78
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2020. № 2(40)
ЛЕОНТЬЕВ Сергей Валерьевич - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. Е-mail: spm-lsv@yandex. ru.
LEONTYEV, Sergey Valeryevich - Postgraduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 339.371
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ
А.Ю. Мунши, Л.Ю. Александрова, А.Ш. Мунши
В статье раскрыта социально-экономическая роль розничной торговли и ее влияние на состояние общества. Проведен анализ деятельности ритейла на современном этапе развития экономики, динамический анализ его инфраструктуры. Исследованы состав и структура розничных торговых предприятий, средняя площадь их торговых залов, динамика изменения объемов и структуры оборота розничной торговли в текущих и сопоставимых ценах. Особое внимание уделено проблемам и тенденциям развития российского ритейла: сокращению числа региональных торговых сетей и ряда зарубежных ритейлеров, региональной экспансии федеральных торговых сетей, диверсификации форматов розничной торговли и товарных позиций, использованию крупными игроками розничного рынка новых форматов и инновационных технологий, усилению про-мактивности крупнейших сетей.
Выявлены барьеры развития розничного бизнеса, приводящие к снижению конкурентоспособности предприятий розничной торговли, а также направления их устранения: совершенствование механизма государственного регулирования отрасли, оптимизация форматов торговли и использование современных маркетинговых подходов к деятельности торговых компаний. Современные инновационные технологии (Big Data, искусственный интеллект, дополненная реальность, блокчейн, единая экосистема), способствующие автоматизации работы с большими массивами данных, внедрению креативных решений и торговых технологий, оптимизации системы управления складом и ассортиментом товаров, рассматриваются в статье как драйвер роста ритейла.
Ключевые слова: оценка розничного рынка; конкуренция; розничная торговля России; развитие ритейла; торговая сеть; коэффициент специализации; интернет-торговля; региональная экспансия.
A.Yu. Munshi, L.Yu. Alexandrova, A.Sh. Munshi. EVALUATION OF THE STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF RUSSIA RETAIL TRADE
The article reveals the socio-economic role of retail and its impact on the state of society. The analysis of its activities at the present stage of economic development and a dynamic analysis of its infrastructure are carried out. The composition and structure of retail trade enterprises, the area of their sales area, the dynamics of changes in the volume and structure of retail trade turnover in current and comparable prices are studied. Particular attention is paid to the problems and development trends of Russian retail: reducing the number of regional retail chains and a number of foreign retailers, regional expansion of federal retail chains, diversification of retail formats and commodity positions, the use by large players of the retail market of new formats and innovative technologies, and increasing the promo activity of the largest chains.
Barriers to the development of the retail business, leading to a decrease in the competitiveness of retail enterprises, as well as ways to address them were identified: improving the mechanism of state regulation of the industry, optimizing trade formats and using modern marketing approaches to the activities of trading companies. Modern innovative technologies (Big Data, artificial intelligence, augmented reality, block-chain, a single ecosystem) that contribute to the automation of work with large data arrays, the introduction of creative solutions and trading technologies, the optimization of the warehouse and product assortment management system are considered in the article as a growth driver for retail.
Keywords: retail market assessment; competition; retail trade in Russia; retail development; retail network; specialization coefficient; Internet trade; regional expansion.
Розничная торговля является одним из самых мощных стабилизаторов экономики страны и факторов ее роста. Отрасль выступает основным работодателем и одним из ключевых доноров ВВП и налоговых поступлений. Сочетая в себе интересы продавца в получении доходов и покупателя в получении товаров и услуг, торговля служит инструментом обеспечения экономической безопасности и повышения качества жизни общества [6].
Предприятия розничной торговли России представлены магазинами и объектами мелкорозничной торговли. Значительный вклад в формирование оборота розничной торговли страны вносят магазины, которые располагают развитой материально-технической базой, реализуют насыщенный ассортимент товаров, имеют большие возможности по оказанию дополнительных услуг и повышению культуры обслуживания. В 2015-2018 гг. число магазинов ежегодно увеличивалось, достигнув в 2018 г. значения в 788,1 тыс. ед.
На рынке розничной торговли представлены различные ее форматы. В современных условиях гиперконкуренции наблюдается тенденция увеличения числа супермаркетов (в среднем в год - на 12,6 %), специализированных продовольственных (7,8 %) и непродовольственных (3,4 %) магазинов, гипермарке-тов (5,1 %). Противоположная ситуация сложилась с минимаркетами. За период 2015-2018 гг. их число сократилось на 8,8 тыс., или на 3,2 %, а в среднем в год - на 1,1 % (рис. 1).
Высокие темпы роста специализированных магазинов привели к ежегодному увеличению коэффициента специализации с 0,32 в 2015 г. до 0,36 в 2018 г., что свидетельствует о расширении возможностей покупателей в выборе товаров в пределах одной товарной группы
или ее части. Данная тенденция предполагает максимальный учет изменяющихся требований покупателей к товару, повышение качества их обслуживания и эффективности использования торговой площади, совершенствование технологии розничной торговли.
Как свидетельствуют данные рис. 2, в общем количестве магазинов наибольшая доля приходится на минимаркеты и специализированные непродовольственные магазины (соответственно 34,2 % и 26,8 % в 2018 г.), наименьшая - на гипермаркеты (0,2 %). Последние годы характеризуются незначительным снижением удельного веса минимаркетов (на 2,5 п.п.) и увеличением доли остальных типов магазинов.
В 2015-2018 гг. средняя площадь торгового зала увеличилась по основным форматам розничной торговли (по минимаркетам - на 5,7 %, по гипермаркетам - на 4,9 %), за исключением супермаркетов (уменьшилась на 9,4 %). В результате доля специализированных непродовольственных магазинов и минимаркетов в общей площади торгового зала магазинов в 2018 г. составила 21,6 % и 16,4 % соответственно, а гипер-маркетов и супермаркетов - 15,6 % и 14,5 %.
Ключевой объемный индикатор деятельности розничных торговых предприятий в 2019 г. достиг 33532,1 млрд руб. Несмотря не ежегодный рост данного показателя, наблюдается снижение его доли в ВВП страны с 35,7 % в 2010 г. до 30,7 % в 2019 г. (рис. 3).
В структуре оборота розничной торговли Российской Федерации в 2010-2018 гг. наблюдается доминирование торгующих организаций и преобладание розничных торговых сетей. В 2018 г. на долю торгующих организаций приходилось 94,4 % оборота российской розничной торговли, что выше уровня 2010 г. на
788,1
Гипермаркеты
Специализированные продовольственные магазины
Супер- Мини- Специализи-
маркеты маркеты рованные
непродовольственные магазины
115
110
105
100
95
Магазины всего
2015 г.
□ 2018 г.
■ среднегодовой темп изменения за 2015-2018 гг., %
Рис. 1. Состав магазинов РФ в 2015-2018 гг., тыс. ед. [8]
12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
Гипер- Специализирован-
маркеты ные продоволь -
ственные магазины
2015 г. 2018 г.
Супермаркеты
Мини-мартеты
Специализированные непродмовагоалзьиснтывен-ные магазины
доля в общем количестве магазинов в 2018 г., % —□-•доля в общей площади торгового зала в 2018 г., %
Рис. 2. Средняя площадь торгового зала (кв. м) и структура магазинов (%)
40 35 30 25 20 15 10 5 0
£
Годы
. .................г
2000 2005 2010 2015
38 36 34 32 30 28
2019
Оборот розничной торговли, млрд руб.
■Доля оборота розничной торговли в ВВП РФ, %
Рис. 3. Оборот розничной торговли и его доля в ВВП РФ в 2000-2019 гг.
6,8 п .п. Одновременно происходило ежегодное уменьшение вклада рынков в формирование товарооборота (рис. 4).
Характерной чертой розничного рынка России является усиление процессов его консолидации, сосредоточение в руках крупных игроков, в первую очередь - федеральных. Это подтверждает ежегодный рост удельного веса розничных торговых сетей в обороте розничной торговли страны: в 2018 г. он составил 32,6 % и увеличился в сравнении с 2010 г. на 15,1 п.п.
87,6
92,1
29
17,5
12,4
25
25,7
Начальный этап консолидации (2014-2016 гг.) опирался на стратегию финансового превосходства, ее современный этап (2017-2019 гг.) отличает использование стратегии технологического превосходства, которое достигается захватом онлайн, контролем всей цепи поставок товаров, внедрением Big Data и др.
Одновременно с этим происходит ослабевание позиций малых и средних предприятий торговли и их вытеснение с розничного рынка, особенно в крупных городах европейской ча-
93,1
93,7
94,4
7,9
30,7.
6,9
26
32,6 25,2
6,3
5,6
Годы 2010 2015
□ Доля розничных торговых сетей
□ Доля торгующих организаций
2016 2017 2018
И Доля малых и средних предприятий ■ Доля рынков
Рис. 4. Структура оборота розничной торговли РФ в 2010-2018 гг., %
Темпы изменения оборота розничной торговли РФ в 2010-2019 гг., %
Наименование показателей Годы
2010 2015 2016 2017 2018 2019
Оборот розничной торговли РФ всего:
— в текущих ценах 113,4 104,4 102,3 105,3 106,1 106,2
— в сопоставимых ценах 106,5 90,0 95,2 101,3 102,8 101,6
Оборот розничной торговли пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия:
— в текущих ценах 112,8 108,3 102,3 105,0 104,5 106,7
— в сопоставимых ценах 105,1 91,0 94,8 101,1 102,1 101,4
Оборот розничной торговли непродовольственных товаров:
— в текущих ценах 113,4 101,0 102,9 105,6 107,7 105,7
— в сопоставимых ценах 108,0 89,1 95,5 101,5 103,5 101,8
сти России. Если в 2010 г. на их долю приходилось 29 % оборота розничной торговли, то в 2019 г. - всего 25,2 %. Это вызвано нехваткой финансовых ресурсов и недостаточной гибкостью в принятии управленческих и иных решений.
В изменении оборота розничной торговли в текущих ценах прослеживается тенденция ежегодного роста (таблица). Данные таблицы свидетельствуют о том, что для периода 20102016 гг. характерно снижение темпов роста оборота розничной торговли с 113,4 % до 102,3 %, что обусловлено уменьшением реальных располагаемых доходов потребителей в результате удешевления нефти и ослабления рубля с последующим резким ростом цен на импортную продукцию. С 2016 г. наметились процессы постепенного наращивания темпов роста оборота розничной торговли - до 106,2 % в 2019 г.
Аналогичная тенденция наблюдается с динамикой развития оборота розничной торговли в сопоставимых ценах. Вместе с тем можно выделить 2015-2016 гг. - период падения физического объема оборота розничной торговли на 10,0 % и 4,8 % соответственно. В 2016-2019 гг. наблюдается постепенное восстановление оборота розничной торговли, обусловленное повышением реально располагаемых денежных доходов населения страны, реализацией мер социальной поддержки, по-
пуляризацией потребительского кредитования, а также более частым использованием заемных средств.
Товарную структуру оборота розничной торговли Российской Федерации отличает преобладание непродовольственных товаров (рис. 5). Удельный вес пищевых продуктов в 2019 г. составил 47,9 %, что выше уровня предшествующего года на 0,2 п.п., но ниже уровня 2010 г. на 0,6 п.п. Таким образом, в 2010-2019 гг. наблюдается тенденция незначительного увеличения доли непродовольственных товаров в обороте розничной торговли, что вызвано более высокими темпами роста оборота как в текущих (за исключением 2015 и 2019 гг.), так и в сопоставимых ценах (кроме 2015 г.).
С введением продовольственного эмбарго претерпела изменения ассортиментная структура оборота розничной торговли. Увеличилась доля товаров отечественного производства, постепенно приближаясь к 73-80 %. Крупные ритейлеры («Магнит», «МЕТРО», «Ашан», «Дикси» и др.) запустили собственное производство продовольственных товаров [10].
Среди трендов развития розничной торговли страны последних лет можно выделить также следующие:
- уход с рынка, значительное сокращение числа региональных торговых сетей и ряда за-
49 N9
о4
48,5 48 47,5 47
□ Оборот розничной торговли пищевых продуктов, трлн руб.
^^^ Оборот розничной торговли непродовольственных товаров, трлн руб. А Доля пищевых продуктов, %
Рис. 5. Состав и товарная структура оборота розничной торговли РФ в 2010-2019 гг.
рубежных ритейлеров («К-Раута», Castorama, American Eagle Outfitters, Claire's, Nautica, Oxette и Jennyfer) [10];
- продолжение региональной экспансии федеральных торговых сетей, консолидации рынка (рост доли сетевой торговли);
- поглощение государственными банками магазинов (например, приобретение в 2018 г. банком ВТБ 29,1 % акций компании «Магнит»);
- диверсификация форматов розничной торговли и товарных позиций (открытие сети аптек, магазинов зоотоваров и др.), мульти-форматность, активизация продаж товаров под собственными торговыми марками;
- активное взаимопроникновение офлайн в онлайн (создание онлайн-магазинов, запуск мобильных приложений) и онлайн в офлайн (открытие пунктов выдачи товаров, постама-тов, шоурумов, торговых точек);
- усиление промактивности крупнейших сетей (в 2019 г на продажи в рамках маркетинговых мероприятий пришлось более 50 % выручки сетей в современных форматах без учета СТМ и небрендированных товаров) [5].
В розничной торговле России четко прослеживается тенденция более широкого использования Интернета. Если в 2010 г. доля интернет-торговли в обороте розничной торговли Российской Федерации составляла всего 1,4 %, то в 2015 г. она увеличилась до 3,0 %, а в 2019 г. достигла по предварительным данным 5,7 %. Несмотря на высокие темпы роста данного показателя, его уровень остается довольно невысоким (особенно по продовольственным товарам) [9].
Вместе с тем динамичному росту российского ритейла препятствует комплекс факторов (рис. 6).
64
69
70
Обозначенные на рис. 6 результаты опросов представителей российского ритейла позволили выделить наиболее значимые из них: высокий уровень конкуренции (на это ежегодно указывают свыше 64 % респондентов); низкий платежеспособный спрос, особенно в отдаленных сельских районах, где только треть жителей располагает достаточным доходом для приобретения товаров длительного пользования (об этом говорят более 50 % опрошенных); высокое налоговое бремя (свыше 41 %). Барьерами развития розничного бизнеса выступают также высокий размер арендной платы, высокие транспортные расходы, что в совокупности с высокими налогами приводит к нехватке собственных финансовых средств и снижению конкурентоспособности торговых компаний.
Устранение барьеров в развитии розничной торговли страны предполагает совершенствование механизма государственного регулирования отрасли. Росту торговли будут способствовать оптимизация форматов торговли и использование современных маркетинговых подходов к деятельности торговых компаний посредством актуализации брендинговой политики, внедрения digital-технологий в программе лояльности, применения инструментов event-маркетинга, создающих и поддерживающих долгосрочные эмоциональные связи между компанией и потребителями [2-4].
Важным драйвером роста ритейла являются современные инновационные технологии: Big Data, искусственный интеллект, дополненная реальность, блокчейн, единая экосистема [7; 9]. Их использование позволяет автоматизировать работу с большими массивами данных, внедрять креативные решения и торговые технологии, оптимизировать системы управле-
68
65,3
Годы 2010
2015
2016
2017
2018
□ Конкуренция
□ Финансовые средства
□ Платежеспособный спрос ® Арендная плата
■ Налоги
В Транспортные расходы
Рис. 6. Барьеры развития российского ритейла, % опрошенных респондентов [1]
ния складом и ассортиментом товаров, обеспечивать гибкость ценообразования, развивать мобильный маркетинг и продажи, развивать рынок «Интернет вещей». Применение ИТ-технологий способствует учету актуальных предпочтений потребителей, повышению их лояльности, эффективности торгово-техноло-гических операций, конкурентоспособности торговых предприятий.
Список литературы
1. АКОРТ / Ассоциация компаний розничной торговли: офиц. сайт. URL: http://www.acort.ru (дата обращения: 25.03.2020).
2. Александрова Л.Ю., Мунши А.Ю. Направления маркетингового анализа деятельности кооперативных организаций // Управление ассортиментом, качеством и конкурентоспособностью в глобальной экономике: сб. ст. Межрегион. заоч. науч.-практ. конф. (1 июня 2015 г.). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2015. С. 15-19.
3. Александрова Л.Ю., Мунши А.Ю., Мунши Ш.Мд. Анализ, оценка и усиление конкурентной позиции предприятия // Современная конкуренция. 2017. № 3 (22). С. 118.
4. Костоглодов Д.Д., Емельяненко И.С. Детерминирование основных тенденций современной розничной торговли в России // Вестник Ростовского гос. экон. ун-та (РИНХ). 2019. № 2 (60). С. 126-136.
5. Красюк И.А., Назарова Э.А. Маркетинговые технологии в организации бизнес-процессов розничной торговли // Практический маркетинг. 2019. № 7 (269). С. 10-16.
6. Мунши А.Ю., Александрова Л.Ю., Мунши Ш.Мд. Состояние и динамика развития розничной торговли России // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 3.
7. Сысоев Н.А. Блокчейн и перспективы развития современной электронной розничной торговли // Управление экономическими системами. 2018. № 6 (112). С. 43.
8. Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 10.03.2020).
9. Юхнева Н.А., Бураков Н.Р. Перспективы инновационного развития розничной торговли // Общество. Наука. Инновации: сб. ст. XIX Всерос. науч.-практ. конф. (1-26 апреля 2019 г.). Киров: Вятский гос. ун-т, 2019. С. 1280-1288.
10. Retail.ru: портал для ритейлеров и поставщиков. URL: http://www.retail.ru (дата обращения: 20.03.2020).
References
1. AKORT / Assotsiatsiya kompanij roznichnoj torgovli: ofits. sajt. URL: http://www.acort.ru (Accessed 25.03.2020).
2. Alexandrova L.Yu., Munshi A.Yu. Naprav-leniya marketingovogo analiza deyateFnosti ko-operativnykh organizatsij [Areas of marketing analysis of the activities of cooperative organizations] // Upravlenie assortimentom, kachestvom i konkurentosposobnostyu v globalnoj ekonomike: sb. st. Mezhregion. zaoch. nauch.-prakt. konf. (1 iyunya 2015 g.). Cheboksary: ChKI RUK, 2015. S. 15-19.
3. Alexandrova L.Yu., Munshi A.Yu., Munshi Sh.Md. Analiz, ocenka i usilenie konkurentnoj pozicii predpriyatiya [Analysis, evaluation and strengthening of the competitive position of the enterprise] // Sovremennaya konkurentsiya. 2017. № 3 (22). S. 118.
4. Kostoglodov D.D., Emelyanenko I.S. De-terminirovanie osnovnykh tendentsij sovremennoj roznichnoj torgovli v Rossii [Determination of the main trends in modern retail in Russia] // Vestnik Ros-tovskogo gos. ekon. un-ta (RINX). 2019. № 2 (60). S.126-136.
5. Krasyuk I.A., Nazarova E.A. Marketingovye tekhnologii v organizatsii biznes-protsessov roznich-noj torgovli [Marketing Technologies in the Organization of Retail Business Processes] // Prakticheskij marketing. 2019. № 7 (269). S. 10-16.
6. Munshi A.Yu., Alexandrova L.Yu., Munshi Sh.Md. Sostoyanie i dinamika razvitiya roznichnoj torgovli Rossii [The state and dynamics of retail development in Russia] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1-2. S. 3.
7. Sysoev N.A. Blokchejn i perspektivy raz-vitiya sovremennoj elektronnoj roznichnoj torgovli [Blockchain and development prospects of modern electronic retail] // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami. 2018. № 6 (112). S. 43.
8. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoj statis-tiki: ofits. sajt. URL: http://www.gks.ru (Accessed 10.03.2020).
9. Yukhneva N.A., Burakov N.R. Perspektivy in-novatsionnogo razvitiya roznichnoj torgovli [Prospects for retail innovation] // Obshchestvo. Nauka. Innovatsii: sb. st. XIX Vseros. nauch.-prakt. konf. (1-26 aprelya 2019 g.). Kirov: Vyatskij gos. un-t, 2019.S.1280-1288.
10. Retail.ru: portal dlya ritejlerov i postav-shchikov. URL: http://www.retail.ru (Accessed 20.03.2020).
МУНШИ Алевтина Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры товароведения и таможенной экспертизы. Российская таможенная академия. Россия. Москва. E-mail: [email protected].
АЛЕКСАНДРОВА Людмила Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры товароведения и технологии общественного питания. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ljudmila. [email protected].
МУНШИ Аксана Шахиновна - студент факультета таможенного дела. Российская таможенная академия. Россия. Москва. E-mail: [email protected].
MUNSHI, Alevtina Yuryevna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Commodity Science and Customs Examination. Russian Customs Academy. Russia. Moscow. E-mail: [email protected].
ALEXANDROVA, Lyudmila Yuryevna - Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Commodity Science and Technology of Public Catering. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
MUNSHI, Aksana Shakhinovna - Student of the Faculty of Customs. Russian Customs Academy. Russia. Moscow. E-mail: [email protected].
УДК 657.631.6
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ: НЕОБХОДИМОСТЬ СОСТАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Л.К. Мусипова
В статье рассматриваются преимущества интегрированной отчетности как возможного способа получения наиболее полного отражения финансового положения и результатов деятельности отчитывающегося предприятия, логично увязывающего воедино риски, потенциал и факторы нефинансовой информации. Представленные результаты исследования могут применяться при рассмотрении вопросов целесообразности составления интегрированной отчетности, в состав которой включаются не только финансовые показатели, но и нефинансовые (экологические, социальные и т.д.). Появление и стремительное развитие в последние годы интегрированной отчетности требует создания надежной системы информационного обеспечения. Информация представляется в финансовой отчетности в стоимостном выражении, кроме того, интегрированная отчетность является источником еще и нефинансовой информации. В статье также предложено внедрение в казахстанскую практику интегрированной отчетности, так как для Республики Казахстан это еще не апробированная, новая модель отчетности.
Ключевые слова: интегрированная отчетность; финансовая отчетность; нефинансовая информация; экологический отчет; социальный отчет; отчет по устойчивому развитию.
L.K. Musipova. INTEGRATED REPORTING: NEED FOR COMPOSITION AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT
The article discusses the advantages of integrated reporting as a possible way to obtain the most complete reflection of the financial position and performance of the reporting enterprise, which logically links together the risks, potential and factors of non-financial information. The presented results of the study can be applied when considering the feasibility of compiling integrated reporting, which includes not only financial indicators, but also non-financial (environmental, social, etc.). The emergence and rapid development of integrated reporting in recent years requires the creation of a reliable information support system. Information is presented in financial statements in monetary terms, in addition, integrated reporting is also a source of non-financial information. The article also proposes the introduction of integrated reporting into the Kazakhstani practice, since for the Republic of Kazakhstan this is not a tested, new reporting model.
Keywords: integrated reporting; financial reporting; non-financial information; environmental report; social report; sustainable development report.
Финансовая отчетность, составляемая широкий круг пользователей достоверной ин-субъектами экономики, призвана обеспечивать формацией о финансовом положении и финан-