УДК 338.431: 321.01 (571.1/ .5)
Н.Ф. Вернигор
N.F. Vernigor
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СИБИРИ: РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОСТЬ
STATE POLICY REGARDING SIBERIAN AGRICULTURE AND AGRICULTURAL REGIONS: RETROSPECTIVE AND MODERN TIMES
Показаны этапы аграрного освоения Сибири и Алтайского края; проблемы аграриев, созданные экономическими реформами 90-х годов ХХ в.; роль Алтайского края как поставщика продовольствия на внутренний рынок страны; роль сельского хозяйства в экономике Алтайского края и развитии сельских территорий; уровень государственной поддержки сельского хозяйства Алтайского края; социально-экономические последствия вложения бюджетных средств в сельское хозяйство и сельские территории края; показано экономическое противоречие между государственной поддержкой сельского хозяйства края и объемом вывозимого за его пределы продовольствия; раскрыта суть категории «особо значимая аграрная территория» и показаны возможности для региона в случае её применения.
Ключевые слова: сельское хозяйство Сибири, аграрная реформа, роль сельского хозяйства в экономике Алтайского края, государственная поддержка сельского хозяйства, регион, вывозящий продовольствие, особо значимая аграрная территория.
The following is discussed in the paper: the stages of the agricultural development of Siberia and the Altai Region; the problems of agricultural producers caused by the economic reforms of 1990s; the role of the Altai Region as food supplier to the domestic market; the role of agriculture in the economy of the Altai Region and rural development; the level of government support of agriculture in the Altai Region; the social and economic consequences of state budgetary investments in agriculture and rural areas of the Region; the economic contradiction between the government support of the regional agriculture and the volume of exported food is revealed; the category of 'agricultural region of special importance' is defined, and the opportunities for the region if the category is implemented are shown.
Keywords: agriculture of Siberia, agrarian reform, role of agriculture in Altai Region's economy, government support of agriculture, food exporting region, agricultural region of special importance.
Вернигор Надежда Федоровна, д.э.н., Алтайский госу- Vernigor Nadezhda Fyodorovna, Dr. Econ. Sci., Altai дарственный аграрный университет. E-mail: State Agricultural University. E-mail: agau@asau.ru.
agau@asau.ru.
Введение
Сибирь занимает особое место в экономике России. Природные ресурсы и история её освоения сформировали неоднородные по структуре аграрной экономики территории. К наиболее продуктивной из них относится Алтайский край. Цель работы — через ретроспективный анализ и анализ современной государственной поддержки сельского хозяйства Алтайского края показать значимость территорий, вывозящих продовольствие.
Результаты исследования
Сибирь всегда играла для европейской части России роль сырьевого региона. Её освоение уходит своими корнями в XVII в. Казаки Ермака проложили дорогу на сибирские просторы энергичным и предприимчивым русским людям. В XVII в. русское продвижение в Сибирь было необычайным по темпам и размаху. Это являлось результатом соединенных усилий казаков и государственных служб. Первыми шли маневренные отряды казаков. Царские воеводы с ратными людьми и строительными артелями представляли вторую волну колонизации.
Сибирь влекла к себе, прежде всего, неисчислимыми в то время пушными богатствами, в которых были заинтересованы и
«торговые люди», и крепнущее государство. Государственные расходы увеличивались вместе с возрастанием государственной мощи. Нужны были новые источники пополнения казны. В XYIII в. на Алтае стали строиться рудоплавильные заводы. Правительство поощряло заселение Сибири ссудами и податными льготами. В Москве освоение сибирских земель рассматривалось как задача первостепенной государственной важности [1].
Следующим основным этапом освоения земель стала Столыпинская реформа. Столыпинская аграрная реформа — обобщённое название широкого комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством России под руководством П.А. Столыпина начиная с 1906 г. Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное изживание сельского общества как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.
Реформа представляла собой комплекс мероприятий, направленных на две цели: краткосрочной — разрешение «аграрного во-
проса» как источника массового недовольства (в первую очередь, прекращение аграрных волнений), долгосрочной — устойчивое процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику [1, 2].
Если первую цель предполагалось достичь немедленно (масштаб аграрных волнений летом 1906 года был несовместим с мирной жизнью страны и нормальным функционированием экономики), то вторую цель — процветание — сам Столыпин считал достижимой в двадцатилетней перспективе.
Реформа разворачивалась в нескольких направлениях:
- повышение качества права собственности крестьян на землю, состоявшее, прежде всего, в замене коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществ полноценной частной собственностью отдельных крестьян-домохозяев; мероприятия в этом направлении носили административноправовой характер;
- искоренение устаревших сословных гражданско-правовых ограничений, препятствовавших эффективной хозяйственной деятельности крестьян;
- повышение эффективности крестьянского сельского хозяйства;
- правительственные мероприятия состояли прежде всего в поощрении выделения кре-стьянам-собственникам участков «к одному месту» (отруба, хутора), что требовало проведения силами государства огромного объёма сложных и дорогостоящих землеустроительных работ по разверстанию чересполосных общинных земель;
- поощрение покупки частновладельческих (прежде всего помещичьих) земель крестьянами, через разного рода операции Крестьянского поземельного банка, преобладающее значение имело льготное кредитование;
- поощрение наращивания оборотных средств крестьянских хозяйств через кредитование во всех формах (банковское кредитование под залог земель, ссуды членам кооперативов и товариществ);
- расширение прямого субсидирования мероприятий так называемой «агрономической помощи» (агрономическое консультирование, просветительные мероприятия, содержание опытных и образцовых хозяйств, торговля современным оборудованием и удобрениями).
Реформа была направлена на усовершенствование крестьянского надельного землепользования и мало затрагивала частное землевладение.
Сельское хозяйство в Алтайском крае начало развиваться в связи с потребностью в продовольствии рабочих горнорудной Колы-вани. В период столыпинской реформы раз-
мер сельхозугодий увеличился почти в три раза. Но в структуре сельскохозяйственного производства преобладало животноводство. Зерновой житницей страны край стал после освоения целинных и залежных земель, в которое государство вложило огромные ресурсы. Наибольшую урожайность хлеборобы края получили в 1973-1975 гг.
Однако с распадом внутреннего агропро-довольственного рынка страны в 90-х годах ХХ в. территория стала заложницей отдаленности от основных рынков сбыта. Тем не менее край остается значительным поставщиком продовольствия — производит каждую пятую тонну крупы в России, каждую седьмую тонну сыра, каждую восьмую тонну муки, а за его пределы ежегодно вывозится около 80% муки и крупы, около 70% сыра и около 20% животного масла. Здесь ежегодно наращиваются темпы переработки сельскохозяйственного сырья. В 2012 г. объемы производства молока превысили внутрирегиональное потребление на 43%, мяса — на 33% (в среднем по РФ потребность по молоку покрывается на 81%, мясу — 75,5%). За пределы региона ежегодно вывозится около 70% производимых в крае муки и жирных сыров, 85% круп, 60% макаронных изделий, более 30% молоко- и мясопродуктов.
В связи с этим сельское хозяйство играет решающую роль в развитии края — на его долю приходится 17% валового регионального продукта (по России — около 4%), а в сельской местности региона проживает половина населения. По показателям протяженности автомобильных дорог край занимает первое место в России; в сельской местности находится более 1000 общеобразовательных учреждений (свыше 80% от их общего количества) и на их содержание приходится более четверти расходов консолидированного бюджета при среднем для российских регионов показателе чуть более 20%. В регионе сохранена сеть сельских учреждений здравоохранения, библиотек, клубов, спортивных сооружений. Согласно требованиям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Алтайском крае создано 795 муниципальных образований — это самое большое количество муниципальных образований в России [3].
Учитывая это, руководством края ведется большая работа по привлечению в сельское хозяйство и на развитие сельских территорий бюджетных средств. За 2008-2012 гг. в аграрный сектор направлено более 22,0 млрд руб. субсидий, в т.ч. из краевого бюджета — более 7 млрд руб. В текущем году объем поддержки оценивается в пределах 5,3 млрд руб., в т.ч. за счёт средств краевого бюджета —
1,4 млрд руб. Участниками программы явля-
ются 2740 сельскохозяйственных товаропроизводителей без учета хозяйств населения [2, 3].
В результате освоения этих средств:
- регион занял ведущие позиции по производству основных видов сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации: по производству зерна — 5-7-е место, молока — 3-е, скота и птицы на убой — 8-е место;
- сохранено поголовье крупного рогатого скота, продуктивность молочного стада выросла в сравнении с 2007 г. на 798 кг (+25%) и составила 3971 кг;
- производство молока возросло на 7,5% и в 2012 г. составило 1452 тыс. т, производство скота и птицы на убой в живой массе выросло на 34,2% и составило 320 тыс. т;
- с участием средств государственной поддержки реализовано 67 инвестиционных проектов по строительству и реконструкции крупных животноводческих комплексов и ферм с установкой современного высокотехнологического оборудования и созданием более
4,5 тыс. новых рабочих мест. Введены в эксплуатацию вертикально-интегрированные агропромышленные комплексы ЗАО «Алтайский бройлер» Зонального района мощностью более 60 тыс. т мяса птицы в год, ООО «Альта-ир-Агро» Ребрихинского района по содержанию 24 тыс. гол. свиней в год. Запущена в эксплуатацию первая площадка свиноводческого комплекса ООО «Алтаймясопром» по выращиванию 100 тыс. гол. За два года реализации программы «100+100» построено, реконструировано и модернизировано 266 объектов животноводства на 212 тыс. постановочных мест, создано более 700 новых высокопроизводительных рабочих мест;
- на обновление парка сельскохозяйственных машин и оборудования в целом по краю было инвестировано более 20 млрд руб.;
- ежегодные инвестиции сельскохозяйственных организаций в основной капитал составили более 5,0 млрд руб.;
- заработная плата в сельском хозяйстве выросла в 2,8 раза, ее соотношение со средним значением по экономике края увеличилось с 50 до 70%.
Однако, оказывая государственную поддержку сельскому хозяйству Алтайского края при таких объемах вывоза продовольствия за его пределы, краевой бюджет фактически дотирует обеспечение продовольствием населения ряда других субъектов. И эта ситуация касается всех регионов, вывозящих продовольствие. Поэтому руководством Алтайского края инициировано придание таким регионам статуса особо значимых аграрных территорий. К основным признакам таких территорий относятся размер площади пашни, доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте, доля сельского насе-
ления в общей численности населения региона, производство валовой продукции сельского хозяйства на душу населения, доля субъекта в производстве наиболее востребованных продуктов питания, формирующих продовольственную корзину граждан.
Этот статус нужен для того, чтобы применить к таким территориям особые, льготные условия предоставления мер государственной поддержки в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, использования средств Инвестиционного фонда, федеральных целевых программ и иных эффективных механизмов государственной поддержки [4, 5].
Однако это решение не прошло окончательной процедуры принятия в Государственной думе, так как потребовало бы увеличения затрат федерального бюджета на их развитие. В то же время придание статуса особо значимой аграрной территории позволило бы краю не только решить сугубо сельскохозяйственные задачи, но и создать основу для развития перерабатывающей промышленности, создать новые возможности для восстановления производства инновационной сельскохозяйственной техники с принципиально новыми характеристиками, создать зоны опережающего экономического роста в аграрной сфере страны, обеспечить условия для повышения качества жизни на селе, и способствовала бы решению общенациональных задач — повышению продовольственной безопасности России и улучшению ее демографической политики. Учитывая, что Министерство сельского хозяйства России, на наш взгляд, активно внедряет перспективный механизм поддержке значимых региональных программ, например, в рамках ведомственных целевых программ развитие молочного и мясного скотоводства, то концентрация ресурсов этого перспективного механизма на отдельных, особо значимых субъектов федерации способно дать максимальный эффект. В Алтайском крае для ряда горных районов такой механизм государственной поддержки введен, и практика показывает, что в данных территориях стабилизировано поголовье коров, увеличивается производство и надой молока. А так как Алтайский край вывозит значительные объемы сыра, животного масла, сухого молока на общероссийский рынок, то введение данной меры государственной поддержки позволило бы последовательно увеличивать производство молока и снизить высокую зависимость России по молочной группе товаров от импорта. Считаем, что сегодня актуальность принятия Федерального закона «Об особо значимых аграрных территориях» как меры адаптации регионов к условиям ВТО многократно возросла.
Выводы
Этапы аграрного освоения Сибири и в том числе Алтайского края сформировали на его территории аграрную экономику, имеющую большой потенциал, востребованность которого в результате распада внутреннего агро-продовольственного рынка оказался ограниченной. Вывоз большей части производимого в крае продовольствия, с одной стороны, и государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей края — с другой, приводит к тому, что бюджет региона становится донором для населения регионов-потребителей его продукции. В этой связи Алтайскому краю, как и ряду других регионов России, вывозящих продовольствие, следует придать статус особо значимой аграрной территории, увеличив им уровень поддержки из федерального бюджета, что выровняет условия товаропроизводителей разных регионов, а регионам-донорам обеспечит восстановление их ресурсов.
Библиографический список
1. Курцев И.В. Устойчивое развитие Агропромышленного комплекса Сибири: предпосылки, факторы, пути / РАСХН. Сибирское отделение. СИБНИИЭСХ. — Новосибирск, 2005. — С. 38-85.
2. Милосердов В.В., Милосердов К.В. Аграрная политика России — XX век / ФГУП «ВО Минсельхоза России». — 2005. —
С. 67-101.
3. Статистические данные Главного управления сельского хозяйства Алтайского края.
4. Долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2013-2020 годы».
5. Долгосрочная целевая программа «Устойчивое развитие сельких территорий Алтайского края».
References
1. Kurtsev I.V. Ustoichivoe razvitie Agropro-
myshlennogo kompleksa Sibiri: predposylki,
faktory, puti / RASKhN. Sibirskoe otdelenie. SIBNIIESKh. — Novosibirsk, 2005. - S. 38-85.
2. Miloserdov V.V., Miloserdov K.V. Agrarnaya politika Rossii - XX vek / FGUP «VO Misel'khoza Rossii». — M., 2005. - S. 67-101.
3. Statisticheskie dannye Glavnogo
upravleniya sel'skogo khozyaistva Altaiskogo kraya.
4. Dolgosrochnaya tselevaya programma
«Razvitie sel'skogo khozyaistva Altaiskogo
kraya na 2013-2020 gody».
5. Dolgosrochnaya tselevaya programma
«Ustoichivoe razvitie sel'kikh territorii Altaiskogo kraya».
УДК ЗЗ2.7
И.А. Малышкина I.A. Malyshkina
АНАЛИЗ ЗАТРАТ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВ НА МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ ДОЛИ
COST ANALYSIS OF ACQUISITION OF RIGHT OF MUNICIPAL LAND SHARES
Анализируются затраты приобретения прав на муниципальные земельные доли. Возникновение права муниципальной собственности на земельные доли происходит в случаях признания земельных долей в установленном законом порядке невостребованными (неиспользование земельной доли в течение трех и более лет подряд), а также в случаях отказа от права собственности на земельные доли. В последней редакции Федерального закона №101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, по меньшей мере, пять вариантов приобретения прав на земельные доли, поступившие в собственность муниципального образования. На основании проведенного анализ сделаны выводы и сформулированы предложения по совершенствованию процесса вовлечения в оборот невостребованных земельных долей, на которые в установленном законом порядке было признано право собственности муниципального образования.
Ключевые слова: муниципальное образование, земли
сельскохозяйственного назначения, невостребованная земельная доля, земельный участок, право собственности, аренда.
The costs of the acquisition of rights of municipal land shares are analyzed. The right of municipal ownership of land shares arises in the case when the land shares are unclaimed (the land shares which are not used for 3 years and longer) in accordance with the procedure established by law, and in the case of waiver of right of land share ownership. The last amendment of the Federal Law No. 101 -FZ "On Agricultural Land Turnover" provides for at least five ways to accrue the rights of land shares of municipal owhership. Some proposals on improving the process of unclaimed land shares' return to land turnover are developed.
Keywords: municipality, agricultural lands, unclaimed land share, ownership, lease.