УДК 338.431:636(571.15)
Д.А. Судницын D.A. Sudnitsyn
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ
THEORETICAL ASPECTS OF MECHANISM OF GOVERNMENT SUPPORT OF MILK PRODUCERS
Ключевые слова: государственная поддержка, опосредованная поддержка, сельхозтоваропроизводители, животноводство, субсидии, федеральный бюджет, регион, индикаторы.
дополнительные условия, введенные администрацией края, на наш взгляд, необходимо применять только для неэффективно работающих сельхозто-вапроизводителей.
Сельское хозяйство играет важную роль в формировании экономики Алтайского края и уклада жизни его населения, так как является одним из крупнейших в Сибирском федеральном округе и Российской Федерации аграрных регионов. Государственная поддержка сельского хозяйства — это комплекс социально-экономических, законодательно-правовых и организационных мер, осуществляемых государством, направленных на устойчивое развитие аграрного производства и сельских территорий и обеспечивающих продовольственную независимость, безопасность и улучшение продовольственного обеспечения населения, а пищевой промышленности — сырьем. В Алтайском крае в 2013 г. принята государственная программа «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013-2020 гг., предусматривающая повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе инвестиционного развития приоритетных подотраслей и обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий. Молочная отрасль сельского хозяйства дает мощный импульс для развития перерабатывающей промышленности края, обеспечивая ее качественным сырьем. Основными задачами программы являются стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции, повышение уровня рентабельности сельскохозяйственного производства для обеспечения устойчивого развития отрасли, создание условий для диверсификации сельской экономики, стимулирование инвестиционной деятельности. Программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России в ВТО. Механизм государственной поддержки в Алтайском крае, установленный администрацией края, не стимулирует получение большого объема субсидий. Введенные дополнительные условия получения средств из бюджета могут быть выполнены не всеми получателями субсидий. Механизм получился громоздким и не доступным для отдельных категорий производителей молока. В целях упрощения механизма государственной поддержки
Keywords: government support, indirect support, agricultural producers, livestock breeding, subsidies, federal budget, region, indicators.
Agriculture plays an important role in the formation of the Altai Region's economy and the way of life of its population as the Region is one of the largest agricultural regions in the Siberian Federal District and the Russian Federation. The government support to agriculture is a complex of social and economic, legal and organizational measures which implemented by the state, aimed at the sustainable development of agricultural production and rural areas and providing food independence, and improvement of food supply of the population, and the food industry with raw materials. The State Program "Development of Agriculture of the Altai Region" for 2013-2020 adopted in the Altai Region in 2013 provides for the increase of competitiveness of agricultural production on the basis of investment development of priority subsectors and ensuring financial sustainability of agricultural enterprises. The dairy industry is essential for the development of the regional processing industry supplying it with high quality raw material. The main objectives of the Program include the stimulation of increase in production of main agricultural products; increase the profitability level of agricultural production for sustainable development of the industry, the creation of the conditions for rural economy diversification, and stimulation of investment activity. The Program provides for complex development of all sectors and subsectors of the agricultural industry taking into account Russia's accession to WTO. The mechanism of the government support in the Altai Region established by the Regional Administration does not stimulate in receiving large amount of subsidies. The additional conditions of receiving support from the budget cannot be met by all recipients of subsidies. The mechanism is difficult to manage and the subsidies are not available to some categories of milk producers. To simplify the mechanism, the additional conditions should be applied only for inefficient producers.
-v-
Судницын Дмитрий Александрович, аспирант, Sudnitsyn Dmitriy Aleksandrovich, Post-Gratuate Алтайский государственный аграрный универси- Student, Altai State Agricultural University. E-mail: тет. E-mail: dimasudnicyn@yandex.ru. dimasudnicyn@yandex.ru.
-4/
Введение
Сельское хозяйство играет важную роль в формировании экономики Алтайского края и уклада жизни его населения, так как является одним из крупнейших в Сибирском федеральном округе и Российской Федерации аграрных регионов.
Цель исследования — разработка направлений по улучшению и упрощению механизма предоставления государственной поддержки в молочном производстве.
Задачей исследования является изучение особенностей механизма государственной поддержки в молочном скотоводстве.
Объекты и методы исследования
В качестве объекта исследуется механизм государственной поддержки молочного производства.
Методы исследования — абстрактно-логический, монографический, метод анализа.
Государственная поддержка сельского хозяйства — это комплекс социально-экономических, законодательно-правовых и организационных мер, осуществляемых государством, направленных на устойчивое развитие аграрного производства и сельских территорий и обеспечивающих продовольственную независимость, безопасность и улучшение продовольственного обеспечения населения, а пищевой промышленности — сырьем [1].
Задачей государственной поддержки является ликвидация существенных различий в уровне жизни сельского и городского населения [2]. Государственная поддержка аграрного сектора в рыночных условиях хозяйствования является объективной необходимостью. Сельское хозяйство вследствие присущих ему специфических особенностей не может за счет реализации продукции получить доход, достаточный для расширенного воспроизводства и покрытия издержек производства, сохранения земель и социально-культурного развития села. Государственная поддержка — обязательное условие существования и роста современного агропромышленного производства и продовольственного рынка, о чем свидетельствует опыт ведущих мировых держав, что, в свою очередь, выступает источником экономического роста страны [3]. Тем более это очень важно в связи с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации [4].
Система государственной поддержки сельскохозяйственного производства формируется на основе реализации определенных принципов. Изучение социально-экономических моделей рыночной системы хозяйствования позволило выделить общие принципы государственной поддержки, обеспечивающие устойчивость функционирования сель-
скохозяйственного производства в условиях цикличного развития рыночной экономики.
Основными принципами государственной поддержки сельскохозяйственного производства являются:
• равная доступность государственной поддержки для всех субъектов, имеющих право на получение государственной поддержки независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности;
• адресность государственной поддержки;
• гарантированность государственной поддержки;
• целевой характер получения и использования бюджетных средств;
• эффективность использования бюджетных средств.
Государственная поддержка сельскохозяйственного производства реализуется посред-ствам конкретных форм и методов. Необходимость систематизации форм и методов поддержки вызвана тем, что в настоящее время с целью подъема экономики сельского хозяйства и в рамках реализации Государственной программы по развитию сельского хозяйства органы исполнительной власти стали применять различные методы государственного вмешательства в отрасль [5].
Выделяют три основные формы государственной поддержки: прямая (прямые бюджетные выплаты); косвенная (бюджетные средства носят стимулирующий характер); опосредованная (через организационно-экономические мероприятия, зачастую впрямую не связанные с аграрным сектором экономики).
Под прямой поддержкой понимается бюджетная поддержка отечественных сельхозтоваропроизводителей, впрямую, непосредственно воздействующая на его финансово-хозяйственную деятельность. К формам прямой поддержки следует относить субсидии на сельскохозяйственное производство и материально-технические ресурсы; субсидирование кредитования предприятий АПК, субсидии на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур, субсидии на затраты капитального характера, выделение бюджетных средств на поддержку аграрной науки и др.
Что касается косвенной поддержки, то под такой формой государственной поддержки понимается воздействие со стороны органов государственного управления АПК на результаты финансово-хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителей, которое осуществляется косвенными методами. К косвенной форме поддержки относятся: льготное налогообложение сельхозтоваропроизводителей, введение единого сельскохозяйст-
венного налога, выделение бюджетных средств на осуществление закупа сельхозпродукции для государственных нужд, проведение товарных и закупочных интервенций на зерновом рынке и др.
Опосредованная поддержка — это форма поддержки, при которой происходит укрепление производственного потенциала и позиций на продовольственном рынке через опосредованные формы, в основном программно-целевого характера, но впрямую не связанные с аграрным сектором экономики; поддержка аграрной науки; пополнение за счет бюджетных средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и ОАО «Россельхоз-банк»; реализация федеральных программ и национальных проектов.
Формы поддержки появляются под воздействием государственной агропродовольст-венной доктрины и реализуемой государственной аграрной политики, могут изменяться с учетом социально-экономического положения сельхозтоваропроизводителей и развитием сельских территорий.
В Алтайском крае в 2013 г. принята государственная программа «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013-2020 гг., предусматривающая повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе инвестиционного развития приори-
тетных подотраслей и обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий.
Агропромышленный комплекс Алтайского края не только полностью удовлетворяет потребность населения в основных видах сельскохозяйственной продукции и продовольствия, но и обеспечивает продовольственную безопасность других территорий страны. На его долю приходится более 18% валового регионального продукта против 6-7% по России. В сельской местности проживает более 45% населения края. Обладая огромным сельскохозяйственным потенциалом, Алтайский край занимает первое место в России по площади пашни (6,5 млн га), 4-е место — по поголовью крупного рогатого скота.
В 2013 г. индекс производства продукции сельского хозяйства сложился на уровне 124%, продукции растениеводства — 151,2, продукции животноводства — 98,7% (табл.).
По состоянию на 01.01.2014 г. поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств края составило 830,4 тыс. гол. (103,2% к плановому показателю), в т.ч. коров — 367,5 тыс. гол. (105,4%). В 2013 г. в крае выросло поголовье свиней, овец и коз. На 1 января 2014 г. поголовье свиней составило 656,4 тыс. гол. (107% к 01.01.2013 г.), овец и коз — 230,5 тыс. гол. (102%).
Таблица
Индикаторы долгосрочной целевой программы «Развитие подотрасли животноводства Алтайского края» на 2013-2020 гг. и степень их выполнения в 2013 г.
Наименование индикатора Ед. изм. План годовой Факт % выполнения плана
Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств на конец года тыс. гол. 804,6 830,4 103,2
в том числе поголовье коров тыс. гол. 348,6 367,5 105,4
Производство молока в хозяйствах всех категорий тыс. т 1448,1 1364 94,2
Производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) тыс. т 327,5 336,1 102,6
Удельный вес племенного скота в общем поголовье % 14,3 14,8 +0,5 п.п.
Создание новых племенных хозяйств шт. 1 7 700
Объём реализации племенного молодняка усл. гол. 4233 4396 103,9
Доля маточного поголовья крупного рогатого скота, % от
в отношении которого применяется искусственное общего 85 85 100
осеменение поголовья
Удельный вес гибели скота от инфекционных заболеваний % 0,8 0,16 -0,64 п.п.
Поголовье маралов и пятнистых оленей в сельскохо-
зяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпри- тыс. гол. 24,4 24,4 100
нимателей
Поголовье мясных табунных лошадей в сельскохозяй-
ственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей тыс. гол. 16,7 16,8 100,6
Маточное поголовье овец и коз в сельскохозяйствен-
ных организациях, крестьянских (фермерских) хозяй- тыс. гол. 29,4 29,4 100
ствах, включая индивидуальных предпринимателей
Объем производства валового мёда т 7596 7601 100,1
В 2013 г. молока в крае произведено 1364 тыс. т (94,5% к 2012 г.), скота и птицы на убой в живой массе — 336,1 тыс. т (102,6%), яиц — 1027,6 млн шт. (95,9%).
Положительные тенденции в развитии животноводства в крае связаны с реализацией интенсивных факторов развития отрасли, которые обеспечиваются государственной поддержкой племенного животноводства и осуществлением технической и технологической модернизации в АПК.
Сегодня производством молока в крае занимаются более 500 хозяйств всех форм собственности. Общая численность молочного скота на последнюю отчетную дату составляет более 760 тыс. гол., коров — 345 тыс. гол. Средний надой на одну корову в 2013 г. составил 3764 кг, что выше. Производство молока увеличилось на 14 тыс. т, составив в 2013 г. 1 млн 364 тыс. т.
По экономическому значению молочное скотоводство является одной из ключевых отраслей в АПК края, которая, по сути, определяет его уровень и темпы развития. В стоимости валовой продукции сельского хозяйства на долю молочного скотоводства приходится около 30%, в нем занято более 13 тыс. работников, или 1/3 часть работников отрасли. Здесь формируется значительная часть добавленной стоимости, и создаются новые рабочие места. Реализация молока для большинства сельскохозяйственных предприятий — это постоянный источник поступления денежных средств, вне зависимости от сезона. Средняя рентабельность производства молока в сельскохозяйственных предприятиях края за последние 5 лет сложилась в пределах 30%.
Значение молочного скотоводства определяется не только большим влиянием на экономику сельского хозяйства и доходы десятков тысяч трудящихся, но и на уровень обеспечения населения важными продуктами питания. Потребление молокопродуктов на душу населения в регионе составляет более 330 кг в год, что соответствует нормам питания. В 2013 г. объемы производства молока и молокопродуктов превысили внутрирегиональное потребление на 36%, что выше российского показателя и индикаторов, установленных в Доктрине продовольственной безопасности страны.
Молочная отрасль сельского хозяйства дает мощный импульс для развития перерабатывающей промышленности края, обеспечивая ее качественным сырьем.
Кроме того, Алтайский край сохраняет лидерство в стране по производству сыров и сырных продуктов, а также сухой сыворотки. В 2013 г. переработчиками было произведено более 62 тыс. т сыра и почти 20 тыс. т сухой сыворотки, что составляет, соответст-
венно, 15 и 21% от общероссийского производства. Положительные результаты получены по производству сливочного масла и мороженого. Доля сливочного масла края в российском производстве составила по итогам 2013 г. более 5%, что позволяет нашему региону по данному виду продукции оставаться в первой пятерке производителей России.
Алтайский край является крупнейшим поставщиком молочной продукции в регионы России. Вывоз молока и молокопродуктов за пределы края в 2013 г. составил более 560 тыс. т, что в 1,5 раза выше уровня 2008 г.
Ключевым механизмом сохранения устойчивых положительных трендов в развитии животноводства является государственная поддержка, объем которой за последние годы значительно увеличился.
Только в 2013 г. на поддержку молочного скотоводства было направлено более 1271 млн руб., в том числе 219 млн руб. из регионального бюджета. Из них львиная доля, а именно 722 млн руб., приходится на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 кг реализованного товарного молока высшего и первого сортов.
Достигнутые результаты развития во многом связаны с мерами государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей. В 2013 г. на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 20132020 годы из федерального бюджета перечислено 4404,7 млн руб., из краевого — 765 млн руб.
Получателями субсидии на 1 л молока в Алтайском крае являются 300 сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств (66% производителей молока в крае). На их долю приходится 70% поголовья коров и около 65% валового надоя молока в регионе.
В общем объеме производимого в регионе молока 25% относится к высшему сорту, 73% — первому. Размер ставки на 1 л (кг) товарного молока, реализованного первым и высшим сортами в среднем по краю, составляет около 2 руб.
В соответствии с постановлением администрации Алтайского края от 06.02.2013 г. № 51 «Об утверждении порядка предоставления из краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 л (кг) реализованного товарного молока» субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий [5]:
- наличие у получателя субсидий — сельскохозяйственных товапроизводителей поголовья крупного рогатого скота молочного направления;
- сохранение (начиная с 2014 г.) поголовья коров, имеющегося на начало предшествующего года (за исключением сельскохозяйственных товапроизводителей, не имеющих поголовья на 1 января предыдущего года), на начало и на последнюю отчетную дату текущего года;
- отсутствие просроченной задолженности по выплате заработной платы на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления документов на получение субсидий;
- обеспечение в предшествующем году среднемесячного уровня оплаты труда (дохода) одного работающего не ниже размера минимального заработной платы, установленного в Алтайском крае — 6760 руб.;
- отсутствие на дату представления документов на получение субсидий недоимки по налогам, сборам и задолженности по страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации, и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
Кроме того, субсидии не предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, находящимся в стадии банкротства или ликвидации [6].
Государственная программа призвана создать необходимые условия для решения основных производственных, финансово-экономических и социальных проблем в сельском хозяйстве и на сельских территориях, а также содействовать реализации всего комплекса целей социально-экономического развития страны в период до 2020 г.
Основными задачами программы являются: стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции, повышение уровня рентабельности сельскохозяйственного производства для обеспечения устойчивого развития отрасли, создание условий для диверсификации сельской экономики, стимулирование инвестиционной деятельности.
Программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России в ВТО.
Но, на наш взгляд, механизм государственной поддержки в Алтайском крае, установленный администрацией края, не стимулирует получение большого объема субсидий. Введенные дополнительные условия получения средств из бюджета могут быть выполнены не всеми получателями субсидий.
Таким образом, механизм получился громоздким и не доступным для отдельных категорий производителей молока.
Считаем необходимым в целях упрощения механизма государственной поддержки администрацией края ввести дополнительные условия, применяемые только для неэффек-
тивно работающих сельхозтовапроизводите-лей, находящихся в стадии банкротства:
- отсутствие просроченной задолженности по выплате заработной платы на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления документов на получение субсидий;
- обеспечение в предшествующем году среднемесячного уровня оплаты труда (дохода) одного работающего не ниже размера минимального заработной платы, установленного в Алтайском крае — 6760 руб.;
- отсутствие на дату представления документов на получение субсидий недоимки по налогам, сборам и задолженности по страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации, и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
Библиографический список
1. Шелковников С.А. Система государственной поддержки сельскохозяйственного производства региона / Новосиб. гос. аграр. ун-т. — Новосибирск, 2010. — 313 с.
2. Федеральный закон № 264 — ФЗ от 29.12.2006 г. «О развитии сельского хозяйства», в ред. от 23.07.2013 № 236 — ФЗ.
3. Прокофьева Н.В. О методике оценки уровня государственной поддержки сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2011. — № 11. — С. 53-56.
4. Чинаров В.И., Стрекозов Н.И., Баути-на О.В. Наше видение развитие мясного животноводства в России до 2020 года // Достижение науки и техники АПК. — 2012. — № 8. — С. 3-4.
5. Фролова О.А. Экономическая эффективность государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2011. — № 9. — С. 52-55.
6. Постановление Администрации Алтайского края от 06.02.2013 года № 51 «Об утверждении порядка предоставления из краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока».
7. Постановление правительства от 14.07.2012 г. № 717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы».
8. Постановление Администрации Алтайского края от 05.10.2012 № 523 «О Государственной программе «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2013-2020 годы».
9. Cramer G.L., Jensen C.W., Southga-te D.D. Agricultural Economics and Agribusiness, 8th edn. — New York: John Wiley & Sons, 2001.
References
1. Shelkovnikov S.A. Sistema gosudarstven-noi podderzhki sel'skokhozyaistvennogo proiz-vodstva regiona / Novosib. gos. agrar. un-t. — Novosibirsk, 2010. — 313 s.
2. Federal'nyi zakon № 264 — FZ ot 29.12.2006 g. «O razvitie sel'skogo khozyaist-va», v red. ot 23.07.2013 № 236 — FZ.
3. Prokof'eva N.V. O metodike otsenki urovnya gosudarstvennoi podderzhki sel'skogo khozyaistva // Ekonomika sel'skokhozyaistven-nykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii. — 2011. — № 11. — S. 53-56.
4. Chinarov V.I., Strekozov N.I., Bautina O.V. Nashe videnie razvitiya myasnogo zhivot-novodstva v Rossii do 2020 goda // Dostizhe-nie nauki i tekhniki APK. — 2012. — № 8. — S. 3-4.
5. Frolova O.A. Ekonomicheskaya effektiv-nost' gosudarstvennoi finansovoi podderzhki sel'skokhozyaistvennykh organizatsii // Ekono-
mika sel'skokhozyaistvennykh i pererabaty-vayushchikh predpriyatii. — 2011. — № 9. — S. 52-55.
6. Postanovlenie Administratsii Altaiskogo kraya ot 06.02.2013 goda № 51 «Ob ut-verzhdenii poryadka predostavleniya iz kraevo-go byudzheta subsidii na vozmeshchenie chasti zatrat sel'skokhozyaistvennykh tovaroproizvodi-telei na 1 litr (kilogramm) realizovannogo tovar-nogo moloka».
7. Postanovlenie pravitel'stva ot 14.07.2012 g. N 717
8. «O gosudarstvennoi programme razvitiya sel'skogo khozyaistva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaistvennoi produktsii, syr'ya i pro-dovol'stviya na 2013-2020 gody».
9. Postanovlenie Administratsii Altaiskogo kraya ot 05.10.2012 № 523 O Gosudarstvennoi programme «Razvitie sel'skogo khozyaistva Al-taiskogo kraya na 2013-2020 gody».
10. Cramer G.L., Jensen C.W., Southga-te D.D. Agricultural Economics and Agribusiness, 8th edn. — New York: John Wiley & Sons, 2001.
+ + +
УДК 631.145
Е.В. Бессонова Ye.V. Bessonova
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТОВЫХ ПОДКОМПЛЕКСОВ АПК СИБИРИ
THE CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF FOOD SUB-COMPLEXES OF AGRICULTURAL INDUSTRY OF SIBERIA
Ключевые слова: продуктовые подкомплексы, тенденции развития, регион, размещение, уровень самообеспечения, медицинская норма потребления.
Развитие региональных продуктовых подкомплексов и решение задач самообеспечения регионов продовольствием во многом определяются рядом объективных факторов, определяющих региональную специфику развития продуктовых подкомплексов. В Сибири функционируют крупнейшие продовольственные подкомплексы: зерновой, молочный и мясной. Зерновой подкомплекс — ведущий в АПК СФО. В настоящее время уровень самообеспечения зерном составляет 46,2% (из расчета 1 т зерна на 1 чел.). Чтобы обеспечить производство зерна на уровне развитых стран, Сибирский федеральный округ должен производить 18-19 млн т. Отдельные благоприятные годы показывают, что сибирский регион имеет такую потенциальную возможность. Самообеспечение СФО мясом и мясопродуктами составляет 80-81%. В мясной отрасли СФО требуется структурная перестройка. Наряду с развитием скороспелых отраслей птицеводства и свино-
водства необходимо увеличить производство говядины за счет увеличения удельного веса мясного скота в благоприятных природно-климатических зонах. В настоящее время потребление молока на душу населения в 1,5 раза ниже рекомендуемой медицинской нормы. Резкое снижение численности поголовья коров и сокращение производства молока привели к дефициту собственного сырья и, как следствие, к сокращению производства натуральной качественной молочной продукции. Низкая доходность основных отраслей сельскохозяйственного производства не позволяет большинству сельхозорганизаций вести свою производственную деятельность не только на условиях расширенного, но и даже простого воспроизводства.
Keywords: food sub-complexes, development trends, region, placement, self-sufficiency level, physiacal standard of consumption.
The development of regional food sub-complexes and solving the tasks of self-sufficiency of the regions with food is at large determined by a number of objective factors defining the regional specific character of the development of food sub-complexes. There