Научная статья на тему 'Косвенные меры по возмещению затрат на возделывание и заготовку кормов как меры государственной поддержки технической и технологической модернизации кормовой базы животноводства'

Косвенные меры по возмещению затрат на возделывание и заготовку кормов как меры государственной поддержки технической и технологической модернизации кормовой базы животноводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОРМОВАЯ БАЗА / ЖИВОТНОВОДСТВО / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / КОМПЕНСАЦИЯ / ПРИОБРЕТЕНИЕ / ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ / МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ / СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ / ОРИГИНАЛЬНЫЕ И ЭЛИТНЫЕ СЕМЕНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев К. И.

Исследование посвящено использованным в 2018 г. федеральным и региональным косвенным мерам по возмещению затрат на возделывание и заготовку кормов, которые являются косвенными мерами государственной поддержки технической и технологической модернизации кормовой базы животноводства в России. К таким мерам относятся: компенсация части затрат на энергоносители для выращивания и заготовки кормов, приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, элитных семян. В работе приведены данные: о федеральной поддержке, содержащиеся в принятых официальных документах Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, распоряжениях Правительства Российской Федерации; данные Минсельхоза России, Информационно-правового портала, ТАСС, Медиа-Группы ЗАО Крестьянские ведомости, Евразийской экономической комиссии, Федеральной службы государственной статистики и АО «Россельхозбанк», а также материалы с XXIX съезда АККОР и ХХ выставки «Золотая осень», прошедших в 2018 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Косвенные меры по возмещению затрат на возделывание и заготовку кормов как меры государственной поддержки технической и технологической модернизации кормовой базы животноводства»

УДК 338.43.02:005.591.6.631.636.085/.087

КОСВЕННЫЕ МЕРЫ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ ЗАТРАТ НА ВОЗДЕЛЫВАНИЕ И ЗАГОТОВКУ КОРМОВ КАК МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КОРМОВОЙ БАЗЫ ЖИВОТНОВОДСТВА

К.И. Алексеев, кандидат экономических наук Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства

E-mail: [email protected]

Аннотация.Исследование посвящено использованным в 2018 г. федеральным и региональным косвенным мерам по возмещению затрат на возделывание и заготовку кормов, которые являются косвенными мерами государственной поддержки технической и технологической модернизации кормовой базы животноводства в России. К таким мерам относятся: компенсация части затрат на энергоносители для выращивания и заготовки кормов, приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, элитных семян. В работе приведены данные: о федеральной поддержке, содержащиеся в принятых официальных документах - Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, распоряжениях Правительства Российской Федерации; данные Минсельхоза России, Информационно-правового портала, ТАСС, Медиа-Группы ЗАО Крестьянские ведомости, Евразийской экономической комиссии, Федеральной службы государственной статистики и АО «Россельхозбанк», а также материалы с XXIX съезда АККОР и ХХ выставки «Золотая осень», прошедших в 2018 году.

Ключевые слова/государственное стимулирование, техническая и технологическая модернизация, кормовая база, животноводство, федеральный уровень, региональный уровень, сельскохозяйственная продукция, компенсация, приобретение, энергоносители, минеральные удобрения, средства защиты растений, оригинальные и элитные семена

INDIRECT MEASURES FOR COMPENSATION OF EXPENSES FOR THE CULTIVATION AND HARVESTING OF FORAGES AS MEASURES OF STATE SUPPORT OF TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL MODERNIZATION OF LIVESTOCK FORAGE

К.1. А1екзееу, candidate of economic sciences All-Russian Scientific Research Institute of Agricultural Economics

Annotation. The study is devoted to the Federal and regional indirect measures used in 2018 to reimburse the costs of cultivation and harvesting of feed, which are indirect measures of state support for technical and technological modernization of the fodder base of animal husbandry in Russia. These measures include: compensation of part of the cost of energy for the cultivation and harvesting of feed, the purchase of mineral fertilizers and plant protection products, elite seeds. The paper presents data on Federal support contained in the adopted official documents-the State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020, the orders of the Government of the Russian Federation; data of the Ministry of agriculture of Russia, Information and legal portal, TASS, media Group of JSC Peasant Vedomosti, Eurasian economic Commission, Federal state statistics service and JSC "Rosselkhozbank", as well as materials from the XXIX Congress of AKKOR and the XX exhibition "Golden autumn", held in 2018.

Key words: state stimulation, technical and technological modernization, fodder base, animal husbandry, Federal level, regional level, agricultural production, compensation, acquisition, energy carriers, mineral fertilizers, means of plant protection, original and elite seeds

Основные положения:

1. для развития животноводства и повышения его экономической эффективности необходимо создание прочной и устойчивой кормовой базы;

2. для решения поставленной задачи необходимо государственное стимулирование технической и технологической модернизации кормовой базы животноводства;

3. для реализации государственного стимулирования технической и технологической модернизации животноводства в 2018 г. использовались не только прямые, но и косвенные меры государственной поддержки технической и технологической модернизации кормовой базы животноводства как на федеральном, так и на региональных уровнях;

4. компенсация части затрат на энергоносители для выращивания и заготовки кормов, приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, элитных семян являются косвенными

6

мерами, направленными на возделывание и заготовку кормов и соответственно косвенными мерами государственной поддержки технической и технологической модернизации кормовой базы животноводства.

Введение.Одним из определяющих направлений развития животноводства и повышения его экономической эффективности является создание прочной и устойчивой кормовой базы. Под кормовой базой понимается объем, структура и качество кормов, источники их получения, система производства (кормопроизводство), хранение и организация использования (кормоиспользование). В развитии кормопроизводства важным ресурсом является зерновое производство (зерновые и зернобобовые культуры). В животноводстве используются следующие виды кормов: кукуруза на силос, зеленый корм и сенаж; кормовые корнеплоды (включая сахарную свеклу на корм скоту); сено многолетних и однолетних трав, естественных сенокосов; комбикорма. Источниками производства кормов являются кормовая пашня, сенокосы и пастбища. Площадь кормовых угодий за 25 лет (с 1990 по 2015 гг.) снизилась на 9,5 млн. га [1].

Для обеспечения кормами животноводческих ферм сельхозтоваропроизводителям необходимо развивать возделывание и заготовку собственных кормов в достаточном количестве. Но в связи с постоянным ростом цен на промышленные товары, необходимые для возделывания и заготовку собственных кормов, требуется государственная поддержка. Основным видом поддержки является несвязанная поддержка.

С 2013-ого и последующие годы осуществляется поддержка возделывания и заготовки собственных кормов в рамках «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» в виде субсидий, которые планируется предоставлять по ставке из расчета на 1 га посевных площадей, с учетом почвенно-климатических и иных условий ведения растениеводства (несвязанная поддержка). При этом сельхозтоваропроизводитель самостоятельно принимает решение о распределении денежных средств (закупка ГСМ, удобрений и т.д.) [2].

Но кроме основной меры поддержки на федеральном и региональном уровнях также используются косвенные меры поддержки по возмещению затрат на возделывание и заготовку кормов, к которым относится компенсация части затрат на энергоносители для выращивания и заготовки кормов, приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, элитных семян.

Решающее значение для создания прочной и устойчивой кормовой базы животноводства имеет её техническая и технологическая модернизация. Для этого используются и такие косвенные меры государственной поддержки технической и технологической модернизации, как компенсация части затрат на энергоносители, приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений и элитных семян, необходимых для выращивания и заготовки кормов.

Результаты. Для укрепления кормовой базы животноводства осуществляется поддержка сельхозтоваропроизводителей при приобретении ГСМ, минеральных удобрений, средств химической защиты растений и прочих материально-технических средств.

В европейских странах господдержка составляет около 325 евро на 1 га обрабатываемой земли. Дополнительно страны ЕС поддерживают локальных производителей из национальных бюджетов - 80 евро на 1 га сельскохозяйственных угодий. Таким образом, общая бюджетная поддержка составляет 405 евро на 1 га. Это в 38 раз больше, чем в России. Поэтому наряду с принятыми мерами государственной поддержки следует предусмотреть компенсацию сельхозтоваропроизводителям определенной доли необоснованного роста цен на энергоносители. Затраты сельхозтоваропроизводителей на энергоносители постоянно растут [2].

Для выращивания и заготовки кормов в основном используются такие энергоносители, как бензин и дизельное топливо, а также смазочные материалы.

Динамика цен на ГСМ в среднем по России показывает их постоянный рост. По данным Росстата средние цены на приобретенные сельскохозяйственными организациями жидкое топливо и смазочные материалы в среднем за год выросли в 2017 г. по сравнению с 2012 г. на 44,8 %, в том числе на бензин автомобильный - на 37,8 %, топливо дизельное - на 46,1 % и масла нефтяные смазочные и дистилляты тяжелые - на 41,1 %. Средняя цена на бензин автомобильный в 2017 г. составила 45056руб./т (в 2013 г. - 32181 руб./т1, на топливо дизельное - 38464 руб./т (в 2013 г. - 31162 руб./т), на масла нефтяные смазочные и дистилляты тяжелые - 100826 руб./т (в 2013 г. - 46041 руб./т) [3].

По данным ЦДУ ТЭК Минэнерго России на 6 сентября 2018 года, среднероссийская мелкооптовая цена топлива дизельного летнего составила 51875 руб./т, автобензина Аи-92 - 52322 руб./т. По сравнению с соответствующей датой 2017 года дизельное топливо летнее подорожало на 27,3 %, автобензин - на 11,7 % [4].

По данным Минсельхоза России от 12 сентября 2018 г., Минсельхоз России рассматривает переход сельхозмашин на газомоторное топливо (ГМТ) как перспективный способ улучшить экономические показатели предприятий АПК, снизив в 2-3 раза издержки на закупку ГСМ. Для стимулирования сельхозорганизаций на покупку и переоборудование техники рассматривается возможность введения дополнительных мер господдержки. Так, помимо субсидий производителям сельхозтехники, предоставления льготных кредитов и лизинговых программ, может быть реализован механизм возмещения затрат предприятиям АПК на создание газовых заправочных комплексов и переоборудование техники с ГСМ на газ. Также, по договоренности с Минпромторгом, планируется снизить стоимость машин сельхозназначения на ГМТ.

Всего на ГМТ переведены 1,6 тыс. ед. техники, в том числе 8 тракторов и 926 грузовых автомобилей. Сдерживающими факторами расширения использования природного газа в качестве моторного топлива являются: отсутствие стационарных и передвижных газозаправочных станций; удаленность мест проведения полевых механизированных работ от населенных пунктов, на территории которых имеется газозаправочная и инженерная инфраструктура; низкий уровень развития системы сервисного обслуживания [5].

Некоторые сельхозтоваропроизводители стали переходить на газомоторное топливо. Например, по данным Минсельхоза России от 5 марта 2018 г. в Брянской области АПХ «Мираторг» и ООО «Газпром газомоторное топливо» заключили соглашение по переводу транспорта на газомоторное топливо, а также обеспечение газозаправочной инфраструктурой «Газпром». Сотрудничество «Мираторга» с «Газпром газомоторное топливо» позволит добиться снижения расходов на перевозку грузов при гарантии надежных поставок газомоторного топлива.

По данным ТАСС от 12 мая 2018 г., крестьянско-фермерское хозяйство «Барсук» из Краснодарского края стало первым в России, где пройдет эксперимент по переводу сельхозтехники на газомоторное топливо. Это первый в России эксперимент по централизованному переводу техники сельхозпредприятия на природный газ, который в разы снижает выделение вредных веществ при работе автомобиля. Предполагается, что на первом этапе в КФХ «Барсук» будет использоваться передвижная автогазозаправочная станция, которая позволяет заправлять газом напрямую из резервуара и может развозить топливо в радиусе 50 км. В будущем могут построить свою заправку. Согласно расчетам, за год переход на газ позволит сэкономить около 186 млн. руб. Участвующие в эксперименте автомобили и спецтехника - битопливные, то есть при необходимости смогут легко перейти с газа на бензин, а благодаря двум топливным бакам машины могут работать без дозаправки в два раза больше.

На XXIX съезде АККОР было подчеркнуто, что колебания цен на энергоносители должны гаситься, прежде всего, за счет погектарной поддержки, механизм которой за последнее время был усовершенствован. Но размер этой поддержки должен быть хотя бы 800 руб./га, а сейчас он составляет 250 руб./га [6].

Согласована отмена пошлин на нефть за шесть лет и введение обратного акциза для нефтеперегонных заводов (НПЗ). Основные параметры завершения налогового маневра согласованы на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака с участием нефтяных компаний Они подразумевают постепенную (за шесть лет) отмену экспортных пошлин на нефть, а также введение отрицательного акциза на нефть для НПЗ. Были зафиксированы ключевые параметры налогового маневра в отрасли — отмена вывозных экспортных пошлин на нефть (снижение пошлин на 5% в год в течение шести лет), а также введение отрицательного акциза на нефть для НПЗ [7].

11 крупнейших нефтяных компаний на совещании в правительстве 31 октября 2018 г. обязались зафиксировать оптовые цены на бензин и дизельное топливо на уровне июня до конца 2018 года, а в следующем году индексировать его не выше инфляции.Стороны договорились, что, начиная с 1 ноября все вертикально-интегрированные компании, а также все независимые НПЗ приняли на себя обязательства по поставкам бензина и дизеля в объемах, которые зафиксированы по состоянию на соответствующий месяц 2017 года, плюс 3 %. Договоренности будут зафиксированы в соглашении. Соглашение вступает в силу с 1 ноября, срок его действия - до 31 марта 2019 года. При необходимости оно может быть продлено. В следующем году цены на топливо будут индексироваться исходя из среднегодовых темпов инфляции, то есть не более 4 -5 %. После резкого роста цен на бензин весной этого года власти отменили плановое повышение акцизов на бензин и дизельное топливо, а также потребовали от компаний зафиксировать цены на топливо. Кроме того, правительство законодательно закрепило за собой право вводить заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов, чтобы не допустить роста цен на внутреннем рынке [8].

Поданным Минсельхоза России от 7 августа 2018 г., в связи с ростом цен на топливо из резервного фонда Правительства России выделяются 5 млрд. руб. на субсидии 79 регионам в целях приобретения не менее 90 тыс. тонн дизельного топлива для агротехнологических работ. В соответствии с Распоряжением от 4 августа 2018 года №1620-р, подготовленным Минсельхозом России и подписенным Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым, из резервного фонда Правительства России выделяются 5 млрд. руб. для предоставления субсидий субъектам Федерации на софинансирование расходных обязательств по оказанию несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства для приобретения в 2018 году не менее 90 тыс. тонн дизельного топлива на проведение агротехнологических работ. Средства предоставляются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Субсидии распределены между 79 субъектами Федерации, имеющими посевные площади зерновых, зернобобовых и кормовых культур.

Согласно распоряжению правительства, самую большую поддержку получили Алтайский край - 336 млн. руб., Ростовская область - 311 млн. руб. и Оренбургская область - 237 млн. руб. Аграриям Республики Крым будет выделено 49,5 млн. руб. [16] По данным Минсельхоза России от 17 июля 2018 г., выплаты субсидий в регионах будут производиться через районные управления сельского хозяйства по ставке за одну

тонну дизельного топлива, приобретенного с 1 января до 1 июня 2018 года хозяйствами всех форм собственности, состоящих в реестре господдержки.

На региональном уровне также осуществлялась несвязанная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства для приобретения дизельного топлива на проведение сезонных полевых работ. Например, по данным Минсельхоза России от 6 и 7 октября 2018 г. на эти цели в Липецкой области на условиях софинансирования предусмотрено 24,8 млн. руб., а в Московской области - 69 млн. руб. По данным Минсельхоза России от 17 июля 2018 г., в Ставропольском крае несвязанная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства для приобретения дизельного топлива на проведение сезонных полевых работ составила 13,3 млн. руб.

В Свердловской области из регионального бюджета на несвязанную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства для приобретения дизельного топлива на проведение агротехнологических работ направлялось 74 руб. на 1 га посевной площади зерновых, зернобобовых и кормовых культур (без многолетних трав) и 9,5 руб. на 1 га многолетних трав.

В Омской области регион софинасировались из регионального бюджета затраты на несвязанную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства для приобретения дизельного топлива.

В Псковской области на несвязанную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства для приобретения дизельного топлива из областного бюджета выделено 1,8млн. руб. [9].

В Госдуму внесён законопроект, предлагающий предусмотреть меру поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в форме возможности установления для них льгот в регулируемых государством ценах (тарифах) на энергетические ресурсы. Законопроектом предлагается предусмотреть меру поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в форме возможности установления для данной категории лиц льгот в регулируемых государством ценах на энергетические ресурсы. В соответствующем проекте постановления также приведена формула расчёта размера субсидии для регионального бюджета. Распределение и перераспределение субсидий на поддержку по приобретению дизтоплива будет устанавливать Правительство [10].

На региональном уровне в 2018 г. применялись следующие меры снижения стоимости дизельного топлива для сельхозтоваропроизводителей. По данным Минсельхоза России от 5 июня 2018 г., Министерством сельского хозяйства и плодородия Московской области было подписано соглашение с компанией «Роснефть» о льготном предоставлении сельхозтоваропроизводителям области топлива на период весенних полевых работ и уборочной компании, также предоставлении отсрочки платежа по отгруженному топливу на период после реализации полученного урожая.

Группа компаний «Таиф» и ПАО «Татнефть обеспечивали сельхозтоваропроизводителей республики дизельным топливом для проведения посевной компании и земледельческих работ. По договоренности с этими двумя компаниями дизельное топливо отпускалось сельхозтоваропроизводителей республики по цене за литр на 10 руб. ниже обычной [11].

На региональном уровне в 2018 г. применялись также субсидии на электроэнергию для выращивания кормов. Например, в Республике Адыгея возмещалась часть затрат по оплате за электроэнергию, потребляемой насосными станциями для подачи воды на орошение и водоотведение, в Ростовской области - электроэнергии, потребляемой внутрихозяйственными насосными станциями при подаче воды для орошения сельскохозяйственных культур [11].

Большое значение для выращивания кормов имеет внесение минеральных удобрений в почву в необходимых объемах. Поэтому сельхозтоваропроизводители вынуждены приобретать минеральные удобрения в соответствии с необходимым объемом внесения их на площадях, занятых под кормовыми культурами.

В распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 марта 2018 года №532-р. «План мероприятий («дорожной карта») по развитию производства минеральных удобрений на период до 2025 года» указывается, что рынок минеральных удобрений включает в себя 4 основных сегмента (азотные, фосфорные, калийные и сложные минеральные удобрения). Основная часть производимых в Российской Федерации минеральных удобрений поставляется на экспорт ввиду ограниченных объемов потребления на внутреннем рынке (71 % - экспортные поставки, 29 % - внутренний рынок, в том числе как сырье для производства сложных удобрений).

В «дорожной карте» подчеркивается, что в основных сельскохозяйственных регионах Российской Федерации объемы внесения минеральных удобрений сопоставимы с мировой практикой, но средний уровень внесения минеральных удобрений в целом по стране остается на низком уровне (в США - 140 кг на 1 гектар, в Европейском союзе - 130 кг на 1 гектар, в Латинской Америке - 90 кг на 1 гектар). Объем внесения минеральных удобрений в среднем по Российской Федерации (по данным Федеральной службы государственной статистики) в 2016 году составил 48,8 кг на 1 гектар, а в регионах с развитым сельским хозяйством - значительно больше. Так, в Центральном федеральном округе - 88,3 кг на 1 гектар, в СевероКавказском федеральном округе - 83,4 кг на 1 гектар, в Южном федеральном округе - 76,7 кг на 1 гектар. Дальнейший рост потребления минеральных удобрений потребует интенсификации сельского хозяйства в

Северо-Западном федеральном округе, Дальневосточном федеральном округе, Приволжском федеральном округе, Уральском федеральном округе и Сибирском федеральном округе. Развитие российского рынка минеральных удобрений до 2025 года будет сдерживаться низким уровнем платежеспособного спроса сельскохозяйственных производителей и отсутствием культуры использования минеральных удобрений. В целях поддержания отечественных сельскохозяйственных производителей и выполнения государственной задачи по импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности производители минеральных удобрений осуществляют отгрузки продукции на российский рынок со скидкой от 2 процентов до 12 процентов по отношению к экспортным ценам (оценка по итогам 2016 года). Даже в условиях 2-кратного роста к 2025 году (на 7 процентов в год) объемов внесения в почву минеральных удобрений российскими сельскохозяйственными производителями потребность российского рынка не превысит 4-5 млн. тонн (в пересчете на 100 процентов действующего вещества) и обеспечит не более 40 % загрузки существующих мощностей. Одними из основными факторов, обусловливающих появление системных проблем в развитии производства минеральных удобрений в Российской Федерации, являются: риск неконтролируемого и (или) необоснованного роста тарифов на газ и электрическую энергию; низкий уровень развития инфраструктуры хранения и смешивания минеральных удобрений в ряде регионов Российской Федерации; дефицит современной техники для внесения удобрений у отечественных сельскохозяйственных производителей; высокая стоимость привлечения оборотных средств сельскохозяйственными производителями для приобретения минеральных удобрений. В соответствии с «дорожной картой» предусматривается развитие внутреннего рынка минеральных удобрений, включая стимулирование использования минеральных удобрений в растениеводстве и развитие национальной логистической инфраструктуры подотрасли минеральных удобрений. Реализация Плана позволит создать условия для наращивания к 2025 году объёма производства минеральных удобрений на 7,2 млн. тонн больше по сравнению с 2016 годом (до 28 млн. тонн) и повысить потребление минеральных удобрений сельскохозяйственными производителями (повышения объема внесения минеральных удобрений сельскохозяйственными производителями в пересчете на 100 % питательных веществ до 60 кг на 1 гектар посевных площадей, или на 11,2 кг на 1 гектар по сравнению с 2016 г.).

По данным Минсельхоза России от 26 декабря 2017 г., в предварительных итогах работы отрасли растениеводства в 2017 г. подчеркнуто, что в этом году было внесено с минеральными и органическими удобрениями, растительными остатками и соломой 5,9 млн. тонн питательных веществ в почву (на 0,6 млн. тонн питательных веществ больше, чем в 2016 г.), и было приобретено минеральных удобрений 3,2 млн. тонн д.в. (на 290 тыс. тонн д.в. больше, чем 2016 г.). Также было отмечено, что использование минеральных удобрений в Российской Федерации значительно ниже по сравнению с отдельными странами мира (37 кг д.в./га пашни в России, 88 кг д.в./га пашни в США, 132 кг д.в./га пашни в Канаде, 204 кг д.в./га пашни в Германии и 247 кг д.в./га пашни в Великобритании).

Применение минеральных удобрений в кормопроизводстве (минимальная доза - около 50-60 кг д.в./га с зональной дифференциацией и окупаемость - 6-7 кг корм.ед./на 1 кг д.в. удобрений) позволит поднять урожайность незерновой группы на площади 29 млн. га и получить 70 млн. т корм. ед. Общая годовая потребность сельского хозяйства в минеральных удобрениях оценивается в объеме 10 млн. т, что гораздо меньше отечественного производства. Необходимо увеличить использование удобрений внутри страны через систему финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей на приобретение удобрений и стимулирования возрастающего внутреннего потребления [1].

По мнению антимонопольного ведомства, потенциальным товаром для биржевых торгов должны стать минеральные удобрения. Для этого в рамках созданного совместно с Банком России и ФНС России Биржевого комитета подготовлен и подписан план мероприятий по запуску торгов минеральными удобрениями в Секции «Минеральное сырье и химическая продукция» АО «СПбМТСБ». В реализации «дорожной карты» проекта принимали участие Минсельхоз, Минпромторг и Минфин России, РАПУ, производители минеральных удобрений (в том числе АО «МХК «ЕвроХим», АО «ОХК «УРАЛХИМ», КАО «Азот», ЗАО «Корпорация «Тольяттиазот», АО «ФосАгро-Череповец», ПАО «КуйбашевАзот», ПАО «Акрон», ОАО «Газпром нефтехим Салават», ООО «Менделеевсказот», АО «Аммоний») и другие участники рынка. «Дорожная карта» предусматривает запуск торгов минеральными удобрениями на основе карбамида для сельского хозяйства с дальнейшим вовлечением других видов минеральных удобрений [12].

АО «Россельхозбанк» запустил Партнерскую программу с ООО «ГК «АгроХимПром». Группа компаний «АгроХимПром» - одна из ведущих компаний-производителей рынка химических средств защиты растений и агрохимических услуг. В рамках этой программы производитель предоставляет покупателю скидку в размере 15 % на приобретение химических средств защиты растений и агрохимикаты с использованием нового кредитного продукта «Сезонный легкий». Им могут воспользоваться юридические лица и индивидуальные предприниматели (в том числе КФХ, зарегистрированные в статусе юридического лица, и индивидуальные предприниматели - главы КФХ). Условия кредитования следующие: срок кредитования - до 1 года; обеспечение - залог недвижимого и движимого имущества (здания, сооружения, земельные участки, транспорт, техника и/или оборудование, товарно-материальные ценности и т.д.), в том числе залог продукции будущего урожая сельскохозяйственных культур; поручительство; банковская гарантия; государственная гарантия

субъекта Российской Федерации/муниципальная гарантия муниципального образования; независимые гарантии АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Сумма кредита зависит от потребности заемщика в материальных ресурсах для проведения сезонных работ, его финансового состояния, а также производственных результатов деятельности. Процентные ставки по выдаваемым кредитам устанавливаются индивидуально по каждому заемщику в зависимости от кредитного продукта и срока кредитования.

По данным Росстата средние цены на приобретенные сельскохозяйственными организациями удобрения и соединения азотные в среднем за год выросли в 2017 г. по сравнению с 2012 г. на 26 %. Средняя цена на удобрения азотные в 2017 г. составила 39681 руб./т (в 2013 г. - 32445 руб./т), на удобрения фосфорные - 59676 руб./т (в 2013 г. - 25112 руб./т), на удобрения калийные - 31385 руб./т (в 2013 г. - 24394 руб./т) [3].

По состоянию на 12 октября 2018 г. средняя цена наиболее потребляемых форм минеральных удобрений с учетом НДС, тары, транспортных и дистрибьюторских затрат в сравнении с 2017 годом составляет: аммиачной селитры - 14790 руб./т (+8 %), карбамида - 18650 руб./т (+4 %), калия хлористого - 15127 руб./т (+3 %), азофоски - 21077 руб./т (+6 %), аммофоса - 29281 руб./т. (+6 %) [4].

По данным Минсельхоза России от 3 сентября 2018 г., производители минеральных удобрений зафиксировали цены на минеральные удобрения до конца осенних полевых работ. К такой договоренности пришли руководство Минсельхоза России и руководители крупнейших предприятий агрохимической отрасли. Кроме того, Минсельхоз РФ предусмотрел средства, необходимые для предоставления льготных краткосрочных кредитов, в том числе на приобретение минеральных удобрений.

Субсидии на приобретение и внесение минеральных удобрений в 2018 г. использовались в следующих регионах: Краснодарский край, Республики Алтай, Башкортостан, Карелия и Хакасия, Сахалинская область, Челябинская область, город федерального значения Севастополь [9, 11].

В Смоленской области сельхозтоваропроизводители получили 1250 тонн минеральных удобрений для проведения полевых работ на безвозмездной основе в соответствии с договоренностью между главой региона и производителя минеральных удобрений ПАО «Дорогобуж» (группа компаний «Акрон») В Кемеровской области по результатам договоренности между Администрации области и КАО «Азот» сельхозтоваропроизводители обеспечивались минеральными удобрениями на специальных условиях (расчета за поставки в конце 2018 г. после сбора урожая и реализации продукции). Субсидии на проведение работ по известкованию почв предоставлялись сельхозтоваропроизводителям Калининградской области (600 руб./тонну), Ленинградской области (7000 руб./га, но не более фактически затраченных средств на приобретение и внесение мелиоранта почвы известкового) и Республики Татарстан (20 % сметной стоимости работ для сильнокислотных почв, 25 % - для среднекислотных почв и 30 % - для слабокислотных почв). В Пензенской области предусмотрены субсидии на возмещение части затрат на строительство и реконструкцию мелиоративных систем с внесением минеральных удобрений (133,4 тыс. руб./га). В Чувашской Республике сельхозтоваропроизводителям (кроме ЛПХ) возмещались работы по известкованию кислых почв и фосфоритованию обедненных подвижным фосфором почв [11].

Применение средств защиты растений для развития кормовой базы отрасли животноводства также имеет большое значение. В отличие от минеральных удобрений основная масса средств защиты растений поступает из-за рубежа. Поэтому цены на используемые в сельском хозяйстве России средства защиты растений достаточно велики.

Динамика цен на средства защиты растений в среднем по России показывает их постоянный рост. По данным Росстата средние цены на приобретенные сельскохозяйственными организациями пестициды и агрохимические продукты в среднем за год выросли в 2017 г. по сравнению с 2012 г. на 42,4 %. Средняя цена на инсектициды в 2017 г. составила 2193 руб./кг (в 2013 г. - 1322 руб./кг), на гербициды - 2871 руб./кг (в 2013 г. -1892 руб./кг), на фунгициды - 1391 руб./кг (в 2013 г. - 641 руб./кг) [3].

Чтобы снизить цены на средства защиты растений, необходимо развивать их производство в стране, в том числе и благодаря локализации производства средств защиты растений. Например, один из основных зарубежных производителей средств защиты растений Bayer планирует к 2020 году локализовать в РФ производство более 60% средств защиты растений. Подразделение этой компании Дивизион CropScience, занимающееся сельскохозяйственным направлением, продолжает развитие программы по локализации производства средств защиты растений. Пять продуктов уже производится на территории России, что составляет примерно 30 % от общего объема продаж. К 2020 году оно планирует локализовать производство более 60 % реализуемых средств защиты растений [13].

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) ввела антидемпинговую пошлину на гербициды из Европейского союза. Согласно решению Коллегии ЕЭК, которое вступает в силу с 30 июня 2018 года, срок действия пошлины составит 5 лет. Решение стало результатом расследования, инициированного представителями бизнеса стран Евразийского экономического союза, которое показало, что в 2013-2016 годах гербициды из ЕС поставлялись в государства союза по демпинговым ценам. В 2013-2016 годах объем импорта гербицидов из ЕС ежегодно увеличивался нарастающими темпами. Рост импорта из ЕС составил в 2014, 2015 и 2016 годах 4,3, 7,5 и 9 % соответственно. В анализируемый период цены производителей из ЕС были ниже цен

производителей отрасли экономики ЕАЭС в среднем на 9,3 %. В результате демпингового импорта из ЕС производители государств ЕАЭС теряли долю на рынке, увеличивались товарные запасы, снижалась прибыль. Коллегия ЕЭК также одобрила ценовые обязательства отдельных производителей гербицидов из ЕС, которые приняли на себя добровольные обязательства по ценовой политике на рынке союза. В отношении поставок таких производителей антидемпинговая пошлина в соответствии с договорно-правовой базой союза применяться не будет [14].

В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 22 октября 2018 г. № 69 «О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, а также в некоторые решения Высшего Евразийского экономического совета и Совета Евразийской экономической комиссии в отношении отдельных видов органических химических соединений» до конца 2020 г. решено применять нулевую ставку ввозной пошлины на отдельные вещества, которые применяются для производства химических средств защиты растений (оксифлуорфен, метальдегид, пендиметалин, хлормекватхлорид, металаксил).

Субсидии на приобретение и внесение средств защиты растений в 2018 г. использовались в следующих регионах: Иркутская область, Республики Алтай, Башкортостан и Хакасия, Ростовская область [9, 11].

Большое значение для выращивания кормов имеет обеспечение сельхозтоваропроизводителей семенами кормовых культур для посева их на занятых под этими культурами площадях. Поэтому они вынуждены приобретать эти семена в соответствии с необходимым объемом посева их на площадях, занятых под кормовыми культурами.

Семеноводство без государственной поддержки не может развиваться. Поэтому до 2017 г. на федеральном уровне сохранялось субсидирование воспроизводства элитных семян (возмещение части затрат на приобретение элитных семян).

До 2017 г. ставки на данный вид поддержки утверждались Приказом Минсельхоза России и давались в руб. на 1 т элитных семян сельскохозяйственных культур, руб. на посевную единицу или процентах от стоимости семян. Поддержка сельхозтоваропроизводителей при приобретении элитных семян в 2015-2016 г. на федеральном уровне была установлена приказом Минсельхоза России № 46 от 11.02.2015 г. Ставки субсидий на возмещение части затрат на приобретение элитных семян в руб. на тонну составляли: на колосовые, включая овес - 4500; пшеницу твердую - 6500; зернобобовые - 5000; соя, включая элиту (кроме Приморского и Хабаровского краев, Амурской области, Еврейской автономной области) - 8000, а для Приморского и Хабаровского краев, Амурской области, Еврейской автономной области - 13000; клевер, люцерна, козлятник -50000; кукуруза: родительские формы гибридов - 130000, гибриды F1 - 10000. Ставки субсидий на возмещение части затрат на приобретение семян сахарной свёклы в руб. на посевную единицусоставляли: родительские формы гибридов - 900000, гибриды F1 - 10000 .С 2017 года предоставление субсидий из федерального бюджета на приобретение элитных семян осуществляется в рамках «единой» субсидии. Оказание государственной поддержки элитного семеноводства в 2017 г. обеспечило сев элитных семян на площади 6 млн. га, что составляет 8 % общей площади посева. В рамках оказания поддержки развития элитного семеноводства показатель Государственной программы в целом был перевыполнен на 7,7 % [2].

Начиная с 2017 г. работает «единая региональная субсидия», в которую вошла и поддержка элитного семеноводства.

Субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян в 2018 г. предоставлялись в следующих регионах: Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Курганская, Костромская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Челябинская и Ярославская области, Алтайский, Забайкальский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский и Хабаровский края, Еврейская автономная область, Республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Коми, Крым, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан и Хакасия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Удмуртская, Чеченская и Чувашская Республики. В Республике Карелия предоставлялись субсидии - руб. на 1 га посевной площади, занятой под сельскохозяйственными культурами, засеваемыми элитными семенами [9, 11].

Все выше перечисленные меры государственной поддержки создания прочной и устойчивой кормовой базына федеральном и региональном уровнях в 2018 г. позволили сельхозтоваропроизводителям сэкономить финансовые ресурсы по данным направлениям затрат и дали возможность использовать освободившиеся средства на техническую и технологическую модернизацию животноводства.

Литература

1. Лобачева Т.И. Состояние и направления развития кормовой базы животноводства // Кормопроизводство. 2017. № 8. С. 3-9.

2. Алексеев К.И., Новоселов Э.А. Государственная поддержка технической и технологической модернизации кормовой базы животноводства // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2018. № 2 (35). С. 55-66.

3. Источник: Сайт Федеральной службы государственной статистики (РОССТАТ) [Электронный ресурс]. // Аналитическая записка «О динамике цен производителей сельскохозяйственной продукции и цен на приобретенные сельскохозяйственными организациями товары и услуги в 2013-2017 годах» - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/

4. Источник: Сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. // О текущей ситуации в агропромышленном комплексе Российской Федерации в сентябре 2018 года. - Режим доступа: http://mcx.ru/analytics/apk-review/

5. Доклад директора Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России Чекмарева П.А. «Состояние машинно-тракторного парка и перспективы его модернизации» на семинаре-совещании «Внутренний рынок и стратегия развития экспортного потенциала продукции растениеводства Российской Федерации. Состояние и стратегия развития технической и технологической модернизации сельского хозяйства Российской Федерации.», прошедшем в качестве мероприятия на ХХ выставке «Золотая осень». Москва, 10 октября 2018 г., ВДНХ, пав. 75, Большой конференц-зал.

6. Доклад зам. директора Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России Купреева Е.М. «О ситуации в растениеводстве и перспективы развития отрасли в Российской Федерации» на XXIX съезде АККОР. Москва, 15 мая 2018 г., ВДНХ, пав. 75, конференц-зал 215.

7. Источник: Сайт Медиа-Группы ЗАО Крестьянские ведомости [Электронный ресурс]. // Козак согласовал отмену пошлин на нефть за шесть лет и введение обратного акциза для НПЗ. Новости от 8.06.2018 г. - Режим доступа: http://kvedomosti.ru

8. Источник: Сайт Медиа-Группы ЗАО Крестьянские ведомости [Электронный ресурс]. // Правительство зафиксировало цены на топливо на уровне июня. Новости от 2.11.2018 г. - Режим доступа: http://kvedomosti.ru

9.Источник: Гарант.ру Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. // Горячие документы / Мониторинг законодательства / Региональные. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/region/

10. Источник: Сайт Медиа-Группы ЗАО Крестьянские ведомости [Электронный ресурс]. // Для аграриев установят льготные тарифы на энергоресурсы. Новости от 10.07.2018 г. - Режим доступа: http://kvedomosti.ru

11 .Источник: Сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. // Региональные органы АПК. - Режим доступа: http://mcx.ru/organs-apk/

12. Источник:Сайт Медиа-Группы ЗАО Крестьянские ведомости [Электронный ресурс]. // ФАС планирует до конца текущего года запустить биржевую торговлю минудобрениями. Новости от 23.08.2017 г. -Режим доступа: http://kvedomosti.ru

13. Источник: Сайт Медиа-Группы ЗАО Крестьянские ведомости [Электронный ресурс]. // Bayer планирует к 2020 году локализовать в РФ производство более 60 % средств защиты растений. Новости от 1.03.2018 г. - Режим доступа: http://kvedomosti.ru

14. Источник: Сайт Медиа-Группы ЗАО Крестьянские ведомости [Электронный ресурс]. // ЕЭК ввела антидемпинговую пошлину на гербициды из ЕС.Новости от 1.06.2018 г. - Режим доступа: http://kvedomosti.ru

15. Polukhin A.A. Technical modernization of Russian agriculture in the conditions of international integration and economic sanctions // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2015. Т. 42. № 6. С. 41-51.

16. Polukhin A.A. Approaches for justification strategy technical modernization of agriculture given the characteristics of agricultural development and resource provision subjects of the federation // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2013. Т. 24. № 12. С. 22-27.

17. Полухин А.А. Конкурентные преимущества производителей сельскохозяйственной техники на рынке Орловской области // Современная конкуренция. 2010. №3(21). С. 97-109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.