Научная статья на тему 'Возмещение затрат на возделывание и заготовку, производство и приобретение кормов как меры государственной поддержки технической и технологической модернизации кормовой базы животноводства'

Возмещение затрат на возделывание и заготовку, производство и приобретение кормов как меры государственной поддержки технической и технологической модернизации кормовой базы животноводства Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
169
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОРМОВАЯ БАЗА / ЖИВОТНОВОДСТВО / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / СУБСИДИИ / НЕСВЯЗАННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЗАТРАТЫ / СТРОИТЕЛЬСТВО / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ / ОРОСИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ОСУШИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ / КУЛЬТУРТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / КОМПЕНСАЦИЯ / ТРАНСПОРТИРОВКА / ПРИОБРЕТЕНИЕ / КОРМА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ / STATE STIMULATION / TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL MODERNIZATION / FEED BASE / ANIMAL HUSBANDRY / FEDERAL LEVEL / REGIONAL LEVEL / AGRICULTURAL PRODUCTS / SUBSIDIES / UNRELATED SUPPORT / COSTS / CONSTRUCTION / RECONSTRUCTION / TECHNICAL RE-EQUIPMENT / IRRIGATION SYSTEMS / DRAINAGE SYSTEMS / HYDRAULIC STRUCTURES / CULTURAL AND TECHNICAL MEASURES / COMPENSATION / TRANSPORTATION / PURCHASE / FEED OF INDUSTRIAL ORIGIN

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Алексеев К. И.

Исследование посвящено использованным в 2018 г. федеральным и региональным мерам по возмещению затрат на возделывание и заготовку, транспортировку и приобретение кормов, которые являются косвенными мерами государственной поддержки технической и технологической модернизации кормовой базы животноводства в России. К таким мерам относятся: несвязанная поддержка; субсидирование части затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение оросительных и осушительных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и на проведение культуртехнических мероприятий; компенсация части затрат на транспортировку сельскохозяйственной продукции и на корма промышленного происхождения. В работе приведены данные: о федеральной поддержке, содержащиеся в принятых официальных документах Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, Национальном докладе «О ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», Федеральном законе № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на период 2019 и 2020 годов», постановлениях Правительства Российской Федерации; данные Минсельхоза России, Информационно-правового портала, Союза сахаропроизводителей России (СОЮЗРОССАХАР), Федеральной службы государственной статистики, а также материалы с XXIX съезда АККОР и ХХ выставки «Золотая осень», прошедших в 2018 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFUND OF COSTS FOR CULTIVATION AND PREPARATION, PRODUCTION AND PURCHASE OF FEEDS AS MEASURES OF STATE SUPPORT OF TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL MODERNIZATION OF FODDER BASE OF ANIMAL HUSBANDRY

The study is devoted to the federal and regional measures used in 2018 to reimburse the costs of growing and harvesting, transporting and purchasing feed, which are indirect measures of state support for the technical and technological modernization of the animal husbandry feed base in Russia. These measures include: unrelated support; subsidization of part of the cost for construction, reconstruction and technical re-equipment of irrigation and drainage systems and separately located hydraulic structures and for carrying out cultural engineering activities; compensation of part of the cost of transporting agricultural products and feed of industrial origin. The paper presents the data: on federal support contained in the adopted official documents the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food Markets for 2013-2020, the National Report "On the Progress and Results of the Implementation in 2017 of the State Program for Rural Development management of agricultural products, raw materials and food for the years 2013-2020", Federal Statute № 362-FS "On the federal budget for 2018 and for the period 2019 and 2020 years", resolutions of the Government of the Russian Federation; data from the Ministry of Agriculture of Russia, the Information and Legal Portal, the Union of Sugar Producers of Russia, the Federal State Statistics Service, as well as materials from the XXIX Congress of Association of Peasant (Farm) Economies and Agricultural Cooperatives of Russia and the 20th Golden Autumn Exhibition held in 2018.

Текст научной работы на тему «Возмещение затрат на возделывание и заготовку, производство и приобретение кормов как меры государственной поддержки технической и технологической модернизации кормовой базы животноводства»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК / UDC 631.162:657.47:636.084:338.246.02

ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗАТРАТ НА ВОЗДЕЛЫВАНИЕ И ЗАГОТОВКУ, ПРОИЗВОДСТВО И ПРИОБРЕТЕНИЕ КОРМОВ КАК МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КОРМОВОЙ БАЗЫ ЖИВОТНОВОДСТВА

REFUND OF COSTS FOR CULTIVATION AND PREPARATION, PRODUCTION AND PURCHASE OF FEEDS AS MEASURES OF STATE SUPPORT OF TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL MODERNIZATION OF FODDER BASE

OF ANIMAL HUSBANDRY

Алексеев К.И., кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник

Alekseev K.I., Candidate of Economic Sciences, Leading Researcher ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийский научно-исследовательский

институт экономики сельского хозяйства», Москва, Россия Federal State Budgetary Scientific Institution "Federal Research Center of Agrarian Economy and Social Development of Rural Areas - All Russian Research Institute of

Agricultural Economics", Moscow, Russia E-mail: mtb [email protected]

Исследование посвящено использованным в 2018 г. федеральным и региональным мерам по возмещению затрат на возделывание и заготовку, транспортировку и приобретение кормов, которые являются косвенными мерами государственной поддержки технической и технологической модернизации кормовой базы животноводства в России. К таким мерам относятся: несвязанная поддержка; субсидирование части затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение оросительных и осушительных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и на проведение культуртехнических мероприятий; компенсация части затрат на транспортировку сельскохозяйственной продукции и на корма промышленного происхождения. В работе приведены данные: о федеральной поддержке, содержащиеся в принятых официальных документах - Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, Национальном докладе «О ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», Федеральном законе № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на период 2019 и 2020 годов», постановлениях Правительства Российской Федерации; данные Минсельхоза России, Информационно-правового портала, Союза сахаропроизводителей России (СОЮЗРОССАХАР), Федеральной службы государственной статистики, а также материалы с XXIX съезда АККОР и XX выставки «Золотая осень», прошедших в 2018 году.

Ключевые слова: государственное стимулирование, техническая и технологическая модернизация, кормовая база, животноводство, федеральный уровень, региональный уровень, сельскохозяйственная продукция, субсидии, несвязанная поддержка; затраты, строительство, реконструкция, технические перевооружение, оросительные системы, осушительные системы, гидротехнические сооружения, культу ртехнические мероприятия, компенсация, транспортировка, приобретение, корма промышленного происхождения.

The study is devoted to the federal and regional measures used in 2018 to reimburse the costs of growing and harvesting, transporting and purchasing feed, which are indirect measures of state support for the technical and technological modernization of the animal husbandry feed base in Russia. These measures include: unrelated support; subsidization of part of the cost for construction, reconstruction and technical re-equipment of irrigation and drainage systems and separately located hydraulic structures and for carrying out cultural engineering activities; compensation of part of the cost of transporting agricultural products and feed of industrial origin. The paper presents the data: on federal support contained in the adopted official documents - the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food Markets for 2013-2020, the National Report "On the Progress and Results of the Implementation in 2017 of the State Program for Rural Development management of agricultural products, raw materials and food for the years 2013-2020", Federal Statute № 362-FS "On the federal budget for 2018 and for the period 2019 and 2020 years", resolutions of the Government of the Russian Federation; data from the Ministry of Agriculture of Russia, the Information and Legal Portal, the Union of Sugar Producers of Russia, the Federal State Statistics Service, as well as materials from the XXIX Congress of Association of Peasant (Farm) Economies and Agricultural Cooperatives of Russia and the 20th Golden Autumn Exhibition held in 2018. Key words: state stimulation, technical and technological modernization, feed base, animal husbandry, federal level, regional level, agricultural products, subsidies, unrelated support; costs, construction, reconstruction, technical re-equipment, irrigation systems, drainage systems, hydraulic structures, cultural and technical measures, compensation, transportation, purchase, feed of industrial origin.

Основные положения:

- для развития животноводства и повышения его экономической эффективности необходимо создание прочной и устойчивой кормовой базы;

- для решения поставленной задачи необходимо государственное стимулирование технической и технологической модернизации кормовой базы животноводства;

- для реализации государственного стимулирования технической и технологической модернизации животноводства в 2018 г. использовались не только прямые, но и косвенные меры государственной поддержки технической и технологической модернизации кормовой базы животноводства как на федеральном, так и на региональных уровнях;

- возмещение затрат на возделывание и заготовку, транспортировку и приобретение кормов являются косвенными мерами государственной поддержки технической и технологической модернизации кормовой базы животноводства.

Введение. Одним из определяющих направлений развития животноводства и повышения его экономической эффективности является создание прочной и устойчивой кормовой базы. Под кормовой базой понимается объем, структура и качество кормов, источники их получения, система производства (кормопроизводство), хранение и организация использования (кормоиспользование). В развитии кормопроизводства важным ресурсом является зерновое производство (зерновые и зернобобовые культуры). В животноводстве используются следующие виды кормов: кукуруза на силос, зеленый корм и сенаж; кормовые корнеплоды (включая сахарную свеклу на корм скоту); сено многолетних и однолетних трав, естественных сенокосов; комбикорма. Источниками производства кормов являются кормовая пашня, сенокосы и пастбища. Площадь кормовых угодий за 25 лет (с 1990 по 2015 гг.) снизилась на 9,5 млн. га [1].

Главным тормозом для России, на сегодняшний день, в решении проблемы обеспечения животноводческой продукцией является энергопротеиновый дефицит в кормлении животных. Экономическая эффективность отрасли базируется на сочетании двух основополагающих факторов: высокой продуктивности животных за счет использования энергопротеино насыщенных кормов и низкозатратной системе кормопроизводства. В затратах сельского хозяйства на материально-технические средства (включающие в себя затраты на услуги сторонних организаций и новую технику) затраты на корма промышленного происхождения для животноводства являются одной из основных составляющих [2].

Решающее значение для создания прочной и устойчивой кормовой базы животноводства имеет её техническая и технологическая модернизация. Для этого используются такие косвенные меры государственной поддержки технической и технологической модернизации, как несвязанная поддержка; субсидирование части затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение оросительных и осушительных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и на проведение культуртехнических мероприятий; компенсация части затрат на транспортировку сельскохозяйственной продукции и корма промышленного происхождения.

Результаты и обсуждение. Для обеспечения кормами животноводческих ферм сельхозтоваропроизводителям необходимо развивать возделывание и заготовку собственных кормов в достаточном количестве. Но в связи с постоянным ростом цен на промышленные товары, необходимые для возделывания и заготовку собственных кормов, требуется государственная поддержка.

С 2013-ого и последующие годы осуществляется поддержка возделывания и заготовки собственных кормов в рамках «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» в виде субсидий, которые планируется предоставлять по ставке из расчета на 1 га посевных площадей, с учетом почвенно-климатических и иных условий ведения растениеводства (несвязанная поддержка). При этом сельхозтоваропроизводитель самостоятельно принимает решение о распределении денежных средств (закупка ГСМ, удобрений и т.д.) [2].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2017 г. № 140 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1431 «Об утверждении правил предоставления и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства». Предлагается осуществлять несвязанную поддержку не только в области растениеводства, но и в области развития производства семян кукурузы и сахарной свеклы. Также дается методика расчета величины субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки по этим сельскохозяйственным культурам.

Финансовые средства, предусмотренные на оказание несвязанной поддержки, сельхозтоваропроизводители в 2017 г. направляли на

приобретение ГСМ и минеральных удобрений, а также на приобретение химических средств защиты растений и семян. В рамках мероприятия по оказанию несвязанной поддержки в 2017 году Министерством сельского хозяйства Российской Федерации были заключены соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета с 79 субъектами Российской Федерации. В 2017 году расчетная базовая ставка субсидии на 1 га посевной площади с учетом софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации составила 249,2 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 234,8 руб., в то время как в 2016 году - 337,9 и 310,3 руб. Кроме того, по данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации, в 2017 году сельхозтоваропроизводителями внесено 3,15 млн. т минеральных удобрений в пересчете на действующее вещество, что на 304,3 тыс. т больше, чем в 2016 году [3].

В Федеральном законе № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на период 2019 и 2020 годов», утвержденном 5 декабря 2017 года, предусмотрено финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2018 год. на субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства господдержка осталась на прежнем уровне (11,34 млрд. руб.).

На круглом столе «Господдержка в АПК: проблемы и перспективы», который состоялся 11 октября 2018 г. в рамках XX Российской агропромышленной выставки «Золотая осень», заместитель Министра сельского хозяйства Е.В. Фастова сообщила, что в 2019 г. несвязанная поддержка будет увеличена на 15% для хозяйств, застраховавших свои посевные площади сельскохозяйственных культур, в том числе и кормовых культур. По нашему мнению, погектарная поддержка на 1 га не должна сокращаться, так как она является самой доступной для сельхозтоваропроизводителей.

В 2018 году субсидии на оказание несвязанной поддержки в растениеводстве (на 1 га посевной площади) сельхозтоваропроизводителей из региональных бюджетов использовались в следующих регионах: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановской, Иркутской, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Челябинская и Ярославская области; Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Удмуртская, Чеченская и Чувашская Республики; Алтайский, Забайкальский, Краснодарский, Пермский, Приморский, Ставропольский и Хабаровский края; Республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Коми, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан, Тыва и Хакасия, Еврейская автономная область [4, 5].

Цены на ГСМ, электроэнергию, запасные части, средства химзащиты выросли, а несвязанная поддержка, которая была призвана компенсировать данные затраты, снижается. Западные фермеры получают по 500 евро на

гектар, что в 100 раз выше, чем в России. В Европейском Союзе субсидия составляет в среднем 259 евро (19 тыс. руб.) на 1 га, а в России - 200-400 руб. В 2018 г. оказывается несвязанная поддержка сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства для выращивания зерновых, зернобобовых и кормовых культур (за исключением субъектов с наивысшими финансово-экономическими показателями - Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская, Ростовская области, Краснодарский и Ставропольский край). Применяется повышающий коэффициент 1,7 для субъектов Нечерноземной зоны РФ, подверженных засухе и переувлажнению, СФО, ДФО, Республики Крым и г. Севастополь. Также применяется повышающий коэффициент 1,4 для сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих проведение работ по известкованию, фосфоритованию и гипсованию посевных площадей почв земель сельскохозяйственного назначения [6].

В 2018 г. Федеральным законом № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на период 2019 и 2020 годов» предусмотрены субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства господдержка на уровне предыдущего года (11,34 млрд. руб.). По нашему мнению, погектарная поддержка на 1 га не должна сокращаться, так как она является самой доступной для сельхозтоваропроизводителей.

Также для создания прочной и устойчивой кормовой базы животноводства необходима мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, на которых выращивают кормовые культуры.

Действующая федеральная целевая программа развития мелиорации на 2014-2020 годы предусматривает ввод в эксплуатацию более 851 тыс. га земель, в том числе за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем [1, 8].

В Федеральной целевой программе «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» предусматривается предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат, связанных со строительством, реконструкцией и техническим перевооружением на инновационной технологической основе оросительных и осушительных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат, связанных со строительством, реконструкцией и техническим перевооружением на инновационной технологической основе оросительных и осушительных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений предоставляются в размере до 50% затрат по данным мероприятиям.

В сельскохозяйственном производстве для выращивания сельскохозяйственных культур используется 7,1 млн. га мелиорированных земель, или 75% от общей площади, в том числе 3,88 млн. га орошаемых и 3,22 млн. га осушенных. Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию программы в соответствии с Законом о бюджете на 2017 год составили 11,3 млрд. руб. По сравнению с 2016 годом объем бюджетных ассигнований увеличен в 2017 году на 3,8 млрд. руб., или на 51,9%. Всего на реализацию программы в 2014-2017 годах было направлено 77,8 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета - 34 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской

Федерации - 7 млрд. руб. и внебюджетных источников - 36,8 млрд. руб. По итогам 2017 года было введено в эксплуатацию 32 мелиоративных объекта и гидротехнических сооружения, относящихся к государственной собственности Российской Федерации, а также вовлечено в оборот 74 тыс. га выбывших сельскохозяйственных угодий. Реализация мероприятий по строительству, реконструкции, техническому перевооружению мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельхозтоваропроизводителям обеспечила ввод в эксплуатацию 101,1 тыс. га мелиорированных сельскохозяйственных угодий, или 80,3% планового показателя. В рамках программы осуществлялось предоставление субсидий подведомственным Минсельхозу России учреждениям по мелиорации земель на техническое оснащение учреждений, что позволило закупить 222 единиц мелиоративной техники [3, 9].

В Федеральном законе № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на период 2019 и 2020 годов по подпрограмме «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России» на 2018 год предусмотрено финансирование в размере 11,4 млрд. руб., в том числе субсидии на строительство и реконструкцию объектов мелиоративного комплекса государственной собственности Российской Федерации - 4,8 млрд. руб. В соответствии с обновленной Государственной программе развития сельского хозяйства в 2018 г. на разработку дождевальной техники нового поколения предполагается федеральное финансирование в размере - 19 млн. руб.

Субсидирование части затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение оросительных и осушительных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и на проведение культуртехнических мероприятий на региональном уровне в 2018 г. применялось в следующих регионах: Астраханская, Белгородская, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская и Ульяновская области; Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский и Хабаровский края; Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Удмуртская, Чеченская и Чувашская Республики; Республики Адыгея, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан и Хакасия. В Камчатском крае предоставляется субсидия на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям (кроме ЛПХ) на проведение текущего ремонта мелиоративных систем.

В городе федерального значения Севастополе предоставляются субсидии сельхозтоваропроизводителям на внедрение новых (в том числе с установкой современного поливного оборудования) и восстановление существующих систем оросительной гидромелиорации [4, 5].

Для производства кормов используются различные виды сельскохозяйственной продукции, и необходима транспортировка сельскохозяйственной продукции от её производителей до производителей кормов. Правительством РФ утверждено постановление от 15 сентября 2017 года № 1104 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе

железнодорожным, транспортом», регулирующее порядок выдачи субсидий на компенсацию части затрат российских организаций на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции из центральных регионов России в Сибирь и на Дальний Восток.

Субсидии на компенсацию части затрат российских организаций предоставляются в случае транспортировки продукции от пунктов отправления, расположенных на территории Центрального, Северо-Западного, Южного, Северо-Кавказского, Приволжского федеральных округов, Алтайского края, Новосибирской и Челябинской областей до пунктов назначения в Республике Бурятия и Забайкальском крае. Подписанным постановлением также определен перечень товарной продукции агропромышленного комплекса, на транспортировку которой будет оказываться государственная поддержка. Лимит затрат на перевозку продукции железнодорожным транспортом, составит: на перевозку одного 40-футового контейнера - 100000 руб., на перевозку одного 20-футового контейнера - 80000 рублей, а на перевозку одного кубического метра (или 1 тонны) продукции в сборном контейнере -6000 руб., а единицей автотранспорта - 45 руб. на 1 км пробега. Это повышает объем перевозимой РЖД и автотранспортом сельхозпродукции, а также улучшает её качество и понижает расходы сельхозпроизводителей.

По данным Минсельхоза России от 2 апреля 2018 г., Правительство России выделило из своего резервного фонда 500 млн. руб. на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным, транспортом (распоряжение от 30 марта 2018 года №546-р). Выделение 500 млн. руб. позволит поддержать поставки сельскохозяйственной и продовольственной продукции на сумму не менее 8 млрд. руб. По данным Минсельхоза России от 3 июля 2018 г., 30 июня завершился срок действия постановления Правительства России № 1595 «Об утверждении предоставления в 2017 и 2018 годах субсидий из федерального бюджета ОАО «РЖД» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна», принятого в конце декабря 2017 года.

По данным Союза сахаропроизводителей России (СОЮЗРОССАХАР) от 13.09.2018 г., Правительство РФ планирует продлить до 31 декабря 2018 года субсидирование перевозок зерна по железной дороге из регионов, удаленных от портов. Но число регионов, которые пользуются этой льготой, предлагается сократить. Предлагается исключить из перечня регионов, пользующихся льготным вывозом зерна, ряд субъектов Центрального и Приволжского федеральных округов. В перечне значатся станции, расположенные в границах Оренбургской, Курганской, Новосибирской, Омской областей и Красноярского края - на период со дня вступления постановления в силу по 31 декабря 2018 года. Субсидии будут предоставляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Федерального агентства железнодорожного транспорта как получателя средств федерального бюджета. Принятие проекта постановления, подготовленного Минсельхозом России, позволит освободить мощности по хранению зерна, снизить переходящие запасы, а также увеличить уровень закупочных цен у сельхозтоваропроизводителей.

Сельхозтоваропроизводители, занимающиеся животноводством, приобретают корма промышленного происхождения, цены на которые растут. Поэтому необходимо субсидирование их затрат на данные цели.

По данным Росстата средние цены на приобретенные сельскохозяйственными организациями покупных кормов для птиц, свиней и КРС скота в среднем за год выросли в 2017 г. по сравнению с 2012 г. на 43,1%. Средняя цена на комбикорма для КРС в 2017 г. составила 15823 руб./т (в 2013 г. -11321 руб./т), на комбикорма для свиней - 16453 руб./т (в 2013 г. - 13586 руб./т), на комбикорма для сельскохозяйственной птицы - 18200 руб./т (в 2013 г. - 14496 руб./т) [7].

По данным Росстата о производстве в России комбикормовой продукции в 2017 г., в этом году было произведено комбикормов 27,6 млн. тонн (на 2 млн. тонн больше по сравнению с предыдущим годом), в том числе комбикормов для КРС - 2,11 млн. тонн (на 0,2 млн. тонн больше по сравнению с предыдущим годом), комбикормов для свиней - 10 млн. тонн (на 0,84 млн. тонн больше по сравнению с предыдущим годом) и комбикормов для сельскохозяйственной птицы - 15,3 млн. тонн (на 1,1 млн. тонн больше по сравнению с предыдущим годом).

В 2013 г. Правительством Российской Федерации было принято постановление N 742 от 27 августа 2013 г. «Об утверждении правил предоставления и распределения в 2013 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат, связанных с поддержкой сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство свинины, мяса птицы и яиц, в связи с удорожанием приобретенных кормов».

Но в 2017 и 2018 гг. в государственной программе не планировался этот вид поддержки отрасли животноводства. Нет его и в Федеральном законе № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на период 2019 и 2020 годов». Необходимые финансовые средства на возмещения затрат на приобретение кормов для животноводства в 2018 г. предусмотрены в подпрограмме «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» в виде субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.

На региональном уровне в 2018 г. также применялись меры по возмещению части затрат на корма промышленного происхождения для животноводства. Субсидии на содержание сельскохозяйственных животных, в которые входят расходы на приобретение кормов, представлены в таблице 1.

В Амурской области применялись субсидии на развитие сельскохозяйственного производства с уклоном на животноводство и кормопроизводство в закрытых пограничных территориях р. Амур (99% затрат в текущем году).

В Республике Алтай применялись субсидии на возмещение части затрат на создание условий для интенсивного развития растениеводства кормовых культур, высеваемых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (руб./1 га кормовых культур), а также на приобретение семян многолетних кормовых культур (50% от суммы приобретения).

В Республике Карелия применялись субсидии - руб. на 1 га посевной площади, занятой кормовыми культурами на территории, отнесенной к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Таблица 1 - Субсидии на содержание сельскохозяйственных животных, в которые входят расходы на приобретение кормов, получаемые из

региональных бюджетов в 2С >18 г.

Регионы Субсидии на содержание сельскохозяйственных животных

1 2

Алтайский край, Воронежская и Вологодская области племенного маточного поголовья КРС мясного и молочного направлений (руб./1 усл. голову), племенных быков-производителей (руб. /1 голову)

Амурская, Архангельская и Белгородская области, Республика Северная Осетия-Алания племенного маточного поголовья КРС мясного и молочного направлений (руб./1 усл. голову)

Владимирская область племенного маточного поголовья КРС мясного и молочного направлений (руб./1 усл. голову), племенных быков-производителей молочного направления (руб./1 голову)

Волгоградская область племенных коров мясного и молочного направлений (руб./1 усл. голову)

Забайкальский край, Нижегородская область племенного маточного поголовья КРС мясного направления (руб./1 корову)

Ивановская область племенного маточного поголовья КРС мясного и молочного направлений (руб./1 усл. голову), племенных быков-производителей и маточного поголовья в товарных стадах по системе «корова-теленок» (руб./1 голову)

Иркутская область племенного маточного поголовья КРС мясного и молочного направлений (руб./1 корову), племенных быков-производителей мясного направления и товарного маточного поголовья КРС мясного направления (руб./1 голову)

Калужская область племенного маточного поголовья коров мясного и молочного направлений (руб./1 усл. голову), товарного маточного поголовья КРС молочных пород (руб./1 голову); племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (руб./1 усл. голову) и товарного поголовья коров специализированных мясных пород (руб./1 голову)

Кемеровская область маточного поголовья КРС молочного направления (руб./1 голову)

Кировская и Курская области, Республика Карелия, Ставропольский край племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (руб./1 усл. голову) и племенных быков-производителей (руб./1 голову)

Краснодарский край маточного поголовья КРС мясного направления (руб./1 голову), племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (руб./1 усл. голову), товарного маточного поголовья КРС специализированных мясных пород и племенных быков-производителей (руб./1 голову)

Продолжение таблицы 1

1 2

Красноярский край племенного маточного поголовья КРС мясного и молочного направления (руб./1 усл. голову), племенных быков-производителей, коров и нетелей (руб./1 голову)

Ленинградская область племенного маточного поголовья КРС мясного и молочного направлений, основных свиноматок и птицы племенных репродукторов первого порядка, (руб./1 усл. голову)

Ленинградская область племенного маточного поголовья КРС мясного и молочного направлений, основных свиноматок и птицы племенных репродукторов первого порядка, (руб./1 усл. голову)

Липецкая область племенного маточного поголовья КРС мясного и молочного направлений (руб./1 корову), племенных быков-производителей молочного направления (руб./1 голову), племенного маточного поголовья свиней (руб./1 усл. голову)

Новгородская область племенного маточного поголовья КРС мясного и молочного направлений, свиней (руб./1 усл. голову)

Новосибирская область племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных и племенных быков-производителей (руб./1 усл. голову), товарного поголовья коров специализированных мясных пород и поместных коров (руб./1 корову)

Омская область племенного маточного поголовья КРС мясного и молочного направлений, племенных быков-производителей молочного направления (руб./1 усл. голову)

Московская и Оренбургская области племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (руб./1 усл. голову) и коров мясного направления (руб./1 голову)

Орловская область племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных и племенных быков-производителей молочного направления (руб./1 усл. голову), коров специализированных мясных пород и поместных коров, полученных от скрещивания со специализированными мясными породами, в товарных стадах, от которых получен живой теленок и коров молочного направления продуктивности (руб./1 голову)

Пензенская область племенного маточного поголовья КРС молочного направления (руб./1 усл. голову), племенных быков-производителей молочного направления (руб./1 голову)

Продолжение таблицы 1

1 2

Пермский край племенного маточного поголовья КРС мясного и молочного направлений (руб./1 усл. голову), племенных быков-производителей (руб./1 голову), племенного маточного поголовья свиней (руб./1 усл. голову), маточного поголовья мясных коров и коров, используемых для получения поместного скота (руб./1 голову)

Приморский край поголовья КРС в племенных организациях (руб./1 усл. голову)

Псковская, Рязанская, Тульская и Ульяновская области, Республики Дагестан, Коми, Крым и Марий Эл, Кабардино-Балкарская Республика племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (руб./1 усл. голову)

Республика Адыгея товарного маточного поголовья КРС специализированного мясного направления (руб./1 голову), товарного племенного поголовья сельскохозяйственных животных (руб./1 усл. голову)

Республика Башкортостан племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (руб./1 усл. голову), товарного поголовья коров специализированных мясных пород (руб./1 голову)

Республика Бурятия племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных и КРС молочного направления (руб./1 усл. голову)

Республика Калмыкия товароного поголовья коров специализированных мясных пород (руб./1 голову)

Республика Татарстан племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (руб./1 усл. голову), дойных кров (руб./1 голову)

Республика Хакасия племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (руб./1 усл. голову), племенных быков-производителей и товарного поголовья коров специализированных мясных пород (руб./1 голову)

Ростовская область племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (руб./1 усл. голову), товарного маточного поголовья КРС мясных пород и их помесей (руб. /1 голову)

Самарская область племенного маточного поголовья КРС мясного и молочного направлений, свиней (руб./1 усл. голову), коров мясного направления (руб./1 голову)

Саратовская область племенного маточного поголовья КРС мясных пород и их помесей (руб./1 голову)

Сахалинская область КРС, коров с теленком и племенных быков-производителей (руб./1 голову)

Продолжение таблицы 1

1 2

Свердловская область племенного маточного поголовья КРС мясного и молочного направлений, товарного поголовья КРС специализированных мясных пород (руб./1 усл. голову)

Смоленская область племенного маточного поголовья КРС мясного и молочного направлений (руб./1 усл. голову), высокопродуктивного поголовья молочных коров и племенных быков-производителей (руб./1 голову)

Томская область племенного маточного поголовья КРС мясного и молочного направлений (руб./1 усл. голову), коров мясного направления (руб./1 голову)

Удмуртская Республика племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (руб./1 усл. голову), племенных коров и быков-производителей молочного направления (руб./1 голову)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Челябинская область племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (кроме КРС мясного направления) и содержание племенного маточного поголовья КРС мясного направления (руб./1 усл. голову)

Чувашская Республика племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных кроме КРС мясного направления (руб./1 усл. голову), племенных быков-производителей и товарного поголовья коров специальных мясных пород (руб./1 голову)

Ярославская область племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (руб./1 усл. голову), племенных быков-производителей и племенных коров (руб./1 голову)

Примечание. Источники: Гарант.ру Информационно-правовой портал и Сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

В Сахалинской области возмещалась стоимость приобретаемых семян однолетних и многолетних трав, кукурузы (90% стоимости с учетом доставки до региона, но не более 15 руб./кг для однолетних трав, 3000 руб./га засеваемой площади для кукурузы и 100 руб./кг для многолетних трав).

В Томской области возмещалась часть затрат на приобретение семян кормовых культур в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности [5, 6].

Субсидии на приобретение кормов применялись в следующих регионах:

- Красноярский край (на компенсацию части затрат, связанных с доставкой зерна, фуражных культур, комбикормов и сена в районы Крайнего Севера - 50% от стоимости доставки с учетом НДС);

- Ленинградская (на возмещение части затрат на приобретение кормов для птиц - 30% затрат);

- Московская область (на возмещение части затрат на приобретение кормов - 20% от фактических затрат);

- Омская область (на приобретение высокоэнергетических кормовых добавок для кормления КРС молочного направления);

- Республика Коми (на возмещение части затрат на приобретение и изготовление комбикормов для КРС);

- Сахалинская область (на приобретение комбикормов для свиней и птицы - 8000 руб. за 1 тонну комбикорма, но не более 50% его стоимости);

- Ульяновская область (на приобретение кормов для животноводческих ферм при реализации инвестиционного проекта по развитию молочного или мясного скотоводства (90% затрат) [4, 5, 8].

Все выше перечисленные меры государственной поддержки создания прочной и устойчивой кормовой базы на федеральном и региональном уровнях в 2018 г. позволили сельхозтоваропроизводителям сэкономить финансовые ресурсы по данным направлениям затрат и дали возможность использовать освободившиеся средства на техническую и технологическую модернизацию животноводства.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Лобачева Т.И. Состояние и направления развития кормовой базы животноводства // Кормопроизводство. 2017. № 8. С. 3-9.

2. Алексеев К.И., Новоселов Э.А. Государственная поддержка технической и технологической модернизации кормовой базы животноводства // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2018. № 2 (35). С. 55-66.

3. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». М.: МСХ РФ, 2018. 246 с.

4. Гарант.ру. Информационно-правовой портал // URL: http://www.garant.ru/hotlaw/region/.

5. Сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации // Региональные органы АПК. URL: http://mcx.ru/organs-apk/.

6. Доклад зам. директора Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России Купреева Е.М. «О ситуации в растениеводстве и перспективы развития отрасли в Российской Федерации» на XXIX съезде АККОР. Москва, 2018.

7. Сайт Федеральной службы государственной статистики (РОССТАТ) // Аналитическая записка «О динамике цен производителей сельскохозяйственной продукции и цен на приобретенные сельскохозяйственными организациями товары и услуги в 2013-2017 годах» URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/.

8. Polukhin A.A. Approaches for justification strategy technical modernization of agriculture given the characteristics of agricultural development and resource provision subjects of the Federation // Russian Journal of Agricultural and SocioEconomic Sciences. 2013. № 12 (24). C. 22-27.

9. Управление технико-технологической модернизацией и селекционным процессом в молочном скотоводстве / Полухин A.A., Шендаков А., Ставцев А.Н., Гранкин H.H., Полухина М.Г., Климова С.П. // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2012. № 1 (34). С. 76-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.