Научная статья на тему 'Субсидирование растениеводства Псковской области: оценка и меры совершенствования'

Субсидирование растениеводства Псковской области: оценка и меры совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1141
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБСИДИРОВАНИЕ / РАСТЕНИЕВОДСТВО / НЕСВЯЗАННАЯ ГОСПОДДЕРЖКА / СТРУКТУРА ЗАТРАТ / МЕХАНИЗМ / АНКЕТИРОВАНИЕ / СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова Алина Александровна, Войку Иван Петрович, Степанова Евгения Васильевна

В статье дается оценка направлений государственной поддержки растениеводства Псковской области за 2014-2016 годы. В последние годы наблюдается рост несвязанной поддержки, что обусловлено совершенствованием всей системы государственного регулирования сельского хозяйства в связи с нормами Соглашения по сельскому хозяйству со Всемирной торговой организацией. С использованием факторного анализа выявлены основные статьи затрат, оказывающие существенное влияние на интенсивность использования посевных площадей, а именно: на семена и посадочный материал, минеральные удобрения и химические средства защиты растений, горюче-смазочные материалы и запчасти. Проведенный анкетный опрос руководителей и специалистов сельхозпредприятий четырех районов области позволил оценить наиболее востребованные направления господдержки растениеводства. Это возмещение части процентной ставки по долгосрочным и краткосрочным кредитам (займам); субсидии на 1 га посевных площадей; возмещение части затрат на приобретение элитных семян. Выявлены слабые стороны оформления и получения субсидий. Даны рекомендации по совершенствованию механизма предоставления субсидий, расширению направлений несвязанной господдержки в рамках «зеленой корзины» ВТО. Предлагается перейти на конкурсную систему предоставления субсидий, для чего разработать комплект документации и методику расчета результативности субсидирования в растениеводстве. Целесообразно планировать результаты и объемы расходования средств по каждому направлению господдержки, что должно быть закреплено Соглашением на предоставление субсидий, заключенным до начала финансового года. Предлагается также предоставлять сельхозпредприятиям субсидии на погашение части затрат по разработке и внедрению инновационных технологий, включающих приобретение и модернизацию техники и оборудования; аренде недвижимого имущества; пользованию уникальным оборудованием; участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях; повышению квалификации кадров; сертификации сельскохозяйственной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субсидирование растениеводства Псковской области: оценка и меры совершенствования»

УДК 336.563.1:633/635(470.25)

СУБСИДИРОВАНИЕ РАСТЕНИЕВОДСТВА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ОЦЕНКА И МЕРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Алина Александровна Ефимова, к. э. н., доцент Иван Петрович Войку, ст. науч. сотрудник Евгения Васильевна Степанова, науч. сотрудник

ФГБНУ «Псковский научно-исследовательский институт сельского хозяйства», Россия, г. Псков

В статье дается оценка направлений государственной поддержки растениеводства Псковской области за 2014-2016 годы. В последние годы наблюдается рост несвязанной поддержки, что обусловлено совершенствованием всей системы государственного регулирования сельского хозяйства в связи с нормами Соглашения по сельскому хозяйству со Всемирной торговой организацией.

С использованием факторного анализа выявлены основные статьи затрат, оказывающие существенное влияние на интенсивность использования посевных площадей, а именно: на семена и посадочный материал, минеральные удобрения и химические средства защиты растений, горюче-смазочные материалы и запчасти.

Проведенный анкетный опрос руководителей и специалистов сельхозпредприятий четырех районов области позволил оценить наиболее востребованные направления господдержки растениеводства. Это возмещение части процентной ставки по долгосрочным и краткосрочным кредитам (займам); субсидии на 1 га посевных площадей; возмещение части затрат на приобретение элитных семян. Выявлены слабые стороны оформления и получения субсидий. Даны рекомендации по совершенствованию механизма предоставления субсидий, расширению направлений несвязанной господдержки в рамках «зеленой корзины» ВТО. Предлагается перейти на конкурсную систему предоставления субсидий, для чего разработать комплект документации и методику расчета результативности субсидирования в растениеводстве. Целесообразно планировать результаты и объемы расходования средств по каждому направлению господдержки, что должно быть закреплено Соглашением на предоставление субсидий, заключенным до начала финансового года. Предлагается также предоставлять сельхозпредприятиям субсидии на погашение части затрат по разработке и внедрению инновационных технологий, включающих приобретение и модернизацию техники и оборудования; аренде недвижимого имущества; пользованию уникальным оборудованием; участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях; повышению квалификации кадров; сертификации сельскохозяйственной продукции.

Ключевые слова: субсидирование, растениеводство, несвязанная господдержка, структура затрат, механизм, анкетирование, сельхозпредприятие, совершенствование.

В соответствии с «Положением о порядке предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку растениеводства» [4] к основным направлениям и размеру субсидирования затрат в 2017 г. на

территории Псковской области отнесены:

- оказание несвязанной поддержки в области растениеводства на проведение комплекса агротехнических работ, повышение уровня

экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв из расчета 300 руб. на 1 га посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами. В соответствии с дорожной картой вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) данный вид поддержки является приоритетным, относится к мерам поддержки «зеленой корзины», которые предоставляются без ограничения, т.к. они почти не влияют на торговлю;

- приобретение элитных семян по ставке на 1 га площади зерновых культур - 1 тыс. руб., зернобобовых

- 1,1 тыс. руб.;

- возмещение 80% производственных затрат на закладку много-

летних плодово-ягодных насаждений, их питомников, уход до начала периода плодоношения, но не более 54 тыс. руб. при закладке, соответственно, 20 тыс. руб. при уходе;

- оказание несвязанной поддержки развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта на проведение комплекса агротехнических работ на 1 га площадей посадок картофеля

- 15 тыс. руб., посевов овощей -5 тыс. руб.

Наряду с несвязанной поддержкой действует система мер по возмещению части процентных ставок по кредитам.

Анализ субсидирования растениеводства области за 2014-2016 гг. свидетельствует, что в 2016 г. наблюдался значительный рост объемов финансирования (рисунок 1).

73096,7

30% 20% 10% 0%

15944,9

3888,9 2014 г.

65638,6

16

35042,2 5973,9

2 5

2015 г.

24427,8

5187,5 2016 г.

оказание несвязной поддержки сельхозпроизводителям в области растениеводства

возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства

возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства

Рисунок 1 - Структура государственной поддержки растениеводства Псковской области в 2014-2016 гг.

Рост несвязанной поддержки обусловлен совершенствованием всей системы государственного регулирования сельского хозяйства в связи с нормами Соглашения по сельскому хозяйству со Всемирной торговой организацией.

Субсидии предоставляются по принципу софинансирования расходных обязательств, связанных с реализацией региональных программ.

Оценка эффективности субсидирования неразрывно связана с вопросами мониторинга осуществления государственной поддержки, в рамках которой используются те или иные меры и возможности определения достижения результатов.

Для этого используется широкий набор инструментов эко-

номического анализа, включая факторный [1].

Критерий «экономическая эффективность» подразумевает государственную поддержку как инвестиции в развитие сектора. Учитывая временной характер отраслевых программ, использование критерия предполагает соотнесение затрат и выгод, сопоставление отдачи от бюджетных расходов как до, так и после государственной поддержки.

Нами определено влияние частных элементов на итоговую величину инвестиций по основному производству в растениеводстве с использованием факторного анализа [3]. В исследуемом периоде максимальное влияние на увеличение затрат оказали оборотные средства (рисунок 2).

-0,06

-0

Услуги сторонних организаций по ремонту техники Услуги сторонних организаций по мелиорации земель, Услуги сторонних организаций по транспортировке грузов Запасные части, ремонтные и строительные материалы.

Прочие виды гсм Бензин Дизельное топливо Прочие виды топлива Газ

Электроэнергия Химические средства защиты растений Минеральные удобрения Прочая продукция сельского хозяйства (навоз, помет,,

-0,48

Семена и посадочный материал

-0,06

30

0,11

-01

0,03

0,01

0,09

0,65

0,49

0,06

0,78

1,93

1 76

2,58

2,08

1,55

0,25

1 0,21

1,13

,15

0,94

3

55

5

51

5,95

5,75

-1,00 0,00 1,00 2,00 3,00 4,00 5,00 6,00 7,00 I Сила влияния в 2016 г. ■ Сила влияния в 2015 г.

Рисунок 2 - Динамика влияния частных элементов на общую величину затрат по основному производству в растениеводстве Псковской области, отн. ед.

Факторный анализ эффективности использования посевных площадей свидетельствует, что эта эффективность формируется под влиянием следующих переменных: семян и посадочного материала, минеральных удобрений и химических средств защиты растений, расходуемого топлива, стоимости запасных частей, услуг сторонних организаций по ремонту техники и агротехническим работам. Влияние указанных переменных на величину затрат в основном производстве продукции растениеводства в 2016 г. было в полтора раза выше погектарных субсидий (рисунок 3).

Интенсивность использования сельскохозяйственных угодий в контексте получаемой несвязанной поддержки выше при проведении комплекса агротехнических мероприятий по сравнению с ростом посевных площадей [2].

Механизм предоставления субсидий в растениеводстве состоит из этапов, действует в соответствии

с соглашением о предоставлении субсидий, заключенным между Уполномоченным органом и получателем в соответствии с типовой формой, установленной приказом Государственного финансового управления Псковской области (рисунок 4).

Для получения более объективных оценок эффективности субсидирования в региональном растениеводстве нами проведено анкетирование руководителей и ведущих специалистов сельскохозяйственных предприятий Псковского, Себежско-го, Новоржевского и Невельского районов области с учетом рейтинговой оценки отрасли растениеводства. Разработанная анкета включала вопросы, разделенные на три группы: адресная, характеризующая специализацию сельхозпредприятия, доступность и популярность направлений государственной поддержки, эффективность механизма господдержки и определение наиболее востребованных направлений.

Услуги сторонних организаций по ремонту техники

Услуги сторонних организаций по мелиорации земель, химизации ..

Услуги сторонних организаций по транспортировке грузов -0,39 ■

Запасные части, ремонтные и строительные материалы для ремонта

Прочие виды гсм

Бензин -0,15 ■

Дизельное топливо - 0,81 ™

Прочие виды топлива -0,12 1

Газ

Электроэнергия

Химические средства защиты растений

Минеральные удобрения -

Прочая продукция сельского хозяйства (навоз, помет, подстилка, .. -4,60

Семена и посадочный материал -1,4 2 ^^

0,14 0,08

0,54

3,58

30 2,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,88

5,74

-6,00

-4,00

-2,00

0,00

2,00

4,00

6,00

1

Рисунок 3 - Изменение влияния частных элементов на общую величину затрат по основному производству в растениеводстве Псковской области, отн. ед.

Рисунок 4 - Механизм субсидирования в растениеводстве Псковской области

По результатам анкетирования широко применяемыми направлениями господдержки в течение двух последних лет были:

- возмещение части процентной ставки по долгосрочным и краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства;

- субсидии на 1 га посевных площадей;

- возмещение части затрат на приобретение элитных семян.

Респонденты отметили, что получали информацию о предоставлении субсидий преимущественно по электронной почте, одна треть - в письменной форме, менее 17% - в устной форме. 23% специалистов сельхозпредприятий считают информирование по субсидированию

нерегулярным. Возможность получения оперативной консультационной помощи по вопросам субсидирования имели около 60% анкетированных.

К наиболее острым проблемам государственной поддержки в растениеводстве опрашиваемые отнесли: отсутствие регионального календаря государственной поддержки и непредсказуемость результата обращения в госорганы (рисунок 5).

Практически все анкетируемые считают целесообразным восстановление субсидирования на топливо и средства химизации.

В процессе исследования выявлены следующие слабые стороны субсидирования растениеводства на региональном уровне:

Длительные сроки рассмотрения заявочных документов

Сложность оформления документов

Невозможность подать заявку электронно

Отсутствие «единого окна» обращения за государственной поддержкой

Ограниченность направлений государственной поддержки

Заявительный принцип оказания поддержки

Отсутствие регионального календаря государственной поддержки

Непредсказуемость результата обращения за государственной поддержкой

0123456789 10 баллов

Рисунок 5 - Проблемы, связанные с получением государственной поддержки растениеводства (по мнению респондентов Псковской области)

- длительный срок согласования и выплаты субсидий, составляющий не менее 27 рабочих дней, что вынуждает сельскохозяйственное предприятие брать дополнительные кредиты;

- отсутствие конкурсной основы при распределении субсидий, предоставляемых в пределах средств областного бюджета, что снижает прозрачность субсидирования и порождает недоверие к госаппарату;

- основной комплекс мер государственной поддержки растениеводства, осуществляемый в форме погектарных выплат, отчасти противоречит достижению задач Государственной программы «Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013-2020 гг.» по обеспечению развития элитного

семеноводства, ежегодному приросту инвестиций не ниже 2,6%, созданию условий для повышения рентабельности [5];

- эффективность субсидирования оценивается через показатель «результативности», однако отсутствует четкая методика его расчета;

- используемые меры поддержки инвестиционного кредитования направлены в основном на снижение кредитных рисков, а не на воспроизводство фондов. Субсидия не может быть использована на компенсацию затрат по проектным и изыскательским работам.

Предлагается корректировка м еханизма предоставления субсидий с целью обеспечения прозрачности процедуры (рисунок 6).

Рисунок 6 - Предлагаемый механизм субсидирования в растениеводстве

Псковской области

Рекомендуется перейти на конкурсную основу предоставления субсидий. Для этого разработать комплект документации и методику расчета результативности субсидирования в растениеводстве, не противоречащей нормам «зеленой корзины» ВТО.

Целесообразно планировать результаты и объемы расходования средств по каждому направлению господдержки, что должно быть закреплено Соглашением на предоставление субсидий, заключенным до начала финансового года.

Предлагается также предоставлять сельхозпредприятиям суб-

сидии на погашение части затрат на:

- разработку и внедрение инновационных технологий, включающих приобретение и модернизацию техники и оборудования;

- аренду недвижимого имущества или пользование уникальным оборудованием на конкурсной основе;

- участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях;

- обучение и повышение квалификации кадров;

- экспорт инновационной сельскохозяйственной продукции;

- сертификацию.

Библиографический список

1. Абсаметова А.М. Методологические подходы к оценке эффективности мер государственной поддержки сельского хозяйства на примере международного опыта: аналитическое резюме / А.М. Абсаметова, Э.Р. Байбикова, Д.С. Ошакбаев; Евразийский банк развития. -Алматы. - 2015. - №2. - 61 с.

2. Сельское хозяйство Псковской области. 2016: стат. сб. / Псковстат. - Псков, 2016. -111 с.

3. Информационный справочник о мерах и направлениях государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gp.specagro.ru/region/4773/2/16/11/2017, свободный. - Загл. с экрана. - Яз.

рус.

4. О порядке предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку растениеводства [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Псковской области от 14.02.2017 №68. - Режим доступа: http://сх.pskov.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

5. Об утверждении Государственной программы «Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Псковской области от 11.04.2013 №161 (ред. от 18.02.2016). - Режим доступа: http://сх.pskov.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

E-mail: [email protected]

180559 Псковская область, Псковский р-н, д. Родина, ул. Мира, д. 1, ФГБНУ «Псковский НИИСХ»

Тел: +7 (8112) 67-31-10

Ректорат, редакционная коллегия журнала «Известия ВГСХА» поздравляет профессорско-преподавательский состав академии, всех авторов, читателей журнала с Новым 2018 годом. Желаем творческих успехов, новых научных достижений, карьерного роста и всего самого лучшего в новом году!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.