Научная статья на тему 'Особенности государственной поддержки обеспечения сельхозтоваропроизводителей горюче-смазочными материалами и электроэнергией как мера повышения энергетической эффективности в процессах производства агропромышленной продукции'

Особенности государственной поддержки обеспечения сельхозтоваропроизводителей горюче-смазочными материалами и электроэнергией как мера повышения энергетической эффективности в процессах производства агропромышленной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СЕЛЬХОЗТОВАРОПРИЗВОДИТЕЛИ / ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА / АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / СУБСИДИИ / ПРОЦЕНТЫ ПО КРЕДИТАМ / КРАТКОСРОЧНЫЕ КРЕДИТЫ / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / НЕСВЯЗАННАЯ ПОДДЕРЖКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / СДЕРЖИВАНИЕ / РОСТ ЦЕН / STATE SUPPORT / PROVISION / AGRICULTURAL PRODUCERS / FUELS AND LUBRICANTS / ELECTRICITY / ECONOMIC EFFICIENCY / PRODUCTION PROCESS / AGRICULTURAL PRODUCTS / FEDERAL LEVEL / REGIONAL LEVEL / SUBSIDIES / INTEREST ON LOANS / SHORT-TERM LOANS / CONCESSIONAL LENDING / UNRELATED SUPPORT / FEDERAL BUDGET / REGIONAL SUPPORT / CONTAINMENT / PRICE GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев К. И.

Исследование посвящено государственной поддержке обеспечения сельхозтоваропроизводителей горюче-смазочными материалами и электроэнергией как мере повышения энергетической эффективности в процессах производства агропродовольственной продукции в России. Рассмотрены льготное кредитование сельхозтоваропроизводителей по процентной ставке по краткосрочным кредитам и субсидии на приобретении энергоресурсов по ставке из расчета на 1 га посевных площадей с учетом почвенно-климатических и иных условий ведения растениеводства (несвязанная поддержка); региональный опыт государственной поддержке обеспечения сельхозтоваропроизводителей ГСМ и электроэнергией; государственные меры по сдерживанию роста цен на ГСМ и электроэнергию. В работе приведены данные, содержащиеся в принятых официальных документах Федеральном законе № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на период 2019 и 2020 годов», Федеральном законе № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», постановлениях Правительства Российской Федерации; данные Правительства Российской Федерации, Минсельхоза России, Росстата, Центрального банка Российской Федерации, АО «Россельхозбанк», ПАО «Сбербанк России», Информационно-правового портала и ЗАО Крестьянские ведомости, а также материалы Всероссийского совещания агроинженерных служб, прошедшего в 2018 г., Всероссийского агрономического и агроинженерного совещании и парламентских слушаний на тему «Продовольственная безопасность Российской Федерации и наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции: правовые аспекты», прошедших в 2019 г.;, XXIX съезда АККОР. Основные положения: для повышения энергетической эффективности в процессах производства агропродовольственной продукции России необходимо рациональное потребление ГСМ и электроэнергии в сельском хозяйстве;при постоянном росте цен на энергоресурсы требуется эффективная государственная поддержка обеспечения сельхозтоваропроизводителей необходимыми ГСМ и электроэнергией как на федеральном, так и на региональном уровнях;для выполнения этой задачи используются: льготное кредитование сельхозтоваропроизводителей по процентной ставке по краткосрочным кредитам; субсидии на приобретении энергоресурсов по ставке из расчета на 1 га посевных площадей с учетом почвенно-климатических и иных условий ведения растениеводства (несвязанная поддержка); региональная поддержка обеспечения сельхозтоваропроизводителей ГСМ и электроэнергией; государственные меры по сдерживанию роста цен на ГСМ и электроэнергию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексеев К. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF STATE SUPPORT FOR AGRICULTURAL PRODUCERS OF FUEL AND LUBRICANTS MATERIALS AND ELECTRICITY AS A MEASURE ENERGY EFFICIENCY IN PROCESSES PRODUCTION OF AGRICULTURAL PRODUCTS

The research is devoted to the state support of providing agricultural producers with fuels and lubricants and electricity as a measure of increasing energy efficiency in the production of agricultural products in Russia. The preferential crediting of agricultural producers at the interest rate on short-term loans and subsidies for the acquisition of energy resources at the rate of 1 hectare of acreage, taking into account soil and climatic and other conditions of crop production (unrelated support); regional experience in state support of providing agricultural producers with fuel and electricity; government measures to curb the growth of prices for fuel and electricity. The paper presents the data contained in the adopted official documents Federal law No. 362-FZ "On the Federal budget for 2018 and for the period 2019 and 2020", Federal law No. 459-FZ "On the Federal budget for 2019 and the planning period 2020 and 2021", resolutions of the Government of the Russian Federation; the data of the Government of the Russian Federation, the Ministry of agriculture of Russia, Rosstat, Central Bank of the Russian Federation, JSC "Russian agricultural Bank", PJSC "Sberbank of Russia" legal Information portal and ZAO Peasant Gazette, and proceedings of the national conference of agricultural engineering services, held in 2018, national agronomic and agricultural engineering meeting and the parliamentary hearings on the theme "food security of the Russian Federation and increasing exports of agricultural products: regulatory aspects", held in 2019;, XXIX Congress of AKKOR. Main provisions: to improve energy efficiency in the production of agro-food products in Russia, it is necessary to rational consumption of fuels and lubricants and electricity in agriculture;with a constant increase in energy prices, effective state support is required to provide agricultural producers with the necessary fuels and lubricants and electricity both at the Federal and regional levels;to perform this task are used: concessional lending to agricultural producers at the interest rate on short-term loans; subsidies for the acquisition of energy resources at the rate of 1 hectare of acreage, taking into account soil and climatic and other conditions of crop production (unrelated support); regional support for the provision of agricultural producers of fuels and lubricants and electricity; government measures to curb the growth of prices for fuels and lubricants and electricity.

Текст научной работы на тему «Особенности государственной поддержки обеспечения сельхозтоваропроизводителей горюче-смазочными материалами и электроэнергией как мера повышения энергетической эффективности в процессах производства агропромышленной продукции»

«ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»

УДК 338.43.02:339.18:631.3:631.16:658.155

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ КАК МЕРА ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССАХ ПРОИЗВОДСТВА АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

К.И Алексеев, к.э.н., ведущий научный сотрудник Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийский научно-исследовательский институт

экономики сельского хозяйства» (ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ) E-mail: [email protected]

Аннотация. Исследование посвящено государственной поддержке обеспечения сельхозтоваропроизводителей горюче-смазочными материалами и электроэнергией как мере повышения энергетической эффективности в процессах производства агропродовольственной продукции в России. Рассмотрены льготное кредитование сельхозтоваропроизводителей по процентной ставке по краткосрочным кредитам и субсидии на приобретении энергоресурсов по ставке из расчета на 1 га посевных площадей с учетом почвенно-климатических и иных условий ведения растениеводства (несвязанная поддержка); региональный опыт государственной поддержке обеспечения сельхозтоваропроизводителей ГСМ и электроэнергией; государственные меры по сдерживанию роста цен на ГСМ и электроэнергию. В работе приведены данные, содержащиеся в принятых официальных документах - Федеральном законе № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на период 2019 и 2020 годов», Федеральном законе № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», постановлениях Правительства Российской Федерации; данные Правительства Российской Федерации, Минсельхоза России, Росстата, Центрального банка Российской Федерации, АО «Россельхозбанк», ПАО «Сбербанк России», Информационно-правового портала и ЗАО Крестьянские ведомости, а также материалы Всероссийского совещания агроинженерных служб, прошедшего в 2018 г., Всероссийского агрономического и агроинженерного совещании и парламентских слушаний на тему «Продовольственная безопасность Российской Федерации и наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции: правовые аспекты», прошедших в 2019 г.;, XXIX съезда АККОР. Основные положения: - для повышения энергетической эффективности в процессах производства агропродовольственной продукции России необходимо рациональное потребление ГСМ и электроэнергии в сельском хозяйстве;при постоянном росте цен на энергоресурсы требуется эффективная государственная поддержка обеспечения сельхозтоваропроизводителей необходимыми ГСМ и электроэнергией как на федеральном, так и на региональном уровнях;для выполнения этой задачи используются: льготное кредитование сельхозтоваропроизводителей по процентной ставке по краткосрочным кредитам; субсидии на приобретении энергоресурсов по ставке из расчета на 1 га посевных площадей с учетом почвенно -климатических и иных условий ведения растениеводства (несвязанная поддержка); региональная поддержка обеспечения сельхозтоваропроизводителей ГСМ и электроэнергией; государственные меры по сдерживанию роста цен на ГСМ и электроэнергию.

Ключевые слова: государственная поддержка, обеспечение, сельхозтоваропризводители, горючесмазочные материалы, электроэнергия, экономическая эффективность, процесс производства, агропромышленная продукция, федеральный уровень, региональный уровень, субсидии, проценты по кредитам, краткосрочные кредиты, льготное кредитование, несвязанная поддержка, федеральный бюджет, региональная поддержка, сдерживание, рост цен.

PECULIARITIES OF STATE SUPPORT FOR AGRICULTURAL PRODUCERS OF FUEL AND

LUBRICANTS MATERIALS AND ELECTRICITY AS A MEASURE ENERGY EFFICIENCY IN PROCESSES PRODUCTION OF AGRICULTURAL PRODUCTS

КЛ. Аlekseev, candidate of economic sciences Federal Research Center of Agrarian Economy and Social Development of Rural Areas - All-Russian Research

Institute of Rural Economics

Annotation. The research is devoted to the state support of providing agricultural producers with fuels and lubricants and electricity as a measure of increasing energy efficiency in the production of agricultural products in Russia. The preferential crediting of agricultural producers at the interest rate on short-term loans and subsidies for the

acquisition of energy resources at the rate of 1 hectare of acreage, taking into account soil and climatic and other conditions of crop production (unrelated support); regional experience in state support of providing agricultural producers with fuel and electricity; government measures to curb the growth of prices for fuel and electricity. The paper presents the data contained in the adopted official documents - Federal law No. 362-FZ "On the Federal budget for 2018 and for the period 2019 and 2020", Federal law No. 459-FZ "On the Federal budget for 2019 and the planning period 2020 and 2021", resolutions of the Government of the Russian Federation; the data of the Government of the Russian Federation, the Ministry of agriculture of Russia, Rosstat, Central Bank of the Russian Federation, JSC "Russian agricultural Bank", PJSC "Sberbank of Russia" legal Information portal and ZAO Peasant Gazette, and proceedings of the national conference of agricultural engineering services, held in 2018, national agronomic and agricultural engineering meeting and the parliamentary hearings on the theme "food security of the Russian Federation and increasing exports of agricultural products: regulatory aspects", held in 2019;, XXIX Congress of AKKOR.

Main provisions: - to improve energy efficiency in the production of agro-food products in Russia, it is necessary to rational consumption of fuels and lubricants and electricity in agriculture;with a constant increase in energy prices, effective state support is required to provide agricultural producers with the necessary fuels and lubricants and electricity both at the Federal and regional levels;to perform this task are used: concessional lending to agricultural producers at the interest rate on short-term loans; subsidies for the acquisition of energy resources at the rate of 1 hectare of acreage, taking into account soil and climatic and other conditions of crop production (unrelated support); regional support for the provision of agricultural producers of fuels and lubricants and electricity; government measures to curb the growth of prices for fuels and lubricants and electricity.

Key words: state support, provision, agricultural producers, fuels and lubricants, electricity, economic efficiency, production process, agricultural products, Federal level, regional level, subsidies, interest on loans, short-term loans, concessional lending, unrelated support, Federal budget, regional support, containment, price growth,.

Для повышения энергетической эффективности в процессах производства агропродовольственной продукции России необходимо рациональное потребление ГСМ и электроэнергии в сельском хозяйстве. Динамика цен на ГСМ и электроэнергию показывает их постоянный рост.

На парламентских слушаниях на тему «Продовольственная безопасность Российской Федерации и наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции: правовые аспекты», проведенных Комитетом Государственной Думы по аграрным вопросам 15 апреля 2019 г., первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов сообщил, что в последние три года ежегодно в период весенне-полевых работ цены на ГСМ росли в пределах от 9 до 17 %, а в прошлом году удорожание обошлось сельхозтоваропроизводителям в 41 млрд. руб., из которых только 5 млрд. руб. были компенсированы государством благодаря осуществлению несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства для приобретения дизельного топлива на проведение сезонных полевых работ.

По данным Росстата средние цены на приобретенные сельскохозяйственными организациями жидкое топливо и смазочные материалы в среднем за год выросли в 2017 г. по сравнению с 2012 г. на 44,8 %, в том числе на бензин автомобильный - на 37,8 %, топливо дизельное - на 46,1 % и масла нефтяные смазочные и дистилляты тяжелые - на 41,1 %. Средняя цена на бензин автомобильный в 2017 г. составила 45056 руб./т (в 2013 г. - 32181 руб./т), на топливо дизельное - 38464 руб./т (в 2013 г. - 31162 руб./т), на масла нефтяные смазочные и дистилляты тяжелые - 100826 руб./т (в 2013 г. - 46041 руб./т) [1]. По данным ЦДУ ТЭК Минэнерго России на 10 января 2019 г., в 2018 г. среднероссийская мелкооптовая цена топлива дизельного летнего составила 51377 руб./т, топлива дизельного зимнего - 53652 руб./т, автобензина Аи-92 - 49752 руб./т. По сравнению с 2017 годом дизельное топливо летнее подорожало на 15,2 %, зимнее - на 9,1%, автобензин - на 6,5% [2].

По данным Росстата средние цены на приобретенные сельскохозяйственными организациями электрическую энергию в среднем за год с 2012 по 2017 годы постоянно росли. Например, цены на электрическую энергию за данный период времени выросли на 40,7 %. Средняя цена на электроэнергию 2017 г. составила 5282 руб./МВт час (в 2013 г. - 4032 руб./ МВт час). [1]. Тариф на электрическую энергию для сельхозтоваропроизводителей в среднем по Российской Федерации в первом квартале 2018 г. - 5,86 руб./кВт-ч [3], а на конец января 2019 г. - 8 руб./кВт-ч [4]. Поэтому требуется эффективная государственная поддержка обеспечения сельхозтоваропроизводителей необходимыми ГСМ и электроэнергией как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Цель исследования - обосновать необходимость эффективной государственной поддержки обеспечения сельхозтоваропроизводителей ГСМ и электроэнергией как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Поставлены следующие задачи:

- рассмотреть существующие на данный момент виды господдержки обеспечения сельхозтоваропроизводителей необходимыми ГСМ и электроэнергией;

- предложить направления совершенствования существующей на данный момент государственной поддержки обеспечения сельхозтоваропроизводителей необходимыми ГСМ и электроэнергией.

Исследования проводятся в рамках тематического плана исследований ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ. Объектом изучения стала государственная поддержка обеспечения сельхозтоваропроизводителей

необходимыми ГСМ и электроэнергией как на федеральном, так и на региональном уровнях. Источниками эмпирической информации стали данные принятых официальных документов, Правительства Российской Федерации, Минсельхоза России, Росстата, Центрального банка Российской Федерации, АО «Россельхозбанк», ПАО «Сбербанк России», Информационно-правового портала и ЗАО Крестьянские ведомости, а также материалы Всероссийского совещания агроинженерных служб, прошедшего в 2018 г., Всероссийского агрономического и агроинженерного совещания и парламентских слушаний на тему «Продовольственная безопасность Российской Федерации и наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции: правовые аспекты», прошедших в 2019 г.; XXIX съезда АККОР. При определении направлений совершенствования существующей на данный момент государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей необходимыми ГСМ и электроэнергией использовались аналитический метод и метод экспертных оценок.

Сельхозтоваропроизводители приобретают ГСМ и электрическую энергию в основном за счет получения средств на проведение сезонных полевых работ, связанных с производством растениеводческой продукции, и на проведение сезонных работ, связанных с производством животноводческой продукции, на условиях предоставления кредитов. Основным кредитором сельхозтоваропроизводителей на проведение сезонных полевых работ, связанных с производством растениеводческой продукции, и на проведение сезонных работ, связанных с производством животноводческой продукции, является АО «Россельхозбанк».

АО «Россельхозбанк» предлагает кредиты юридическим лицам (в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам в статусе юридических лиц) и индивидуальным предпринимателям (в том числе главам крестьянских (фермерских) хозяйств) на проведение сезонных работ, связанных с производством растениеводческой продукции (в том числе на приобретение ГСМ и электроэнергии, используемой для орошения), а также на проведение сезонных работ, связанных с производством животноводческой продукции (в том числе на приобретение ГСМ). Сумма кредита определяется с учетом производственных результатов деятельности заемщика, его финансового состояния, задолженности перед Банком и другими кредитными организациями по кредитам на текущие цели. Срок кредита до 12 месяцев. Погашение основного долга по индивидуальному графику. Кредиты выдаются под залог ликвидного имущества (в том числе залог продукции будущего урожая). Заемщик должен иметь срок ведения хозяйственной деятельности не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации. Ставка кредита в зависимости от возможностей и финансового состояния заемщика составляет от 5 до 19 % годовых. По данным Минсельхоза России, в 2018 году АО «Росельхозбанк» как основной кредитор сельхозтоваропроизводителей, был докапитализирован на 25 млрд. руб. Приняла поправка в проект бюджета на 2019-2021 годы, согласно которым АО «Россельхозбанк», будет докапитализирован на 15 млрд. руб. в 2019 году и еще на 10 млрд. руб. в 2020 году.

ПАО «Сбербанк России» также предоставляет кредиты на проведение сезонных полевых работ, связанных с производством растениеводческой продукции. ПАО «Сбербанк России» предоставляет сальхозтоваропроизводителям кредит под залог будущего урожая. Цель кредитования - финансирование затрат на проведение посевных и комплекса сезонно-полевых работ (в том числе на закупку ГСМ и электроэнергии для орошения). Он рассчитан на таких клиентов, как юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся растениеводством. Срок кредитования до 1,5 лет. Льготный период по уплате основного долга -возможно до 12 месяцев. Сумма финансирования составляет не более размера затрат согласно согласованного с банком ТЭО по кредиту или не более 85 % плановой выручки от реализации будущего урожая сельскохозяйственных культур, уменьшенной на сумму всех ранее предоставленных заемщику кредитов, источником погашения которых является выручка от реализации будущего урожая сельхозкультур.

С 2017 г. действует схема льготного кредитования аграриев по процентной ставке по краткосрочным кредитам, составляющая не менее 1 % годовых и не более 5 % годовых. В течение срока действия кредитного договора (соглашения) размер субсидии, предоставляемой уполномоченным банкам, рассчитывается исходя из 100 % ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на каждую дату начисления уполномоченным банком процентов по кредитному договору (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1528). В соответствии с Приказом Минсельхоза России от 24.01.2017 N 24 (ред. от 29.08.2018) «Об утверждении перечней направлений целевого использования льготных краткосрочных и инвестиционных кредитов и льготных инвестиционных кредитов» в перечень направления целевого использования льготных краткосрочных кредитов включены затраты сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов) по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с 1 января 2017 г. на срок до 1 года, на приобретение энергоресурсов, в том числе ГСМ и электроэнергии, используемой для выращивания сельскохозяйственных культур в защищенном грунте и на орошаемых землях, а также при выращивании посадочного материала.

По данным Центрального банка Российской Федерации, с 3.08.2015 года ключевая ставка составляла 11 % годовых, а с 19.09.2016 года она была снижена до 10 %. С 17.12.2018 года ключевая ставка составляет 7,75 % годовых.

К числу банков, занимающихся льготным кредитованием, Банком России отнесены системно значимые российские кредитные организации. В перечень этих организаций входят 10 банков, на долю которых приходится более 60 % совокупных активов российского банковского сектора: АО «ЮниКредит Банк», Банк

«ГПБ» (АО), Банк «ВТБ» (ПАО), АО «Альфа-Банк», ПАО «Сбербанк России», ПАО Банк «ФК Открытие», ПАО «Росбанк», ПАО «Промсвязьзанк», АО «Райффайзенбанк», АО «Россельхозбанк». При расчете суммарного размера субсидий, предоставляемых уполномоченным банкам по планируемым к выдаче льготным краткосрочным кредитам на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, применяется повышающий коэффициент в размере 1,2. Кроме того Комиссией по координации вопросов кредитования АПК утверждены 15 региональных уполномоченных банков из 27 поданных заявок на участие в новом механизме льготного кредитования [5]. По данным Минсельхоза России от 28 мая 2018 г., было принято решение о включении в перечень уполномоченных банков АО АКБ «ЦентроКредит» и АКБ содействия благотворительности и духовному развитию Отечества «Пересвет».

Правительство Российской Федерации готово рассмотреть предложения по изменению критерия отбора банков для участия в программе льготного кредитования АПК, заменив в этом качестве размер собственного капитала банков на их кредитный рейтинг. Небольшие сельхозорганизации испытывают трудности с получением льготных кредитов в связи с тем, что к участию в программе льготного кредитования допускаются банки с определённым размером собственного капитала. В настоящее время к программе льготного кредитования допускаются банки с размером собственно капитала не менее 10 млрд. руб. в случае, если до этого они не имели опыта кредитования аграрного сектора. Банки, имеющие такой опыт, могут иметь размер собственного капитала не менее 5 млрд. руб., дальневосточные банки - не менее 3 млрд. руб. [6]

По данным Минсельхоза России от 21 мая 2018 г., на 2018 год на реализацию механизма льготного кредитования было предусмотрено 54,9 млрд. руб., из них на выдачу в 2018 году новых льготных кредитов -23,75 млрд. руб. (в том числе на краткосрочные - 15,58 млрд. руб.). В соответствии с Планом льготного кредитования заемщиков на 2018 год, утвержденном Министром сельского хозяйства Российской Федерации 31.01.2018 г., на краткосрочные кредиты планировалось выделить субсидии уполномоченным банкам в размере 20,56 млрд. руб. (в том числе на кредиты малым формам хозяйствования - 3,2 млрд. руб., животноводство - 4,1 млрд. руб., молочное скотоводство - 2,3 млрд. руб. и мясное скотоводство - 485 млн. руб.).

Основными кредиторами сельхозтоваропроизводителей по программе льготного кредитования являются АО «Россельхозбанк» и ПАО «Сбербанк России». По данным Минсельхоза России от 15 апреля 2019 г., по состоянию на 11 апреля общий объем выданных кредитных средств на проведение сезонных полевых работ вырос до 161,34 млрд. руб., что на 34,5 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. В частности, АО «Россельхозбанк» выдано кредитов на сумму 119,92 млрд. руб., ПАО «Сбербанк России» - 41,42 млрд. руб. По данным крупных финансовых организаций, кредитующих отрасль, объем кредитов, выданных на проведение сезонных полевых работ в 2018 году, составил 454,8 млрд. руб. или 143,5 % к 2017 году, в том числе АО «Россельхозбанк» выдано 325,7 млрд. руб. (120,3 %), ПАО Сбербанк - 129 млрд. руб. (в 2,8 раза больше). В целом в 2017 году предприятиям и организациям АПК на проведение сезонных полевых работ было выдано кредитных ресурсов на сумму 317,02 млрд. руб., в том числе АО «Россельхозбанк» - 270,87 млрд. руб., ПАО «Сбербанк России» - 46,15 млрд. руб.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 16 октября 2018 г. № 1230 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1528» вносятся изменения в правила предоставления банкам субсидий из бюджета на возмещение недополученных ими доходов по льготным кредитам. Так, по кредитным соглашениям, заключенным в 2017 -2018 годах, субсидии будут предоставляться в размере 100 % ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату заключения кредитного договора. По договорам, заключенным в 2019 году и в последующие годы, субсидии будут предоставляться в размере 90 % ключевой ставки. В течение срока действия кредитного соглашения размер субсидии по договорам 2019 года и последующих лет также рассчитывается исходя из 90% ключевой ставки (по договорам 2017-2018 годов - 100% ключевой ставки). Это постановление не меняет условий получения льготных кредитов для аграриев, но расширяет перечень заемщиков.

В соответствии с Федеральный закона от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на льготное кредитование предусмотрено 73,14 млрд. руб.

При присоединении к ВТО АПК России потерял целый ряд мер поддержки, в т.ч. прямая компенсация затрат на энергоносители. В связи с этим поддержка сельхозтоваропроизводителей при приобретении на энергоносители, в том числе на ГСМ и электрическую энергию, с 2013-ого и последующие годы осуществляется в рамках «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» в виде субсидий, которые планируется предоставлять по ставке из расчета на 1 га посевных площадей, с учетом почвенно-климатических и иных условий ведения растениеводства (несвязанная поддержка). При этом сельхозтоваропроизводитель самостоятельно принимает решение о распределении денежных средств (закупка ГСМ, тепловой и электрической энергии, удобрений и т.д.).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2017 г. № 140 были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1431 «Об утверждении правил предоставления и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства». Предлагалось осуществлять несвязанную поддержку не только в области

растениеводства, но и в области развития производства семян кукурузы и сахарной свеклы. Также давалась методика расчета величины субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки по этим сельскохозяйственным культурам.

Цены на ГСМ, тепло- и электроэнергию, запасные части, средства химзащиты выросли, а несвязанная поддержка, которая была призвана компенсировать данные затраты, снижается. Западные фермеры получают по 500 евро на гектар, что в 100 раз выше, чем в России. В Европейском Союзе субсидия составляет в среднем 259 евро (19 тыс. руб.) на 1 га, а в России - 200-400 руб. Колебания цен на энергоносители должны гаситься, прежде всего, за счет погектарной поддержки, механизм которой за последнее время был усовершенствован. Но размер этой поддержки должен быть хотя бы 800 руб./га [7].

В 2017 году расчетная базовая ставка субсидии на 1 га посевной площади с учетом софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации составила 249,2 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 234,8 руб., в то время как в 2016 году - 337,9 и 310,3 руб. [8]

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. № 1544 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» были утверждены новые правила предоставления и распределения из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства. В соответствии с ним устанавливались цели, условия и порядок распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям (за исключением ЛПХ) в области растениеводства, в том числе в области производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, льна-долгунца и технической конопли, а также производства овощей открытого грунта. Например, в 2018 г. не предоставлялись субсидии на возмещение затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение плодородия и качества почв расчете на 1 га посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми культурами субъектам Российской Федерации, имеющим наименьшее значение суммарного ранга (Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская и Ростовская области, Краснодарский и Ставропольский края).

В Приказе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24 января 2018 г. № 26 «Об утверждении документов и коэффициентов, предусмотренных Правилами предоставления и распределения из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» были представлены величины коэффициентов, применяемых для определения долей субсидий, которые предоставляются на поддержку в области растениеводства, а также ставки поддержки из федерального бюджета в области развития производства овощных и технических культур (руб./га). Так, коэффициент, применяемый для определения доли субсидии, предоставляемый на поддержку в области растениеводства, составлял 0,763; а коэффициент, применяемый для распределения средств, предусмотренных в федеральном бюджете на поддержку в области растениеводства в 2018 г. - 0,8.

В Федеральном законе № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на период 2019 и 2020 годов», утвержденном 5 декабря 2017 года, было предусмотрено финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2018 год на субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства господдержка осталась на уровне 2017 г. (11,34 млрд. руб.). Согласно этому закону, самую большую поддержку в 2018 г. получили: Алтайский край - 880,1 млн. руб., Омская область - 582,4 млн. руб., Оренбургская область - 561,6 млн. руб., Волгоградская область - 541,8 млн. руб., Саратовская область - 508,8 млн. руб., Республика Татарстан - 441,3 млн. руб. и Республика Башкортостан - 424 млн. руб.

В Федеральном законе № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», утвержденном 29 ноября 2018 года, предусмотрено финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2019 год на субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства господдержка осталась на прежнем уровне (11,34 млрд. руб.). По нашему мнению, погектарная поддержка на 1 га не должна сокращаться, так как она является самой доступной для сельхозтоваропроизводителей.

В 2019 году внесены следующие изменения в условия оказания несвязанной поддержки. В целях стимулирования агрострахования 15 % от поддержки в области растениеводства распределяются исходя из интенсивности страхования посевных площадей. Эта субсидия предоставляется при условии использования семян сельскохозяйственных культур, сорта или гибриды которых включены в Государственный реестр селекционных достижений. Предусмотрена возможность оказания несвязанной поддержки научным организациям, профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования, осуществляющим производство сельхозпродукции, её первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в Федеральном законе от 29.12.2006 г. №

264-ФЗ. В целях повышения плодородия предусмотрены изменения, обязывающие субъекты РФ устанавливать коэффициент 2,0 для сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих проведение известкования и (или) фосфоритования и (или) гипсования. Сохранено оказание несвязанной поддержки для зерновых, зернобобовых и кормовых сельскохозяйственных культур, а также при производстве семенного картофеля, семян овощей открытого грунта, кукурузы, сахарной свеклы и подсолнечника, овощей открытого грунта, льна-долгунца и технической конопли. Применяется повышающий коэффициент 1,7 для субъектов Нечерноземной зоны России, подверженных засухе и переувлажнению, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, республики Крым и г. Севастополь. Субсидия в области растениеводства, за исключением доли субсидии, распределяемой исходя из интенсивности страхования посевных площадей, не предоставляется Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской, Ростовской областям, Краснодарскому и Ставропольскому краям [9].

В 2018 году субсидии на оказание несвязанной поддержки в растениеводстве (на 1 га посевной площади) сельхозтоваропроизводителей из региональных бюджетов использовались в следующих регионах: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановской, Иркутской, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Челябинская и Ярославская области; Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Удмуртская, Чеченская и Чувашская Республики; Алтайский, Забайкальский, Краснодарский, Пермский, Приморский, Ставропольский и Хабаровский края; Республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Коми, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан, Тыва и Хакасия, Еврейская автономная область [10, 11].

По данным Минсельхоза России от 7 августа 2018 г., в связи с ростом цен на топливо из резервного фонда Правительства России было выделено 5 млрд. руб. на субсидии 79 регионам в целях приобретения не менее 90 тыс. тонн дизельного топлива для агротехнологических работ. В соответствии с Распоряжением от 4 августа 2018 года №1620-р, подготовленным Минсельхозом России и подписенным Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым, из резервного фонда Правительства России выделяются 5 млрд. руб. для предоставления субсидий субъектам Федерации на софинансирование расходных обязательств по оказанию несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства для приобретения в 2018 году не менее 90 тыс. тонн дизельного топлива на проведение агротехнологических работ. Средства предоставляются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Субсидии распределены между 79 субъектами Федерации, имеющими посевные площади зерновых, зернобобовых и кормовых культур. Согласно распоряжению правительства, самую большую поддержку получили Алтайский край - 336 млн. руб., Ростовская область - 311 млн. руб. и Оренбургская область - 237 млн. руб. Аграриям Республики Крым будет выделено 49,5 млн. руб. По данным Минсельхоза России от 17 июля 2018 г., выплаты субсидий в регионах производились через районные управления сельского хозяйства по ставке за одну тонну дизельного топлива, приобретенного с 1 января до 1 июня 2018 года хозяйствами всех форм собственности, состоящих в реестре господдержки.

На региональном уровне также осуществлялась несвязанная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства для приобретения дизельного топлива на проведение сезонных полевых работ. Например, по данным Минсельхоза России от 6 и 7 октября 2018 г. на эти цели в Липецкой области на условиях софинансирования предусмотрено 24,8 млн. руб., а в Московской области - 69 млн. руб. По данным Минсельхоза России от 17 июля 2018 г., в Ставропольском крае несвязанная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства для приобретения дизельного топлива на проведение сезонных полевых работ составила 13,3 млн. руб.

В Свердловской области из регионального бюджета на несвязанную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства для приобретения дизельного топлива на проведение агротехнологических работ направлялось 74 руб. на 1 га посевной площади зерновых, зернобобовых и кормовых культур (без многолетних трав) и 9,5 руб. на 1 га многолетних трав. В Омской области регион софинасировались из регионального бюджета затраты на несвязанную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства для приобретения дизельного топлива. В Псковской области на несвязанную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства для приобретения дизельного топлива из областного бюджета выделено 1,8 млн. руб. В Хабаровском крае из регионального бюджета на несвязанную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства для приобретения дизельного топлива при приобретении 1 тонны выделялась субсидия в размере 9,3 тыс. руб. [10, 11]

На региональном уровне в 2018 г. применялись следующие меры снижения стоимости дизельного топлива для сельхозтоваропроизводителей. По данным Минсельхоза России от 5 июня 2018 г., Министерством сельского хозяйства и плодородия Московской области было подписано соглашение с компанией «Роснефть» о льготном предоставлении сельхозтоваропроизводителям области топлива на период весенних полевых работ и

уборочной компании, также предоставлении отсрочки платежа по отгруженному топливу на период после реализации полученного урожая.

Группа компаний «Таиф» и ПАО «Татнефть обеспечивали сельхозтоваропроизводителей республики дизельным топливом для проведения посевной компании и земледельческих работ. По договоренности с этими двумя компаниями дизельное топливо отпускалось сельхозтоваропроизводителей республики по цене за литр на 10 руб. ниже обычной [11].

По данным Минсельхоза России от 2 марта 2018 г., на состоявшемся в этот день в Департаменте агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области совещании сельхозпроизводителей и представителей энергокомпаний было подчеркнуто, что большинство сельскохозяйственных предприятий находятся на низком уровне напряжения, т.е. приобретают электроэнергию по самой высокой стоимости (цена в январе 2018 года составила 8,2 руб./кВт-ч с НДС). Предприятия, имеющие свои электросиловые и сетевые хозяйства (например, птицефабрики), подключенные к шинам генераторного напряжения, приобретают электроэнергию в 1,5 раза дешевле. Переход на более высокий уровень напряжения (на более дешёвые тарифы) невозможен ввиду того, что все электросетевое хозяйство сельхозтоваропроизводителей было передано в 90-х годах безвозмездно сетевой региональной компании. В настоящее время льгот сельскохозяйственным товаропроизводителям при расчетах за потребленную электроэнергию не предусмотрено действующим законодательством. Поэтому необходимо проработать все возможные варианты по снижению затрат на приобретение электроэнергии на региональном уровне, а также проработать вопрос принятия на федеральном уровне порядка субсидирования части затрат на приобретение электрической энергии для сельскохозяйственных товаропроизводителей. По итогам совещания сельскохозяйственным предприятиям предложены следующие варианты оптимизации расходов на электрическую энергию: для организаций, имеющих в собственности электросетевое хозяйство, переход на более высокий уровень напряжения с менее низким тарифом; применение многотарифных приборов учёта электрической энергии; внедрение систем и механизмов энергосбережения; проведение энергоаудита (энергетических обследований) организаций.

По данным Минсельхоза России от 4 апреля 2019 г., главной проблемой осуществления электроснабжения крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) остается большая отдаленность от существующих электрических сетей и труднодоступность таких объектов. Решением проблемы с электроснабжением удаленных фермерских хозяйств является возможность осуществить электроснабжение с применением мини-АГЭУ (автономная гибридная электроустановка - солнечная электростанция, сопряженные с дизель-генератором и аккумулятором). Также необходимо отметить, что данное решение позволит не осуществлять строительство протяженных линий электропередач для обеспечения электроснабжения фермерских хозяйств и избежать значительного роста тарифов на передачу электрической энергии (14 %) и конечной стоимости за кВт-ч электроэнергии для потребителей. Мини-АГЭУ используются для осуществления электроснабжения КФХ в Республике Бурятия. Для доступности приобретения мини-АГЭУ Правительством Республики Бурятия внесены изменения в порядок предоставления субсидий, направленных на электроснабжения хозяйств (постановление Правительства Республики Бурятия от 08.02.2019 г. № 38. Приложение 23.). В соответствии с введенными изменениями, фермерским хозяйствам предоставляется субсидия в размере 95% в целях возмещения затрат на приобретение и установку мини-АГЭУ.

На региональном уровне в 2018 г. субсидии на электроэнергию применялись в следующих регионах: Амурская, Владимирская, Калужская и Ростовская области, Красноярский край, Республики Адыгея, Крым, Татарстан и Хакасия (табл. 1).

Кроме того, в состав субсидии на содержание племенных быков-производителей входит возмещение части затрат на расходы на электроэнергию. Эти субсидии предоставлялись в 2018 г. в следующих регионах страны: Алтайский край, Владимирская область; Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Кировская область, Краснодарский край, Красноярский край, Курская область, Липецкая область, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Орловская область, Пензенская область, Пермский край, Республики Карелия и Хакасия, Сахалинская область, Смоленская область, Ставропольский край, Республика Удмуртия, Чувашская Республика, Ярославская область [10, 11].

Государство пытается с помощью заключения договоренностей с производителями ГМТ повлиять на его стоимость. Согласована отмена пошлин на нефть за шесть лет и введение обратного акциза для нефтеперегонных заводов (НПЗ). Основные параметры завершения налогового маневра согласованы на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака с участием нефтяных компаний Они подразумевают постепенную (за шесть лет) отмену экспортных пошлин на нефть, а также введение отрицательного акциза на нефть для НПЗ. Были зафиксированы ключевые параметры налогового маневра в отрасли - отмена вывозных экспортных пошлин на нефть (снижение пошлин на 5 % в год в течение шести лет), а также введение отрицательного акциза на нефть для НПЗ [12].

11 крупнейших нефтяных компаний на совещании в правительстве 31 октября 2018 г. обязались зафиксировать оптовые цены на бензин и дизельное топливо на уровне июня до конца 2018 года, а в следующем году индексировать его не выше инфляции. Стороны договорились, что, начиная с 1 ноября все вертикально-интегрированные компании, а также все независимые НПЗ приняли на себя обязательства по

поставкам бензина и дизеля в объемах, которые зафиксированы по состоянию на соответствующий месяц 2017 года, плюс 3 %. Договоренности будут зафиксированы в соглашении. Соглашение вступает в силу с 1 ноября, срок его действия - до 31 марта 2019 года. При необходимости оно может быть продлено. В следующем году цены на топливо будут индексироваться исходя из среднегодовых темпов инфляции, то есть не более 4 -5 %. После резкого роста цен на бензин весной этого года власти отменили плановое повышение акцизов на бензин и дизельное топливо, а также потребовали от компаний зафиксировать цены на топливо. Кроме того, правительство законодательно закрепило за собой право вводить заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов, чтобы не допустить роста цен на внутреннем рынке [13].

Таблица 1 - Субсидии на электроэнергию, получаемые из региональных бюджетов в 2018 году

Регионы Величина субсидий

Амурская область возмещение части затрат на приобретение электрической энергии для производства овощей закрытого грунта и рассадного материала овощного направления - 50 % - потребленной электрической энергии без учета НДС

Владимирская область возмещение части затрат на приобретение энергоносителей для производства овощей защищенного грунта в размере 43,1 % от стоимости тепловой и электрической энергии и природного газа за текущий финансовый год

Калужская область возмещение части затрат на потребление энергоресурсов для роботизированных установок, установленных на роботизированной молочной ферме - 50 % затрат на оплату электроэнергии, потребленной в текущем финансовом году, но не более 112 тыс. руб. на 1 роботизированную установку в год

Красноярский край компенсация части затрат на оплату потребленной тепловой и электрической энергии, используемой при выращивании овощей - 30 % от фактически произведенных затрат компенсация части затрат на содержание коров молочного направления с использованием электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями - 21750 руб. на 1 голову

Республика Адыгея возмещение части затрат по оплате за электроэнергию, потребляемой насосными станциями для подачи воды на орошение и водоотведение

Республика Крым субсидии на возмещение части затрат на оплату потребленной тепло- и электроэнергии, газа при производстве овощей защищенного грунта в зимних теплицах - 5 руб. за 1 кг произведенных и реализованных овощей

Республика Татарстан субсидирование части затрат сельхозтоваропроизводителей по подаче воды при двухуровневой системе подъема для орошения овощных культур электрифицированными насосными станциями с учетом затрат на электроэнергию - 60 % затрат без учета НДС)

Республика Хакасия компенсация тепличным предприятиям части затрат на приобретение электрической энергии - 50 % затрат, но не более 2000 руб. на 1 МВт-ч потребленной электроэнергии

Ростовская область возмещение части затрат по оплате электроэнергии, потребляемой внутрихозяйственными насосными станциями при подаче воды для орошения сельскохозяйственных культур

Источники: Гарант.ру Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. // Горячие документы / Мониторинг законодательства / Региональные. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/region/

Сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. // Региональные органы АПК. - Режим доступа: http://mcx.ru/organs-apk/

Согласно данным мониторинга цены на дизельное топливо в период подготовки и проведения весенне-полевых работ ежегодно имеют тенденцию к росту. Однако благодаря комплексу мероприятий, предпринятому правительством Российской Федерации в 2018 году, цены на топливо стабилизировались [14]. На парламентских слушаниях на тему «Продовольственная безопасность Российской Федерации и наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции: правовые аспекты», проведенных Комитетом Государственной Думы по аграрным вопросам 15 апреля 2019 г., Председатель Комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ по аграрным вопросам Кашина В.И. сообщил, что по состоянию на 14 марта 2019 г. средняя оптовая цена топлива дизельного летнего составила 50,77 тыс. руб./т, топлива дизельного зимнего - 52,36 тыс. руб./т, автобензина Аи-92 - 47,74 тыс. руб./т.

Правительство Российской Федерации и нефтяные компании договорились о снижении цены на летнее дизельное топливо до уровня октября 2018 года. Дизельное топливо другой продукт с более низкой себестоимостью, поэтому стоимость летнего дизельного топлива ниже зимнего. Это позволит снизить еще на 1,3-1,7 руб. на литр цену дизельного топлива в основном, для сельхозпроизводителей [15].

По данным Союза сахаропроизводителей России (СОЮЗРОССАХАР) от 25.03.2019 г., правительство по итогам совещания решило сохранить действие соглашения, регулирующего цены на топливо в опте и рознице, заключенного с нефтяниками до 31 марта, еще на три месяца. Не все параметры текущего соглашения будут сохранены до конца июня. Так, правительство готово уменьшить требование по обязательному увеличению

поставок топлива на внутренний рынок на 3 % к уровню 2017 года. Откладывается на неопределенный срок и утверждение новых, повышенных нормативов по продаже топлива через биржевые торги. Однако основная уступка властей — готовность скорректировать формулу демпфирующего механизма, из-за которой в том числе нефтяники с начала года терпят убытки. Цена отсечения по бензину, используемая в формуле демпфера, будет снижена с 56 тыс. до 51 тыс. рублей на тонну. По дизельному топливу формула также будет скорректирована. Также обещано избежать применения заградительных пошлин, если экспортная альтернатива снова станет высокой. На смену соглашению должен прийти новый механизм, гарантирующий снабжение внутреннего рынка бензином и дизелем, в виде лицензирования экспорта. Планируется подготовить законопроект, который будет устанавливать обязательства по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок для экспортеров.

В Госдуму внесён законопроект, предлагающий предусмотреть меру поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в форме возможности установления для них льгот в регулируемых государством ценах (тарифах) на энергетические ресурсы. Изменения предлагается внести в статью 6 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Законопроектом предлагается предусмотреть меру поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в форме возможности установления для данной категории лиц льгот в регулируемых государством ценах на энергетические ресурсы. В соответствующем проекте постановления также приведена формула расчёта размера субсидии для регионального бюджета. Тарифы на электрическую энергию (мощность) для сельскохозяйственных предприятий оказываются зачастую в 2-3 раза выше, чем для промышленных предприятий того же региона. Кроме того, высокие энерготарифы ощутимо увеличивают себестоимость сельхозпродукции. Законопроектом предлагается предусмотреть меру поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в форме возможности установления для данной категории лиц льгот в регулируемых государством ценах (тарифах) на энергетические ресурсы [16].

На заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности рассмотрен и одобрен 11 февраля 2019 года проект федерального закона «О внесении изменений в статью 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике». Действующей редакцией пункта 7 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что решение о превышении предельных уровней цен (тарифов), если такое превышение обусловлено размером инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, принимается органом исполнительной власти субъекта Федерации в области государственного регулирования тарифов самостоятельно и не требует согласования с ФАС России. Правоприменительная практика показывает, что до 15 % тарифных решений по услугам по передаче электроэнергии принимается на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов, установленных ФАС России. Цель законопроекта - исключить возможность превышения роста тарифов на услуги по передаче электроэнергии для конечных потребителей над параметрами, определяемыми Правительством России в прогнозе социально-экономического развития, за счёт включения расходов на исполнение инвестиционных программ региональными тарифными органами над предельными уровнями тарифов. Законопроектом предлагается ограничить возможность субъектов Федерации самостоятельно принимать тарифные решения в сфере регулирования передачи электроэнергии, которые бы не соответствовали установленным на федеральном уровне предельным максимальным и минимальным уровням соответствующих тарифов [17].

Цены на ГСМ и электороэнергию постоянно растут. Поэтому необходимо совершенствовать существующую на данный момент государственную поддержку обеспечения сельхозтоваропроизводителей этими энергоресурсами как на федеральном, так и на региональном уровнях. В результате проведенного анализа и экспертной оценки выявлены следующие направления совершенствования государственной поддержки. На федеральном уровне таковыми являются: обеспечение получения льготных краткосрочных кредитов для всех сельхозорганизаций путем увеличения доли выделяемых финансовых средств для малых форм хозяйствования и расширения перечня уполномоченных банков; увеличение погектарной поддержки на 1 га посевных площадей для достижения более полной компенсации затрат сельхозтоваропроизводителей на энергоносители; использование нового механизма регулирования цен на ГСМ, устанавливающего обязательства по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок для экспортеров; установление для сельхозтоваропроизводителей льготных цен (тарифов) на энергетические ресурсы; ограничение возможности регионов самостоятельно принимать тарифные решения в сфере регулирования передачи электроэнергии, которые бы не соответствовали установленным на федеральном уровне предельным максимальным и минимальным уровням соответствующих тарифов. Перспективными направлениями на региональном уровне являются: для сельхозорганизаций, имеющих в собственности электросетевое хозяйство, переход на более высокий уровень напряжения с менее низким тарифом; для всех сельхозорганизаций применение многотарифных приборов учёта электрической энергии, внедрение систем и механизмов энергосбережения и проведение энергетических обследований этих организаций; осуществление электроснабжения КФХ всех регионов России с применением мини-АГЭУ на основании опыта решения данной задачи в Республике Бурятия.

Литература

1. Источник: Сайт Федеральной службы государственной статистики (РОССТАТ) [Электронный ресурс]. // Аналитическая записка «О динамике цен производителей сельскохозяйственной продукции и цен на приобретенные сельскохозяйственными организациями товары и услуги в 2013-2017 годах» - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/

2. Источник: Сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. // О текущей ситуации в агропромышленном комплексе Российской Федерации в декабре 2018 года. - Режим доступа: http://mcx.ru/analytics/apk-review/

3. Доклад директора Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России Чекмарева П.А. на Всероссийском совещании агроинженерных служб «О состоянии машинно-тракторного парка, совершенствовании работы инженерно-технических служб АПК и задачах в рамках реализации Госпрограммы на 2013-2020 годы». Москва, 1 февраля 2018 г., ВДНХ, павильон № 75, зал С, большой конференц-зал.

4. Выступление председателя Комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ по аграрным вопросам Кашина В,И. на Всероссийском агрономическом и агроинженерном совещании «Итоги работы отрасли растениеводства и инженерно-технических служб в 2018 году, задачи по реализации мероприятий, предусмотренных Госпрограммой на 2013-2020 годы, обновлению машинно-тракторного парка и о мерах по подготовке и организованному проведению в 2019 году сезонных полевых работ». Москва, 6 февраля 2019 г., ВДНХ, павильон № 75, зал С, большой конференц-зал.

5. Кайшев, В.Г., Алексеев, К.И. Государственное стимулирование технической и технологической модернизации сельского хозяйства на федеральном уровне / В.Г. Кайшев, К.И. Алексеев // Прикладные экономические исследования. - 2017. - № 3 (19). С. 4-26.

6. Источник: Сайт Медиа-Группы ЗАО Крестьянские ведомости [Электронный ресурс]. // Правительство рассмотрит изменения критерия отбора банков для участия в льготном кредитовании АПК. Новости от 15.03.2019 г. - Режим доступа: http://kvedomosti.ru

7. Доклад зам. директора Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России Купреева Е.М. «О ситуации в растениеводстве и перспективы развития отрасли в Российской Федерации» на XXIX съезде АККОР. Москва, 15 мая 2018 г., ВДНХ, пав. 75, конференц-зал 215.

8. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». М.: МСХ РФ, 2018. - 246 с.

9. Доклад директора Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России Некрасова Р.В. на Всероссийском агрономическом и агроинженерном совещании «Итоги работы отрасли растениеводства и инженерно-технических служб в 2018 году, задачи по реализации мероприятий, предусмотренных Госпрограммой на 2013-2020 годы, обновлению машинно-тракторного парка и о мерах по подготовке и организованному проведению в 2019 году сезонных полевых сельскохозяйственных работ». Москва, 6 февраля 2019 г., ВДНХ, павильон № 75, зал С, большой конференц-зал.

10. Источник: Гарант.ру Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. // Горячие документы / Мониторинг законодательства / Региональные. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/region/

11. Источник: Сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. // Региональные органы АПК. - Режим доступа: http://mcx.ru/organs-apk/

12. Источник: Сайт Медиа-Группы ЗАО Крестьянские ведомости [Электронный ресурс]. // Козак согласовал отмену пошлин на нефть за шесть лет и введение обратного акциза для НПЗ. Новости от 8.06.2018 г. - Режим доступа: http://kvedomosti.ru

13. Источник: Сайт Медиа-Группы ЗАО Крестьянские ведомости [Электронный ресурс]. // Правительство зафиксировало цены на топливо на уровне июня. Новости от 2.11.2018 г. - Режим доступа: http://kvedomosti.ru

14. Источник: Сайт Медиа-Группы ЗАО Крестьянские ведомости [Электронный ресурс]. // Минсельхоз: цены на топливо для аграриев в России стабилизировались. Новости от 15.03.2019 г. - Режим доступа: http://kvedomosti.ru

15. Источник: Сайт Медиа-Группы ЗАО Крестьянские ведомости [Электронный ресурс]. // Нефтяники снизят цену летнего дизтоплива до уровня октября 2018 года. Новости от 15.04.2019 г. - Режим доступа: http://kvedomosti.ru

16. Источник: Сайт Медиа-Группы ЗАО Крестьянские ведомости [Электронный ресурс]. // Для аграриев установят льготные тарифы на энергоресурсы. Новости от 10.07.2018 г. - Режим доступа: http://kvedomosti.ru 17. Источник: Сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. // Заседание Правительства (2019 год, № 5) / Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о совершенствовании государственного регулирования цен на электроэнергию на оптовом и розничных рынках. - Режим доступа: http://government.ru/activities/selection/302/35792/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.