Научная статья на тему 'Развитие сельского хозяйства трансграничных агроориентированных регионов: проблемы и перспективы'

Развитие сельского хозяйства трансграничных агроориентированных регионов: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
299
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РАЗВИТИЕ / РАСТЕНИЕВОДСТВО / ПРОИЗВОДСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / AGRICULTURE / DEVELOPMENT / CROP PRODUCTION / PRODUCTION / EFFICIENCY / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Ковалева Ирина Валериевна, Дабиева Уран Мандараевна

Рассматриваются проблемы и перспективы развития сельского хозяйства региона в условиях государственного регулирования отраслей сельского хозяйства. Анализируется эффективность производства продукции растениеводства, исследуется взаимосвязь урожайности зерновых культур и экономических результатов производства зерна в Алтайском крае, факторы, влияющие на эффективность производства сельскохозяйственной продукции. Оценка уровня государственной поддержки позволила сделать выводы об эффективности погектарных субсидий с учетом различий природно-климатического характера в части гидротермического коэффициента, а также повышающих ставок субсидий для хозяйств, занимающихся животноводством и орошением. Приоритетными направлениями импортозамещения в регионе являются молочное и мясное скотоводство, которые предусматривают реализацию ведомственных целевых программ по поддержке начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм в Алтайском крае. Это позволит не только сохранить приоритеты государственной поддержки с учетом обеспечения баланса развития отраслей и их социальной значимости, стимулировать инвестиционную деятельность, но и в дальнейшем совершенствовать механизм государственной поддержки на основе дифференцированного подхода с целью обеспечения равных конкурентных условий производства сельскохозяйственной продукции в регионе, а также способствовать повышению эффективности использования средств государственной поддержки и устойчивому развитию отраслей сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Ковалева Ирина Валериевна, Дабиева Уран Мандараевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICULTURAL DEVELOPMENT OF CROSS-BORDER AND AGRICULTURE BASED REGIONS: PROBLEMS AND PROSPECTS

The problems and prospects of development of agriculture in the region in terms of state regulation of agricultural industries are discussed. The following is studied: the efficiency of crop production, the relationship of grain yields and economic results of grain production in the Altai Region and the factors influencing the efficiency of agricultural production. The evaluation of the level of government support enabled to make conclusions on the effectiveness of hectare based subsidies taking into account natural-climatic differences of hydrothermal factor, and raising rates of subsidies for farms involved in livestock breeding and irrigation. Import substitution priorities in the Region are dairy and beef cattle farming which involve the implementation of departmental targeted programs to support starting farmers and family farms in the Altai Region. This will not only keep the priorities of state support with a view to ensuring the balance development of industries and their social importance, stimulate investment activities, but also further improve the mechanism of state support based on differentiated approach with a view to ensuring equal competitive conditions for agricultural production in the Region and contribute to increased efficiency in the use of funds of state support and sustainable development of agriculture.

Текст научной работы на тему «Развитие сельского хозяйства трансграничных агроориентированных регионов: проблемы и перспективы»

ЭКОНОМИКА

И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

УДК 631.16:658.148:637

И.В. Ковалева, У.М. Дабиева I.V. Kovaleva, U.M. Dabiyeva

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ТРАНСГРАНИЧНЫХ АГРООРИЕНТИРОВАННЫХ РЕГИОНОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

AGRICULTURAL DEVELOPMENT OF CROSS-BORDER AND AGRICULTURE BASED REGIONS:

PROBLEMS AND PROSPECTS

Ключевые слова: сельское хозяйство, развитие, растениеводство, производство, эффективность, государственная поддержка.

Рассматриваются проблемы и перспективы развития сельского хозяйства региона в условиях государственного регулирования отраслей сельского хозяйства. Анализируется эффективность производства продукции растениеводства, исследуется взаимосвязь урожайности зерновых культур и экономических результатов производства зерна в Алтайском крае, факторы, влияющие на эффективность производства сельскохозяйственной продукции. Оценка уровня государственной поддержки позволила сделать выводы об эффективности погектарных субсидий с учетом различий природно-климатического характера в части гидротермического коэффициента, а также повышающих ставок субсидий для хозяйств, занимающихся животноводством и орошением. Приоритетными направлениями импортозамещения в регионе являются молочное и мясное скотоводство, которые предусматривают реализацию ведомственных целевых программ по поддержке начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм в Алтайском крае. Это позволит не только сохранить приоритеты государственной поддержки с учетом обеспечения баланса развития отраслей и их социальной значимости, стимулировать инвестиционную деятельность, но и в дальнейшем совершенствовать механизм государственной поддержки на основе дифференцированного подхода с целью обеспечения равных конкурентных условий производства сельскохозяйственной продукции в регионе, а также способствовать повы-

шению эффективности использования средств государственной поддержки и устойчивому развитию отраслей сельского хозяйства.

Keywords: agriculture, development, crop production, production, efficiency, government support.

The problems and prospects of development of agriculture in the region in terms of state regulation of agricultural industries are discussed. The following is studied: the efficiency of crop production, the relationship of grain yields and economic results of grain production in the Altai Region and the factors influencing the efficiency of agricultural production. The evaluation of the level of government support enabled to make conclusions on the effectiveness of hectare based subsidies taking into account natural-climatic differences of hydrothermal factor, and raising rates of subsidies for farms involved in livestock breeding and irrigation. Import substitution priorities in the Region are dairy and beef cattle farming which involve the implementation of departmental targeted programs to support starting farmers and family farms in the Altai Region. This will not only keep the priorities of state support with a view to ensuring the balance development of industries and their social importance, stimulate investment activities, but also further improve the mechanism of state support based on differentiated approach with a view to ensuring equal competitive conditions for agricultural production in the Region and contribute to increased efficiency in the use of funds of state support and sustainable development of agriculture.

Ковалева Ирина Валериевна, д.э.н., проф., зав. каф. товароведения и маркетинга, Алтайский государственный аграрный университет. Тел.: (3852) 62-35-85. E-mail: irakovaleva20051@rambler.ru. Дабиева Уран Мандараевна, аспирант, каф. товароведения и маркетинга, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: kafedtim314@ yandex.ru.

Kovaleva Irina Valeriyevna, Dr. Econ. Sci., Assoc. Prof., Head, Chair of Merchandizing and Marketing, Altai State Agricultural University. Ph.: (3852) 62-35-85. E-mail: irakovaleva20051@rambler.ru. Dabiyeva Uran Mandarayevna, post-graduate student, Chair of Merchandizing and Marketing, Altai State Agricultural University. E-mail: kafedtim314@ yandex.ru.

Введение

Устойчивое развитие сельского хозяйства региона предполагает повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития приоритетных подотраслей, обеспечения воспроизводства и повышения эффективности использования земельных и других ресурсов; обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий; рост уровня жизни и занятости сельского населения.

Основная часть

В большинстве рыночных стран приняты и реализуются программы поддержки сельхозпроизводителей. Например, в целях поддержки сельского хозяйства в США на государственном уровне реализуются различные программы: предоставление ссуд либо закуп продукции по определенным ценам; перепродажа потребителям по рыночным ценам сельхозпродукции, закупленной государством у производителей АПК по ценам выше рыночной, при этом разница в цене покрывается государством; ограничение посевных площадей и т.д.

Одна из важнейших функций государственного управления состоит в том, что экономическая политика в сельском хозяйстве должна быть нацелена на обеспечение концепции паритета между ценами на сельскохозяйственные продукцию и ценами на промышленную продукцию, то есть государство должно поддерживать уровень цен на сельскохозяйственные продукцию выше их равновесной цены для обеспечения доходности и инвестиционной привлекательности предприятий АПК [1].

Внешнеторговая политика стран-лидеров сельского хозяйства традиционно является протекционистской. Как в США, так и в объединенной Европе политика государства направлена на защиту собственных сель-

Влияние урожайности зерновых культур и э

в Алтайском к

хозпроизводителей путем введения различных таможенных пошлин, квот и т.д.

Проводимая в этих странах политика государственной поддержки сельхозпроизводителей в последующем стала своего рода базисом для формирования Европейской аграрной политики (ЕАП). После подписания Римского договора 1957 г., ставшем основой для создания Европейского Союза (ЕС), была разработана и реализована Единая сельскохозяйственная политика (ЕСХП), основной целью которой сталои поддержка и развитие сельского хозяйства в странах ЕС через систему субсидирования и реализации сельскохозяйственных программ [2]. Отметим, что в настоящее время около половины бюджета ЕС расходуется на реализацию ЕСХП.

Отрасли сельского хозяйства Алтайского края имеют различную динамику развития. В разрезе сельскохозяйственных культур, в особенности зерновых, эффективность производства имеет неустойчивый характер, что отражается на конкурентоспособности подотраслей растениеводства и оказывает влияние на формирование структуры посевных площадей в крае.

Рост себестоимости продукции на 12% за исследуемый период перекрывается ценой реализации продукции, что обеспечивает незначительно рентабельность производства культур без учета субсидий [3]. В то же время наблюдается тенденция снижения производства по основным товарным группам: зерно, рожь, подсолнечник, соя (табл. 1).

Наблюдается положительная динамика развития сельского хозяйства Тывы: объем производства сельскохозяйственной продукции республики по данным 2014 г. составил 5425 млн руб., данный показатель значительно вырос в период 2002-2004 гг. с 4409 до 5411 млн руб., т.е. на 23% [6].

Таблица 1

номических результатов производства зерна е, 2014 г. [4, 5]

Ранги группировок по урожайности зерновых культур, ц/га Количество организаций в группе Затраты на 1 га, руб. Коммерческая себестоимость 1 т зерна, руб. Цена реализации 1 т, руб. Рентабельность, %

Меньше 5 88 3261 6188 6647 7,4

От 5 до 10 287 5283 5546 6324 14,0

От 10 до 12 82 5685 4656 6420 37,9

От 12 до 15 108 7786 5247 6730 28,3

От 15 до 20 107 8667 5303,0 6551 23,5

От 20 до 25 49 10380 4687 6027 28,6

Свыше 25 20 14500 4428 6505 46,9

В среднем по краю 741 6754,9 5202,7 6452,5 24,0

Республика расположена в зоне рискованного земледелия, что не позволяет ей интенсивно развивать растениеводство. Кроме того, многократное сокращение объемов государственной поддержки предприятиям сельского хозяйства в период реформ не могло не сказаться на сокращении объемов посевных площадей, что повлияло и на значительном уменьшении урожая зерна, картофеля и овощей в республике.

Производство основных продуктов

Так, валовой сбор зерна уменьшился по сравнению с 2013 г. почти в два раза, картофеля — на 20%.

По данным статистики, в 2012 г. в республике произведено 12,0 тыс. т мяса в убойном весе (сокращение в 2 раза к уровню 1990 г.). Более оптимистичные данные показывает производство молока, которое в 2012 г. составило почти 85% уровня 1990 г., 132,7% уровня 2002 г. (табл. 2) [3, 7].

Таблица 2

животноводства в Республике Тыва

Показатели 2012 г. в % к 1990 г. 2012 г. в % к 2002 г. 2012 г. в % к 2008 г.

Производство мяса (в убойном весе), тыс. т 50,8 97,6 121,21

Молоко, тыс. т 84,6 132,7 98,57

Яйца, млн шт. 2,8 32,8 42,22

Шерсть, тыс. т 59,2 176,1 127,57

Таблица 3

Уровень государственной поддержки сельского хозяйства Алтайского края, 2015 г., тыс. руб. [5, 6]

Мероприятие Федеральный бюджет Краевой бюджет Всего

Возмещение части затрат на приобретение элитных семян 168262,4 13800,0 182062,4

Возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями 25169,2 2000,0 27169,2

Субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая с.-х. культур и сельскохозяйственных животных 192140,7 6000,0 198140,7

Несвязанная поддержка сельхозтоваропроизводи-телей в области растениеводства 1414490,3 48000,0 1462490,3

Поддержка племенного животноводства 165589,4 59900,0 225489,4

Возмещение части затрат по наращиванию поголовья северных оленей, маралов, табунных лошадей и овец, поддержка пчеловодства 14697,5 3900,0 18597,5

Проведение противоэпизоотических мероприятий - 24000,0 24000,0

Субсидии на 1 кг реализованного молока 237877,5 18000,0 255877,5

Возмещение части процентной ставки по кредитам, включая МФХ 1658125,6 221400,0 1879 525,6

Общепрограммные мероприятия (кадры, выставки, консультационная служба) - 132431,0 132431,0

Поддержка развития семейных животноводческих ферм на базе КФХ и начинающих фермеров 76654,0 33000,0 109654,0

ВЦП «Развитие мясного скотоводства в Алтайском крае» на 2014-2016 гг. - 20000,0 20000,0

ВЦП «Развитие промышленного свиноводства в Алтайском крае» на 2015-2017 гг. - 10000,0 10000,0

ВЦП «Предотвращение заноса в Алтайский край и распространения на его территории африканской чумы свиней» на 2013-2015 гг. - 4500,0 4500,0

ВЦП «Развитие в Алтайском крае производства продукции растениеводства в защищенном грунте» на 2014-2016 гг. - 50000,0 50000,0

ВЦП «Развитие производства и переработки льна в Алтайском крае» на 2014-2016 гг. Лимит не определен 3000,0 3000,0

Возмещение ущерба вследствие ЧС 1187790,2 - 1187790,2

Итого по ГП «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013-2020 годы 5140796,8 651931,0 5792727,8

ГП «Развитие мелиорации земель Алтайского края сельскохозяйственного назначения» на 2014-2020 гг. 8517,0 10000,0 18517,0

Всего 5149313,8 661931,0 5811244,8

Следует отметить, что на протяжении последних лет наблюдается снижение эффективности производства зерновых культур, что связано с опережающим ростом затрат на производство в сравнении с ценой реализации. На финансово-экономические результаты развития сельского хозяйства трансграничных регионов наиболее весомое влияние оказывают погодные условия и нестабильная конъюнктура рынка. В целях снижения факторного влияния необходимо использовать наиболее эффективные инструменты государственной политики, создавать условия для расширения производственных мощностей, оказывать содействие в стабилизации цен на зерновом рынке [1, 8].

В целях развития конкурентоспособности отечественного аграрного сектора, им-портозамещения на внутреннем рынке, укрепления продовольственной безопасности Российской Федерации потребуется привлечение в отрасль АПК значительного объема дополнительных инвестиций.

В условиях введенного эмбарго на ввоз сельскохозяйственной продукции и продовольствия из ряда зарубежных стран приоритетной задачей в сфере устойчивого развития сельского хозяйства края является обеспечение ускоренного импортозамеще-ния путем создания условий для опережающего роста объемов производства продукции агропромышленного комплекса.

Ключевая роль в поддержке подотрасли растениеводства отведена погектарным субсидиям. В текущем году их объем составит 1462,5 млн руб., в т.ч. из краевого бюджета — 48,0 млн руб.

Распределение погектарных субсидий в крае, как и в предыдущие годы, осуществлялось на основе дифференцированного подхода. Сохранилось применение гидротермического коэффициента, а также повышающих ставок субсидий для хозяйств, занимающихся животноводством и орошением.

В рамках решения задачи ускоренного импортозамещения приоритетом государственной поддержки сохраняется молочное и мясное скотоводство. На развитие животноводства (без учета субсидий на компенсацию процентной ставки по кредитам, привлеченным на развитие животноводства) в текущем году предусмотрено направить из федерального бюджета 418,2 млн руб., из краевого бюджета — 107,8 млн руб. [2].

Продолжена реализация ведомственных целевых программ по поддержке начинающих фермеров и семейных живот-

новодческих ферм. По состоянию на 01.06.2015 г. грантовая поддержка в сумме 81,5 млн руб. (100% лимита) предоставлена на реализацию 7 проектов по созданию семейных животноводческих ферм и 32 проекта начинающих фермеров [4, 6].

В качестве основных точек роста и развития отрасли рассматриваются инвестиционные проекты, реализуемые на территории края. Смена технологической платформы в молочном и мясном животноводстве Алтайского края на 2014-2020 гг. запланирована в 140 сельскохозяйственных предприятиях.

Выводы

Повышению эффективности использования средств государственной поддержки и устойчивому развитию сельского хозяйства будет способствовать реализация следующих предложений:

продолжить активное участие в реализации государственных программ и продвижение инициатив региона на федеральном уровне;

сохранить приоритеты государственной поддержки с учетом обеспечения баланса развития отраслей и их социальной значимости, стимулирования инвестиционной деятельности;

совершенствовать механизм господдержки на основе дифференцированного подхода с целью обеспечения равных конкурентных условий производства сельскохозяйственной продукции.

Библиографический список

1. Сидоренко О.В. Формирование и развитие зернопродуктового подкомплекса в условиях ВТО. — Орел: Орловский ГАУ, 2014. — 160 с.

2. Оглоблин Е. Финансирование инновационных процессов в АПК / / АПК: экономика и управление. — 2006. — № 5. — С. 13-15.

3. Грядов С.И., Ковалева И.В. Агропромышленный кластер: проблемы и перспективы развития // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2009. — № 4 (54). — С. 74-76.

4. Статистический ежегодник. Алтайский край. 2010-2015: стат. сб. [Электронный ресурс] / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Алтайскому краю. — Барнаул, 2016. — 348 с. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/453123097. (Дата обращения 12.05.2017).

5. 2008-2013: стат. сб. / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Алтайскому краю. — Барнаул, 2014. — 348 с.

6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистки по Алтайскому краю [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://akstat.gks.ru. (Дата обращения: 07.06.2016).

7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистки по республике Тыва [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tyvstat.gks.ru. (Дата обращения: 07.06.2017).

8. Ковалева И.В., Ковалев А.А. Кластерные технологии в управлении молочной отраслью // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2016. — № 11 (145). — С. 189-193.

References

1. Sidorenko O.V. Formirovanie i razvitie zernoproduktovogo podkompleksa v uslovi-yakh VTO. — Orel: Orlovskiy GAU, 2014. — 160 s.

2. Ogloblin E. Finansirovanie inno-vatsionnykh protsessov v APK // APK: ekonomika i upravlenie. — 2006. — № 5. — S. 13-15.

3. Gryadov S.I., Kovaleva I.V. Ag-ropromyshlennyy klaster: problemy i perspek-

tivy razvitiya // Vestnik Altayskogo gosu-

+

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

darstvennogo agrarnogo universiteta. — 2009.

- № 4 (54). — S. 74-76.

4. Statisticheskiy ezhegodnik. Altayskiy kray. 2010-2015: stat. sb. [Elektronnyy resurs] / Territor. organ Feder. sluzhby gos. statistiki po Altayskomu krayu. — Barnaul, 2016. — 348 s. — Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/453123097.

— (Data obrashcheniya 12.05.2017).

5. 2008-2013: stat. sb. / Territor. organ Feder. sluzhby gos. statistiki po Altayskomu krayu. — Barnaul, 2014. — 348 s.

6. Territorialnyy organ Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistki po Altayskomu kra-yu [Elektron. resurs]. — Rezhim dostupa: http://akstat.gks.ru. — (Data obrashcheniya: 07.06.2016).

7. Territorialnyy organ Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistki po respublike Tyva [Elektron. resurs]. — Rezhim dostupa: http://tyvstat.gks.ru. — (Data obrashcheniya: 07.06.2017).

8. Kovaleva I.V., Kovalev A.A. Klasternye tekhnologii v upravlenii molochnoy otraslyu // Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2016. — № 11 (145). — S. 189-193.

+

УДК 60.542.15

С.Г. Максимова, О.Е. Ноянзина, Д.А. Омельченко, М.М. Максимова, О.В. Суртаева S.G. Maksimova, O.Ye. Noyanzina, D.A. Omelchenko, M.M. Maksimova, O.V. Surtayeva

ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ CHARACTERISTIC OF CIVIL SOCIETY IN THE ALTAI REGION

Ключевые слова: гражданское общество, некоммерческие организации, общественное участие, социальное взаимодействие, регион.

Представлены анализ состояния гражданского общества и особенностей некоммерческого сектора Алтайского края и результаты социологического исследования, проведенного в 2017 г. на территории Алтайского края, направленного на оценку общественного участия населения в делах регионального и местного сообщества, прежде всего в ракурсе включения населения в деятельность разнообразных некоммерческих организаций. Некоммерческие организации, являясь поставщиками социально-значимых услуг, отличаются от других хозяйствующих субъектов способностью оперативно реагировать на потребности

населения и социальные проблемы; отражать интересы различных групп и слоев. В рамках социологического исследования проведена экспертная оценка деятельности НКО края, согласно которой сформулированы выводы о том, что НКО края не являются закрытыми объединениями, в том числе и по отношению друг к другу, более 85% НКО Алтайского края сотрудничают с другими некоммерческими организациями. Наиболее часто сотрудничество возникает между НКО, работающими в рамках одного и того же направления. Это свидетельствует о том, что некоммерческие организации края объединяют свои усилия для того, чтобы реализовать цели своей деятельности в условиях дефицита необходимых материальных, финансовых, человеческих, информационных и иных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.