Научная статья на тему 'Роль и место аграрной науки в обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации'

Роль и место аграрной науки в обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
507
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Ушачёв И. Г.

В статье, подготовленной на основе доклада на Общем собрании Россельхозакадемии, отражены основные закономерности и тенденции развития агропромышленного комплекса России в 2008 году и проанализированы перспективы развития аграрной сферы экономики и обеспечения продовольственной безопасности государства на 2009-2012 годы в тесном взаимодействии науки и производства при соответствующем уровне государственной поддержки агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In clause prepared on the basis of the report on General meeting of the Russian academy of agricultural sciences, the basic laws and tendencies of development of agriculture of Russia in 2008 are reflected and prospects of development of agrarian sphere of economy and maintenance of food safety of the state for 2009-2012 in close interaction of a science and manufacture are analysed at a corresponding level of the state support of agriculture.

Текст научной работы на тему «Роль и место аграрной науки в обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации»

дитов осуществляют строительство и реконструкцию объектов науки и производства. Но этого очень мало. Десятки лет невозможно закончить строительство уже начатых объектов. Так, строительство комплекса научной лаборатории ВНИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии в г. Покрове ведется с 1987 года, а лабораторный корпус ВНИИ сельскохозяйственной биотехнологии строится аж с 1985 года. Приостановлено строительство более 10 крупных объектов, в том числе лабораторных корпусов ВНИИМК (г. Краснодар), Всероссийского института сельскохозяйственной микробиологии и защиты растений в

Санкт-Петербурге.

В Российской академии сельскохозяйственных наук трудится около 29 тыс. работников, выполняющих научные исследования и разработки, в том числе более 3 тыс. молодых ученых. Большая часть из них нуждается в улучшении жилищных условий. Несмотря на то, что Академия была включена в федеральную целевую программу «Жилище» в качестве государственного заказчика, средства из федерального бюджета на строительство жилья до настоящего времени не выделяются, что препятствует привлечению в науку молодых ученых. Численность исследователей в институтах Академии

Экономика

сократилось с 14,5 тыс. в 2002 г. до 13,5 тыс. человек в 2008 году.

Таким образом, даже несмотря на все трудности, а порой, и откровенное игнорирование со стороны федеральной власти нужд академической науки, ученые академии вносят свой вклад в научное обеспечение агропромышленного комплекса, чтобы страна и ее агропромышленный сектор успешно вышли из мирового финансово-экономического кризиса. В настоящее время усилия ученых Академии направлены на изыскание резервов роста эффективности и повышения конкурентоспособности всех отраслей отечественного агропромышленного комплекса.

РОЛЬ И МЕСТО АГРАРНОЙ НАУКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И.Г. УШАЧЕВ,

академик, вице-президент Россельхозакадемии, директор ВНИИЭСХ, г. Москва

Ключевые слова: продовольственная безопасность, национальная безопасность, аграрная наука, стратегия развития, государственная программа, приоритетный национальный проект, государственная поддержка.

Проблема обеспечения продовольственной безопасности России возникла не сегодня, но лишь сейчас было признано целесообразным включить ее решение в Стратегию национальной безопасности Российской Федерации

до 2020 года, утвержденную Указом Президента РФ 12 мая 2009 г. Эта стратегия представляет собой официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики,

определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Она является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности, в котором излагаются порядок действий и меры по ее обеспечению, служит основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

В ближайшее время ожидается принятие специального Указа Президента о Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, над которой Минсельхоз России, другие федеральные министерства и ведомства совместно с учеными Россельхозакадемии работали в течение последнего времени.

Стратегической целью продовольственной безопасности Российской Федерации является надежное обеспечение населения страны качественной и безопасной сельскохозяйственной и рыбной продукцией, сырьем и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

Food safety, national safety, agrarian science, strategy of development, the state program, the priority national project, the state support.

Таблица 1

Основные показатели выполнения мероприятий, определенных Государственной программой в 2008 году, по развитию сельского хозяйства и сельских территорий

Основные показатели Предус- мотрено Факти- чески Выпол- нение, %, +/- пп.

1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), % 103,8 110,8 7,0

2. Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), % 104,8 103,4 -1,4

3. Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), % 102,9 117,6 14,7

4. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, % 115,0 97,5 -19,7

5. Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности (на члена хозяйства в месяц), руб. 7085,0 7752,1 109,4

6. Доля российского производства в формировании ресурсов,%: мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) 61,1 60,8 -0,3

молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) 78,3 77,8 -0,5

7. Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях, %: тракторы комбайны зерноуборочные комбайны кормоуборочные 5,2 7,4 11,8 5,2 7,4 11,8 выполнен выполнен выполнен

8. Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади, л.с. 134,0 145,3 108,4

9. Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий, % 104,8 104,8 выполнен

Выявляя роль и место российской аграрной науки в решении основных задач обеспечения продовольственной безопасности независимо от возможных изменений внешних и внутренних условий, мы попытались систематизировать основные тенденции и обозначить ряд ключевых принципов:

- во-первых, это обеспечение достаточности отечественного производства основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

- во-вторых, это внесение своего вклада в достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления;

- в-третьих, это обеспечение безопасности и качества пищевых продуктов.

Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы способствовала стабилизации и по большинству отраслей определенному росту производства, особенно в благоприятном 2008 году. Результаты ее реализации подробно изложены в Национальном докладе о ходе реализации Государственной программы, который в ближайшее время будет опубликован в открытой печати.

Оценивая в целом реализацию Государственной программы можно констатировать, что программные мероприятия в основном выполнены (табл. 1).

Вместе с тем важно отметить, что, несмотря на высокие темпы роста сельскохозяйственного производства, экономические показатели отрасли практически не улучшились. Прибыль сельскохозяйственных организаций лишь на 11,7 млрд руб. превысила уровень 2007 г., а рентабельность снизилась с 17,2 до 15,3%. Существенно возросла закреди-тованность хозяйств.

На государственную поддержку сельскохозяйственного производства в рамках Госпрограммы были предусмотрены ассигнования из федерального бюджета в виде субсидий в объеме 79,6 млрд руб., которые были полностью профинансированы. Но значительная доля этих субсидий ушла на компенсацию процентной ставки по кредитам, которые смогла получить примерно только треть хозяйств.

Низкий уровень доходности сельскохозяйственных организаций, а также усугубившиеся в последние месяцы 2008 г. финансовые затруднения привели к снижению объемов инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, вследствие чего индекс этого показателя оказался значительно ниже предусмотренного Государственной программой - на 17,5 процентных пункта.

Определенный прогресс был достигнут в социальной сфере. Среднемесячный объем располагаемых ресурсов в расчете на члена сельского домашнего хозяйства составил 7752 руб., превысив уровень 2007 г. на 32%, при целевом показателе Государственной программы - 9,4%. Хоть и медленно, но происходит сближение доходов сельского и городского населений.

Перевыполнены также основные целевые индикаторы социального обустройства сельских поселений: по вводу и приобретению жилья, обеспеченности сельского населения питьевой водой и газификации жилищного фонда.

Как уже неоднократно отмечалось, устойчивое развитие агропродоволь-ственного комплекса, обеспечение продовольственной безопасности может быть достигнуто лишь на основе новой парадигмы научно-технического развития, основанной на новых знаниях, инновационной и социально-ориентированной экономике.

В этой связи целесообразно кратко рассмотреть проблемы, возможности и перспективы развития основных отраслей агропромышленного комплекса с позиций научного обеспечения продовольственной безопасности страны.

Растениеводство

За последние десятилетия у уче-ных-растениеводов сложилось четкое представление об эффективности адаптивных ресурсоэкономных экологически безопасных и экономически эффективных технологий возделывания сельскохозяйственных культур на основе мобилизации генетических ресурсов растений и использования новейших методов селекции. Это позволило уже сейчас создать отечественные сорта пшеницы с продуктивностью применительно к различным зонам свыше 5-10 тонн с гектара, обладающие высокой комплексной устойчивостью к биотическим и абиотическим стрессорам. Селекционеры существенно продвинулись в создании высокопродуктивных сортов бобовых культур, риса, гибридов кукурузы, в селекции овощных культур и картофеля.

Предстоит продолжить разработки новых технологий управления продукционным потенциалом культур на основе дифференцированного использования ресурсов, расширить исследования по сортовой агротехнике с учетом возможных глобальных и локальных изменений климата и, наконец, подойти к проблеме достаточного производства растительного кормового белка.

Если совместить уже созданный научный задел с перспективными исследованиями и созданием необходимой материально-технической, экономической и социальной базы аграрного сектора, то мы реально сможем обеспечить не только продовольственную независимость нашей страны при полноценном питании населения, но и по мере наращивания производства Россия может стать серьез-

Экономика

ным экспортером сельскохозяйственной продукции, особенно зерна.

Животноводство

Наиболее сложные проблемы с позиций обеспечения продовольственной безопасности страны сложились в отрасли животноводства, являющейся основным производителем высококачественного животного белка, доля которого в суточном рационе населения достигает 40%.

За последние годы учеными и практиками получены хорошие результаты в птицеводстве. Активно в этом отношении ведется работа в свиноводстве. Ученые животноводы создали новые высокоэффективные селекционные формы сельскохозяйственных животных и птицы с мировыми уровнями продуктивности, которые позволили кардинально улучшить качественное состояние животноводческой отрасли.

Следует отметить, что важнейшим направлением современной биологической науки является биотехнология, включающая клеточную и генную инженерию, позволяющую резко повысить эффективность селекции сельскохозяйственных животных, сделать отрасль не только производителем пищевых продуктов, но и других веществ для нужд, например, медицины, что практически было невозможным при использовании традиционных методов племенной работы.

В целом существует мнение, что двадцать первое столетие будет веком генноинженерной и клеточной селекции сельскохозяйственных животных, и основы для этого уже созданы.

Также одним из перспективных направлений в животноводстве является использование в управлении продукционными процессами последних достижений в области электроники, компьютерных и информационных технологий. В частности, оснащение машин для приготовления и раздачи кормов электронными взвешивающими устройствами, рабочими органами для самозагрузки, доизмельнения, смешивания и дозированной выдачи полнорационных кормосмесей животным позволит эффективно управлять продукционным процессом на фермах крупного рогатого скота, регулировать не только величину продуктивности животных, но и качество получаемой продукции и величину издержек на ее производство.

Как и в растениеводстве, в животноводстве за последние годы выросли качественные показатели по молочному направлению и в птицеводстве. Однако освоение научных достижений отечественной науки в массовом производстве сдерживается ресурсным и финансовым обеспечением, несовершенством ценообразования и как результат - крайне низкой рентабельностью производства.

Пищевая промышленность

В последние годы предприятия отечественной пищевой промышленности

в жесткой конкурентной борьбе с зарубежными фирмами предпринимают усилия по сокращению неоправданно высокой доли импортных продуктов на отечественном рынке: прежде всего растительного масла, кондитерских изделий, отдельных видов мясных и молочных продуктов.

Большое внимание институтами РАСХН уделяется созданию функциональных продуктов, обогащенных белками, витаминами, микроэлементами и другими нутриентами с целью придания им специфических заданных свойств для диетического, профилактического, детского и геродиетического питания.

Для обеспечения безопасности продовольствия предстоит завершить работу по разработке технических регламентов сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, на основе фундаментальных исследований в области науки о питании привести в соответствие с международными требованиями показатели безопасности сырья и пищевых продуктов.

Материально-техническая база

Обеспечение продовольственной безопасности напрямую связано с технической оснащенностью сельскохозяйственных товаропроизводителей по всему основному перечню сельхозмашин и оборудования. Именно машиннотехнологический комплекс сельского хозяйства, как инновационная база аграрного производства, является важнейшей производственной системой, которая регулирует объемы, качество и экономические характеристики конечной сельскохозяйственной продукции.

Минсельхозом России, Минпромтор-гом России и ведущими аграрными институтами разработана Стратегия машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 г., в которой на основе анализа машинно-технологических ресурсов сельского хозяйства и их использования определены основные направления, принципы и этапы машинно-технологической модернизации в растениеводстве, животноводстве и других отраслях сельского хозяйства.

Подготовлен также проект Энергетической стратегии сельского хозяйства России на период до 2020 г. Завершена работа над проектом Стратегии технической и технологической модернизации животноводства до 2020 г.

При этом образуется замкнутый круг, когда хозяйства не могут приобрести отечественную технику, промышленность сокращает и без того мизерное ее производство, что в свою очередь отрицательно сказывается на уровне производства. На наш взгляд, повышая уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, нужно одновременно открыть для них рынок отечественных сельскохозяйственных машин и оборудования под гарантии государства, особенно по ресурсосберегающей технике.

Особое внимание должно быть уделено обновлению оборудования пищевой промышленности. Сегодня аграрный сектор находится практически в полной зависимости от зарубежных производителей и поставщиков техники. Поэтому назрела острая необходимость, во-первых, в разработке и принятии Федеральной целевой программы «Развитие машиностроения для АПК», реально обеспечивающей решение задачи комплексной модернизации сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности. Во-вторых, необходимо создать с участием государства мощную сельхозмашиностроительную корпорацию, которая могла бы объединить ресурсы на приоритетных направлениях технологической модернизации сельского хозяйства. В-третьих, созрела необходимость поддержки возрождения системы инженерно-технического обслуживания на селе и обеспечении доступа к ней основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Земельные отношения

Еще одной составляющей решения проблемы продовольственной безопасности является воспроизводство основных производственных ресурсов, прежде всего, земельных. Проблема использования сельскохозяйственных земель непосредственно связана с земельными отношениями. Надо отдать должное Минсельхозу России, которое с самого начала настаивало на передаче себе этих функций, и сейчас совместно с учеными Россельхозакадемии ведется активная работа по изменению Земельного кодекса и Закона «Об обороте земель сельхозназначения».

Особое значение аграрная наука придает сохранению и расширению площадей мелиорированных земель, доля которых в 2020 г. в общей площади пашни должна составить около 15%. При использовании на мелиорированных землях уже апробированных высокоэффективных агротехнологий вполне реальны стабильные урожаи растениеводческой продукции в пределах 7-10 тыс. кормовых единиц с одного гектара орошаемых земель.

Если говорить об общих вызовах XXI столетия мировому и российскому сельскому хозяйству, то нельзя не учитывать, так называемый, разлад с природой, снижение плодородия почвы и биологического разнообразия. В России одновременно идет два противоположных процесса: почвоутомление на интенсивно используемых землях и потеря десятков миллионов продуктивных сельскохозяйственных угодий.

Кадровое обеспечение

На одно из первых мест в осуществлении задач устойчивого развития сельского хозяйства и соответственно продовольственной независимости страны выходит его кадровое обеспечение. Здесь несколько проблем. Во-первых, относительно низкий уровень про-

Экономика

изводительности труда, который, по оценкам ряда исследователей, ниже, чем в развитых странам мира, в среднем, в пять и более раз. Во-вторых, продолжающийся уход из отрасли квалифицированных рабочих кадров и управленцев. Это связано как с низким уровнем оплаты труда, так и несопоставимыми с городом уровнем жизни.

Основной фактор сельской бедности, наряду с низкой оценкой сельскохозяйственного труда, - безработица. Массовое банкротство сельскохозяйственных организаций привело к потере рабочих мест и, что весьма тревожно, к потере престижности сельскохозяйственного труда. Но при таком уровне сельской бедности не может быть высокоэффективного сельскохозяйственного производства.

Вот почему хотелось бы еще раз обратить внимание на необходимость разработки отраслевой программы создания и сохранения рабочих мест в сельском хозяйстве и несельскохозяйственной сфере деятельности в сельской местности и утверждения Концепции устойчивого развития сельских территорий, в которой определить меры социально-экономического, правового и административного характера.

Важным условием реализации Доктрины продовольственной безопасности является создание эффективной системы формирования и использования кадрового потенциала во всех отраслях агропромышленного комплекса. Для решения этой задачи Минсельхоз России разработал проект Целевой программы кадрового обеспечения АПК, предусматривающий качественные сдвиги в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров. Вызывает большую озабоченность то, что почти три четверти выпускников сельскохозяйственных вузов не идут работать по специальности на село. С одной стороны, по причинам, о которых мы уже говорили выше, с другой - из-за отсутствия рабочих мест и нормальных социальных условий.

Одно из наиболее уязвимых мест для обеспечения продовольственной безопасности страны - это сохраняющаяся низкая доходность сельскохозяйственного производства. Прибыль в среднем на одну сельхозорганизацию в 2008 г. составила 4-4,9 млн руб., или 7,9 млн на одно прибыльное хозяйство. Обеспечивать устойчивый экономический рост, располагая такими средствами, в современных условиях невозможно, какие бы льготы при получении кредитов и использовании лизинга не были созданы. Решение этой проблемы возможно в нескольких направлениях: модернизация производства и повышение на этой основе производительности труда; эффективная ценовая политика на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия и государственная поддержка сельскохозяй-

ственных товаропроизводителей на более высоком уровне.

Ценообразование

По-прежнему остается нерешенной проблема формирования цен на агро-продовольственном рынке. Темпы роста потребительских цен на розничном рынке существенно отличаются от динамики закупочных цен у сельскохозяйственных товаропроизводителей. В результате падает их доля в конечной цене и сдерживается потребительский спрос населения. Таким образом, страдает и производитель, и потребитель. Особенно остро это проявилось в прошлом году на рынках зерна и молока (рис. 1, 2).

Поэтому не случайно в прошлом году продовольственная инфляция достигла 16,5%, в то время как в сельском хозяйстве рост цен в декабре 2008 г. к декабрю 2007 г. составил лишь 2,5%. Можно еще как-то оправдать рост цен на те продукты, по которым высокой остается доля импорта, но нельзя дать разумное объяснение, например, по хлебу, цены на который выросли более чем на 25% при огромных объемах производства и экспорта зерна (рис. 3).

Еще одна проблема, заслуживающая внимание - доступ сельхозтоваропроизводителей на рынок. Согласно мониторингу реализации Гос-программы, который проводился в 30 регионах страны всех административных округов, во время которого было опрошено более 15000 респондентов, на вопрос о том, испытывают ли они трудности при реализации сельхозпродукции, почти 60% ответили утвердительно. Кстати, та разница в ценах, которая складывается на агропродо-вольственном рынке, является следствием отсутствия реальной инфраструктуры а гро продовольствен но го рынка. Национальные проект и Госпрог-рамма предусмотрели развитие сбытовой кооперации для мелкотоварного производства, но большая часть созданных кооперативов так и не работает. Видимо, необходимо еще раз вернуться к этому вопросу, сформировать ведомственную целевую программу по развитию кооперации, предусмотрев в ней целый ряд экономических стимулов и организационных мер, имея в виду ослабление монополизма, государственную поддержку создания заготовительной инфраструктуры и переработки продукции, льготное кредитование, инвестиционную деятельность и другие.

Еще один вопрос связан с предотвращением массового банкротства товаропроизводителей. За последние четыре года эту процедуру прошли около 20 тыс. сельхозорганизаций. В таких условиях организовать стабильно развивающееся производство невозможно, какие бы организационно-правовые формы не преобладали в отрасли. Из 280 тыс. созданных за годы ре-

форм крестьянских хозяйств в настоящее время лишь 126 тыс., или менее их половины, продолжают заниматься сельскохозяйственным производством.

Дело все в том, что банкротство зачастую принимает самые уродливые формы: вывозится и, в конечном счете, уничтожается скот, остаются бесхозными и забрасываются земли.

Получается так, что, с одной сто-

Экономика

роны, тратятся немалые средства на завоз скота, восстановление заброшенных земель, привлечение кадров, а с другой - ликвидируется производство. Здесь могут быть два выхода -или просто надо менять управление хозяйством или действующий механизм. Чаще всего и то, и другое.

Говоря о поддержке агропромышленного производства, мы имеем в виду не только сельскохозяйственных

1

-•—средние потребительские цени на хлеб II булочные изделия ю пшеничной муки III 2 сортов -•-средние цены производителей на муку (всего) средние цены производителей нл зерно

Рисунок 1. Цены производителей на зерно, муку, потребительская на хлеб и булочные изделия, руб./т

цена

-♦-Ц'-ны сельскохозяйственных товаропроизводителе!! на молоко -•-цены процзводігтелей на молоко цельное •«^потребительские цены на молоко цельное разливное

Рисунок 2. Цены производителей на молоко, молоко цельное, потребительская цена на молоко цельное, руб./т

Рисунок 3. Структура продовольственной инфляции в России

товаропроизводителей, но и поддержку потребителей продовольствия. Здесь могут быть использованы различные формы: это и школьное питание, поддержка малоимущих слоев населения, и другие. Следует отдать должное нашему Правительству, что государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей сегодня является одним из основных направлений государственной аграрной политики. В 2008 году господдержка на федеральном уровне осуществлялась по 11 направлениям и составила более 130 млрд рублей из бюджетов всех уровней.

В настоящее время эффективность государственной поддержки сельхозпроизводства из федерального бюджета определяется приростом производства продукции сельского хозяйства в стоимостном выражении на 1 рубль субсидий, поддержкой совокупного уровня дохода сельскохозяйственных товаропроизводителей, приростом основных фондов на 1 рубль привлеченных инвестиционных кредитов и др. Однако, на наш взгляд, одной из самых сложных задач является выделение влияния размера бюджетных субсидий как фактора, влияющего на показатель их эффективности. Отделить влияние бюджетных субсидий от многих других факторов, как правило, трудно или даже невозможно, особенно если приходится иметь дело с целым набором результативных показателей, включая валовой сбор, урожайность отдельной сельскохозяйственной культуры, продуктивность скота, надой молока и т.д.

Вот почему нам, экономистам-аг-рарникам, необходимо срочно подготовить научно-обоснованную методику определения эффективности использования выделяемых государственных средств, а также представить предложения исполнительным и законодательным органам власти, существенно улучшающие экономическую модель регулирования агропродовольственно-го производства и аграрного рынка.

Необходимо продолжить совершенствование внешнеэкономических условий функционирования агропродо-вольственного рынка, несмотря на то, что за последние годы в этом отношении было сделано достаточно много. Одним из значимых событий последнего времени является формирование Таможенного союза трех государств: Белоруссии, Казахстана и России и изменение формата вступления России в ВТО с персонального (странового) на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

коллективное.

Что касается изменения формата вступления России в ВТО, то прежде всего хотелось бы отметить, что ВТО

- это организация торгового бизнеса и ей пока никто не давал права вмешиваться и регламентировать сферу услуг, сферу интеллектуальной собственности, решение политических вопросов, то есть все те сферы, куда переговорщики все время хотели войти.

Изменив формат вступления, мы получаем возможность снять все политические претензии к России, потому что межгосударственная Таможенная комиссия уполномочена представлять только интересы в сфере торговли товарами.

В качестве аналога можно рассматривать Евросоюз, у которого сформирована мощная таможеннотарифная защита, и уровень поддержки сельхозтоваропроизводителей составляет 36 евроцентов на один евро произведенной продукции. На поддержку своих сельхозтоваропроизводителей только из централизованного бюджета Европейского союза тратится около 45 млрд. евро в год. Кроме того, отдельные государства имеют свои бюджеты поддержки. Поэтому наши новые переговорщики могут ориентироваться не на сверх-либеральные внешние тарифы, равные примерно 12%, а на действующие тарифы Европейского союза.

Следует лишь иметь в виду, что для обеспечения продовольственной безопасности предстоит решать одновременно как минимум четыре взаимосвязанных и весьма капиталоемких задачи:

- технико-технологическую модернизацию сельского хозяйства и пищевой промышленности, сферы производственного обслуживания АПК;

- формирования кадрового потенциала отрасли, способного осваивать инновации;

- проведение масштабных работ по восстановлению производства на заброшенных сельскохозяйственных угодьях, в том числе увеличения посевов примерно на 25-30 млн. га;

- создание современной социальной инфраструктуры сельских территорий (жилье, дороги и др.), без чего реализация намеченных целей невозможна.

Поэтому потребуется комплексная оценка потребности в инвестициях и источниках их покрытия, так как именно инвестиционные ограничения яв-

Экономика

ляются наряду с экономическими условиями, основными факторами, сдерживающими устойчивое развитие АПК.

Многие из этих вопросов с точки зрения научного обеспечения отражены в концепции развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации до 2025 года. Возможно, с учетом сложившейся ситуации и новых задач, в нее целесообразно будет внести определенные коррективы.

В проекте Доктрины продовольственной безопасности для оценки степени достижения продовольственной безопасности обозначены следующие пороговые значения показателя удельного веса отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка, составляющего:

- по зерну и картофелю - не менее 95%;

- по сахару и растительному маслу - не менее 80%;

- по мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо) - не менее 85%,

- по молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко) - не менее 90%;

- по рыбе и рыбопродуктам - не менее 80%.

В настоящее время эти показатели, по данным Минсельхоза России, следующие: по растительному маслу

- 86%; по свинине и птице - 65%; по рыбе - 63%; по говядине - 60%; по сахару - 60%; по овощам - 60%; по фруктам - 40%.

Для того, чтобы выйти на показатели продовольственной независимости с учетом допустимой доли импорта и обеспечения рациональных норм питания населения нам потребуется увеличить производство молока, мяса и овощей примерно в 1,5 раза, а фруктов - более чем в 2 раза.

Таким образом, страна располагает всеми возможностями, чтобы в относительно сжатые сроки обрести продовольственную независимость. Задача ученых Россельхозакадемии при своих исследованиях и разработках экономических и технико-технологических проблем считать эту задачу приоритетной.

Мы рассчитываем, что при поддержке государства и субъектов Российской Федерации, заинтересованности предпринимательских структур страна сможет существенно продвинуться в ее решении уже в ближайшее время.

Литература

1. Национальный доклад о ходе реализации в 2008 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (проект). М. : Мин-сельхоз России, 2009.

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. М. : Минсельхоз России, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.