Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ СУБСИДИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ'

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ СУБСИДИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИИ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / АГРОБИЗНЕС / ЭКОЛОГИЯ / STATE SUPPORT / SUBSIDIES / FOREIGN EXPERIENCE / AGROBUSINESS / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьев Сергей Петрович, Куваев Илья Валерьевич

Сегодня поддержка сельского хозяйства является одним из важнейших обязательств государства перед обществом. Потому что сельское хозяйство обеспечивает страну необходимыми продуктами питания, обеспечивает рабочие места в сельской местности. Зарубежный опыт развитых стран свидетельствует о важности государственной поддержки сельхозпроизводителей, без которых отрасль обречена на деградацию, а без сильной промышленности стране придется зависеть от внешних поставок продовольствия, что не способствует укреплению независимости России как развитой страны. В этой статье мы рассмотрим механизмы и инструменты, которые используются для поддержки сельского хозяйства в Алтайском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воробьев Сергей Петрович, Куваев Илья Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT MODEL OF SUBSIDING AGRICULTURE IN ALTAI KRAI

Today, support for agriculture is one of the most important obligations of the state to society, as agriculture provides the country with necessary food andcreates jobs in rural areas. The foreign experience of developed countries indicates the importance of state support for agricultural producers, without which the industry is doomed to degradation.And without a strong industry, the country will have to depend on external food supplies, which does not contribute to strengthening the independence of Russia as a developed country. In this article, we will consider the mechanisms and tools that are used to support agriculture in Altai Krai, in particular the developing industry - beef cattle breeding.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ СУБСИДИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ»

алтайский вестник

государственной и муниципальной службы

lis^rn

2020 ^■

УДК 338.431.003.13 Сергей Петрович Воробьев, доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия), кандидат экономических наук, доцент

Илья Валерьевич Куваев, магистрант направления подготовки «<Государственное и муниципальное управление» Алтайского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия)

Сегодня поддержка сельского хозяйства является одним из важнейших обязательств государства перед обществом, так как сельское хозяйство обеспечивает страну необходимыми продуктами питания, обеспечивает рабочие места в сельской местности. Зарубежный опыт развитых стран свидетельствует о важности государственной поддержки сельхозпроизводителей, без которых отрасль обречена на деградацию, а без сильной промышленности стране придется зависеть от внешних поставок продовольствия, что не способствует укреплению независимости России как развитой страны. В статье мы рассмотрим механизмы и инструменты, которые используются для поддержки сельского хозяйства в Алтайском крае.

Ключевые слова: государственная поддержка, субсидии, зарубежный опыт, агробизнес, экология.

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ СУБСИДИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

CURRENT MODEL OF SUBSIDING AGRICULTURE IN ALTAI KRAI

Не является большим секретом, что на территории Алтайского края государственными органами особое внимание уделяется развитию агропромышленного комплекса. После развала Советского Союза и произошёл разрыв прежних всяческих экономических связей, налаженных между предприятиями в период индустриализации. Началась смена парадигмы экономики, от плановой к рыночной. Не все отечественные сельхозтоваропроизводители смогли адаптироваться к изменившимся условиям. Это явление стало значительным тормозом развития нашей экономики и способствует деградации сельских территорий. Из-за отсутствия работодателей граждане мигрируют в более крупные городские центры, где более высокие перспективы для карьеры граждан. Малые населённые пункты

становятся депрессивными территориями с преимущественно престарелым и экономически неактивным населением, слабой инфраструктурой.

В современной российской экономической и политической действительности ситуация с агросектором обстоит довольно остро на всероссийском уровне, хотя и предпринимаются определенные попытки импортозаме-щения западных товаров, которые стали дефицитны после введения западных «санкций». Есть небольшой подъём собственного производства, но уже существует определённое понимание. Прежние усилия по поддержке сельского хозяйства не являются достаточными в полной мере и не могут обеспечить поступательного развития отрасли, что не обеспечивает её конкурентоспособность и инновационность.

Поддержку сельхозтоваропроизводителей должна была обеспечить современная и эффективная схема субсидирования сельского хозяйства в Российской Федерации, которая предусматривает:

- компенсацию затрат на приобретение сельхозинвентаря для предприятий;

- закупку племенного и высокопродуктивного поголовья;

- сельскохозяйственные и агролан-дшафтные работы;

- прочее [4].

Несвязанные выплаты позволяют сельхозтоваропроизводителям выходить в прибыль от своей предпринимательской деятельности, обеспечить возможность получения высоких доходов, которые они могли бы вложить в развитие своего дела. Применяет-

экономика и Финансы

Формы государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в европейских странах

Формы прямого бюджетного финансирования

Особенные режимы взимания НДС

Гарантированная государством закупка продукции по установленным минимальным ценам

Субсидирование определённых видов расходов фермеров

Применение дотационных схем (в

соответствии с площадями угодий, имеющимся поголовьем)

Спецрежимы НДС льготного устремления Спецрежимы НДС, направленные на упрощение отношений

Схема дополнения общей тарифной ставки Начисление налога в конце года(на основе общей суммы оборота)

Режим аккумулирования сумм НДС

Схема с фиксированной компенсационной ставкой

Налогообложение по сниженной ставке средств производства

Включение НДС в состав комплексного налога

Рис. 1. Применяемые в европейских странах формы прямой и косвенной государственной финансовой поддержки

сельскохозяйственных товаропроизводителей

обдуманной финансовой мотивации производителей. В сельском хозяйстве особенно большие издержки производства, связанные с климатическими условиями, спецификой производства, сезонностью работ. Но также это наиважнейшая отрасль, которая обеспечивает не только рост экономики региона, но и снабжение населения продуктами питания, продовольственную безопасность.

Приоритетом государственной политики в области поддержки сельского хозяйства должно стать стимулирование инновационного и научно-технического прогресса в отрасли инструментами госрегулирования и финансовой мотивацией, так как из специфики ведения хозяйства и технологических цепочек новые технологии в сельхозпроиз-водстве внедряются гораздо медленнее и малоэффективно. Без поддержки и фи-

ся во многих развитых экономиках мира, в том числе в Европе, Северной Америке и Австралии. Помимо этого там используются и иные инструменты поддержки, внедряемые для регулирования рынка сбыта сельскохозяйственной продукции. Самым эффективным и часто используемым инструментом считается компенсация издержек при инновационном ведении хозяйства, внедрении современных технологий, закупки эффективного оборудования, высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур, племенных животных, качественных кормов и наёме высококлассных специалистов.

Смягчить последствия этого перехода к высокотехнологичному производству и подтолкнуть к развитию отрасль может продуманная государственная политика, в том числе вследствие

нансирования из вне такими акторами, как государство и частные инвесторы перестройка агросектора невозможна. Большие ограничения накладывают на сельхозтоваропроизводителей физические возможности земли (плодородие, пригодность к обработкам и другое).

Нам как стране-экспортеру продуктов питания, в частности зерновых, очень важно перенимать лучшие достижения и приёмы поддержки и мотивации предпринимателей аграрного сектора. У России есть все возможности занять достойные позиции в мировой экономике как одного из крупнейшего производителя продуктов питания, но необходимы кардинальные перемены в области инноваций и инвестиций в секторе сельхозпроизводства как со стороны государства, так и со стороны частного бизнеса.

82

ш

алтайский вестник государственной и муниципальной службы

18t

2020

Таблица 1

Различия регионов в методиках распределения, предоставляемых из регионального бюджета на оказание несвязанной поддержки

Субъект РФ Региональная специфика распределения субсидий на оказание несвязанной поддержки

Алтайский край Размер субсидии, предоставляемой получателям субсидии на возмещение части затрат на племенное маточное поголовье сельскохозяйственных животных, определяется по формуле: С = SUM (К . x С ) x К, 3.1 4 уи т1' ' где С31 - сумма начисленной субсидии на возмещение части затрат на племенное маточное поголовье сельскохозяйственных животных, руб.; К . - племенное маточное поголовье i-го вида сельскохозяйственных животных, в том уг1 ' числе оленей, маралов и мясных табунных лошадей, на начало текущего года, усл. гол.; С - ставка субсидии на 1 усл. гол. племенного маточного поголовья i-го вида сельскохозяйственных животных, руб.; К - соответствующий направлению коэффициент корректировки.

Краснодарский край Минимальная ставка субсидии на 1 га посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, определяется по формуле: Ставка — фб+кб мин _ 5общ.-(51+52+53)+(5Х/С1+52ХК2+53Х^З', где Ставка - минимальная ставка субсидии на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур; ФБ - средства федерального бюджета; КБ - средства краевого бюджета; S . - вся посевная площадь, подлежащая субсидированию, га; S1 - посевная площадь без учета поголовья сельскохозяйственных животных, засеянная рисом, га; S2 - посевная площадь заявителей с поголовьем сельскохозяйственных животных до 20 условных голов на 100 га; S3 - посевная площадь заявителей с учетом поголовья сельскохозяйственных животных 20 условных голов и более на 100 га; K1 (коэффициент 1) - разница между затратами на 1 га при производстве риса и затратами при производстве на 1 га других сельскохозяйственных культур, %; K2 (коэффициент 2) - разница между затратами на содержание 1 условной головы сельскохозяйственных животных и затратами на 1 га при производстве сельскохозяйственных культур, %; K3 (коэффициент 3) - разница между затратами на содержание 2 условных головсельскохозяйственных животных и затратами на 1 га при производстве сельскохозяйственных культур, %.

Волгоградская область Если сельскохозяйственным товаропроизводителем не выполнены установленные целевые индикаторы эффективности предоставления субсидий, часть субсидий, подлежащая выплате в очередном финансовом году, подлежит уменьшению из расчета один процент субсидии за один процент невыполнения целевых индикаторов. Процент невыполнения определяется по формуле: Ш = (ВЦИ1 + ВЦИ2 2 ) - 100, где ВЦИ1 - показатель выполнения объема производства продукции растениеводства в зерновых единицах; ВЦИ2 - показатель выполнения размера начисленной средней ежемесячной заработной платы

Опыт развитых стран с сильным сельским хозяйством говорит о том, что приёмы государственной поддержки предпринимателей, занятых в сельском хозяйстве, во многом схож с отечественными принципами стимулирования развития сельского хозяйства. Но имеются

существенные различия. Так, на западе политика развития сельскохозяйственного предпринимательства базируется на следующих принципах:

- инновации в сельском и лесном хозяйстве, за счёт этого повышение конкретности отрасли;

- формирование более эффективных инструментов поддержки и стимулирования развития агропромышленного комплекса со стороны государства;

- экологическая политика по сохранению окружающей среды и минимиза-

экономика и Финансы

ции использования невозобновляемых ресурсов;

- развитие аграрных технологий, закупка нового оборудования, технологии точного земледелия и животноводства, лизинг и прочее;

- развитие инфраструктуры на селе, привлечение специалистов для работы в сельском хозяйстве, обеспечение им достоянных условий работы и жизни в сельских агломерациях.

В России также стараются следовать похожим принципам. Действуют государственные программы, такие как «Комплексное развитие сельских территорий» и «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». По сельскому хозяйству действует с 2013 по 2020 гг. Они предлагают развивать инфраструктуру села как опору сельского хозяйства. Действуют программы привлечения специалистов, такие как «Земский доктор и учитель», предлагающие финансовую поддержку людям, решившим связать свою жизнь с селом, для молодых специалистов сельского хозяйства, таких как агрономы, механизаторы, зоотехники и другие.

Следует отметить, что эффективная государственная поддержка возможна только в тех случаях, когда она базируются на научной основе с привлечением квалифицированных специалистов, разбирающихся в вопросе и способных дать полезные рекомендации в решение данных проблем.

Таким образом, накопленный в стране и зарубежных странах опыт свидетельствует о необходимости поиска

новых вариантов поддержки и стимулирования сельхозтоваропроизводителей. При этом необходимо придерживаться многих принципов предоставления бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям, к основным среди которых многие ученые относят доступность государственной поддержки [5, 6] и ограничение степени концентрации и размеров бюджетных средств, получаемых отдельными предприятиями [7, 8]. Так, результаты исследований Н.И. Шагайды свидетельствуют о нарушении данных принципов: в 2016 г. на сто наиболее крупных сельскохозяйственных организаций России приходилось более 58,0% субсидий, при этом их доля в выручке не превышала 27,0%, а в активах - не более 29,0% [9]. Подобное неравномерное распределение средств государственной поддержки сельского хозяйства наблюдается во многих регионах страны, в том числе в Алтайском крае [10].

1. Бугай Ю.А., Кранц Ю., Сергеев О.Ю. Зарубежный опыт государственного регулирования аграрного сектора // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2016. - № 12. -С. 174-180.

2. Непочатенко Е.А., Прокопчук Е.Т., Гузар Б.С. Европейский и украинский опыт финансовой поддержки фермерской деятельности за счет налоговых инструментов // Финансы и кредит. -2017. - № 18. - С. 1072-1092.

3. Донченко А.С., Першукевич П.М. Основные направления инновационного развития сельского хозяйства Сибири // Достижения науки и техники АПК. -2016. - № 2. - С. 5-10.

4. Об утверждении порядков предоставления из краевого бюджета субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, а также сельскохозяйственного страхования: Постановление Правительства Алтайского края от 31.12.2019 № 555 // Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

5. Тихонова А.В. Об основополагающих принципах государственной поддержки сельского хозяйства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - № 6. - С. 111-121.

6. Узун В.Я., Шагайда Н.И. Аграрная реформа в постсоветской России: механизмы и результаты. - Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. -352 с.

7. Узун В.Я. Ограничение размера субсидий одному сельхозпроизводителю: необходимость, механизмы, последствия // АПК: экономика, управление. -2017. - № 11. - С. 12-31.

8. Пушкин В.В. Основные направления государственной поддержки сельского товаропроизводителя // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2004. - № 4. -С. 44-52.

9. Шагайда Н.И. Институциональная перестройка сельского хозяйства произошла: куда двигаться дальше? // Крестьяноведение. - 2019. - Т. 4., № 1. -С. 173-178.

10. Воробьев С.П., Гриценко Г.М., Воробьева В.В., Валецкая Т.И. Финансовое состояние сельскохозяйственных организаций при различном сочетании отраслей // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2017. - № 12. - С. 36-39.

Sergei Petrovich Vorobyov, Associate Professor of the Department of Economics and Finance of the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia), Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Ilya Valerevich Kuvaev, Master's Degree student in the direction of "State and municipal management" of the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia)

Today, support for agriculture is one of the most important obligations of the state to society, as agriculture provides the country with necessary food and creates jobs in rural areas. The foreign experience of developed countries indicates the importance of state support for agricultural producers, without which the industry is doomed to degradation. And without a strong industry, the country will have to depend on external food supplies, which does not contribute to strengthening the independence of Russia as a developed country. In this article, we will consider the mechanisms and tools that are used to support agriculture in Altai Krai, in particular the developing industry - beef cattle breeding.

Keywords: state support, subsidies, foreign experience, agrobusiness, ecology.

¡y \ f [

tv

Щ * e S—L Щ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.