Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ОПЕРАТОРАМИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ'

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ОПЕРАТОРАМИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновация / технология / услуга / розничная торговля / розничная сеть / нейромаркетинг / Event-маркетинг / прибыль / рентабельность / электронная торговля / innovation / technology / service / retail / retail network / neuromarketing / Eventmarketing / profit / profitability / e-commerce

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О В. Подопригора

В статье проведен анализ теоретико-методических подходов и прикладных аспектов внедрения инновационных методов и технологий предоставления услуг операторами розничной торговли. Обоснована актуальность и своевременность инновационного развития операторов розничной торговли. На основе проведенных исследований систематизированы инновационные методы и технологии предоставления услуг в розничной торговле и предпосылки их применения операторами розничных сетей. Предложена совокупность современных технологий и методов предоставления услуг в сфере розничной торговли. Выделены преимущества внедрения инновационных технологий продаж в деятельность торговых розничных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF INNOVATIVE METHODS AND TECHNOLOGIES OF PROVISION OF SERVICES BY RETAIL OPERATORS

The article analyzes the theoretical and methodological approaches and applied aspects of the introduction of innovative methods and technologies for providing services to retail operators. The relevance and timeliness of innovative development of retail operators is substantiated. On the basis of the conducted researches the innovative methods and technologies of rendering of services in retail trade and preconditions of their application by operators of retail networks are systematized. A set of modern technologies and methods of providing services in the field of retail trade is offered. The advantages of the introduction of innovative sales technologies in the activities of retail trade enterprises are highlighted.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ОПЕРАТОРАМИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ»

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ОПЕРАТОРАМИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

О.В. Подопригора, магистрант

Донской государственный технический университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-11-1-180-184

Аннотация. В статье проведен анализ теоретико-методических подходов и прикладных аспектов внедрения инновационных методов и технологий предоставления услуг операторами розничной торговли. Обоснована актуальность и своевременность инновационного развития операторов розничной торговли. На основе проведенных исследований систематизированы инновационные методы и технологии предоставления услуг в розничной торговле и предпосылки их применения операторами розничных сетей. Предложена совокупность современных технологий и методов предоставления услуг в сфере розничной торговли. Выделены преимущества внедрения инновационных технологий продаж в деятельность торговых розничных предприятий.

Ключевые слова: инновация, технология, услуга, розничная торговля, розничная сеть, нейромаркетинг, Event-маркетинг, прибыль, рентабельность, электронная торговля.

Введение. В современных условиях проблема конкурентоспособности розничных сетей состоит в низком уровне внедрения инноваций. Операторы розничной торговли по-разному пытаются привлечь потребителей, иногда забывая о своей главной цели - удовлетворении потребностей людей в продуктах потребления. Розничной сети важно произвести впечатление на потребителя. Инновационное развитие операторов розничной торговли торговых сетей - едва ли не самый эффективный способ удовлетворить потребителя и побуждать его к покупке товара в нужной розничной сети среди десятков конкурентов. В этих условиях важным направлением является обеспечение эффективности предоставления услуг, что влияет на такие результативные характеристики, как размер реализации продукции, величину прибыли, рентабельность, долю рынка. Успешное решение этой проблемы зависит от используемых методов и технологий предоставления услуг. В этой связи возникает потребность в более полном и обоснованном раскрытии сущности указанных методов и технологий и их классификации.

Результаты исследования. Вопросы и практические аспекты применения методов и технологий предоставления услуг в розничной торговле посвящены труды

отечественных и зарубежных ученых, таких как Веремеенко О. С, Белецкий М. Д., Казалинская, Е. Ю., Оборин М. С., Веремеенко О. С. и другие [1-13]. Рассмотренные учеными мероприятия продвижения услуг не систематизированы для создания комплекса действий, направленных на инновационное развитие розничных сетей, поэтому существует потребность в создании и обобщении инновационных методов и технологий для торговых сетей. Цель статьи состоит в исследовании сущности и особенностей использования современных методов и технологий предоставления услуг операторами розничной торговли торговых сетей, а также их внедрение в практическую деятельность.

В широком смысле инновацию в торговле рассматривают как результат творческой деятельности, направленной на создание и имплементацию новых технологий и форм торговой деятельности. Современная розничная торговля представляет собой широкую сферу деятельности, в которой применяются различные инновационные технологии предоставления услуг, что позволяет:

- повысить объемы реализации продукции за счет эффективных коммуникаций с клиентами;

- увеличить процент заказов от общего числа посетителей.

Свой подход к классификации предложил Э. Блондо. Он выделяет семь типов инноваций, характерных для розничной торговли [12]:

- радикальные инновации (интернет-торговля);

- пошаговые инновации (рост пространства для прохода в торговых площадях);

- социальные инновации (круглосуточно открытые магазины или модель работы Seven-Eleven, возможность приобретения товаров в кредит, платежные станции);

- технические инновации (используемая гипермаркетами и дискаунтерами портативная упаковка производителей);

- революционные инновации (технологии электронного обмена данными между торговым предприятием и производителем, комплексные программы для управления ресурсами - ERP-системы);

- локальные инновации (создание собственных торговых марок);

- архитектурные инновации (коммерческие отношения и технологии складирования товаров, представление товаров потенциальным покупателям).

Традиционно в качестве основных направлений научного прогресса в торговле определяют:

- механизацию и автоматизацию погру-зочно-разгрузочных и транспортно-складских работ;

- индустриализацию процессов транспортировки товаров, в том числе с применением тары-оборудования и малогабаритных автомобильных колесных контейнеров;

- создание единой холодильной технологической цепи производства, хранения и доставки скоропортящихся продуктов;

- подготовку товаров к продаже с помощью современных упаковочных, фасовочных, этикетировочных машин и автоматов;

- автоматизацию процессов оптовой и розничной продажи товаров;

- автоматизацию контрольно-кассовых операций;

- компьютеризацию и внедрение автоматизированных систем управления;

- внедрение безналичных форм расчетов;

- восстановление современных, прогрессивных форм и методов продаж;

- внедрение прогрессивных решений на стадии проектирования торговых объектов [13].

Характеристику прогрессивных методов и технологий в розничной торговле и предпосылки их применения представим в таблице 1.

Ведущее место в перечне инновационных технологий в настоящее время занимает технология электронизации торговых операций, что находит свое проявление в бурном развитии электронной коммерции и активном использовании в процессах торгового обслуживания потребителей возможностей электронных регистраторов расчетных операций с одновременной активизацией технологий безналичных расчетов. Наряду с тем, электронизация торговых операций как инновация имеет место и в сфере традиционной торговли, где она обеспечивает совершенствование процесса торговой деятельности - продажи товара и расчетов за него. Реализация этой инновации предполагает использование современных видов электронных регистраторов расчетных операций и расчетных терминалов в сочетании с весоизмерительными комплексами, сканирующей техникой, платежными терминалами.

Исходя из проведенных исследований, предлагаем совокупность современных технологий и методов предоставления услуг в сфере розничной торговли операторами розничных сетей: использование новых каналов продаж (покупка продукции через интернет-сайт торговой сети, кассы самообслуживания и т.п.); введение новых концепций презентаций продуктов в торговле (демонстрационные салоны, веб-сайты и т.п.); внедрение изменений в дизайне и упаковке продуктов (собственных торговых марок), особенности предоставления услуг; реализация новой стратегии, ориентированной на расширение состава потребителей или рынков сбыта; применение новых приемов продвижения продуктов (новые рекламные концепции, имидж, бренд, методы индивидуализации и т.п.); использование новых ценовых стратегий при продаже продуктов и услуг. Проведенные исследования свидетель-

ствуют о том, что реакция потребителей на положительной. внедрение современных инновационных технологий в розничных сетях является

Таблица 1. Инновационные методы и технологии предоставления услуг операторами розничной торговли _

Инновационные методы и технологии Предпосылки использования

Индустриальная технология товаропродвижения - создание сквозной технологической цепи товаропродвижения; - применение пакетных, контейнерных перевозок, других современных товароносителей; - механизация трудоемких погрузочно-разгрузочных работ и разработка системы машин; - индустриализация предварительной подготовки товаров к продаже

Сквозная автоматизированная технология холодильной обработки скоропортящихся продуктов - создание сквозной холодильной цепи; - применение пакетных, контейнерных перевозок, других современных товароносителей; - применение современных видов холодильного транспорта

Прогрессивные технологии торгового обслуживания покупателей в розничной торговле - применение пакетных, контейнерных перевозок, других современных товаро-носителей; - организация предварительной подготовки товаров к продаже; - автоматизация контрольно-кассовых операций; - строительство современных объектов розничной торговли, их рациональное устройство и планирование

Автоматизированные технологии продаж товаров через торговые автоматы - применение современных видов торговых автоматов; - предварительная расфасовка искусственно-весовых товаров с приданием им определенной геометрической формы; - соответствие цен за единицу товара номиналам денежных знаков; - организация обслуживания торговых автоматов

Технология продажи товаров с осуществлением автоматизированного считывания информации штрихового кодирования - организация штриховой идентификации товаров; - внедрение современных видов оборудования узлов расчета (сканеры, кассовые терминалы, компьютеры); - организация АСУ торговли

Индустриальные технологии предварительной подготовки товаров к продаже - применение современных видов машин и оборудования; - механизация и автоматизация труда; - использование прогрессивных методов продажи товаров; - научная организация труда торгового персонала

Методы и технологии маркетинга Нейромаркетинг: аудиальный маркетинг, аромамаркетинг. БуеШ-маркетинг: тематическая одежда, тематические выкладки товара и акции, украшение торгового зала, розыгрыши призов для клиентов, тематическая музыка. Социальный маркетинг: корзина благотворительности, детская зона, кнопка для людей с ограниченными возможностями, корзина товаров с уценками

Заключение. Ведущее место в перечне инновационных технологий в сфере продаж в настоящее время занимает технология электронизации торговых операций, что находит свое проявление в бурном развитии электронной коммерции. Современными инновационными технологиями, характерными для торговых предприятий. являются: е-коммерция, интеграция оф-флайна и онлайна; возникновение или дублирование нового формата (сочетание электронной и традиционной торговли); управление потребительским опытом; не-

прерывное общение с покупателем; магазин в телефоне; экспертный контент для покупателя, а также использование нейро-маркетинга, Event-маркетинга, социального маркетинга. Внедрение инновационных технологий продаж в деятельность торговых розничных предприятий способствует улучшению качества услуг, расширению ассортимента, выход на новы рынки сбыта, обеспечению соответствия новейшим правилам и стандартам осуществления торговой деятельности, сокращению издержек.

Библиографический список

1. Веремеенко, О. С. Сущность рынка услуг розничной торговли продовольственными товарами и взаимодействие его участников / О. С. Веремеенко, Ю. Ю. Суслова, А. В. Волошин // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 4(117). - С. 695-700.

2. Веремеенко, О. С. Концептуальные подходы к формированию механизма повышения эффективности услуг розничной торговли продовольственными товарами / О. С. Ве-ремеенко, Ю. Ю. Суслова, А. В. Волошин // Экономика и предпринимательство. - 2020. -№ 3(116). - С. 631-636.

3. Белецкий, М. Д. Основные факторы конкурентоспособности услуг, оказываемых предприятиями розничной торговли / М. Д. Белецкий // Наукосфера. - 2020. - № 5. - С. 69-73.

4. Белецкий, М. Д. Основные показатели качества торгового обслуживания, обеспечивающие возможность оценки уровня конкурентоспособности услуг розничной торговли / М. Д. Белецкий // Оригинальные исследования. - 2020. - Т. 10. - № 11. - С. 151-163.

5. Хамитов, М. С. Стимулирование инновационного развития услуг розничной торговли / М. С. Хамитов, Б. М. Мараимов // Вестник Таджикского государственного университета коммерции. - 2019. - № 3(28). - С. 223-232.

6. Kuzubov, A. A. Implementation of monitoring subsystem in the regulation system of agro-food sector on regional level / A. A. Kuzubov, N. V. Shashlo // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. - 2017. - No 2(62). - P. 33-41.

7. Казалинская, Е. Ю. Особенности услуг розничной торговли в управлении качеством / Е. Ю. Казалинская // E-Scio. - 2020. - № 12(51). - С. 74-84.

8. Оборин, М. С. Взаимосвязь услуг оптовой и розничной торговли как основа конкурентоспособности регионального сетевого рынка / М. С. Оборин // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2019. - Т. 25. - № 8. - С. 109-118.

9. Economic added value as a tool of cost-oriented management by business structures of industry / T. V. Terenteva, N. V. Shashlo, A. A. Kuzubov, V. V. Shnaider // Вюник Нацюналь-но! академп керiвних кадрiв культури i мистецтв. - 2018. - No 2. - P. 167-172.

10. Маслова, А. Е. Трансформация услуг в розничной торговле / А. Е. Маслова // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2019. - № 4(28). - С. 114-120.

11. Vorozhbit, O. Y. Integration Processes and a Common Agricultural Market under the Conditions of the Eurasian Economic Union / O. Y. Vorozhbit, N. V. Shashlo // International Business Management. - 2016. - Vol. 10. - No 19. - P. 4635-4643.

12. Блондо Э. Инновации в розничной торговле / Э. Блондо // Бизнес-журнал. - 2005. -№ 4.- С. 48-51.

13. Ковшова, М. В. Зарубежный опыт развития консалтинговых услуг в розничной торговле / М. В. Ковшова // Торговое дело: коммерция, маркетинг, менеджмент. Теория и практика: монография. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2020. -С. 280-286.

INTRODUCTION OF INNOVATIVE METHODS AND TECHNOLOGIES OF PROVISION OF SERVICES BY RETAIL OPERATORS

O.V. Podoprigora, Graduate Student Don State Technical University (Russia, Rostov-on-Don)

Abstract. The article analyzes the theoretical and methodological approaches and applied aspects of the introduction of innovative methods and technologies for providing services to retail operators. The relevance and timeliness of innovative development of retail operators is substantiated. On the basis of the conducted researches the innovative methods and technologies of rendering of services in retail trade and preconditions of their application by operators of retail networks are systematized. A set of modern technologies and methods of providing services in the field of retail trade is offered. The advantages of the introduction of innovative sales technologies in the activities of retail trade enterprises are highlighted.

Keywords. innovation, technology, service, retail, retail network, neuromarketing, Eventmarketing, profit, profitability, e-commerce.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.