Научная статья на тему 'ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СУБСИДИЙ КАК МЕРА ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ'

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СУБСИДИЙ КАК МЕРА ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ФИНАНСОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / СУБСИДИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курдюмов Александр Васильевич

В статье изучено отношение сельхозтоваропроизводителей к финансовому инструменту - субсидиям, а также их эффективность и результативность. На основе проведенного социологического опроса методом формализованного анкетирования в период 2020-2021 гг. автором изучено мнение взрослого населения по эффективности мер финансового стимулирования малого бизнеса и населения. Сформулированы выводы о мероприятиях для достижения высокой результативности и эффективности в процессе субсидирования сельхозтоваропроизводителей органам государственной власти по средствам улучшения организации информирования, прозрачности и взаимодействия всех участников данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курдюмов Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISION OF SUBSIDIES AS A MEASURE OF FINANCIAL INCENTIVES AND SUPPORT FOR AGRICULTURAL PRODUCERS

The article studied the attitude of agricultural producers to the financial instrument - subsidies, as well as their effectiveness and effectiveness. Based on a sociological survey conducted by the method of formalized questionnaire in the period 2020-2021. the author studied the opinion of the adult population on the effectiveness of measures to financially stimulate small businesses and the population. Conclusions on measures to achieve high efficiency and efficiency in the process of subsidizing agricultural producers to state authorities have been formulated in order to improve the organization of information, transparency and interaction of all participants in this process.

Текст научной работы на тему «ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СУБСИДИЙ КАК МЕРА ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ»

Научная статья Original article УДК 336.132

DOI 10.55186/27131424 2022 4 9 9

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СУБСИДИЙ КАК МЕРА ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

PROVISION OF SUBSIDIES AS A MEASURE OF FINANCIAL INCENTIVES AND SUPPORT FOR AGRICULTURAL PRODUCERS

Курдюмов Александр Васильевич, кандидат экономических наук, доцент, директор института государственного, муниципального управления и права, заведующий кафедрой конкурентного права и антимонопольного регулирования, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (620144 Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62), тел. 8(343) 283-12-50, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2523-7595, kurdyumov@usue.ru

Kurdyumov Alexander Vasilievich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Director of the Institute of State, Municipal Administration and Law, Head of the Department of Competition Law and Antimonopoly Regulation, Ural State Economic University, 620144 Russia, Yekaterinburg, st. March 8, 62, tel. 8(343) 283-12-50, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2523-7595, kurdyumov@usue.ru

1591

Аннотация. В статье изучено отношение сельхозтоваропроизводителей к финансовому инструменту - субсидиям, а также их эффективность и результативность. На основе проведенного социологического опроса методом формализованного анкетирования в период 2020-2021 гг. автором изучено мнение взрослого населения по эффективности мер финансового стимулирования малого бизнеса и населения. Сформулированы выводы о мероприятиях для достижения высокой результативности и эффективности в процессе субсидирования сельхозтоваропроизводителей органам государственной власти по средствам улучшения организации информирования, прозрачности и взаимодействия всех участников данного процесса.

Abstract. The article studied the attitude of agricultural producers to the financial instrument - subsidies, as well as their effectiveness and effectiveness. Based on a sociological survey conducted by the method of formalized questionnaire in the period 2020-2021. the author studied the opinion of the adult population on the effectiveness of measures to financially stimulate small businesses and the population. Conclusions on measures to achieve high efficiency and efficiency in the process of subsidizing agricultural producers to state authorities have been formulated in order to improve the organization of information, transparency and interaction of all participants in this process.

Ключевые слова: государственная поддержка, финансовое стимулирование, субсидии, эффективность и результативность, сельскохозяйственная организация.

Keywords: government support, financial incentives, subsidies, efficiency and efficiency, agricultural organization.

Acknowledgments: the work was supported by the RFBR within the framework of the scientific project № 21-510-07003 «Formation of a financial and

1592

investment mechanism for supporting small businesses in the conditions of the formation of a young state», 2022.

Введение. Одним из эффективных финансовых инструментов поддержки сельхозтоваропроизводителей является предоставление субсидий. Изучению механизма и уровня предоставление субсидий посвящено большое количество научных трудов, как отечественных, так и зарубежных ученых.

В настоящее время в быстро меняющихся условиях при наличии роста деструктивных экономико-политических и климатических факторов важно сфокусировать внимание на исследовании эффективности и результативности использования такого инструмента как субсидии [1, С. 485].

Цель исследования заключается в определении отношения сельхозтоваропроизводителей к финансовому инструменту - субсидиям и их эффективность, и результативность.

Материалы и методы исследования. Материалами исследования являются официальные данные Счетной палаты России, нормативная правовая база, а также мнение предпринимательского сообщества -респондентов социологического опроса.

В качестве инструментов обоснования представляемых в исследовании результатов и выводов авторами применяются такие методы, как обобщение, статистический и сравнительный анализ данных, социологический опрос.

Результаты исследования и их обсуждение. В структуре Государственной программы развития сельского хозяйства для реализации поставленных задач предусмотрено финансирование, сформирован механизм

и предусмотрен комплекс мероприятий, а также показатели их

2

результативности2.

постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 15.11.2022) "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" // СПС «КонсультантПлюс»

1593

Реализация данной программы позволит повысить конкурентоспособность отраслей АПК России в мире и в частности в рамках членства в ВТО, ЕЭС, СНГ, Союзного государства и других объединений [2, 3, 4].

В соответствии с сформированной заявкой от субъектов РФ на предоставление субсидий выделяется финансирование из средств федерального бюджета с учетом плана реализации Государственной программы развития сельского хозяйства. Важным в определении уровня финансирования является уровень активности и позиции самих субъектов РФ.

В условиях мониторинга Минсельхозом России и Счетной палатой России уровня достижения целевых показателей в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства субъекты заинтересованы обеспечить получение субсидий на уровне не ниже среднего. Так, в 2020 году финансирование данной госпрограммы составило 283,6 млрд руб. ниже планируемого на 9,6% с допустимо низким процентом неисполнения равным 0,3%. Также происходит снижение объема финансирования от планового: в 2021 году на 12%, в 2022 году на 14,5% и в 2023 году на 10,2%. Курс на сокращение количества субсидий взят с 2017 года и выражается в первую очередь в объеме финансирования.

Снижение объема финансирования от планового Правительство РФ обуславливает с оптимизацией механизма выделения субсидий, в том числе сокращая их разрозненность по видам и направлениям консолидируя по своей структуре. Так в 2020 году субсидии в рамках единой субсидии, а также несвязанной поддержки и повышения продуктивности в молочном скотоводстве объединены в две (компенсирующая, стимулирующая) [5, С. 74].

Анализ выявленных Счетной палатой России нарушений в рамках предоставления субсидий из средств федерального бюджета по госпрограмме позволил их структурировать по видам:

1594

- не соответствие федеральному законодательству принимаемых нормативных правовых актов на региональном уровне, регулирующих порядок предоставления субсидий;

- определение размера субсидий на страхование сельхозтоваропроизводителей (выявлено в 71 регионе в объеме 305,4 млн

руб);

- недостатки в методике, обеспечивающей порядок приоритетности предоставления субсидий (расчет коэффициентов с учетом характеристик регионов);

- методика предоставления субсидий не учитывает результативность тем самым оказывая влияние на эффективность.

- неправомерное предоставление субсидий сельхозпроизводителям и грантов малым предприятиям.

Необходимо отметить, что Счетная палата России осуществляет мониторинг субъектов РФ на предмет достижения результатов использования субсидий в соответствии с заключенными соглашениями с их получателями. В тоже время Минсельхоз России обеспечивает расчет эффективности использования субсидий по методике интегральной оценки достижения значений результатов.

На основе данных ГИИС «Электронный бюджет» построены рисунки 1 и 2 характеризующие провальные результаты использования субсидий (компенсирующих и стимулирующих) в 2020 году ТОП-5 в разрезе 84 регионов Российской Федерации.

1595

Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral» №5/2022

35 30 25 20 15 10 5 0

Рис. 1. ТОП-5 низкой результативности использования компенсирующей субсидии по в 2020 году в регионах Российской Федерации 3

На первой месте в ТОП-5 отрицательных результатов использования среди компенсирующей субсидии в 2020 году зафиксирован по валовому сбору картофеля (сельхозорганизации, КФХ, включая ИП) - 31 регион из 84 не обеспечил достижение результата.

18

16 14 12 10

8 6 4 2 0

Рис. 2. ТОП-5 низкой результативности использования стимулирующей субсидии по в 2020 году в регионах Российской Федерации 4

3 Составлено авторами

4 Составлено авторами

31

х а

ts Л

к Е-,

U

И (В С

ю 3 S

CJ Ч К

w к

(is ч

29

СП

03

04

3

Л Е-.

ж ts

Ш Ж

cd 03

о сп

О -

с =Ж а ^

03

а

53 2

w 3

СП Е-

о X л

4

18

16

14

х" к с_> 3 CD rn

S и a о со Е-

СО с: m Ж >> а

ел S Ж СО Lh s о

ts CO cr sT ж a о Ю о

а 2 о CJ о

о ч :S н

СП Ы О 3

О X л CQ x" Ш о ч а и Е-

ч CD e CO CQ О

CJ m

х а

ts Л

s

со С

ж s

® SS

to S

^ к ^ 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ч

S *

X и

Ч X

си О

" ЬЙ

17

а з

03

о X

ж 3

а со

CD О

СП \о

Л О

о ю

ю 2

cj ®

JS Ср

CD щ

2 m

О Ж

4

СО CQ

>> Ж

X ^

© S3

ьй ж

- о

о ^ и з

ю Е-н

^ X

^ С

Е- S л

Ч >>

И

13

Л О

ю и :Ж О m о ч

СО CQ

Л

^

Е-J3

4 ^

И

X

3 ж ст

5

4

и СО

5

S I— со S с

СО s а X

s е

CD

ЬЙ й

X (О

и -К

СО CD

т ч

J3 о

ч: и

СО о

3" я

о £ ч

12

X -

tS Л

s

со С

ел J?

Ж ^

со 2

^ К

^ 2

о с;

S *

X "

Ч X

CD О

" ЬЙ

12

со X

О S

ш Я"

* I

СО со

d ш S

С Ш

о £2

о jo

и а

о ч

<Ь й §

Ж Ю g

i 2 я

§ Ig.

si " u

ш % 2 н i л

5 ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ X О

V S н о с

10

СО

S

CD

сО ю о Е-

CJ

о о"

а а

к с а

й 3 ж ж

К щ

к н

Й «

s^ « :

Л

Е- ж ш со О о, ю с—

a s

■ а

1596

На первой месте в ТОП-5 отрицательных результатов использования среди стимулирующей субсидии в 2020 году зафиксирован по валовому сбору зерновых и зернобобовых культур (сельхозорганизации, КФХ, включая ИП) -17 регионов из 84 не обеспечили достижение результата.

Поставленные задачи по выполнению показателей результативности в рамках использования субсидий (компенсирующей и стимулирующей) достигнуты только в 6 субъектах РФ. Следует отметить, что объективной причиной не выполнения показателей, такой как ЧС природного характера имеется только у 12 регионов, что составляет 15,4%.

Возможность получения субсидий для товаропроизводителей АПК и организаций сельского хозяйства существенно влияет на формирование их рентабельности. По данным Росстата показатель рентабельности сельхозтоваропроизводителей получивших субсидии в 2020 году составил 21%.

Автором в рамках проведенного социологического опроса методом формализованного анкетирования в период 2020-2021 гг. опрошено 210 респондентов группы «взрослое населения».

Изучение мнение взрослого населения по эффективности мер финансового стимулирования малого бизнеса и населения составлен путем ранжирования рисунок 3.

1597

120 100 80 60 40 20 0

97

л Е-о

U J3

ч

о ч

94

58

о

с

CD К

К и

Ж со

(0 (0 S

ю Е- (0

О CJ Е-

a JS S

К о :

ч: я CD

К Н Л

CJ ж И

Ю S

и

U о

а

с

49

» й

g °

= £

& £

CD CJ

К ю

ж о

47

ш

СЗ О X Н

а t° н ю (О о т о

ID щ

к н

cd ja ST Ч

S3 CD

Е-S О

а

Е-

Л >>

Е-

И >>

Л Е-и (О

а ж

S

о CQ

Рис. 3. ТОП-5 наиболее эффективных мер поддержки предпринимательства и

населения5

Одной из наиболее эффективных мер поддержки предпринимательства и населения респонденты выделили «налоговые льготы», «государственные гарантии» и «субсидирование процентной ставки по кредитам». Так считают «налоговые льготы» - 97 респондентов, «государственные гарантии» 94 и «субсидирование процентной ставки по кредитам» соответственно - 58.

Следует отметить и о наличии бюрократия и коррупция с которой сталкиваются предприниматели при получении мер финансового стимулирования и поддержки предпринимательства в виде субсидий.

Выводы. Для достижения высокой результативности и эффективности в процессе субсидирования сельхозтоваропроизводителей органам государственной власти необходимо обеспечить на новом уровне организацию информирования, прозрачность и взаимодействие всех участников данного процесса, в том числе:

5 Составлено авторами

1598

- привести в соответствие принимаемых нормативных правовых актов на региональном уровне федеральному законодательству, регулирующих порядок предоставления субсидий;

- разработать механизм формирования и нормирования размера субсидий на страхование сельхозтоваропроизводителей;

- доработать методику, учитывающую показатели результативности и обеспечивающую порядок приоритетности предоставления субсидий учитывающую особенности регионов;

- внедрить карту лучших практик предоставления субсидий сельхозпроизводителям и грантов малым предприятиям [6, С. 190].

В заключении следует отметить, что рассмотренные проблемы предоставления субсидий как меры финансового стимулирования и поддержки сельхозтоваропроизводителей могут послужить основой для совершенствования организационной модели менеджмента данных процессов.

Благодарности: работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-510-07003 «Формирование финансово-инвестиционного механизма поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях становления молодого государства», 2022 год.

Литература

1. Медведев М.Г., Морозова Н.И. Анализ состояния и перспективы развития продовольственного рынка России в условиях глобализации // Управленческий учет. - 2022. - № 2-3. - С. 483-491.

2. Гусева Т.А., Гончарова Ю.В. Производство органической продукции в Российской Федерации: законодательное обеспечение и правоприменительная практика // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. - 2021. - Т. 40. - № 4. - С. 81-89. - DOI 10.21779/2224-0241-2021-40-4-81-89.

1599

3. Конуспаев Р.К., Демесинов Т.Ж., Таипов Т.А. Стратегия диверсификации в агропромышленном комплексе // Проблемы агрорынка. - 2021. - № 2. -С. 31-37. - DOI 10.46666/2021-2.2708-9991.03.

4. Бутко Г.П., Шарапова В.М., Маслаков В.В., Малютина Л.В. Устойчивое развитие АПК как фактор экономического роста // Аграрный вестник Урала. - 2019. - № 9(188). - С. 75-80.

5. Малий В.А. Анализ системы страхования сельскохозяйственных рисков с государственным участием и предложения по ее совершенствованию // Известия КГТУ. - 2018. - № 50. - С. 183-196.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Подколзина И.М., Жерелина О.Н. Организация государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и контроль за эффективностью их реализации (на материалах Ставропольского края) // Проблемы экономики и юридической практики. - 2019. - Т. 15. - № 1. -С. 70-76.

References

1. Medvedev M.G., Morozova N.I. Analiz sostojanija i perspektivy razvitija prodovol'stvennogo rynka Rossii v uslovijah globalizacii // Upravlencheskij uchet. - 2022. - № 2-3. - Р. 483-491.

2. Guseva T.A., Goncharova Ju.V. Proizvodstvo organicheskoj produkcii v Rossijskoj Federacii: zakonodatel'noe obespechenie i pravoprimenitel'naja praktika // Juridicheskij vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2021. - T. 40. - № 4. - Р. 81-89. - DOI 10.21779/2224-0241-2021-40-4-8189.

3. Konuspaev R.K., Demesinov T.Zh., Taipov T.A. Strategija diversifikacii v agropromyshlennom komplekse // Problemy agrorynka. - 2021. - № 2. - Р. 31-37. - DOI 10.46666/2021-2.2708-9991.03.

4. Butko G.P., Sharapova V.M., Maslakov V.V., Maljutina L.V. Ustojchivoe razvitie APK kak faktor jekonomicheskogo rosta // Agrarnyj vestnik Urala. -2019. - № 9(188). - Р. 75-80.

1600

5. Malij V.A. Analiz sistemy strahovanija sel'skohozjajstvennyh riskov s gosudarstvennym uchastiem i predlozhenija po ee sovershenstvovaniju // Izvestija KGTU. - 2018. - № 50. - Р. 183-196.

6. Podkolzina I.M., Zherelina O.N. Organizacija gosudarstvennoj podderzhki sel'skohozjajstvennyh tovaroproizvoditelej i kontrol' za jeffektivnost'ju ih realizacii (na materialah Stavropol'skogo kraja) // Problemy jekonomiki i juridicheskoj praktiki. - 2019. - T. 15. - № 1. - Р. 70-76.

© Курдюмов А.В., 2022 Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" №5

Для цитирования: Курдюмов А.В. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СУБСИДИЙ КАК МЕРА ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ // Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" №5

1601

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.