УДК 338.43.02: 339.13: 631.3
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ НА РЫНКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ
IMPORTSUBSTITUTIONINTHEAGRICULTURALMACHINERYMARKETRUSSIA
К.И. Алексеев, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства
E-mail: [email protected] K.I Alekseev, candidate of economic Sciences, senior researcher All-Russian research Institute of agricultural Economics
Аннотация. В статье рассматриваются наличие и приобретение отечественной и зарубежной сельхозтехники, соотношение отечественной и зарубежной техники в машинно-тракторном парке у сельхозтоваропроизводителей России, а также рынок сельхозтехники и меры по импортозамещению на рынке сельхозтехники России в условиях введения экономических санкций со стороны западных стран, которые проводятся на государственном уровне. Приведены данные о государственной поддержке импортозамещения сельхозтехники: в антикризисном плане Правительства Российской Федерации на 2016 и 2017 годы, постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации; поступившие данные от Минсельхоза России, Минпромторга России, АО «Росагролизинг», Ассоциации «Росагромаш», Государственного таможенного комитета Российской Федерации, ТАСС и Евразийской экономической комиссии.
Ключевые слова: экономические санкции, импортозамещение, рынок сельхозтехники, Россия, отечественная сельхозтехника, зарубежная сельхозтехника, приобретение, наличие, соотношение, машинно-тракторный парк, сельхозтоваропроизводитель, антикризисный план, программа поддержки сельхозмашиностроения, таможенная политика, утилизационный сбор, производство комплектуюших, ЕАЭС, финансирование, разработка сельхозтехники, совместное предприятие, локализация производства
Abstract. The article discusses the availability and acquisition of domestic and foreign agricultural machinery, the ratio of domestic and foreign technology in machine-tractor Park, agricultural producers of Russia, and also the agricultural market and measures on import substitution in the agricultural market of Russia in the conditions of economic sanctions from Western countries, which are held at the state level. The data about state support of import substitution of agricultural machinery in the anti-crisis plan of the Government of the Russian Federation for 2016 and 2017, resolutions and orders of the Government of the Russian Federation; the data received from the Ministry of agriculture of Russia, Ministry of industry and trade, JSC "Rosagroleasing", the Association "Rosagromash", the State customs Committee of the Russian Federation, TASS and the Eurasian economic Commission.
Key words: economic sanctions, import substitution, agricultural market, Russia, domestic agriculture, foreign agricultural machinery, acquisition, presence, ratio, machine-tractor Park of the agricultural producer, of the anticrisis plan support programme agricultural engineering, customs policy, recycling, manufacturing of components, EEU, financing, development of agricultural machinery, joint venture, localisation ofproduction
В настоящее время из-за экономических санкций по отношению к России со стороны западных стран остро встал вопрос импортозамещения, в том числе импортозамещения на рынке сельхозтехники России. Для решения вопроса импортозамещения с 2015 года Правительством Российской Федерации разрабатывается годовой антикризисный план. Для решения этого вопроса Правительством Российской Федерации был разработан антикризисный план на 2016 г. 29 февраля 2016 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал план действий правительства, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития России на 2016 г.
План действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, предусматривал следующие меры импортозамещения на рынке сельхозтехники: реализация программы поддержки сельскохозяйственного машиностроения, в том числе обновление парка сельскохозяйственных вузов, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. № 1432 (10 млрд. руб.) [1].
В 2017 г. антикризисный план, утвержденный Председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым, предусматривает финансирование на общую сумму до 107,5 млрд. руб. План состоит из 16 пунктов. Деньги выделяются на субсидирование российских организаций автомобильной промышленности, транспортного, сельскохозяйственного, строительно-дорожного и коммунального машиностроения, машиностроения для
пищевой, перерабатывающей и легкой промышленности, а также на пополнение Фонда развития промышленности [2].
По данным Минсельхоза России от 2.03.2017 г., министр Минсельхоза России Ткачев А.Н. в своем докладе о подготовке к проведению весенних полевых работ на Заседании Правительства РФ 2 марта 2017 г. отметил, что из средств резервного фонда Правительством на реализацию на субсидирование российских организаций сельскохозяйственного машиностроения (программа поддержки сельскохозяйственного машиностроения) выделено 13,7 млрд руб.
В Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года утверждается, что Россия обладает колоссальным потенциалом рынка сельхозтехники. Поэтому все зарубежные производители техники для АПК заинтересованы в увеличении своей доли на российском рынке и пытаются наращивать продажи. Для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, в Доктрине четко обозначено одно из приоритетных направлений экономической и производственной политики государства -поэтапное снижение зависимости отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов. Только наличие собственного сельхозмашиностроения позволит России проводить самостоятельную и независимую политику, направленную на импортозамещение продуктов питания, машин и оборудования, обеспечение продовольственной безопасности страны. Производство сельхозмашин в России сосредоточено в 10 ключевых сегментах, в которых отечественные компании сохранили существенные компетенции: тракторы сельскохозяйственные; машины для обработки почвы (плуги, бороны, культиваторы, комбинированные агрегаты); машины для посева (сеялки, посевные комплексы и машины посадо-рассадочные); машины для внесения удобрений и полива (машины для внесения органических и минеральных, жидких и твердых удобрений, ирригационные системы); машины для защиты растений (опрыскиватели самоходные, прицепные и навесные); машины для уборки зерновых и зернобобовых; машины для уборки корнеклубнеплодов; машины и оборудование для послеуборочной обработки и хранения урожая; оборудование для животноводства и птицеводства; машины для заготовки кормов.
Таблица 1 - Перечень сельхозтехники, выпускаемой российскими заводами, производимой в ограниченных _объемах и производство которой на отечественных предприятиях отсутствует_
Лидирующие позиции российских производителей Производство в РФ в ограниченном количестве В РФ производство отсутствует
Зерноуборочные комбайны Тракторы мощностью более 300 л.с. Почвообрабатывающая и посевная техника Элеваторное и зерноочистительное оборудование Техника для кормозаготовки (косилки, пресс-подборщики и др.) Самоходные опрыскиватели Тракторы 20-80 л.с., 80-130 л.с., 130180 л.с., 180-300 л.с. Оборудование для точного земледелия Машины для внесения оборудования Оборудование для полива и орошения Тракторы для садоводства и виноградарства Большинство сегментов оборудования для животноводства (в т.ч. для беспривязного содержания) Телескопические погрузчики Самоходные свеклоуборочные комбайны
Следует отметить, что крайне низкая обеспеченность техникой сельскохозяйственных товаропроизводителей характерна для следующих видов сельскохозяйственной техники и оборудования, критических с точки зрения импортозамещения: сельскохозяйственные тракторы, особенно малогабаритные, тягового класса 0,6, 0,9, 1,4, 2, 3, 5 и выше; свеклоуборочные комбайны, доля импорта которых составляет 100 %; техника для садоводства и виноградарства (специализированные тракторы, системы капельного орошения, градозащиты и т.д.); установки и аппараты доильные, техника для заготовки кормов; машины, установки, аппараты дождевальные и поливные, насосные станции; оборудование для пищевой и перерабатывающей промышленности; самоходные валковые жатки и косилки; машины и оборудование для отраслей животноводства (овцеводства, звероводства и др.).
Дефицит в такой технике покрывается импортом.
В своем докладе заместитель генерального директора АО «Росагролизинг» Зудина Н.И.на Всероссийском совещании агроинженерных служб «Об организации работы инженерно-технических служб АПК», прошедшем в Москве 2 февраля 2017 г., подчеркнула ограниченность перечня сельхозтехники, выпускаемой российскими заводами, и перечислила виды сельхозтехники, по которым лидируют российские производители, производимой в ограниченных объемах в стране и производство которой на отечественных предприятиях отсутствует (табл. 1).
Основным мероприятием в качестве меры государственной поддержки импортозамещения на рынке сельхозтехники предусмотрены субсидии за счет средств федерального бюджета производителям сельскохозяйственной техники на возмещение затрат на производство сельскохозяйственной техники, реализуемой сельхозтоваропроизводителям со скидкой. Для сохранения субсидий на закупку отечественной сельхозтехники было принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. № 1432
«Об утверждении правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники», в реализации которой непосредственно участвует АО «Росагролизинг». В нем был установлен порядок и условия предоставления с 1.01.2013 г. производителям сельхозтехники (тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов; сеялок, культиваторов и другой прицепной и навесной техники) субсидии из федерального бюджета в размере 15 % от её цены. В этих правилах были установлены максимальные размеры субсидий по каждому виду сельхозтехники. Субсидии предоставлялись на следующих условиях: производитель техники -налоговый резидент Российской Федерации не менее 3 -х лет, который осуществляет изготовление техники на территории России в полном объеме, а также предоставляет на реализуемую технику гарантию не менее чем 12 месяцев со дня её реализации; производитель, реализующий самоходную технику, имеет соглашения (договоры) с сервисными организациями по техническому обслуживанию и ремонту техники не менее чем в 40 субъектах Российской Федерации; реализация сельхозтехники по договору купли-продажи сельскохозяйственным товаропроизводителям со скидкой не менее 15 % от её цены. Суммарный объем субсидий, предоставляемых производителям, реализовавшим сельхозтехнику покупателям, находящимся на территории субъекта Российской Федерации, не может превышать 5 % объема субсидий, предусмотренных в установленном порядке Минсельхозу России на возмещение затрат на производство и реализацию сельхозтехники из федерального бюджета в текущем финансовом году.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2015 г. № 550 «О внесение изменений в правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» были увеличены субсидии на произведенную и поставленную сельхозтоваропроизводителям технику с 15 до 25 %, а для Сибири, Дальнего Востока и Крыма - до 30 %. Субсидии предоставлялись производителю: в размере 25 % цены сельскохозяйственной техники без учета НДС), но не более предельного размера субсидии на единицу сельскохозяйственной техники, указанного в приложении к настоящим правилам; в размере 30 % цены сельскохозяйственной техники без учета НДС), но не более предельного размера субсидии на единицу сельскохозяйственной техники, указанного в приложении к настоящим правилам - в случае реализации сельскохозяйственной техники сельхозтоваропроизводителям, зарегистрированным на территории Крымского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
В 2015 году в программе субсидирования приняли участие 41 производитель сельхозтехники. Субсидии и скидки предоставлялись на 59 видов сельскохозяйственной техники. На субсидирование производителей сельхозтехники было направлено 5,2 млрд. руб. Благодаря действию программы сельхозтоваропроизводителями приобретено 6405 единиц сельскохозяйственной техники, в том числе 979 тракторов, 2195 зерноуборочных комбайнов, 106 кормоуборочных комбайнов, 3125 единиц прицепной, навесной и прочей самоходной сельскохозяйственной техники [1].
Правительство Российской Федерации определило меры помощи производителям сельскохозяйственной техники, которые применялись в 2016 году (распоряжение Правительства РФ от 25 марта 2016 г. № 501 -р). На реализацию соответствующей программы было выделено 9,9 млрд. руб. На субсидирование организаций, производящих тракторы, зерноуборочные комбайны и прочую технику сельскохозяйственного назначения, общий объем дополнительных субсидий составил 8 млрд. руб. Еще 500 млн. руб. было направлено на обновление учебной базы инженерных факультетов сельскохозяйственных вузов.
Спрос на отечественную технику был настолько велик, что объем субсидий составил 15 млрд. руб. В
2016 г. российские предприятия, используя этот инструмент, смогли дополнительно реализовать техники на 35 млрд. руб. За время действия программы (2013-2016 гг.) сумма предоставленной субсидии превысила 18,4 млрд. руб., что позволило дополнительно поставить сельхозпроизводителям техники на сумму 81,5 млрд. руб. В
2017 году количество производителей сельхозтехники, которые реализуют свою продукцию со скидкой, вырастет до 80 [3].
По данным Минпромторга России от 21.02.2017 г., в 2016 г. было поставлено сельхозтоваропроизводителямпо сниженной цене 3120 зерноуборочных комбайна, 1092 трактора и 260 кормоуборочных комбайна. Также, по данным Минсельхоза России от 10.01.2017 г., все выделенные средства на обновление учебной базы инженерных факультетов аграрных вузов в полном объеме были распределены между 48 вузами, что позволило им закупить порядка 490 ед. сельхозтехники.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2017 г. № 261 внесены изменения в Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники в рамках постановления Правительства Российской Федерации № 1432. С 17.03.2017 г. снижена ставка с 30 до 20 % для регионов Сибирского и Дальневосточного округов, а также Республики Крым, г. Севастополя и Калининградской области; а для остальных регионов России - с 25 до 15 %. Основной причиной снижения размера субсидии и скидки являются ограниченность бюджетных средств и невозможность расширения списка участников программы - российских производителей сельхозтехники [3]. По нашему мнению, такое снижение может уменьшить положительный эффект от реализации данного постановления, который был достигнут в 2016 г.
Таможенная политика государства в отношении регулирования импорта сельскохозяйственной техники и оборудования также имеет большое значение для технической и технологической модернизации сельского
хозяйства России. Таможенные пошлины на ввоз сельхозтехники при вступлении в ВТО изменились. По данным Государственного таможенного комитета Российской Федерации пошлины на тракторы уменьшаются, начиная с 2013 г., с 15 до 10 %, а на зерно- и кормоуборочные комбайны новые и старше трех лет - с 15 до 5 %. По машинам свеклоуборочным они остались в прежнем размере (5 % от таможенной стоимости), а по прицепной и навесной сельхозтехники - снизились с 5 до 0 %.
В рамках ВТО разрешается использование обоснованных защитных мер. С учетом возросшего импорта и непредвиденных обстоятельств, вызвавших этот рост (изменение способа поставок зерноуборочных комбайнов - с поставок комбайнов в готовом виде на поставки в виде модулей), серьезного ущерба отрасли экономики государств-членов ТС, Коллегия Единого экономического союза (ЕЭК) своим решением от 26.06.2013 г. № 143 ввела специальную защитную пошлину. Но из-за несогласия с этим решением одной из сторон специальная пошлина была заменена квотой на период с 1.01.2014 г. по 21.08.2016 г. Объем импортной квоты в отношении зерноуборочных комбайнов и модулей зерноуборочных комбайнов, установленный решением Коллегии ЕЭК от 15.10.2013 г. № 223 для Российской Федерации, составляла 454 ед. в 2014 г., 437 ед. в 2015 г. и 288 ед. в 2016 г. [4].
Правительство Российской Федерации приняло постановление от 6 февраля 2016 г. № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», направленное на поддержку отечественных производителей сельхозтехники и защиту рынка сельхозтехники от поступления выработавшей свой срок эксплуатации зарубежной сельхозтехники. Этим постановлением устанавливаются ставки утилизационного сбора на самоходные сельскохозяйственные машины и прицепы к ним (тракторы, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, самосвалы для эксплуатации в условиях бездорожья, самоходные опрыскиватели и косилки, погрузчики, прицепы тракторные), которые имеют отечественные аналоги. Так, например, в отношении импортных и отечественных тракторов колесных мощностью от 60 до более 380 л.с. размер сбора составит от 105 тыс. руб. до 1,35 млн руб. для новых тракторов и от 450 тыс. руб. до 6 млн руб. для тракторов со сроком использования свыше 3-х лет соответственно. Сбор на зерноуборочные комбайны составит от 360 тыс. руб. до 1,8 млн руб. для новых комбайнов и от 1,32 млн руб. до 6,8 млн руб. для комбайнов со сроком использования свыше 3 -х лет соответственно.
Из постановления исключены самоходные машины для уборки клубней и корнеплодов самоходные и одноосные полуприцепы, как не имеющие отечественных аналогов. По мнению Минпромторга России введение утилизационного сбора не должно сказаться на повышение закупочных цен на отечественные виды сельхозтехники, поскольку в бюджете на 2016 г. были запланированы средства на поддержание отечественного сельхозмашиностроения. В бюджете на 2016 г. было заложено 34 млрд руб. на компенсацию утилизационного сбора, в том числе на утилизацию сельхозтехники - 13 млрд руб. [1].
По данным АО «Росагролизинг» от 15.12.2016 г., на расширенном заседании в Совете Федерации на тему «О ходе реализации ФЗ от 29.10.2015 № 392-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части, касающейся уплаты утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним», прошедшем 13.12.2016 г., сенаторы рекомендовали Минпромторгу внести изменения в постановление Правительства российской Федерации от 6 февраля 2016 г. № 81, предусматривающие корректировку размеров утилизационного сбора и совершенствование механизма взимания этого сбора. Предложено также исключить из Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним техники (тракторов сельскохозяйственных гусеничных, комбайнов зерноуборочных, машин сельскохозяйственных самоходных и прицепов), которая не производится на территории России и Белоруссии, либо производится в недостаточном количестве.
По данным Евразийской экономической комиссии от 10 марта 2017 г., на Евразийском межправительственном совете 7 марта 2017 г. было принято решение о создании условий для организации производства комплектующих для сельхозтехники, которая в ЕАЭС не производится. Речь идет об электронных компонентах, двигателях и трансмиссиях. Это решение особенно актуально в условиях увеличения импорта техники для нужд сельского хозяйства. Сокращение импорта дорогостоящих узлов снизит стоимость производства сельхозтехники, что приведет к снижению цен на готовую продукцию. В перспективе эта мера позитивно скажется на развитии сельского хозяйства в целом и будет способствовать повышению технического уровня государств Союза и стимулировать освоение новых технологий. Для развития отрасли будут использованы такие механизмы, как привлечение инвестиций, реализация совместных программ и проектов по организации производства аналогов на территории ЕАЭС, содействие организации таких производств, в том числе с участием зарубежных производителей. Предприятия ЕАЭС смогут применять меры, направленные на финансовую поддержку совместных программ и проектов по созданию инновационных предприятий, приобретать необходимое для производства комплектующих оборудование в лизинг на льготных условиях, подтверждать соответствие аналогов комплектующих, выпускаемых на территориях государств-членов.
Федеральные власти осуществляют финансирование разработки современной высокопроизводительной сельхозтехники, которая может заменить аналогичную зарубежную сельхозтехнику. Например, в
постановлении Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. № 957 « О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям сельскохозяйственного машиностроения в целях компенсации части затрат на транспортировку, омологацию и подтверждение соответствия продукции международным стандартам» предоставляются из федерального бюджета в 2016 г. субсидии из федерального бюджета организациям сельскохозяйственного машиностроения в целях компенсации части затрат на транспортировку, омологацию и подтверждение соответствия продукции международным стандартам в размере 1,5 млрд руб. Под омологацией и подтверждением соответствия продукции международным стандартам понимается проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области сельскохозяйственного машиностроения, в том числе доработка ее конструкции, в целях обеспечения соответствия продукции международным техническим требованиям. Компенсируется до 90 % затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области сельскохозяйственного машиностроения, доработку, адаптацию техники и до 100 % расходов по ее сертификации для зарубежных рынков.
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. N 1312 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов» (с изменениями и дополнениями от 9 апреля 2016 г.) устанавливает порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно -исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов. Субсидии предоставляются организациям, прошедшим конкурсный отбор на право получения субсидии на компенсацию части затрат на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, непосредственно связанных с созданием продукции в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности. На совещании «Об организации проведения в 2017 году весенних полевых работ», которое состоялось в Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Морозов А.Н. сообщил, что в рамках постановления № 1312 и с привлечением займов Фонда развития промышленности реализуется 14 проектов по разработке и серийному производству современной техники, в том числе тракторов, высокопроизводительных зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, техники для растениеводства и оборудования для животноводства.
Для увеличения темпов обновления парка техники в 2016 г. Минсельхоз России предлагал рассмотреть вопрос о развитии производства зарубежной сельхозтехники на совместных предприятиях, которая не производится или производится в недостаточном количестве в России, на территории страны с высокой степенью локализации. В настоящее время зарубежные компании, выпускающие сельскохозяйственную технику и имеющие предприятия в России, могут получать господдержку и рассчитывать на компенсацию утилизационного сбора. Начальный уровень локализации производства техники и оборудования в России для поставщиков АО «Росагролизинг» должен составлять не менее 30 % с обязательным поэтапным увеличением до 50 %. При этом поставщики должны располагать развитой сетью сервисных центров. Поэтому они вкладывают большие финансовые средства на развитие производства сельхозтехники [1, 8-17].
В рамках Петербургского международного экономического форума правительство России в лице Министерства промышленности и торговли подписало специальный инвестиционный контракт (СПИК) с российским заводом «КЛААС», выпускающим сельскохозяйственную технику немецкого бренда CLAAS. Тем самым за компанией официально закрепился статус «российского производителя сельхозтехники», закупка продукции которого может осуществляться при финансовой поддержке государства. В свою очередь, компания берет на себя обязательства по дальнейшей локализации производства и выполнению всех технологических операций на российском заводе по условиям постановления правительства № 719. Модернизированный в конце 2015 года краснодарский завод «КЛААС» является одним из самых современных предприятий сельскохозяйственного машиностроения в Европе, и общий объем инвестированных в его развитие средств уже превысил 120 млн. евро [5].
Зерноуборочные комбайны Tucano, выпускаемые на краснодарском заводе «Клаас», вошли в программу субсидирования российских производителей сельхозтехники на 2017 год. Согласно расчетам экспертов, благодаря господдержке может быть реализовано до 400 единиц техники на сумму свыше 4 млрд. руб., однако дальнейшее получение субсидий будет зависеть от выполнения Claas условий специнвестконтракта по локализации производства. Техника включена в перечень по заключению Минпромторга России о её соответствии критериям правил предоставления субсидий. Согласно размещенным документам, скидка 15 -20 %, в зависимости от региона, будет предоставляться при реализации четырех моделей зерноуборочного комбайна Tucano: 340, 450, 570 и 580 в семи модификациях: с объемом зернового бункера 8-10 тыс. л, тремя
типами системы обмолота - с классическим 6-клавишным соломотрясом, APS и уникальным APS Hybrid. Стоимость техники (без учета скидки и НДС) варьируется от 10,6 млн руб. до 14,5 млн руб., в зависимости от модификации [6].
Российский рынок для CNH Industrial, которую отечественные сельхозтоваропроизводители знают по технике под марками NewHolland и Case, является одним из приоритетных. Компания активно работает над повышением уровня локализации производства в России. На сегодняшний день в завод в Набережных Челнах инвестировано порядка 50 млн. долларов. При этом уровень локализации производства комбайнов достигает 23,7 %, а тракторов - 29,3 %. В планах итальянских сельхозмашиностроителей увеличение инвестиций в российское производство. Кроме того, CNH Industrial рассматривает возможности производить запасные части в России, что также будет способствовать снижению цен [7].
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев К.И. Меры государственного стимулирования технической и технологической модернизации сельского хозяйства на федеральном уровне // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 3. С. 10-20.
2. ТАСС [Электронный ресурс]. // Антикризисный план «похудел» почти в 20 раз за два года. Новости от 20.01.2017 г. - Режим доступа: http:// finance.rambler.ru/news/2017-01-20/antikrizisnyy-plan-2017-pohudel-pochti-v/
3. Сайт Ассоциации «Росагромаш» [Электронный ресурс]. // Внесены изменения в программу субсидирования производителей сельхозтехники. Пресс-релиз от 17.03.2017 г. - Режим доступа: http://www.rosagromash.ru/32-uncategorised/1046-vneseny-izmeneniya-v-programmu-subsidirovaniya-proizvoditelej-selkhoztekhniki
4. Кузьмин В.Н. Механизм экономической интеграции и техническое оснащение сельского хозяйства России // Техника и оборудование для села. 2014. № 7. С. 2-6.
5. Сайт Медиа-Группы ЗАО Крестьянские ведомости [Электронный ресурс]. // Правительство РФ открыло концерну CLAAS льготную дорогу на российский рынок. Новости от 21.06.2016 г. - Режим доступа: http://kvedomosti.ru
6. Сайт Медиа-Группы ЗАО Крестьянские ведомости [Электронный ресурс]. // Господдержка входит в Claas. Новости от 31.03.2017 г. - Режим доступа: http:// kvedomosti.ru
7. Сайт АО «Росагролизинг» [Электронный ресурс]. // Росагролизинг ведет политику снижения цен на запасные части к сельхозтехнике. Новости от 15.06.2016 г. - Режим доступа: http ://www. rosagroleasing. ru/smi/news/13204740/
8. Полухин А.А., Полухина М.Г., Шендаков А.И., Ставцев А.Н., Гранкин Н.Н., Климова С.П. Управление технико-технологической модернизацией и селекционным процессом в молочном скотоводстве // Вестник ОрелГАУ. 2012. №1(34). С. 76-93
9. Коломейченко В.В., Полухин А.А., Полухина М. Г, Климова С.П., Ставцев А. Н., Анисимова Е.И., Бугаев С.П., Богачев А.И. Перспективы развития молочного скотоводства в условиях обеспечения продовольственной безопасности: Монография. - «Орловский ГАУ им. Н.В. Парахина» 2016 г. 184 с.
10. Полухин А.А. Влияние рыночной конъюнктуры на формирование тракторного парка сельскохозяйственных предприятий России // Современная конкуренция. 2012. №34(4) С. 53-60
11. Полухин, А.А. Экономическая оценка перспектив технической модернизации сельского хозяйства РФ в условиях ВТО // Аграрная Россия. 2013. №11. С. 33-36
12. Санду И.С., Полухин А.А. Технико-технологическая модернизация сельского хозяйства России // Экономика сельского хозяйства России. 2014. №1 С. 5-8
13. Полухин А.А., Лисютченко Н.Н. Организационно-экономические основы энергосбережения в сельском хозяйстве // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences, No. 4 (4) / 2012 page 20-26
14. Санду И.С., Бурак П.И., Полухин А.А. Экономические аспекты технико-технологической модернизации сельского хозяйства в условиях интеграции в Евразийский экономический союз // Экономика сельского хозяйства России. 2015. №7 с. 84-89
15. Семыкин В.А., Пигорев И.Я., Солошенко В.М. Актуальность и реальное состояние импортозамещения в растениеводстве Курской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2016. № 7. С. 47-52.
16. Шашкова И.Г. АПК Рязанской области в период реализации политики импортозамещения // В сборнике: Аграрный потенциал в системе продовольственного обеспечения: теория и практика. - ФГБОУ ВО Ульяновская ГСХА. 2016. С. 160-166.
17. Иванихина Л.Н., Суховская А.М., Борисова М.Л. Производство конкурентоспособной почвообрабатывающей техники в ЗАО ПК «Ярославич» как стратегия импортозамещения // Вестник АПК Верхневолжья. 2015. № 4. С. 14-18.