Научная статья на тему 'Итоги развития отрасли и меры по обеспечению проведения сезонных сельскохозяйственных работ'

Итоги развития отрасли и меры по обеспечению проведения сезонных сельскохозяйственных работ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордеев А. В.

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» станет основой и составной частью программы развития сельского хозяйства на 5-летний срок (на 2008 2012 годы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The priority national project « Development of agrarian and industrial complex» becomes a basis and a component of the program of development of an agriculture for5-years term (on 2008-2012).

Текст научной работы на тему «Итоги развития отрасли и меры по обеспечению проведения сезонных сельскохозяйственных работ»

Экономика. Актуально

ИТОГИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ И МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ СЕЗОННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОТ

А.В. ГОРДЕЕВ,

министр сельского хозяйства Российской Федерации, академик Россельхозакадемии

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» станет основой и составной частью программы развития сельского хозяйства на 5-летний срок (на 2008 - 2012 годы).

22 марта 2007 года в Москве состоялась расширенная коллегия Министерства сельского хозяйства России, где были обсуждены итоги работы агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса в 2006 году и задачи по его дальнейшему развитию с учетом реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2007 году. На коллегии выступил министр сельского хозяйства России, академик РАСХН А.В. Гордеев. Докладчиками по направлениям деятельности выступили заместители министра сельского хозяйства: С.Г.Митин, А.П.Козлов, В.А.Измайлов, статс-секретарь-заместитель министра И.М.Руденя, руководитель «Рос-сел ьхознадзора» С.А.Данкверт, руководитель «Росрыболовства» С.В. Ильясов, а также президент Россельхозакадемии Г.А.Романенко.

2006 год был весьма значимый для российского АПК. Произошел серьезный перелом в аграрной политике. Выделил бы четыре главных события. Прежде всего, это включение АПК в нацпроект. Впервые в новейшей истории сельское хозяйство было отнесено к числу приоритетов социально-экономической политики. Реализация проекта активизировала деятельность органов власти всех уровней - от федерального до муниципального, повысила спрос за конкретные результаты работы, вселила некоторый оптимизм и в самих сельхозпроизводителей.

Во-вторых, впервые с 1920 года проведена Всероссийская сельскохозяйственная перепись населения. Полученные сведения позво-

лят сформировать достоверную информационную базу о селе и аграрном секторе экономики и послужат основой для выработки сбалансированной сельскохозяйственной политики государства.

В-третьих, в конце прошлого года принят долгожданный федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». На законодательном уровне впервые в истории России установлены цели, правовые основы и направления федеральной аграрной политики как составной части социально-экономической политики государства.

В настоящее время в соответствии с законом разрабатывается Государственная программа развития сельского хозяйства на 5-летний срок (на 2008-2012 годы). В Программе предусмотрено закрепить на пять лет конкретные параметры финансовой поддержки отрасли (их предполагается заметно увеличить), механизмы и индикаторы реализации мероприятий, в том числе меры таможенно-тарифного и антимонопольного регулирования, налоговой политики.

Мы исходим из того, что приоритетный национальный проект «Развитие АПК» станет основой и составной частью этой Программы. Рассчитываем, что приоритетным станет все сельское хозяйство.

В-четвертых, Россия стала полноправным членом Продовольственной и сельскохозяйственной организация объединенных наций (ФАО), у истоков создания которой стоял Советский Союз. В системе международных организаций системы ООН ФАО является головной межправительственной организацией по реализации решений, принимаемых международным сооб-

ществом в области продовольствия и сельского хозяйства, а также других отраслей АПК, включая решения по устойчивому развитию, охране окружающей среды, развитию мировой торговли.

К числу основных направлений взаимодействия России с ФАО на нынешнем этапе являются: активная работа в рабочих органах, введение русского языка в качестве официального, привлечение к работе с ФАО российских организаций, направление в штат Секретариата российских специалистов, присоединение к международным договорам под эгидой ФАО, гуманитарная помощь и добровольные взносы в качестве страны-донора.

Теперь кратко о результатах работы сельского хозяйства за прошедшие годы. Агропромышленный комплекс играет большую роль в социально-экономической жизни страны. Его доля в валовом внутреннем продукте составляет порядка 8,5 %, а непосредственно в материальном производстве - около 12 %. Напомню, в сельской местности живет более 38 миллионов человек, то есть 27 % населения страны.

Главная отличительная особенность современного этапа развития сельского хозяйства заключается в том, что уже восемь лет подряд мы наблюдаем рост. С 1999 по 2006 год объем валовой продукции сельского хозяйства увеличился на 34,5 %. За последние 50 лет столь длительного периода непрерывного роста

The priority national project « Development of agrarian and industrial complex » becomes a basis and a component of the program of development of an agriculture for 5-years term (on 2008 - 2012).

в этой сфере экономики не наблюдалось.

Но не будем забывать, что за точку отсчета взята середина 90-х годов, когда объемы сократились почти наполовину, и мы пока еще только на 75% восстановили дореформенные объемы производства сельхозпродукции.

За эти годы произошли и принципиально важные качественные изменения. Из хронически убыточной отрасль стала в целом прибыльной, значительно сократился удельный вес финансово неблагополучных хозяйств.

В прошедшем году положительные тенденции в развитии сельского хозяйства сохранились. В 2006 году рост сельхозпроизводства составил 2,8%, что выше прогнозного показателя. При этом производство продукции растениеводства увеличилось на 2,1 %, а животноводства

- на 3,7%.

Что касается продукции растениеводства, то интересно отметить, что начиная с 2004 года объемы производства уже превысили уровень 1990 года, а это, как известно, условно эталонный год для сельского хозяйства. За последние годы удалось получить устойчивые объемы урожая, даже несмотря на неблагоприятные погодные условия. Так, в 2006 году зерна было намолочено 78,5 млн т в амбарном весе после доработки. Это полностью удовлетворяет потребности страны на продовольственные и фуражные цели и сохраняет экспортные возможности в размере 10-12 млн т.

Хорошие результаты достигнуты и по ряду других культур. Впервые за последние 17 лет намолочено кукурузы на зерно более 3,6 млн т. Этому способствовало увеличение посевных площадей под этой культурой. Валовой сбор риса составил 685 тыс. т в весе после доработки, что является максимальным показателем начиная с 1993 года. Рекордной оказалась и урожайность риса - 44,1 ц/га. На 40% больше, чем в 2005 году, выращено сахарной свеклы. Больше собрано подсолнечника (на 3,8%), картофеля (на 3,3%) и овощей (на 3%).

В животноводстве ситуация хуже, чем в растениеводстве: объемы производства в сравнении с 1990 годом восстановлены чуть больше чем наполовину. И если бы не национальный проект «Разви-

тие АПК», то спад продолжался бы и дальше.

Благодаря нацпроекту, в 2006 году удалось обеспечить рост производства скота и птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств на 4,8%. Особенно высокие темпы прироста достигнуты в производстве птицы - примерно 15%, а также в производстве свинины -более 9%.

Производство молока во всех категориях хозяйств выросло на 0,8%, тогда как в 2005 году падение составляло 3,2 %. Значительно удалось увеличить продуктивность в молочном животноводстве - на 8,5%. В среднем надой молока на корову составил 3600 кг в год. Для сравнения: самые высокие показатели в советские годы не превышали 2800 кг.

Оценивая ситуацию, необходимо отметить, что за последние полтора десятилетия произошел перекос в сторону растениеводства. Если в 1990 году в общем объеме продукции сельского хозяйства доля растениеводства составляла лишь 37%, а животноводства 63%, то в 2006 году пропорции изменились и составили соответственно 53 и 47%. Кстати говоря, в развитых странах, например, в Германии, Канаде, эта пропорция соответствует показателям советского периода.

В результате такого перекоса сельское хозяйство страны потеряло ощутимые доходы, перестала использоваться часть продуктивной пашни, в отрасли доминируют сезонные полевые работы. А самый печальный результат для российского общества - резкое сокращение среднедушевого потребления мясной и молочной продукции. Так, потребление мяса за 15 лет снизилось с 75 до 55 кг, молока - с 385 до 235 кг на душу населения.

Динамично развивались многие отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности. В 2006 году индекс производства пищевых продуктов, включая напитки и табак, достиг 105,4% к 2005 году.

По данным Росстата, вылов водных биоресурсов в 2006 году составил 3,2 млн т, или практически был на уровне 2005 года.

Переходя к сезонным работам, а точнее, к проведению весенних полевых работ, хотел бы отметить, выражаясь армейским языком, что это - оперативно-тактическая зада-

Экономика. Актуально

ча, но она формирует результаты очередного сельскохозяйственного года в целом. Это тот случай, как гласит народная мудрость, когда «день год кормит».

В каких условиях разворачиваются сезонные работы и что больше всего тревожит сельхозтоваропроизводителей в настоящее время? Назову самые главные проблемы.

Первая и традиционная - это опережающий рост цен на промышленную продукцию, прежде всего, на энергоресурсы, по сравнению с ценами на сельхозпродукцию. Учеными-экономистами подсчитано, что за 15 лет реформ из-за сложившихся ценовых пропорций сельхозпроизводители за реализованную продукцию недополучили около 500 млрд руб., в результату - низкие доходы и, как следствие, невозможность обновления основных производственных фондов, технологическая отсталость и т.д.

Одновременно считал бы нужным отметить, что в самой отрасли произошли серьезные изменения в отношении к расходованию энергоресурсов, прежде всего ГСМ. В сравнении с 1990 годом расход топлива на 1 га пашни снизился в три раза. Но все усилия сельхозпроизводителей сводятся на нет из-за многократного роста цен на нефтепродукты. За тот же период цена дизтоплива относительно цены зерна выросла в 15 раз. Согласно планам среднесрочного развития российской экономики, эта проблема в ближайшие годы не исчезнет. К 2100 году ожидается рост цен на газ более чем в 2 раза и на электроэнергию - в 1,5 раза.

Вторая проблема - высокий уровень физического и морального износа основных фондов, технической и технологической отсталости отрасли, в результате сельское хозяйство страны менее эффективно, чем в развитых странах.

Третья проблема - низкий уровень жизни в сельской местности. Уровень оплаты труда остается самым низким по сравнению с другими отраслями. Среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве в 2006 году составила 4,3 тыс. руб., или 40% от средней по всем отраслям экономики.

В свою очередь это отразилось на качестве жизни, демографической ситуации в сельской местности. Продолжается отток квалифи-

цированной, экономически активной части населения в города.

Четвертая проблема - это весь комплекс вопросов, связанных с землеустройством. В ближайшее время Минсельхоз готов внести предложения в Правительство РФ и Федеральное собрание по изменению законодательства о землеустройстве. В частности, они будут касаться вопросов развития арендных отношений, земельно-ипотечного кредитования, ответственности за использование земель не по назначению, а также ужесточения для недобросовестных представителей бизнеса и чиновничьего аппарата процедуры перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории. Кроме того, Минсельхоз планирует разработать Федеральную целевую программу о землеустройстве. Мы рассчитываем, что Минсельхозу России будут возвращены функции нормативно-правовой деятельности в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения.

Пятая проблема - отсутствие эффективной торговой политики, как внутренней, так и внешней, приводит к неоправданным темпам роста объемов импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. По данным таможенной статистики, в 2006 г. он составил более 21 млрд долл. США, или вырос на 21%, при росте отечественного сельского хозяйства, напомню,

- 2,8 %.

К сожалению, такая же динамика роста импорта прогнозируется и на ближайшие четыре года, то есть она почти в десять раз выше предполагаемого роста отечественного сельхозпроизводства. При этом все знают: речь идет о субсидируемой импортной продукции. Ярким примером является поставка на наш рынок мяса свинины. За прошлый год удвоили свой экспорт в Россию Германия, Дания и Канада.

Нам могут сказать: работаем в условиях конкуренции. Специально сделали анализ и установили, что в объеме импорта животноводческой продукции львиная доля принадлежит странам-экспортерам с высоким уровнем государственной поддержки сельского хозяйства. Так, в 2006 году по мясу птицы на ЕС и США пришлось 85% от общего объема его импорта, доля ЕС, США и Канады в импорте свинины составила 60%. ЕС поставляет порядка

40% сыров различного вида и 50% сливочного масла.

Продолжаются нелегальные поставки мяса, измеряемые десятками тысяч тонн. Все это масштабные примеры недобросовестной конкуренции.

Все это порождает относительно новую для нас проблему сбыта произведенной сельхозпродукции. В прошлом году мы с ней столкнулись практически впервые в связи с реализацией ПНП «Развитие АПК» и ростом объемов производства продукции животноводства -мяса птицы, свинины и молока.

И шестая проблема, - это совершенствование системы управления отраслью. В частности, в соответствии с законом «О развитии сельского хозяйства» необходимо в этом году обеспечить создание и полноценное участие союзов и ассоциаций сельскохозяйственных товаропроизводителей (зерна, мяса свинины, молока и т.д.) в формировании и реализации государственной аграрной политики.

Есть немало и других проблем, рисков и угроз, которые нам придется учитывать в текущем и последующих годах.

Каковы особенности весенних полевых работ 2007 года? Во-первых, положительные итоги реализации ПНП «Развитие АПК», а именно существенный рост производства мяса и молока потребуют увеличения производства кормов на 5 млн т кормовых единиц, в том числе фуражного зерна - на 3 млн т, или примерно на 10%.

Во-вторых, в последние годы в странах Евросоюза возник новый большой рынок спроса на зерновые и масличные культуры в связи с производством биотоплива. Минсельхоз России подготовил рекомендации сельхозтоваропроизводителям об увеличении посевных площадей под рапс, сорго и другие культуры для поставок такого сырья и продуктов их переработки на экспорт. Минсельхоз совместно с Газпромом разработал план действий по повышению эффективности использования и вовлечения в энергобаланс АПК альтернативных видов моторного топлива, в частности, газомоторного топлива - метана.

В-третьих, весенние полевые работы придется проводить с учетом аномальных погодных условий нынешней зимы. Думается, логично перейти к оценке состояния ози-

Экономика. Актуально

мых культур. Площадь посевов под этой культурой составляет 14,2 млн га, что на 200 тыс. га меньше предыдущего года в связи с дождливой осенью.

Их состояние в настоящий момент характеризуется как удовлетворительное. Однако окончательные выводы об их сохранности по причине малоснежной зимы можно будет сделать только в первой декаде апреля. Ситуация с озимыми имеет принципиальное значение, так как в балансе производства зерна они составляют 40%, а в производстве продовольственной пшеницы - 50%.

В текущем году весенний сев намечено провести на площади 49,2 млн га, в том числе яровых зерновых и зернобобовых культур на площади более 31 млн га. С учетом перечисленных выше особенностей изменена структура посевных площадей в сторону увеличения посевов кукурузы на зерно, сои, рапса и зернобобовых.

Сахарная свекла будет размещена на площади 1,1 млн га, подсолнечник - на 5,1 млн га, соя - на 934 тыс. га, кукуруза на зерно - на

1,4 млн га.

Как показывает опыт стран, добившихся высоких результатов в производстве зерна и другой продукции земледелия, успех достигается за счет внедрения новых агротехнологий на основе применения высокопродуктивных сортов, точечного внесения оптимальных доз удобрений, химических средств защиты растений и орошения. Для решения этой задачи ежегодно Минсельхоз России проводит «День Российского поля», где в реальных полевых условиях осуществляется показ современной техники и технологий и проводится обучение специалистов сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств.

Обеспеченность семенами. За последние пять лет сельскохозяйственная наука получила десятки новых разнотипных высокопродуктивных сортов зерновых, зернобобовых, кукурузы на зерно, устойчивых к полеганию и болезням, с потенциальной урожайностью от 80 до 100 ц/га. Современные селекционные достижения способны охватить всё разнообразие агроклиматических зон страны.

По данным с мест, семенами яровых культур для весеннего сева

сельхозтоваропроизводители обеспечены в полном объеме. В настоящее время проводится работа по подготовке семян к посеву и завозу их в северные территории с частичной компенсацией затрат на приобретение и доставку из средств федерального бюджета на сумму 60 млн рублей. Что касается субсидий на поддержку элитного семеноводства, то в текущем году они сохранены на уровне прошлого года и составляют 260 млн рублей.

Минеральные удобрения и средства защиты растений. Очень важно, как я говорил выше, обеспечить своевременную подкормку озимых культур. Такие работы уже ведутся в ЮФО, прежде всего на Кубани, в Ставропольском крае и Ростовской области. На сегодня эти работы проведены на площади около 3 млн га, или на 20% посевных площадей озимых культур. Уже очевидно, что неблагоприятные условия зимы потребуют повышенного внимания к культурам, вышедшим из зимовки в ослабленном состоянии и в большей степени подверженным вредителям и болезням.

По расчетам ученых, для получения устойчивых урожаев в соответствии с четырехлетним прогнозом требуется ежегодно вносить минеральных удобрений около 6 млн т в действующем веществе. В 2006 году сельским хозяйством России было закуплено 1 млн 650 тыс. т минеральных удобрений, что в три раза меньше того, что необходимо. Наличие минеральных удобрений на 1 марта у сельхозтоваропроизводителей с учетом остатков прошлого года составляет 443,0 тыс. т, то есть на уровне 2006 года.

Аналогичная картина и по средствам защиты растений. С одной стороны, ситуация явно не хуже прошлогодней, а с другой - сельхозоргани-зации из-за отсутствия финансовых ресурсов в последние пять лет проводят работы по защите растений на площади примерно 30 млн га, что составляет около 50 % от необходимых объемов.

В результате такого низкого уровня применения средств химизации в стране ежегодные потери от вредителей и болезней составляют порядка 20 млн т зерна и 15 млн т картофеля. Заметим, что в России выпускается около 13 млн т удобрений, а на экспорт идет 11,5 млн т, то есть около 90% их производства.

О техническом обеспечении сезонных полевых работ. Принимают-

ся меры по увеличению закупок техники на условиях лизинга и при господдержке трех- и пятилетних кредитов на техническое переоснащение, обеспеченность

сельхозтоваропроизводителей техникой понемногу улучшается, но, к сожалению, пока низкими темпами. Оснащенность отрасли тракторами составляет 48 %, зерноуборочными комбайнами - 57%.

Учитывая такую низкую техническую оснащенность, упор сделан на приобретение энергонасыщенных сельхозмашин, комбинированных широкозахватных агрегатов и современных ресурсосберегающих технологических комплексов.

По данным субъектов Федерации, ресурсосберегающие технологии в

2006 году применялись почти на 30% общей площади возделывания сельскохозяйственных культур, то есть более чем на 21 млн га. Здесь достигнут почти двукратный рост по сравнению с 2005 годом.

В настоящее время в регионах активно ведется работа по ремонту и подготовке сельскохозяйственной техники к сезонным полевым работам, ее готовность в целом по стране находится в пределах 80%, что выше показателей прошлого года.

Оросительные системы в нашей стране построены на площади 4,5 млн га и осушительные - на 4,8 млн га. На этих землях, составляющих 7% от общей пашни, производится 70% овощей, 20% грубых и сочных кормов, весь рис, значительное количество другой продукции.

Большие объемы работ проводятся в рамках Федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы». По состоянию на 1 марта 2006 года мелиоративными учреждениями Минсельхоза России и сельхозтоваропроизводителями подготовлено 68% осушительных и 85% оросительных систем, проведены работы по ремонту гидротехнических сооружений и насосных станций, очистке водопроводящих трактов, ремонту оросительных трубопроводов.

Предпринятые меры позволят обеспечить своевременное проведение весенних сельскохозяйственных работ на площади 3,5 млн га осушенных, и 3,9 млн га орошаемых земель, организовать и провести поливы на площади не менее чем 2,5 млн га.

Экономика. Актуально

К сожалению, в последние годы нарастает проблема оплаты электроэнергии для выполнения государственных функций по перераспределению водных ресурсов межрегиональными и межхозяйственными каналами федеральной собственности на орошение сельскохозяйственных культур и водоснабжение населения. По нашим расчетам, дефицит средств в 2007 году составит 420 млн руб. Необходимо проработать вопрос о дополнительном выделении средств на эти цели.

Об обеспечении сельхозтоваропроизводителей горючим и смазочными материалами. Всегда это самая острая тема. В настоящее время Минсельхозом совместно с Минэкономразвития и Минпромэнер-го и при участии субъектов Российской Федерации определена потребность сельхозтоваропроизводителей в горючем и смазочных материалах. Ежемесячные объемы поставок ГСМ сельхозтоваропроизводителям согласованы с Минпро-мэнерго, что является ориентиром для нефтяных компаний.

В феврале и марте 2006 года из федерального бюджета регионам выделены субсидии на поддержку закупки дизельного топлива в объеме

7,5 млрд руб. Общая сумма поддержки с учетом региональных средств составит порядка 9 млрд руб., что позволит компенсировать сельхозпроизводителям около 20% их затрат на дизтопливо и бензин.

В январе и феврале текущего года цены на ГСМ стабильны. Однако опыт предыдущих лет показывает, что резкий рост цен на нефтепродукты происходит в пиковые периоды их потребления сельхозтоваропроизводителями, прежде всего во время сезонных полевых сельскохозяйственных работ

В связи с этим необходимо продолжить осуществлять мониторинг цен на горючее и смазочные материалы, поставляемые сельскому хозяйству, и осуществлять контроль за соблюдением поставщиками указанной продукции в период проведения сезонных сельскохозяйственных работ антимонопольного законодательства Российской Федерации.

О бюджетной поддержке. В Федеральном бюджете на 2007 год сохранена государственная поддержка развития растениеводства на уровне прошлого года в сумме 770 млн руб. В том числе: на поддержку элитного семеноводства - 260 млн руб.,

производство льна и конопли - 80 млн руб., закладку и уход за многолетними культурами - 370 млн руб., завоз семян для выращивания кормовых культур в северных районах страны - 60 млн руб.

Из федерального бюджета также компенсируется часть затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений. Объем расходов по этому направлению в 2007 году составит 3 млрд 400 млн руб., что на 17% больше, чем в предыдущем году. Финансирование ведется без задержек.

Для координации всех действий по проведению в оптимальные сроки весенних полевых работ Министерством создан межведомственный штаб, в состав которого вошли представители федеральных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации. Аналогичные структуры созданы и в регионах.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» Минсельхоз России приступил к разработке Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы.

Государственная программа будет содержать прогноз развития сельского хозяйства на пять лет, комплекс мер государственной поддержки сельского хозяйства, обеспечение финансовыми ресурсами с включением сюда всех направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

В 2007 году на поддержку сельского хозяйства предусмотрены средства в объеме 62,8 млрд руб. (с учетом фактически переходящих на

2007 год 7,5 млрд и 5,7 млрд руб.), в том числе на финансирование приоритетного национального проекта «Развитие АПК» - 23,5 млрд руб. Об этом уже подробно писал ваш журнал.

Существенно, почти в 2 раза по сравнению с 2006 годом, увеличены объемы государственной поддержки на развитие племенного животноводства. Начиная с 2007 года предусмотрены средства на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства. Указанные расходы включены в национальный проект.

Более чем в 1,5 раза увеличены расходы на 2007 и последующие годы на субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие животноводства и развитие малых форм хозяйствования в рамках приоритетного национального проекта «Раз-

Земля и собственность

витие АПК» .

Начиная с 2007 года в рамках национального проекта выделены субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до пяти лет в российских кредитных организациях на приобретение племенного скота, техники и оборудования для животноводческих комплексов, а также включены дополнительные мероприятия, направленные на развитие промышленного рыбоводства. Реализация мероприятий, предусмотренных на 2007 год, будет продолжена в 2008-2010 годах.

Предусмотрены средства федерального бюджета на пополнение уставного капитала ОАО «Росагроли-зинг» на 2007-2008 годы в размере 8 млрд руб. ежегодно и на 2009 год -4,0 млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях совершенствования законодательной базы развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Минсельхозом России, в соответствии с правительственным и ведомственным планами законопроектной деятельности, в 2007 году ведется работа по подготовке 12 законопроектов, направленных на регулирование отношений в растениеводстве, животноводстве и других сферах деятельности сельского хозяйства.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК БАЗОВЫЙ ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

С.Н. волков

ректор Государственного университета по землеустройству, академик РАСХН

Российская Федерация обладает огромным сельскохозяйственным и земельным потенциалом.

На состоявшейся в конце ноября 2006 года Всероссийской научнопрактической конференции, организованной Правительством России, Россельхозакадемией, Администрацией Саратовской области, обсуждалась актуальная тема - социально- экономические преобразования в сельском хозяйстве России: исторические аспекты Столыпинской реформы и при-

оритеты современной аграрной политики. На конференции с докладом «Земельные отношения как базовый фактор устойчивого развития сельского хозяйства» выступил ректор Государственного университета по землеустройству, академик РАСХН, Заслуженный деятель науки С. Н. Волков.

Современное состояние и распределение земель сельскохозяй-

«...Все силы и законодателя, и правительства должны быть обращены к тому, чтобы поднять производительные силы единственного источника нашего благосостояния - земли. Применением к ней личного труда, личной собственности, приложением к ней всех, всех решительно народных сил необходимо поднять нашу обнищавшую, нашу слабую, нашу истощённую землю, так как земля - это залог нашей силы в будущем, земля - это Россия».

П.А. Столыпин (Из речи в Государственной Думе 5 декабря 1908 г.)

The Russian Federation possesses huge agricultural potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.