Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕРЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕРЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогожин Сергей Александрович, Ермошина Мария Алексеевна

В статье анализируется инструментальная поддержка развития предпринимательства в сельском хозяйстве, и ее значение для региона, имеющего в структуре экономики высокую долю этого сектора. В заключении делается вывод о недостаточной комплексности и стратегической направленности аграрной политики, включая подходы к оценке влияния размера субсидий на изменение финансового положения сельхозтоваропроизводителей, о необходимости пересмотра мер поддержки предпринимательства в сельском хозяйстве и трансформации аграрной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MEASURES AND TOOLS OF GOVERNMENTAL SUPPORT FOR SMALL ENTREPRENEURS IN THE AGRICULTURAL SECTOR

The paper studies some instrumental support for the development of entrepreneurship in agriculture, and its importance for the region, which has a high share of this sector in the structure of the economy. In conclusion, it is concluded that there is insufficient complexity and strategic orientation of the agricultural policy, including approaches to assessing the impact of the amount of subsidies on the change in the financial situation of agricultural producers, the need to review measures to support entrepreneurship in agriculture and the transformation of agricultural policy

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕРЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (36), 2021 УДК 338.43:336.5

Рогожин Сергей Александрович, магистрант, Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС

e-mail: sergey.rogozhin@mail.ru

Ермошина Мария Алексеевна, бакалавр, Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС

e-mail: masha.yermo shina@yandex .ru

Научный руководитель - Скорых Н.Н., доцент, к.э.н., Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕРЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ

Аннотация. В статье анализируется инструментальная поддержка развития предпринимательства в сельском хозяйстве, и ее значение для региона, имеющего в структуре экономики высокую долю этого сектора. В заключении делается вывод о недостаточной комплексности и стратегической направленности аграрной политики, включая подходы к оценке влияния размера субсидий на изменение финансового положения сельхозтоваропроизводителей, о необходимости пересмотра мер поддержки предпринимательства в сельском хозяйстве и трансформации аграрной политики.

Ключевые слова: малое предпринимательство, аграрный сектор, инструменты государственной поддержки сельхозпроизводителей, развитие предпринимательства в сельском хозяйстве

Rogozhin Sergey Alexandrovich, Post-graduate student, Siberian Institute of management - a branch of the RANEPA e-mail: sergey.rogozhin@mail.ru

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (36), 2021 Yermoshina Maria Alekseevna, bachelor's degree, Siberian Institute of management - a branch of the RANEPA

e-mail : masha.yermo shina@yandex.ru.

MODERN MEASURES AND TOOLS OF GOVERNMENTAL SUPPORT FOR SMALL ENTREPRENEURS IN THE AGRICULTURAL SECTOR

Abstract. The paper studies some instrumental support for the development of entrepreneurship in agriculture, and its importance for the region, which has a high share of this sector in the structure of the economy. In conclusion, it is concluded that there is insufficient complexity and strategic orientation of the agricultural policy, including approaches to assessing the impact of the amount of subsidies on the change in the financial situation of agricultural producers, the need to review measures to support entrepreneurship in agriculture and the transformation of agricultural policy.

Keywords: small business, agricultural sector, instruments of state support for agricultural producers, development of entrepreneurship in agriculture

Развитие малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве выступает одним из важнейших направлений социально-экономической политики страны, наиболее значимой для регионов с сельскохозяйственной специализацией производства, ярким представителем которых является Алтайский край. Обеспечению лидирующих позиций в производстве сельскохозяйственной продукции Алтайского края способствует сектор малого и среднего предпринимательства, характеризующихся некоторыми особенностями. В частности, важнейшими направлениями развития выступает деятельность в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, а также фермерских хозяйств. Кроме того, в регионе наблюдается тенденция движения капитала из города в деревню, расширение предпринимательства, что принципиально для укрепления сельского образа жизни.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (36), 2021

Развитием малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве Алтайского края занимаются различные структуры, в частности, коммерческие и некоммерческие организации, государственные и муниципальные учреждения, исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. Их деятельность направлена на развитие малого и среднего бизнеса в аграрной сфере путем формирования благоприятных условий для деятельности, предоставления различных консультационных, юридических, финансовых услуг, формирования соответствующей инфраструктуры, предоставления льгот и реализации других мероприятий.

Однако обеспечение производства сельхозпродукции преимущественно осуществляется при помощи финансовой поддержки, оказываемой на государственном уровне. Поддержка сельскохозяйственных

товаропроизводителей в настоящее время оказывается в рамках мер государственных программ (далее ГП), основной среди которых, учитывающей специфику сельскохозяйственного производства, является ГП РФ «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и аналогичные ГП на уровне регионов.. На сегодняшний день проектный раздел программы включает несколько направлений, отражающих приоритеты до 2025 года, в том числе: развитие отраслей агропромышленного комплекса (далее АПК), обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; АПК (новое направление со сроком реализации с 2019 года по 2024 год); устойчивое развитие сельских территорий; научно-техническое обеспечение развития отраслей АПК; экспорт продукции АПК и др. При этом с 2020 года исчезли такие направления, как стимулирование инвестиционной деятельности в АПК, техническая модернизация АПК, вошедшие по мероприятиям в направление об условиях развития АПК.

Сам факт наличия таких программ говорит о том, что «средства, выделяемые бюджетами на помощь сельскохозяйственным

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (36), 2021 товаропроизводителям, являются целевыми. Обычно источниками господдержки выступает совокупность средств федерального и регионального бюджетов. Ежегодно принимается федеральный закон о бюджете, в котором предусмотрено распределение субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей АПК страны. Финансовое обеспечение размеров субсидирования осуществляется Министерством сельского хозяйства РФ (далее Минсельхоз РФ) через органы исполнительной власти субъектов РФ, на основании заключенных соглашений» [2, с. 28].

Основной объем средств субсидий из федерального бюджета приходится на «поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства, развитие производства льна и конопли, возмещение убытков вследствие чрезвычайных ситуаций, возмещение части затрат на приобретение основных средств и материалов» [2, с. 28]. Все субсидии, кроме субсидий на инвестиционные цели, имеют заявительный характер.

С 2017 года в программные меры был включен механизм льготного кредитования, который направлен на решение проблемы недоступности и ограниченности кредитных средств для предприятий, в том числе осуществляющих свою деятельность на территории сельской местности. К примеру, в Алтайском крае в настоящее время банковские услуги развиты недостаточно, а льготное кредитование позволяет организациям АПК, в том числе фермерским хозяйствам, не отвлекать собственные оборотные средства на уплату части процентной ставки и не ожидать их последующего возврата в виде субсидий, как это происходило при ранее действовавшей системе. Чтобы получить кредит на льготных условиях, нужно обладать статусом субъекта малого бизнеса, задействованного в сельскохозяйственной деятельности.

Льготное кредитование подразумевает возможность краткосрочных кредитов до года, а также очень популярных у сельскохозяйственных товаропроизводителей инвестиционных кредитов сроком от 2 до 14 лет. Льготная ставка составляет не более 5%, а финансирование происходит напрямую банковским организациям из федерального бюджета. Кредит можно

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (36), 2021 взять лишь с возможностью целевого использования средств для покупки технического оборудования, удобрений, животных, под залог техники, на развитие личного подсобного хозяйства, под площади земель сельскохозяйственного назначений, под залог урожая. В 2019 году с предприятиями АПК Алтайского края было заключено более тысячи льготных кредитных договоров на общую сумму почти 20 млрд. рублей, в том числе в рамках льготного инвестиционного кредитования - на сумму порядка 5 млрд. рублей, в рамках льготного краткосрочного кредитования - на сумму в 15 млрд. рублей [1].

С вышеописанной мерой поддержки тесно связана другая -субсидирование на возмещение части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам, взятым до 1 января 2017 года. Это федеральная помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям, взявшим кредиты по таким направлениям, как растениеводство, животноводство, молочное скотоводство, мясное скотоводство. На территории Алтайского края финансовая поддержка предприятий малого и среднего бизнеса посредством погашения (компенсации) некоторой части процентной ставки по взятым кредитам, в том числе по лизинговым операциям и для инвесторов, занимающихся разработкой и реализацией инновационных проектов, довольно востребована [7, с. 271].

Также с 2017 году Минсельхоз РФ предоставляет регионам «единую» субсидию и возможность самим определять размер и направления финансирования [5]. Данная субсидия объединила ряд ранее существовавших направлений, в которую включены субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам на развитие растениеводства и животноводства, молочного скотоводства, на переработку и реализацию продукции растениеводства и животноводства; на поддержку агрострахования; на поддержку экономически значимых региональных программ в области растениеводства и животноводства, малых форм хозяйствования, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и др. [8, с.157]

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (36), 2021

«Консолидация субсидий в рамках ГП развития сельского хозяйства отнесена в состав основных мероприятий по совершенствованию механизмов стимулирования субъектов РФ и муниципальных образований к наращиванию их экономического потенциала» [8, с.157]. Однако, с 2020 года Минсельхоз РФ изменил подход к распределению и предоставлению субсидий - теперь «единая» субсидия представляет собой совокупность компенсирующей и стимулирующей субсидии. Компенсирующая субсидия действовала и ранее -это поддержка в зависимости от масштабов производства, на литр, 1 га и т.п. Стимулирующая субсидия является более конкретной и точечной помощью, направленной на развитие проектов начинающих сельскохозяйственных товаропроизводителей, и будет предоставляться тем регионам, которые определили для себя приоритетные направления развития АПК по планируемым показателям.

Помимо этого, для предпринимателей в сельском хозяйстве предусмотрены так называемые логистические меры поддержки, которые связаны с транспортировкой сельскохозяйственной продукции. К примеру, территориальная удаленность Алтайского края от основных отечественных и зарубежных рынков значительно снижает конкурентоспособность производимой в регионе продукции, является сдерживающим фактором развития экономики, реализации экспортного потенциала агропромышленного комплекса, имеющего до 30% транспортно-логистических затрат в конечной цене продукции. Логистические меры поддержки включают компенсацию части затрат на транспортировку продукции АПК [3] (с 2017 года) и льготный тариф на перевозку зерна [4] (с 2019 года). В первом случае - это государственное финансирование до 50% затрат российским организациям, деятельность которых связана с перевозкой сельскохозяйственной продукции автомобильным или водным транспортом для снятия давления издержек с самого перевозчика. Льготный тариф на перевозку зерна предоставляется в виде субсидии и относится к железнодорожному транспорту и, соответственно, предоставляется только ОАО «РЖД».

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (36), 2021

Еще одной мерой поддержки, реализуемой задолго до принятия ГП развития сельского хозяйства, является льготный лизинг от АО «Росагролизинг». Так как сельскохозяйственная техника и оборудование являются крайне дорогостоящими и часто недоступными для начинающих фермеров, то государство предоставляет возможность аренды до 8 лет техники суммой от 400 тыс. рублей без залога и с дальнейшей возможностью выкупа этой техники.

Дополнительные меры поддержки предусмотрены также национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в рамках федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации». Поддержка начинающего фермера, развития семейных животноводческих ферм и материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива является грантовой, действуют еще с 2012 года выделяется на конкурсной основе в пределах лимита финансовых средств, определенных региональными минсельхозами. При недостижении показателей результативности и невыполнении условий соглашения, фермер обязан вернуть предоставленные средства в бюджет. В 2018 году стартовало еще одно направление грантовой поддержки малых предпринимателей в АПК «Агростартап».

Таким образом, можно говорить о сложившейся системе поддержки малых предпринимателей на селе, представленной, в основном, льготным кредитованием, субсидиями компенсационного и стимулирующего характера, грантовой поддержкой, компенсацией части затрат по различным направлениям производства сельского хозяйства и льготными тарифами на перевозки.

Несмотря на ее разнообразие, реализация соответствующих мероприятий свидетельствует о проблемах механизма государственной поддержки малых сельхозтоваропроизводителей. Динамика количества малых и средних сельскохозяйственных предпринимателей на территории Алтайского края показывает его снижении, также наблюдается медленное снижение в

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (36), 2021 процентном соотношении хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств при росте оборота продукции, что характеризует укрупнение производства.

При стремлении государства увеличить меры поддержки малого и среднего предпринимательства, отсутствует оценка влияния размера субсидий на изменение финансового положения сельхозтоваропроизводителей, проблема обеспечения их прибыльности не решается, финансовое положение кардинально не улучшается, в том числе и в связи с недоступностью малых предпринимателей к кредитным ресурсам.

Также с момента введения «единой субсидии» объем государственной поддержки из федерального бюджета сократился более чем на 40%, а с 2015 года - более чем в 2 раза. При этом основную долю финансовой помощи предприниматели получают именно из федерального бюджета по направлениям, определенным федеральным центром, а у муниципальных образований и региона объем бюджетных средств недостаточен для финансовой поддержки малых сельхозтоваропроизводителей [6, с. 380]. При этом такая поддержка на территории Алтайского края целесообразна и востребована в совокупности таких инструментов, как возмещение расходов на приобретение специального оборудования, возмещение расходов на создание молодежных инновационных хозяйств, выдача грантов Губернатора Алтайского края, предназначенных для поддержания инновационной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, функционирующих в сфере сельского хозяйства и др.

Помимо описанных недостатков государственной поддержки, являющейся сегодня одним из приоритетных способов развития сельскохозяйственного предпринимательства, следует отметить нерешенность общесистемных проблем, таких как межотраслевой диспаритет цен, низкая покупательная способность жителей региона в связи с низкими доходами в сельской местности. Это негативно сказывается на покупательском спросе товаров и услуг, предоставляемых предприятиями малого и среднего бизнеса.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (36), 2021 Таким образом, несмотря на реализуемую в государстве политику развития малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве, она не характеризуется достаточной комплексностью и стратегической направленностью, в основном сосредотачиваясь в блоке финансовой поддержки, недостаточно эффективной и не решающей базовые проблемы сельхозтоваропроизводителей различных форм хозяйствования. При этом использование множества разрозненных инструментов не приводит к достижению поставленных целей, но способствует растрачиванию ограниченных бюджетных ресурсов [9, с.92].

Поэтому должны быть разработаны и применены различные стратегические мероприятия, направленные на достижение бизнес-целей в части развития малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве региона, в соответствии с финансовыми показателями деятельности предприятий, а также существующими показателями социального, экономического технологического и инновационного развития Алтайского края и запросами самих предпринимателей.

Необходимо развитие комплексной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в целях повышения доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, технической и технологической модернизации отрасли, эффективного использования земли [10, c.157], в частности, посредством создания специальных бизнес-инкубаторов, технопарков, территориальных и отраслевых кластеров и пр., регулирования закупочных цен, благоприятного налогового, инвестиционно-инновационного климата, усиления межрегиональной кооперации.

Список источников: 1. Доклад о ходе и результатах реализации в 2019 году государственных программ в сфере развития сельского хозяйства и сельских территорий Алтайского края: электрон. ресурс - Режим доступа URL:

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (36), 2021 https: //altagro22 .ru/activity/reporting/report-programm/ (дата обращения 18.01.2021)

2. Нифонтова Е. А. Меры государственной поддержки агропромышленного комплекса//Научные горизонты. - 2018. - №. 9(13). - С. 2632.

3. О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции: постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2017 г. № 1104 // Собрание законодательства РФ, 25.09.2017, N 39, ст. 5689.

4. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна: постановление Правительства РФ от 6 апреля 2019 г. № 406//Собрание законодательства РФ, 15.04.2019, N 15 (часть IV), ст. 1772.

5. О плане мероприятий по реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 05.06.2017 № 1166-р (ред. от 20.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 12.06.2017, N 24, ст. 3566.

6. Попов А.С. Актуальные проблемы развития малого бизнеса в Алтайском крае/ Актуальные проблемы теории и практики развития экономики региона: материалы 2-й межвуз. студен. науч.-практ. конф., г. Калуга, 21 апр. 2015. - Москва, 2015. - С. 378-381.

7. Рау Э.И., Замашкина М.А. Региональная государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае// Проблемы устойчивого развития российских регионов: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участ., г. Тюмень, 16 мая 2014. - Тюмень, 2014. - С. 269-272

2414-0309

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (36), 2021

8. Самыгин Д.Ю., Кудрявцев А.А. Стратегические инструменты распределения господдержки аграрного сектора //Экономическая политика. 2018. - Т.13. - №5. - С.156-175

9. Скорых Н.Н. Современные тенденции регионального развития и региональной политики России // Вестник СибГУТИ. - 2011. - № 1(13). - С. 8493

10. Скорых Н.Н. Экономика Сибири: учеб. пособие/ Н.Н. Скорых; СибАГС. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2012. - 208 с.

2414-0309

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.