Научная статья на тему 'Роль государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в условиях особо значимой аграрной территории'

Роль государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в условиях особо значимой аграрной территории Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
225
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОНА ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РОСТА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ УГОДЬЯ / ПРОДУКЦИЯ РАСТЕНИЕВОДСТВА / ЖИВОТНОВОДСТВА / СУБСИДИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / РЕГИОН / OUTSTRIPPING GROWTH ZONE / GOVERNMENT SUPPORT / AGRICULTURAL COMMODITY PRODUCERS / CROP PRODUCTS / LIVESTOCK PRODUCTS / SUBSIDIES / FEDERAL BUDGET / REGIONAL BUDGET / REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Судницын Дмитрий Александрович

Алтайский край обладает уникальным природно-экономическим потенциалом, соотношение количества плодородных земель, сенокосов, пастбищ, сумма положительных температур в вегетационный период растений создают реальные предпосылки динамического развития всех отраслей сельскохозяйственного производства. Критериями отнесения субъектов Российской Федерации к территориям опережающего роста могут быть: размер площади пашни, доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте, возможность обеспечения населения Российской Федерации основными продуктами питания и формирования государственного резерва. Алтайский край как один из основных производителей продуктов питания и сырья для их производства в России может стать территорией опережающего роста, а действующий механизм господдержки аграрного сектора нуждается в существенной корректировке. Особо значимые аграрные территории, то есть территории, обладающие благоприятными климатическими условиями и ресурсами для производства сельхозпродукции в масштабах страны, должны получать приоритетную, а главное, комплексную государственную поддержку. Фактически предлагается создать своего рода зоны опережающего роста. Статус особо значимых аграрных территорий позволит рассматривать их как локомотивы роста аграрной экономики всей страны. Алтайский край соответствует всем критериям зоны опережающего роста, а государственная поддержка в крае ниже, чем в среднем по стране. При включении Алтайского края в зону опережающего роста, благодаря дополнительной поддержке регионов-лидеров с исторически сложившейся преимущественно аграрной специализацией, будет осуществлен переход сельского хозяйства на новый технологический уклад и созданы условия для ускорения инновационных процессов с целью повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Судницын Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL COMMODITY PRODUCERS UNDER THE CONDITIONS OF A SPECIAL IMPORTANT AGRICULTURAL AREA

The Altai Region possesses a unique natural and economic potential; the ratio of arable land, hayfields, pastures and the accumulated positive temperatures during the crop growing period create real conditions of dynamic development of all sectors of agricultural production. There may be the following criteria to consider an entity of the Russian Federation to be an outstripping growth zone: the total area of arable lands, the share of agriculture in the gross regional product and the possibility of providing the population of the Russian Federation with basic foods and the formation of the state reserve. The Altai Region as one of the main producers of food and raw materials in Russia may become an outstripping growth zone; to accomplish this, the existing mechanism of state support of the agricultural sector needs to be revised. The special important agricultural areas, i.e. the areas with favorable climatic conditions and the resources for agricultural production on a nationwide scale, should receive priority and, most importantly, a comprehensive state support. In fact, it is proposed to create outstripping growth zones. The Altai Region meets all the criteria of an outstripping growth zone but at the same time the government support in the Region is lower than the national average. When the Altai Region is included in the list of outstripping growth zones, thanks to the additional support of the Russian regions with historically predominant agrarian specialization the transition of agriculture to a new technological level will be accomplished and the conditions for the acceleration of innovation processes with the purpose of increasing the competitiveness of domestic agricultural products will be created.

Текст научной работы на тему «Роль государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в условиях особо значимой аграрной территории»

УДК 338.431:636-035.571;321.62-5(571.15)

Д.А. Судницын D.A. Sudnitsyn

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ОСОБО ЗНАЧИМОЙ АГРАРНОЙ ТЕРРИТОРИИ

THE ROLE OF STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL COMMODITY PRODUCERS UNDER THE CONDITIONS OF A SPECIAL IMPORTANT AGRICULTURAL AREA

Ключевые слова: зона опережающего роста, государственная поддержка, сельхозтоваропроизводители, сельскохозяйственные угодья, продукция растениеводства, животноводства, субсидии, федеральный, региональный бюджет, регион.

Алтайский край обладает уникальным природ-но-экономическим потенциалом, соотношение количества плодородных земель, сенокосов, пастбищ, сумма положительных температур в вегетационный период растений создают реальные предпосылки динамического развития всех отраслей сельскохозяйственного производства. Критериями отнесения субъектов Российской Федерации к территориям опережающего роста могут быть: размер площади пашни, доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте, возможность обеспечения населения Российской Федерации основными продуктами питания и формирования государственного резерва. Алтайский край как один из основных производителей продуктов питания и сырья для их производства в России может стать территорией опережающего роста, а действующий механизм господдержки аграрного сектора нуждается в существенной корректировке. Особо значимые аграрные территории, то есть территории, обладающие благоприятными климатическими условиями и ресурсами для производства сельхозпродукции в масштабах страны, должны получать приоритетную, а главное, комплексную государственную поддержку. Фактически предлагается создать своего рода зоны опережающего роста. Статус особо значимых аграрных территорий позволит рассматривать их как локомотивы роста аграрной экономики всей страны. Алтайский край соответствует всем критериям зоны опережающего роста, а государственная поддержка в крае ниже, чем в среднем по стране. При включении Алтайского края в зону опережающего роста, благодаря дополнительной поддержке регионов-лидеров с исторически сложившейся преимущественно аграрной специализацией, будет осуществлен переход сельского хозяйства на новый техно-

логическии уклад и созданы условия для ускорения инновационных процессов с целью повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции.

Keywords: outstripping growth zone, government support, agricultural commodity producers, crop products, livestock products, subsidies, federal budget, regional budget, region.

The Altai Region possesses a unique natural and economic potential; the ratio of arable land, hayfields, pastures and the accumulated positive temperatures during the crop growing period create real conditions of dynamic development of all sectors of agricultural production. There may be the following criteria to consider an entity of the Russian Federation to be an outstripping growth zone: the total area of arable lands, the share of agriculture in the gross regional product and the possibility of providing the population of the Russian Federation with basic foods and the formation of the state reserve. The Altai Region as one of the main producers of food and raw materials in Russia may become an outstripping growth zone; to accomplish this, the existing mechanism of state support of the agricultural sector needs to be revised. The special important agricultural areas, i.e. the areas with favorable climatic conditions and the resources for agricultural production on a nationwide scale, should receive priority and, most importantly, a comprehensive state support. In fact, it is proposed to create outstripping growth zones. The Altai Region meets all the criteria of an outstripping growth zone but at the same time the government support in the Region is lower than the national average. When the Altai Region is included in the list of outstripping growth zones, thanks to the additional support of the Russian regions with historically predominant agrarian specialization the transition of agriculture to a new technological level will be accomplished and the conditions for the acceleration of innovation processes with the purpose of increasing the competitiveness of domestic agricultural products will be created.

Судницын Дмитрий Александрович, аспирант, Алтайский государственный аграрный университет. Е-mail: dimasudnicyn@yandex.ru.

Sudnitsyn Dmitriy Aleksandrovich, Post-Gratuate Student, Altai State Agricultural University. E-mail: dimasudnicyn@yandex.ru.

Введение

Алтайский край обладает уникальным природно-экономическим потенциалом, соотношение количества плодородных земель, сенокосов, пастбищ, сумма положительных температур в вегетационный период растений создают реальные предпосылки динамического развития всех отраслей сельскохозяйственного производства.

Цель исследования — разработка направлений по улучшению и упрощению механизма предоставления государственной поддержки.

Задачей исследования является изучение особенностей механизма государственной поддержки.

Объекты и методы исследования

Объектом исследования послужили экономические и организационные отношения, возникающие при предоставлении государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям.

Методы исследования — абстрактно-логический, монографический, метод анализа.

В целях создания благоприятных социально-экономических условий развития села, обеспечения устойчивого роста и повышения эффективности сельской экономики Государственной Думой 22 ноября 2011 г. принят Федеральный закон № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1]. Ключевая идея закона заключается в том, что действующий механизм господдержки аграрного сектора нуждается в существенной корректировке на основе дифференцированного подхода с учетом бюджетной обеспеченности регионов, их аграрного потенциала и степени агропромышленной специализации. Особо значимые аграрные территории — это территории, обладающие благоприятными климатическими условиями и ресурсами для производства сельхозпродукции в масштабах страны, должны получать приоритетную, а главное, комплексную поддержку. Фактически предлагается создать своего рода зоны опережающего роста. Статус особо значимых аграрных территорий позволит рассматривать их как локомотивы роста аграрной экономики всей страны.

Принятый закон направлен на решение вопросов продовольственной безопасности, стабилизации цен на внутреннем рынке, устойчивого развития сельских территорий и поддержания отечественных аграриев в

условиях членства России во Всемирной торговой организации [2]. Значимость реализации закона на федеральном, региональном и местном уровнях обусловлена созданием инфраструктурных условий для повышения жизни сельского населения, роста экономического благосостояния, улучшения демографической ситуации, закреплением позиций на мировых продовольственных рынках.

Федеральный закон одобрен на заседании Комитета Совета Федерации по аграр-но-продовольственной политике и природопользованию и рекомендован для внесения в качестве законодательной инициативы Алтайского края в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.

Принципиально новым институтом развития сельского хозяйства, роста конкурентоспособности продукции по мировым стандартам может стать использование организационных и финансовых механизмов опережающего развития отдельных территорий, обладающих высоким естественным почвенным плодородием и значительным аграрным потенциалом.

Россия имеет для этого необходимые условия в ряде регионов, которые способны стать точками роста и существенно повысить валовой внутренний продукт за счет роста объемов производства и реализации продукции сельского хозяйства. Семь регионов, включая Алтайский край, обеспечивают практически одну третью часть всего объема производимой в России сельскохозяйственной продукции [3].

Для развития сельскохозяйственного производства в крае создана необходимая нормативная правовая база, регулирующая взаимоотношения между участниками сельскохозяйственного сектора экономики.

Реализация аграрного потенциала Алтайского края возможна в рамках отдельно принятого Федерального закона «О создании и развитии особо значимых аграрных территорий Российской Федерации», определяющего конкретные регионы России, которым будет присвоен данный статус. Алтайский край выступает инициатором реализации этого закона.

Критериями отнесения субъектов Российской Федерации к данным территориям могут быть: размер площади пашни, доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте, возможность обеспечения населения Российской Федерации основными продуктами питания и формирования государственного резерва.

Среди субъектов Российской Федерации Алтайский край располагает высоким потенциалом, занимает первое место среди сельскохозяйственных угодий. В крае сельскохозяйственные угодья составляют 10624 тыс. га, в том числе пашни — 6590 тыс. га (табл. 1) [4].

По итогам 2013 г. доля Алтайского края в стоимости валовой продукции сельского

Размер сельскохо

хозяйства Российской Федерации составила 3,2% — 8-е место среди субъектов Российской Федерации и 1-е место в СФО (табл. 2) [4].

В целом по итогам 2013 г. край сохранил, а по отдельным видам продукции растениеводства повысил свои рейтинговые позиции среди регионов Российской Федерации (табл. 3).

Таблица 1

йственных угодий

Место в рейтинге Регион Сельскохозяйственные угодья

всего, тыс. га пашня, тыс. га

1-е Алтайский край 10624 6590

2-е Саратовская область 8563 5948

3-е Волгоградская обл. 8578 5790

4-е Ростовская обл. 8514 5855

5-е Краснодарский край 4715 3991

6-е Ставропольский край 5700 3980

7-е Республика Башкортостан 7340 3680

8-е Республика Татарстан 4531 3443

9-е Воронежская область 4080 3060

10-е Белгородская область 2141 1652

Таблица 2

Рейтинг регионов по удельному весу продукции сельского хозяйства субъекта в валовой продукции Российской Федерации (в текущих ценах), 2013 г.

Место в рейтинге Регион Доля региона в стоимости валовой продукции Российской Федерации, %

сельского хозяйства растениеводства животноводства

1-е Краснодарский край 6,8 9,5 3,9

2-е Ростовская область 4,5 6,0 2,8

3-е Белгородская область 4,3 2,8 5,9

4-е Республика Татарстан 4,3 3,9 4,6

5-е Воронежская область 3,9 4,6 3,1

6-е Ставропольский край 3,3 4,3 2,1

7-е Республика Башкортостан 3,3 2,6 4,0

8-е Алтайский край 3,2 3,6 2,8

9-е Саратовская область 2,8 3,6 2,0

10-е Волгоградская область 2,5 3,0 1,7

Таблица 3

Место и доля Алтайского края в общероссийском производстве основных видов сельскохозяйственной продукции

Сельскохозяйственная продукция Доля в общероссийском производстве, % Место среди регионов РФ

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Зерновые и зернобобовые культуры, всего 4,2 3,6 5,4 5 7 4

в т. ч.

пшеница яровая 11,1 10,4 16,7 2 1 1

гречиха 42,8 39,8 43,8 1 1 1

Подсолнечник 2,7 3,1 4,1 12 11 10

Сахарная свекла 1,2 1,0 1,75 15 16 13

Молоко 4,6 4,5 4,4 3 3 3

Скот и птица в живом весе 2,9 2,8 2,8 8 9 9

Алтайский край входит в первую тройку среди субъектов РФ по валовому объему производства зерна. Доля зерна в общем объёме валовой продукции растениеводства составляет 60-80%, что свидетельствует о специализации региона на производстве зерновых. Первое место край занимает по производству муки и второе — по крупе. Алтайский край — единственный за Уралом производитель сахарной свеклы и единственный в Сибири регион, имеющий мощности по ее переработке. В регионе развито мясо-молочное животноводство. Алтайский край занимает четвертое место по производству молока в РФ. Эти направления являются точками роста, за счет интенсивного развития которых может быть обеспечено ускоренное развитие сельскохозяйственной отрасли в целом [5].

В последние годы в крае отмечается рост потребления основных продуктов питания. Душевое потребление молока и мо-локопродуктов в сравнении с 2008 г. выросло на 8 кг, мяса и мясопродуктов — на 12 кг. По итогам 2013 г. потребление молока и молокопродуктов в Алтайском крае составило 336 кг, мяса и мясопродуктов — 74 кг [6].

За последние шесть лет в Алтайском крае в расчете на душу населения произведено в среднем 1,67 т зерна, что в 1,7 раза выше необходимого для обеспечения продовольственной безопасности объема и почти в 3 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации.

В 2013 г. в крае произведено в расчете на душу населения 567,6 кг молока, 140,0 кг скота и птицы на убой в живом весе, 427,6 шт. яиц (по России, соответственно, 214,0 и 85,2 кг, 288,0 шт.).

Алтайский край занимает первое место в стране по производству муки и сыров жирных, второе — по производству крупы, третье место — по производству макаронных изделий. Является единственным регионом в Сибирском федеральном округе, осуществляющим производство сахара-песка. При этом пищевая и перерабатывающая отрасли имеют значительный неиспользованный потенциал производственных мощностей.

Взвешенный и сбалансированный подход к развитию производства сельскохозяйственной продукции способствует обеспечению населения качественными продуктами питания по справедливым ценам и решению задач импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности не только внутри региона, но и в масштабах страны.

В рамках реализации Доктрины продовольственной безопасности в Алтайском крае осуществляются меры, направленные на развитие межрегиональных связей, экспортного потенциала и импортозамещение по основным группам продовольствия. Это является стратегическим приоритетным направлением развития АПК региона.

Край поставляет на региональные рынки 70% производимой муки и жирных сыров, 30% масла животного, 85% круп, 60% макаронных изделий, более 35% мяса и мясопродуктов, 36,9% молока и молочной продукции и другую продукцию.

Основной целью комплексного развития особо значимой аграрной территории является обеспечение продовольственной безопасности страны, увеличение ВВП страны за счет роста валового регионального продукта, повышение благосостояния и уровня жизни населения, что будет обеспечено увеличением объема сельскохозяйственного производства за счет перевода отраслей АПК на интенсивный путь развития [7].

Таким образом, учитывая роль Алтайского края как одного из основных производителей продуктов питания и сырья, для их производства в России он может стать территорией опережающего роста, а действующий механизм господдержки аграрного сектора нуждается в существенной корректировке. Особо значимые аграрные территории, то есть территории, обладающие благоприятными климатическими условиями и ресурсами для производства сельхозпродукции в масштабах страны, должны получать приоритетную, а главное, комплексную государственную поддержку. Фактически предлагается создать своего рода зоны опережающего роста. Статус особо значимых аграрных территорий позволит рассматривать их как локомотивы роста аграрной экономики всей страны.

Несмотря на высокую долю расходов регионального бюджета на развитие сельского хозяйства и аграрных территорий, размер государственной поддержки отрасли в расчете на 1 га посевной площади в Алтайском крае один из самых низких. В 2013 г. он составил 1124,8 руб. (в 2012 г. — 877,7 руб., в 2010 г. — 789,4 руб.), что в 2,7 раза ниже, чем в среднем по России (в 2013 г. — 3027,2 руб., 2012 г. — 2426,3, 2010 г. — 1753,6 руб.) (табл. 4). По данному показателю край находится на 78-м месте из 83 субъектов Российской Федерации [8].

Таблица 4

Государственная поддержка сельского хозяйства в 2013 г.

Размер государственной поддержки (лимит)

всего в т.ч. из федерального бюджета из бюджета субъекта РФ

на 1 га посевной площади, руб. на 1 сельского жителя, руб. на 1 га посевной площади, руб. на 1 сельского жителя, руб. на 1 га посевной площади, руб- на 1 сельского жителя, руб.

Российская Федерация 3027,2 6356,4 2054,5 4314,0 972,7 2042,5

СФО 1703,5 4897,3 1104,2 3174,4 599,3 1722,9

Алтайский край 1124,8 5828,6 911,6 4723,5 213,3 1105,2

Таблица 5

Государственная поддержка сельского хозяйства при создании «Зоны опережающего роста»

Показатели Размер государственной поддержки

Алтайский край Российская Федерация

Субсидии на 1 га посевной площади, руб. 344 480

Субсидии на 1 гол. (племенного животноводства, оленеводства, табунного коневодства) КРС, руб. 242 543

Субсидии на 1 л (кг) реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, руб. 1,5 2

Всего выделено средств посевной площади, млрд руб. 1894 -

Всего выделено средств на (племенное животноводство, оленеводство, табунное коневодство) КРС, млн руб. 191 -

Всего молока, на 1 л (кг) реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, руб. 721,7 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Недополучено государственной поддержки посевной площади, млн руб. 548 -

Недополучено государственной поддержки (племенного животноводства, оленеводства, табунного коневодства) КРС, млн руб. 237 -

Недополучено государственной поддержки на 1 л реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, млн руб. 243 -

Размер несвязанной поддержки в области растениеводства в расчете на 1 га посевной площади в Алтайском крае составил 344 руб. (в среднем по Российской Федерации — 480 руб.). По объему государственной поддержки животноводства (племенное животноводство, оленеводство, табунное коневодство) в расчете на 1 гол. крупного рогатого скота в крае приходится 242,2 руб. субсидий, в среднем по стране — 543 руб/гол. (табл. 5).

В связи с тем, что Алтайский край соответствует всем критериям зоны опережающего роста, государственная поддержка в крае должна быть на уровне или выше, чем в среднем по стране. В результате сельхозтоваропроизводители не дополучили государственной поддержки в 2013 г. — 1,034 млрд руб. (по наличию посевной

площади — в размере 554 млн руб., по племенному животноводству — в размере 237 млн руб.; на 1 л реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока — размере 243 млн руб.).

Выводы

Таким образом, при включении Алтайского края в зону опережающего роста, благодаря дополнительной поддержке регионов-лидеров с исторически сложившейся преимущественно аграрной специализацией, будет осуществлен переход сельского хозяйства на новый технологический уклад и созданы условия для ускорения инновационных процессов с целью повышения конкурентоспособности отечественной

сельскохозяйственной продукции.

Выполнение комплекса мероприятий по развитию особо значимой аграрной территории позволит повысить уровень потребления основных видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции, их доступность и экологическую безопасность для населения, увеличить объемы производства зерновых до 7000 тыс. т, скота и птицы в живом — весе до 440 тыс. т и переработки сельхозпродукции — в среднем в 2 раза, а ВРП края в расчете на душу населения — в 3,8 раза, что позволит улучшить межрегиональные экономические и торговые отношения и повысить уровень жизни населения в регионе.

Библиографический список

1. Федеральный закон № 392-Ф3 «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.11.2011 г.

2. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Справочно-информационная система «Гарант».

3. Постановление Администрации Алтайского края от 3 декабря 2010 года № 539 «Об утверждении краевой программы «Комплексное развитие Алтайского При-обья» // Справочно-информационная система «Гарант».

4. Информационные материалы Министерства сельского хозяйства Российской федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcx.ru.

5. Информационный портал Главного управления сельского хозяйства Алтайского края. URL: // http://www.agro.altai.ru.

6. Лабинов В.В. Текущая ситуация в молочной отрасли мира и в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Информационный портал «Союзмолоко». URL: http://www. dairyunion.ru/.

7. Скрынник Е.Б. Продовольственная безопасность — основа развития безопасности страны. [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. URL: http://www. mcx.ru/news/ news/show/4947.195.htm. Дата публикации: 23.09.2011. (дата обращения 10.06.2012).

8. Шарипов С.А., Харисов Г.А., Колпаков П.А. Оценка эффективности использования факторов производства АПК // Достижения науки и техники АПК. — 2012. — № 2. — 240 с.

9. Irwin D. Did Import Substitution Promote Growth in the Late Nineteenth Century? Working Paper 8751. NBER, Cambridge, MA, 2002.

References

1. Federal'nyi zakon № 392-FZ «O zonakh territorial'nogo razvitiya v Rossiiskoi Federatsii i o vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonoda-tel'nye akty Rossiiskoi Federatsii» ot 22.11.2011 g.

2. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 30 yanvarya 2010 goda № 120 «Ob ut-verzhdenii Doktriny prodovol'stvennoi bezo-pasnosti Rossiiskoi Federatsii» / / Spravoch-no-informatsionnaya sistema «Garant».

3. Postanovlenie Administratsii Altaiskogo kraya ot 3 dekabrya 2010 goda № 539 «Ob utverzhdenii kraevoi programmy «Kompleks-noe razvitie Altaiskogo Priob'ya» // Spra-vochno-informatsionnaya sistema «Garant».

4. Informatsionnye materialy Ministerstva sel'skogo khozyaistva Rossiiskoi Federatsii. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.mcx.ru

5. Informatsionnyi portal Glavnogo uprav-leniya sel'skogo khozyaistva Altaiskogo kraya. URL: // http://www.agro.altai.ru.

6. Labinov V.V. Tekushchaya situatsiya v molochnoi otrasli mira i v Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs] // Informatsionnyi portal «Soyuzmoloko». URL: http://www. dairyu-nion.ru/.

7. Skrynnik E.B. Prodovol'stvennaya bezo-pasnost' — osnova razvitiya bezopasnosti strany. [Elektronnyi resurs] // Ministerstvo sel'skogo khozyaistva Rossiiskoi Federatsii. URL:

http://www.mcx.ru/news/news/show/494 7.195.htm. Data publikatsii: 23.09.2011. (data obrashcheniya 10.06.2012).

8. Sharipov S.A., Kharisov G.A., Kolpakov P.A. Otsenka effektivnosti ispol'zovaniya fak-torov proizvodstva APK // Dostizheniya nauki i tekhniki APK. — 2012. — № 2. — 240 s.

9. Irwin D. Did Import Substitution Promote Growth in the Late Nineteenth Century? Working Paper 8751. NBER, Cambridge, MA, 2002.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.