АГРОФОРУМ
_ЭКОНОМИКА АПК
■ УДК/ 338.123.7 Лопухин А.А., доктор экономических наук, доцент, профессор РАН
ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий» Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства
потребление энергоресурсов в сельском хозяйстве российской федерации
ГПазвитие сельского хозяйства напрямую влияет на удельный расход энергоресурсов. ЩОни имеют такую же тенденцию изменения, что и общий расход энергоресурсов: значительное уменьшение с 1990 по 2000 г. и дальнейшей стабилизации их расхода в 2001 -2018 гг.
Основным видом энергоресурсов, потребляемым в сел ьском хозяйстве, является дизельное топливо.
Постоянное увеличение затрат на энергоресурсы в себестоимости продукции является рост цен, который происходит стихийно и не контролируется государственными органами управления. С 2001 по 2018 год наблюдалась тенденция роста цен на энергоресурсы. Например, цены на электроэнергию за это время выросли в 5,9 раза, топливо - в 5,4 раза, горючее и смазочные материалы -в 2,8 раза (рис. 1). И только цены на горючее и смазочные материалы немного снизились в 2009 г. по сравнению 2008 г. Темпы роста цен не обосновываются производителями и поставщиками энергоресурсов, не осуществляется анализ себестоимости их производства. Повышение цен на энергоносители вызвал диспаритет цен между реализуемой продукцией сельского хозяйства и потребляемыми промышленными ресурсами.
С начала года по состоянию на октябрь 2018 г. сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретено 3322,0 тыс. тонн дизельного топлива и 566,3 тыс. тонн автобензина Аи-92 (соответственно 98,4% и 98,6% к уровню прошлого года).
По данным ЦДУ ТЭК Минэнерго России на 9 августа 2018 года, среднероссийская мелкооптовая цена топлива дизельного летнего составила 53310 руб./т, топлива дизельного зимнего - 57664 руб./т, автобензина Аи-92 - 54069 руб./т.
По сравнению с соответствующей датой 2017 года дизельное топливо летнее подорожало на 24,4%, зимнее - на 24,8%, автобензин - на 16,8%.
Общий расход нефтепродуктов (дизельное топливо, бензин, масла) в стоимостном выражении постоян-
но возрастал: в 2000 г. он составлял 36,5 млрд. руб. и в 2017 г. вырос до 142,3млрд. руб. или в 3,9 раза. (табл. 1).
Стоимость потребленной электроэнергии в 2000 г. составляла 7,6 млрд. руб., и выросла в 2010 г. до 34,8 млрд. рублей или в 4 раза (табл. 2). Но за этот период расход электроэнергии в кВт ч снизился в 2,2 раза. То есть рост цен составил за этот период в девять раз.
Удельный расход нефтепродуктов на 1 гектар сельскохозяйственных угодий в 2000 г. составлял 258 руб. и вырос в 2017 г. до 1759 руб. или в 6,8 раза; на 1 га пашни - с 399 до 2200 руб. (табл. 2).
Удельный расход электроэнергии за этот период вырос на 1 гектар сельскохозяйственных угодий с 54
до 681 руб, пашни - с 83 до 860 руб.
Удельный вес расходов на приобретение энергоресурсов (топливно-смазочных материалов, электроэнергии и топлива) в 2010 г. составил в затратах на основное производство продукции сельского хозяйства 11 %, что больше по сравнению с 1990 г. в 2,4 раза (табл. 3). Для растениеводства он составил соответственно 14,9 % или в 2,8 раза больше и животноводства - 6,9 % или в 2,5 раза больше. Но это обусловлено, в основном, значительным сокращением объемов приобретения минеральных удобрений, техники, комбикормов, строительных материалов.
Проведенный анализ потребления сельскохозяйственными
Таблица 1 - Расход ресурсов в сельскохозяйственных организациях России, млрд. руб. (по данным годовых отчетов МСх)
2000 2006 2010 2012 2016 2017 2017 в% к 2000
Нефтепродукты 36,5 67,3 70,9 90,8 136,4 142,3 В 3,9 раза
Электроэнергия 7,6 18,8 34,8 38,2 49,2 55,1 В 7,25 раза
Топливо 3,6 8,8 14,4 18,0 24,2 24,2 В 6,7 раза
Таблица 2 - Расход энергоресурсов на 1 га сельскохозяйственных угодий и пашни в сельскохозяйственных организациях РФ, руб. (по данным годовых отчетов МСх)
2000 2006 2010 2016 2017
Нефтепродукты
на 1 га сельхозугодий 258,2 659,8 796,1 1 686 1 759
на 1 га пашни 399,0 972,0 1095,9 2 128 2 220
Электроэнергия
на 1 га сельхозугодий 54,0 184,0 390,8 608 681
на 1 га пашни 83,4 271,0 537,9 768 860
Топливо
на 1 га сельхозугодий 25,2 85,8 161,7 299 299
на 1 га пашни 39,0 126,4 222,6 378 378
www.agroyug.ru
№1 февраль 2019
АГРИФйРУМ
Таблица 3 - Энергоресурсы в затратах на основное производство продукции сельского хозяйства, % от всех затрат по годам
2000 2006 2010 2016 2017 Отклонение в п.п.
Нефтепродукты 12,0 10,3 5,9 5,6 5,5 -6,5
Электроэнергия 2,5 2,9 2,9 2,0 2,1 -0,4
Топливо 1,2 1,3 1,2 1,0 0,9 -0,3
*По данным годовых отчетов сельскохозяйственных предприятий - МСХ РФ
предприятиями основных энергетических ресурсов за период с 1990 по 2018 год выявил уменьшение общих и удельных объемов потребления дизельного топлива, бензина и электроэнергии в 5-7 раз. Снижение расхода энергоресурсов объясняется как вынужденная экономия ресурсов из-за недостатка средств для их приобретения, так и внедрением сельскохозяйственными предприятиями энергоресурсосберегающих мероприятий (применение ресурсосберегающих технологий при производстве продукции, использование газомоторного топлива, биотоплива и альтернативных источников энергии).
В 2018 году наблюдался значительный рост цен на ГСМ, так дизельное топливо подорожало по сравнению в 2017 годом на 27,9%— цена составила 52,5 тыс. руб./т, бензин подорожал на 21,9% до 56,5 тыс. руб./т. «Данная ситуация привела к значительному росту затрат сельхозтоваропроизводителей при проведении весенних полевых работ, которые в первой половине 2018 года увеличились, по оперативной информации регионов, на 11,9 млрд. руб. с учетом инфляции», — отметил Министр сельского хозяйства Российской Федерации Патрушев, уточнив, что эта информация включает показатели 28 тыс. производителей, или 55% от их общего количества.
В 2018 г. Минсельхоз оценивал расходы на ГСМ для проведения весенних полевых работ в 86,2 млрд руб. Годом ранее затраты на них составляли 76,3 млрд руб., притом что потребность в топливе осталась примерно на уровне 2017 года — 4,61 млн т солярки и 807,4 тыс. т бензина.
В связи с резким ростом цена на ГСМ правительство России распределило 5 млрд рублей, выделенных из резервного фонда, в качестве компенсации расходов аграриев на ГСМ. Деньги распределены в виде погектарной поддержки, той самой несвязанной поддержки растениеводства.
Прямая поддержка приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями дизельного топлива в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -
www.agroyug.ru _
2020 годы не предусмотрена. Единственным направлением является поддержка приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями дизельного топлива, как оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства. Субсидия предоставляется на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на проведение комплекса агротехнологи-ческих работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади.
Следует отметить, что:
1. Субсидированию подлежит не вся посевная площадь. Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (приложение 7 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы) установлен перечень культур посевная площадь которых подлежит субсидированию. К ним относятся площади, занятые зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, и (или) посевные площади, занятые семенным картофелем, и (или) семенными посевами кукурузы для производства семян родительских форм гибридов и гибридов первого поколения П, и (или) семенными посевами подсолнечника для производства семян родительских форм гибридов и гибридов первого поколения П, а также оригинальных и элитных семян, и (или) семенными посевами сахарной свеклы для производства семян родительских форм гибридов и гибридов первого поколения П, и (или) льном-дол гун цом, и (или) технической коноплей, и (или) овощами открытого грунта, и (или) маточниками овощных культур открытого грунта, и (или) семенниками овощных культур открытого грунта.
2. Субсидия не предоставляется на площади, занятые зерновыми, зер-
нобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, субъектам Российской Федерации, имеющим наивысшие положительные финансово-экономические результаты деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства с учетом показателя почвенного плодородия субъекта Российской Федерации.
В 2018 году субсидия не предоставлялась на площади, занятые зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, в субъектах Российской Федерации, имеющих наименьшие значения суммарного ранга (Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская и Ростовская области, Краснодарский и Ставропольский края).
Порядок и условия предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства устанавл ивают-ся субъектами РФ.
В связи с резким удорожаем в 2018 году дизельного топлива распоряжением Правительства РФ от 4 августа 2018 г. № 1620-р Минсель-хозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования в размере 5 000 000 тыс. рублей на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, имея в виду приобретение дизельного топлива на проведение агротехнологических работ в субъектах Российской Федерации не менее 90 тыс. тонн в 2018 году.
Литературе
1. Корчевой Е.А. Состояние и перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения: презентация доклада. - Минпромторг России. Февраль 2017 г.
2. Наличие техники, энергетических мощностей в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации в 2016 году. Стат. Сборник. - М.: 2017 г.
3. ПолухинА.А.Организационно-экономические основы технического переоснащения сельского хозяйства/ А.А. Полухин. - Орел: Картуш, 2014. - 330 с.
4. Стратегия развития экспорта в отрасли сельскохозяйственного машиностроения на период до 2025 года. - Утверждена распоряжением правительства РФ от 31.08.2017 г. №1879 - р .
5. Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года. - утв. Распоряжением Правительства РФ от 7 июля 2017 г. № 1455-р.
6. Папцов А.Г. Направления обеспечения глобальной продовольственной безопасности/ Папцов А.Г.//АПК: Экономика, управление. 2015. № 10. С. 103-107.
7. Ушачев И.Г. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.: научное обеспечение/ И.Г. Ушачев// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. № 4. С. 5-11.