Научная статья на тему 'Формирование инновационной среды в сетевой торговле как условие осуществления эффективных инноваций'

Формирование инновационной среды в сетевой торговле как условие осуществления эффективных инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / РОЗНИЧНЫЕ ТОРГОВЫЕ СЕТИ / ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / УРОВЕНЬ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ / РЕТЕЙЛ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / INNOVATION / INNOVATION ENVIRONMENT / RETAIL CHAINS / TRADING ENTERPRISES / THE LEVEL OF INNOVATION ACTIVITY OF THE RETAIL NETWORK / RETAIL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллова Татьяна Викторовна, Яненко Марина Борисовна

В статье рассматриваются особенности формирования инновационной среды в торговле. Авторы обосновывают, что потребностям и запросам покупателей соответствует развитие сетевой торговли, в частности, мультиформатность. Выявлены взаимосвязи между диффузией технологических инноваций и качеством функционирования инновационной среды в торговле. Появление новых компьютерных программ, внедрение современных информационных технологий способствует ускорению инновационных процессов торговли. Для анализа эффективности инновационной деятельности авторы использовали метод расчета показателя Like for Like, новизна заключается в установлении взаимосвязи данного показателя и уровня инновационной активности розничной торговой сети. Информация, полученная в ходе такого анализа, позволит разработать эффективную стратегию инновационного развития предприятия и тем самым повысить его конкурентоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Innovative Environment in Network Trade as a Condition for Effective Innovation

The article discusses the features of the formation of an innovative environment in trade. The authors argue that the development of network trade, in particular multi-format, to a greater extent meet the needs and demands of buyers. The novelty of the author’s approach is to identify the relationship between the diffusion of technological innovation in trade and the quality of the innovative trading environment. The emergence of new computer programs, the introduction of modern information technology helps to accelerate the innovative processes of trade. To analyze the effectiveness of innovation, the authors used the method of calculating the indicator Like for like, the author’s novelty is to establish the relationship of this indicator and the level of innovation activity of the retail network. The information obtained in the course of such analysis will allow to develop an effective strategy of innovative development of the enterprise and thereby increase its competitiveness.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной среды в сетевой торговле как условие осуществления эффективных инноваций»

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В СЕТЕВОЙ ТОРГОВЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ИННОВАЦИЙ

Кириллова Татьяна Викторовна,

докторант, кандидат экономических наук, доцент высшей школы сервиса и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29 kirillovа tan@rambler.ru

Яненко Марина Борисовна,

доктор экономических наук, профессор высшей школы сервиса и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29 yanenko_57@mail.ru

В статье рассматриваются особенности формирования инновационной среды в торговле. Авторы обосновывают, что потребностям и запросам покупателей соответствует развитие сетевой торговли, в частности, мультиформатность. Выявлены взаимосвязи между диффузией технологических инноваций и качеством функционирования инновационной среды в торговле. Появление новых компьютерных программ, внедрение современных информационных технологий способствует ускорению инновационных процессов торговли. Для анализа эффективности инновационной деятельности авторы использовали метод расчета показателя Like for Like, новизна заключается в установлении взаимосвязи данного показателя и уровня инновационной активности розничной торговой сети. Информация, полученная в ходе такого анализа, позволит разработать эффективную стратегию инновационного развития предприятия и тем самым повысить его конкурентоспособность.

Ключевые слова: инновации; инновационная среда; розничные торговые сети; торговые предприятия; уровень инновационной активности розничной торговой сети; ретейл; розничная торговля.

Инновационная среда в торговле характеризуется динамичностью развития, что оказывает положительное влияние на российский рынок розничной торговли. Инновационный характер развития торговли обусловливает широкое распространение современных торговых форматов, применение новых логистических и управленческих решений, совершенствование информационных технологий.

Инновационная среда в сетевой торговле формируется под воздействием внешних условий, определяющих инновационный климат в отрасли, а также внутренней среды сетевого предприятия, реализующей его инновационный потенциал (рис. 1). Степень воздействия отдельных компонентов внешней среды зависит от масштаба предприятия, территориаль-

ного расположения и других особенностей. Как правило, крупные розничные торговые сети испытывают большую зависимость от факторов макроокружения, чем предприятия небольшого масштаба [1]. В то же время определяющими для развития инновационного потенциала торгового предприятия являются материально-техническая база, организационная структура управления, квалификация кадров, коммерческая

работа по организации продаж и др. Создание благоприятной инновационной среды в сетевой торговле позволит добиться высоких финансово-хозяйственных показателей деятельности розничной торговой сети.

Продовольственный ретейл обладает высокой торговой мобильностью, что создает условия для синергетики взаимодействия традиционных и современных форматов. Структура оборота розничной

Рис. 1. Характеристика инновационной среды в сетевой торговле

торговли продовольственными товарами в Российской Федерации по каналам продаж приведена на рисунке 2.

В странах Западной Европы и США лидирующее положение на рынке занимают торговые предприятия современных форматов, в то же время традиционные форматы торговли продолжают играть важную роль в обеспечении продуктами питания населения в развивающихся странах [2]. В настоящее время доля современных форматов торговли в Российской Федерации превышает долю традиционной торговли, что актуализирует необходимость проработки методического инструментария инновационного развития сетевой торговли и способствует повышению инновационной активности предприятий торговли, увеличению скорости диффузии торговых инноваций.

Одним из этапов эволюции торговли является развитие розничных торговых сетей, как результат глобализации и укрупнения бизнеса в сфере товарного обращения. Преобладание тех или иных форматов торговли в регионах определяется разным уровнем социально-экономического развития федеральных округов, культурными традициями проживающих народов, особенностями социокультурной среды.

Широкое распространение сетевых торговых предприятий обусловлено наличием ряда конкурентных преимуществ у крупных сетевых операторов перед торговыми предприятиями традиционных форматов. Эти преимущества связаны с централизованной закупочной политикой, высокоэффективной системой управления ассортиментом, существенным сокращением издержек, их рациональной структурой, нали-

чием собственных торговых марок, организацией единого информационного пространства, значительным уровнем автоматизации технологических процессов, возникновением эффекта экономии от масштаба, более прочным финансовым положением за счет концентрации торгового капитала [3]. Сетевые организационные структуры наиболее полно соответствуют требованиям современных рынков, а их развитие представляет собой закономерный этап в процессе эволюции организационных форм [4]. Концентрация торгового капитала отражает эволюционно-транзитив-ный характер развития сетевой торговли и создает объективные предпосылки для разработки алгоритма принятия инновационных решений в сетевой торговле [5] (рис. 3).

Дальнейшие изменения в сетевой торговле связаны с развитием мультиформатных сетей, ориентацией разных торговых форматов на конкретные группы потребителей. Таким образом реализуется способность сетевого предприятия к реконфигурации, благодаря которой оно приобретает элементы гибкости структуры

в ответ на изменение конъюнктуры [6]. Ключевыми игроками на российском рынке розничной торговли потребительскими товарами являются компании: X5 Retail Group, «Тандер» (сеть «Магнит»), «Ашан», «Лента» и «ОЖЕЙ». Совокупная выручка продаж этих компаний без учета НДС превышает 1 трлн руб.

Применение мультиформатности позволяет синтезировать различные конфигурации торговых предложений, разрабатывать корпоративные комплексы организации торгово-технологического обслуживания. Развитие мультиформатности в торговле, с одной стороны, обусловлено усилением конкуренции на рынке и выражается в использовании сетевыми торговыми предприятиями разных форматов торговли, а с другой — позволяет рассматривать многовариантность развития торговых систем, основанную на поликреодичности [7]. Многоформатность позволяет освоить новые потребительские ниши и снизить риски за счет диверсификации деятельности. С точки зрения потребителей, мультиформатность розничной торговли в большей степени отвечает их потребностям и запросам

р 12

10

1,1

2013

1,3 2014

1,5 2015

1,6 2016

1,7 2017

16

14

8

6

4

2

0

□ Гипермаркеты □Супермаркеты □Дискаунтеры ПМагазины □Традиционная торговля

Рис. 2. Структура оборота розничной торговли продовольственными товарами в Российской Федерации* * http://infoline.spb.ru/ - официальный сайт информационно-аналитического агентства ^ОМЫЕ (Дата обращения 01.09.2018г.).

и повышает уровень комфорта потребительской среды.

В настоящее время крупные сетевые предприятия в Российской Федерации развивают одновременно несколько торговых форматов, данная информация представлена в таблице 1.

Таким образом, на российском рынке представлены торговые предприятия различных торговых форматов, применяющие в своей

деятельности инновации разной природы. Наиболее широкое распространение получил формат ги-пермаркета. Тенденцией последних лет в формате гипермаркет является сокращение торговых площадей. Например, в стратегии развития X5 Retail Group предусмотрено развитие модели компактного городского гипермарке-та в Санкт-Петербурге, Московской области и южных регионах

страны, площадью 3—4 тыс. кв. м. Также следует отметить низкий уровень конкуренции в сегменте дискаунтеров и универсамов. Распределение количества магазинов между основными розничными торговыми сетями Российской Федерации приведены в таблице 2.

Анализ данных таблицы 2 свидетельствует о приросте торговых точек всех исследуемых основных компаний на рынке ретейлеров,

Формирование инновационной среды сетевого торгового предприятия

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

5 этап

Поиск инновационных решений для внедрения в деятельность сетевого торгового предприятия

Инновации, применяемые в других отраслях экономики

Источники

Управленческие решения

Оценка возможности внедрения инновации в деятельность сетевого торгового предприятия

Анализ обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами

Оценка наличия современной инфраструктуры

Анализ обеспеченности предприятия информационными ресурсами

Оценка потенциала персонала для работы с инновациями

Анализ ассортиментной матрицы торгового предприятия

Предварительная оценка эффективности от внедрения инновационного решения в деятельность сетевого торгового

предприятия

Принятие решения о внедрении инновации в деятельность сетевого торгового предприятия

Внедрение инновации в деятельность сетевого торгового предприятия

Поиск необходимых ресурсов

Подбор и обучение персонала

Ознакомление потребителей с инновационным решением

6 этап

Анализ экономического эффекта от внедрения инноваций в деятельность сетевого торгового предприятия

Рис. 3. Алгоритм принятия инновационных решений в сетевой торговле Основные торговые форматы крупных розничных продовольственных сетей

Таблица 1

Торговая сеть Торговый формат

гипермаркет супермаркет универсам магазин «у дома» дискаунтер

«Магнит» + + +

X5 Retail Group + + + + +

«ОКей» + +

«АШАН» + +

«Лента» +

Metro Group + +

«Дикси» + + + +

«Народная 7я СемьЯ» +

в то же время в компании «ОЖЕЙ» данный показатель оказался наименьшим. По количествуувеличе-ния гипермаркетов лидером выступает компания «Лента».

Увеличение выручки крупнейших российских розничных торговых сетей за 2014—2017 гг. представлено в таблице 3.

Данные таблицы 3 показывают, что прирост выручки наблюдается также во всех розничных торговых сетях, причем прирост выручки не всегда пропорционален увеличению количества магазинов. Этот факт объясняется различным уровнем инновационной активности розничной торговой сети, использованием определенных конкурентных преимуществ отдельными торговыми сетями, обеспечивающих им прирост выручки.

Одним из методов, позволяющих оценить влияние на товарооборот уровня инновационной

активности торговой сети, является анализ сопоставимых продаж (Like for Like) — один из важнейших методов анализа продаж в розничной торговле. Показатель Like for Like отражает, насколько результаты текущего года изменились относительно результатов прошлого года, а также позволяет выявить причины данных изменений. К достоинствам данного метода анализа следует отнести исключение влияния факторов, не связанных с приростом торговых площадей, а также фактора сезонности, возможность выявления причин снижения оборота и оттока покупателей и прогнозирования оборота розничной торговой сети.

Для расчета показателя Like for like используется следующая формула (1):

LFL,n.„„

LFLn

LFLn

1, (1)

где

LFL1PT0 — розничный товарооборот за отчетный период, скорректированный по материально-технической базе прошлого периода, руб.;

LFLopto — розничный товарооборот за прошлый период, скорректированный по материально-технической базе отчетного периода, руб.

Если значение показателя LFL > 0, то динамика положительная, т. е. результаты текущего периода превышают результаты прошлого периода;

LFL = 0, то динамика отсутствует, т.е. текущий период равнозначен прошлому периоду;

LFL < 0, то динамика отрицательная, т.е. наблюдается снижение результатов текущего периода.

Анализ Like for Like по розничным торговым сетям представлен в таблице 4.

Таблица 2

Распределение количества магазинов (в т.ч. гипермаркетов) между основными розничными торговыми сетями РФ, ед.

Компания Количество магазинов (в т.ч. гипермаркетов) Прирост к 2014 г., %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Х5 RetailGroup 5 411 (67) 7 302 (79) 9 053 (91) 12 121 (93) 30,85 (11,55)

Магнит 7 361 (161) 8 066 (175) 14 059 (237) 16 350 (243) 30,44 (14,7)

Auchan Group 82 (59) 115 (87) 151 (95) 187 (104) 31,63 (20,8)

Лента 111 (97) 146 (129) 210 (181) 231 (195) 27,67 (26,22)

ОКЕЙ 89 (60) 94 (69) 110 (74) 112 (76) 7,95 (8,21)

Таблица 3

Выручка розничных торговых сетей за 2014-2017 гг., млрд рублей, без учета НДС

Компания Выручка, млрд руб. Прирост 2017 г. к 2014 г., %

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Х5 Retail Group 532,7 631,9 1 025,6 1 486,9 179,12

Магнит 579,7 763,5 1 074,8 1 143,3 97,22

Auchan Group 287,4 338,0 333,1 389,1 35,39

Лента 144,3 194,0 306,4 375,2 160,01

ОКЕЙ 137,6 149,9 175,5 174,3 26,67

Таблица 4

Анализ Like for Like по розничным торговым сетям за 2016-2017 гг., ед., млрд рублей, без учета НДС

Компания 2016 2017 Прирост выручки, %

количество магазинов выручка количество магазинов выручка общий LFL

Х5 RetailGroup 9 053 (91) 1 025,6 12 121 (93) 1 486,9 44,98 8,28

Магнит 14 059 (237) 1 074,8 16 350 (243) 1 143,3 6,4 -8,53

Auchan Group 151 (95) 333,1 187 (104) 389,1 16,8 -5,67

Лента 210 (181) 306,4 271 (195) 375,2 22,45 11,32

ОКЕЙ 110 (74) 175,5 112 (76) 174,3 -0,7 -2,45

Анализ таблицы 4 показывает, что наибольшие значения показателя LFL наблюдаются в компаниях Х5 Retail Group и «Лента», что позволяет говорить о высоком уровне инновационной активности в вышеуказанных розничных торговых сетях. На протяжении нескольких лет лидерство компаний Х5 Retail Group и «Лента» на потребительском рынке в значительной степени обусловлено внедрением новых технологий и в меньшей степени связано с ростом торговых площадей.

Предположим, что комплексный показатель инновационной активности розничной торговой сети IA представляет собой функцию двух переменных:

IA = f(k, PTO), (2)

где

k — количество магазинов розничной торговой сети, ед.; РТО — объем розничного товарооборота торговой сети (выручка), руб.

Однако значение показателя LFL рассчитывается с учетом изменения количества магазинов торговой сети за два года, за счет чего исключается влияние такого экстенсивного фактора, как рост числа торговых точек, а объем розничного товарооборота учитывается при расчете показателя LFL. Поэтому можно утверждать, что существует прямая зависимость между показателем инновационной активности розничной

торговой сети IA и показателем LFL. Таким образом, результаты таблицы 4 позволяют сделать вывод о высоком уровне инновационной активности компаний Х5 Retail Group и «Лента» и низком уровне инновационной активности торговых сетей «Магнит», Auchan Group и «ОЖей».

Современной тенденцией стало снижение потребительского интереса к гипермаркетам и к крупным продовольственным сетям, в то же время потребители отдают предпочтение небольшим торговым предприятиям традиционных форматов и интернет-магазинам. Наличие в мультиформатной сети магазинов формата «у дома» дает потребителям дополнительные удобства и позволяет экономить время. По оценкам экспертов, в ближайшее время основным источником роста розничной торговли станет увеличение числа магазинов шаговой доступности, закрытие крупноформатных магазинов торговых сетей, их реконструкция или перепрофилирование в малоформатные магазины.

Предпосылками эволюции торговых форматов являются различного рода инновации. Организационные инновации связаны с диверсификацией магазинов самообслуживания на гипермаркеты, супермаркеты, «жесткие» и «мягкие» дискаунтеры. В то же время традиционные торговые форматы практически не изменяются [6].

Однако при наличии жесткой конкуренции или давлении местных органов власти они способны адаптироваться к новым условиям. Имеются примеры перехода городских рынков с открытых площадей в крытые объекты или примеры изменения способа организации торговли в виде переоборудования независимых традиционных магазинов в магазины самообслуживания [2]. Классификация инноваций, оказывающих прямое влияние на эволюционное развитие торговли представлена в таблице 5 [8].

Наибольшее влияние на формирование инновационной среды во всех сферах народного хозяйства оказывают технологические инновации, связанные с появлением новых компьютерных программ, современных информационных технологий. В торговле широкое распространение получили:

♦ использование технологии 3Э-моделирования при продажах одежды, аксессуаров;

♦ создание дополненной реальности для интерьерных решений, техники;

♦ продвижение товаров через Интернет и в социальных сетях;

♦ интернет-магазины и маркет-плейсы;

♦ отслеживание наличия товаров поставщиками в удаленном доступе;

♦ автоматизация торговых и технологических процессов;

Таблица 5

Классификация инноваций по природе происхождения

Природа происхождения инновации Пример Природа происхождения инновации Пример

Управленческие Применение системы сбалансированных показателей, аутсорсинг Технологические Интернет-торговля, применение экологически чистых хладагентов

Организационные Круглосуточный режим работы Продуктовые Продажа продукции собственного производства

Технические Выкладка товаров в торговом зале в партитивных упаковках производителей; кассы самообслуживания Логистические Открытие распределительных центров, установление долгосрочных связей с локальными производителями товаров

Маркетинговые Реализация товаров собственных торговых марок, карты лояльности клиентов Процессные Мультиформатность

♦ переход на онлайн-кассы;

♦ широкое распространение комбинированных форматов магазинов: магазины-кафе, «хобби-маркеты», «фреш-маркеты», «гастро»- и «дели-маркеты».

В прошедшем 2017 году торговые сети активизировали развитие своих онлайн-магазинов, совершенствование и запуск новых оф-лайн торговых форматов. Положительный результат показал онлайн-магазин компании «Перекресток». Интернет-торговлю развивают такие крупные ретейлеры, как «Перекресток», «О'кей», Globus, SPAR, «Азбука Вкуса», «Монетка» и другие. Планируется запуск интернет-магазинов торговыми сетями «Лента» и «Виктория».

Проанализируем высокие показатели инновационной активности розничной торговой сети «Лента», полученные в результате расчета показателя LFL (табл.6).

По результатам анализа таблицы 6 можно отметить, что данная торговая сеть не имеет интернет-магазина, однако указанный недостаток компенсируется наличием такой маркетинговой инновации, как доставка продуктов с помощью сервиса iGooods.ru, которым пользуются и другие розничные торговые сети: METRO, PRISMA, SPAR, «Карусель» и «Лэнд».

Отдельно стоит отметить изменения в поведении потребителей, их привычках, ценностях и потребностях. Например, сре-

ди потребителей увеличилась доля молодых семей, не имеющих в квартире телевизора, предпочитающих смотреть фильмы в кинотеатрах, на компьютерах или на мобильных устройствах. Современное поколение молодых людей посещает магазины и торговые центры не с целью совершения покупок, а как место приобретения новых впечатлений, общения с друзьями и приятного времяпрепровождения.

Проведенное международной консалтинговой компанией Knight Frank исследование показало изменение состава арендаторов торговых центров за десять лет (табл. 7). Так, доля торговых площадей, занимаемых супер- и гипермаркетами

Таблица 6

Функционирование инновационной среды розничной торговой сети «Лента»

Природа происхождения инновации Характеристика инновации в торговой сети Лента"

Управленческие Аутсорсинг торгово-оперативных работников, в том числе кассиров

Организационные Круглосуточный режим работы; предоставление дополнительных услуг на территории гипермаркетов, таких как химчистка, услуги салона сотовой связи, фотоуслуги, аптека, мелкий ремонт

Технические Выкладка товаров в торговом зале в партитивных упаковках производителей; кассы самообслуживания

Маркетинговые Реализация товаров под собственной торговыми марками «365 дней», «Лента», «Home С1иЬ», «Giardino Club», «Lentel», «Sport Club», «Friend Made»; карты лояльности клиентов; мобильное приложение для формирования списка товаров, предназначенного для совершения покупок по заранее составленному плану; доставка продуктов с помощью сервиса iGooods.ru

Технологические Электронный каталог; высокоэффективное холодильное и технологическое оборудование, в том числе в приобретенных магазинах торговой сети «К-Руока»

Продуктовые Реализация продукции собственного производства

Логистические Открытие распределительных центров, установление долгосрочных связей с локальными производителями товаров

Процессные Мультиформатность

Таблица 7

Динамика изменения структуры площадей торговых центров в Российской Федерации

Структура площадей Изменение, Структура площадей Изменение,

Профиль арендатора торгового центра, % от GLA +/- Профиль арендатора торгового центра, % от GLA +/-

2007 2017 2007 2017

Одежда, обувь 21,4 37,2 +15,8 Парфюмерия и косметика 1,9 1,4 -0,5

Зона развлечений 7,9 14,1 +6,2 Фитнес-центр 0,0 1,1 +1,1

Продукты 39,5 8,3 -31,2 Белье 0,6 1,1 +0,5

Мебель, интерьер, товары для дома 1,4 8,2 +6,8 Хобби и зоотовары 0,3 0,9 +0,6

Общественное питание 7,1 6,2 +6,8 Услуги 2,3 0,9 -1,4

Товары и одежда для спорта 3,6 6,1 +2,5 Аксессуары, кожгалантерея, подарки 4,3 0,6 -3,7

Товары и одежда для детей 2,7 5,7 +3,0 Ювелирные изделия, часы 0,8 0,5 -0,3

Техника и электроника 2,5 3,8 +1,3 Аптека, оптика 0,8 0,5 -0,3

Иное 0,2 3,4 +3,2 Книги, СЭ 2,5 0,3 -2,2

в торговых центрах, сократилась почти в четыре раза с 39,5 до 8,3%. В то же время почти в два раза увеличилась доля торговых операторов, предлагающих непродовольственные товары, такие как одежда, обувь, детские товары, в том числе возросла доля площадей, занимаемая сегментом досуга и развлечений*.

Анализ данных таблицы 7 позволил сделать вывод, что в 2007 году якорными арендаторами торговых комплексов выступали супермаркеты или гипермаркеты, и под продовольственные товары отводилось почти 40% всех площадей торгового комплекса. В 2017 году в структуре площадей торгового центра доля сегмента развлечений, магазинов детских товаров, одежды и обуви возросла в два раза. Такое увеличение развлекательного сегмента произошло за счет открытия кулинарных школ, скалодромов, веревочных парков, батутных парков и контактных зоопарков, танцевальных студий, выставочных пространств и других проектов, которые выполняют функцию социализации и позволяют разнообразить досуг жителей, а также повышают привлекательность торгового центра для потребителей. Поэтому современным торговым предприятиям важно акцентировать внимание на значимость эмоционального фактора, достигаемого в результате хоро-

шего уровня сервиса, приятной атмосферы и наличия пространства для отдыха и общения [9].

Меняющиеся потребности покупателей побуждают розничные торговые сети совершенствовать ассортимент товаров, например, сокращать долю продовольственных товаров и увеличивать долю товаров, имеющих устойчивый спрос, в том числе товаров для личной гигиены, товаров для дома, детских товаров и др. К другим популярным тенденциям относится расширение розничными торговыми сетями линейки товаров в категории «фреш», увеличение количества товаров, выпускаемых под СТМ, и выпуск продукции собственного производства [10]. Гарантированное удовлетворение клиентом своих потребностей формирует лояльность покупателей и служит залогом их долгосрочного обслуживания.

Таким образом, для формирования инновационной среды в сетевой торговле необходимо:

1. Развитие концепции мульти-форматности, базирующейся на реализации стратегии поли-креодичности, в основе которой лежит учет неравномерности социально-экономического развития территорий.

2. Проведение мониторинга рынка торговой недвижимости, позволяющего предложить поку-

пателю различный радиус зоны торгового обслуживания.

3. Внедрение различных инновационных технологий в совершенствование организации торгово-технологического процесса, что создаст условия для эффективной работы розничных торговых предприятий в условиях меняющихся предпочтений потребителей, их привычек и ценностей.

4. Применение метода (Like for Like), позволяющего оценить влияние на товарооборот уровня инновационной активности торговой сети (/A). Показатель Like for Like отражает, на сколько результаты текущего года изменились относительно результатов прошлого года, а также позволяет выявить причины данных изменений. Существует прямая зависимость между показателем инновационной активности розничной торговой сети IA и показателем LFL.

5. Реализация комплексного характера инновационной деятельности в сетевой торговли обуславливает необходимость применения алгоритма принятия инновационных решений. Внедрение инноваций является одним из факторов, определяющих эффективность стратегического управления инновационной деятельностью.

ИСТОЧНИКИ

1. Пигунова О.В., Аниськова О.Г. Стратегия коммерческой деятельности предприятия розничной торговли. — М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002. - 1 17 с.

2. Радаев В.В. Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. — 220 с.

3. ЧаплинаА.Н., ВойцеховскаяИ.А Факторы и инструменты обновления предприятий российского бизнеса: монография. — СПб: НПК «РОСТ», 2005. — 272 с.

4. Методология исследования сетевых форм организации бизнеса: колл. моногр. Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 446 с.

5. Кириллова Т.В. Формы концентрации торгового капитала и создания сетевых структур в Российской Федерации // Практический маркетинг. — 2017. — № 2-1 (240). — С. 31—37.

* https://shopandmall.ru/analytics/ - За 10 лет доля супермаркетов и гипермаркетов в ТЦ сократилась в 4 раза (Дата обращения 01.09.2018).

6. Хасис Л.А Розничные торговые сети в современной экономике. — М., 2004. — 80 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Дудакова И.А Маркетинговые решения сетевых технологий в розничной торговле: монография. — М.: Дашков и К, 2007. - 164 с.

8. Чаплина АН, Герасимова Е.А., Максименко И.А. Стратегическое развитие торговой сети на основе системы сбалансированных показателей // Проблемы современной экономики. — 2016. — N 4 (60). — С. 204-208.

9. Кириллова Т.В. Тенденции развития торговых предприятий синтетического формата в Санкт-Петербурге // Инновационная наука. — 2016. — №10-1. — С. 60—63.

10. Красюк И.А., Медведева Ю.Ю. Роль СТМ в снижении потребительских рисков в условиях импортозамещения // Экономика и предпринимательство. — 2015. — №6-2(59). — С. 692—696.

Formation of Innovative Environment in Network Trade as a Condition for Effective Innovation Kirillova Tatyana Viktorovna,

PhD, associate Professor of the higher school of service and trade of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Polytechnic str., 29, St. Petersburg, 195251, Russian Federation (kirillova_tan@rambler.ru)

Yanenko Marina Borisovna,

Doctor of Economics, Professor of the higher school of service and trade of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Polytechnic str., 29, St. Petersburg, 195251, Russian Federation (yanenko_57@mail.ru)

The article discusses the features of the formation of an innovative environment in trade. The authors argue that the development of network trade, in particular multi-format, to a greater extent meet the needs and demands of buyers. The novelty of the author's approach is to identify the relationship between the diffusion of technological innovation in trade and the quality of the innovative trading environment. The emergence of new computer programs, the introduction of modern information technology helps to accelerate the innovative processes of trade. To analyze the effectiveness of innovation, the authors used the method of calculating the indicator Like for like, the author's novelty is to establish the relationship of this indicator and the level of innovation activity of the retail network. The information obtained in the course of such analysis will allow to develop an effective strategy of innovative development of the enterprise and thereby increase its competitiveness.

Keywords: innovation, innovation environment, retail chains, trading enterprises, the level of innovation activity of the retail network, retail, retail.

REFERENCE

1. Pigunova, O.V.; Anisykova, O.G. (2002) Strategy of commercial activities of retailers. Moscow, IKC «Marketing» Publ., 2002, 1 17 p.

2. Radaev, V.V. (2007) The Capture of Russian territories: new competitive situation in retail trade. Moscow, Publishing House HSE, 2007, 220 p.

3. Chaplina, A.N.; Voitsekhovskaya, I.A. (2005) Factors and tools of renewal of the enterprises of the Russian business: monograph. Saint Petersburg, Publishing house NPK «ROST», 2005, 272 p.

4. The methodology of the study of network forms of business organization: collct. Monograph. M.A. Beck, N.N. Beck, E.V. Buzulukova, etc.; scientific ed. M.Yu. Sheresheva; National. Research. University «Higher school of Economics». Moscow, Publishing House Higher School of Economics, 2014, 446 p.

5. Kirillova, T.V. (2017) Forms of concentration of trade capital and creation of network structures in the Russian Federation. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2017, No 2-1, pp. 31—37.

6. Hasis, L.A. (2004) Retail chains in the modern economy. Moscow, 2004, 80 p.

7. Dudakova, I.A. (2007) Marketing solutions of network technologies in retailtrade: monograph. Moscow, Publishing House «Dashkov I K», 2007, 164 p.

8.Chaplina, A.N.; Gerasimova, E.A.; Maksimenko, I.A. (2016) Strategic development of the trading network on the basis of balanced scorecard system. Problemi sovremennoy ekonomiki [Problems of modern Economics], No. 4, 2016, pp. 204—208.

9. Kirillova, T.V. (2016) Trends in the development of trade enterprises of synthetic format in St. Petersburg. Innovatsionnya nauka [Innovative science], 2016, No. 10-1, pp. 60—63.

10. Krasyuk, I.A.; Medvedeva, Yu.Yu.(2015) The role of the STM in reducing consumer risks in terms of import substitution. Ekonomika ipredprinimatelstvo [Economy and entrepreneurship], 2015, No. 6-2, pp. 692—696.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.