ЭКОНОМИКА АПК
1*1 Т
УДК 338.431:636(571.15)
Н.Ф. Вернигор, Д.А. Судницын
N.F. Vernigor, D.A. Sudnitsyn
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
IMPROVING GOVERNMENT SUPPORT MECHANISM OF MILK PRODUCTION FOR AGRICULTURAL COMMODITY PRODUCERS OF THE ALTAI REGION
Ключевые слова: животноводство, молоко, государственная поддержка, сельхозтоваропроизводители, субсидии, федеральный бюджет, регион, продуктивность, индикаторы.
Правительством Российской Федерации в последние годы приняты долгосрочные целевые программы развития сельского хозяйства Алтайского края до 2020 г. В целях реализации этих программ ежегодно из бюджета выделяются субсидии в виде государственной поддержки отраслей сельского хозяйства. Субсидии предоставляются на поддержку производства молока путем возмещения части затрат. Средства для возмещения части затрат на 1 л (кг) молока предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим реализацию и (или) собственную переработку молока, исходя из определенных критериев. Форс-мажорные обстоятельства влияют на поголовье коров и производство молока. Стремясь упростить механизм предоставления субсидий, сделать ее более качественной, доступной и оперативной, в крае осуществляется переход к оказанию государственных услуг в электронном виде. Учитывая развитие процесса консолидации субсидий в государственных программах, считаем необходимым упростить механизм предоставления государственной поддержки в молочном скотоводстве в виде применения несвязанной поддержки, и выделять средства путем субсидирования на 1 гол. основного стада с использованием дифференцированного подхода, учитывающего разницу в продолжительности зимне-стойлового периода и экономических условиях производства продукции скотоводства в регионах Российской Федерации.
Keywords: animal production, milk, state support, agricultural commodity producers, subsidies, Federal budget, region, productivity, indicators.
In the recent years the Government of the Russian Federation has adopted long-term target programs of agriculture development in the Altai Region up to the year of 2020. To implement those programs, annual subsidies from the budget in the form of state support of agricultural industry sectors are allocated. The research involves improving the mechanism of state support of milk production and the procedure of receiving subsidies from the budget. The subsidies are allocated to support milk production through the recovery of some costs. The funds for cost recovery per 1 liter (kg) of milk are allocated to the agricultural commodity producers involved in milk sales and (or) processing based on certain criteria. Force majeure renders effect on cows' number and milk production. To simplify the mechanism of subsidizing, to make it more qualitative, accessible and operational, the Region's authorities implement on-line provision of public services. Taking into account the consolidation of the subsidies in the state programs, we consider it necessary to simplify the mechanism of state support of dairy cattle breeding in the form of unrelated support. It is proposed to allocate the funds by subsidizing 1 animal of the main herd using a differentiated approach which considers the difference in the duration of winter housing period and economic conditions of animal production in the regions of the Russian Federation.
Вернигор Надежда Федоровна, д.э.н., доцент, каф. «Финансы и кредит», Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: professor.ru2 @yandex.ru.
Судницын Дмитрий Александрович, аспирант, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: [email protected].
Vernigor Nadezhda Fyodorovna, Dr. Econ. Sci., Assoc. Prof., Chair of Finance and Credit, Altai State Agricultural University. E-mail: professor.ru2@ yandex.ru.
Sudnitsyn Dmitriy Aleksandrovich, Post-Gratuate Student, Altai State Agricultural University. E-mail: [email protected].
Введение
В рамках реализации задач национальной аграрной политики Правительством Российской Федерации в последние годы принимаются меры по устойчивому развитию агропромышленного комплекса. В Алтайском крае создана нормативная правовая база, регулирующая отдельные направления развития сельского хозяйства, однако не формирующая условия для ускоренного развития аграрного сектора экономики и края в целом.
Цель исследования — разработка направлений по упрощению механизма предоставления государственной поддержки в молочном производстве.
Задача исследования — изучение особенностей механизма государственной поддержки в молочном скотоводстве.
Объекты и методы исследования
В качестве объекта исследуется государственная поддержка молочного производства.
Методы исследования — абстрактно логический, монографический, метод анализа.
Животноводство как отрасль сельского хозяйства в Алтайском крае является одной из главных структурообразующих и занимает в валовой продукции до 50%. Здесь ведущая роль отводится молочному скотоводству и его поддержке уделяется особое внимание.
В целях решения этих задач в крае с 2009 г. ежегодно формируется реестр сельхозтоваропроизводителей. Это дает возможность отследить производственно-финансовые показатели и объемы государственной поддержки по организациям и фермерским хозяйствам. В настоящее время в реестре края их насчитывается 2865.
С каждым сельхозтоваропроизводителем, включенным в реестр, заключается соглашение, в котором предусматриваются обязательства по достоверности предоставления документов на получение субсидий, целевому использованию средств государственной поддержки и показатели ее результативности (целевые индикаторы) [1].
Включение сельхозтоваропроизводителя в реестр и заключение с ним Соглашения являются одними из основных условий предоставления государственной поддержки в крае [2].
Для выполнения обязательств региона по достижению показателей результативности
предоставления субсидий организован постоянный мониторинг реализации мероприятий целевых программ в разрезе муниципальных образований и сельскохозяйственных организаций, осуществляется межведомственное взаимодействие с органами налоговой службы, прокуратуры, статистики, внебюджетными фондами и кредитными организациями [3].
Получателями субсидии на 1 л молока в крае являются 300 сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств (66% производителей молока в крае). На их долю приходится 70% поголовья коров и около 65% валового надоя молока в регионе.
В общем объеме производимого в регионе молока 25% относится к высшему сорту, 73% — к первому. Размер ставки на 1 л (кг) товарного молока, реализованного первым и высшим сортами, в среднем по краю составит около 2 руб.
Субсидии предоставляются на поддержку производства молока путем возмещения части затрат:
на 1 л (кг) молока высшего сорта;
на 1 л (кг) молока первого сорта — в течение 2013-2014 гг.
Средства на возмещения части затрат на 1 л (кг) молока предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим реализацию и (или) собственную переработку молока, исходя из критериев:
недопущение снижения объема производства молока по отношению к соответствующему периоду предыдущего года (начиная с 2014 г.);
обеспечение увеличения молочной продуктивности коров по отношению к предыдущему году (начиная с 2014 г.);
Обеспечение выхода телят в расчете на 100 коров:
в 2013 г. — в соответствии с фактическим показателем, сложившимся в 2012 г.;
в 2014 г. — в соответствии с показателем
2013 г., но не менее 76 гол.;
в 2015 г. — в соответствии с показателем
2014 г., но не менее 78 гол.;
в 2016-2020 гг. — в соответствии с показателем предыдущего года, но не менее 80 гол.
Обеспечение содержания жира и белка в молоке:
в 2013 г. — не менее 3,4% жира и 3,0% белка;
в 2014 г. — не менее 3,6% жира и 3,1% белка;
в 2015 г. — не менее 3,7% жира и 3,1% белка;
в 2016-2020 гг. — не менее 3,8% жира и 3,2% белка.
Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:
- наличие у получателя субсидий — сельскохозяйственных товапроизводителей поголовья крупного рогатого скота молочного направления;
- сохранение (начиная с 2014 г.) поголовья коров, имеющегося на начало предшествующего года (за исключением сельскохозяйственных товапроизводителей, не имеющих поголовья на 1 января предыдущего года), на начало и на последнюю отчетную дату текущего года;
- отсутствие просроченной задолженности по выплате заработной платы на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления документов на получение субсидий;
- обеспечение в предшествующем году среднемесячного уровня оплаты труда (дохода) одного работающего не ниже размера минимального заработной платы, установленного в Алтайском крае, — 6760 руб.;
- отсутствие на дату представления документов на получение субсидий недоимки по налогам, сборам и задолженности по страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации, и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование [4].
Субсидии не предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, находящимся в стадии банкротства и (или) ликвидации [5].
На наш взгляд, механизм предоставления средств федерального бюджета очень громоздок и не безупречен. Об упрощении механизма государственной поддержки ставят вопрос и сельхозтоваропроизводители — получатели субсидий. Считаем, что дополнительные критерии, такие как выход телят, минимальные показатели белка и жира не способствуют эффективному развитию производства молока, а только усложняют механизм получения субсидий [6].
В правилах предоставления этой субсидии установлено, что если показатели результативности предоставления субсидии не достигаются субъектом, размер предоставления господдержки на следующий год снижается пропорционально снижению показателя результативности [7]. Решение о сокращении субсидий также не принимается в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Однако нет ясности, как будет это реализовано на практике, что будет являться доказательством возникновения форс-мажора, и за какой период времени будет
учитываться воздействие этих негативных обстоятельств.
Так, засуха 2012 г. привела к сокращению поголовья коров и объемов производства молока в Алтайском крае. В результате чего алтайские сельхозтоваропроизводители в 2013 г. лишились поддержки по экономически значимой программе развития молочного скотоводства.
Последствия засухи ощущаются до сих пор и существенно повысили риски невыполнения целевых индикаторов в 2013 г. Возникает вопрос учета форс-мажорных обстоятельств 2012 г. при распределении субсидий на 1 л молока в 2014 г.
Форс-мажорные обстоятельства должны учитываться и при отборе региональных экономически значимых программ.
Предприятия, осуществляющие деятельность в отдаленных территориях, и малые формы агробизнеса, которые сдают молоко на приемные пункты, организованные в районах, в т.ч. потребительскими кооперативами, подтвердить качество молока не могут, следовательно, выпадают из этой формы поддержки, что несправедливо.
Стремясь упростить механизм предоставления субсидий, сделать ее более качественной, доступной и оперативной, в крае осуществляется переход к оказанию государственных услуг в электронном виде. Отдельные элементы этой системы были апробированы при начислении погектарных субсидий в растениеводстве, что позволило сократить сроки доведения субсидий до сельхозтоваропроизводителей. В настоящее время ведется разработка личного кабинета сельхозтоваропроизводителя, посредством которого будет осуществляться документооборот, связанный с предоставлением государственной поддержки. При этом получатель субсидии будет иметь возможность отслеживать предоставление государственной услуги на каждой стадии: начиная от прохождения проверки документов на предмет комплектности и соответствия условиям субсидирования и заканчивая сроками перечисления бюджетных средств.
Заключение
Учитывая развитие процесса консолидации субсидий в государственных программах, считаем необходимым упростить механизм предоставления государственной поддержки в молочном скотоводстве в виде применения несвязанной поддержки, и выделять средства путем субсидирования на 1 гол. основного стада с использованием дифференцированного подхода, учитывающего разницу в продолжительности зимне-стойлового периода и экономических условиях производства продукции скотоводства в регионах Российской Федерации.
Библиографический список
1. Федеральный закон № 264 — ФЗ от 29.12.2006 г. «О развитие сельского хозяйства», в ред. от 23.07.2013 № 236 — ФЗ.
2. Долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2013-2020 годы».
3. Долгосрочная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края».
4. Алтай аграрный: развитие и перспективы: справочное издание / под общ. ред. М.П. Щетинина. — Барнаул: ООО ТЛ «Красный угол», 2010. — 204 с.
5. Экономический потенциал России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//krbiz.ru/stat/&id=132.
6. Варшавский А.Е. Проблемы и показатели развития инновационных систем // Инновационный путь развития для новой России / отв. ред. В.П. Горегляд. — М.: Наука, 2008. — С. 201-204.
7. Кошолкина Л.А. Федеральная поддержка региональных программ развитие сельского хозяйства // Экономика с.-х. и перераб. — 2009. — № 2.
8. Gramer, G.C. Jensen, and D, Southgate. Agricultural Economics and Agribusiness, Eighth Edition. — New York: Wiley, 2008. — 165 p.
References
1. Federal'nyi zakon № 264 - FZ ot 29.12.2006 g. «O razvitie sel'skogo khozyaist-va», v red. ot 23.07.2013 № 236 - FZ.
2. Dolgosrochnaya tselevaya programma «Razvitie sel'skogo khozyaistva Altaiskogo kraya na 2013-2020 gody».
3. Dolgosrochnaya tselevaya programma «Ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii Altaiskogo kraya».
4. Altai agrarnyi: razvitie i perspektivy: spra-vochnoe izdanie / Pod obshchei red. M.P. Shchetinina. — Barnaul: OOO TL «Krasnyi ugol», 2010. - 204 s.
5. Ekonomicheskii potentsial Rossii. [Elek-tronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: http//krbiz.ru/stat/&id=132.
6. Varshavskii A.E. Problemy i pokazateli razvitiya innovatsionnykh sistem // Innovat-sionnyi put' razvitiya dlya novoi Rossii / otv. red. V.P. Goreglyad. — M.: Nauka, 2008. — S. 201-204.
7. Kosholkina L.A. Federal'naya podderzhka regional'nykh programm razvitie sel'skogo kho-zyaistva // Ekonomika s.-kh. i pererab. pred-priyatii. - 2009. - № 2.
8. Gramer, G.C. Jensen, and D. Southgate. Agricultural Economics and Agribusiness, Eighth Edition. — New York: Wiley, 2008. — 165 p.
+ + +
УДК 339.138:334.75:637.1/.3(571.15)
В.И. Беляев, В.В. Беляев, О.И. Безгодова, Е.В. Чернышева, Н.А. Кошелева, М.Г. Новикова, А.Ю. Шумилова
V.I. Belyayev, V.V. Belyayev, O.I. Bezgodova, Ye.V. Chernysheva, N.A. Kosheleva, M.G. Novikova, A.Yu. Shumilova
МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ НА ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКАХ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕСТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ ВОСПРОИЗВОДСТВОМ (НА МАТЕРИАЛАХ ЗАО «МОЛОЧНАЯ СКАЗКА»)
TERRITORIAL MARKETING IN LOCAL MARKETS OF TERRITORIAL INDUSTRY'S ENTERPRISES AND STRATEGIC MANAGEMENT OF REGIONAL REPRODUCTION (CASE STUDY OF THE ZAO "MOLOCHNAYA SKAZKA")
Ключевые слова: региональное воспроизвод ство, маркетинг территорий, лояльность поку пателей, локальный рынок,методология марке тинга территорий, стратегии развития террито рии,локальный потребительский рынок, регио нальные воспроизводственные процессы.
Keywords: regional reproduction, territorial marketing, customer loyalty, local market, territorial marketing methodology, territorial development strategy, local consumer market, regional reproductive processes.