Научная статья на тему 'Влияние импортозамещения на характер инноваций в розничной торговле'

Влияние импортозамещения на характер инноваций в розничной торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / РОЗНИЧНЫЕ СЕТИ / RETAIL / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ / НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ / GROCERIES / NONFOODS / RETAIL CHAINS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лямин Борис Михайлович

Изучение развития предприятий розничной торговли в России за последние 10 лет позволило сделать вывод о необходимости ускоренного внедрения инноваций для повышения собственной конкурентоспособности. Цель. Провести анализ влияния импортозамещения на характер инноваций в розничной торговле. Задачи. Проанализировать оборот розничной торговли по Российской Федерации. Определить уровень обеспечения населения собственной сельскохозяйственной продукцией. Проследить инновационную активность организаций. Идентифицировать уровень конкуренции в торговых сетях. Методология. В работе с помощью общих методов познания рассмотрено влияние различных аспектов импортозамещения на инновационную активность российских предприятий торговли. Результаты. Проведен анализ темпов роста оборота розничной торговли за последние 10 лет в целом по стране, в Северо-Западном федеральном округе и Ленинградской области. Рассчитан уровень обеспечения населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в 2015 г. Выводы. Торговые организации, наиболее успешно внедряющие технологические, организационные и маркетинговые инновации, будут иметь существенные преимущества перед конкурентами, так как смогут использовать внутренние резервы для повышения собственной коммерческой привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лямин Борис Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Impact of Import Substitution on the Nature of Innovations in Retail

This study is dedicated to examining the development of retail enterprises in Russia over the past decade and estimating the need for the accelerated implementation of innovations in order to enhance its competitiveness. Aim. This study aims to analyze the impact of import substitution on the nature of innovations in retail. Tasks. This study analyzes retail turnover figures across the Russian Federation, evaluates the supply of agricultural products, provides insight into the innovative activity of organizations, and determines the level of competition in retail chains. Methods. This study uses general methods of scientific cognition to examine the effect of import substitution on the innovative activity of Russian retail enterprises in various aspects. Results. Retail turnover growth rates over the past decade are analyzed nationwide, in the North-West federal district, and the Leningrad region. The level of supply with agricultural products and foodstuffs in 2015 is calculated. Conclusion. Trade organizations that are more successful in implementing technological, organizational, and marketing innovations, will have significant advantages over their competitors since they will rely on internal reserves to enhance the commercial appeal of the end product.

Текст научной работы на тему «Влияние импортозамещения на характер инноваций в розничной торговле»

Влияние импортозамещения на характер инноваций в розничной торговле

The Impact of Import Substitution on the Nature of Innovations in Retail

Лямин Борис Михайлович

ведущий специалист по организации НИРС СПбУТУиЭ 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Boris M. Lyamin

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

о <

УДК 339.37 О

о о

> <

Изучение развития предприятий розничной торговли в России за последние 10 лет позволило сделать вывод о необходимости ускоренного внедрения инноваций для повышения собственной конкурентоспособности. Цель. Провести анализ влияния импортозамещения на характер инноваций в розничной торговле.

Задачи. Проанализировать оборот розничной торговли по Российской Федерации. Определить уровень обеспечения населения собственной сельскохозяйственной продукцией. Проследить инновационную активность организаций. Идентифицировать уровень конкуренции в торговых сетях. Методология. В работе с помощью общих методов познания рассмотрено влияние различных аспектов импортозамещения на инновационную активность российских предприятий торговли.

Результаты. Проведен анализ темпов роста оборота розничной торговли за последние 10 лет в целом по стране, в Северо-Западном федеральном округе и Ленинградской области. Рассчитан уровень обеспечения населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в 2015 г.

Выводы. Торговые организации, наиболее успешно внедряющие технологические, организационные и маркетинговые инновации, будут иметь существенные преимущества перед конкурентами, так как смогут использовать внутренние резервы для повышения собственной коммерческой привлекательности.

Ключевые слова: инновации, импортозаме-щение, розничная торговля, продовольственные товары, непродовольственные товары, розничные сети

This study is dedicated to examining the development of retail enterprises in Russia over the past decade and estimating the need for the accelerated implementation of innovations in order to enhance its competitiveness. Aim. This study aims to analyze the impact of import substitution on the nature of innovations in retail.

Tasks. This study analyzes retail turnover figures across the Russian Federation, evaluates the supply of agricultural products, provides insight into the innovative activity of organizations, and determines the level of competition in retail chains.

Methods. This study uses general methods of scientific cognition to examine the effect of import substitution on the innovative activity of Russian retail enterprises in various aspects. Results. Retail turnover growth rates over the past decade are analyzed nationwide, in the North-West federal district, and the Leningrad region. The level of supply with agricultural products and foodstuffs in 2015 is calculated. Conclusion. Trade organizations that are more successful in implementing technological, organizational, and marketing innovations, will have significant advantages over their competitors since they will rely on internal reserves to enhance the commercial appeal of the end product.

Keywords: innovations, import substitution, retail, groceries, non-foods, retail chains

Розничная торговля — одна из ведущих отраслей экономики России. Состояние розничной торговли диагностирует экономическую ситуацию в стране, а деятельность торговых предприятий способствует пополнению доходной части бюджета и улучшению условий жизни населения. Розничная торговля находится под непосредственным воздействием разнонаправленных факторов внутренней и внешней среды, развивается в условиях обострения геополитических и геоэкономических проблем, что обуславливает необходимость изучения состояния российского ритейла и оценки направлений его развития.

Социально-экономическая роль торговли проявляется в ее воздействии как на сектор производства (способствует развитию производства востребованной на рынке продукции), так и на сектор потребления (удовлетворяет потребности и обеспечивает повышение уровня

Оборот розничной торговли по Российской Федерации в 2006-2015 гг., млн руб.

Год Всего В том числе: Оборот розничной торговли торгующих организаций Продажи на розничных рынках и ярмарках

продовольственные товары непродовольственные товары

2006 8 711 919,9 3 947 402,3 4 764 517,6 7 000 310,4 1 711 609,5

2007 10 868 976,4 4 891 343,5 5 977 632,9 9 218 579,4 1 650 397,0

2008 13 944 183,1 6 495 646,2 7 448 536,9 12 113 250,1 1 830 933,0

2009 14 599 153,1 7 097 079,1 7 502 074,0 12 655 449,2 1 943 703,9

2010 16 512 047,0 8 002 168,2 8 509 878,8 14 457 153,8 2 054 893,2

2011 19 104 336,5 9 104 324,3 10 000 012,2 16 898 443,1 2 205 893,4

2012 21 394 526,2 9 961 361,5 11 433 164,7 19 126 304,5 2 268 221,7

2013 23 685 913,5 11 143 008,9 12 542 904,6 21 453 829,3 2 232 084,2

2014 26 356 237,3 12 380 805,5 13 975 431,8 24 057 249,0 2 298 988,3

2015 27 538 370,8 13 419 312,7 14 119 058,1 25 369 766,8 2 168 604,0

Источник: [2].

126,6 130,6

Д 108,0 120,0 123,6 А 109,9 107,6 111,9 112,2

^аг" Д Д Д Д Д

124,0 127,9 □ 113,2 112,9 112,9 109,1 111,0 109,5

□ 104,8 ...............ш...... □ □ □ □ □ □

124,8 128,3

♦ ♦ 104,7 А 113,1 ♦ 115,7 О 112,0 ♦ 110,7 ♦ 111,3 ♦ 104,5 А

2007 2008 2009 2010 2011 ♦--РФ -□--СЗФО

2012 2013 2014 --Ленинградская область

2015 Год

Рис. 1. Сравнение темпов роста оборота розничной торговли в целом по стране, в Северо-Западном федеральном округе и Ленинградской области, %

Источник: [2].

жизни населения). Розничная торговля представляет собой предпринимательскую деятельность в сфере обмена и выступает важным звеном системы товародвижения, осуществляющим реализацию продукции конечным потребителям. Торговля, как активный субъект товарного обращения, связывает друг с другом изготовителей и потребителей продукции [1].

Состояние и тенденции развития розничной торговли характеризуют число и состав организаций, участвующих в продаже продукции конечным потребителям. За 2006-2015 гг. количество организаций отрасли увеличилось на 2% (табл. 1). Несмотря на сложную экономическую и внешнеполитическую ситуацию, оборот розничной торговли в 2015 г. вырос

на 4,5% к уровню 2014 г. Наибольший рост показал оборот продовольственных товаров (8,4% к 2014 г); увеличение оборота непродовольственных товаров было гораздо более скромным (1% к 2014 г.). Интересно, что в 2015 г. на 5,7% уменьшился оборот торговли на ярмарках и розничных рынках. Это можно объяснить тем, что в связи со снижением покупательской способности возросли покупки населения в торговых сетях, где стоимость товаров ниже, а качество предлагаемых товаров и торгового сервиса выше.

Сравнительный анализ темпов роста оборота розничной торговли в целом по стране, в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) и в Ленинградской области в 2007-2015 гг. (рис. 1),

« 100

ч о Я

90

80

70

60

50

45,3

45,0

46,6

48,6

48,5

47,7

46,6

47,0

47,0

48,7

40

30

20

54,7

55,0

53,4

51,4

51,5

52,3

53,4

53,0

53,0

51,3

10

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Год — продовольственные товары — непродовольственные товары

Рис. 2. Товарная структура оборота розничной торговли в Российской Федерации в 2006-2015 гг.

Источник: [2].

показал, что данный показатель в целом по России и отдельно по СЗФО составляет 113,9%, а по Ленинградской области — 116,7%.

Рост покупательной способности населения в последнее десятилетие положительно сказался на товарной структуре оборота розничной торговли. Наблюдается увеличение доли продовольственных товаров в товарной структуре розничной торговли (на 107,5% к 2006 г.). В целом за рассматриваемый период вариативность товарной структуры была минимальной. Значительное увеличение доли продаж продовольственных товаров наблюдалось только в 2009 г. (104,3% к 2008 г.) и в 2015 г. (103,6% к 2014 г.). Повышение доли продовольственных товаров в структуре розничной торговли было обусловлено падением реальных доходов населения (в 2014 г. снижение составило 0,7%, в 2015 г. — на 4,3%, в I квартале 2016 г. — на 3,7%) (рис. 2).

Исходя из предварительных данных Росста-та и по оценкам экспертов, реальные доходы населения нашей страны будут снижаться и в 2016 г. ив 2017 г. (исходя из проекта государственного бюджета РФ) [3]. Во многом это обусловлено введением санкций против России странами Европейского союза (ЕС), США и другими в марте 2014 г. За прошедшие

с тех пор 2 года санкции неоднократно расширялись (например, в сентябре 2016 г. ЕС продлил санкции против 146 граждан и трех юридических лиц России).

В сложившейся экономической ситуации Российская Федерация ответила на санкции симметрично — путем введения продовольственного эмбарго в августе 2014 г. В основном под запрет попали поставки продовольствия из стран ЕС. Введение продовольственного эмбарго преследовало две основные цели: поддержать отечественного сельскохозяйственного производителя и увеличить импорт товаров из стран Таможенного союза, а также дружественных стран Латинской Америки и Азии.

Несмотря на экономическое давление со стороны стран Запада, российская экономика продолжает успешно реализовывать программу импортозамещения. В частности, по итогам 2015 г. индекс производства продукции сельского хозяйства составил 103,0% к уровню 2014 г., а пищевой продукции — 102,0% [3]. В 2015 г. был достигнут целевой уровень продовольственного обеспечения, в соответствии с показателями «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», по мясу, зерну, растительному маслу, сахару и картофелю [4].

о —

<

Уровень обеспечения населения России, СЗФО и Ленинградской области сельскохозяйственной

продукцией и продовольствием в 2015 г.

Регион Рациональная годовая норма, кг/чел. Потребление на душу населения, кг/чел. Производство в расчете на душу населения, кг/чел. Уровень обеспечения населения, %

Картофель

Российская Федерация 95-100 114,5 234,5 204,8

СЗФО 86,0 116,0 134,9

Ленинградская область 92,0 180,0 195,7

Овощи и продовольственные бахчевые культуры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российская Федерация 120-140 111,0 123,9 111,6

СЗФО 92,0 45,0 48,9

Ленинградская область 98,0 142,4 145,3

Молоко и молокопродукты

Российская Федерация 320-340 239,0 214,6 89,8

СЗФО 268,0 130,4 48,7

Ленинградская область 293,0 333,0 113,7

Мясо и мясопродукты

Российская Федерация 70-75 67,0 66,6 99,4

СЗФО 70,0 44,6 63,7

Ленинградская область 72,0 149,1 207,1

Яйца, шт.

Российская Федерация 260 269,0 296,0 110,0

СЗФО 283,0 309,0 109,2

Ленинградская область 284,0 1731,0 609,5

Рассчитано: автором на основе официальных данных Росстата.

Рассмотрим уровень обеспечения населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в Ленинградской области, СевероЗападном федеральном округе и в целом по России. Производство основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия в расчете на душу населения по Ленинградской области значительно превышает общероссийские показатели (за исключением производства картофеля). Уровень обеспечения населения собственной сельскохозяйственной продукцией превышает уровень потребления по всем основным категориям. В то же время в СЗФО имеет место противоположная ситуация — удовлетворительные результаты достигнуты лишь в выращивании картофеля и в производстве куриного яйца (табл. 2).

Вопрос импортозамещения для России не является новым. Ранее приоритетными направлениями деятельности было заимствование новых технологий и пополнение бюджета благодаря налогам, которые уплачивали зарубежные компании. Импортозамещение направлено на повышение продовольственной безопасности страны; отсюда возрастает роль торговли как системы, способствующей инте-

грации сельского хозяйства, пищевой промышленности и потребителей. Особенностью этого взаимодействия является обострение взаимоотношений «розничная сеть — потребитель», выражающееся в жестких требованиях сетей по доставке, гарантированным ассортименту и объемам продаж, условиям ввода и вывода отдельных товаров, в системе скидок и отсрочек платежей, по предоставлению оборудования в торговые залы и т. п.

Направления развития торговли в современных экономических условиях отражены в «Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и на период до 2020 года» (приказ Минпромторга России от 31 марта 2011 г. № 422 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и на период до 2020 года»). В Стратегии определены количественные и качественные индикаторы развития торговой отрасли. В России будет открыта сеть оптовых продовольственных рынков в городах численностью до 300 000 человек и организовано проведение ярмарок для реализации сельскохозяйственной продукции в населенных пунктах численностью до 30 000 человек [5].

Доля оборота розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли в 20112015 гг., %

Регион Доля оборота розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Российская Федерация 18,4 20,5 21,9 22,9 25,0

Северо-Западный федеральный округ 34,0 37,6 36,9 39,1 41,5

Ленинградская область 31,7 37,2 39,3 44,4 45,9

о <

о

о о

> <

Источник: [6].

Импортозамещение невозможно без активной поддержки агропромышленного комплекса (АПК), вложения инвестиций, увеличения количества пахотных площадей, поголовья крупного рогатого скота, возрождения форелевых хозяйств и звероферм и пр. Государственная поддержка приоритетных направлений развития АПК должна обеспечить синергетику взаимодействия с пищевой промышленностью и торговлей. Ценообразование сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров должно быть социально ориентированным. Розничная цена должна притягивать потребителя, а не отталкивать его.

В торговой отрасли в настоящее время имеет место очень высокая конкуренция, а доля оборота розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли в 2015 г. составляла в Ленинградской области 45,9%, Северо-Западном федеральном округе — 41,5% и в целом по России — 25%. Показатели СЗФО и Ленинградской области существенно превышают средние показатели по стране, что соответствует высокой конкуренции между сетями и обуславливает необходимость внедрения инноваций (табл. 3).

В последнее время торговые сети практикуют индивидуальный подход к покупателям, которые стали гораздо образованнее и требовательнее. Покупательские предпочтения становятся важнейшим инструментом для изменений во взаимоотношениях с поставщиками, для получения той продукции, в которой нуждается потребитель. Изменения в технологическом процессе работы магазинов минимизируют нагрузку на торговый персонал и снижают издержки на всех этапах товародвижения.

Понятие «инновации» ученые трактуют по-разному в зависимости от предмета и объекта исследования. Внимание этому аспекту в торговле уделяли М. Леви, Б. Вейтц, В. Ю. Котельников и др. [7]. Инновации — это создание чего-то ранее не используемого и неизвестного. В случае с торговлей под инновациями понимается комплекс изобретений и идей, изменяющих технологию торговли, приводящих к повышению качества обслуживания покупателей и процессов реализации товаров,

эффективности логистики, эксплуатации помещений и оборудования, снижению затрат и росту эффективности деятельности торгового предприятия в целом [8]. В то же время количество предприятий, которые активно внедряют в свое производство технологические, организационные, маркетинговые или экологические инновации, совсем невелико (табл. 4).

Наибольшая инновационная активность организаций наблюдалась в 2011 г., когда в этой деятельности участвовали 10,4% от общего числа обследованных организаций (в 2015 г. лишь 9,3% организаций). После введения санкций против России предприятия перенаправили свои доходы в другие отрасли экономики, которые наиболее вероятно принесут доход. Можно высказать суждение, что для того чтобы предприятия розничной торговли активно развивались в условиях кризисных явлений в экономике страны и успешно вели конкурентную борьбу, сохраняя приемлемые цены для покупателей, необходимо использовать такие инновации, которые требуют минимального количества финансовых ресурсов и дают максимальную отдачу.

Инновационная активность предприятий торговли позволяет реализовывать им свою миссию и стратегию развития. Стратегия инновационной деятельности — это управление торговым предприятием на основе оценки инновационного потенциала посредством концентрации управленческих усилий, направленных на освоение и применение перспективных достижений научно-технического прогресса. На реализацию инновационной стратегии оказывают влияние инновационный потенциал организации, наличие у нее инвестиционных ресурсов, правовое регулирование инновационной деятельности и уровень развития рынка инноваций [9].

Основным инновационным инструментарием, который используют в настоящее время торговые сети, являются такие организационно-управленческие инновации, как бенчмар-кинг, инжиниринг, реинжиниринг, мэрджер и аутсорсинг [10]. Осуществляются новые формы сбыта, такие как дистанционная доставка товара, хотя спрос на эту услугу невелик даже

Основные показатели инновационной деятельности в России в 2010-2015 гг., %

№ п/п Показатель Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015

1 Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций) 9,5 10,4 10,3 10,1 9,9 9,3

2 Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций 7,9 8,9 9,1 8,9 8,8 8,3

4 Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг 4,8 6,3 8,0 9,2 8,7 8,4

6 Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг 1,6 2,2 2,5 2,9 2,9 2,6

7 Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций 3,2 3,3 3,0 2,9 2,8 2,7

8 Удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций 2,2 2,3 1,9 1,9 1,7 1,8

9 Удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций 4,7 5,7 2,7 1,5 1,6 1,6

Источник: [6].

в таких крупных мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург. Для оптимизации расходов и поиска дополнительных источников дохода предприятия розничной торговли активно используют маркетинговые исследования, которые в свою очередь формируют информационную платформу будущих инноваций. Использование новых стратегий ведения бизнеса сокращает издержки торгующих организаций и, как следствие, повышает ценовую доступность товаров и торговых услуг. Вместе с тем, успешность реализации инноваций зависит не только от их восприятия потребителями; к нововведениям должны быть готовы и сотрудники предприятия.

Таким образом, анализ влияния импорто-замещения на характер инноваций в розничной торговле позволяет сделать следующие выводы:

• несмотря на сложную ситуацию в экономике, оборот розничной торговли по Российской Федерации в 2015 г. вырос на 104,5% к уровню 2014 г.;

• уровень обеспечения населения собственной сельскохозяйственной продукцией достаточ-

но высок, однако сдерживающим фактором роста ее производства является недостаточно высокая покупательская способность населения страны;

• инновационная активность организаций в 2015 г. составила лишь 9,3%; в сложившихся условиях хозяйствования конкурентную борьбу выиграют те компании, которые предлагают товары и услуги по наиболее низким ценам, а снизить себестоимость без внедрения инноваций очень сложно;

• для предприятий розничной торговли уровень конкуренции на внутреннем рынке усиливается; доля торговых сетей в целом по России составляет 25%, а по Ленинградской области она достигает 45,9%. Торговые организации, которые будут наиболее успешно внедрять технологические, организационные и маркетинговые инновации, получат существенные преимущества перед конкурентами, так как будут использовать внутренние резервы для повышения коммерческой привлекательности результатов деятельности.

Литература

1. Красюк И. А. Современное состояние и проблемы развития розничной торговли в регионах // Практический маркетинг. 2015. № 6 (220). С. 8-18.

2. Реальные располагаемые денежные доходы по Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/po-pulation/urov/urov_12kv.htm.

3. Мониторинг развития секторов российской экономики за 2015 год // Минэкономразвития России: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// economy.gov.ru/minec/about/structure/depsector-econom/20160220.

4. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации / Утв. указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/15/108.html.

5. Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года // Приказ Минпромторга России от 25 декабря 2014 г. № 2733 (ред. от 5 июня 2016 г.) // Правовой сервер «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173113/. (Дата обращения: 10.12.2016).

6. Доля оборота розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли // ЕМИСС. Государственная статистика: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fedstat.ru/in-dicator/40536.

7. Леви М., Вейтц Б. А. Основы розничной торговли / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. 448 с.

8. Красюк И. А., Медведева Ю. Ю. Характеристика инновационной среды торгового предприятия // Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (спецвыпуск). С. 63-67.

9. Шпакова А. В. Инновационный фактор обеспечения устойчивого развития торговых предприятий: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Брянск: ГОУ ВПО «Брянский государственный университет им. академика И. Г. Петровского», 2011. 21 с.

10. Красюк И. А. Научно-практические основы организации розничной торговой сети в регионах // Экономика и предпринимательство. 2013. № 8 (37). С. 632-635.

References g

i—

1. Krasyuk I. A. Sovremennoe sostoyanie i problemy ^ razvitiya roznichnoy torgovli v regionakh [Current ^ state and problems of retail trade development in g the regions]. Prakticheskiy marketing, 2015, no. 6 < (220), pp. 8-18. 1

2. Real disposable cash incomes in the Russian Fede- < ration. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/ o new_site/population/urov/urov_12kv.htm. (in Russ.). 2

3. Monitoring the development of the Russian economy o for 2015. Russian Ministry of Economic Development. ^ Available at: http://economy.gov.ru/minec/about/ yj structure/depsectoreconom/20160220. (in Russ.). m

4. Food Security Doctrine of the Russian Federation. > Approved by Presidential Decree of January 30, ^ 2010 № 120. Available at: http://www.scrf.gov.ru/ documents/15/108.html. (in Russ.).

5. On approval of the Trade Development Strategy of the Russian Federation for the years 2015—2016 and up to 2020. Order of the Industry and Trade Ministry of Russia of 25.12.2014 № 2733 (as amended on 05.06.2016). Available at: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_173113/. Accessed 10.12.2016. (in Russ.).

6. The share of turnover of retail chains in the total volume of retail trade turnover. Unified interdepartmental information and statistical system. Available at: https://www.fedstat.ru/indicator/40536. (in Russ.).

7. Levy M., Weitz B. A. Essentials of retailing. New York, Richard D. Irwin Publ., 1996. 466 p. (Mcgraw Hill/Irwin Series in Marketing) (Russ. ed.: Levi M., Veytts B. A. Osnovy roznichnoy torgovli. St. Petersburg, Piter Publ., 1999. 448 p.).

8. Krasyuk I. A., Medvedeva Yu. u. Kharakteristika in-novatsionnoy sredy torgovogo predpriyatiya [Characteristics of the innovative environment of a trade enterprise]. Prakticheskiy marketing, 2016.

9. Shpakova A. V. The innovative factor in ensuring sustainable development of trade enterprises. Diss. cand. econ. sci. Synopsis. Bryansk, Bryansk State Univ. named after I. G. Petrovskiy, 2011. 21 p.

10. Krasyuk I. A. Nauchno-prakticheskie osnovy orga-nizatsii roznichnoy torgovoy seti v regionakh [Scientific and practical bases of the organization of the retail network in regions]. Ekonomika i predprini-matel'stvo, 2013, no. 8 (37), pp. 632-635.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.