Научная статья на тему 'Methodological approach to the evaluation of State support of Russian agriculture’s technical and industrial modernization for the purpose of sectoral Foresight'

Methodological approach to the evaluation of State support of Russian agriculture’s technical and industrial modernization for the purpose of sectoral Foresight Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
142
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TECHNICAL POTENTIAL / AGRICULTURE / AGRICULTURAL MACHINERY / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Polukhin A.A.

The article presents results of an economic study of technical and technological modernization of agriculture in Russia and offered the main directions of improving the competitiveness of domestic producers. To increase the pace of modernization of agricultural equipment in the Russian Federation should be harmonized organizational and economic measures of state stimulation of technical and technological modernization of agriculture in Russia and the countries of the EEU, supported development of new models of Russian agricultural machinery and new measures to promote the upgrading of technical park with domestic samples of agricultural machinery.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Methodological approach to the evaluation of State support of Russian agriculture’s technical and industrial modernization for the purpose of sectoral Foresight»

DOI http://dx.doi.org/10.18551/rjoas.2016-06.02

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ОБОСНОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОГО ФОРСАЙТА

METHODOLOGICAL APPROACH TO THE EVALUATION OF STATE SUPPORT OF RUSSIAN AGRICULTURE'S TECHNICAL AND INDUSTRIAL MODERNIZATION FOR THE PURPOSE OF SECTORAL FORESIGHT

Полухин А. А., доктор экономических наук Polukhin A.A., Doctor of Economic Sciences ФГБНУ ВНИИЭСХ, ФГБНУ ВНИИФ, Москва, Россия All Russian Research Institute of Agricultural Economics & All Russian Research Institute of Phytopathology, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты экономического исследования вопросов технико-технологической модернизации сельского хозяйства России и предложены основные направления повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Для увеличения темпов модернизации парка сельскохозяйственной техники в РФ необходима гармонизация организационно-экономический мер государственного стимулирования технико-технологической модернизации сельского хозяйства в РФ и странах ЕАЭС, поддержка разработки новых моделей сельскохозяйственной техники российским производителями, формирование новых мер стимулирования модернизации парка сельскохозяйственной техники отечественными образцами техники.

ABSTRACT

The article presents results of an economic study of technical and technological modernization of agriculture in Russia and offered the main directions of improving the competitiveness of domestic producers. To increase the pace of modernization of agricultural equipment in the Russian Federation should be harmonized organizational and economic measures of state stimulation of technical and technological modernization of agriculture in Russia and the countries of the EEU, supported development of new models of Russian agricultural machinery and new measures to promote the upgrading of technical park with domestic samples of agricultural machinery.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Технический потенциал, сельское хозяйство, сельскохозяйственная техника, инновационные технологии, модернизация.

KEY WORDS

Technical potential, agriculture, agricultural machinery, innovative technologies, modernization.

Развитие сельского хозяйства невозможно без объективной оценки технической оснащенности и эффективности использования сельскохозяйственной техники. В этой связи вопросами обоснования методик оценки технической оснащенности занималось достаточно много крупных ученых, экономистов-аграрников. Отметим, что методические аспекты оценки технической оснащенности и эффективности реализации технического потенциала в сельском хозяйстве рассматривались как в комплексе, так и с точки зрения совершенствования методических подходов к изучению отдельных аспектов использования техники. Важным аспектом считаем

оценку эффективности государственной поддержки технической модернизации сельского хозяйства.

Таблица 1 - Значения показателей (индикаторов) реализации основного мероприятия «Обновление парка сельскохозяйственной техники» подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Наличие на конец года всего, тыс. шт.'

тракторов 435,8 433,8 409,1

зерноуборочных комбайнов 134,2 130,4 128,3

кормоуборочных комбайнов 19,2 17,4 15,8

Приобретено всего, шт.2

тракторов 15265 14120 10832

зерноуборочных комбайнов 5502 5336 5375

кормоуборочных комбайнов 824 835 670

Приобретено в рамках основного мероприятия подпрограммы «Обновление парка сельскохозяйственной техники» Госпрограммы на 2013-2020 годы план факт план факт план факт

тракторов 1221 37 1222 191 1360 979

зерноуборочных комбайнов 1019 515 937 1584 830 2195

кормоуборочных комбайнов 255 20 234 69 207 106

Такое представление информации позволяет объективно оценить потенциальную потребность в объемах финансирования мероприятия для стимулирования технической модернизации с учетом импортозамещения на рынке сельскохозяйственной техники, а также позволит увидеть динамику эффективности подпрограммы. Реализация постановления Правительства Российской Федерации 04.06.2015 № 550 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» обеспечила рост спроса на российские образцы техники и стимулировала производителей сельскохозяйственной техники вести новые разработки. Укажем, что основная сумма предоставленных субсидий, по данным производителей, направлена на модернизацию технической базы заводов или модернизацию модельного ряда выпускаемой техники. Укажем, что в 2015 году скидка была увеличена до 25%, а в ряде регионов до 30% (Крымского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов), что позволило российским производителям сельскохозяйственной техники, в условиях снижения курса рубля не повышать цены и увеличить своё присутствие на рынке.

Постановление правительства постановления Правительства Российской Федерации 04.06.2015 № 550, формирующего механизм возмещения части затрат производителей сельскохозяйственной техники, мера поддержки является востребованной и требует дальнейшего применения и развития. Этой мерой поддержки охотно пользуются как сельскохозяйственные производители так и предприятия машиностроения.

Считаем целесообразным представить суммарные данные о объемах поставок техники через структуры ОАО «Росагролизинг» и ОАО «Россельхозбанк». Это дает возможность наглядно увидеть востребованность привлеченных финансовых ресурсов для технической модернизации.

Технико-техническая модернизация сельского хозяйства России происходит недостаточно быстрыми темпами, причем ключевую роль в модернизации играют иностранные производители сельскохозяйственной техники. При производстве техники в России обязательным условием должен быть импорт комплектующих менее 50% общей стоимости машины. В противном случае она должна считаться импортной машиной. Фирмам, организующим производство машин последнего поколения, должны быть рассмотрены вопросы о включении в реестр поставляемой по лизингу техники,

1 Данные гостехнадзора.

2 Данные органов АПК регионов.

снижение таможенных пошлин на комплектующие и субсидировании 25% затрат исходя и доли российских комплектующих.

Таблица 2 - Обновление парка основных видов техники в РФ в 2014 -2015 годах за счет средств ОАО «Росагролизинг» и ОАО «Россельхозбанк», ед.

Показатель 2014 г. 2015 г.

Передано в лизинг ОАО «Росагролизинг»

тракторов 1803 803

комбайнов 701 1076

Количество сельскохозяйственной техники, приобретенной за счет кредитов ОАО «Россельхозбанк»

тракторов 1 779 666

зерноуборочных комбайнов 1 231 692

кормоуборочных комбайнов 93 75

Необходимо разработать актуальную и реализуемую стратегию развития сельскохозяйственного машиностроения в основе которой должно стоять не положении о необходимости импортозамещения (это не цель, а средство), а тезис о технической модернизации сельского хозяйства как о ключевом ресурсном факторе формирования продовольственной безопасности.

Разработка стратегии позволит объективно оценить:

- состояние и тенденции развития рынка сельскохозяйственной техники

а) рынок тракторов не контролируется российскими производителями - менее 20% тракторов либо российские разработки, либо собираются на территории РФ

б) рынок зерно и кормоуборочной техники более чем на 50% формируют российские производители, однако суммарный объем продаж такой техники в РФ, обеспечивающий коэффициент обновления парка 4,2% (в 2015 г. сельскохозяйственными производителями приобретено 5375 единиц зерноуборочных комбайнов, по данным Гостехнадзора у производителей числится 128,3 тыс. зерноуборочных комбайнов) не позволяет говорить как о модернизации парка, так и о простом воспроизводстве не только в количественном выражении, но и даже в мощностном.

в) рынок самоходной свекло-, картофелеуборочной техники практически полностью занят иностранными производителями, а применяемые в России при масштабном производстве этих культур технологии не позволят даже говорить о возможности использования российских аналогов;

- дать объективную оценку современного парка сельскохозяйственной техники в РФ и оценить ёмкость рынка сельскохозяйственной техники:

а) имеющаяся у сельскохозяйственных производителей техника позволяет осуществлять производство, однако её возрастная структура (старше 10 лет по данным на конец 2015 года 60,24% тракторов, 45,43% зерноуборочных комбайнов), и доля импортной техники (по данным на конец 2015 года 69,4% тракторов, 20,7% зерноуборочных комбайнов) не позволяют говорить о перспективах формирования продовольственной безопасности с оптимизмом.

б) повышение доходности сельского хозяйства в условиях импортозамещения на рынках продовольствия и повышение доступности заёмных и привлеченных средств позволит увеличить рынок сельскохозяйственной техники по меньшей мере вдвое.

- оценить эффективность и разработать направления и методы государственной поддержки как предприятий сельскохозяйственного машиностроения, так и стимулирования к технической модернизации сельскохозяйственных предприятий:

а) Сумма выплаченных субсидий составила 5 194,9 млн. руб., что составляет 100,0% от лимита бюджетных обязательств, предусмотренных на данные цели, с учетом 3 294,9 млн. руб., выделенных Минсельхозу России:

- 2 000,0 млн. руб. в соответствии с пунктом 44 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской

Федерации от 27.01.2015 № 98-р, распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.04.2015 № 569-р;

- 1 294,9 млн. руб. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 № 2679-р.

При этом поставлено 6 405 ед. сельскохозяйственной техники, в том числе 979 ед. тракторов (72%, от прогнозного значения целевого индикатора), 2195 ед. зерноуборочных комбайнов (264%,) и 106 ед. кормоуборочных комбайнов (51%). В этой связи считаем целесообразным использовать меры поддержки в комплексе с финансовыми рычагами стимулирования продаж снижения процентов по инвестиционным кредитам в сельское хозяйства через Россельхозбанк и Сбербанк, формирование программ кредитования при которых новая российская техника станет сама для себя залоговой базой. Даже целевые индикаторы Госпрограммы 2013-2020 года не дают возможности говорить о перспективах модернизации отраслей сельского хозяйства.

б) Важным резервом повышения эффективности технической модернизации сельского хозяйства является финансовый механизм. В рамках подпрограммы «Развитие финансово-кредитной системы АПК» в соответствии с Планом Минсельхозу России предусмотрено выделение бюджетных ассигнований в размере 2 000,0 млн. руб. для осуществления взноса в уставный капитал ОАО «Росагролизинг» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2015 г. № 286-р) в целях реализации программы льготного лизинга современной сельскохозяйственной техники российского производства. По информации ОАО «Росагролизинг» осуществление имущественного взноса в уставный капитал позволило передать сельскохозяйственным товаропроизводителям по договорам льготной финансовой аренды (лизинга) 788 ед. сельскохозяйственной техники (106,3% от запланированного объема), в том числе: 40 тракторов, 215 комбайнов и 533 ед. прочей сельскохозяйственной техники (из 467 тракторов, 132 комбайнов, 142 ед. прочей сельскохозяйственной техники), по тракторам и комбайнам программа провалена. Помимо этого, в 2015 г. Общество участвовало в реализации постановления Правительства РФ № 1432 от 27.12.2012. По итогам прошлого года Обществом в рамках реализации данного постановления поставлено 729 ед. сельхозтехники на 4,1 млрд. руб. Всего в лизинг в 2015 году ОАО «Росагролизинг» поставило всего 803 трактора и 1076 комбайна, что для организации государственного масштаба и государственными задачами мало.

Помимо ОАО «Росагролизинг» на рынке имеются лизинговые предложения, такие как программа лизинга сельскохозяйственной техники компанией John Deere Financial, но объемы поставок по ним не велики и они узко направлены на марки техники.

Лизинг техники должен стать доступным во всех регионах, а механизм поставок и стоимость его должна обеспечивать интенсивное обновление парка.

Целью разработки стратегии будет заключаться обоснование стратегических направлений формирования конкурентного рынка сельскохозяйственной техники на основе модернизации сельскохозяйственного машиностроения России и реализации его потенциала.

Ключевыми индикаторами могут стать как количественные показатели для машиностроителей: объем производства, объем продаж, доля на рынке, количество новых моделей и освоенных новых рыночных сегментов, но и качественные возрастная структура парка техники в сельском хозяйстве, доля российской техники в парке.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Злобин Е.Ф. Особенности рынка сельскохозяйственной техники Орловской области / Злобин Е.Ф., Полухин А.А. // Экономические и гуманитарные науки. 2010. - № 5 (220). - С. 78-84.

2. Полухин А.А. Технико-экономическая оценка способов содержания крупного рогатого скота / А.А. Полухин // Вестник ОрёлГАУ. - 2009. -№6 с. 56-59

3. Ставцев А.Н.Экономическая эффективность использования технического потенциала в молочном скотоводстве / А.Н. Ставцев, А.А. Полухин// Молочное и мясное скотоводство. - 2012. - №1 с. 7-9

4. Парахин Н.В. Экономическая оценка технического переоснащения растениеводства Орловской области/ Н.В. Парахин, А.А. Полухин // Сельскохозяйственные машины и технологии. - 2014. - № 4 с. 48

5. Полухин, А.А. Конкурентные преимущества производителей сельскохозяйственной техники на рынке Орловской области / А.А. Полухин// Современная конкуренция. -2010. - №3(21) с. 97-109

6. Полухин, А.А. Использование материально-технических ресурсов в сельхозпредприятиях Орловской области / А.А. Полухин// АПК: экономика, управление. - 2010. - №11 с. 122-124

7. Полухин А.А. Укрепление материально-технической базы производства зерна / Полухин А.А., Алпатов А.В., Ставцев А.Н. // АПК: Экономика, управление. 2013. № 10. С. 53-61.

8. Полухин А.А. Оценка состояния, использования и воспроизводства материально-технической базы сельскохозяйственных организаций Орловской области / Полухин А.А., Алпатов А.В., Ставцев А.Н. // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2012. Т. 38. № 5. С. 78-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.