая сеть «Магнит» единственная инновационная русская компания, да ещё и розничная сеть, которая появилась в данном топе. Продвижение именно розничной сети говорит о значительных вложениях в инновации именно в потребительском секторе. Однако, перемещение на позицию в два раза выше говорит об успехах других компаний мира и сворачивании инновационных процессов в компании «Магнит». Кроме этого, отсутствие других российских компаний ведет к отсутствию успехов в инновациях в розничной торговли. Российские компании предпочитают заимствовать иностранный опыт в ограниченном объеме [3].
Инновации в сфере розничной торговли, можно условно разделить на следующие направления (Таблица 4).
Таблица 4 - Характеристика направлений в сфере розничной торговле Направление Характеристика
Выражаются, прежде всего, в виде весов самообслуживания. Такая касса предлагает покупателю самому взвесить свой Автоматизация продаж товар, разумеется, речь идёт о весовых категориях, овощей, непосредственно в фруктов, конфет и прочего. Покупатель выбирает из перечня
магазине товаров, тот, что он взвешивает, а аппарат высвечивает его
стоимость и предлагает наклеить специальный штрих-код. Автоматическая система сканирования и камер позволяет
Предложение новых услуг в сфере розничной торговли.
Совершенствование и развитие розничной торговли на онлайн площадке.
оценить, правильно ли указана позиция товара и если нет, предлагает взять нужный товар.
Позволяют автоматически проводить любые покупки. Покупатель на кассе раскладывает весь товар на специальную ленту, которая проходит через сканер, что считывает специальные метки и подсчитывает общую стоимость, после чего клиенту остается только внести наличные и получить свой товар
Позволяет платить за аренду сервера, а не помещения, не содержать продавцов, охранников и многое другое. Интернет площадка является одним из главных объектов инноваций, которые направленны на скорость доставки, регистрации и оплату товара, и многое другое
Развитие первого направления имеет цель снизить долю обслуживающего персонала (охраны, кассиров и прочие), при внедрении автоматических технологий, при участии покупателя, а так же вводит новые способы оплаты товара [4] .
На сегодня данная система в России обладает значительным недостатком. В данной системе требуется участие проверяющего, чаще всего кассира, который обращает внимание на правильность указания позиции товара или к весам приставляют специального человека, который и указывает позиции. На Западе эта система уже давно обеспечена сканером предлагаемого товара, но в России инновацию вводят только в магазинах розничной торговли премиум-класса. Объясняется это дешевой рабочей силой, способной обслуживать весы.
Совершенствуется и система оплаты товара. Многочисленные кофейни и кафе предлагают сегодня клиентам оплачивать товар с помощью криптовалюты, чаще всего в виде биткоинов. Криптовалюта является инновацией в сфере валюты и получила своё широкое распространение. Валюта имеет ход во всём мире, позволяя не обменивать средства по курсу и совершать оплату, как по карточке. В Москве, в 2016 году, около 200 точек розничной торговли готовы принять именно этот вид средств [10].
Отдельно развиваются площадки по онлайн торговле. Эта инновация очень выгодна, по причине того, что все покупки совершаются автоматически и требуется только доставить продукт до покупателя [14].
Площадки по онлайн торговле переживают бурный рост, многие магазины становятся виртуальными, предлагая разнообразные и уникальные товары в интернете.
Итак, сфера розничной торговли имеет предпосылки для инновационного развития, активно внедряет инновации и новые управленческие решения в работу. Это выражается, прежде всего, в процессе совершенствования автоматизации покупок. Также инновации необходимы для технологий продаж в розничной торговле, позволяя совершенствовать сервис, снижать затраты на обслуживания и повышать эффективность коммерческого процесса.
Использованные источники
1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг. Учебник для вузов. Гриф МО РФ.-Спб.: Питер, 2010.- 576 с.
2. Баранчеев В.П. Маркетинг инноваций (радикальные и подрывные инновации — хайтек-маркетинг). Учебник - М.: Благовест-В, 2007. - 232 с.
3. Лиговская О. П. Оценка эффективности маркетинга и рекламы. Готовые маркетинговые решения. - Спб.:Питер, 2008.- 144 с.
4. Меняйкин Д. В., Таланова А. О. Современное состояние розничной торговли в России // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 408-411.
5. Секерин В.Д. Инновационный маркетинг.- М,:ИНФРА-М, 2016.-237с
6. Соловьев Б.А. Маркетинг: учебник / Б.А. Соловьев, А.А. Мешков, Б.В. Мусатов. - М.: Инфра-М, 2014.-366с.
7. Система инноваций в торговле / Под ред. В.Л. Жемякина; Центр статистики. М., 2014. - 279c.
8. Шуклина З.Н. Инерция и динамика социально-экономической ценности клиента в холистическом маркетинге инноваций // коллективная монография «Социальное-экономическое развитие на современном этапе: проблемы и направления».- М.: Перо, 2015г.- с. 139-148
9. Шуклина З.Н. Маркетинговое управление потребностями и спросом на инновации // коллективная монография «Социально-экономические и правовые основы развития экономики Уфа, МЦИИ ОМЕГА САИНС, 2015 г. - 208 с., с. 164-182
10.Шуклина З.Н. Синергетические процессы в инновационной экономике// Экономика и предпринимательство, 2013, № 2, с.69-72
11. Официальный сайт газеты Bloomberg, об исследованиях уровней инноваций - Электронный ресурс. Режим доступа: www.bloomberg.com
12. Официальный сайт газеты Forbes, топ 100 инновационных компаний -Электронный ресурс. Режим доступа: www.forbes.com
13. Официальный сайт газеты Известия, инновации в России - Электронный ресурс. Режим доступа: www.izvestia.ru
14. Официальный сайт информационного агентства РБК, криптовалюта -Электронный ресурс. Режим доступа: www.rbc.ru
Хрещик В. С. студент Галковский С.В., к. э. н.
доцент
УО «Полесский государственный университет»
Республика Беларусь, г. Пинск РАЗВИТИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО И ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Важная составная часть экономического потенциала страны - это демографический и трудовой потенциалы, которые определяются численностью и половозрастной структурой населения, количеством и качеством трудовых ресурсов, их занятостью в экономике.